Место встречи изменить нельзя




советский пятисерийный телефильм режиссёра Станислава Говорухина по повести братьев Вайнеров «Эра милосердия» (название фильма совпадает с названием романа в первой публикации в журнале «Смена», № 15-23 за 1975 год).

Фильм рассказывает об операции Московского уголовного розыска в 1945 году по задержанию банды «Чёрная кошка». Снят Одесской киностудией, съёмки начались 10 мая 1978 года[1] и проходили в Одессе и Москве.

Действие фильма разворачивается в послевоенной Москве в августе-ноябре 1945 года.

Сотрудники отдела НКВД по борьбе с бандитизмом, московского уголовного розыска (МУР) — опытный оперативник Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и герой-разведчик, фронтовик, но новичок в сыскном деле, немного наивный и идеалистичный Владимир Шарапов (Владимир Конкин) — противостоят банде грабителей «Чёрная кошка», которая грабит магазины и безжалостно убивает тех, кто попадается им на пути. В первый день службы Шарапова в МУРе оперативник из Ярославля Василий Векшин, вызванный в Москву для внедрения в банду, идёт на заранее назначенную встречу с бандитом. Жеглов, Шарапов и другие товарищи наблюдают за этой встречей. Но пришедший бандит, выбрав удачный момент, «прощается» с Василием, а затем вскакивает на подножку проходящего трамвая. Когда товарищи подходят к сидящему на скамейке Векшину, выясняется, что он убит: бандит ловко воткнул в него при прощании заточку.

Сотрудники отдела выезжают по вызову на склад, который грабит банда. Шарапов сталкивается с одним из бандитов, но тот, прикинувшись фронтовиком, обманывает Шарапова и уходит.

Параллельно Шарапов расследует убийство некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый — её бывший муж, солидный немолодой врач, так как в его квартире нашли орудие убийства. Однако Шарапов, видя нестыковки в показаниях и понимая, что такой интеллигентный человек вряд ли мог пойти на убийство собственной жены, не уверен в виновности Груздева и стремится непредвзято разобраться в обстоятельствах дела.

Во время общегородской операции оперативники в одном заведении проверяют документы. Из заведения вдруг убегает молодая дама. Шарапов, обнаружив это, приказывает своему коллеге Николаю Тараскину встать на его, Шарапова, место, а сам устремляется в погоню, задерживает ту самую даму и вместе с ней возвращается обратно. В даме Жеглов узнаёт проститутку Марию Афанасьевну Колыванову по прозвищу Манька-Облигация, у которой найден браслет Ларисы Груздевой. От Маньки герои узнают, что браслет ей подарил вор-рецидивист Валентин Бисяев по прозвищу Копчёный. Копчёный, после того, как его задерживают в бильярдной, сообщает, что выиграл его в карты у карманника Сапрыкина по прозвищу Кирпич. Кирпича ловят в трамвае с поличным при попытке вытащить у женщины из сумки кошелёк, и хотя тот бросает кошелек на пол, Жеглов незаметно кладет ему эту важную улику на входе в отделение милиции, и вследствие этого Кирпича изобличают. При допросе он сообщает, в свою очередь, что выиграл браслет у некоего Фокса. Кирпич сообщает информацию о Фоксе, в частности, что он живёт в Марьиной роще у Верки-модистки, перешивающей краденую одежду. Там милиционеры обнаруживают и другие вещи, пропавшие из дома Ларисы Груздевой. Оперативники устраивают засаду на квартире Верки. Но из-за трусости, проявленной одним из оперативников, Фоксу удаётся перебить засаду и уйти. Второй оперативник, Топорков, при этом получает тяжёлое ранение. Жеглов выгоняет Соловьёва из органов за малодушие.

Верка сообщает, что Фокса с ней познакомила Ирина Соболевская, работающая в Доме мод. Она сообщает Шарапову приметы Фокса, и Шарапов узнаёт по описанию бандита, которого он ранее упустил при попытке задержать банду, грабившую склад. А тем временем сыщики выясняют, что Соболевская и Груздева были подругами, и что Фокс был любовником Соболевской, от которой ушёл к Груздевой. Шарапов перепроверяет улики против Груздева и доказывает его невиновность. Соболевская сообщает, что Фокс ночует у Петра Ручникова по кличке «Ручечник». Жеглов и Шарапов в театре ловят Ручечника и его подручную Волокушину после того, как Ручечник ловко вытаскивает номерок у англичанина, а Волокушина получает по этому номерку норковую шубу жены англичанина. Затем Волокушину используют, чтобы выманить Фокса на встречу в ресторан «Астория». Жеглов устраивает в ресторане засаду. Фокс чувствует неладное и пытается уйти, однако после автомобильной погони по улицам ночной Москвы милиционеры его задерживают. При погоне Жеглов убивает шофёра грузовика, на котором удирает Фокс. После дактилоскопирования выясняется, что этот шофёр — тот самый бандит, который заколол заточкой Василия Векшина.

На субботнике в МУРе Шарапов вновь встречается с сержантом Варварой Синичкиной — постовым милиционером, с которой они вместе отвозили в детдом малыша-подкидыша. Между молодыми людьми возникает симпатия, и они начинают встречаться.

Шарапов хитростью заставляет Фокса написать записку своей любовнице Ане — через неё милиционеры планируют передать банде «план освобождения Фокса» и угрозу Фокса всех выдать, если его не освободят. Шарапов встречается с ненастоящей Аней, и та назначает Володе встречу в Сокольниках. Пришедшая настоящая Аня узнаёт о Фоксе, но бандиты похищают Шарапова, затолкнув в фургон «Хлеб» и отрываются от слежки Жеглова, проскочив железнодорожный переезд прямо перед поездом. Шарапову удаётся (в этом ему помог Левченко, бывший фронтовой товарищ, который оказался в банде) убедить главаря — горбуна по имени Карп — в своей честности перед ним, и бандиты решают идти выручать Фокса.

На совещании в МУРе Жеглов решает: хотя связь с Шараповым и потеряна, тот, как человек военный, поймёт, что оговорённое место и время операции изменить нельзя, и устраивает засаду в магазине, привезя туда Фокса «для следственного эксперимента». Но как спасти Шарапова? Оперативники МУРа решают, что фотография возлюбленной Шарапова, приклеенная на дверь кладовки, сможет подсказать ему, что делать. Когда бандиты заходят в подвал, гаснет свет. Шарапов, который ещё при свете обнаружил на двери кладовки портрет Вари, укрывается в той самой кладовке. Бандиты, потерявшие Шарапова, начинают его кликать. Левченко, уже почуяв неладное, предлагает уходить, но главарь банды Карп "Горбатый" возражает: «Покончим с НИМ (Володей), тогда уйдём». И вдруг через вентиляционный люк раздаётся громкий голос Жеглова: «Граждане бандиты! Внимание! Ваша банда полностью блокирована!…» Далее Жеглов предлагает бандитам сдаться по-хорошему, предупреждая, что в противном случае имеет указание со стороны начальства живыми их не брать. Бандиты, понимая, что им не вырваться, решают сдаться милиции. И вот, они обезврежены. Левченко, не желая в очередной раз оказаться в тюрьме, совершает попытку бегства, и его вынужденно убивает Жеглов. Огорчённый и подавленный Шарапов просит Копытина отвезти его к детдому. Володя решает усыновить малыша, но в детдоме ему сообщают, что ребёнка уже усыновили. Шарапов приходит в квартиру к Варе, сержанту-постовому, с которой он устраивал подкидыша в детдом. Здесь видит её и усыновлённого ею малыша. Это ключевое отличие сюжетной линии фильма от книги, которая заканчивается достаточно пессимистично - там Варя погибает.

В течение фильма явственно проступает столкновение двух школ ведения следствия - старой (олицетворенной Жегловым) и новой (представленной Шараповым). Методы Жеглова - жестокие. Он, руководствуясь сиюминутной необходимостью, не колеблясь, нарушает закон и подбрасывает Кирпичу кошелек, чтобы изобличить его, и хотя симпатии зрителей всецело на стороне Жеглова (его фраза "Вор должен сидеть в тюрьме, и народ не интересует каким образом я его туда упрячу" становится крылатой), Шарапов упрекает его в том, что тот замарал честь офицера. То же проявляется и в отношении к Груздеву, которого Шарапов хочет отпустить сразу, как только становится ясна невиновность подследственного. Жеглов же отказывается выпускать Груздева, пока настоящий убийца Груздевой (Фокс) не пойман, а потом и вовсе бросает зловещую фразу: "Наказания без вины не бывает". Шарапов является представителем той самой зарождающейся "эры милосердия", о которой говорит Михаил Михайлович Бомзе, герой Зиновия Гердта.

В ролях

Владимир Высоцкий — капитан Глеб Жеглов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом МУРа

Владимир Конкин — старший лейтенант Владимир Шарапов

Работники правоохранительных органов:

Всеволод Абдулов — Петюня, опердежурный Пётр Соловьёв

Андрей Градов — Николай Тараскин

Наталья Данилова — Варя, младший сержант Варвара Синичкина, подруга Шарапова (озвучивала Наталья Рычагова)

Евгений Леонов-Гладышев — Василий Векшин (в титрах - Евгений Леонов)

Павел Махотин — Павел Владимирович, следователь прокуратуры

Александр Милютин — Иван Пасюк

Алексей Миронов — Александр Иванович Копытин (по книге — Иван Алексеевич Копырин)

Генрих Осташевский — генерал, выступающий с докладом в клубе Управления милиции

Владлен Паулус — Родионов, эксперт МУРа

Лев Перфилов — фотограф Григорий Ушивин по прозвищу «Шесть-на-девять»

Евгений Шутов — подполковник Сергей Ипатьевич Панков

Евгений Стежко — лейтенант Топорков

Соседи Шарапова:

Зиновий Гердт — Михаил Михайлович Бомзе

Нина Корниенко — Шурка, Александра Баранова

Игорь Старков — инвалид Семён, муж Шурки

Свидетели, проходящие по делу Ларисы Груздевой:

Юнона Карева — Галина Желтовская

Светлана Светличная — Надя Колесова, сестра Ларисы Груздевой

Николай Слесарев — Фёдор Петрович Липатников, сосед Груздевых

Наталья Фатеева — Ингрид Карловна (Ира) Соболевская

Сергей Юрский — Иван Сергеевич Груздев (по книге — Илья)

Банда «Чёрная кошка»:

Александр Абдулов — водитель хлебного фургона, Лошак

Александр Белявский — Евгений Петрович Фокс

Иван Бортник — «Промокашка»

Армен Джигарханян — Карп («Горбатый»), главарь банды

Владимир Жариков — бандит с ножом (по книге — «Чугунная рожа»)

Валерия Заклунная — Клавдия, подруга Карпа

Виктор Павлов — Сергей Левченко

Олег Савосин — Алексей Диомидович Тягунов

Татьяна Ткач — Анна Петровна Дьячкова, подруга Фокса

Олег Федулов — Шофёр Есин, убийца Векшина

Наталья Ченчик — подставная «Аня»

Рудольф Мухин — водитель банды "Черная кошка"

Прочие уголовники и околоуголовные элементы:

Екатерина Градова — Светлана Петровна Волокушина, подручная Ручникова

Людмила Давыдова — «Верка-модистка», Вера Степановна Маркелова (по книге — Моторина)

Евгений Евстигнеев — Пётр Ручников по кличке «Ручечник»

Леонид Куравлёв — Валентин Бисяев по кличке «Копчёный»

Станислав Садальский — Константин Сапрыкин по кличке «Кирпич»

Лариса Удовиченко — Мария Афанасьевна Колыванова по кличке «Манька-Облигация»

Факты о фильме

В фильме использованы материалы реально существовавшего уголовного дела. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве — дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели доказать его невиновность).

Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа «Банда высокого Блондина»), ставшей прототипом банды «Чёрная кошка», жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин, послуживший прототипом полковника Данилова — главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: «По данным уголовного розыска» и «Приступить к ликвидации».

Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удалённых сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан сразу же после немой сцены, когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.

Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма.

Когда в пятой серии Горбатый и Промокашка требуют от Шарапова сыграть на пианино, Шарапов исполняет Шопена — этюд f moll, Op. 25 № 2.

В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова и сын друга Высоцкого Вадима Туманова, Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой, а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же играет в составе оркестра в последней серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня «Неудачное свидание»).

В своё время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанного Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»

В 1990 году группа «Любэ» спела песню «Атас » про главных героев фильма.

Памятник В. Высоцкому в образе Глеба Жеглова установлен в Мариуполе в центре города, рядом с рестораном «Место встречи».

14 апреля 2009 года в Киеве возле здания МВД Украины открыли памятник Жеглову и Шарапову.

В титрах фильма указан сын Марины Влади и Робера Оссейна — Пьер Оссейн, присутствовавший на съёмках, хотя сам Пьер, просматривая фильм, так и не смог найти себя. Вероятно, сцена с его участием была вырезана.

В роли Галины Желтовской снялась первая жена С. Говорухина — Юнона Карева.

В роли Шарапова В. Высоцкий хотел видеть другого артиста — А. Молчанова, но тот отказался от роли.

Матчи чемпионата СССР по футболу 1945 года «Зенит» — «Спартак» и ЦДКА — «Динамо» (в фильме не уточняется, какое именно — московское, ленинградское, киевское, минское или тбилисское) на самом деле проходили в разные дни. «Зенит» и «Спартак» встречались 5 сентября (3:1), в тот же день играли московские «Крылья Советов» и «Динамо» (1:2). А в дни, когда ЦДКА со счётом 3:1 обыграл «Динамо» (5 августа — киевлян, а 14 сентября — тбилисцев), других матчей не было вовсе. Убийство же Ларисы Груздевой по фильму произошло 21 августа.

Цитаты

Глеб Жеглов

Это только ты умный, а я так — погулять вышел.
И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар?
А потом, Коля Тараскин не знает шесть правил Глеба Жеглова.
Спрос, он в нашем деле дорого стоит.
Значится так и запишем — Вы не жулик. Вы человека убили!
Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь.
…а папашку твоего героического видеть приходилось. На фронте он, правда, не воевал… Но шнифер был знаменитый… громил сейфы будто косточки из компота.
Не учи учёного, гражданин Копчёный!
Я по пятницам не подаю.
…А в это время целый народ на тебя горбил, обувал тебя, одевал. Воевал за тебя. Пока ты со своей грыжей липовой в тылу гужевался.
Упрямство - первый признак тупости.
Открывай, открывай! У нищих слуг нет.
А ты, бестолковый, насмехался надо мной… Вот тебе пословица — не буди лихо, пока оно тихо…
Но дело своё он добре знает, поэтому получишь на всю катушку.
Ты мне толкуешь про одну вещицу, как она к тебе попала, откуда и когда. Вот про эту. А я тебе за это оформляю дело без Кондрат Филимоныча.
Если Кирпич - вор, он должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!
Ты не сознание, ты совесть потерял.
Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти — хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла.
У Васи Векшина две сестрички остались, а бандит где-то ходит по земле, жирует, сволочь…
Милосердие — поповское слово.
Товарищ, вы поняли, кто к вам пришел? Начальник отдела по борьбе с бандитизмом. С бандитизмом, понимаете?
Твой номер шестнадцатый — смотри за клиентом.
Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!
…потому что все заключается в его умении вынуть номерок у фраера ушастого…
И однажды уговорил…
Но сегодня, граждане, случилась у вас промашка ужасная.
Так что по десятке вам, граждане. По десятке на душу населения.
Невоспитанный ты человек, Ручников! Выражайся при даме поприличнее, а то я тебя огорчу… до невозможности!
Ты свободен, Ручечник… Пшёл вон отсюда!
Проводи его, Шарапов... До автобуса.
Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!
А ты вот этот вот плакатик внимательно изучал?..
Что за шум, а драки нет?!
Шарапов! Вот когда тебе за работу в МУРе столько же нацепят, сколько теперь - можешь считать, что жизнь прожил не зря!..
…а также поведает, о чем говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем на литовской границе…
Здесь МУР, а не институт благородных девиц!
Будет сидеть!!! Я сказал.
— Пасюк! Ваня, а ну держи меня! — Как держать?! — Нежно!
Кому повезёт, у того и петух снесёт, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!
Эх, сейчас бы супчику горяченького, да с потрошками!
Запомни, Шарапов. Наказания без вины не бывает. Ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало.
Ну и видок у тебя, Шарапов!
А ну-ка проверь… Ларичева Маня... Она же Анна Федоренко… Она же Элла Кацнельбоген… Она же Людмила Огуренкова… Она же… Она же Изольда Меньшова... она же Валентина Панеят.
Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа!
Да у тебя на лбу десять классов нарисовано!
Они Васю Векшина раскололи, а Вася Векшин не зелёный пацан был. У него 9 раскрытых убийств и грабежей. Он Яшку Шустрого брал, а ты говоришь: «Глеб»…
Прав Панков, и я греха на душу не возьму. Нельзя тебе в банду соваться.
С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов! Слыхал, наверное?!
Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!
Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!

Володя Шарапов

Бабанька, ты мне Аню к трубочке позови.
— Варя, мне, наверное, нельзя тебе этого говорить. Женщины любят сильных и твердых мужчин… Но мне, кроме тебя, и сказать-то некому!.. — Много ты знаешь, кого женщины любят! — Варя, я не могу к этому привыкнуть — знаешь, все кругом кого-то ловят, хватают, стреляют, шлюхи хохочут, засады, я уже не знаю, когда я виноват, когда я прав.
Если закон один раз подмять, потом другой, а потом им дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.
Человек от Фокса пришёл, весточку притаранил.
Ну покеда, бабанька. Покеда…
Ну так ты же у меня женщина понятливая. За что и ценю.
— Что у вас с лицом? — В «Астории» поужинал.
Вышак ему ломится.
…Но поиск ведёте в правильном направлении
Самое дорогое на свете — глупость, потому что за неё дороже всего приходится платить.
…да чем же я тебе пригрожу, когда вокруг тебя кодла с пушками да перьями в придачу… от меня тут за одну минуту ремешок останется…
Все свободны. Кроме Фокса.

Горбатый

Дорисковался, гадёныш! Говорил я ему, говорил: кабаки и бабы доведут до цугундера!
Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.
Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок!
Бабу не проведешь, она сердцем видит.
За твое здоровье пить глупо — оно ведь тебе больше не понадобится, здоровье хорошее…
Сядь, Промокашка… Сядь, не мелькай.
Дурилка картонная… Обмануть хотел?!
Ты не бойся — мы тебя не больно зарежем… Чик — и ты уже на небесах.
На святое дело идём — друга из беды выручать.
Я ведь тебя зубами загрызу, слышишь, Володенька?
— А мусорка своего отдашь нам на съедение? — А пусть он сам за вас похлопочет, а мы рассмотрим.

Кирпич

Нет у вас методов против Кости Сапрыкина.
— Кошелёк у гражданки украл! — Украл! — Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк?
Банчишко у Верки Модистки сообразили, вот его Копчёный в два куска и поставил.
Чтоб я себе с пола срок поднял?..
По замашкам, вроде, фраер, но не фраер, это точно: ему человека подрезать, что тебе высморкаться.
Товарищи, что ж это делается, фронтовику руки крутят!

Манька-Облигация

Как пишется: Облигация или аблигация?..
Не бери на понт, мусор!..
А угостите даму спичкой, гражданин начальник.
Только Копчёный мокрушничать не станет: не такое у него воспитание.
Консерваторию кончить не дают!
А ты меня за руку ловил, волчина позорный?

Прочие

· А ну, вали отсюда, лось сохатый!
  — Промокашка
· Не имеешь правa, старший приказал!
  — Ручечник
· Я думаю — не устроил ли Фокс какую-нибудь невероятную оскорбительную каверзу?.. Он мастер на такие шутки…
  — Соболевская
· А ты меня не совести, и не агитируй — вон они мои ценности, за печкой сопят.
  — Верка-модистка
· Всё ясно, твоё место в буфете.
  — Коля Тараскин
· — Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок. — Не учи учёного, гражданин Копченый!
· Ну что, старшой… Окропим снежок?… Красненьким…
  — Левченко
· Жаль, что с нами не мечтал тот пёс поганый…
  — Левченко
· Здравия желаю! Докладывает младший сержант Синичкина: вызов ложный, ребёнок жив… Подкидыш
· Из него такой же шофёр, как из Промокашки скрипач.
  — Клавдия
· Ножичков у нас на всех хватит, наглотаетесь досыта как давеча на бульваре! Будь, Шарапов, не кашляй! Да, Сенечке Тузику, псу вашему, пламенный привет!
  — Фокс
· А на чёрной скамье… А на скамье подсудимых…
  — Промокашка
· Не-не, фраерок, полный.
  — Промокашка
· — Леля? Какая Леля? С Елоховской? — С Тверского.
· Рассказывай, краснопёрый, кого вы здесь пасёте? А то вмиг на небо отправлю.
  — Фокс
· Риск — благородное дело! Нас всех когда-нибудь укокошат!
· А мне один хрен… Хотите — пойдем мусоров резать… Хотите — хоть завтра разбежимся.
· Вам лишь бы засадить кого-нибудь!
  — Груздев (?)
· А тебя, мусор, никто не спрашивает! Лезь в машину!
· Береженого — бог бережет.
  — Жженый
· Рожа красная, хоть прикуривай…
· Собака лаяла на дядю фраера…
  — Промокашка
· Та то ж вещи с дела Груздева.
  — Пасюк
· — Это и я так могу… — А чё ж сыграть-то? — «Мурку»!
· Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать!
  — Ручечник
· Шарапов. Ты убил человека. Жеглов. Я убил бандита.
· Но уж лучше в клифту лагерном на лесосеке, чем в костюмчике — у Фокса на пере.
  — Ручечник
· Указ «семь-восемь» шьёшь, начальник?
  — Ручечник
· Це понятые, це подставные… Жинка Груздёва ждёт.
  — Пасюк
· — Я вор в законе, и дружков не продавал. — Это потому, что закона ты боишься меньше, чем дружков своих бандитов

 


 

Обыкновенное чудо

кинофильм. Экранизация одноимённой пьесы Евгения Шварца. Это вторая экранизация пьесы. Первая была снята в 1964 Эрастом Гариным. Телепремьера на ЦТ СССР - 1 января 1979 года.

Главный герой фильма — Волшебник (Олег Янковский), который, чтобы развлечь себя и свою жену (Ирина Купченко), выдумывает сказки. Герои сказок оживают, приходят в его дом и начинают жить своей жизнью. Очередная сказка получилась очень грустной.

Много лет назад Волшебник придумал «сказку наоборот» — превратил медведя в человека (Александр Абдулов), и решил, что тот превратится снова в медведя, когда в него влюбится принцесса и поцелует его. И вот юноша, бывший раньше медведем, возвращается к волшебнику и встречает в его доме прекрасную девушку, (Евгения Симонова), которая ему очень понравилась. К его ужасу, она оказалась принцессой — волшебник сделал так, чтобы король, проезжавший мимо с дочерью и свитой, захотел свернуть к его усадьбе. Когда же принцесса, не подозревая, что молодой человек, так приятный ей — медведь, захотела поцеловать его, он, испугавшись, убежал.

Принцесса, переодевшись мальчиком, поспешила за ним. В трактире «Эмилия» они встретились, и, не узнав её сначала, Медведь вызывает принцессу на дуэль. Однако принцесса вскрикивает во время битвы, и Медведь понимает, что девушка его обманула.

В гневе он идёт к трактирщику и просит его запереть — трактир засыпан снегом и выбраться из него невозможно. Трактирщик даёт ему ключ от комнаты, а сам обращает внимание на одну из фрейлин принцессы и узнаёт в ней свою первую любовь Эмилию, в честь которой и был назван трактир. Трактирщик и Эмилия решают помочь поссорившимся влюблённым.

Принцесса запирается в комнате на втором этаже трактира и обещает застрелить любого, кто зайдет к ней. Король приказывает кидать жребий, и он выпадает придворному администратору (Андрей Миронов). Администратор заходит к принцессе, и раздаётся выстрел — опередив принцессу, администратор сам стреляет в неё, но промахивается.

Принцесса в гневе решает выйти замуж за первого встречного и нарекает администратора своим женихом.

Король решает играть свадьбу. Отчаявшись, что его любовь уводят от него, Медведь решает всё рассказать принцессе про поцелуй, превращающий его в животное, но принцесса отвергает его.

Свадебный кортеж уезжает. В трактире остаются Охотник и Медведь. Появляется Волшебник и говорит Медведю о том, что разочаровался в его поведении. Волшебник называет Медведя трусом. Медведь, по мнению Волшебника, должен был поцеловать принцессу, но испугался превратиться в животное, а значит, он любит принцессу не настолько сильно, чтобы пожертвовать ради неё обликом человека.

Медведь заключает с Охотником соглашение, согласно которому, если когда-нибудь Медведь поцелует принцессу и превратится в животное, Охотник убьет его.

Проходит несколько лет. Страной вместо короля правит Администратор. Принцесса медленно умирает от тоски по Медведю. Волшебник специально не пускает Медведя в страну и в свой дом, потому что думает, что сказка с грустным концом может многому научить людей, а сказки со счастливым концом для детей.

Подходит день смерти принцессы, и в доме волшебника появляется Медведь. Охотник целится в медведя. Медведь целует принцессу, но не превращается в медведя, а остаётся человеком. Волшебник объясняет этот парадокс обыкновенным чудом.

Герои сказок уходят из дома волшебника, который оказывается всего лишь декорацией. Декорация сгорает, а Волшебник остаётся один.

В ролях

Александр Абдулов — Медведь

Евгения Симонова — Принцесса

Ирина Купченко — Хозяйка

Олег Янковский — Хозяин, волшебник

Евгений Леонов — Король

Андрей Миронов — Министр-администратор

Екатерина Васильева — Эмилия (вокал —Лариса Долина)

Юрий Соломин — трактирщик Эмиль (вокал — Леонид Серебренников)

Ервант Арзуманян — Первый Министр

Всеволод Ларионов — Охотник (вокал — Михаил Боярский)

Нина Пушкова — Аманда

Валентина Воилкова — Оринтия

Андрей Леонов — ученик охотника

Владимир Долинский — Палач

Цитаты

— Тебя кто-то обидел? — Ты. — Грубиян! Что же я, окаянный, наделал?

 

— Бедная влюбленная девушка поцелует юношу и он превратится в дикого зверя? — Дело житейское. — Да, но потом он убежит в лес? — Бывает, убегают...
  • Плаху, палача и рюмку водки. Водку — мне, остальное — ему.
  • А мне вожжа попала… под мантию.
  • Стойте! Я прошу Вашей руки. Я молод, здоров, я никогда не обижу Вас. Будьте моей женой!
— Вы негодяй! — Да. А кто нынче хорош? Вот я например, вижу: летит бабочка, головка крошечная, безмозглая, крылышками бяк-бяк, бяк-бяк-бяк… ну дура-дурой! Воробушек тоже не лучше. Береза — тупица, дуб — осёл, речка — кретинка, облака — идиоты. Лошади — предатели. Люди — мошенники. Весь мир таков, что стесняться некого!

 

— Ровно в полночь. — Что — в полночь? — Приходите к амбару, не пожалеете.

 

— Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду. Ну что, придёте? — И не подумаю. А еще пожалуюсь на вас мужу, и он превратит вас в крысу! — А кто у нас муж? — Волшебник… — Предупреждать надо. Был неправ, вспылил. Но теперь считаю своё предложение безобразной ошибкой, раскаиваюсь, прошу дать возможность загладить, искупить. Всё, ушёл.

 

— Вы сумасшедший? — Напротив, я так нормален, что порой сам удивляюсь.
  • Будете мешать, оставлю без обеда. Кстати, ко всем относится.
— Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине. А что сделал ты из-за любви к девушке? — Я отказался от неё.
  • Добрый день. Я король. Дорогие мои.
  • Зачем же тогда кричать «увы», болван?!
  • Как почётный святой, почётный великомученик, почётный папа римский… нашего королевства, приступаю к таинству обряда.
  • Когда купец плывёт на утлом судёнышке через бурное море, контрабандист ползёт по жёрдочке над пропастью — солидно, достойно: люди деньги зарабатывают. А вы — «любовь»…
  • Когда при нём душили его родную жену, любимую, он стоял возле и уговаривал: потерпи, может, обойдётся.
  • Моя дочь поступает как все нормальные люди. У неё неприятности — она палит в кого попало. Растёт дочка!
  • По крайнему моему разумению, взрослые не должны вмешиваться в любовные дела детей.
  • Твоя последняя сказка оказалась забавной. Во всяком случае, удачной. Может быть, лучшей.
  • У влюблённых есть только один день, когда у них всё получается.
  • Какой же это крест? Это больше похоже на букву «хе».
  • Три дня! Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!
  • Остались только чувства тонкие, едва определимые: то ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь.
  • Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки: я буду всё это бить. Уберите хлеб из овина: я подожгу овин.
  • Потому что я самодур, потому что во мне сейчас проснулась тётя родная - дура неисправимая.
  • Зачем я его только слушал? Разбудил во мне тётю, которую каждый мог убедить в чём угодно. Бедняжка восемнадцать раз была замужем, не считая лёгких увлечений.
— Друзья мои, и в трагических концах есть своё величие. Они заставляют задуматься оставшихся в живых. — Что же тут величественного? Стыдно убивать героев, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных.
  • Уйдите. А то я опять захочу убить вас. Только на этот раз я это сделаю.
  • — Не беспокоишься о своём короле?
    — Да, ваше превосходительство!
    — Ой! Как ты меня назвал?
    — Ваше превосходительство!
    — Меня, величайшего из королей, обозвать генеральским титулом? Да ведь это же бунт!
    — Да! Я взбунтовался! И вы вовсе не величайший из королей, а всего лишь выдающийся, да и только! Что, съел?
  • Доктор тоже человек, у него свои слабости: он жить хочет.
  • Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны.
  • Палача отняли, жандармов отняли… пугают… Свиньи вы, а не верноподданные!
  • Смерть груба и грязна. Она приходит с целым мешком отвратит


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: