СЕКТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ




В зависимости от игроков на рынке электронной коммерции принято выделять следующие сектора (рис. 6.9.4):

Рис. 6.9.4.

Сектора электронной коммерции

• В2В (Business-to-Business) — сектор бизнес-бизнес. Этот сектор включает в себя все уровни взаимодействия между компаниями;

• В2С (Business-to-Consumer) — сектор бизнес—потребитель. Он ориентирован на конечного потребителя. Основу этого направления составляет электронная розничная торговля;

• С2В (Consumer-to-Business) — сектор потребитель—бизнес. К нему относятся системы обработки ценовых заявок, по которым конечные потребители хотели бы приобрести товар и услути;

• В2А (Business-to-Administration) — сектор бизнес—администрация. Он ориентирован на сделки между компаниями и правительственными организациями (администрациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями). Иногда этот сектор обозначают B2G (Business-to-Go- vemment);

• С2А {Consumer-to-Administration) — сектор потребитель—администрация. Он ориентирован на организацию взаимоотношений между физическими лицами (конечными потребителями) и государственными службами (администрацией). Иногда этот сектор обозначают C2G (Business-to-Govemment);

• С2С (Consumer-to-Consumer) — сектор потребитель—потребитель. Он ориентирован на взаимодействие между большим количеством конечных потребителей. Это направление включает в себя возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией, обмена опытом приобретения того или иного товара, обмена опытом взаимодействия с какой-либо компанией и т.д. К этой же области относится и форма аукционной торговли между физическими лицами.

На сегодняшний день наиболее развитыми являются сектора В2С и В2В. Остальные сектора электронной коммерции все еще находятся на начальной стадии развития. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Электронная коммерция В2С. Это бизнес между коммерческим предприятием и потребителем.

Первые попытки привлечения покупателей и использования электронных коммуникаций для выбора товара вместо посещения магазинов начались с небольших веб-сайтов, целью которых являлось привлечь потенциальных покупателей в существующий традиционный магазин. На таком веб-сайте обычно указывались контактные телефоны, адреса и схема проезда к магазину.

Позже на веб-сайтах начали появляться периодически обновляемые прайс-листы на товары и услуги компаний. Так появились онлайновые каталоги, которые сейчас представляют собой достаточно красочную и информативную замену витринам традиционных магазинов.

Далее последовал этап, обеспечивший полноценное существование электронных магазинов как полностью самостоятельных организаций. Теперь клиент получил возможность не только просматривать каталоги, но и заказывать и оплачивать товары и услуги не отходя от компьютера. Таким образом, произошел разрыв между реальными магазинами и их интернет-версиями, т.е. электронный магазин смог существовать без своего физического аналога.

В электронной коммерции В2С присутствуют два основных участника — компания и конечный потребитель (покупатель). Покупатель осуществляет поиск товара, его заказ и оплату через сеть Интернет, в частности через веб-сайт.

В данном случае взаимосвязь между бизнесом и потребителем происходит в следующих областях: продвижение товара; заказ товара; оплата заказа; доставка товара; послепродажная поддержка.

Для выполнения этих функций в структуре компании обычно существуют соответствующие отделы.

Например, в структуру компаний электронной коммерции В2С могут входить следующие составляющие:

1) интерактивный веб-сайт. Такие веб-сайты можно классифицировать следующим образом:

• информационные — содержащие информацию о продукции,

товарах и услугах, прайс-листы и каталоги;

• коммерческие — позволяющие клиенту не только ознакомиться с имеющимися товарами и услугами, но и оформить заказ;

• специализированные — ориентированные на определенную

группу пользователей;

2) администрация компании и технический персонал;

3) служба доставки (может отсутствовать, если компания продает цифровые товары или оказывает консультационные и информационные услуги);

4) подразделение по работе с поставщиками (может отсутствовать, если компания оказывает услуги силами собственного персонала);

5) служба приема платежей;

6) маркетинговая служба и отдел рекламы;

7) служба технической поддержки и т.д.

В зависимости о того, какой сегмент рынка обслуживает компания, какие услуги и каким образом предоставляет, бизнес-модели в электронной коммерции В2С можно классифицировать следующим образом: чистые интернет-компании и смешанные (т.е. использующие как традиционные методы ведения бизнеса, так и новейшие технологии).

