307.
Здесь означено шестое и седьмое потомства церкви, которые погибли в результате потопа, и были, таким образом, вообще "выброшены из Эдемского сада", то есть, лишены всякого понимания (поддержки) истины, и стали, подобно зверям-нелюдям, оставаясь навсегда в своих безумных вожделениях и убеждениях (их соответствиях).
308.
Так как значения "Востока" и "сада Эдема", были раскрыты выше, то и не стоит подробно останавливаться на них больше. Но, что "херувим" означает провидение (промысел) Господне чтобы человеческое безумство не проникло в тайны (учения) веры через свои собственные привязанности воображения (фантазии), и от тех, в ощущения чувств и накопленных знаний памяти, и таким образом осквернились и разрушились Собственным я человека, это очевидно из всех мест в Слове, где упоминаются "херувимы". Так как евреи были такого качества, что если бы они получили ясные подтверждения о пришествии Господа, о представлениях и образах или соответствиях их Церкви, подобиями указующими о Нем, о жизни после смерти, о внутренних ощущениях человека и о внутреннем смысле Слова, то они бы осквернили их в себе и погибли бы вовек. Потому защита Божья была представлена "херувимами", установленными на святилище ковчега, нависая над ним, и изображенными на скинии, на покрывалах, а также в храме; и так было означено, что Господь их хранит (Исход. 25:18-21; 26:1, 31; 1 Цар. 6:23-29, 32). Ибо ковчег, в котором хранились скрижали завета, здесь означал по подобию дерево жизни, а именно: Господа и небесные ощущения, которые принадлежат только Ему. Отсюда же Господь так часто называем "Богом Израилевым, сидящим в херувимах" и, отсюда то, что Он говорил с Моисеем и Аароном "посредством (через) херувимов" (Исх. 25:22; Чис. 7:89). Это ясно описано у Иезекииля, где сказано: слава Господа Израилева сошла от херувима, в котором он присутствовал, на порог дома. Он призвал человека, одетого в льняную одежду, и сказал ему: иди, посреди города, посреди Иерусалима, и установи знак на лбу каждого человека, который скорбит и воздыхает за все мерзости, сделанные среди него. А другим он сказал: идите после него по городу, и разите, пусть не жалеет око ваше, и не щадите; сражайте и старика, и юношу, и девицу, и младенца, и женщин, оскверняйте дом, и наполняйте дворы убитыми (Иез. 9:3-7). И здесь: Он сказал человеку, одетому в льняную одежду, войди в круг Херувимов и набери в свою ладонь горящие угли от Них, и брось на город; один из херувимов простер руку свою к огню среди них, и взял его, и положил в ладонь того, кто был в льняной одежде, который взял его и вышел (Иез. 10:2, 7). Из этих цитат видно, что Провидение Господне предотвращает людей от проникновения в тайны веры через "херувимов", и что люди остались в своих безумных вожделениях, здесь также означено через "огонь, который был разбросан по городу" и тем, что "никто не должен быть спасен".
|
309.
Что "пламя меча превращения себя" означает себялюбие, несущее потоки безумных вожделений и (соответствующих) похотей, которые таковы, что люди хотят войти в тайны (учения) веры, но вместо этого ввергаются назад в телесные и земные ощущения. Это может быть подтверждено из многих отрывков из Слова, что не хватит места описать все, но мы приведем лишь отрывок из Иезекииля: пророчествуй и скажи: так сказал Господь: сказал, что есть меч, и меч заточен, и приготовлен совершить болезненное проникновение, заточен так, что сверкает как молния. И пусть меч удвоится и утроится, это меч самоумерщвления, меч великого поражения, который войдет внутрь их спален, чтобы их сердце могло растаять, а преступления их полегли во множестве своем, Я установлю порядок меча на всех своих воротах. Да, свершится это, как проблеск молнии (Иез. 21:9, 10, 14, 15). "Меч" здесь означает опустошение (проникновение и очищение внутри) человека, который ничего уже не видит из блага и истины (от Бога), но только ложь и ощущения зла, обозначенные словом "множественные преступления". То же сказано у Наума о тех, кто желает войти в тайны (учения) веры: "всадник сходит сверху, и пламя меча, и вспышки стрел молний, и множество убитых" (Наум. 3: 3).
|
310.
Каждое конкретное выражение в этом стихе вмещает в себе так много тайн (поучений) глубочайшего смысла (относящихся к потомкам тех людей, которые погибли в результате потопа, к потомкам совершенно отличающимся от тех, кто жил и живет после потопа), что нет смысла говорить о них далее. Мы вкратце отметим лишь то, что их первое поколение, которое представляло собой наидревнейшую Церковь, было небесными людьми и, следовательно, небесное семя было внутри них, отчего и их потомки имели в себе семя небесного происхождения. Семя небесного происхождения таково, что любовь правит всецело волей и рассудком, и делает их едино одним духом (умом). Ибо человеческий дух состоит из двух частей, воли (свободы) и рассудка (привязанности). Любовь или благо относится к воле, вера или истина к рассудку, и от любви или блага наидревнейшие люди ощущали, что относится к вере и истине, так что их дух был едино одно. У потомков такого рода людей, семя небесного происхождения неизбежно истощалось, так что некоторые и вовсе стали отпадать от истины и блага, что для них составляло наибольшую опасность, так как весь их единый дух становился таким падшим и извращенным, что возрождение в другой жизни становилось невозможным. Иначе обстоит дело с теми, кто не обладает небесным семенем, но только духовным, как у людей после потопа, и также как у современных людей. Они не живут в себе из любви, следовательно, у них нет желания блага, однако существует возможность верить или понимать истины, посредством господствующего мышления о которых, они могут быть выведены в некоторую степень милосердия, хотя и различными путями, а именно, просветлением и пробуждением сознания (совести) от Господа, основанного на памятовании накопленных знаний истин и произведенных от этого благ. Их ощущения (состояния) поэтому совершенно отличаются от ощущений допотопных людей, и о них, по божественной милости Господней, будет сказано дальше. Эти ощущения составляют тайну, с которой нынешнее поколение совершенно незнакомо. Ибо на сегодняшний день никто не знает о том, что есть небесный человек, ни даже о том, что существует духовный человек, и еще менее того, каково есть качество человеческого духа и жизни, оттуда происходящей, и о последующих состояниях человека после смерти.
|
311.
В другой жизни, состояние тех, кто погиб в результате потопа таково, что они не могут быть в мире духов, или сообщаться с другими духами, но в аду даже отделенном от адов других, и как бы под некими горами. Горами видятся внутренние препятствия-желания, возникающие вследствие их зловещих фантазий-воображений и соответствующих им убеждений. Их фантазии и убеждения таковы, что производят такой глубокий ступор (оцепенение) у других духов, что они их не ощущают, и становятся как бы ни живы, ни мертвы. Ибо они лишают их всякого рассудка (понимания) истины, так что они ничего не ощущают. Такой же мощи была их убежденность (вера только в себя) во время их проживания в мире, потому и было предусмотрено, что в другой жизни, они будут не в состоянии общаться с другими духами, не вызывая у них своего рода смерть, и потому они оставлены без потомства и таким образом истреблены. А Господь по Его Божественной милости породил другой порядок (уровни, градации) ощущений у тех, кто стал жить после потопа.
312.
В этом стихе, состояние этих допотопных людей полностью описано тем, что они были "изгнаны" или отделены от небесных благ, и тем, что "херувимы были размещены на востоке от сада Эдема". Это выражение "на востоке от сада Эдема" относится только к ним, и не может быть отнесено к тем, кто жил после потопа, о которых было бы сказано "от Эдемского сада на востоке". Подобным образом, сказанное словами "пламя меча превращения себя" не относится к людям сегодняшнего дня, о них было бы сказано: "меч пламени превращения себя". Также было бы о них сказано словами "дерево жизни", а не "дерево жизней", не говоря уже о других вещах и порядках, которые не могут быть изъяснены, что может быть понимаемо только ангелами, которым Господь открывает их. Ибо каждый порядок ощущений (состояний) содержит бесконечное число тайн, ни одна из которых, не известна людям телесным.
313.
Из того, что здесь сказано о первом человеке Адаме, очевидно, что наследственное зло, существующее в человеке сегодняшнего дня, вовсе не пришло именно от него, как исторически предполагается. Ибо под именем человека здесь означена наидревнейшая церковь и, когда ее так называют, "Адамом" - это означает, что дух человека порождается от земли, или, что из нечеловеческого бытия он становится человеком посредством перерождения от Господа. Таково происхождение и значение имени «Адам». Но, что касается наследственного зла, дело заключается в следующем. Каждый человек, кто совершает истинный грех, тем самым наводит (индуцирует) в своем духе суть, причину или желание зла, и зло это далее имплантируется в дух его детей, и становится наследственным (передается). И так зло передается от каждого родителя, от отца, деда, прадеда, и их предков по роду, и, таким образом, умножаясь и увеличиваясь в каждом последующем поколении, и остается у каждого рожденного, и прибавляясь в каждом путем его собственных грехов. И не может быть рассеяно, так чтобы оно стало безвредно, кроме как у тех, кто будет перерожден от Господа. Каждый внимательный наблюдатель может увидеть очевидность этой истины в том, что злые желания родителей остаются и становятся явно видимы у их детей, так что одна семья, и даже целые роды, могут быть тем самым отличаемы друг от друга.
314.
ПРОДОЛЖЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, ВХОДЯЩЕМ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. После восстановления света, которое дается возрожденному в вечность, или духу, чтобы он мог осмотреться, духовные ангелы заранее сообщают о предоставляющихся ему всех благих намерениях, которые он может в таком состоянии желать, и предоставляют ему сведения о сути вещей другой жизни, но лишь настолько, насколько он способен это принять. Если он находится в вере, и желании ее, они показывают ему прекрасные и великолепные небесные объекты.
315.
Но, если возрожденный к вечности или дух не такого характера, чтобы желать быть наставленным к новой жизни, то он желает избавиться от общения с ангелами, которые утонченно это ощущают, так как в другой жизни, есть сообщение со всеми сутями и даже с воображениями мысли любого духа. Тем не менее, они не оставляют его даже тогда, когда он отмежевывается от них. Ангелы любят всех, и не желают ничего иного, чем оказывать ему благую службу, чтобы наставить его и провести к небесам. В этом состоит их высшее наслаждение.
316.
Когда дух таким образом отделяет себя, он принимается благими духи, которые также оказывают все виды служений, пока он находится в их окружении. Если же жизнь в мире его была такой, что он не может оставаться в компании хороших духов, то он желает избавиться и от них также. И этот процесс повторяется снова и снова, пока он не соединит себя с теми, кто находится в полном согласии с его прежней жизнью в мире, среди которых он чувствует себя так, как будто это была бы его собственная жизнь. А потом, так сказать, он ведет среди них такую же жизнь, которой он жил, когда был в теле. Лишь после погружения вновь в такую жизнь, в какой жил, он начинает новую жизнь. Одни позже, другие раньше приходят при таком возрождении в ад. Но такие, которые были в вере в Господа, от нового начала жизни приходят шаг за шагом к небесам.
317.
Одни возвышаются к небесам более медленными темпами, другие быстрее. Я видел некоторых из них, которые были взяты в небо сразу же после смерти, о чем мне позволено упомянуть лишь двумя примерами.
318.
Некий дух пришел и беседовал со мной, и как было видно по некоторым признакам, он только недавно умер. Сначала он не знал, где он был, считая себя еще живущим в мире. Но, когда он внутренне осознал, что он уже в другой жизни, и что он уже не обладает ничем таким, как дом, богатство и тому подобное, от понимания, что он находится в другом царстве, где теперь лишен всего, чем он обладал в мире, он был охвачен тревогой и не знал, куда ему отправляться или где искать место проживания. Затем он был наставлен о том, что один Господь дает все для него и для всех, и был предоставлен самому себе, чтобы его мысли могли занять свое привычное направление, как тогда, когда он был в мире. Он мгновенно определился (ибо в другой жизни мысли каждого могут быть ясно ощущаемы), что он должен делать, будучи лишен всех средств телесного существования. И, несмотря на состояние тревоги, он был перенесен в сообщение с некоторыми из небесных духов, которые принадлежали к области сердца, и которые оказывали ему всяческое услужение, из того, что он бы мог пожелать. После этого, он вновь был предоставлен самому себе, и начал думать, из милосердия, как он может отблагодарить за столь великие блага. Из чего было видно, что во времена жизни его в теле, он жил в милосердии веры, и потому он сразу был вознесен на небеса.
319.
И увидел я другого, который также был немедленно передан в небеса ангелами, и был принят Господом и, который увидел славу небес. Не говоря уже о многих других опытах, относительно других, которые были проведены в небеса после некоторой задержки во времени.
320.
ГЛАВА 4.
О начале жизни души или духа. Что касается начала ощущения жизни души, то есть возрождения духа после его смерти, я могу заявить, что большинство опытов показало, что, когда человек приходит в другую жизнь - он не знает, что он уже в другой жизни. Ибо предполагает, что он еще в природном мире, и даже, что он еще находится в теле. И так много раз случалось, что, когда ему говорят, что он уже есть дух, он удивляется и изумляется этим словам потому, что он обнаруживает себя в точности таким, как человек, в таких же человеческих чувствах, желаниях и мыслях. И поскольку, в ходе своей жизни в этом мире, он не верил в существование духа, или, как в случае с некоторыми, что духа вообще не может быть, то теперь он находит, что дух есть и это он сам.
321.
Вторая основополагающая истина состоит в том, что дух получает гораздо большие способности внутренних ощущений, и совершенно превосходящую имевшуюся, силу думать и говорить, чем когда жил в теле, так, что эти состояния до смерти и после, почти не допускают сравнения. Но духи не знают об этом, пока не принимают дар божественных ощущений от Господа.
322.
Остерегайтесь верить ложной фантазии, что духи не обладают гораздо более тонкими (изысканными) ощущениями, чем при жизни в теле. Я тысячу раз на опыте убедился в обратном. Если кто-либо не желает верить в это, вследствие присвоения ими таких убеждений и желаний (понимать по-своему) природу духа, оставьте это признать их собственному опыту, когда они вступят в тот мир, где будут вынуждены в это поверить. Первейшее место среди чувств у духов имеет зрение, потому что они живут в свете, и духи блага, ангельские духи, и ангелы живут в свете столь ясном, что полуденный свет этого мира вряд ли сравнится с ним. Свет, в котором они живут, и посредством которого они все видят, по божественной милости Господней будет описан далее. Духи также имеют слух, слыша настолько утонченно, что слух тела не может сравниться с ним. В течение многих лет они говорили со мной почти все время, но их речь будет также по Божественной милости Господней описана ниже. Они также имеют обоняние, которое тоже будет по Божественной милости Господней рассмотрено. Они имеют сверх совершенное чувство осязания, через которое приходят сильнейшие боли и мучения у проживающих в аду, ибо все органы чувств и их ощущения имеют прямое соединение (отношение) или контакт с органом осязания, из которого они первоначально, как из основы, вытекают с различиями и многообразиями. Они имеют также желания и любови (привязанности), с которыми имевшиеся у них в теле не могут сравниться, и в отношении которых Божественной милостью Господней подробнее будет сказано ниже. Духи и думают с гораздо большей чистотой (ясностью) и отчетливостью (различением), чем они думали во время их жизни в теле. В одной лишь идее (сути) их духовной мысли содержится такое множество градаций предметов и ощущений, которые соответствуют содержанию более чем тысячи идей, которыми они обладали в этом мире. Вместе с тем они говорят с такой точной остротой, тонкостью, мудростью (прозорливостью) и отчетливостью, что, если бы человек смог бы ощущать хотя бы некую часть сказанного, то это бы вызвало у него крайнее изумление. Короче говоря, они обладают всем, чем обладают люди телесные, но более совершенного качества и формы, так как лишены плоти и костей и сопутствующих им недостатков. Они признают и в совершенстве ощущают, что хотя они и жили в теле, то все же были духом, который все ощущал и что, хотя способность ощущать проявляла себя через тело, все же они были не телом. И потому, когда тело отброшено прочь, ощущения духа проявляются гораздо более утонченно и совершенно. Жизнь там состоит в осуществлении (приемо-передаче) ощущений, ибо без этого нет жизни, и какова приемо-передача, такова и жизнь, и это каждый может тогда разглядеть и понять.
323.
В конце главы будет дано несколько примеров о тех, кто во время их проживания в этом мире думал иначе.
ГЛАВА 4
1.
И Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека, Иегова. 2. И она вдобавок родила его брата Авеля, и Авель был охранитель овец, а Каин был возделыватель земли. 3. И в конце дней случилось так, что Каин принес плод от земли в дар Господу. 4. А Авель принес от перворожденных стада его и от тука их. И Господь призрел на Авеля и на дар его. 5. А на Каина и его приношение Он не посмотрел, у Каина сильно воспылал гнев, и его лица (ощущения) пали. 6. И сказал Господь Каину: почему ты разгневан? И почему Твои лица (ощущения) упали? 7. Если ты делаешь благо, то не возвышаешь ли лице (ощущение) твое? а если не делаешь блага, то грех залегает у дверей, и тогда к тебе приходит желание греха, и ты ведешься им. 8. И Каин разговаривал с Авелем, братом своим, и случилось, когда они были в поле, что воспылал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9. И сказал Господь Каину: "Где Авель, брат твой? " И он сказал: "Я не знаю, разве я сторож брату моему?" 10. И Бог сказал: "Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли." 11. В мгновенье создал (заработал) ты проклятье себе от земли, которую вынудил отверзнуть уста свои и принять кровь брата твоего от руки твоей. 12. Когда ты будешь теперь возделывать землю, она не станет отныне мгновенно давать тебе свою силу (плод); беглецом и скитальцем будешь ты на земле. 13. И сказал Каин Господу, беззаконие мое огромнее, чем может быть удалено. 14. Вот, ты выбросил меня с этого дня с лиц земли, и от Лиц Твоих я буду сокрыт, и буду изгнанником и скитальцем на земле, и будет так, что каждый человек, который найдет меня должен убить меня. 15. И Господь сказал ему: всякому, кто убьет Каина, отмщено будет всемеро больше. И Господь установил знак на Каине, чтобы кто найдет его, не смог убить его. 16. И пошел Каин от лиц (опустился ниже ощущений) Господня и поселился в земле Нод (снов), на восток от Эдема. 17. И познал Каин жену свою, и она зачала и родила Еноха, и он построил город и назвал город по имени сына своего: Енох. 18. У Еноха родился Ирад и Ирад родил Мехиаель и Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. 19. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. 20. Ада родила Иавала: он был отцом живущих в шатрах и имеющих стада. 21. Имя брата его - Иувал: он был отец всех, кто играет на арфе и свирели. 22. Цилла также родила Тувал-Каина, отца всех ремесленников по меди и железу, и сестру Тувал-Каина - Нааму. 23. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла, услышьте голос мой вы, жены Ламеха, и своими ушами ощутите мои слова, я умертвил в себе человека от поражения моего, и детей его из-за загнивания моего. 24. Если за Каина отмщение всемеро, то за Ламеха в семьдесят семь раз. 25. И человек познал жену свою снова, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, ибо Бог положил в нее другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 26. И Сиф в себе сразу родил сына и нарек ему имя: Енос: и лишь тогда они начали призывать имя Господа.
324.
СОДЕРЖАНИЕ Учения, отделенные от церкви, или ереси, здесь описаны и новая церковь, под именем "Еноха", которая была в конце всех ересей рождена.
325.
Наидревнейшая церковь имела веру в Бога через любовь, но после нее возникли церкви, верования которых отделились от любви. Учение веры, отделенной от любви, было названо "Каин" (верой в добро без желания его делать), а милосердие, которое есть любовь к ближнему, был названо "Авель" (стихи 1, 2).
326.
Поклонение таких церквей, где вера отделена от любви, названо словами "приношение Каина", а поклонения на основе милосердия названы "приношение и дар Авеля" (стихи 3, 4). Это поклонение, порожденное от милосердия, является приемлемым Господу, но не поклонение, отделенное от исполнения истин веры (стихи 4, 5).
327.
То, что состояние тех, кто отделен от веры, стало злом, описывается, как "у Каина сильно воспылал гнев, и его лица (ощущения) пали" (стихи 5, 6).
328.
Что качество веры рождается, растет и проявляется волей и видится милосердием, и что милосердие желает быть с верой, но если вера не становится господствующей над волей у человека, то и не входит уже в его желания и не является уже как милосердие, но становится волей зла (стих 7).
329.
Что милосердие уничтожается у тех, кто отделяет истины от своей воли и так не исполняет того, во что верит, и ставит милосердие ниже веры, описывается, через убийство Каином своего брата Авеля (стихи 8, 9).
330.
Угасшее милосердие названо "голосом (желанием) крови Авеля" (стих 10); перевернувшие все в ложь учения названы "проклятием от земли" (стих 11); ложь и зло, происходящие оттуда – означены словами "быть изгнанным и без пристанища на земле" (стих 12). И поскольку, такие люди отвернулись от Господа, то повернулись соответственно лицом к вечной смерти (стихи 13, 14). Но, так как именно через веру, должно было быть привито милосердие, вера была оставлена в неприкосновенности, что обозначено знаком "установленным на Каина" (стих 15). А его удаление от своих первоначальных ощущений обозначено словами "переселением Каина к востоку от Эдема" (стих 16).
331.
Начало всех ересей названо "Енох" (стих 17).
332.
Ереси, возникшие после этой первой, также носят свои имена, в последней из которых, названной Ламехом, не было ничего вовсе от истинной веры изначальной (стих 18).
333.
Новая (древняя) церковь возникла после падения наидревнейшей, что подразумевается под словами "Ада и Цилла" и описана их сыновьями "Иавал, Иувал" и "Тувал-Каином", небесные ощущения церкви названы "Иавалом", духовные - "Иувалом" и природные - "Тувал-Каином" (стихи 19-22).
334.
Что эта церковь возникла, когда всякое ощущение веры и милосердия были уничтожены, и вывернуты наизнанку, что стало поруганием высшей степени, также описывается (стихи 23, 24).
335.
Дано краткое описание: что после веры, обозначенной "Каином", исчезло милосердие, что новая вера была получена от Господа, которая возродила или оживила милосердие. Эта вера названа именем "Сиф" (стих 25).
336.
Милосердие, оживленное верой, названо словом "Енос" или подобный "почве (Адаму)", которое стало именем этой церкви (стих 26).
337.
ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ. Так как эта глава повествует о вырождении наидревнейшей церкви, или фальсификации ее учения, и, следовательно, о ее ересях и сектах, названных именами Каина и его потомков, то следует отметить, что нет никакой нужды понимать как было фальсифицировано учение, или какого рода были ереси и секты в такой церкви, если не понимаемы начала и принципы истинной Церкви. Достаточно было сказано выше о наидревнейшей церкви, где указано, что она была небесным человеком, и что она не признает никакой другой веры, кроме той, которая была от любви к Богу и к ближнему. Благодаря такой любви люди имели веру от Господа или восприятие ощущения сути всего, что принадлежало вере от любви. И по этой причине они не желали даже упоминать о вере, дабы вера не была отделена от любви, как было показано выше (п. 200, 203). (Отголоски такой веры и таких учений содержаться в древних священных индийских текстах вед, лайя-йоги и раннего буддизма, почему буддизм, например, некоторые псевдоученые считают атеистическим учением). [2] Таков небесный человек, и таким он описан соответствиями у Давида, где о Господе говорится, как о царе, а о небесном человеке, как о сыне царя: Боже, дай царю Твой суд, и праведность Твою его сыну. Горы принесут мир людям, а холмы справедливость. Они будут бояться Тебя как солнца огненного, и повернут лица к луне, поколение за поколением. Во дни лунные праведники будут процветать, а изобилие мира не престанет, пока не исчезнет луна (Пс. 72:1, 3, 5, 7). Под "солнцем" здесь понимается любовь, под "луной" - вера; под "горами" и "холмами" – учения наидревнейшей церкви, под "поколение за поколением" - церкви после потопа, "пока не исчезнет луна" говорится потому, что вера должна быть наполнена светом любви (см. также, что сказано у Исайи 30:26). [3] Таковой была наидревнейшая Церковь, и таково было ее учение. Но сегодня, вера считается выше милосердия, и потому в наши дни нет глубокого понимания того, что если через веру от Господа получено милосердие, то потом милосердие становится первостепенным и ведущим. Из этого следует, что в наидревнейшие времена учения фальсифицировались, как только люди устанавливали поклонение лишь словам и символам веры, и таким образом отделяли поклонение Богу от деяний и исполнений любви. Тех, кто искажал учение в такой форме, и либо отделял веру от любви, либо поклонялся из одной только веры, тогда называли "Каином", и такие ощущения их тогда рассматривались, как умопомрачения.
338.
Стих 1. И Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека, Иегова. Под "Адамом и Евой, женой его" означена наидревнейшая Церковь. Это стало ясно по тому факту, что их первый отпрыск или первенец, есть вера, которая здесь названа "Каином", а слова Евы "приобрела я человека, Иегова" означают, что у называемых "Каином" вера была чувствуема и памятуема лишь через ощущения своего Собственного я.
339.
В трех предыдущих главах было достаточно показано, что словами "человек и его жена" означена Церковь, в чем не может быть сомнений, и потому стало общепризнанным фактом. Очевидно по этому факту, что зачатие и рождение касательно Церкви есть выражения того же рода. По обычаям, наидревнейшие люди всему давали имена, а имена использовались для обозначения ощущений и вещей, и, таким образом от первого ощущения или слова выстраивалось родословное дерево. Ибо ощущения и вещи, относящиеся к Церкви, связаны друг с другом таким образом что, одно является зачатым и рожденным от другого, как при размножении. Поэтому, как правило, в Слове для обозначения порядка ощущений и вещей церкви используются слова: "зачатие", "рождение", "потомство", "младенцы", "дети", "сыновья", "дочери", "юные люди" и так далее. Пророческие части Слова изобилуют такими выражениями.
340.
Что слова "я приобрела человека, Иегова", означают, что у таких, кого называют "Каин", вера вынашивается и порождается через Собственное я, это очевидно из того, что было сказано в начале данной главы. Ранее, люди были как бы в неведении, что такое вера и вероучение истины, потому что внутренне ощущали все, что было от веры. Но, когда люди начали собирать различные учения веры, они взяли то, что они внутренне ощущали и разложили их раздробленно (перевели) в учение, назвав это появление теории "приобрела я человека, Иегова", как если бы они нашли что-то новое. И, таким образом, все, что было раньше вписано в сердце (ощущаемо в желаниях воли), стало просто разложенными по буквам материальными знаниями. В древние времена люди давали каждой новой вещи (ощущению ее) имя, и таким образом излагали ощущения и вещи, объединяя их в именные роды слов. По такому способу значение имени Исмаила объясняется словами: "Иегова услышал ее скорбь" (Бытие 16:11), а имя Рувима происходит из выражения: "Иегова призрел на мое бедствие" (Бытие 29:32); имя Симеон значит: "Иегова услышал, что я был менее любим" (Бытие 29:33), а имя Иуда значит: "на этот раз буду славить Господа" (Бытие 29:35); но название алтаря или жертвенника, построенного Моисеем, произведено от слов: "Иегова - знамя мое" (Исх. 17:15). Подобным же образом учение (понимание) веры здесь выражено словами "приобрела я человека, Иегова" или "Каин".
341.
Стих 2. И она вдобавок родила его брата Авеля, и Авель был охранитель овец, а Каин был возделыватель земли. Вторым при возрождении новой церкви следует милосердие, обозначенное через "Авеля" и "брата". "Пастырь овцам" означает того, кто творит блага из милосердия, тогда как "возделыватель земли" означает того, кто лишен милосердия, и хотя он действует по сильной вере, но это не истинная вера вовсе, потому что отделена от любви.