Эммануил Сведенборг – Тайны небесные 8 глава




213.

"Узнали, что они наги" означает их ощущение и подтверждение в себе, что уже не живут в невинности, как прежде, но во зле. Это очевидно из последних стихов предыдущей главы, где говорится, "и они оба были наги, Адам и жена его, и не стыдились" и откуда видно, что "не было стыдно, что они наги" означает быть невинными. Обратное означает - "стало стыдно", как в этом стихе, где говорится, что они "сшили фиговые листья сообща и укрыли себя". Ибо, где нет невинности (немыслия о зле, простоты), нагота есть срам и позор, потому что нагота (слабость, потеря, незащищенность) появляется с осознанием (ощущением), что мыслишь о зле. По этой причине "нагота" используется в Слове, как образ позора и зла. С нее начинается извращение (перевернутость) церкви, как у Иезекииля: ты был нагим (потери духовные) и босым (потери природные), и топтались ногами (не исполняются) в крови (желания) твоей (Иез. 16:22). И у него же: они должны оставить ее раздетой и разутой, и откроется нагота вполне (Иез. 23:29). В Евангелии от Иоанна: советую тебе купить у Меня белые одежды, чтобы ты смог облечься, и стыд наготы твоей не проявлялся (советую стараться чище мыслить о Боге и ближнем, чтобы грехи твои не проявлялись) (Откр. 3:18). И в отношении последнего дня: блажен, кто бодрствует и хранит одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидеть стыда своего (Откр. 16:15). И из Второзакония: если человек нашел наготу у своей жены, пусть он напишет ей разводную (если нашел безбожие в желаниях своих – откажись от них) (Втор. 24:1). По соответствию Аарону и его сыновьям было повеление иметь нижнее платье льняное, когда они шли к алтарю и служить, чтобы "прикрыть наготу плоти своей, чтобы не привнести зла в святое, и не умереть" (Исх. 28:42-43).

214.

Они называются "нагими", потому что остались сами в себе (в Собственной любви), ибо они тогда сами по своей такой воле брошены на произвол судьбы, то есть не имеют больше никаких ощущений рассудка и мудрости, или веры, и, следовательно, являются "наги", то есть, лишены истин и благ, и потому они во зле.

215.

Что Собственная любовь человека (господствующая часть воли) есть ничто иное, как зла и лжи стало очевидно мне из того знания, что всякий дух хоть на мгновение, если желает и говорит от себя, есть тогда суть зла и лжи. Ибо всякий раз, когда становилось известно мне, что они говорили от себя, я мгновенно внутренне ощущал, что это была ложь. Даже если во время разговора они сами были так основательно убеждены в истинности того, что они сказали, что и сами не имели никаких сомнений. Такова суть людей, которые говорят от самих себя. И точно так же, когда какие-либо люди начинают рассуждать о вещах (ощущениях) духовной и небесной жизни, или о тех из веры, я вижу, что они сомневаются и даже отвергают ее, ибо рассуждать касательно веры – это тоже, что сомневаться и отрицать. И так как, это (зло, как источник лжи) существует во всем, что от себя или своей собственной любви, то они погружаются в море лжи, как в пучину густого мрака. И когда они находятся в этой бездне, малейшее ощущение зла повергает более тысячи истин, подобно как мельчайшая частица пыли в контакте со зрачком глаза заслоняет Вселенную, вмещая лишь это ощущение одной пылинки. О таких Господь говорит у Исаии: горе тем, кто мудр в своих собственных глазах и любим заранее в себе со всех сторон (Исайя 5:21). И у него снова: собственная мудрость твоя и собственное накопленное знание твое, они отвращают тебя прочь, и ты говоришь в сердце своем: я, и никто, кроме меня; и зло придет на тебя, ты не узнаешь, откуда оно исходит, и беда падет на тебя, которой ты не сможешь отвернуть, и опустошение придет на тебя внезапно, о котором ты и не думал (Исайя 47:10-11). У Иеремии: каждый человек цепенеет (связывается) посредством накопленных в памяти знаний, каждый утверждающий (свое собственное) затвердевает вместе со своим мысленным образом (истуканом), ибо его из чувств памятью отливаемая форма не истинна, и нет внутри ни в одной из таких духа (жизни) (Иер. 51:17). "Истукан" (воображаемый образ памяти) является ложью, а "отливаемая форма" (чувственное ощущение) - злом, исходящие от Собственной любви человеком самого себя.

