Наташа Гусева (Алиса Селезнёва) в школьные годы после «Гостьи из будущего» снялась ещё в 3 фильмах, по разным причинам не имевших, однако, такого большого успеха у зрителей, как «Гостья из будущего». После школы, по причине своего давнего увлечения биологией, артистической карьере уверенно и осознанно предпочла профессию биохимика. Окончила Московский Институт Тонкой Химической Технологии им. М. В. Ломоносова. Из телеинтервью Наталии Мурашкевич (Гусевой) известно, что по профессии она является биохимиком и работает начальником производства иммунобиологических препаратов в научном институте. В 2008 году озвучила роль капитана космического корабля в полнометражном детском мультфильме «День рождения Алисы». Снялась в эпизодической роли телеведущей Ирины в пятой серии («Лицо») второго сезона телесериала «Литейный», вышедшей на телеэкран в 2009 году. Вступила в партию Единая Россия. Дочь Алеся (р. 1996).
Алёша Фомкин (Коля Герасимов). Снялся в роли второго плана в фильме «Повод». Принял участие в съёмках нескольких выпусков киножурнала «Ералаш». В 1987 году снялся ещё в одном фильме. Из-за полугодового отсутствия предложений о съёмках ушёл в армию. После демобилизации устроился работать во МХАТ, но через 3 месяца был уволен за прогулы. Работал маляром на стройке, но был уволен и оттуда. Уехал в маленькую деревню Безводное, где устроился мельником, потом женился и переехал во Владимир. Погиб при пожаре в ночь с 23 на 24 февраля 1996 г.
Алексей Муравьёв (Боря Мессерер) занимается историей и филологией христианского Востока.
Семён Бузган (Коля Садовский) эмигрировал в Израиль, владелец небольшого магазина.
Илья Наумов (Фима Королёв) работает в строительном бизнесе.
Марьяна Ионесян (после замужества — Грей) (Юля Грибкова) больше не снималась. Окончила философский факультет МГУ, эмигрировала в США, работает бизнес-консультантом.
Наталья Шанаева (Лена Домбазова) хотела стать, но так и не стала актрисой. Живёт в Москве, многодетная мать.
Елена Метёлкина (Полина) работает менеджером по работе с клиентами в образовательном центре.[10]
Факты
За два года съёмок юные актёры фильма подросли, иногда в кадре это довольно заметно. Например, самым первым был снят эпизод фильма, где Алиса и Юля в третьей серии выбираются из окна больницы во двор. Можно заметить, что при этом пижама на Наташе Гусевой велика ей по размеру, в то время как в палате явно была впору — эпизоды в палате снимались уже спустя год, когда девочка успела подрасти.
По сюжету фильма герои учатся в 20-й московской школе. Школьные сцены действительно снимались в здании этой школы во Вспольном переулке.
Дед Павел говорит, что учился в 59-й школе. Это школа, в которой учился Кир Булычёв.
Наталья Шанаева (Лена Домбазова) тоже пробовалась на роль Алисы. Всего на эту роль было не менее десятка претенденток.[11]
В сцене, где отец Алисы разговаривает с «учёным»-Крысом на его «родном языке» (языке системы Стрельца), в качестве имитации инопланетной речи используется запущенная задом наперёд фраза-скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит».
Вертер, собираясь увольняться, говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». Это своеобразная «шутка для своих»: в годы создания фильма Михаил Литвак был директором Первого Творческого Объединения киностудии имени Горького.
Александр Лысых, сыгравший эпизодические роли хватающего девочек прохожего и недовольного жителя, отправляющего школьников «с военными играми на бульвар», является одновременно и одним из операторов фильма[12].
Персонаж Андрея Градова (фамилия которого — Ишутин — упоминается только в титрах), сидя на скамейке, читает книгу «О вкусной и здоровой пище». Такую же книгу вручили его персонажу Жене Масловскому в фильме «Берегите женщин» — журналисту, выдающему себя за повара. В повести Ишутин является поваром, о чём в фильме прямо не сказано.
Советская «Гостья из будущего» (1984) была снята на восемь лет раньше австралийского телесериала «Девочка из завтра» (1992)[13] — фильма с довольно похожим содержанием о перемещении девочки Аланы из 3000 года в 1990 и о последующих приключениях, связанных, в частности, с утерей и поисками ценного технического прибора.
Осенью 2001 г. в московском парке Дружбы близ станции метро «Речной вокзал» была заложена рябиновая аллея имени Алисы Селезнёвой, открытие которой посетил Кир Булычёв.
Сравнение фильма и повести[править | править исходный текст]
Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
(см. также Сравнение повести «Сто лет тому вперёд» и фильма)
Согласно повести, Алиса знает восемь иностранных языков: английский, немецкий, финский, чешский, французский, хинди, китайский и японский. В фильме Алиса также говорит, что знает восемь языков, но, когда перечисляет их, то вместо немецкого называет испанский.
Фамилия Коли в повести не Герасимов, а Наумов. В повести в первой части, где действие происходит в будущем, фигурирует просто Коля, без упоминания фамилии. Даётся лишь уточнение, что его ближайший друг — Фима Королёв. А во второй части повести автор, дабы заинтриговать читателя — какой же из 3-х Коль 6-го «Б» бывал в будущем, намеренно делает так, чтобы в одном действии Фима появлялся с одним Колей из 6-го «Б», в другой — с другим. В фильме же, естественно, зрителю сразу ясно — какой конкретно Коля был в будущем.
В повести машина времени находится в квартире соседа Коли по лестничной клетке, по совместительству являющегося агентом Института времени в XX веке, а подвал заброшенного дома — место, где школьники настигают пиратов и вступают с ними в схватку. В фильме никакого соседа нет и в помине, а машина времени размещается в том же подвале, где происходит финальная встреча ребят с пиратами.
В повести похождения Коли в будущем показаны значительно более подробно, нежели в фильме — в фильме отсутствуют персонажи археолог Рррр, доцент Спуси-ва-пус-ва-пас-ва-пос и другие, повстречавшиеся Коле в 2084 году. Зато в фильме присутствуют Полина и робот Вертер, которых нет в повести.
В повести фигурирует не 20-я, а другая, реальная 26-я московская школа в районе Старого Арбата с углублённым изучением английского языка.
Действие повести происходит в апреле 1976 года, действие фильма — в апреле 1984 (год сдачи фильма). В фильме Коля переносится в будущее ровно на сто лет (в 2084), а в повести — на сто шесть (в 2082). В повести точно назван день будущего, в который попадает Коля — воскресенье, 11 апреля 2082 года (хотя по григорианскому календарю это будет суббота), а про день, из которого он отправился, понятно лишь, что это апрельское воскресенье 1976 года. В фильме же всё наоборот: точно известен день, из которого Коля отправляется в будущее — 13 апреля 1984 года (пятница), но конкретная дата 2084 года в фильме не назвается. Тем не менее, при «инвентаризации» Коли упоминается «апрель 2084 года», а Полина в разговоре с Вертером сообшает, что «сегодня выходной».
В фильме Алиса узнаёт «анкетные данные» Коли от говорящего козла Наполеона, пасущегося в КосмоЗоо. В повести же Коля вырезает ножиком надпись со своим именем, школой и классом на скамейке в КосмоЗоо, а Алиса читает эту надпись, случайно увидев группу роботов-уборщиков, не знающих, что делать со скамейкой, испорченной человеком, поскольку в 2084 году подобных случаев просто не бывает.
В фильме пираты отправляются в XX век сразу за Колей, и только затем туда перемещается и Алиса. В повести же наоборот — пираты заблудились в Институте времени и нашли кабину для перемещения в прошлое, проследив за Алисой.
В повести Коля не сразу узнаёт, что пираты тоже проникли в его время, в фильме же они гонятся за ним по пятам сразу по выходу из машины времени.
В повести способность принимать разные облики была только у Крыса. (При этом чаще всего в Колином времени он превращался в Наполеона Бонапарта.) В фильме меняют обличья уже оба пирата.
В фильме Алиса и Юля совершают побег из больницы вместе. В повести сначала из больницы выписывают Юлю, а Алиса сбегает из неё на следующий день, когда туда снова проникают пираты.
В повести миелофон описан как небольшой аппарат с наушниками и проводами. В фильме это коробочка без всяких внешних дополнительных приспособлений с большим прозрачным кристаллом неправильной формы внутри, и никаких наушников для работы с ним не требуется.
Весельчак У в фильме — исполнитель, всецело подчинённый воле Крыса. В повести Весельчак У — умный и хитрый пират, а не просто «тупой» исполнитель.
В повести Алиса показывает свои неимоверные для средней школьницы конца XX века способности в математике, физкультуре (игре в волейбол), английском языке и шахматах. В фильме же — только в английском языке и физкультуре (прыжках в длину, прыжках через забор, прыжках из окна третьего этажа).
Перед Колей и Фимой остро встаёт вопрос, что делать дальше с миелофоном, как поступать? В фильме Фима уговаривает Колю подождать несколько дней, чтобы присмотреться как следует к Алисе и понять — та ли она на самом деле, кем кажется. В повести Фима предлагает другу дождаться возвращения соседа, напроситься к нему в гости, а затем тайком оставить миелофон в его квартире («А где у него доказательства? Может, кто-нибудь из его агентов забыл»).
Характеры Алисы в фильме и Алисы в повести довольно существенно разнятся. Например, в повести Алиса заявляет, что Коля — злой нарушитель, глупый мальчишка, не умеющий себя вести, что нужно забрать у него миелофон, пока он не натворил чего. В фильме же Алиса говорит, что Коля — отважный парень, а ей нужно просто с ним поговорить и забрать миелофон.
Цитаты
Коля Герасимов[править]
· | Да я же говорю — я за кефиром пошёл, а тут пираты… |
· | Алиса, миелофон у меня! |
· | Алиса! Они меня пытали, но я им ничего не сказал. |
· | Приехал человек из Конотопа… |
Фима Королев[править]
· | (об Алисе) Она маленькая, волосы короткие, глаза — ВО! И сморит не по-нашему. |
· | А ля гер ком а ля гер — в бою как в бою. |
· | Интересно, какая статья тебе положена по будущему уголовному кодексу? |
· | А миелофон этот выкинь, а лучше — сожги! |
· | Ты что там, с козлами откровенничал?! Нашел себе друга по разуму! |
· | Все мамы и бабушки считают, что я положительный, потому что у меня хороший аппетит. |
· | В наш век НТР — технического прогресса — каждый должен уметь починить мотоцикл. |
· | Тебе отлично, а для истории — трагично! |
· | Ничего он им не скажет, наш человек! |
· | Каждый человек имеет право влюбиться, но не у каждого есть способность писать стихи! |
Алиса Селезнева[править]
· | Думай, Сеня, думай. О серьёзных вещах думай. |
· | Жизнь у пиратов трудная. Приходится скрываться, а им нужны сокровища и удовольствия. |
· | — Берёшь обыкновенный мангустин и жаришь его на петеяровом масле. Минут пять. — Значит, именно на петеяровом? |
· | Алик Борисович, вы уже в лодку сели! |
· | Здравствуй… папочка. |
Коля Садовский[править]
· | Никогда не флипаю до космопорта. Беру флаер — надёжнее и проще. |
· | Например, когда мой дедушка шёл охотиться на Наполеонов, то брал с собой ведро керосина. |
· | Юля: Слушай, Садовский, ты нам уже надоел. Садовский: Я сам себе надоел, но никак не могу от себя отделаться. |
· | Лезут на дерево, а я не лезу, а поддерживаю беседу. Потому что Герасимов её не поддерживает. |
· | Да, и не забудьте снять маску, у вас под ней клыки! |
· | Если Вы — Наполеон, то должен Вас предупредить, что сезон охоты на Наполеонов уже открыт! Со вчерашнего дня. Причём буду снимать шкуру. У Вас натуральная? |
Робот Вертер[править]
· | А говорил, что романтик! |
· | Молчать, неопознанный объект! |
· | Олух. Ца-ря… небесного. |
· | Состязания роботов-гитаристов, гитаристов! |
· | — Ты стихи пишешь? — В молодости писал. — А я и сейчас пишу. Вот послушай: Когда… она… |
· | — Минуточку, Иван Сергеевич. — Что такое? — Пока не произведём опись всех документов, о душе и речи быть не может. — Ну и бюрократ же ты, Вертер! Я целый месяц провёл в боях и походах. Я тонул на Средиземном море! Я умирал от жажды в песках Египта! Я трудился как вол на пожаре в Александрии, и ни разу — повторяю, Вертер, — ни разу как следует не умылся! — Но если мы допустим беспорядок в документации, потомки нам этого не простят. |
Космические пираты[править]
· | — А ты кефир… местный… пробовал?.. Была б моя воля — взял бы с собой бутыл… две!.. ящик! — Ящик, ящик… Приземлённая ты субстанция. Как ты стал пиратом — не понимаю. Сидеть бы тебе на тихой планете, разводить склиссов. — Я бы рад. Но ты же знаешь, я люблю помучить… потерзать… поиздеваться… Вот тебя бы я помучил… |
Весельчак У [править]
· | Ну хочешь «Жигули»? Ты представляешь — такой маленький, а уже «Жигули»!.. |
· | А потом она украла из школьного музея шкуру тигра, завернулась в неё и по ночам грабила одиноких прохожих. |
· | Нее-е… Коля — другой… |
· | Ну да, ну да. Стукнутая. Троллейбусом стукнутая! |
Крыс [править]
· | Ну, мымра старая, ты ещё пожалеешь! |
· | — Девочка, ты в каком классе? — (злым голосом) Не скажу! |
· | — Гражданин! Вы только посмотрите, какие невоспитанные дети! — У самого такой! |
· | Вы за это заплатите, хулиган! |
Другие персонажи[править]
· | Альфу Центавра знаешь? Тамошние мы… |
· | — Тихо. Кричать не надо. Каждая Ваша мысль нам известна. — Дети, какие мысли?! У меня нет ни одной мысли. Клянусь здоровьем мамочки. |
· | — Так я им вам и рассказал про заколоченный дом… — Всё! Он признался, что пираты понесли Колю в заколоченный дом. — Между прочим, я ни в чём признавался, я буду жаловаться! Я не знаю никакого заколоченного дома! — В Вашем возрасте пора научиться врать как следует. А то что за любительство: я не видел, я не говорил… |
· | — Алиса, а ты английский в школе изучала? |
· | — Я единственный в мире говорящий козел! — К сожалению, уже не единственный! |
· | Ну же, Королёв. Ландэн из уан ов дэ бигэст... Сулима, не ту страницу открыл! |
· | Славные были денёчки в конце XX века! |
· | — Да ты что, спутников, что ли, не видел?! — А я из Конотопа. — Ну и что, разве в Конотопе небо твердое? — Жидкое. |
· | Ну как собачка? Собачка-то жива? |
· | БЕДНЫЙ РЕБЁНОК!!! |
· | За шуточками к Садовскому! Это не моя специальность. |
· | Славные были денечки в конце двадцатого века. |
· | Странный такой старик… И фуражка такая, с околышем красным… |
· | — Как прозвище нашего физкультурника? — Илья Муромец! |
· | Девочки в пижамах, остановитесь! |