Надо отметить, что и у интернет-компаний также есть офисы, но большая часть деловых операций происходит в сети Интернет.

К интернет-компаниям можно отнести:

1) порталы (например, Yahoo.com, Rambler.ru), в основном предоставляющие поисковые механизмы и рекламу Они привлекают покупателей и основные доходы получают за счет продажи рекламных блоков;

2) полнофункциональные электронные магазины (например, Amazon: www.amazon.com);

3) компании по обработке ценовых заявок (например, Price- line: www.priceline.com).

Смешанные компании максимально используют Интернет в своей деятельности. Такие компании могут созидательно использовать возможности, предоставляемые электронной коммерцией, для привлечения покупателей и укрепления позиций на рынке.

Среди компаний смешанного типа можно выделить компании:

1) использующие новые коммуникации как альтернативу старым (например, электронные магазины, имеющие и физический аналог);

2) использующие Интернет только для продвижения товаров (например, электронные витрины);

3) осуществляющие в Интернете только поддержку покупателей.

Электронная коммерция В2В. Это бизнес между коммерческими предприятиями (т.е. между покупателями и продавцами в лице коммерческих организаций).

По некоторым оценкам, рынок коммерции В2В в 10 раз крупнее рынка коммерции В2С. Например, в США в 2002 г. удельный вес сектора В2В в общем объеме электронной коммерции составил 93%, тогда как удельный вес сектора В2С —1%.

В электронной коммерции В2В объединяются компании, работающие на межкорпоративном рынке, где одни юридические лица оказывают услуги и продают товары другим юридическим лицам. К этой категории относятся оптовые магазины, интернет- биржи, торговые площадки, компании — производители и продавцы сырья, оборудования, товаров и услуг, компании, занимающиеся веб-хостингом, и т.д.

Электронная коммерция В2В представляет собой рынок глобального масштаба. Новые правила международной торговли, принятые Всемирной торговой организацией (ВТО), открыли местную экономику во всем мире для международных поставщиков. Текущая ситуация в бизнесе характеризуется как гиперконкуренция — увеличивается число поставщиков продукции, увеличивается выбор для потребителей, которые становятся все более требовательными.

Требовательность клиентов вынуждает поставщиков снижать цену и предоставлять улучшенный сервис. Предприятия вынуждены сокращать эксплуатационные и погрузочно-разгрузочные расходы и в то же время ускорять действие цепочки поставки.

Цель электронной коммерции В2В состоит в экономии средств на закупках, которые осуществляются практически мгновенно. При этом поставщики используют веб-сайты закупающих организаций для внесения предложений о ценах на товары и продажи излишков товарных запасов. Замена бюрократических проволочек, связанных с закупками, на оперативные ссылки означает экономию средств, повышение эффективности заказов, сокращение ошибок и оперативную доставку, сводящую к минимуму складские расходы.

Новые коммуникации создают возможности для реорганизации цепочки поставки. Например, покупатель может напрямую контактировать с производителем. Таким образом, Интернет предоставляет такую платформу для бизнеса, в которой каждый участник цепочки может сотрудничать с другим участником напрямую, минуя посредников.

Различия между В2В и В2С более существенны, чем между оптовой и розничной торговлей. C точки зрения бизнеса это означает экономию внутри организации, готовность вступать в выгодные союзы с поставщиками, сокращение расходов при оперативной доставке товаров и услуг и т.д.

Структура 52В-компаний во многом схожа со структурой компаний В2С. Ее компонентами могут быть:

1) интерактивный веб-сайт, содержащий информацию о продукции, товарах и услугах, прайс-листы и каталоги, информацию об оптовых скидках и т.д.;

2) администрация компании и технический персонал (выполняют те же функции, что и в компаниях электронной коммерции, плюс В2С документооборот с дилерами, партнерами и покупателями);

3) служба доставки (надо отметить, что в компаниях В2В служба доставки обычно менее актуальна, часто доставкой товара занимается независимая транспортная компания);

4) подразделение по работе с поставщиками;

5) маркетинговая служба и рекламный отдел и т.д.

В отличие от электронной коммерции В2С система расчетов между компаниями обычно не подразумевает использования систем электронных платежей.

Как и в В2С, бизнес-модели в В2В можно разделить на чистые интернет-компании и смешанные.

Среди чистых интернет-компаний можно выделить электронные биржи, отраслевые торговые площадки, компании, осуществляющие веб-хостинг, а среди смешанных компаний — веб-поставщиков продукции и компании, использующие новые коммуникации для проведения рекламных кампаний, заказов, логистики, послепродажного обслуживания.

Сектор С2В. К сектору С2В относятся компании обработки ценовых заявок, по которым потребители хотели бы приобрести товары и услуги (например, www.priceline.com). Функционирует такая модель следующим образом. Посетители сайта оставляют на нем заявку на приобретение какого-либо товара по цене не выше определенной. Эта заявка доступна всем компаниям, зарегистрированным в каталоге компании. Если кто-то из продавцов считает приемлемой предлагаемую цену, то он связывается с покупателем и они совершают сделку.

На российском рынке элементы этой модели используются некоторыми электронными каталогами товаров и услуг для оказания помощи потребителю в поиске товара или услуги.

Сектор С2С. Это направление еще находится в стадии становления, однако его роль очень важна. Оно включает в себя возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией. Это может быть обмен опытом приобретения того или иного товара, обмен опытом взаимодействия с той или иной фирмой и т.д. К сектору С2С относятся электронные аукционы и торговые площадки, где физические лица торгуют друг с другом.

Сектор В2А. К сектору В2А относится бизнес, оперирующий сделками между компаниями и правительственными организациями (администрацией). Он включает в себя деловые связи коммерческих структур с государственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями.

Информация о некоторых планируемых правительством коммерческих операциях (закупках, заказах и т.д.) публикуется в Интернете. При этом через Интернет принимаются все заявки от всех компаний, желающих принять участие в этих операциях. По сути, правительство проводит о/2-/ше-тендер. Этот подход улучшает количество информации, способствует росту спроса и предложения, позволяет быстрее осуществлять необходимые контакты, снижает трансакционные издержки.

В последнее время правительства развитых стран и руководства международных организаций стремятся активно использовать Интернет для проведения закупок товаров и услуг. «Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех федеральных органах исполнительной власти, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократить потери и злоупотребления. При этом для государственных заказчиков будут созданы типовые комплексы аппаратных и программных средств, необходимые для проведения электронной торговли при осуществлении закупок продукции для федеральных государственных нужд. Ожидается, что экономия бюджетных средств после внедрения системы составит примерно 15%»[49].

Сектор С2А. К сектору С2А относятся все виды хозяйственной деятельности, построенные на организации взаимоотношений физических лиц и государственных служб. Этот сектор также находится в стадии развития, но имеет достаточно высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия государственных структур и потребителей, особенно в социальной и налоговой сфере.

В США насчитывается 80 тыс. органов местной власти, которые ежегодно собирают около 500 млрд долл, в виде штрафов и сборов за различные разрешения (застройка, лицензии и т.п.) через Интернет. К этому же сектору относятся сборы налоговых ведомств. Трансакционные издержки при этих сборах не менее 10% и могут быть уменьшены в 3—4 раза технологиями электронной коммерции, не говоря уже о повышении удобства для местного населения.

В России, в частности в Москве, одним из шагов в направлении расширения взаимодействия между администрацией и гражданами является создание веб-сайтов всех органов власти (от мэрии до районных управ). Обязательными для размещения на правительственном сайте общего пользования являются городские законы и законопроекты, указы мэра, нормативные документы и т.п. Отдельную страничку в портале столичной мэрии планируется отвести информации о госслужбе и порядке поступления на работу в аппарат московского правительства. Здесь будет ежедневно обновляться перечень вакансий и оговариваться требования к кандидатам.

Надо отметить, что многие компании стремятся использовать в своей деятельности сразу несколько моделей. Например, электронный магазин, размещающий на своем веб-сайте рекламу другой компании или предприятия, можно отнести к секторам В2В и В2С одновременно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: