Святитель Иоанн Златоуст объявил врагами Божиими не только еретиков, но и
вступающих в общение с ними. Он назидал: "Если начальствующий лукав по отношению
к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже
ангел, сшедший с неба".
Святитель Григорий Богослов определил, что еретическое причащение "заражает
глубины души"; преподобный Феодор Студит указывал, что оно — "не простой хлеб, но
яд. очерняющий и омрачающий душу". Преподобный Феодор писал также: "Кто
уклоняется от причастия по причине ереси, то это правильно. Ибо причащение от еретика
или явно осужденного за его жизнь отчуждает от Бога и предает дьяволу. [...] Избегай
всякого общения с еретиками, как яда змеиного, — убеждал он. — Не падай, не предавай
Истины, чтобы не предать Христа", ибо "общение с ересью отлучает от Бога" и
"еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их
одним телом, противным Христу". "... Действительно, брат, это бездна и сеть дьявола.
Попавшего в эту сеть общение с еретиками отлучает от Христа и отгоняет далеко от стада
Господня. Каково различие света и тьмы, таково же и православного Причащения от
еретического общения. Первое просвещает, второе — омрачает; одно соединяет со
Христом, другое — с дьяволом; одно оживляет душу, другое — убивает. Ты хорошо
делаешь, что стремишься к Источнику жизни, а не черпаешь из смертоносной чаши
нечестия, конец которого — вечная погибель". "Всякий, причащающийся или
участвующий в ядовитом хлебе, не есть ли отступник от Христа, отверженный,
нечестивый, если он не обратится назад через покаяние (причем подразумевается особая
|
покаянная дисциплина). Такова истина; за нее мученики были убиваемы и терпели все, не
отступая от нее". В ответ на многочисленные возражения Преподобный восклицал:
"Никто, даже Ангел, не убедит меня думать иначе!".
Святитель Василий Великий говорит: "Если кто притязает исповедовать вполне
православную веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по
предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать
братьями".
Преподобный Иосиф Волоцкий наставлял: "Пусть для тебя всякий будет достойным,
кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от
него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем
осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели".
Преподобный Феодор Студит учил: "Не только неверных еретиков... забирает под
власть свою змий, но и тех, кои безразлично относятся ко всем таким и вступают в
общение с ними". А также: "Когда ересь господствует и не поражена православным
Собором, то необходимо исследовать: как при Божественном Причащении, так и при
общей трапезе, и в этом отношении нет места ни стыду, ни медлительности": "Исследуй;
дознавай, ибо общение без исследования небезопасно, и опасность касается великих
предметов"; "Всякий, кто противодействует врагам Церкви, есть исповедник. [...] Ведь ты знаешь, что стало с умеренными братьями. А мы
будем в числе пламенных. [...] Не склонимся, хотя бы все пали, да не будет этого! Мы же
|
будем бороться одни, как прежде, так и теперь укрепляемые Богом"; "...Какое же это
невольное, а не добровольно дело, если человек кажется православным, а между тем
имеет общение с ересью? Невольным оно бывает тогда, когда кто-нибудь, насильно
раскрыв рот православному, вольет в него еретическое причастие... Вступать в общение с
еретиками самому — дело добровольное, если же кто вступил в него из страха — то и в
таком случае он не может иметь оправданий. Поистине иелый мир недостоин одной души,
сохраняющей себя не причастной и еретического приобщения, и всякого зла. А
причастные тому и другому равноценны траве, дровам, соломе, которые сожжет
испытующий огонь в день Суда"; "Уличенные в общении с ересью не смеют отверзать
уста, а должны оставаться в надлежащем безмолвии и испрашивать прощения в течение
всей жизни. К тому же, у них нет и такого познания догматической науки, чтобы
говорить с точностью... Но и сведущие в этом преподают о Боге не какое-либо
собственное учение, но следуя богоносным Отцам"
Преподобный Феодор особо отмечает, что "отнюдь не должно входить для молитвы в
храмы, оскверненные священниками, вступившими в общение с ересью. Подлинно, как
скоро введена ересь, то отлетел Ангел, хранитель тех мест, по словам Великого Василия;
и такой храм стал обыкновенным домом: И не войду;—говорит псалмопевец, — в
собрание лукавых (Пс:25:5)"
Иные же утверждают: "Непременно надо ходить в храмы! Мы не должны их
отдавать!". Но святой Феодор возражает: "...Есть, как я слышу, и такие, которые
принадлежат к разряду падших, — имена которых охотно пройду молчанием,— и, однако,
|
говорят, что им не нужно раскаиваться в этом и что они хорошо поступали. Ибо этим,
говорят они... храмы остались неприкосновенными. О слепота! О богоборство! Христос
отвергнут... и архиепископ подвергся гонению... А ты, несчастнейший, попав в
душепагубное общество и оставаясь в зараженном месте. — именно так. а не в
монастыре,— говоришь, что поступаешь хорошо, и по-иудейски насмехаешься над теми,
кто носит Христа, или лучше сказать — над Самим Христом, ради Которого они
страдают? А какой спас ты храм, осквернив храм Божий — себя самого? Каких сохранил
ты братии, растлив их заразой своего общения?.. Ты — соблазн миру, пример
отступничества, увлекающий к погибели, плоть, а не дух, омрачитель, а не светильник.
Это говорит сама истина таким нечестивцам... [...] Не говори мне, что таким образом были
сохранены церкви. Все это не могло быть спасено иначе, как изменой истинному
исповеданию. Что за польза от того, если мы сами, являвшиеся и называющиеся храмом
Божиим, стали непотребными, а бездушные дома постарались сохранить? [...] Пусть
погибает весь видимый вещественный мир, главное — избежать верной погибели души,
которой подвергается тот, кто выставляет такие предлоги".
Подвижник благочестия, выдающийся духовный писатель Сергей Александрович
Нилус в письме к Л.А.Орлову замечал: "Пока есть храм Божий не от 'церкви
лукавнующих', ходи, когда можно в церковь, а нет — молись дома... Скажете; а
причащаться где? у кого? Отвечу: Господь укажет, или же Ангел причастит, ибо в церкви
лукавнующих нет и не может быть Тела и Крови Господних''.
В ответ на возражение иных о том, что в храмы можно ходить, пока в Символ веры не
внесены текстуальные изменения, приведем рассуждение преподобного Феодора Студита
о том, как надлежит относиться к тому, что православные молитвы читаются еретиками:
"Ведь они мыслят не так, как составитель молитвы, и не веруют в самый смысл ее слов.
Хотя на словах и признают, но на деле отрицают. [...] Неужели мы скажем, что такой
верует?.. Ни в каком случае, хотя бы он это и утверждал. Точно так же и в данном случае:
он верует не так, как говорит... Но хотя бы и тот исповедал Символ веры, и другой
молился за богослужением, он. скорее, оскорбляет Литургию и издевается над ней".
Некоторые говорят: когда изменят текст Символа веры, тогда народ УЖЕ БУДЕТ обременен
многими изменами Христу и Его правде. НО на духовном уровне Символ уже изменен:
извергнут смысл слов "...во Единую... Соборную и Апостольскую Церковь", остался лишь
выхолощенный текст. Поясним:"
— Констатации веры "во Единую Церковь" противоречит факт состоявшегося в
Москве в июле 2006 г. по инициативе покойного патриарха саммита "религиозных
лидеров", подписавших итоговый документ с совместным свидетельством о вере в
"единого Всевышнего"; декларации саммита поставили наравне с Христовой Истиной
многоликую ложь, как сосуществующих рядом, 'толерантно' запрещая выяснять, что ложь,
а что Истина. Не подлежит сомнению, что согласие с посланием саммита является для
православного христианина вероисповедным грехом. Другой пример. О каком
исповедании единственности и уникальной исключительности Православия
еретичествующими иерархами может идти речь после откровенного заявления
митрополита Кирилла (Гундяева) на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета церквей
в Канберре в 1991 году: "Я не хотел бы, чтобы критика Всемирного Совета церквей со