Шаг первый
Знак, логотип.
Начнем с простейшего: Вашего фирменного стиля. Если Вы планируете остаться всерьез и надолго, Вам придется побеспокоиться о собственном имидже в глазах местного сообщества, клиентов, партнеров и т.п. Речь идет о том, что название Вашей организации, и его графическое оформление уже создают о Вас достаточно серьезное и полное впечатление. Возьмем, как пример, образ кабана для создания вашей фирменной символики. Возможно, этот не самый популярный образ все-таки создаст у Вас совсем разное впечатление за счет различного графического оформления. Посмотрите на эти три варианта фирменного знака.
На первом - достаточно серьезная промышленная компания, связанная с разработкой каких-то полезных ископаемых.
На втором - явный изготовитель товаров для детей, возможно, ползунков, так как название все-таки аппелирует к земле (ground - земля).
На третьем - серьезная компания с традициями, изготовитель товаров широкого потребления, скорее всего - производитель сигарет для землекопов или крепкого напитка для охотников на кабана (все то же ground - земля).
Согласитесь - даже мимолетного взгляда достаточно, чтобы получить вполне определенное впечатление об организации по ее фирменной символике. Это происходит потому, что образ, стиль деятельности, характер услуг - уже заложены в Вашем знаке (логотипе). И если фирменная символика - никакая, то и первое впечатление - никакое, если же - плохая, то не боитесь ли Вы навсегда остаться в глазах клиентов плохой организацией. Следовательно - не медлите с заказом разработки Вашего фирменного стиля у серьезной студии дизайна. Первым и очевидным применением Вашей фирменной символики станут визитки, конверты, бланки, вывеска. В дальнейшем это – папки, наклейки, сувенирная продукция, упаковки, этикетки, транспорт, рекламная печатная и выставочная продукция, фирменная одежда, телереклама, web-сайт. Дальнейшее применение будет зависеть от успешности Вашей деятельности.
|
Шаг второй
Фирменный стиль
Для наглядности возьмем наиболее известный на постсоветском пространстве пример фирменного стиля - стиля «направляющей и руководящей силы». Красный цвет - «фирменный» коммунистический цвет. Фразы «пролетарии всех стран - соединяйтесь» и «народ и партия едины» поныне являются непревзойденными рекламными призывами (слоганами, говоря современным языком), простота и доступность которых может служить образцом для создателей рекламных слоганов. Известный профиль с огромным лбом глубоко запечатлелся в памяти миллионов людей и неразрывно ассоциируется с коммунистической идеей вообще и коммунистической партией в частности. Неимоверная раскрутка была также у серпа с молотом. Последние попали даже в фольклор, помните: «сверху - молот, снизу серп, это наш советский герб…»
Речь идет, следовательно, об использовании некоторых признаков организации. На различных носителях. Это нужно для того, чтобы их узнавали, помнили, чтобы эти признаки предприятия вызывали положительную реакцию у тех, кто их созерцает. На английском языке - corporate identity. На русском - корпоративный стиль (фирменный стиль).
Разработка фирменного стиля ФДО не была чем-то заранее продуманным и воплощенным в соответствии с планом. Началось все с эмблемы.
|
Так выглядела эмблема ФДО на одном из начальных этапов. Ее автором выступил художник В. Краснов. Именно в таком виде она вошла в официальную печать ФДО.
Конечно, позже эмблема изменилась и приобрела более знакомый вид.
Нет смысла говорить о том, с чем были связаны все эти изменения. На каждом этапе истории организации они имели определенное значение. Именно поэтому сейчас «солнышко» ФДО приобрело несколько иной вид.
Не все клиенты и сотрудники организации могут воспринимать подобные новшества однозначно, что требует кропотливой и корректной работы с общественным и внутреннем мнением. Подобная эволюция может пройти весьма болезненно. К счастью для нас этот процесс прошел весьма гладко.
Фирменный стиль также выразился в появлении символа организации:
Это знаменитый ФДОшка (разработка фирмы «Титул», сделанная специально для нашей организации), который используется столь же часто, как и эмблема. Его можно встретить на различных афишах и изданиях Федерации детских организаций. Конечно, после появления такой эмблемы последовали различные подарки от друзей и сотрудников ФДО. Например, эта милая мягкая игрушка.
Кто-то может сказать, что это классическая вариация на тему «смайлика», которому недавно исполнилось 30 лет. Тем не менее, игрушки с милой рожицей продолжают поступать.
Помимо этого, появилось бесчисленное множество самодельных игрушек, которые дарили дети в знак благодарности.
Фирменный стиль ФДО также был перенесен на одежду, которая приобрела определенный дизайн.
Традиционная благотворительная акция «Летний марафон «Дети – детям!» получил фирменную майку. К десятилетию ФДО были изготовлены специальные майки.
|
Несколько позже появилась «спецовка» (жилетка и галстук), которая была изготовлена для 6-го Межрегионального фестиваля актива детских объединений (ДОЛ «Жигули», 2002 г.). Но со временем она стала своеобразной униформой организаторов мероприятий, которые проводит ФДО.
Помимо одежды, было изготовлено несколько значков для различных мероприятий. В визитках сотрудников символ и эмблема также нашли свое отражение. Каждый активный участник мероприятий ФДО также получает грамоту или благодарность, которые обязательно несут в себе элемент корпоративного дизайна.
Конечно же, специфика деятельности НКО определяет как носителей стиля, так и масштабы его применения. Понятно, что НКО, работающее на массового клиента, выбирает и носители массового воздействия, а те, кто контактирует с определенным количеством людей, прибегают лишь к нескольким наиболее подходящим носителям. НКО по оказанию юридических услуг может ограничиться вывеской на помещении, табличками на дверях, визиткой, бланками. Ресурсный центр добавит в актив наклейки, специальные папки с символикой, форму сотрудников и т.п.
Символ
Разрабатывая символику своей организации, следует обращать особое внимание на скрытый смысл образов и цвета.
Слово «символ» происходит от двух греческих слов, означающих «бросать» и «вместе», то есть «совмещать». |
Символ совмещает видимый знак и что-то невидимое, что стоит за ним, какое-то понятие. Иногда символ имеет непосредственную связь с тем, что он отображает, иногда, как бы не имеет к этому никакого отношения. СИМВОЛ – это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать логические понятия, идеи, явления и состояния. Символы сопровождают человека с древнейших времен. Они позволяют выражать очень сложные понятия, оставаясь при этом простыми и легко запоминающимися.
Каким образом стали возникать символы? Представьте себе древнего, первобытного человека. Он живет в пещере, охотится на зверей, ловит рыбу, собирает ягоды – то есть сильно зависит от окружающей его природы. Чтобы выжить, он должен хорошо разбираться в ней, запоминать различные явления, сравнивать их, находить общие черты в различных ситуациях. И все равно природа оставалась загадочной и часто непредсказуемой (так же как и в наши дни). Человек старался с ней «подружиться», «задобрить» ее, обращаясь к ней с просьбами, оставляя после удачной охоты куски мяса – пожертвования. Вообще у первобытных людей было чувство родства со всем окружающим миром. Повадки, присущие каким-либо животным, человек находил у себя, а животных, растения или явления природы наделял качествами людей. Сохранилось много наскальных рисунков, где изображены человеко-животные в совершенно различных фантастических сочетаниях. Такие образы сохранились и до наших дней – кентавр, русалка, птицы с человеческим лицом Сирин и Алконост. Тем, что люди верили в свое «звериное» происхождение (не зная еще эволюции Дарвина) объясняются тотемы – животные, покровители племени. Это животное изображалось в каком-то виде, ему поклонялись, просили защиты. Постепенно такие групповые тотемы стали терять звероподобный образ и превращаться в символическое изображение тех или иных свойств – отсюда постепенно преображаясь в эмблемы и гербы.
Кроме коллективного тотема, существовали тотемы индивидуальные, которые преобразовывались со временем в какие-то священные для конкретного человека предметы – талисманы, амулеты, обереги.
Так каким образом, коротко говоря, происходит появление символа. Какое-то конкретное понятие или явление обобщается, обобщается и иногда до такой степени, что приобретает весьма широкий диапазон значений, иногда совершенно противоположный – потому как противоположности сходятся.
Не меньшее значение для символики организации будет играть и цвет.
То, что различные цвета по-разному воспринимаются и по-разному влияют на людей, замечено давно. Это используется и в живописи, и в дизайне, и в моде, и в психологии, и в целительстве. Есть различные тесты, основанные на выборе цвета (например, тест Люшера). Тест Люшера определяет эмоциональное состояние человека в зависимости от того, в какой последовательности он выбирает предложенные цвета.
Существует огромное количество цветовых оттенков, но все они основаны, как Вы знаете, на трех основных – красный, желтый, синий. Еще белый как смешение всех цветов и черный как отсутствие цвета.
Красный. В древнерусском языке красный синоним слову «красивый». Красная площадь. Это цвет лидерства, радости, энергичности, активности. Но это противоречивый цвет – с одной стороны праздник, любовь, победа, могущество, справедливость, а с другой – кровь, огонь, агрессия, месть, война, ад. Красный цвет сильно воздействует на нервную систему, он утомителен для глаз и быстро надоедает. Но в небольших дозах стимулирует левое полушарие (отвечающее за логику), поднимает настроение, заряжает энергией.
Оранжевый – песенку помните «Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевое море, оранжевый верблюд!». Это очень веселый, жизнерадостный цвет, символизирует развитие, направленность на успех, интеллект. Получается из смешения красного и желтого.
Желтый. Цвет золота, солнца и осени. Этот цвет любят люди творческие, общительные, любознательные. В Древнем Китае одежду желтого цвета имели право носить только члены императорской семьи. Но это тоже противоречивый цвет – многие считают его цветом измены, предательства, трусости и карантина, во время чумы ставили желтый крест на домах, где были больные.
Зеленый. Цвет наиболее, так сказать, подходящий для человека, т.к. тысячелетия проведенные на природе сделали этот цвет привычным для людей. Цвет растений, новой жизни, надежды, роста. Но с другой стороны – зависти, ревности, подозрительности. Есть еще выражение – тоска зеленая. Пришельцы из космоса какой имеют цвет? Маленькие зеленые человечки.
Голубой. Цвет неба и морских просторов. Символизирует духовность, покой, прохладу, терпение. Активных людей он успокаивает, снижает аппетит, уменьшает боль. Когда надо успокоить детей, применяют этот цвет.
Синий. Символ вечности и бесконечности, но в то же время – глубокой печали. В некоторых странах Востока считался цветом траура.
Фиолетовый. Таинственный, навевает мечты и фантазии. Символизирует молчание, любовь к истине, меланхолию. Долго нельзя находиться в окружении этого цвета – он может вызвать тоску и депрессию.
Белый. Высокая духовность, святость, чистота, невинность, исцеление, очищение. С другой стороны – холод снега и льда, скука, белые призраки и белый саван. На востоке – цвет траура.
Черный. Символ всего тайного, скрытого, неизвестного. Цвет траура на Западе. Цвет ночи, страсти. Черный цвет усиливает подавленное состояние. В Лондоне есть мост, с которого прыгали в воду самоубийцы, он был покрашен в черный цвет. Когда пришло время его красить заново, психологи настояли, чтобы его покрасили в зеленый цвет – и число самоубийц сразу сократилось.