Методы сбора данных несильно изменяются в последнее время, все основное уже было придумано давно. Пожалуй, идет некоторая дополнительная их дифференциация (дробление) поскольку некоторые нюансы и приемы в процедурах становятся более часто используемыми и оттачиваемыми.
В методах анализа прогресс существенных. Фактически каждое крупное социально-политическое исследование привносит что-то новое в арсенал аналитиков. Под такие исследования разработка методов анализа осуществляется индивидуально, всегда изобретается что-то новое. Кроме того, жизнь ставит и все новые, ранее не затрагиваемые исследователями, задачи и вопросы. На них не всегда находится подходящий аппарат анализа.
Любой новый метод анализа, признанный специалистами, быстро переносится в компьютерные программы. Автоматизация обработки и анализа данных – это скорость, точность, легкость формирования итоговой визуализации. Компьютер позволяет максимально включить творческий потенциал исследователя, применение «механических» процедур становится делом техники. Интерактивные программы позволяют «копаться» в данных, крутить их гибко менять методы анализа, преобразовывать их. Современные персональные компьютеры, работающие с Windows, содержат такие программы, как Excel и Access. Купив учебник или пройдя короткие курсы по этим программным продуктам, вы легко освоите количественные методы анализа и средства визуализации данных. Для анализа качественных данных эти программы практически не дают никаких инструментов кроме, сортировки и рисования схем и таблиц. То есть, только представление качественных данных, но не их обработка. Для таких данных есть множество специальных программ. Освоить их даже легче, чем программы анализа количественных данных, поскольку они не требуют математических знаний, а использование их не сложнее, чем текстовых редакторов. |
Информационное планирование
|
Что такое информационное планирование
Информационное планирование – это процесс определения того, какой информационный поток требуется организации для успешного выполнения стоящих перед ней задач, или планирование процесса управления информационным потоком для как можно более эффективного использования имеющейся информации. |
Информационная деятельность является составной частью деятельности организации. Управление информационным потоком - часть процесса управления организацией. Информационная компонента присутствует в любой сфере деятельности организации.
Информационное планирование целесообразно осуществлять как для организации в целом, так и для каждого проекта (программы) в отдельности. Его нельзя отделить от других видов планирования, которые выполняет организация – стратегического, тактического или ежедневного. Каждое из них должно включать такую составляющую, как информационное планирование. Информационное планирование неотделимо от обычного так же, как информационная деятельность неотделима и не имеет смысла без основной деятельности организации.
В тот момент, когда вы переходите к информационному планированию, ваша организация уже имеет сформулированные миссию и стратегические цели, включая целевые группы. Информационное планирование должно отталкиваться от проектных установок организации. С другой стороны, планирование деятельности организации должно опираться на информацию. Поэтому хороший менеджер наряду с планированием деятельности организации в целом позаботится и о разработке плана информационной работы.
|
Шаги информационного планирования
Информационное планирование осуществляется для каждого проекта в отдельности. Даже, если у вас имеется постоянная деятельность, ее нужно интерпретировать в проект. Для каждого проекта составляется информационная карта, затем эти карты совмещаются в одну – информационную карту организации.
Следующий этап - оптимизация этой карты. Из желаемой она превращается в плановую. На ее основе формируется информационная система. Информационное планирование на этом заканчивается.
Для простейших проектов информационное планирование займет не более часа. Для больших организаций, выполняющих одновременно много проектов, такое планирование может занять несколько дней многих сотрудников.
Конкретные шаги информационного планирования:
1. Составляется карта информационных потребностей каждого из проектов (исходя из набора индикаторов или запросов менеджеров).
2. Составляется информационная матрица организации.
3. Желаемая информационная матрица сопоставляется с организационными возможностями, чтобы определить, сможет ли организация внедрить и поддерживать спланированный информационный процесс.
4. Если возможности отвечают потребностям, то переходите к следующему шагу. Если потребности превышают возможности, то необходимо вернуться к шагу 1. Возможно, придется вернуться и на этап стратегического планирования, чтобы согласовать ваши возможности с вашими желаниями, выраженными в стратегических целях.
|
5. Создается описание информационного процесса в организации и начинается его внедрение.
Периодически (например, при подготовке к среднесрочному планированию или в рамках текущего планирования) нужно производить оценку эффективности информационного процесса. При неудовлетворительных выводах придется провести «внеочередное» планирование информационной деятельности в организации. Нужно иметь в виду, что состояние информационного процесса является хорошим индикатором качества вшей стратегии. Если обнаружатся проблемы в информационном процессе, сначала стоит проанализировать имеющуюся стратегию. Только после того, как вы убедитесь, что она не нуждается в изменении, приступайте к диагностике и лечению - то есть перепланированию информационного процесса.