Какие именно вероучительные акты отменяются и какие новые принимаются епископами РПЦ МП?




 

1. В 1969 году Синод РПЦ принял определение, в котором постановил, что «в тех случаях, когда… католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется» (ЖМП, 1970, №1). В официальном разъяснении к этому определению глава ОВЦС митрополит Никодим (Ротов) указал, что «Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих таинств, совершаемых в них» (ЖМП, 1970, №5).

 

Далее, на Поместном соборе 1971 года митр.Никодим (Ротов) в своем докладе особенно подчеркнул важность принятого решения: «Считаю необходимым отметить решение… Патриарха Алексия и Священного Синода от 16 декабря 1969 года… согласно которому священнослужители Московского Патриархата получили разрешение преподавать благодать святых таинств католикам и старообрядцам в случаях крайней в сем духовной необходимости для последних… поскольку мы имеем общую с ними веру в отношении таинств».*

---

*Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви. Содоклад на Поместном соборе 1971 г. // Архиеп. Василий (Кривошеин). Поместный собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. СПб., Сатисъ, 2004. С. 213-214.

---

Поместный собор 1971 года, выслушав данный доклад, в своих «Решениях…» (п.1) постановил: одобрить всю деятельность Патриарха и Синода и особенно, в п.6 – «одобрить деятельность… Патриарха Алексия и Священного Синода… во взаимоотношениях с неправославными христианскими Церквами и исповеданиями и в экуменизме», тем самым одобрив и данные документы на высшем уровне.

 

29 июля 1986 г. Синод РПЦ приостановил действие этого определения и «временно прекратил» практику причащения католиков – но совсем не потому, что таинства католиков стали не признаваться, а в виду того, что такое решение «выходит за рамки компетенции поместной Церкви», а также потому, что данная практика «не получила широкого распространения» (ЖМП, 1986, №9). Таким образом, действие данного определения приостановлено, но разъяснения к нему, не будучи никем отмененные, остаются в полной силе и до сих пор выражают отношение всего епископата РПЦ к таинствам католиков.

 

В 1974 году патриарх Пимен также открыто заявил не только о действительности евхаристии инославных, но и о уже имеющихся по крайней мере нескольких соглашениях между РПЦ МП и инославными церквами на эту тему: «…имеется ряд достижений в этой области и в результате двусторонних богословских диалогов и переговоров между отдельными Церквами. Выработанные этими Церквами соглашения в основном совпадают а развивают основные линии соглашений, достигнутых в сфере Комиссии «Вера и церковное устройство». По вопросу о крещении важно соглашение о признании и допустимости двух практик крещения: крещение младенцев и крещение взрослых. В области Евхаристии важны соглашения о действительности таинства Тела и Крови Господних, о жертвенном характере Евхаристии и об эпиклезисе. При этом следует заметить, что соглашение об Евхаристии, даже наиболее идеальное и полное, не может привести к восстановлению евхаристического общения, того, что на Западе неправильно называют интеркоммунионом. Полное евхаристическое общение может быть только внутри Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Для этого необходимо достижение единства в вере и в основах канонического устройства....» (Патриарх Пимен. Православный взгляд на современный экуменизм. Доклад в университете г. Йоэнсу 6 мая 1974 г. ЖМП, 1974, №8.)

 

2. В 1994 году Архиерейским собором РПЦ МП было принято определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». В п.7 этого определения говорится, что любой епархиальный архиерей РПЦ может разрешать собственным клирикам совместные молитвы с инославными (т.е.с еретиками), и молиться вместе с ними сам. Это фактически означает, что для епископов РПЦ богослужение в Церкви может не очень-то отличаться теперь от богослужения вне Церкви. Получается, что вера Церкви в РПЦ отдельно, а богослужение – отдельно, и они друг с другом могут быть не связаны. Богослужение может наполняться и каким-то другим вероучением, неправославным.

 

В обоснование принятия данного определения в зачитанном на этом же соборе Докладе Председателя Синодальной богословской комиссии митр.Филарета было в очередной раз заявлено, что евхаристия католиков признается, как и все прочие их таинства. Было также заявлено, что англикане и протестанты всех конфессий – не еретики, что каноны к ним не относятся, и что они также причастны к Телу Христову.

 

3. В 1993 году было подписано Баламандское соглашение с католиками, в котором католическая Церковь признавалась «Церковью-сестрой», все ее таинства – действительными. Оно было подписано со стороны РПЦ даже не епископом, а лишь игуменом Нестором (Жиляевым), а также некоторыми епископами ряда поместных Церквей, с которыми РПЦ состоит в общении.

 

Однако в 1997 году Архиерейский собор РПЦ в п.34 определения «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» поручил Синоду выразить свое официальное отношение к Баламандскому соглашению (ЖМП, 1997, №4). Синод, в свою очередь, в своем определении от 17 июля 1997 года от имени всего Архиерейского собора заявил, что «Баламандский документ не привносит ничего принципиально нового, а лишь использует традиционное для Православия отношение к Католицизму. Вместе с тем Синодальная Богословская комиссия РПЦ считает необходимым уточнить целый ряд положений документа, таких, например, как использование термина "Церкви-сестры", употребление которого в тексте изучаемого документа было продиктовано скорее эмоциональными, чем догматическими причинами» (ЖМП, 1997, №8).

 

Но, уточнив, таким образом, что РПЦ и КЦ – это все-таки как бы и не совсем «Церкви-сестры», Синод и Богословская комиссия при этом, тем не менее, подтвердили действительность таинств католиков а также другие аналогичные положения Баламандского соглашения, в том числе заявление о том, что «недопустимо стремление обращать людей из одной Церкви в другую ради их спасения» (п.15 Баламанд.соглаш.), тем самым заявив, что православная вера, хотя она и существует, бывает не важна для спасения человека, а достаточно и католической, и при этом исповедание православной веры бывает даже «недопустимо» (!).

 

В своих комментариях по этому поводу Богословская комиссия при Синоде заявила, что на самом деле это РКЦ назвала Церковью-сестрой Православную Церковь, а не наоборот: «II Ватиканский Собор Римско-Католической Церкви назвал Православную Церковь Церковью-сестрой, подтвердив тем самым свое признание благодатности Православной Церкви и спасительности Ее Таинств. Православная Церковь, в свою очередь, всегда признавала действительность Таинств Католической Церкви» (Информационный бюллетень ОВЦС МП, 1997, № 9).

 

Напомним, что все это заявляется от имени всего Архиерейского собора РПЦ по его прямому указанию (п.34 определения 1997 года «Об отдельных вопросах…»).

 

4. В 2000 году Архиерейским собором РПЦ МП были приняты «Основные принципы отношения к инославию», которые, казалось бы, и призваны уточнить отношение РПЦ к таинствам и к Евхаристии инославных. Однако прямо и четко об этом ничего не сказано, а, чтобы это понять, приходится заключать выводы из разных фрагментов документа. Это, в частности, следующие фрагменты:

 

- «Православная Церковь – истинная, единая и единственная Церковь Христова» (п.1.1, 1.2);

 

- «Единство церковное находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии, в котором верующие, причащаясь Единого Тела Христова, подлинно и действительно сочетаются во единое и кафолическое тело» (п.1.8);

 

- «От единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества… Во II тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения западного христианства…» (п.1.13);

 

- «…устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия» (п.1.17).

 

Таким образом, кто отпал от единства – тот отпал от Единого Тела Христова, т.е. от Евхаристии. Однако при этом одновременно заявляется, что о действительности всех таинств инославных епископы РПЦ «не выносят суда».

 

Вместе с тем, одновременно заявляется и следующее:

 

- «Всякий раскол или схизма приводят к той или иной мере отпадения от Полноты церковной» (1.14) – т.е. отпадение от церковной Полноты (Тела Христова) делится на разные меры;

 

- «общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах… Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви» (1.15) – церковное общение может быть полным или же неким неполным;

 

- «Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению» (1.16);

 

- «Разделенность христиан явилась открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом» (1.20) - неясно, составляют все-таки разделенные христиане одно Тело Христово, или нет.

В результате все-таки непонятно, разделяется ли Церковь (Тело Христово) на разные меры и степени общения, или же Тело Христово (Евхаристия) едина, т.к. заявляется и одно, и другое одновременно.

 

 

Безусловно, в документе 2000 года есть положения, призванные закрепить православное исповедание веры в то, что Евхаристия связана с единством Церкви, но здесь же заявляются и противоположные по смыслу тезисы – о разделении Тела Христова, или о том, что о единстве Церкви как Тела Христова нельзя сказать точно и однозначно, а также присутствует и прямое еретическое заявление о признании РКЦ Церковью:

 

“2. Стремление к восстановлению единства

2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: