Эммануил Сведенборг – Тайны небесные 9 глава




248.

И поэтому, когда человек внимает небесным ощущениям, говорят, что он "ходит прямо (вертикально)" и "смотрит вверх" или "вперед", что означает одно и то же, но, когда он внимает телесным и земным ощущениям, говорят, что он "согнулся к земле (ходит горизонтально)" и "смотрит вниз" или "назад". Как у Левитов: Я, Господь ваш Бог, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы вы не были там связанными, и сокрушил веревки ярма вашего, и сделал вас прямоходячими (Лев. 26: 13). У Михея: вы ни шеи свои не освободили, ни ходить прямо не стали (Михей 2:3). У Иеремии: Иерусалим впал в грех, потому они презирали его из-за нее, ибо увидели ее наготу; да, она стенала и повернула назад. Свыше был послан Господом огонь в кости мои, и Бог дал мне вернуться назад; сделав меня опустошенным (Плач.,1:8-13). И у Исаии: Иегова, Искупитель твой, повернул мудрецов назад и обратил их накопленные знания в глупость (Исайя 44:24-25).

249.

"Питаться прахом в оставшиеся дни своей жизни" означает, что их чувственность стала такой, что не может жить (существовать, принимать, наполняться) ничем, кроме телесного и мирского, и таким образом стала адской, очевидно также из значения "праха" в Слове. Как у Михея: упаси, Господи, Твой народ, как в дни вечности. И увидят это чужие народы, и будут краснеть при всем могуществе своем, они будут слизывать прах как змеи земли, и будут вытряхнуты из твердынь своих (Михей 7:14, 16-17). "Дни вечности "означают наидревнейшую Церковь, "народы" - людей, кто верит только себе самому, и показанных как "они будут слизывать прах как змеи". У Давида: варвары падут перед Богом, а Его враги (ненавидящие) будут лизать прах (Пс. 72:9). "Варвары" и "враги" означают тех, кто взирает только на телесные (земные) и мирские ощущения. В книге пророка Исаии: и прах будет хлебом змеям (Исайя 65:25). Ибо "прах (пыль)" означает тех, кто не взирает на духовные и небесные вещие ощущения, но только на ощущения телесные и мирские, и потому Господь повелел Своим ученикам, чтобы, если город или дом, в который они вступили не принимали их, они "стряхивали пыль со своих ног" (Матфея 10:14). (Ибо "пыль" означает осуждаемое и адское, как будет далее показано в стихе 19).

250.

Стих 15. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; Он будет топтать твою голову, а ты будешь жалить его в пяту. Всем известно, что это первое пророчество о пришествии Господа в мир, что ясно из самих слов. И поэтому из этих слов и от пророков даже евреи знали, что Мессия должен будет прийти. До сих пор, однако, никто не понимает, что конкретно подразумевается под "змеем", "женщиной", семенем "змея", семенем "женщины", "головой змеи, которую должно топтать" и "пятой, которую будет змей жалить". Поэтому оное должно быть объяснено. "Змей" здесь означает все зло в целом, а конкретно - любовь к себе; "женщина" означает Церковь; "семенем змея" означено неверие в Господа. "Семя женщины" - вера в Господа, "Он" - Сам Господь; "голова змея" - господство зла в целом, и конкретно того, что из любви к себе; "топтать" – опускать и прижимать к земле, так чтобы "ходил на брюхе и ел прах", а "пята" - низшую природно-телесную часть человеческого духа, которую змей должен "жалить".

251.

Причина, по которой "змей" означает все зло в общем (и вне и внутри), а в частности (внутри) - любовь к себе, есть в том, что все зло имеет свой рост от чувственности духа, а также из накопленных знаний памяти, и когда те становятся главой (корнем) человека, обозначаются "змеем". И поэтому змеем здесь обозначено зло любого рода, но главным образом - любовь к себе или ненависть к ближнему и Господу, что одно и то же. Как это зло или ненависть бывает самым разным, состоя из многочисленнейших внутренних (родов) и еще более многочисленных внешних (видов), то это описано в Слове различными видами змей, как "змеи", "василиски", "аспиды", "гадюки", "огненные змеи", "змеи летающие", и что "проникновенность" и "ядовитость" их - в зависимости от различий в яде, который есть ненавистью. Таким образом, мы читаем у Исаии: не радуйся ты, род филистимлянский (палестинский), потому что жезл карающий тебя ослаб, ибо из корня змеиного выйдет василиск, и плодом его будет летающий огненный змей (Исайя 14:29). Корень "змеиный" означает, что часть рассудка, или его сердцевина (главные принципы), заразилась или привязалась к чувствам тела и накопленным знаниям памяти. "Василиск" означает зло, порождаемое фальшами, вытекающими оттуда. "Летающий огненный змей" жажда владений (алчность власти), что исходит от любви к себе. У того же пророка подобное в других местах так описано: они высиживают яйца василиска, и ткут паутину: тот кто ест эти их яйца - умирает, а когда яйцо вылупляется - выходит змей (Исайя 59:5). Змеи, описанные здесь в книге Бытия, названы в Откровении "великим и красным драконом" и "древним змием", а также "дьяволом и сатаной", которые "извращают все мирское" (12:3, 9; 20:2). Также в Откровении во многих местах "дьяволом" не означен какой-либо конкретный дьявол, который является князем над другими, но все общество злых духов, и все зло.

252.

Что "женщина" означает Церковь, видно из сказанного выше (п.155) о небесном супружестве. Природа небесного супружества такова, что небеса, а, следовательно, и церковь (человек ее), соединяются с Господом посредством божественных ощущений в Собственном я человека, так, что те (небеса и Господь) поселяются и живут в нем, ибо без такого Собственного я не может быть никакого союза. Когда Господь из милости вводит невинность, мир и благо в такое я, оно по-прежнему сохраняет свою самобытность, но становится небесным и блаженным (как можно видеть в п.164). Качество небесного и ангельского Собственного я от Господа, но качество собственного, которое от себя - адское и дьявольское и не может быть описано. Разница между ними, как между небом и адом.

253.

Небесное и ангельское Собственное я церкви живет в целомудрии так, что церковь называется "женщиной", "женой", "невестой", "девой" и "дочерью". "Женщиной" она называется в Откровении: женщина, облеченная в солнце, и под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. И дракон преследует женщину, которая родила младенца мужеского пола (Откр. 12:1, 4-5, 13). В этом отрывке "женщина" означает Церковь; "солнце" - любовь, "луна " – веру, "звезды", как и прежде, истины веры, «дракон» - все злые духи, которые ненавидят и преследуют их. Церковь называется "женщиной" и "женой" у Исаии: твой Творец есть супруг твой, Господь Любви имя Его и Он - Искупитель твой, Святый Израилев, Богом всей земли Он зовется, ибо Иегова позвал тебя как женщину, оставленную и притесненную в духе, и потому как жену неопытную (Исайя 54:5-6). "Творец" - Господь, назван также "супругом", потому что вошел в собственное; а "женщина притесненная" и "жена неопытная", означают, в частности древнюю и наидревнейшую церкви. Так же у Малахии: Иегова стал свидетелем между тобою и между женою неопытной твоей (Малахия 2:14). Собственное я названо "жена" и "невеста" в Откровении: Я увидел святый город Новый Иерусалим, сходящий от Бога с небес, приготовленный как невеста, украшенная для мужа: приходи сюда, я покажу тебе невесту, Жену Агнца (Откр. 21:2, 9). Церковь называется "девой" и "дочерью" везде у пророков.

254.

Что под "семенем змея" понимается все безверие, очевидно из значения "змея", как всякого зла, "семя" есть то, что производит (начало) и производится (конец), или то, что порождает и порождено, и, как Слово здесь говорит: семя здесь - это безбожие. У пророка Исаии, в отношении перевернутого состояния еврейской церкви, оно было названо "семя злодейское" и "семя прелюбодейское" и "семя лжи": горе тебе, народ грешный, народ соединенный с беззакониями, семя злых делателей, сыновья разрушителей, вы оставили Господа, презрели Святого Израилева, вы развернули себя назад (Исайя 1:4). Еще здесь: приблизьтесь вы, сыновья чародеев, семя прелюбодейское. Разве вы не дети предательства, семя лжи? (Исайя 57:3, 4). И снова, говоря о "змее" или "драконе", который здесь называется Люцифером: ты выброшен и не погребен, как презренные отбросы, потому что ты лишился земли своей, ты погубил народ свой, семя злодеев не будет позвано (принято) в вечности (Исаия 14:19, 20).

