Беседа 2. О православии и экуменизме.




Беседа 1. Епископ и Церковь.

- Я слышал, что экуменизм – это плохо. Расскажи мне об экуменизме.

- Для того чтобы говорить об экуменизме, нужно понять несколько моментов: что такое православие (ни много ни мало), почему любое искажение православного учения в духовном отношении гибельно (то есть в чем опасность ереси), в чем именно экуменизм противоречит святоотеческой вере, и еще – о роли и значении епископа в Церкви.

- Я слышал, что епископат Московской Патриархии обвиняют в экуменизме. Меня, главным образом, интересует только то, что сам я исповедую православную веру – какое мне, вообще, дело до того, во что верят и как живут епископы?

- Если ты исповедуешь православную веру, то именно в соответствии с ней ты и не должен быть в общении с любыми еретиками. В том числе с экуменистами. И тебе очень даже должно быть дело до веры епископа, которого поминают за литургией, на которой ты причащаешься.

- А не все равно, чье имя там поминают?

- По вере Церкви, литургическое приношение совершает епископ или священник от его имени, но именно от имени епископа, а не сам. Поэтому в каждом храме на престоле лежит антиминс – плат, на котором стоит подпись епископа. По сути, антиминс – письменное благословение епископа на служение в данном храме. Без него служить священнику нельзя. Освящает и выдает антиминсы только епископ.

Таким образом, без епископа литургия вообще невозможна. Если епископ православный, то таинство Евхаристии совершается. Но у еретиков таинств нет, и если епископ еретик, то евхаристия не совершается. Хлеб остается хлебом и вино – вином. Поэтому святые отцы Церкви категорически считали неприемлемым причащение у еретиков. Каноны даже запрещают совместную домашнюю молитву с ними и уж само собой – причащение у них.

Правило 45 Апостольское гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен». Есть и другие правила, запрещающие молитвенное общение с еретиками.

- А просто верить и не причащаться нельзя?

- Можно. Но тогда ты – вне Церкви. Церковь не мыслится вне Евхаристии. На языке святых отцов отлучение от причастия есть отлучение от Церкви.

- А нельзя, чтобы епископ верил по-своему, а я, скажем, буду причащаться у него на службе и верить по-своему – православно?

- А почему бы в таком случае тебе не причащаться на католической мессе? Ведь это то же самое: католический священник верит по-своему, а ты, причащающийся у него, веришь по-своему. Что тебя останавливает?

- Он католик – еретик.

- Экуменист – тоже еретик. Его вера идет вразрез с верой святых отцов Церкви. Общение с ним запрещено канонами Церкви.

- В каком смысле «не должен быть в общении» с еретиками? Я что, должен перед беседой с каждым человеком спрашивать о его вере?

- Нет, конечно. Имеется в виду исключительно церковное общение. Греческое слово «кинония», употребляемое в канонических правилах, означает общение в молитве и в таинствах. Речь идет только об этом общении. Разговаривать, дружить, есть-пить, работать можно с кем угодно, хоть с еретиками, хоть с иноверцами. А вот совместно молиться можно только с православными.

- Получается, что я должен знать, во что верят мои иерархи? А как я это узнаю? Они не станут передо мной отчитываться.

- Во-первых, епископ обязан отчитываться о своей вере перед своей паствой и перед другими епископами. Он по определению блюститель православной веры и сам должен не просто знать свою веру, но исповедовать ее публично и не допускать ее искажения у своей паствы.

- А если он тайный еретик? Как я это должен узнавать?

- Не нужно узнавать этого. Это и невозможно узнать. Тебя должны интересовать только его публичные высказывания; не сокрытые тайны его души, а открытые свидетельства. По ним, согласно церковным канонам, определяется исповедание веры епископа. И в первую очередь, конечно, по церковным документам, под которыми стоит его подпись. И еще очень важно для тебя знать, с кем из епископов твой епископ состоит в церковном общении, то есть с кем он сослужит и кого он поминает на богослужении в качестве православных архиереев.

- Это так все сложно! Как я должен следить за всем этим? Я хожу просто в храм и считаю, что там священники все делают правильно и мне незачем их проверять.

- То есть ты готов собственное спасение отдать в чужие руки и сам не хочешь позаботиться о том, православно ли верует твой епископ? Если так, то наш разговор не имеет смысла.

- Я уверен, что Бог не попустит целой поместной Церкви отпасть от православия! Это невозможно представить!

- В свое время крупнейшая поместная Церковь из самой авторитетной и уважаемой сделалась еретической именно потому, что ее члены рассуждали так же, как ты. И подобное в истории случалось неоднократно.

- О чем ты говоришь? Как такое возможно?

- Римская Церковь в свое время впала в ересь через принятие ее епископатом ложного исповедания, с тех пор ее стали признавать еретической все святые Православной Церкви. Или ты не считаешь, что католики – еретики?

- Я считаю, что они еретики. Но это они. А это мы! Мы – православные.

- Они тоже были православные и тоже слишком доверяли своему епископату, тем более своему первому епископу – римскому папе. А православный человек – хоть и овца стада Христова, но стадо это – словесное, и овца эта тоже не должна быть бессловесной. А словесным овцам нужно внимательно слушать голос истинного Пастыря и бежать от чужого голоса. То есть знать настоящее святоотеческое православие и избегать всяческих от него уклонений.

- Святые отцы учат, что если я знаю о том, что мой епископ верит неправославно, то я не должен у него причащаться?

- Не просто не должен причащаться у него лично, но не должен причащаться и у всех священников, которые поминают его на Евхаристии. И не должен причащаться и у всех епископов, которые состоят с ним в церковном общении, и у всех их священников. И не просто не причащаться у них, но и не молиться с ними. И не только с ними, но и со всеми, кто у них причащается или кто с ними молится!

- Вот это да! Ты можешь подтвердить это словами святых отцов?

- Да. Верные «соединены с епископом так же, как Церковь с Иисусом Христом и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно через единение», – пишет священномученик Игнатий Богоносец в Послании к ефесянам. Если епископ впал в ересь, это не может не сказаться на его пастве.

Св. Киприан Карфагенский учит, что «еретики – не насаждение Отца», но «злое произрастение, приносящее смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает».

Он же пишет о еретиках и раскольниках и их таинствах: «Не думайте, что вас не осквернит общение и порочная жертва, которую он приносит, и покойницкий хлеб».

Не могут верные спасаться отдельно от своего епископа, как тело не может жить отдельно от своей головы – это аксиома православной экклисиологии. «Светильник телу есть око (Мф. 6:22).., а светильник Церкви есть епископ. Поэтому, как оку необходимо быть чистым, чтоб тело двигалось правильно, а когда оно не чисто, и тело движется неправильно; так вместе с предстоятелем Церкви, каков он будет, и Церковь или подвергается опасности, или спасается», – говорит св. Григорий Богослов.

По св. Киприану, признающий еретиков членами Тела Христова и даже просто христианами сам приобщается к ним и должен «сделаться вполне их соучастникомсходиться вместе с ними, с молитвами их соединять свои и ставить алтарь и жертву общие, так как у них с еретиками один Бог, один Господь, одна Церковь, одна вера, один Дух и одно тело».

- Это все очень серьезно. Допустим, я принимаю то, что нельзя быть в духовном общении с неправославно верующими епископами и всеми, кто с ними состоит в общении. Но теперь скажи мне, почему ты считаешь, что епископы РПЦ МП неправославно верующие?

- Согласно каноническим правилам (15-е правило Двукратного Собора), разрывать общение с епископом необходимо, если он публично и всенародно исповедует уже осужденную соборами или отцами ересь. Как ты считаешь, документ, подписанный епископом, имеет статус публичного и всенародного исповедания?

- А если его от лица поместной Церкви подписал не епископ, а кто-то из священников или мирян?

- Если какой-то священник подписал еретический документ, то епископ обязан запретить его в служении, объявить, что сам он к этому документу не имеет отношения, засвидетельствовать, что документ этот неправославный, потребовать его отмены, оповестить об этом других епископов, требовать соборного рассмотрения и осуждения этого документа. А в случае игнорирования с их стороны этих его действий разрывать общение с ними, как упорствующими в ереси, собственных еретичествующих клириков лишать сана, а еретичествующих мирян – отлучать.

- Да, в этом смысле епископ отвечает за документы, которые подписаны его единоверцами, членами его церкви.

- Вот именно. Епископ – часть тела церковного, причем часть важнейшая. И он никак не может верить иначе, чем святые отцы. А его паства не может верить иначе, чем он. В противном случае он отпадает от Церкви, а если паства не отделяется от него, то от Церкви отпадает и она.

- Я с этим согласен: «Где епископ, там и его Церковь!»

 

Беседа 2. О православии и экуменизме.

- Теперь, когда тебе понятны роль и значение епископов в Церкви, нужно прояснить, что такое экуменизм и чем он, как и любая ересь, опасен. А для этого нужно попытаться понять, что же такое православие.

- Ну, православие – это правая вера.

- Конечно, но что значит правая? Экуменисты считают, что абсолютно правой веры на земле вообще нет, что люди неспособны познать непознаваемого Бога, и поэтому любое вероучение относительно. Таким образом, они считают, что поскольку любые представления о Боге ограниченны и условны, то и спорить из-за «незначительных деталей» не стоит, нужно просто стремиться к церковному единству, начать вместе молиться, ведь главное любовь!

- Звучит убедительно…

- И весьма красиво. Вот только святые никогда такой веры не исповедовали. И нам нужно определиться теперь, хотим ли мы верить, как наши святые, и, значит, быть в той же Церкви, что и они (как веришь – в такой церкви и пребываешь), либо мы принимаем эту красивую экуменическую веру и от святых на деле отказываемся?

- Конечно, я хочу верить именно так, как верили святые, и хочу быть с ними в той же Церкви и здесь, на земле, и на небесах.

- Тогда нельзя верить в экуменизм, в то, что на земле нет единственной правой веры и исповедующей ее единственной Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

- Но ведь если Бог непознаваем, как может быть единственная правая вера?

- Бог непознаваем никем из Своих творений, но Он познаваем Им Самим. Сам Бог знает Себя.

- И что из этого следует?

- То, что святые потому и почитаются нами как святые, что они достигли единства с Богом, оБожения – познания Бога не своим тварным умом, а Духом Святым, и потому стали причастны к знанию Бога о Себе Самом. И их учение – не плод человеческих наблюдений или трудов, а откровение Самого Бога о Себе Самом.

- В этом случае получается, что то, что открыто святым – Истина, не подлежащая никакому сомнению?

- Да. И на этом настаивает Православная Церковь – Церковь святых отцов.

- Получается, есть одна единственная правильная вера – вера святых, а все остальные – заблуждения?

- Да. Формально можно сказать, что в той или иной степени. Но, по существу, степени тут совершенно не важны. Нам нужно понять главное: не бывает православия «почти» или «на 99 %». Есть православие и есть неправославие. Как ты думаешь, если некая церковная организация формально исповедует православную веру на 98 %, при этом добавляя 2 % ереси, она при этом православная?

- Нет, не думаю.

- Она еретическая, если хоть в чем-то противоречит отцам. Вера – это не сумма разнородных постулатов, она целостна. Если в исповедании веры искажена хоть какая-то, на первый взгляд, незначительная часть, значит, искажен весь целостный образ веры, значит, за этим исповеданием – иной бог, не Бог Откровения, а «бог» человеческих домыслов.

- И, значит, экуменизм – это именно такая искаженная вера? Пусть формально совпадающая с православием на 90 %?

- Не берусь рассуждать о процентах, но экуменизм противоречит учению святых отцов.

- В чем именно он противоречит святым отцам?

- Во-первых, как я уже сказал, он отрицает сам факт истинной веры на земле и, значит, единой истинной Православной Церкви. Этого уже достаточно, чтобы назвать экуменизм ересью.

- А во-вторых?

- Он вводит новое учение о Церкви. По учению экуменистов, к Церкви Христовой могут принадлежать и неправославно верующие (то есть еретики). Еще экуменизм признает действительность еретических «таинств». То есть экуменизм – экклисиологическая ересь, новая ложная вера и новое учение о Церкви. Святые такой веры не исповедовали.

- Приведи примеры этой экуменической веры.

- Если не говорить пока о других поместных церквах так называемого «мирового православия», а обратиться только к вероисповедным документам РПЦ МП, то начало «официального» экуменизма нужно искать здесь в 60-х годах XX века. Первым еретическим документом, принятым непосредственно РПЦ МП, было Определение ее Синода о допущении католиков к причастию в ее храмах (1969 г.). Это Определение дополнялось «Разъяснением» митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), в котором он обосновывает такую практику еретическим учением о признании таинств, включая евхаристию, еретиков-католиков. Оба документа – и Определение Синода, и Разъяснение к нему – были впоследствии одобрены на поместном соборе РПЦ МП 1971 года. Таким образом, личные еретические заблуждения митрополита Никодима были усвоены всем епископатом РПЦ, а значит, всей этой организацией – никто не возразил, никто не вступился за православие.

- То есть фактически католикам было разрешено причащаться в православных храмах без перехода в православие? Сохраняя свою католическую веру?

- Именно. Тем самым, этот документ попросту заявлял о том, что православные и католики по факту в одной церкви, их исповедания равно спасительны.

- Что, были еще документы?

- Да. Например, подписанный в том числе и официальным представителем РПЦ МП «Баламандский документ» 1993-го года, в котором признается католическая евхаристия и утверждается, что Римско-католическая церковь сохраняет «полноту предания» и является по отношению к православным церквам «церковью-сестрой».

- Может, это просто неудачныйсловооборот?

- Если это так, то нужно было на уровне епископата заявить, что это неудачныйсловооборот, и мы так не верим. Этого не произошло.

- Были еще экуменические документы?

- И документы, и заявления, и совместные «богослужения». На Архиерейском соборе РПЦ 1994 года с докладом «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства» выступил митрополит Филарет (Вахромеев), председатель Синодальной богословской комиссии Московской Патриархии. В докладе был затронут вопрос о допустимости для православных участвовать в «экуменической молитве о христианском единстве», которая совершается ежегодно во время так называемой Недели молитв о единстве христиан и на которой присутствуют представители различных конфессий, включая поместные церкви «мирового православия». Подобного рода молитвы строжайше запрещены церковными канонами, нарушители запрета подлежат извержению из сана. Но в докладе митрополита Филарета отмечалось, что Православная церковь якобы не признает католиков, протестантов и англикан еретиками, несмотря на отсутствие с ними евхаристического общения и наличие догматических разногласий. Но отрицающий ересь еретиков сам становится еретиком. В докладе также признается действительность крещения, евхаристии, священства, епископата (!) в католической церкви, т.е. наличие в ней подлинного апостольского преемства.

«Они разделенные наши братья во Христе, братья по вере в Триединого Бога, по вере в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, братья по сопричастности к Телу Христову (то есть к Церкви Христовой) через Таинство Крещения, действительность которого у них мы признаем (исповедуя едино Крещение), братья по христианскому сообществу, которым мы свидетельствуем истину Святого Православия, Предание и неповрежденную веру Древней Церкви», – прозвучало в докладе. И ни один епископ Московской Патриархии не воскликнул «анафема»! ВЕСЬ ЕПИСКОПАТ молча «проглотил» ересь, в очередной раз предав православие.

- Может, епископы не поняли, о чем речь?

- Тогда какие же они епископы, если не способны отличить православие от ереси? В таком случае они засвидетельствовали свою полную «профнепригодность». У них же у всех духовные академии за плечами – вопрос, чему учат в этих академиях!

- Наверное, они не решились противоречить священноначалию?

- Епископы и есть священноначалие. Над епископом в Православной Церкви нет начальников. А в вопросах веры нет начальников даже и над мирянами – только святые отцы! Если же это страх человеческий, тогда они суть отпавшие от Церкви в ересь по страху человеческому. И они могли быть приняты в Церковь только при покаянии в ереси и только в качестве мирян, не иначе.

По докладу митрополита Филарета Архиерейский собор принял определение «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»

, которым вопрос о целесообразности или нецелесообразности молитв с инославными христианами во время официальных встреч, светских торжеств, конференций, богословских диалогов, переговоров, а также в иных случаях был передан «на благоусмотрение Священноначалия в общецерковной внешней деятельности и на благоусмотрение епархиальных Преосвященных в делах внутриепархиальной жизни».РПЦ по сути подтвердила соборно свое новое учение о примате мнений священноначалия над святыми канонами Церкви, над учением святых отцов.

- Я думаю, что изменение отношения к совместной молитве с еретиками можно объяснить следующим: канонические запреты на совместные молитвы имеют исключительно педагогическое значение, они приняты для того, что бы простые, неискушенные в вопросах веры люди, начав молиться с еретиками, сами не были бы обращены в ересь. Но так как образованным иерархам это не грозит, то им можно молиться без опаски.

- Для православного человека молитва есть не только обращение человека к Богу, но и единение в духе тех людей, которые к Богу обращаются. Молясь вместе, люди входят в некие особые отношения между собой. Становятся ЕДИНОШУШНЫМИ. Этого никак не может быть при разной вере людей.

Молитва православного и молитва еретика обращены к разным «адресатам». Как же их разнонаправленные молитвы могут стать одной общей молитвой? Такого быть не может и не должно!

- Что было дальше?

- В 2000-м году Архиерейским Собором РПЦ МП были приняты «Основные принципы отношения Православной Церкви к инославию», декларирующие «частичное действие благодати» в еретических сообществах и признающие некое «неполное общение» с ними.

Все эти документы, а также ставшие системными сомоления высших иерархов (и не только) РПЦ МП с еретиками, за которые по святым канонам Церкви должно, повторю, следовать извержение из сана, дают возможность каждому православному человеку констатировать факт отпадения иерархии РПЦ МП и всех, кто находится с ней в церковном общении, во «всеересь» экуменизма, в гибельное заблуждение, отрицающее учение Вселенских Соборов, многочисленные свидетельства святых отцов и дерзко попирающее каноны.

- А точно ли святые отцы имели другое суждение о католицизме, чем епископы РПЦ МП?

- Смотри сам. Вот высказывания по этому поводу святых отцов от древности до наших дней:

Свт. Григорий Палама: «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына».

Прп. Максим Грек: «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую...».

Прп. Паисий (Величковский): оно [латинство] откололось от Церкви и «пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания». И ниже: латиняне – «не суть христиане».

Прп. Никодим Святогорец: «Латиняне – еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам».

Из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г.: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборно, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконие».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «… Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».

«Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призываниеСвятаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним».

«Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину».

Прп. Амвросий Оптинский: «Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских соборов... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение...» И далее: «Римская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. … Они явно идут против Христа и Его Церкви».

- Да, впечатляет. А есть ли кто-то из святых, кто считал иначе и признавал Католическую церковь Церковью Христовой?

- Нет, ни одного. Если не считать новых «святых» РПЦ МП, разделявших ее заблуждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: