Прокуратура в системе органов государственной власти.




Прокуратура как государственно-правовой институт.

Прокуратура- единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 Закона о прокуратуре).

Признаки прокуратуры:

1. Прокуратура является легитимным органом, т.е. ее устройство, организация и компетенция определяются в соответствии с Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и иным федеральным законодательством, регулирующем ее деятельность.

2. Прокуратура РФ наделена государственно-властной компетенцией, которая закрепляется федеральным законодательством.

3. Прокуратура РФ, будучи ФОВ, распространяет свою деятельность на всю территорию РФ.

4. Прокуратура РФ является централизованной системой органов, включающей в себя Генеральную прокуратуру РФ, территориальные и специализированные органы, а также совокупность научных, научно-исследовательских, консультативных, образовательных и издательских учреждений.

5. Прокуратура РФ осуществляет свою деятельность в строго определенных действующим законодательством формах и видах:

- осуществление прокурорского надзора;

- реализация уголовного преследования;

- участие в судах и в заседаниях представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

- координация" деятельности правоохранительных органов по борьбе преступностью;

- участие в правотворческой деятельности;

- международное сотрудничество;

- рассмотрение и разрешение обращений, содержащих сведения о нарушениях закона.

6. Прокуратура РФ обладает институциональной и функциональной независимостью.

Иные специфичные черты прокуратуры (РФ):

1. Она является преимущественно надзорным органом. Специфика этого надзора заключается в том, что он охватывает деятельность большей части других органов власти, действующих на территории России.

2. Прокуратура является правоохранительным органом (1. Меры гос. принуждения, 2. Восстановление прав во внесудебном порядке).

3. По мнению некоторых отечественных ученых, прокуратура представляет собой также орган надзора центральной (федеральной) власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти.

4. Она является или может являться участником большинства возникающих правоотношений (главным образом, охранительных).

Основное значение прокуратуры- обеспечение единого законодательного пространства федеративного государства путем использования надзорных и правоохранительных методов, а также возможностью участия в качестве представителя государства в возникающих правовых спорах (правоотношениях).

 

Прокуратура в системе органов государственной власти.

Основной вопрос заключается в определении места данного государственно-правового института в системе действующих органов государственной власти РФ. Действующее законодательство не дает однозначного ответа на данный вопрос. Проблема неопределенности места прокуратуры в системе государственных органов России имеет ряд историко-правовых предпосылок.

1) Историческая предпосылка. Изначально зародившись как орган императорского надзора в 1722 г., прокуратура следила за исполнением указов императора. Реформа 1864 года изменила статус прокуратуры, превратив ее в орган уголовного преследования, сделав одним из учреждений юстиции, призванных обслуживать, прежде всего, интересы судопроизводства. В советский период прокуратура была возрождена как орган надзора.

2) Нормативная предпосылка. Существующий институт прокуратуры (его научно-теоретическая, нормативно-правовые основы) был сформирован преимущественно в советский период. Советская правовая доктрина не признавала теорию разделения властей. Считалось, что механизм государства социалистического типа состоит из: органов государственной власти (представительные органы – советы); органов государственного управления (исполнительно-распорядительные органы – исполкомы); органов правосудия (суды) и органов контроля и надзора (прокуратуры) Подобный подход сформировал модель советской прокуратуры, сочетающей в себе функции надзора и функции уголовного преследования.

3) Правовая предпосылка. Действующая КРФ в ст. 10 провозгласив, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, в ст.11, определяющей совокупность органов, осуществляющих государственную власть в РФ, не называет среди них ПРФ. ФЗОП также не определяет принадлежность прокуратуры к какой-либо из названых ветвей власти. Подобное положение вещей позволяет некоторым авторам относить ПРФ практически к любой из них. Указанные предпосылки и породили проблему определения места прокуратуры среди ОГВ РФ.

 

Существует несколько точек зрения на определение места прокуратуры в системе ОГВ РФ:





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!