255.

Что "семя женщины" означает веру в Господа, очевидно из значения "женщины", как бытия церкви, чье "семя" есть не что иное кроме веры, ибо от веры в Господа церковь называется церковью. У Малахии, вера называется "божественным семенем": Иегова был свидетелем между тобою и женою юности твоей, но ни один не сделал дитя, хотя и был у него еще остаток духа. Но есть ли здесь хоть один ищущий семя Бога? Так вглядись внимательно внутрь своего духа, дабы не поступать вероломно против жены юности твоей (Maл. 2:14, 15). В этом отрывке "жена юности" есть древняя и наидревнейшая церкви, о "семени" (или вере) которых говорит пророк. В книге пророка Исаии также в упоминании о Церкви: Я изолью воды на жаждущее и залью сухое, изолью дух Мой на семя твое и благословение Мое на потомков твоих (Исайя 44:3). В Откровении: дракон был страшно недоволен женщиной и пошел войной на остатки ее семени, которые еще хранили заповеди Божии и имели ощущение Иисуса Христа (Откр. 12:17). И у Давида: Я заключил завет с избранным Моим, Я поклялся Давиду - слуге Моему, что даже в вечность Я укреплю семя твое, из рода в род семя его сделаю стойким в вечности. И престол его, как дни неба, семя его пребудет в вечности, и престол его, как солнце предо Мною (Пс. 139:3, 4, 29, 36). Здесь под "Давидом" имеется в виду Господь, под "престолом" - Его царство; под "солнцем" - любовь, и под "семенем" - вера.

256.

Не только вера, но и Сам Господь назван "семенем женщины" потому, что Он один дает веру, и так вера существует. И, потому, он должен был родиться именно в такой церкви, которая совсем опустилась в адскую и дьявольскую Собственность (Собственное я) из любви к себе и миру. И прийти в таком порядке, чтобы посредством Его Божественной власти, он смог бы объединить Божественную небесную Собственность (Божественное Я) с человеческой Собственностью (Собственным я) в своей человеческой сущности (бытии), так чтобы в нем они могли бы быть как одно. И если это соединение не было бы осуществлено, весь мир неминуемо и полностью погиб бы. Потому что Господь, таким образом, был семенем женщины, в Слове не сказано "оно", но "Он".

257.

Что под "головой змеи" понимается господство зла в голове или корне, и главным образом в любви к себе, очевидно из его зловещего начала, ибо зло ищет не просто господства, но власти над всеми ощущениями (вещами) на земле и в природе. И даже стремится властвовать над всем в небесах, а затем, не довольствуясь этим, над Самим Господом, и даже тогда оно не удовлетворено. Зло скрыто в каждой вспышке любви к себе. Если бы оно было отпущено, и освободилось от сдерживания, мы мгновенно ощутили бы, что оно взрывается и скоро возрастает даже к тому, что находится в вышине. Отсюда очевидно, каким образом "змей" или зло любви к себе желают владычествовать, и насколько оно ненавидит всех тех, кто отказывается подчиниться. Зло есть "голова змеи", которая возвышает себя, и которую Господь "вдавливает" в землю, а она пытается "извиваться на своем животе и питаться прахом", как говорится в стихе здесь предшествующем. Таким образом, описана и "змея" или "дракон" под названием "Люцифер" у Исаии: о Люцифер, ты говорил в сердце своем, взойду на небеса, вознесу престол мой выше звезд Божиих, и буду сидеть на горе собраний, в стороне северной, взойду выше облаков, буду равен Всевышнему, но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15). "Змея" или "дракон" также описаны в Откровении в отношении того, каким образом они возвышают голову: большой красный дракон с семью головами и десятью рогами и множеством диадем на головах, но он был сброшен на землю (Откр. 12:3, 9). У Давида: говоря Господу моему: сиди одесную (справа от) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих, Иегова направит жезл твоей силы за Сион, будет Он судить народы, Он наполнит трупами, Он задавит голову большей части земли, Он напьется из ручья по пути, и тогда Он поднимет голову (Пс. 110:1-2, 6-7).

258.

Что под "втаптывать" или "вдавливать" понимается подавление, чтобы заставить ее (любовь к себе) "ползать на животе (горизонтально, жить только телесно, не поднимаясь в дух) и питаться прахом" (знать свое место) видно из этого и предыдущего стихов. Так и у Исаии: Иегова сбросил тех, кто обитал высоко; возвысившийся город, смирив тем; Он опустил (поверг) их на саму землю, Он распростер их даже в прах; ногой попирая (вдавливая) их (Исайя 26:4-6). У него же: Он сбросил на землю рукой и растоптал ногами корону их гордости (Исайя 28:2-3).

259.

Что под "пятой" означены наинизшие природные или телесные ощущения человеческого духа, не может быть известно, если только не знать каким образом наидревнейшие люди обозначали различные духовные ощущения в человеке. Они ставили в соответствие свои небесные (ощущения любви) и духовные (ощущения мудрости) - голове и лицу, что исходит из них дальше (ощущения милосердия и веры) - области груди и живота, телесно-природные ощущения - ногам, нижайшие телесные ощущения - подошвам ног, а самые низкие природные и материальные ощущения – пяткам. Они не только ставили в соответствие внутренние ощущения человека (духа) частям тела, но так их и называли (сравни с чакрами в йоге). Нижайшие ощущения рассудка, то есть накопленные знания памяти, таким же образом означены в пророчестве Иакова о Дане: Дан будет змеем (злом) на дороге, аспидом (ложью) на пути, кусая за ногу коня (природную веру) и всадника (дух) опрокидывая назад (отворачивая от Бога) (Бытие 49:17). Кроме того, у Давида: беззакония моих пят окружили меня (Пс. 49:5). Подобное выражение имеется в отношении Иакова, когда, только родившись, он уцепился руками за пяту Исава, почему он и был назван Иаковом (Бытие 25:26). Имя "Иаков" происходит от слова "пята", ибо еврейская церковь после Иакова обозначалась раненой в пяту. Змей способен повредить только нижайшие природные ощущения духа (если только он - не аспид, сверхядовитый вид гадюки), а не внутренние (истину) природных ощущений в человеке, ни тем более духовные ощущения, и менее всего небесные ощущения, которые Господь сохраняет и глубоко прячет в духе человека без его ведома. Что, таким образом, высшие ощущения, сохраняемые Господом, названы в Слове "остатком". Но, как змей (чувственность тела) через телесные чувства своеволия и чувственность самолюбия уничтожил эти нижайшие природные ощущения у людей до потопа; как разрушил их у евреев посредством чувственных рассуждений, чувственных традиций, чувственности мирской, через любовь к себе и миру; и как сегодня чувственность тела уничтожает и продолжает уничтожать их посредством рассуждений из чувств, накопленных знаний памяти и философствования, одновременно с той же любовью к себе и миру, по Божественной милости Господней будет сказано далее.

260.

Из этого очевидно, что так было сказано людям церкви о времени прихода Господа в мир, чтобы спасти их.

261.

Стих 16. И женщине сказал: умножая умножу твою скорбь в зачатии твоем; в болезни будешь рождать сыновей, и твое повиновение будет у твоего мужа, и он будет господствовать над тобою. Под "женщиной" теперь означена Церковь, которая любит своеволие, через "сильно умножу твое страдание" означены битвы и тревоги оттуда; "зачатие(порождение)" означает каждую мысль, через "сыновей, которых она рождать будет с болью" означены истины, которые она, таким образом, произведет; словом "муж" здесь, как и прежде, означен рассудок, которому она должна подчиняться, и который будет править ею.

262.

Что церковь обозначается "женщиной" было показано ранее, но здесь обозначена Церковь, извращенная своеволием, которая была обозначена "женщиной", потому что потомки наидревнейшей церкви, которые и извратили ее, здесь рассматриваются.

263.

Когда чувства тела отворачиваются от божественности или проклинаются, как следствие возникает усиление злых духов, и они начинают бороться сильнее, а ангелы вынуждены увеличить свои усилия, и потому их противоборство описывается словами: "усиливая (ангелов), умножу твою скорбь в зачатии и рождении сыновей", то есть в мышлении и исполнении истины (мудрости).

264.

Что "зачатие и рождение сыновей" в Слове понимается в духовном смысле - "зачатие", как мысль и желание сердца (воли), а "сыновья" как истины, видно у Осии: подобно как у Ефраима, их слава прочь улетит, как птица, от рождения, и от утробы, и от зачатия, хотя они и породили своих сыновей, но Я отнимаю их, потому что они не люди, да, горе падет на них, когда Я уйду от них (Ос. 9:11-12). Здесь "Ефрем (Ефраим)" означает людей природно-чувственных или накапливающих знания истин, а "сыновья" - истины. Подобное говорится и в других местах о Ефреме, или тех, кто чуткий от природы, но лишился духовного рассудка: страдания в родовых муках пришли к нему, он сын неразумный, поскольку не устоял при разрыве чрева от сыновей (Ос. 13:13). И у Исаии: устыдись, Сидон, ибо Море (Господь) говорит, крепость морская, сказывая, Я не мучился в родах, но породил, и вознес сыновей (мысли), и побудил дочерей (желания) подняться; когда весть (понимание) дойдет до Египта (рассудка), он перенесет ее в Тир (тело) (Исайя 23:4-5). Где "Сидон" означает тех, кто природно чувствует истины веры, но разрушает их от влияния накопленных в памяти ложных знаний, и так становящимся бесплодным. [2] У того же пророка, рассказывающего о возрождении, и где истины веры обозначены "сыновьями": еще не тужилась, а уже родила, еще не наступили схватки ее, а уже появился ребенок; слышал ли кто про такое? Кто видал подобное этому? Рождает ли земля в один день? Не Я ли причиняю рождение? говорит Господь, не Я ли даю родить, или не родить? - говорит Бог твой (Исайя 66:7-9). Блага и истины зачаты и рождены от небесного супружества, потому и называются "сынами" Господа в Евангелии от Матфея: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий, поле есть мир, а семена - сыны Царствия (Матф. 13:37-38). А блага и истины спасительной веры Господь называет "сыновьями Абрахама (Авраама)" (Иоан. 8:39), ибо "семя" (как в п. 255) означает веру, отсюда "сыновья", которые являются "семенем" есть благами и истинами веры. Отсюда и Господь, так как сам является "семенем", называл себя "Сын человеческий", то есть верой церкви.

265.

Что "муж" означает рассудок, явствует из стиха 6 настоящей главы, из того, что жена подала яблоко тому, кто был с нею, и он ел, под чем понимается его согласие, и тоже очевидно также из того, что было сказано о мужчине в п. 158, где под ним понимается тот, кто небесен и духовен. Здесь, однако, "мужчина" обозначает рассудок природный, потому что в связи с исчезновением мудрости и милосердия, вызванным поеданием от дерева знаний, ничего уже у потомков не осталось, ибо природный рассудок есть подражение рассудку духовному, являясь его подобием.

266.

Так как каждый закон и порядок исходят из того, что небесно и духовно, как от своего истинного начала, то следует, что закон супружества более предназначен жене (воле), которая действует в соответствии с желанием своей собственной любви чаще и охотнее, чем от соединенного с нею рассудка (своего мужа), требуя подчинения мужу (мудрости и благоразумию).

267.

Стих 17. И сказал Он человеку, за то, что ты послушал голос жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь его; проклята земля за тебя; в великой скорби будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Через "человека, прислушивающегося к голосу своей жены" означено согласие мужчины, или рассудка, в связи с чем он также отвратил или проклял себя, и, следовательно, весь внешний (природная часть духа) человек, обозначен словом "проклята земля (природный дух) из-за тебя (мыслей и желаний по собственной любви)". "Питаться от нее в горе" означает, что будущее состояние его жизни будет худо (в недостатках и незавершенности), а "во все дни своей жизни" значит до конца этой церкви.

268.

То, что "земля" означает внешнего человека, очевидно из того, что ранее сказано о "земле (суше)", "земле (почве)" и "поле". Когда человек возрождается, он больше не называется "земля (суша)", а "земля (почва)", потому что небесные семена были имплантированы в него. Он также сравнивается с "землей" и называется "земля" в различных частях Слова. Семена блага и истины вживляются во внешнего человека, то есть, в его любови (желания) и память (убеждения и привычки), а не во внутреннего человека, потому что нет ничего собственного во внутреннем человеке, но только во внешнем. Во внутреннем человеке (от Бога) живут блага и истины, и, когда они не продолжаются и не показываются наружу, то такой человек весь есть внешним или телесным. Блага и истины, однако, сохраняются во внутреннем человеке от Господа, без ведома человека, хотя они и не проявляются, кроме случаев, когда внешнее человека, как бы умирает, что обычно бывает во время искушений, бед, болезней и в час смерти. Рассудок принадлежит также и внешнему человеку (п. 118) и сам по себе является своего рода посредником между человеком внутренним (душой) и внешним (телесным духом), ибо внутренний человек (душа) через рассудительность действует на телесно-природное внешнего. Но когда рассудок соглашается с вожделениями воли, он отделяется внешним человеком от внутреннего, так что существование внутреннего человека уже не ощущаемо и не знаемо, и, следовательно, не знаемы любовь и мудрость, которые имеет внутренний человек (душа).

269.

Что Иегова Бог (то есть, Господь) не "проклинал землю" или внешнего человека, а человек внешний сам отвратил или отделил себя от внутреннего человека и тем самым проклял (разорвал связь с Богом, лишил божественности) самого себя, является очевидным из того, что было показано ранее (п. 245).

270.

Что "питаться от земли в страдании" (жить, желать и мыслить из чувств тела и памяти их, телесным духом - страдание) означает упадок и потеря жизни от Бога, очевидно из предшествующего и следующего, не говоря уже о том, что "питаться" во внутреннем смысле значит жить. Так же, очевидно, что такое состояние наступает, когда злые духи начинают превосходить, а ангелы – увеличивать усилия по защите человека. Ощущение (состояние падения) жизни становится еще хуже, когда злые духи начинают уже вполне господствовать. Ибо тогда они руководят и ведут внешнего человека, а ангелы только внутреннего, и последнего так мало остается, что они вряд ли могут взять что-либо внутреннее, которое защищает человека, и так, следовательно, возникает недостаток духовности, страдание и страх. Мертвые люди редко чувствуют такие страдания и потери, потому что они уже не люди, хотя и считают себя людьми значительнее других. Ибо они тогда знают не больше животных, что является духовным и небесным, и что есть жизнь вечная, и вполне подобно животным взирают вниз к земным (телесным) ощущениям, или вовне - к мирским вещам. Они поклоняются только своим собственным целям корысти (привязанностям), и предаются своим собственным вожделениям (исполняют эти цели) и чувствам в полном согласии с (опустившимся) рассудком. Будучи мертвы, они не выдерживают духовной борьбы или искушений, и так как они уже не сопротивляются искушениям, их жизнь тонет под тяжестью зла и лжи. Они еще более навлекают на себя проклятье и повергают себя в самые глубины адского осуждения. Следовательно, они стали небесными отбросами (падшими) еще до их входа в следующую жизнь, где, они уже не могут умереть в результате какого-нибудь страдания или несчастья, но в то же время там они страдают сверх мучительно. Эти страдания подобны здесь названным, как «земля проклята» и «питаться от земли в великой скорби».

271.

Что "все дни жизни твоей" означает последние дни церкви (небесности в человеке), это очевидно из того факта, что церковь означает здесь не отдельного человека, а служение (исполнение божественного) человеком Господу, в его последнем виде и манере. Конец дней этой церкви было временем потопа.

272.

Стих 18. Колючки и чертополох будет она рождать тебе, и есть будешь траву полевую. "Колючки и чертополох" означают проклятие и опустошение, а "ты будешь есть траву полевую" означает то, что он будет жить, как дикое животное. Человек живет, как дикое животное тогда, когда его внутренний человек настолько отделен от его внешнего, что действует на него лишь в самой отдаленной и общей (внешней) форме. Ибо человек есть человек от того, что он, через своего внутреннего человека, принимает от Господа. А диким животным он есть от того, что он принимает от своего внешнего человека. Внешний человек отделен от внутреннего и сам по себе является не чем иным, как диким животным. Он имеет характер животного: подобные животному потребности, любови, желания, иллюзии (воображения) из животных памяти, рассуждений и ощущений, а также аналогичные органические формы (телесные органы). Но несмотря на последнее, у него есть способность рассуждать духовно, и, как ему самому себе кажется, даже очень тонко. Эта способность у него производится органами духовного тела или от связи с материей духа (приемо-передатчиками которых в теле есть мозг и вся нервная система), из которых жизнь от Господа способна проникать во внешнего человека. Однако способность эта извращается (переворачивается, приспосабливается) таким человеком (в соответствии с его привязанностями, привычками и убеждениями, взятыми из животного характера), и становится жизнью зла, которое есть смерть. Поэтому его называют мертвым.

273.

То, что "колючки (терн) и чертополох" означают проклятия и опустошения, очевидно из смысла жатвы семени зерновых и уборки плодов с деревьев, последние являются соответствиями благословений и умножений в противоположность упомянутым первыми. Что "терн", "чертополох", "вереск", "ежевика" и "крапива" имеют такие значения, это очевидно из Слова. Как у Осии: вот, они (ощущения блага) уйдут прочь из-за опустошения (безбожия); Египет соберет их, Мемфис похоронит их; ожидания (надежды) их покроются сединой, крапива прорастет среди них; кусты ежевики будут им укрытием и тенью (Ос 9:6). Здесь "Египет" и "Мемфис" обозначают тех, кто пытается принять Божественные ощущения за рожденные в себе самом и сохраняющиеся в накопленных знаниях своей собственной памяти. У того же пророка: высокие места Авена, грех Израиля, будут разрушены; терн и чертополох придут на их алтари (Ос 10:8), где "высокие места Авена" означают любовь к себе (себялюбие), а "терн и чертополох на алтарях" – осквернения от нее у людей. В книге пророка Исаии: траур на сосцах полей желаний о виноградной лозе плодовитой; на поля Моего народа придет колючий терн (Исайя 32:12-13). И у Иезекииля: там не будет более колючего вереска в доме Израиля, равно как и мучительной боли от всего, окружающего их (Иез. 28:24).

274.

Что "есть траву полевую" (то есть, питаться природнорастущим) означает жить, как дикое животное, очевидно из того, что сказано о Навуходоносоре у Даниила: отлучат тебя от людей, и обитание твое будет со зверями полевыми; приучат тебя есть траву, как скотину, и семь времен пройдут над тобою (Дан. 4:25). И у Исаии: разве ты не слышал, как я сделал это в старину, в дни древние причинил уничижение, и теперь привел его в действие, и оно будет опустошать крепости и укрепленные города, во множестве; а их жители, кроткие руками (желаниями), вострепещут и будут посрамлены, они станут, как травы полевые и поросль зеленая, как кущи и как полевая стерня перед посевом (Исайя 37:26-27). Здесь объяснено, что означено через "траву полевую", "поросль зеленую", "кущи" и "полевую стерню" ибо предмет, усматриваемый здесь, есть время перед потопом, которое имеется в виду под "днями древними" и "стариной".

275.

Стих 19. В поте лица твоего есть будешь хлеб, доколе не возвратишься в землю, откуда был ты взят, ибо прахом (пылью) ты образован и в прах будешь возвращен. Через "есть хлеб в поте лица" означено не желать и отвернуться от того, что небесно; "вернуться на землю, из которой он взят" есть возврат (приход) внешнего человека в состояние ощущений, в каких он должен быть перед возрождением; "прахом ты образован и в прах возвратишься" означает, что дух, считающий себя только физическим телом, осуждается и проклят.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: