Руководителей и лидеров принято рассматривать как тех, кто влияет с посредством распределения ресурсов и возможностей на основные групповые процессы и вклад каждого члена в общую работу группы. Руководители играют важную роль в управлении внешними отношениями группы и выступают «связующим звеном» между группой и внешней средой, обеспечивают фильтрацию и объяснение внешней информации, определяют стратегии взаимодействия с внешней средой.
Необходимо различать понятия «руководство» и «лидерство». Руководство представляет собой регламентировано функционирующий в системе формальных отношений феномен, тогда как лидерство – спонтанно возникающее в системе неформальных отношений явление. Основу руководства составляют полномочия власти, а лидерства – процесс межличностного влияния и т.д. Общей их особенностью является связь с такой системой отношений в группе, как доминирование-подчинение, влияние-зависимость.
Понятно, что одно и то же лицо может быть одновременно руководителем и неформальным лидером. В этом случае усиливается влияние руководителя на жизнь группы и ее эффективность.
В зависимости от характера принятия решения и взаимодействия с подчиненными выделяют стили руководства: авторитарный (автократический), демократический (коллегиальный), попустительский (анархический)(табл. 17).
Таблица 17. Отличительные признаки стилей руководства
Критерии | Стили руководства | ||
авторитарный | демократический | попустительский | |
Сбор и передача информации | руководитель собирает информацию для личного пользования | руководитель информирует подчиненных | руководитель лично пользуется информацией, или информирует подчиненных |
Оценка ситуаций | руководитель оценивает сам или с помощью экспертов | руководитель стремится узнать мнение подчиненных и обменивается с ними точками зрения | руководитель не стремится оценивать ситуации |
Обсуждение проблем | руководитель пресекает коллективное обсуждение | руководитель допускает коллективное обсуждение, критические высказывания | руководитель дает группе возможность коллективного обсуждения и часто не вмешивается |
Выработка решения | руководитель вырабатывает решение один или с помощью своего начальства | руководитель вырабатывает решение совместно с подчиненными | руководитель предоставляет группе возможность принимать решение |
Воздействие на подчиненных | руководитель чаще использует приказы, распоряжения, замечания и выговоры | руководитель чаще использует психологические приемы, своевременные и адекватные поощрения и наказания | руководитель избегает воздействия на подчиненных или неадекватно часто использует похвалу |
Организация взаимодействия подчиненных | жесткое разделение работы между членами группы; общий план работы знает только руководитель | каждый знает свою работу и работу других | руководитель не стремится организовывать взаимодействие подчиненных |
Контроль за подчиненными | непрерывный контроль, недоверие к подчиненным | контроль в основном за принятием решения и результатом, доверие к подчиненным | контроль отсутствует |
|
Влияние стиля руководства на групповую эффективность зависит от уровня развития группы и предоставляемых ей полномочий. В только что созданных группах преимущество имеет руководство с директивным стилем, так как оно достаточно быстро уменьшают неопределенность и устанавливает внутренний порядок, обеспечивает координацию действий членов и активно управляет внешней активностью группы. В сформированных группах, которые имеют развитую и отчетливую структуру норм, ролей и взаимных ожиданий, создающих основу для внутренней стабильности и координации индивидуальных действий, директивное вмешательство может быть лишним или даже мешающим: отвлекает внимание индивидов, снижает их самостоятельность и инициативу, создает чрезмерную зависимость от руководителя. Это наиболее отчетливо проявляется в группах с высокой автономией жизнедеятельности, например, в самоуправляемых рабочих командах. В таких группах преимущество имеет демократический стиль руководства. В некоторых случаях непосредственное руководство утрачивает свое значение и руководитель в группе может вовсе отсутствовать.
|
Существует также несколько типологий неформального лидерства:
- по широте деятельности: постоянный и ситуативный лидер;
- по содержанию деятельности: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-генератор, лидер-эрудит, лидер-аттрактор, лидер-профессионал;
- по влиянию на сферы жизнедеятельности группы: инструментальный и социо-эмоциональный лидер;
- по уровню групповой активности и содержанию выполняемых функций: общегрупповые и микрогрупповые лидеры.
Так, общегрупповые лидеры координируют активность и отношения подгрупп, а также не включенных в них членов в контексте решения общегрупповых задач. Лидеры подгрупп определяют направленность активности своих подгрупп в соответствии с интересами их членов. Подгруппы имеют свои цели, нормы и ценности, являются коллективными субъектами общения и деятельности. С одной стороны, необходимо регламентировать внутреннюю активность подгрупп, что возлагается на каждого из ее лидеров. С другой стороны, подгруппы характеризуются не только внутренним, но и внешним вектором активности. Следовательно, необходимо координировать активность подгрупп, в частности, с целью избежание конфликта между ними (межмикрогрупового конфликта), который имеет иное содержание и более сильное влияние на внутригрупповые процессы по сравнению с межличностными конфликтами.
|
Общегрупповой лидер, включенный в какую-то подгруппу, потенциально имеет более сильную поддержку для выполнения своих функций по сравнению с общегрупповым лидером, не включенным в подгруппу.Лидер, включенный в какую-то подгруппу, ориентированную на социальную функцию группы, может более продуктивно выполнять свои функции по организации деятельности группы, чем тот лидер, который относится к категории «самостоятельный» член группы.
Однако лидер из категории «самостоятельный член группы» может быть более эффективным в плане учета интересов всех членов группы, чем лидер из какой-то подгруппы. Он свободен от обязательств по отношению к определенной подгруппе и оказывается ориентированным примерно в равной мере на интересы разных подгрупп и «самостоятельных» членов. Лидер из какой-то подгруппы вынужден отдавать приоритет интересам своей подгруппы в ущерб другим подгруппам и «самостоятельным» членам, если не хочет быть исключенным из этой подгруппы. Такие отличительные особенности лидерства двух категорий членов группы будут прежде всего проявляться тогда, когда интересы разных подгрупп существенно отличаются.