Церковь -это Вечное нетварное Богочеловеческое единство, это тело Христово, соединение твари со всей полнотой Божества.
Сам Бог Который превыше времени и пространства призывает людей в единство с Собой, из этого зараженного смертью мира, поэтому Церковь подобна Ноеву ковчегу. Всё же внешнее в Церкви - храмы, обряды,священство - все это нужно лишь для того, чтобы нетварный Божественный свет проникал в наш мир через Таинства Церкви. Однако Един Господь и Едино Тело, поэтому ничего противного, ничего нечистого, никакой тли и ереси в Церкви как Теле Христовом быть неможет. Свет не может соедениться с тьмою, так и ересь не может пребывать в Церкви Христовой.
Предположим, что есть два человека (скажем, Иван и Петр), называющие себя православными, но вероучение, которое они исповедуют – разное. Понятно, что в таком случае на самом деле православный – по крайней мере, лишь один из них (или же, между прочим, ни тот, ни другой), ведь у двух православных не может быть двух разных вероучений.
Как же тогда мы определим, кто именно из них православный? Можно ли определить вероучение Ивана или Петра по таким признакам, как, например:
- Иван физически сильнее, а Петр – слабее;
- Иван выше ростом, а Петр ниже;
- Иван старше, а Петр младше;
- Иван женат, и у него много детей, а Петр неженат, и детей у него нет;
- у Ивана больше денег, домов и машин, а у Петра меньше (или вообще нет);
и т.д. -?
Понятно, что нет. Вероучение как православное можно определить только по его собственному смыслу.
Точно так же, когда мы видим, что существуют два сообщества, оба называющие себя православными, но с разным вероучением, то какое из этих двух сообществ можно назвать православным? (А значит, и Церковью, ведь Церковь в точном смысле слова может быть только одна – православная: см. 9-й член Символа веры).
|
Церковью или не-Церковью является данное сообщество, нельзя определить по таким признакам, как:
- если в его наименовании есть слово «православная», то можно точно считать, что это – православная Церковь (ведь на заборе тоже много чего написано…);
- сколько епископов в этом сообществе – больше, чем в других, или меньше;
- сколько мирян считают данное сообщество Церковью (ведь, например, католиков вообще миллиард, и именно себя они считают Церковью, а православных – схизматиками);
- как относится к этому сообществу государство – отдает ему храмы или нет;
- в какой храм я зашел первый – значит, тот и православный)))
- у кого больше денег и прочего имущества; и т.д.
Понятно, что в православной Церкви именно вероучение должно быть православным, а не только название на вывеске.
Если кто-то станет на самом деле думать, что всякое сообщество, называющее себя «Православная Церковь» - в действительности Православная Церковь, то точно так же ему придется признать, что в созвездии Раков живут раки, а в городе Архангельске – конечно же, живут архангелы.
При этом не лишним будет напомнить, что дореволюционная Церковь в России называлась «Российская Православная Греко-кафолическая Церковь», а ни одно из сообществ, называющих себя православными, сегодня точь-в-точь так не называется. В частности, название «Русская Православная Церковь» появилось только в 1943 году. Т.е. преемственность по наименованию совсем не является очевидной.
|
В Символе веры мы исповедуем, что Церковь «едина, святая, соборная (это славянский перевод с греческого «кафолическая») и апостольская».
Это означает, что Церковь одна, и что Церквей не может быть много. Но проблема здесь в том, что сегодня Церковью многие стали называть совсем не то, что называли всегда Церковью святые отцы. Поэтому юрисдикций много, и все они считают, что они – это часть Церкви, однако это на самом деле не так.
Юрисдикция – это самостоятельное сообщество, которое считает себя поместной православной Церковью, и оно может состоять в общении с другими такими же юрисдикциями (другими поместными православными Церквами). Например, Московский Патриархат – это тоже юрисдикция. И Московский Патриархат состоит в общении с 15-ю другими юрисдикциями (Константинопольский Патриархат, Александрийский, Антиохийский, Сербский, Болгарский, Грузинский, Румынский и др.) С некоторыми же другими юрисдикциями в общении он не состоит, т.к.не считает их частью Церкви. В свою очередь, те, с кем не общается МП, не считают частью Церкви МП и те 15 юрисдикций, которые общаются друг с другом. Т.е. сложность заключается в том, что не все, кто считает и называет себя православными, на самом деле таковыми являются. Поэтому те епископы, кто не согласны с вероисповеданием других епископов, переходят в ту другую юрисдикцию, которая не состоит в общении с первой.
Или, например, католики тоже считают себя, как бы мы сказали, православными и всегда называли себя православными[1] (латинское произношение catholic – то же самое, что греческое «кафолик»), то есть католическая – это значит кафолическая Церковь. Буквальный перевод греческого «кафолическая» - (каф-олос: каф – «по», олос – «весь», т.е. «по-всемная», но так по-русски не говорят) – это значит «охватывающая всё», т.е. вмещающая в себя всё существующее и единственная для всей вселенной. Слово «кафолическая» мы произносим каждый день в Символе веры (оно по-славянски переведено как «соборная»). То есть мы, православные, веруем в такую только Церковь, которая одна, и она единственная. А если наше сообщество, называющее себя Церковью, не общается с другим сообществом, тоже называющим себя Церковью – то либо мы, либо они – точно не Церковь, потому что об этом мы заявляем каждый день в нашем Символе веры: «во едину святую соборную (кафолическую) и апостольскую Церковь». Мы говорим, что Церковь – только одна, а не две или больше. Такой вот у нас Символ веры, другого нет.
|
Так вот, католики (у них тоже Символ веры в части о Церкви - такой же, как и у нас, и вообще точно такой же, только там добавлено еще два слова «и Сына»: «Иже от Отца и Сына исходящего» - там где про исхождение Святого Духа) – они тоже считают православными только себя, а нас (православных) таковыми не считают и в общении с нами не состоят. При этом надо помнить, что католиков в мире – больше миллиарда, а нас – раз в пять или шесть меньше.
Но это совсем не значит, что, если католиков больше в пять раз, то Церковь – у них, а не у нас, потому что Церковь определяется совсем не по количеству человек в данном сообществе.
Таким образом, Церковь – одна, но слово «церковь» также постоянно может использоваться в ином значении – как некое сообщество людей какой-то другой (не христианской веры), к единственной (кафолической) Церкви никакого отношения не имеющим.
Такое словоупотребление существует не только в современном языке, но так было уже и в древности, с самого возникновения христианства.
Например, св.Кирилл Иерусалимский (IV век) пишет: «Поскольку же название Церкви употребляется в различных случаях, как, например, о народе, бывшем на зрелище Ефесском, написано: и сия рек распусти собравшийся народ (Деян. 19, 40), по праву и поистине можно назвать церковью лукавнующих сборища еретиков, то есть маркионитов и манихеев и других; то посему Символ веры в предосторожность теперь научает тебя так: «и во Едину Святую, Соборную Церковь»; дабы ты оных скверных сборищ убегал, а пребывал бы всегда в Святой Вселенской (Кафолической) Церкви, в которой ты и возродился. Если когда придешь в город, не просто спрашивай, где храм Господень? Ибо и прочие нечестивые еретики пещеры свои называют храмами Господними: и не спрашивай просто, где Церковь? Но где Вселенская (Кафолическая) Церковь? Ибо сие собственно имя сей Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия» (Огласительное поучение XVIII, 26).
Таким образом, неизбежной может стать путаница в просторечном употреблении слова «Церковь», когда под ней может пониматься вовсе не христианская Церковь, а сборище еретиков («церковь лукавнующих»). Т.е.эта путаница – вполне обычное явление не только в современном языке, но, как свидетельствует св.Кирилл Иерусалимский, еще и в его время, поэтому возможность возникновения этой путаницы всегда следует иметь в виду.
Как определить разницу в вероучении между сообществами, именующими себя Церковью, и почему это так важно?
Эта разница определяется:
1) в официальных вероучительных актах, издаваемых данными сообществами, или отменяемых ими;
2) по евхаристическому общению. В частности, даже если мы не знаем содержания всех вероучительных актов разных патриархатов (Московского, Константинопольского, Александрийского и проч.) и других поместных церквей, но при этом знаем, что они состоят в одном евхаристическом общении – это означает, что их вера одинаковая, несмотря на возможные различия в вероучительных формулировках.