От редакции журнала «Контемпоранео» 9 глава




4 «Бородачи» («барбони») — так называют миланских бездомных.

5 Ламбрате — рабочая окраина Милана.

6 Гандин, Микеле (р. 1914) — итальянский кинокритик и видный
режиссер документального кино. Составитель сборников, посвященных
творчеству режиссеров и отдельным фильмам (в частности, «Крыше»
Де Сика).

Роберто Росселлини.

Беседа о неореализме

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1952, № 2). На русский язык переводится впервые.

РОССЕЛЛИНИ, Роберто (1906—1977) —выдающийся итальянский режиссер, один из основоположников неореализма, создатель антифашистских фильмов «Рим — открытый город» и «Пайза», явившихся манифестом нового направления. Первые фильмы снимал как любитель, был сценаристом. В 1941 —1942 гг. поставил фильмы фашистской военной пропаганды «Белый корабль», «Пилот возвращается», «Человек с крестом», в которых пытался сблизить художественный кинематограф с документальным (влияние режиссера Ф. Де Робертиса, с которым вместе ставил первый из этих фильмов). В последние годы войны порвал с фашизмом, разочаровавшись в прежних идеалах. С подготовки документального фильма о римских подпольщиках, который вырос в «Рим — открытый город», началось сближение Росселлини с антифашистски настроенными кинематографистами, сотрудничество со сценаристом-коммунистом С. Амидеи и Ф. Феллини. Долгая творческая деятельность режиссера знала моменты взлетов и глубоких идейно-художественных кризисов. Наиболее значительные фильмы последующих лет — «Генерал Делла Ровере» (1959) и документальная лента «Индия, 1958» (1958). В последний период жизни работал преимущественно на телевидении, в котором видел средство образования и научно-культурной пропаганды.

1 «Проходите, впереди есть места» — комедия итальянского режиссера Марио Боннара (1942); «Последний извозчик» — фильм-ме-


лодрама из народной римской жизни режиссера Марио Маттоли (1943); «Кампо деи Фьори» («Площадь цветов») — фильм М. Боннара (1943).

2 «Чудо» — вторая новелла фильма «Любовь» (1948 г., по сценарию
Ф. Феллини. В ролях — Ф. Феллини и А. Маньяни). Первая новелла —
«Человеческий голос» (по пьесе Ж. Кокто).

3 «Машина, убивающая негодяев» — фильм (1952) Р. Росселлини.

4 Росселлини, Ренцо (1908—1982) — итальянский композитор, брат
Роберто Росселлини.

Пальеро, Марчелло (1907—1980) — режиссер и актер, принимал участие в создании фильмов «Рим — открытый город» (исполнитель роли коммуниста Манфреди) и «Пайза» (разработка сюжета).

6 Бергман, Ингрид (1917—1987) — шведская киноактриса 30-х го
дов. С 1939 г. — в Голливуде. Лучшие роли в фильмах «Касабланка»
(1942), «Газовый свет» (1944). С 1948 г. — в Италии, снималась в
фильмах Р. Росселлини «Стромболи» (1950), «Поездка в Италию»
(1954) и др. В 1956 г. возвратилась в США.

7 «Зависть» — фильм (1952) Р. Росселлини.

8 «Европа, 1951» — фильм (1952) Р. Росселлини.

9 Свой замысел Р. Росселлини осуществил в 1970, поставив теле
фильм «Сократ».

10 Вердоне, Марио (р. 1917) — итальянский режиссер-документа
лист, историк кино и кинокритик католического толка, выступавший в
40—50-е годы в поддержку неореализма. Много печатался в журналах
«Rivista del cinematografo» и «Bianco e Nero».

Чезаре Дзаваттини.

Некоторые мысли о кино

Запись беседы с журналистом, кинокритиком Микеле Гандином для журнала «Rivista del cinema italiano» (1952, № 2). Беседа опубликована в этом журнале в качестве предисловия к сценарию «Умберто Д. ».

Перевод опубликован в журнале «Искусство кино» (1957, № 7). Для настоящего издания перевод переработан.

1 Катерина Ригольозо — героиня эпизода «История Катерины» (или «Катерина Ригольозо»), поставленного в 1953 году режиссером Франческо Мазелли вместе с Дзаваттини по сюжету и сценарию Дзаваттини в фильме-репортаже «Любовь в городе», созданном группой молодых кинематографистов по идее и под общим руководством Чезаре Дзаваттини. В основе эпизода — подлинный факт газетной хроники: приехавшая с острова Сицилии в Рим молодая мать Катерина Ригольозо оставила на ступенях церкви своего ребенка, которого не могла прокормить. За это она попала в тюрьму. Главную роль играла сама Ригольозо.

3. ДИСКУССИИ

Хронологически этот раздел пересекается с предшествующим, а затем продолжает его, доходя до 1955 года — времени углубления кризиса неореализма: условной вехи, после которой о неореализме уже нельзя больше говорить как о едином художественном направлении в итальянском кино.


Именно в дискуссиях о неореализме и вокруг него выявились сильные и слабые стороны этого направления, раскрылись позиции его мастеров и критиков, друзей и противников, встал вопрос о дальнейшем развитии неореализма, перспективах этого развития. Дискуссии подвели к основной проблеме отношений между неореализмом и реализмом, поставили задачу перехода от неореализма к реализму. В ходе дискуссий был более глубоко осмыслен короткий, но славный путь, пройденный неореалистами, вклад неореализма в итальянское и мировое кино.

В статье Джанни Пуччини, призывающей к углубленной дискуссии об итальянском кино, уже в 1948 году ставится вопрос о недостаточности «голого факта», «хроники», подчеркивается значение для нового кино его народного и национального характера, поднимается проблема примата формы или содержания. Марио Громо указывает на опасность появления псевдонеореализма, словно провидя возникший в середине 50-х годов «розовый неореализм», выхолостивший социальный заряд и сохранивший лишь внешний антураж неореалистических лент (от первых псевдофольклорных комедий вроде «Хлеб, любовь и фантазия» Луиджи Коменчини и «Два гроша надежды» Ренато Кастеллани этот «жанр» деградировал до откровенно утешительных лент). Заслуживает внимания статья ученого монаха-иезуита Феликса Морлиона как характерная попытка католической киномысли перетащить неореализм на свою сторону, солидаризовавшись с некоторыми его принципами — это не просто курьез, а одно из проявлений политики более дальновидных церковников, не раз заигрывавших с некоторыми неореалистами, например, с Росселлини и Феллини.

Весьма плодотворны для неореализма были дискуссии на конгрессе, состоявшемся в сентябре 1949 года в Перудже, созванном в рамках кампании в защиту прогрессивного киноискусства. Выступления вошли в книгу «Кино и современный человек», вышедшую отдельным изданием. Наиболее значительные из них здесь приводятся (Дзаваттини, философа-марксиста Гальвано делла Вольпе, Латтуады, Лидзани).

Полемика возникла и на страницах журналов. Так, орган киноинститута — римского Экспериментального киноцентра — журнал «Бьянко э неро» отозвался на появление псевдонеореалистических лент редакционной статьей «Стиль и стилизация», в которой, сравнивая фильмы «Одержимость» Висконти и «Небо над болотом» Дженины, показывает, что католическая лента Дженины не имеет ничего общего с неореализмом, так же как и развлекательные «киноводевили».

Важной представляется дискуссия в журнале «Чинема Нуово», в которой два известных писателя-неореалиста Элио Витторини и Итало Кальвино рассуждают о неореализме в кино. О взаимоотношениях кино и литературы, о неореализме и реализме интересные мысли высказывает видный литературный критик Франко Фортини.

Следующий после Перуджи форум неореалистов состоялся в 1953 году в Парме. Из выступлений о неореализме на этой конференции приведено выступление Карло Лидзани.

Умберто Барбаро анализирует разногласия между неореалистами, начинающиеся с вопроса о происхождении понятия «неореализм». Чезаре Дзаваттини и Микеланджело Антониони спорят по поводу фильма-репортажа по идее Дзаваттини «Любовь в городе», один из эпизодов которого снимал Антониони. Против «критического пересмотра» его творчества горячо возражает в открытом письме к редактору журнала «Чинема Нуово» Гуидо Аристарко один из зачинателей неореализма — режиссер и кинокритик Джузеппе Де Сантис. Также в связи с оценкой его фильмов полемизирует с Альдо Вергано Алессандро Блазетти.


Одной из самых широких и, пожалуй, самых важных как по составу участников, так и по своему содержанию была дискуссия вокруг фильма «Дорога». В ходе ее в значительной степени прояснились непростые отношения между направлением неореализма и кино Феллини, выявились как общие отправные точки, так и расхождения, различия. Споры об этом фильме переросли в обсуждение таких проблем, как отношения между индивидуумом и обществом, взаимоотношения в кино между фантазией и реальностью и т. д.

Почти одновременно происходила и другая столь же важная дискуссия, вспыхнувшая вокруг фильма Лукино Висконти «Чувство». Может ли неореализм «оглядываться назад», обращаться не к сегодняшней действительности, а к истории? Насколько связано это обращение к далекому прошлому с еще совсем недавними событиями немецкой оккупации и движения Сопротивления? Эти споры поставили вопрос о правомерности обращения нового итальянского кино к истории, к литературе, и впервые встала проблема «от неореализма к реализму».

1952—1953 годы ознаменовались созданием некоторых значительных неореалистических фильмов, в том числе «Рим, 11 часов» Де Сантиса, «Повесть о бедных влюбленных» Лидзани, фильмов-репортажей Дзаваттини, однако уже начинал преобладать псевдонародный «розовый неореализм». Созданный в 1956 году по сценарию Чезаре Дзаваттини режиссером Витторио Де Сика фильм «Крыша» носил уже характер «арьергардного боя» неореализма. Однако в фильме прозвучали некоторые новые для неореализма мотивы — например, тема солидарности и взаимовыручки простых людей.

Джанни Пуччини.

За дискуссию об итальянском кино

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1948, № 2). На русский язык переводится впервые.

ПУЧЧИНИ, Джанни (1914—1968) — кинодраматург, режиссер, критик, один из зачинателей неореализма. Выступал на страницах журналов «Cinema» и «Bianco e Nero». Участвовал в создании сценария фильма «Одержимость» Висконти, сценариев всех фильмов Дж. Де Сантиса до 1958 г. В начале 50-х годов обратился к режиссуре. В числе наиболее значительных — антифашистские фильмы «Танк 8 сентября» (1960), «Семь братьев Черви» (1968).

1 «Мальчик» — фильм (1933) режиссера Иво Перилли с участием
непрофессиональных исполнителей, поставленный в духе веризма.

2 Любич, Эрнст (1892—1947) — немецкий и американский (с 1922 го
да) режиссер, мастер салонной комедии, фарса, кинооперетты.

Штрогейм, Эрих фон (1885—1957) —американский режиссер, актер, сценарист. Наиболее известен фильм «Алчность» (1924), вошедший в число лучших произведений реалистического мирового киноискусства. Высшее актерское достижение — роль в фильме Ренуара «Великая иллюзия» (1937).

4 Гобетти, Пьеро (1901 —1926) —итальянский публицист-антифашист, погибший от рук фашистских убийц.


Феликс А. Морлион.

Философские основы неореализма в итальянском кино

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1948, № 4). На русский язык переводится впервые, публикуется с сокращениями.

МОРЛИОН, Феликс А. — монах-доминиканец, возглавивший в начале 50-х годов деятельность ватиканских и итальянских католических организаций по идеологическому отпору левым силам в сфере кино. Организатор движения «кинофорумов» — католических киноклубов, главным образом в учебных заведениях, в противовес «марксистским» киноклубам, входившим в Итальянскую федерацию киноклубов, бессменным председателем и руководителем которой был Чезаре Дзаваттини. Морлион активно печатался на страницах не только католической печати, но и во многих киножурналах, в том числе «Bianco e Nero». В отличие от грубых нападок рядовых церковников на неореализм, католические кинокритики во главе с Морлионом действовали более тонко, ища контакты с неореалистами и пытаясь представить, что католическое кинодвижение и неореализм имеют «общие» христианские корни и «общие» задачи. Данная статья Морлиона в этом отношении достаточно характерна. В практическом плане Морлион, иезуит Арпа и другие «киноведы» из католического университета «Про Деа» и «кинофорумов» боролись «за души» отдельных идеологически менее устойчивых режиссеров-неореалистов, в первую очередь Ф. Феллини и Р. Росселлини.

1 Рид, Кэрол (1906—1976) — английский режиссер, на творчество
которого оказала влияние документальная школа Дж. Грирсона. Мастер
экранизаций: «Ракитовая аллея» (по Пристли, 1936), «Звезды смотрят
вниз» (по Кронину, 1939). В 1968 г. поставил фильм-мюзикл «Оливер!»
(по Диккенсу), удостоенный премии «Оскар» и спецприза ММКФ.
Лин, Дэвид (р. 1908) — английский режиссер. В 1942 поставил военный
фильм «... в котором мы служим» (в нашем прокате — «Повесть об
одном корабле»). Его фильмы «Мост через реку Квай» (1957) и «Лоуренс
Аравийский» (1962) были удостоены премии «Оскар». Уотт, Гарри
(р. 1906) — английский режиссер, участвовал в создании фильма Р. Фла
эрти «Человек из Арана» (1934), автор сценариев и сорежиссер некото
рых документальных фильмов А. Кавальканти. Ставил фильмы в доку
ментальной манере о второй мировой войне. В 50—60-е годы работал в
Африке и Австралии.

2 «Атлантида» и «Владычица Атлантиды» (1932) —два варианта
фильма Г. -В. Пабста — немецкий и французский.

3 Кокто, Жан (1889—1963) — французский писатель, сценарист и
кинорежиссер. Фильм «Красавица и чудовище» (по Лепренсу Де Бомону)
поставил в 1946 году.

4 «Дождь» — фильм (1929) крупнейшего нидерландского режиссера-
документалиста и оператора Йориса Ивенса (р. 1898).

5 «Генрих V» — фильм (1944) Л. Оливье.

6 Фернандес, Эмилио (1904—1986) — ведущий мексиканский ре
жиссер, сценарист и актер; Фигероа, Габриэль (р. 1907) — мексиканский
оператор, работавший в многолетнем содружестве с Фернандесом.


Марио Громо. С «измами» и без

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1948, № 1). На русский язык переводится впервые.

ГРОМО, Марио (р. 1910) — итальянский писатель, киновед, критик. Начал журналистскую деятельность в 1922 году, с 1929 по 1950-е годы — кинокритик туринской газеты «Стампа». Автор многих книг, в том числе «Итальянское кино. 1903—1953», соавтор антологии «50 лет итальянского кино» (1953).

Калвер Сити — городок в американском штате Кентукки; вероятно, автор употребил его название в смысле «захолустье», «глубинка».

2 Франчолини, Джанни (1910—1960) — итальянский режиссер. Выдвинулся реалистическим фильмом из жизни водителей грузовиков, совершающих дальние рейсы, «Фары в тумане». В послевоенные годы примкнул к неореализму. Тяготел к иронической и лирической комедии. Из последующих фильмов наиболее значительны экранизации рассказов А. Моравиа («Римские рассказы», 1955; «Летние рассказы», 1958).

Кино и современный человек

Впервые опубликовано в сборнике «II cinema e Vuomo moderno»

(Milano, 1950).

Ha русский язык выступления переводятся впервые, кроме текста Дзаваттини, опубликованного в сб. «Чезаре Дзаваттини. Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. Добряк Тото» (с. 144148).

Международный киноконгресс в Перудже на тему «Кино и современный человек» проходил с 24 по 27 сентября 1949 г. Он был созван по инициативе комитета, в который входили К. Альваро, А. Блазетти, М. Камерини, Р. Кастеллани, Дж. Де Сантис, В. Де Сика, П. Джерми, А. Латтуада, А. Моравиа, А. Пьетранджели, Р. Росселлини, М. Солдати, Л. Висконти, Л. Дзампа и Ч. Дзаваттини, то есть виднейшие представители неореализма в кино и литературе Италии.

Помимо Дзаваттини на Конгрессе выступили Умберто Барбаро, американские сценаристы Бен Берзмен и Альва Бесси, чехословацкий киновед А. Броусил, французский историк кино и критик Ж. Садуль, советские кинематографисты — актер Борис Чирков, сценарист М. Папава, венгерский публицист Ференц Хонт, итальянский философ-эстетик Гальвано Делла Вольпе, а также режиссеры Всеволод Пудовкин, Йорис Ивенс, Александр Форд (Польша), А. Латтуада, К. Лидзани, А. Вергано и американский фотограф Пол Стрэнд. Кинофорум в Перудже явился одним из важных этапов теоретического осмысления неореализма.

2 Мельес, Жорж (1861 —1938) — режиссер, один из родоначальников французского и мирового кино. Творчество его достигло расцвета в 1902—1906 гг., когда он снимал свои фантастические и сказочные феерии, в которых применял много изобретенных им кинотрюков; Люмьер, Луи (1864—1948) —один из изобретателей (вместе с братом Огюстом) кинематографа, пионер французского кинопроизводства и кинорежиссуры. Первый публичный платный сеанс был ими дан в Париже в 1895 г.


Ленты бр. Люмьер, в которых преобладало стремление к показу реальных фактов и событий (простейшие репортажи, видовые фильмы, игровые сценки с несложным сюжетом), представляли собой противоположность фильмам Мельеса.

3 Делла Вольпе, Гальвано (1895—1967) —видный итальянский фи
лософ-марксист. Занимаясь преимущественно эстетикой, он уделял нема
лое внимание проблемам киноискусства. В числе наиболее известных
работ, в которых затрагиваются эти вопросы, — «Критика вкуса»,
«Правдоподобие в кино» и др.

4 Штернберг, Джозеф фон (1894—1969) — американский режиссер,
выходец из Австрии. Автор известных фильмов «Трущобы» (1927),
«Доки Нью-Йорка» (1928), «Голубой ангел» (1929) и др. «Испанское
каприччио» (другое название — «Дьявол — это женщина») — фильм, по
ставленный Штернбергом в 1935 году (с участием Марлен Дитрих) по
роману французского писателя Пьера Луиса «Женщина и картонный
паяц».

Стиль и стилизация

Впервые опубликовано в качестве редакционной статьи в журнале «Bianco e Nero» (1949, № 12). На русский язык переводится впервые. 1 «Страсти Жанны д'Арк» — поставленный в 1927 г. во Франции

фильм выдающегося датского режиссера Карла Теодора Дрейера

(1889—1968).

Проблемы реализма в итальянском кино и литературе

Впервые опубликовано в журнале «Cinema Nuovo» (1953, № 13). На русский язык переводится впервые.

1 Витторини, Элио (1908—1966) — итальянский писатель-неореалист.
Замысел экранизировать его роман о Сопротивлении «Люди и нелюди»
(1945), вынашивавшийся режиссерами-неореалистами, удалось осуще
ствить лишь в 1980 г. Валентине Орсини, стилизовавшему свой фильм
под произведение 1940-х гг.

2 Бранкати, Витальяно (1907—1954) —итальянский писатель-сати
рик, антифашист. Участвовал в создании сценариев множества фильмов.
По его повести «Старик в сапогах» поставил фильм «Трудные годы»
(1947) режиссер Л. Дзампа. По сценарию Бранкати Дзампа поставил
также «Легкие годы» (1953) и «Искусство устраиваться» (1955).
Роман «Красавчик Антонио» экранизировал в 1960 г. М. Болоньини;
Альваро, Коррадо (1895—1956) — итальянский писатель-неореалист,
писавший об итальянской деревне. Выступал в коммунистической печати
также как кинокритик; Павезе, Чезаре (1908—1950) —итальянский
писатель-коммунист, один из представителей неореализма в литературе.
Наиболее известен роман о Сопротивлении «Товарищ» (русский перевод
1960 г.); Гадда, Карло Эмилио (1893—1973) —итальянский писатель,
тяготевший к сатире, гротеску. Антифашист. Его роман «Пренеприят
нейшее происшествие на улице Мерулана» экранизировал П. Джерми
(фильм «Проклятая путаница», 1959); Моравиа, Альберто (р. 1907) —


виднейший итальянский писатель-антифашист, в конце 40-х и 50-х годах поддерживал неореализм. Большинство романов, повестей, много рассказов писателя экранизированы («Чочара» — Де Сика, «Презрение» — Годар, «Равнодушные» — Мазелли, «Радостный смех» — Моничелли и др.). В течение многих лет выступает как кинокритик миланского журнала «Espresso»; Кальвино, Итало (1923—1985) — итальянский писатель, во времена неореализма один из видных представителей этого направления (повесть «Тропинка паучьих гнезд», 1947, рассказы). Впоследствии писал сатирико-фантастические рассказы, социальные романы; Комиссо, Джованни (р. 1895) — итальянский писатель, автор многочисленных приключенческих романов, описаний путешествий, очерков быта и нравов.

3 «Девушки с площади Испании» — фильм (1952) режиссера Лю-
чано Эммера.

4 Стено и Моничелли — постановщики неореалистической комедии
«Полицейские и воры» (1951). До 1953 г. эти два режиссера работали
вместе, утвердившись в жанре комедии. Моничелли, Марио (р. 1915)
начал работу в кино в 1935 г., был помрежем у Де Сантиса, Джерми,
примыкал к неореалистам. Впоследствии — видный мастер итальянской
сатирической комедии. Стено (полное имя Стефано Ванцина, р. 1915)
пошел по пути чисто развлекательного кино, продолжая тоже работать в
жанре комедии.

5 Фортини, Франко (р. 1917) — видный итальянский литературный
критик и поэт.

6 Лукач, Дьердь (1885—1971) —венгерский философ и литератур
ный критик, автор трудов по марксистской эстетике, литературоведению,
истории философии.

«Луна и костры» — роман, написанный в 1950 году основоположником неореализма в итальянской литературе Чезаре Павезе.

8 Кассола, Карло (р. 1917) — итальянский писатель-неореалист,
автор антифашистских произведений. Роман «Девушка Бубе» (1960)
экранизировал Л. Коменчини в 1963 г.

9 Кьяри, Вальтер (р. 1924) — популярный актер кино и варьете.

10 Бранди, Чезаре (1906—1988) — итальянский искусствовед и ху
дожественный критик, автор работ по истории современного искусства.
Майя — древнеримская богиня.

11 Баттисти, Карло — профессор языкознания Флорентийского университета, исполнитель роли старика Умберто в фильме В. Де Сика «Умберто Д. ». Написал книгу «Как я был Умберто Д. ».

12 «Дама без камелий» — фильм (1953) М. Антониони.

13 ... крестьяне из Ланге... — имеются в виду персонажи произведений
итальянского писателя-неореалиста Беппе Фенольо (1922—1963); Лан
ге — район в Пьемонте; «Римлянка» — роман А. Моравиа (1947, рус
ский перевод— 1978 г.).

14 Дзено Козини — герой романа итальянского писателя Итало
Звево (1861 —1928) «Самопознание Дзено» (1923, русский перевод —
1972), действие которого происходит в Триесте; «Сицилийские беседы»
(1941) — книга Элио Витторини.

Умберто Барбаро.

Азартная игра

Впервые опубликовано в газете «L'Unità» (1953, 9 agosto). На русский язык переводится впервые.


1 Балаш, Бела (1884—1949) — венгерский писатель, сценарист, тео
ретик кино. В книге «Видимый человек» (1925) исследовал эстетические
закономерности киноискусства на материале немого кино; в труде «Дух
фильмы» (1930) рассмотрел возможности звукозрительной образности.
Итог теоретической деятельности — работа «Искусство кино» (1945).

2 «Такова жизнь» — фильм (1929) К. Юнгханса, «Люди в воскре
сенье» — фильм (1932), в создании которого участвовала группа извест
ных кинематографистов — режиссеры Р. Сьодмак, Б. Уайлдер, Ф. Цин
неман, оператор Э. Шюфтан и др.

3 Кракауэр, Зигфрид (1889—1966) — немецкий историк, социолог и
теоретик кино. Автор книг «Психологическая история немецкого кино.
От Калигари до Гитлера» (1947, русский перевод— 1977), «Природа
фильма. Реабилитация физической реальности» (1960, русский перевод—
1974) и др.


Материалы этой конференции полностью опубликованы не были, напечатано в журнале «Rivista del cinema italiano» было только четыре выступления: Чезаре Дзаваттини «Неореализм, как я его понимаю», Карло Лидзани «Неореализм и итальянская действительность», Ренцо Ренци «Неореализм в фильмах о войне» и Вито Пандольфи «Сценаристы неореализма». С докладом Дзаваттини читатель может познакомиться в сборнике «Чезаре Дзаваттини. Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. Добряк Тото» (166—177).

2 Завод «Пиньоне» — одно из самых крупных предприятий Флорен
ции, в те годы его рабочие шли в авангарде забастовочной борьбы в
Италии.

3 Тезисы Дзаваттини о неореализме были опубликованы в журнале
«Emilia» (1953, № 17). См. полный перевод в сборнике «Чезаре Дзават
тини... » (с. 155—163).


 


Неореалистический фильм: явление и понятие

Написано У. Барбаро в 1954 г. Впервые опубликовано в кн. Barbaro U. «Servitù e grandezza del cinema». Roma, 1962, p. 187—192. Ha русский язык переводится впервые.

1 «Сципион Африканский» — фильм-«колосс» (1937) Кармине Гал
лоне, прославлявший в духе фашистской пропаганды величие Древнего
Рима.

2 «Одиссей» — фильм (1954) Марио Камерини с участием американ
ских актеров К. Дугласа и Э. Куина.

3 «Ассунта Спина» — веристский фильм, поставленный в 1915 году
режиссером Густаво Сереной по пьесе Сальваторе Ди Джакомо (в глав
ных ролях Франческа Бертини и Густаво Серена).

Карло Лидзани.

Неореализм и итальянская действительность

Впервые опубликовано в журнале «Rivista del cinema italiano» (1954, № 3).

Ha русский язык переводится впервые, публикуется с сокращениями.

1 Конференция по неореализму состоялась в городе Парме 3—5 декабря 1953 года. Она была созвана по инициативе Дзаваттини. В организационный комитет вошли многие писатели и режиссеры. Среди участников были видные режиссеры, сценаристы, критики: Л. Кьярини, П. Джерми, С. Амидеи, С. Чекки Д'Амико, Дж. Л. Ронди, М. Феррери, Ф. Мазелли, К. Лидзани, Р. Ренци, В. Де Сика, Ф. Феллини, М. Громо, У. Казираги и другие. «Целью в Парме, — писал Дзаваттини в своем дневнике 31 декабря 1953 года («Cinema Nuovo», 1954, № 27), — являлось не добиться преобладания какой-то одной поэтики над другой, а прежде всего вновь подтвердить существование неореализма и возможности его развития — и не только в Италии».


Конструирование персонажа в фильме «Повесть о бедных влюбленных»

Впервые опубликовано в «Realismo del cinema italiano» (1954). Ha русский язык переводится впервые.

Чезаре Дзаваттини.

Письмо к Микеланджело Антониони

Впервые опубликовано в журнале «Cinema Nuovo» (1953, № 25). Впервые перевод опубликован в сб. «Чезаре Дзаваттини... » (с. 6970).

1 В письме речь идет о фильме-репортаже, созданном по идее и под руководством Ч. Дзаваттини группой молодых кинематографистов, — «Любовь в городе» (1953). Антониони поставил в нем эпизод «Попытка самоубийства».

Микеланджело Антониони. Самоубийства в городе

Впервые опубликовано в журнале «Cinema Nuovo» (1954, № 31). На русский язык переводится впервые.

1 «Побежденные» — фильм (1954) М. Антониони.

2 Флайяно, Эннио (1910—1972) —итальянский писатель-сатирик.
Работу в кино начинал как критик. Автор сценариев (в соавторстве с
другими сценаристами) фильмов Ф. Феллини с 1950 по 1965 г.


Альберто Латтуада.

«Папские гвардейцы» и «полезные идиоты»

Впервые опубликовано в журнале «Filmcritica» (1954, № 36). На русский язык переводится впервые.

1 Боббио, Норберто (р. 1909) — итальянский публицист, видный
юрист и философ католического толка.

2 «Папские гвардейцы» — наемная гвардия — «вооруженные силы»
Ватикана, — состоящая по традиции из швейцарцев.

Джузеппе Де Сантис. Письмо к Гуидо Аристарко

Впервые опубликовано в журнале «Cinema Nuovo» (1954, № 49). На русский язык переводится впервые, печатается с сокращениями.

1 «Хлеб, любовь и фантазия» — одна из первых комедий «розового
неореализма», поставленная режиссером Луиджи Коменчини в 1953 году
(с участием Джины Лоллобриджиды и Витторио Де Сика). Фильм имел
большой успех и за ним последовали «продолжения» и подражания —
«Хлеб, любовь и ревность», «Хлеб, любовь и... » и др.

2 «Дочь Иорио» — одна из лучших пьес Г. Д'Аннунцио (1904),
овеянная духом народных легенд..

3 «Литература и национальная жизнь» — один из томов «Тюремных
тетрадей», написанных А. Грамши в тюрьме, содержит работы, посвя
щенные вопросам культуры, искусства и литературы. Впервые издан в
Италии в 1950 г.

4 Чочария — горный край между Римом и Неаполем. Получил
название от традиционной обуви, которую носили там крестьяне —
«чоче» (род кожаных плетеных лаптей).

5 Сесто Сан-Джованни — промышленный пригород Милана.

Алессандро Блазетти.

Человек порядка

Впервые опубликовано в журнале «Contemporaneo» (1955, № 19). На русский язык переводится впервые.

1 Тромбадори, Антонелло (р. 1918) — итальянский общественный
деятель, публицист, кинокритик. В те годы вел рубрику кино в коммуни
стическом журнале «Vie Nuove».

2 «Серебряная лента» — ежегодная кинопремия, присуждаемая
профсоюзом итальянских кинокритиков.

3 Римский киноклуб — «головная» организация всеитальянской
Федерации киноклубов, возникшей в 1947 году в Венеции во время ме
ждународного кинофестиваля того года. Председателем Федерации долгие
годы был Ч. Дзаваттини. Киноклубы — массовая прогрессивная органи-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: