советский пятисерийный телефильм режиссёра Станислава Говорухина по повести братьев Вайнеров «Эра милосердия» (название фильма совпадает с названием романа в первой публикации в журнале «Смена», № 15-23 за 1975 год).
Фильм рассказывает об операции Московского уголовного розыска в 1945 году по задержанию банды «Чёрная кошка». Снят Одесской киностудией, съёмки начались 10 мая 1978 года[1] и проходили в Одессе и Москве.
Действие фильма разворачивается в послевоенной Москве в августе-ноябре 1945 года.
Сотрудники отдела НКВД по борьбе с бандитизмом, московского уголовного розыска (МУР) — опытный оперативник Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и герой-разведчик, фронтовик, но новичок в сыскном деле, немного наивный и идеалистичный Владимир Шарапов (Владимир Конкин) — противостоят банде грабителей «Чёрная кошка», которая грабит магазины и безжалостно убивает тех, кто попадается им на пути. В первый день службы Шарапова в МУРе оперативник из Ярославля Василий Векшин, вызванный в Москву для внедрения в банду, идёт на заранее назначенную встречу с бандитом. Жеглов, Шарапов и другие товарищи наблюдают за этой встречей. Но пришедший бандит, выбрав удачный момент, «прощается» с Василием, а затем вскакивает на подножку проходящего трамвая. Когда товарищи подходят к сидящему на скамейке Векшину, выясняется, что он убит: бандит ловко воткнул в него при прощании заточку.
Сотрудники отдела выезжают по вызову на склад, который грабит банда. Шарапов сталкивается с одним из бандитов, но тот, прикинувшись фронтовиком, обманывает Шарапова и уходит.
Параллельно Шарапов расследует убийство некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый — её бывший муж, солидный немолодой врач, так как в его квартире нашли орудие убийства. Однако Шарапов, видя нестыковки в показаниях и понимая, что такой интеллигентный человек вряд ли мог пойти на убийство собственной жены, не уверен в виновности Груздева и стремится непредвзято разобраться в обстоятельствах дела.
|
Во время общегородской операции оперативники в одном заведении проверяют документы. Из заведения вдруг убегает молодая дама. Шарапов, обнаружив это, приказывает своему коллеге Николаю Тараскину встать на его, Шарапова, место, а сам устремляется в погоню, задерживает ту самую даму и вместе с ней возвращается обратно. В даме Жеглов узнаёт проститутку Марию Афанасьевну Колыванову по прозвищу Манька-Облигация, у которой найден браслет Ларисы Груздевой. От Маньки герои узнают, что браслет ей подарил вор-рецидивист Валентин Бисяев по прозвищу Копчёный. Копчёный, после того, как его задерживают в бильярдной, сообщает, что выиграл его в карты у карманника Сапрыкина по прозвищу Кирпич. Кирпича ловят в трамвае с поличным при попытке вытащить у женщины из сумки кошелёк, и хотя тот бросает кошелек на пол, Жеглов незаметно кладет ему эту важную улику на входе в отделение милиции, и вследствие этого Кирпича изобличают. При допросе он сообщает, в свою очередь, что выиграл браслет у некоего Фокса. Кирпич сообщает информацию о Фоксе, в частности, что он живёт в Марьиной роще у Верки-модистки, перешивающей краденую одежду. Там милиционеры обнаруживают и другие вещи, пропавшие из дома Ларисы Груздевой. Оперативники устраивают засаду на квартире Верки. Но из-за трусости, проявленной одним из оперативников, Фоксу удаётся перебить засаду и уйти. Второй оперативник, Топорков, при этом получает тяжёлое ранение. Жеглов выгоняет Соловьёва из органов за малодушие.
|
Верка сообщает, что Фокса с ней познакомила Ирина Соболевская, работающая в Доме мод. Она сообщает Шарапову приметы Фокса, и Шарапов узнаёт по описанию бандита, которого он ранее упустил при попытке задержать банду, грабившую склад. А тем временем сыщики выясняют, что Соболевская и Груздева были подругами, и что Фокс был любовником Соболевской, от которой ушёл к Груздевой. Шарапов перепроверяет улики против Груздева и доказывает его невиновность. Соболевская сообщает, что Фокс ночует у Петра Ручникова по кличке «Ручечник». Жеглов и Шарапов в театре ловят Ручечника и его подручную Волокушину после того, как Ручечник ловко вытаскивает номерок у англичанина, а Волокушина получает по этому номерку норковую шубу жены англичанина. Затем Волокушину используют, чтобы выманить Фокса на встречу в ресторан «Астория». Жеглов устраивает в ресторане засаду. Фокс чувствует неладное и пытается уйти, однако после автомобильной погони по улицам ночной Москвы милиционеры его задерживают. При погоне Жеглов убивает шофёра грузовика, на котором удирает Фокс. После дактилоскопирования выясняется, что этот шофёр — тот самый бандит, который заколол заточкой Василия Векшина.
На субботнике в МУРе Шарапов вновь встречается с сержантом Варварой Синичкиной — постовым милиционером, с которой они вместе отвозили в детдом малыша-подкидыша. Между молодыми людьми возникает симпатия, и они начинают встречаться.
|
Шарапов хитростью заставляет Фокса написать записку своей любовнице Ане — через неё милиционеры планируют передать банде «план освобождения Фокса» и угрозу Фокса всех выдать, если его не освободят. Шарапов встречается с ненастоящей Аней, и та назначает Володе встречу в Сокольниках. Пришедшая настоящая Аня узнаёт о Фоксе, но бандиты похищают Шарапова, затолкнув в фургон «Хлеб» и отрываются от слежки Жеглова, проскочив железнодорожный переезд прямо перед поездом. Шарапову удаётся (в этом ему помог Левченко, бывший фронтовой товарищ, который оказался в банде) убедить главаря — горбуна по имени Карп — в своей честности перед ним, и бандиты решают идти выручать Фокса.
На совещании в МУРе Жеглов решает: хотя связь с Шараповым и потеряна, тот, как человек военный, поймёт, что оговорённое место и время операции изменить нельзя, и устраивает засаду в магазине, привезя туда Фокса «для следственного эксперимента». Но как спасти Шарапова? Оперативники МУРа решают, что фотография возлюбленной Шарапова, приклеенная на дверь кладовки, сможет подсказать ему, что делать. Когда бандиты заходят в подвал, гаснет свет. Шарапов, который ещё при свете обнаружил на двери кладовки портрет Вари, укрывается в той самой кладовке. Бандиты, потерявшие Шарапова, начинают его кликать. Левченко, уже почуяв неладное, предлагает уходить, но главарь банды Карп "Горбатый" возражает: «Покончим с НИМ (Володей), тогда уйдём». И вдруг через вентиляционный люк раздаётся громкий голос Жеглова: «Граждане бандиты! Внимание! Ваша банда полностью блокирована!…» Далее Жеглов предлагает бандитам сдаться по-хорошему, предупреждая, что в противном случае имеет указание со стороны начальства живыми их не брать. Бандиты, понимая, что им не вырваться, решают сдаться милиции. И вот, они обезврежены. Левченко, не желая в очередной раз оказаться в тюрьме, совершает попытку бегства, и его вынужденно убивает Жеглов. Огорчённый и подавленный Шарапов просит Копытина отвезти его к детдому. Володя решает усыновить малыша, но в детдоме ему сообщают, что ребёнка уже усыновили. Шарапов приходит в квартиру к Варе, сержанту-постовому, с которой он устраивал подкидыша в детдом. Здесь видит её и усыновлённого ею малыша. Это ключевое отличие сюжетной линии фильма от книги, которая заканчивается достаточно пессимистично - там Варя погибает.
В течение фильма явственно проступает столкновение двух школ ведения следствия - старой (олицетворенной Жегловым) и новой (представленной Шараповым). Методы Жеглова - жестокие. Он, руководствуясь сиюминутной необходимостью, не колеблясь, нарушает закон и подбрасывает Кирпичу кошелек, чтобы изобличить его, и хотя симпатии зрителей всецело на стороне Жеглова (его фраза "Вор должен сидеть в тюрьме, и народ не интересует каким образом я его туда упрячу" становится крылатой), Шарапов упрекает его в том, что тот замарал честь офицера. То же проявляется и в отношении к Груздеву, которого Шарапов хочет отпустить сразу, как только становится ясна невиновность подследственного. Жеглов же отказывается выпускать Груздева, пока настоящий убийца Груздевой (Фокс) не пойман, а потом и вовсе бросает зловещую фразу: "Наказания без вины не бывает". Шарапов является представителем той самой зарождающейся "эры милосердия", о которой говорит Михаил Михайлович Бомзе, герой Зиновия Гердта.
В ролях
Владимир Высоцкий — капитан Глеб Жеглов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом МУРа
Владимир Конкин — старший лейтенант Владимир Шарапов
Работники правоохранительных органов:
Всеволод Абдулов — Петюня, опердежурный Пётр Соловьёв
Андрей Градов — Николай Тараскин
Наталья Данилова — Варя, младший сержант Варвара Синичкина, подруга Шарапова (озвучивала Наталья Рычагова)
Евгений Леонов-Гладышев — Василий Векшин (в титрах - Евгений Леонов)
Павел Махотин — Павел Владимирович, следователь прокуратуры
Александр Милютин — Иван Пасюк
Алексей Миронов — Александр Иванович Копытин (по книге — Иван Алексеевич Копырин)
Генрих Осташевский — генерал, выступающий с докладом в клубе Управления милиции
Владлен Паулус — Родионов, эксперт МУРа
Лев Перфилов — фотограф Григорий Ушивин по прозвищу «Шесть-на-девять»
Евгений Шутов — подполковник Сергей Ипатьевич Панков
Евгений Стежко — лейтенант Топорков
Соседи Шарапова:
Зиновий Гердт — Михаил Михайлович Бомзе
Нина Корниенко — Шурка, Александра Баранова
Игорь Старков — инвалид Семён, муж Шурки
Свидетели, проходящие по делу Ларисы Груздевой:
Юнона Карева — Галина Желтовская
Светлана Светличная — Надя Колесова, сестра Ларисы Груздевой
Николай Слесарев — Фёдор Петрович Липатников, сосед Груздевых
Наталья Фатеева — Ингрид Карловна (Ира) Соболевская
Сергей Юрский — Иван Сергеевич Груздев (по книге — Илья)
Банда «Чёрная кошка»:
Александр Абдулов — водитель хлебного фургона, Лошак
Александр Белявский — Евгений Петрович Фокс
Иван Бортник — «Промокашка»
Армен Джигарханян — Карп («Горбатый»), главарь банды
Владимир Жариков — бандит с ножом (по книге — «Чугунная рожа»)
Валерия Заклунная — Клавдия, подруга Карпа
Виктор Павлов — Сергей Левченко
Олег Савосин — Алексей Диомидович Тягунов
Татьяна Ткач — Анна Петровна Дьячкова, подруга Фокса
Олег Федулов — Шофёр Есин, убийца Векшина
Наталья Ченчик — подставная «Аня»
Рудольф Мухин — водитель банды "Черная кошка"
Прочие уголовники и околоуголовные элементы:
Екатерина Градова — Светлана Петровна Волокушина, подручная Ручникова
Людмила Давыдова — «Верка-модистка», Вера Степановна Маркелова (по книге — Моторина)
Евгений Евстигнеев — Пётр Ручников по кличке «Ручечник»
Леонид Куравлёв — Валентин Бисяев по кличке «Копчёный»
Станислав Садальский — Константин Сапрыкин по кличке «Кирпич»
Лариса Удовиченко — Мария Афанасьевна Колыванова по кличке «Манька-Облигация»
Факты о фильме
В фильме использованы материалы реально существовавшего уголовного дела. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве — дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели доказать его невиновность).
Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа «Банда высокого Блондина»), ставшей прототипом банды «Чёрная кошка», жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин, послуживший прототипом полковника Данилова — главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: «По данным уголовного розыска» и «Приступить к ликвидации».
Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удалённых сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан сразу же после немой сцены, когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.
Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма.
Когда в пятой серии Горбатый и Промокашка требуют от Шарапова сыграть на пианино, Шарапов исполняет Шопена — этюд f moll, Op. 25 № 2.
В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова и сын друга Высоцкого Вадима Туманова, Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой, а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же играет в составе оркестра в последней серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня «Неудачное свидание»).
В своё время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанного Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»
В 1990 году группа «Любэ» спела песню «Атас » про главных героев фильма.
Памятник В. Высоцкому в образе Глеба Жеглова установлен в Мариуполе в центре города, рядом с рестораном «Место встречи».
14 апреля 2009 года в Киеве возле здания МВД Украины открыли памятник Жеглову и Шарапову.
В титрах фильма указан сын Марины Влади и Робера Оссейна — Пьер Оссейн, присутствовавший на съёмках, хотя сам Пьер, просматривая фильм, так и не смог найти себя. Вероятно, сцена с его участием была вырезана.
В роли Галины Желтовской снялась первая жена С. Говорухина — Юнона Карева.
В роли Шарапова В. Высоцкий хотел видеть другого артиста — А. Молчанова, но тот отказался от роли.
Матчи чемпионата СССР по футболу 1945 года «Зенит» — «Спартак» и ЦДКА — «Динамо» (в фильме не уточняется, какое именно — московское, ленинградское, киевское, минское или тбилисское) на самом деле проходили в разные дни. «Зенит» и «Спартак» встречались 5 сентября (3:1), в тот же день играли московские «Крылья Советов» и «Динамо» (1:2). А в дни, когда ЦДКА со счётом 3:1 обыграл «Динамо» (5 августа — киевлян, а 14 сентября — тбилисцев), других матчей не было вовсе. Убийство же Ларисы Груздевой по фильму произошло 21 августа.
Цитаты
Глеб Жеглов
Это только ты умный, а я так — погулять вышел. | |
И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар? | |
А потом, Коля Тараскин не знает шесть правил Глеба Жеглова. | |
Спрос, он в нашем деле дорого стоит. | |
Значится так и запишем — Вы не жулик. Вы человека убили! | |
Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь. | |
…а папашку твоего героического видеть приходилось. На фронте он, правда, не воевал… Но шнифер был знаменитый… громил сейфы будто косточки из компота. | |
Не учи учёного, гражданин Копчёный! | |
Я по пятницам не подаю. | |
…А в это время целый народ на тебя горбил, обувал тебя, одевал. Воевал за тебя. Пока ты со своей грыжей липовой в тылу гужевался. | |
Упрямство - первый признак тупости. | |
Открывай, открывай! У нищих слуг нет. | |
А ты, бестолковый, насмехался надо мной… Вот тебе пословица — не буди лихо, пока оно тихо… | |
Но дело своё он добре знает, поэтому получишь на всю катушку. | |
Ты мне толкуешь про одну вещицу, как она к тебе попала, откуда и когда. Вот про эту. А я тебе за это оформляю дело без Кондрат Филимоныча. | |
Если Кирпич - вор, он должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу! | |
Ты не сознание, ты совесть потерял. | |
Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти — хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла. | |
У Васи Векшина две сестрички остались, а бандит где-то ходит по земле, жирует, сволочь… | |
Милосердие — поповское слово. | |
Товарищ, вы поняли, кто к вам пришел? Начальник отдела по борьбе с бандитизмом. С бандитизмом, понимаете? | |
Твой номер шестнадцатый — смотри за клиентом. | |
Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу! | |
…потому что все заключается в его умении вынуть номерок у фраера ушастого… | |
И однажды уговорил… | |
Но сегодня, граждане, случилась у вас промашка ужасная. | |
Так что по десятке вам, граждане. По десятке на душу населения. | |
Невоспитанный ты человек, Ручников! Выражайся при даме поприличнее, а то я тебя огорчу… до невозможности! | |
Ты свободен, Ручечник… Пшёл вон отсюда! | |
Проводи его, Шарапов... До автобуса. | |
Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать! | |
А ты вот этот вот плакатик внимательно изучал?.. | |
Что за шум, а драки нет?! | |
Шарапов! Вот когда тебе за работу в МУРе столько же нацепят, сколько теперь - можешь считать, что жизнь прожил не зря!.. | |
…а также поведает, о чем говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе… | |
Здесь МУР, а не институт благородных девиц! | |
Будет сидеть!!! Я сказал. | |
— Пасюк! Ваня, а ну держи меня! — Как держать?! — Нежно! | |
Кому повезёт, у того и петух снесёт, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет! | |
Эх, сейчас бы супчику горяченького, да с потрошками! | |
Запомни, Шарапов. Наказания без вины не бывает. Ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало. | |
Ну и видок у тебя, Шарапов! | |
А ну-ка проверь… Ларичева Маня... Она же Анна Федоренко… Она же Элла Кацнельбоген… Она же Людмила Огуренкова… Она же… Она же Изольда Меньшова... она же Валентина Панеят. | |
Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа! | |
Да у тебя на лбу десять классов нарисовано! | |
Они Васю Векшина раскололи, а Вася Векшин не зелёный пацан был. У него 9 раскрытых убийств и грабежей. Он Яшку Шустрого брал, а ты говоришь: «Глеб»… | |
Прав Панков, и я греха на душу не возьму. Нельзя тебе в банду соваться. | |
С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов! Слыхал, наверное?! | |
Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова! | |
Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый! |
Володя Шарапов
Бабанька, ты мне Аню к трубочке позови. | |
— Варя, мне, наверное, нельзя тебе этого говорить. Женщины любят сильных и твердых мужчин… Но мне, кроме тебя, и сказать-то некому!.. — Много ты знаешь, кого женщины любят! — Варя, я не могу к этому привыкнуть — знаешь, все кругом кого-то ловят, хватают, стреляют, шлюхи хохочут, засады, я уже не знаю, когда я виноват, когда я прав. | |
Если закон один раз подмять, потом другой, а потом им дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень. | |
Человек от Фокса пришёл, весточку притаранил. | |
Ну покеда, бабанька. Покеда… | |
Ну так ты же у меня женщина понятливая. За что и ценю. | |
— Что у вас с лицом? — В «Астории» поужинал. | |
Вышак ему ломится. | |
…Но поиск ведёте в правильном направлении | |
Самое дорогое на свете — глупость, потому что за неё дороже всего приходится платить. | |
…да чем же я тебе пригрожу, когда вокруг тебя кодла с пушками да перьями в придачу… от меня тут за одну минуту ремешок останется… | |
Все свободны. Кроме Фокса. |
Горбатый
Дорисковался, гадёныш! Говорил я ему, говорил: кабаки и бабы доведут до цугундера! | |
Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем. | |
Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок! | |
Бабу не проведешь, она сердцем видит. | |
За твое здоровье пить глупо — оно ведь тебе больше не понадобится, здоровье хорошее… | |
Сядь, Промокашка… Сядь, не мелькай. | |
Дурилка картонная… Обмануть хотел?! | |
Ты не бойся — мы тебя не больно зарежем… Чик — и ты уже на небесах. | |
На святое дело идём — друга из беды выручать. | |
Я ведь тебя зубами загрызу, слышишь, Володенька? | |
— А мусорка своего отдашь нам на съедение? — А пусть он сам за вас похлопочет, а мы рассмотрим. |
Кирпич
Нет у вас методов против Кости Сапрыкина. | |
— Кошелёк у гражданки украл! — Украл! — Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк? | |
Банчишко у Верки Модистки сообразили, вот его Копчёный в два куска и поставил. | |
Чтоб я себе с пола срок поднял?.. | |
По замашкам, вроде, фраер, но не фраер, это точно: ему человека подрезать, что тебе высморкаться. | |
Товарищи, что ж это делается, фронтовику руки крутят! |
Манька-Облигация
Как пишется: Облигация или аблигация?.. | |
Не бери на понт, мусор!.. | |
А угостите даму спичкой, гражданин начальник. | |
Только Копчёный мокрушничать не станет: не такое у него воспитание. | |
Консерваторию кончить не дают! | |
А ты меня за руку ловил, волчина позорный? |
Прочие
· | А ну, вали отсюда, лось сохатый! |
— Промокашка | |
· | Не имеешь правa, старший приказал! |
— Ручечник | |
· | Я думаю — не устроил ли Фокс какую-нибудь невероятную оскорбительную каверзу?.. Он мастер на такие шутки… |
— Соболевская | |
· | А ты меня не совести, и не агитируй — вон они мои ценности, за печкой сопят. |
— Верка-модистка | |
· | Всё ясно, твоё место в буфете. |
— Коля Тараскин | |
· | — Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок. — Не учи учёного, гражданин Копченый! |
· | Ну что, старшой… Окропим снежок?… Красненьким… |
— Левченко | |
· | Жаль, что с нами не мечтал тот пёс поганый… |
— Левченко | |
· | Здравия желаю! Докладывает младший сержант Синичкина: вызов ложный, ребёнок жив… Подкидыш |
· | Из него такой же шофёр, как из Промокашки скрипач. |
— Клавдия | |
· | Ножичков у нас на всех хватит, наглотаетесь досыта как давеча на бульваре! Будь, Шарапов, не кашляй! Да, Сенечке Тузику, псу вашему, пламенный привет! |
— Фокс | |
· | А на чёрной скамье… А на скамье подсудимых… |
— Промокашка | |
· | Не-не, фраерок, полный. |
— Промокашка | |
· | — Леля? Какая Леля? С Елоховской? — С Тверского. |
· | Рассказывай, краснопёрый, кого вы здесь пасёте? А то вмиг на небо отправлю. |
— Фокс | |
· | Риск — благородное дело! Нас всех когда-нибудь укокошат! |
· | А мне один хрен… Хотите — пойдем мусоров резать… Хотите — хоть завтра разбежимся. |
· | Вам лишь бы засадить кого-нибудь! |
— Груздев (?) | |
· | А тебя, мусор, никто не спрашивает! Лезь в машину! |
· | Береженого — бог бережет. |
— Жженый | |
· | Рожа красная, хоть прикуривай… |
· | Собака лаяла на дядю фраера… |
— Промокашка | |
· | Та то ж вещи с дела Груздева. |
— Пасюк | |
· | — Это и я так могу… — А чё ж сыграть-то? — «Мурку»! |
· | Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать! |
— Ручечник | |
· | Шарапов. Ты убил человека. Жеглов. Я убил бандита. |
· | Но уж лучше в клифту лагерном на лесосеке, чем в костюмчике — у Фокса на пере. |
— Ручечник | |
· | Указ «семь-восемь» шьёшь, начальник? |
— Ручечник | |
· | Це понятые, це подставные… Жинка Груздёва ждёт. |
— Пасюк | |
· | — Я вор в законе, и дружков не продавал. — Это потому, что закона ты боишься меньше, чем дружков своих бандитов |
Обыкновенное чудо
кинофильм. Экранизация одноимённой пьесы Евгения Шварца. Это вторая экранизация пьесы. Первая была снята в 1964 Эрастом Гариным. Телепремьера на ЦТ СССР - 1 января 1979 года.
Главный герой фильма — Волшебник (Олег Янковский), который, чтобы развлечь себя и свою жену (Ирина Купченко), выдумывает сказки. Герои сказок оживают, приходят в его дом и начинают жить своей жизнью. Очередная сказка получилась очень грустной.
Много лет назад Волшебник придумал «сказку наоборот» — превратил медведя в человека (Александр Абдулов), и решил, что тот превратится снова в медведя, когда в него влюбится принцесса и поцелует его. И вот юноша, бывший раньше медведем, возвращается к волшебнику и встречает в его доме прекрасную девушку, (Евгения Симонова), которая ему очень понравилась. К его ужасу, она оказалась принцессой — волшебник сделал так, чтобы король, проезжавший мимо с дочерью и свитой, захотел свернуть к его усадьбе. Когда же принцесса, не подозревая, что молодой человек, так приятный ей — медведь, захотела поцеловать его, он, испугавшись, убежал.
Принцесса, переодевшись мальчиком, поспешила за ним. В трактире «Эмилия» они встретились, и, не узнав её сначала, Медведь вызывает принцессу на дуэль. Однако принцесса вскрикивает во время битвы, и Медведь понимает, что девушка его обманула.
В гневе он идёт к трактирщику и просит его запереть — трактир засыпан снегом и выбраться из него невозможно. Трактирщик даёт ему ключ от комнаты, а сам обращает внимание на одну из фрейлин принцессы и узнаёт в ней свою первую любовь Эмилию, в честь которой и был назван трактир. Трактирщик и Эмилия решают помочь поссорившимся влюблённым.
Принцесса запирается в комнате на втором этаже трактира и обещает застрелить любого, кто зайдет к ней. Король приказывает кидать жребий, и он выпадает придворному администратору (Андрей Миронов). Администратор заходит к принцессе, и раздаётся выстрел — опередив принцессу, администратор сам стреляет в неё, но промахивается.
Принцесса в гневе решает выйти замуж за первого встречного и нарекает администратора своим женихом.
Король решает играть свадьбу. Отчаявшись, что его любовь уводят от него, Медведь решает всё рассказать принцессе про поцелуй, превращающий его в животное, но принцесса отвергает его.
Свадебный кортеж уезжает. В трактире остаются Охотник и Медведь. Появляется Волшебник и говорит Медведю о том, что разочаровался в его поведении. Волшебник называет Медведя трусом. Медведь, по мнению Волшебника, должен был поцеловать принцессу, но испугался превратиться в животное, а значит, он любит принцессу не настолько сильно, чтобы пожертвовать ради неё обликом человека.
Медведь заключает с Охотником соглашение, согласно которому, если когда-нибудь Медведь поцелует принцессу и превратится в животное, Охотник убьет его.
Проходит несколько лет. Страной вместо короля правит Администратор. Принцесса медленно умирает от тоски по Медведю. Волшебник специально не пускает Медведя в страну и в свой дом, потому что думает, что сказка с грустным концом может многому научить людей, а сказки со счастливым концом для детей.
Подходит день смерти принцессы, и в доме волшебника появляется Медведь. Охотник целится в медведя. Медведь целует принцессу, но не превращается в медведя, а остаётся человеком. Волшебник объясняет этот парадокс обыкновенным чудом.
Герои сказок уходят из дома волшебника, который оказывается всего лишь декорацией. Декорация сгорает, а Волшебник остаётся один.
В ролях
Александр Абдулов — Медведь
Евгения Симонова — Принцесса
Ирина Купченко — Хозяйка
Олег Янковский — Хозяин, волшебник
Евгений Леонов — Король
Андрей Миронов — Министр-администратор
Екатерина Васильева — Эмилия (вокал —Лариса Долина)
Юрий Соломин — трактирщик Эмиль (вокал — Леонид Серебренников)
Ервант Арзуманян — Первый Министр
Всеволод Ларионов — Охотник (вокал — Михаил Боярский)
Нина Пушкова — Аманда
Валентина Воилкова — Оринтия
Андрей Леонов — ученик охотника
Владимир Долинский — Палач
Цитаты
— Тебя кто-то обидел? — Ты. — Грубиян! Что же я, окаянный, наделал? |
— Бедная влюбленная девушка поцелует юношу и он превратится в дикого зверя? — Дело житейское. — Да, но потом он убежит в лес? — Бывает, убегают... |
- Плаху, палача и рюмку водки. Водку — мне, остальное — ему.
- А мне вожжа попала… под мантию.
- Стойте! Я прошу Вашей руки. Я молод, здоров, я никогда не обижу Вас. Будьте моей женой!
— Вы негодяй! — Да. А кто нынче хорош? Вот я например, вижу: летит бабочка, головка крошечная, безмозглая, крылышками бяк-бяк, бяк-бяк-бяк… ну дура-дурой! Воробушек тоже не лучше. Береза — тупица, дуб — осёл, речка — кретинка, облака — идиоты. Лошади — предатели. Люди — мошенники. Весь мир таков, что стесняться некого! |
— Ровно в полночь. — Что — в полночь? — Приходите к амбару, не пожалеете. |
— Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду. Ну что, придёте? — И не подумаю. А еще пожалуюсь на вас мужу, и он превратит вас в крысу! — А кто у нас муж? — Волшебник… — Предупреждать надо. Был неправ, вспылил. Но теперь считаю своё предложение безобразной ошибкой, раскаиваюсь, прошу дать возможность загладить, искупить. Всё, ушёл. |