216.

И сшили фиговые листья вместе, и сделали себе пояса. "Сшить листья вместе" - оправдать (простить) себя самому; "фиговое дерево" означает природное благо, а "сделать себе пояса" означает ощущать стыд и страдать от него. Так говорили наидревнейшие люди, и, таким образом, они описали новое потомство церкви, этим показывая, что вместо невинности, которой они ранее наслаждались, они стали наслаждаться обладанием природными благами, которые помогали скрывать их зло (любовь к себе), и, находясь в природном благе, они страдали от стыда.

217.

То, что "виноград" используется для обозначения духовного блага, а "фиговое дерево" - природного блага, это сегодня совершенно неизвестно, потому что внутренний смысл слова был утерян. Тем не менее, там, где встречаются эти выражения, они означают или подразумевают такое значение, например в том, что Господь говорил в притчах о "винограднике" и "фиговом дереве (смоковнице)", как в Евангелии от Матфея: Иисус, видя фиговое дерево у дороги, подошел к нему, но ничего не нашел на нем сбереженным из плодов, кроме листьев, и он сказал дереву: раз до сих пор нет плода, да не плодись ты впредь навечно, и смоковница тотчас засохла (Матфея 21:19), под чем понимается, что не найдено никакого блага, кроме природного, которое должно быть найдено, пока человек на земле. Подобные значения "винограда" и "смокв" у Иеремии: было ли им стыдно, когда они отдавались (соблазнялись) мерзостям? Нет, им вовсе не стыдно, и они не умеют краснеть, и поэтому Я, безусловно, соберу (выкорчую) их, говорит Господь; не быть никаким ягодам на винограде, ни смоквам на смоковнице, ибо листья уже опали (Иер. 8:12-13), чем означено, что все блага у людей, и духовные и природные, погибают, если те так развращены, что даже потеряно чувство стыда. Подобно тем, кто сегодня живет злым в полном бесстыдстве, так что даже своим нечестием и делами своими похваляется. У Осии: Я нашел тебя Израиль засыхающим, как виноград в пустыне, а видел, как отцы ваши были первыми смоквами на смоковнице у источника (Ос 9:10). И у Иоиля: "будьте бесстрашными звери моих полей, ибо дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза проявят свою силу (Иоиль 2:22). "Виноград" здесь обозначает духовные блага, а "фиговое дерево" - природные блага.

218.

Стих 8. И услышали голос Иеговы Бога, принесенный к ним по саду дневным ветром, и муж и его жена скрылись от лица Господа Бога под деревом в середине сада. "Глас Господа Бога, донесшийся к ним из сада" означает внутреннее повеление, причинившее им ощущение страха (ощущение недостаточности и потери божественности). Это повеление было остатком от ощущения, который в них еще удерживался. "Ветром" или "дыханием" "дня" обозначены мгновения (состояния), когда церковь все еще обладала некоторым остатком внутреннего ощущения. "Скрыть себя от лица Господа Бога" означает бояться повеления (запрета), как обычно бывает с теми, кто осознает зло. "Дерево в средине сада", в котором они прятались, означает природное благо; то, что наивнутренне названо "срединой", "дерево" означает внутреннее ощущение (восприятие), как и раньше, но потому, что внутреннее ощущение осталось мизерным, «дерево» называется в единственном числе, как если бы там существовал только один остаток.

219.

Что "глас Господа Бога, донесшийся к ним из сада" означает внутреннее повеление, которого они боялись, это очевидно из значения "голоса" в Слове, где "голос Иеговы" используется для обозначения Самого Слова, учения веры, совести или принятия внутреннего предупреждения (пророчества), а также каждого откровения (защиты или обличения) исходящего оттуда. Откуда гром называется "Голосами Иеговы", как в Откровении от Иоанна: Ангел воскликнул громким голосом, как рыкающий лев, и когда он воскликнул, семь громов проговорили голосами своими (Откр. 10:3), указывая, что тогда голос был как внешним, так и внутренним. И здесь: в дни возглашения седьмого Ангела тайна Божия будет исполнена (Откр. 10:7). У Давида: пойте Богу нашему, пойте славу Господу, который парит на небесах небес, которые были издревле, и, Он пошлет голос свой, голос силы (Пс. 78:32, 33). "Небеса небес, которые были издревле" обозначают мудрость наидревнейшей церкви, "голос" обозначает откровение, а также внутренние повеления. И здесь: голос Господень находится над водами (выше мышления); голос Иеговы - в силе (любви); голос Иеговы - в славе (мудрости); глас Господа сокрушает кедры; глас Господа разбивает (утихомиривает) пламя огня; глас Господа потрясает пустыню, голос Господа разверзает лона тельные и обнажает леса (Пс. 29:3-5 и 7-9). И у Исаии: Иегова причиняет превосходство Своему голосу быть услышанным, ибо свободный глас Господа Ассура повергнет вниз (Исайя 30:30, 31).

220.

"Его голос идущий туда и обратно" (без отклика) означает, что только скрытая и малая часть прежнего Божественного ощущения осталась у человека, чтобы услышать, и насколько остаток мал, настолько слышно еле различимо и невнятно. Это ясно также в следующем стихе, где сказано: "Иегова громко позвал (повысил голос) человека". Подобное выражение встречается у Исаии: глас одиноко вопиющий в пустыне; голос сказал: плачь (Исайя 40:3, 6). "Пустыня" означает церковь, где нет веры, "глас вопиющий одиноко" означает Благовещение о приходе Господа, и вообще все пророчества о пришествии Его, как это есть у каждого, кто возрождается, и к которым приходит внутреннее повеление.

221.

Что "ветер" или "дыхание" "дня" означает то состояние, когда церковь имела еще нечто от оставшегося ощущения Божественности, очевидно из значений "дня" и "ночи". Наидревнейшие люди сравнивали состояния церкви с временами дня и ночи. С временем (ощущением) дня, когда церковь еще была в свете. По этой причине в стихе состояние сравнивается с вдохом (ветром) или аурой (светом, излучением) дня, поскольку еще существовал некоторый остаток (ощущения) восприятия, с помощью которого они видели (знали), что они пали. Господь также называет состояние веры "день", а без веры - "ночью", как в Евангелии от Иоанна: Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, и тогда никто не может работать (Иоан. 9:4). Состояния возрождения человека были по той же причине названы "днями" в главе 1.

222.

Что "скрылись от лица Господа" означает испугались повеления, как обыкновенно бывает с теми, кто осознает сделанное зло, это видно из ответа (стих 10): "я слышал твой голос в саду, и я убоялся, потому что я наг (потерял божественное)". "Лицо Иеговы" или Господа есть милость, мир, и всякое благо, как это ясно видно из благословения: Иегова создал свои лики, чтобы просиять на тебя, и быть милостью тебе, Иегова прольет свои лики в тебе и даст тебе мир (Чис. 6:25, 26). И у Давида: Боже, будь милостив к нам и благослови нас, и своим ликами просияй на нас (Пс. 67:1). И в другом месте: многие скажут, кто позволит нам видеть благо? О, Господи, пролей свет Лица Своего на нас (Пс. 4:6). Милость Господа, поэтому называется "Ангел лиц Его" у Исаии: я буду вспоминать милости Господни, что были запомнены. Он одарил их по Своей милости и по изобилию милости Своей, и он стал для них Спасителем. Во всех скорбях их был он помощью, и ангел ликов Его сохранил их, Его любовью и Его состраданием он исправлял (прощал) их (Исайя 63:7-9).

223.

Так как "лицо Господа" (ощущение) есть милость, мир и всякое благо, то очевидно, что он все дарит из милости, и не отворачивает ее ни от кого, и лишь человек, когда он во зле, прочь отворачивает свое лицо (ощущение), как сказано Господом у Исаии: беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши сокрыли лице Его от вас (Исайя 59:2), и здесь: "они скрылись от лица Господа, потому что они были наги".

224.

Милосердие, мир и всякое благо, или "лица Иеговы" являются причиной повеления у тех, кто имеет ощущение (небесное), а также, хотя и с отличием, у тех, кто имеет совесть (осознание, духовное). Они всегда действуют милосердно, но преобразуют принятую милость в соответствии с состоянием, в котором они находятся. Состояние человека в этом стихе, то есть, у третьего потомства наидревнейшей церкви, есть лишь одно природное благо. А те, кто лишь в благе природном, те имеют (носят) такой характер (мысли и желания), что они скрывают (сдерживают себялюбие) посредством страха и стыда, ибо они наги: в то время как те, которые лишены природных благ уже не прячут себялюбие, потому что они стали невосприимчивы и к стыду. Что касается последних, то они описаны у Иеремии 8:12-13 (см. выше, п. 217).

225.

Что "дерево посреди сада" означает природное благо, в котором есть некоторое ощущение, которое здесь называется "дерево" также очевидно по "саду", в котором жил небесный человек. Ибо ощущение блага и истины здесь названы "садом" с различиями соответствующими человеку, который возделывает его. Благо здесь не благо, если не небесно его внутреннее, из которого или через которое от Господа, приходит небесное ощущение (восприятие). Это сокровенно внутреннее здесь названо "срединой", как и в других местах в Слове.

226.

Стих 9, 10. И Господь Бог воззвал (громко) человека, и сказал ему: где искушаешься ты? И он ответил: я слышал твой голос в саду, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Значения "громкого" "голоса в саду", слов "убоялись, потому что они были наги" и "скрывали себя" было объяснено выше. Хотя Господь заранее знает все наперед, в Слове во многих местах человек спрашивается первым, где он и что он делает, причина в том, что, отвечая, человек может признать и исповедовать зло.

227.

Не смотря на то, что необходимо знать о происхождении небесного ощущения (восприятия), внутреннего повеления и совести (осознании), тем не менее по состоянию на сегодняшний день это совершенно никому неизвестно. Вот что могу рассказать по этому вопросу. Существует вечная истина, что человек направляется Господом посредством духов и ангелов. Когда злые духи начинают господствовать в правлении, ангелы применяют действия по защите от зла и лжи, и, следовательно, возникает духовная борьба. И это существует посредством небесного ощущения, духовного повеления и природной совести (осознания), через которые человек во зле приходит в ощущение внутреннего конфликта. По этим, а также противоположным (соблазнам), человек мог бы четко видеть, что духи и ангелы живут с ним, если бы он не был так глубоко погружен в материально-телесные ощущения, которые не чувствительны ни к чему из того, что известно о духах и ангелах. Такие люди, даже если они будут чувствовать эти битвы сотнями, все равно будут говорить, что их нет, а то, что происходит называть беспорядком и эмоциями ума, а также болью в голове. Мне дано было почувствовать такие сражения, иметь яркие видения о духах и ангелах тысячи и тысячи раз, и это почти постоянно на протяжении нескольких лет, а также ясно знать, кто, что и где они делали, что вызвало их, когда они приходят и когда они уходят, и я разговаривал с ними.

228.

Невозможно описать совершенство внутреннего ощущения, которым ангелы открывают, насколько полезно входящее в них ощущение и не идет ли вразрез с истиной веры и благом любви. Они воспринимают цель и причину того, что входит, в тысячу раз более совершеннее, чем человек от себя, и который едва что-либо знает об этом ощущении. Ангелы способны воспринять наималейшую мысль человека более полно, чем человек наибольшую свою мысль сам по себе. Это действительно невероятно, но абсолютно верно.

229.

Стихи 11-13. И Он сказал: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, от которого Я запретил тебе, чтобы ты ел? 12. И человек сказал: женщина (воля), которой Ты дал быть со мной (рассудок), она дала мне от дерева, и я ел. 13. И Господь Бог сказал женщине: "Зачем ты это сделала? И женщина сказала: змей увлек меня, и я ела. Значение этих слов видно из того, что было объяснено ранее, а именно, что рассудку человека позволено быть обманутым собственной волей, потому что она была дорога ему (то есть, любовью к себе), так что он ничему не верит кроме того, что он может видеть и чувствовать. Каждый может видеть, что Господь Бог не говорил со змеем, и в действительности змея не существует, и не обращался он к органам чувств человека, которые обозначены "змеем", но, что эти слова несут иной смысл. А именно, что они ощутили себя обманутыми, ибо чувствами тела, вследствие себялюбия, желали выяснить, истинно ли то, что они слышали о Господе и о вере в Него, прежде чем они могли поверить в это.

230.

Господствующим злом, правившим этим потомством, была любовь к себе (себялюбие), но они не имели такой огромной любви к миру, которая распространилась в наше время, ибо они жили в пределах их собственных семей, родов и домохозяйств, и они не опускали свое сердце (волю) в стяжание богатств.

231.

Истинным злом для наидревнейшей церкви, которая существовала до потопа, для древней церкви после потопа, а также еврейской церкви, а следом и для новой церкви, или церкви Возрождения, после пришествия Господа, и церкви сего дня, было их неверие Господу или Слову, а только себе и своим собственным чувствам. Отсюда, опустошение (исчезновение) веры, а где исчезает вера, там исчезает любовь к ближнему, следовательно, все погрязает во лжи и зле.

232.

В наши дни, однако, люди намного хуже, чем в прежние времена, потому что они сейчас могут подтвердить недоверие (сомнения и неверные взгляды из) чувств посредством накопленных знаний памяти неизвестных древним людям, и это порождает неописуемую степень невежества (хаоса тьмы). Если бы люди знали, как велика темнота по этой причине, они были бы поражены.

233.

Исследовать тайны веры посредством накопленных знаний памяти так же невозможно, как и верблюду пройти сквозь игольное ушко, или как ребрами управлять тончайшими фибрами (волокнами) груди и сердца. Так грубы, даже, в высшей степени, те внешние ощущения, что относятся к нашим телесным чувствам и знаниям памяти, по отношению к тем ощущениям внутренним, которые духовны и небесны. Тот, кто будет исследовать с их помощью скрытые природой ощущения и вещи, которые бесчисленны, откроет едва ли суть и одного, а когда начнет исследовать их, утонет в ложностях, как это хорошо известно. Насколько случается больше открытий, когда исследовать скрытые истины из духовных и небесных чувств, где мириады тайн живут в одной, и которые невидимы в природе! [2] К примеру: от себя самого человек не может делать (желать) ничего, кроме того, что есть зло и отворачиваться от Господа. Но не человек делает эти вещи, но злые духи, которые с ним (с кем соединен). И даже не эти злые духи делают, но их зло, которое они сами (присвоили, отложили в себе) сделали своим собственным. Тем не менее, человек как бы от себя делает зло и отвращает себя от Господа, и живет в грехе, и, не смотря на это, он живет исключительно от Господа. С другой стороны, от себя самого человек никак не может делать и то, что есть благо, и повернуться к Господу, но это делается посредством ангелов. Не делают этого и ангелы, но Господь один. И все же человек способен как бы от себя делать благо и повернуть себя к Господу. Эти факты не могут быть выявлены с помощью телесных чувств, накопленных знаний и философии, а если и усматриваются чувствами, несмотря на их истинность, отбрасываются. Но иначе с природными ощущениями. [3] Из сказанного, очевидно, что те, которые усматривают (принимают во внимание) чувственные вещи и накопленные знания памяти в вопросах веры, ввергают себя не только в сомнения, но даже в отрицания. То есть в кромешную тьму (хаос бездны), и, следовательно, во все вожделения. Ибо, так как они верят тому, что есть ложь, то и делают то, что есть ложь. И так как они считают, что духовное и небесное не существует, они считают, что нет ничего иного, кроме того, что от тела и мира. И так как они любят все, что принадлежит к себе (как телу) и к миру, то таким образом вожделения и зла желаются и производятся из лжи.

Бытие, глава 3, стихи 14-19. 14. И Господь Бог сказал змею: за то, что ты сделал это, ты образован проклятым больше всех животных, и более любого из диких зверей полевых; ты будешь ходить на чреве, и прах (пыль) будет твоей едой все дни жизни твоей. 15. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; Он будет топтать твою голову, а ты будешь жалить его в пяту. 16. И женщине сказал: умножая умножу твою скорбь в зачатии твоем; в болезни будешь рождать сыновей, и твое повиновение будет у твоего мужа, и он будет господствовать над тобою. 17. И сказал Он человеку, за то, что ты послушал голос жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь его; проклята земля за тебя; в великой скорби будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. 18. Колючки и чертополох будет она рождать тебе, и есть будешь траву полевую. 19. В поте лица твоего есть будешь хлеб, доколе не возвратишься в землю, откуда был ты взят, ибо прахом (пылью) ты образован и в прах будешь возвращен.

234.

СОДЕРЖАНИЕ. Здесь описано последующее состояние Церкви погружения в потоп (пучину), а так как в это время церковь полностью уничтожила себя, то предсказано, что Господь придет в мир и спасет человеческий род.

235.

Не желая верить ничему, что не может быть усмотрено органами чувств, чувственность, которая является "змеем", навлекла проклятье на себя и стала адской (стих 14).

236.

Поэтому, чтобы предупредить весь человеческий род от попадания в ад, Господь обещал, что Он придет в мир (стих 15).

237.

Церковь (природная человеческая божественность) далее описана "женщиной", которая так была возлюблена человеком или его Собственным я, что он стал больше не способен усмотреть истину, хотя ему и был дан рассудок, чтобы господствовать (стих 16).

238.

Затем описано качество рассудка, поскольку он согласился, и таким образом проклял себя и стал адским, так что духовной рассудительности не осталось, но лишь природная логика (стих 17).

239.

Описаны проклятье и опустошение, а также дикость их начал (стих 18).

240.

Далее показано их отвращение от любого ощущения мудрости и любви, и таким образом от ощущения быть человеком, от такого отвращения они стали не люди (стих 19).

241.

ВНУТРЕННИЙ СМЫСЛ. Наидревнейшие люди, будучи небесными людьми, были устроены так, что каждое природное ощущение, которое они ощущали в мире или на лице земли (чувственными поверхностями тела), они действительно видели и духом, но их духа (мысли) внимали (ощущали желанием и волей) небесные и божественные ощущения, которые те внешние ощущения означали или представляли. Их чувство видения (из чувств тела) для их духа было всего лишь вспомагательным полезным природным действием, и такова была, следовательно, и их речь (вспомагательной). Как это было - каждый может познать из своего собственного опыта: ибо, если человек удерживает внимание на смысле (сути) слов говорящего, он действительно слышит смысл (мысли в звуках), не слыша отдельные звуки и их сочетания, но как бы ощущая мыслями эти слова. Но тот, кто внимает еще более глубоко, не присутствует даже и в этих мыслях из слов, но ощущает и сообщается с более высшим смыслом (смыслом желаний говорящего). Но потомки тех, кто выше описан, уже не были похожи на своих родителей, ибо они ощущают (видят) ощущения (предметы) в мире и на лице земли (чувственными поверхностями тела) такими лишь, как они хотят. Ибо сверх всего любят только себя, и их желания и мысли привязываются (прилепляются) к себе, и они мыслят о себе, и лишь уже от (из) себя о вещах небесных и божественных. Таким образом, у них то, что составляет чувственность становится первообразующей основой всего их понимания, а не как у их прародителей – вспомагательным инструментом духа. А когда мирское (предметы мира) и земное (чувства тела) становится основополагающим в жизни, тогда люди резонируют (рассуждают) из этих начал (причин) о вещах (ощущениях) небесных и так ослепляют сами себя. Как это - может быть известно любому из своего собственного опыта, ибо тот, кто внимает (желает ощущать) лишь сотрясения воздуха от говорящего, а не вникать в смысл слов, принимает (впитывает) лишь малую поверхностную часть смысла сказанного, и еще менее значение смысла его любви (желаний), а иногда и судит обо всем, что человек говорит, по буквальному смыслу слова или даже по грамматическим построениям сказанного.

242.

Стих 14. И Господь Бог сказал змею: за то, что ты сделал это, ты образован проклятым больше всех животных, и более любого из диких зверей полевых; ты будешь ходить на чреве, и прах (пыль) будет твоей едой все дни жизни твоей. Через "Господь Бог сказал змею" означено, что люди имели некий остаток и ощущали в своей чувственности причину [своего падения]. Через то, что "змей образован проклятым больше всех животных, и более любого из диких зверей полевых" означено, что чувственность (желание духа ощущать чувствами из тела) развернула людей от того, что есть небесным, и обратила к тому, что у человеческого духа телесно (собственно). И тем самым прокляла себя (стала своеволием или безбожностью); через "животных" и "диких зверей полевых" здесь означены желания человеческого духа, как и ранее. Через "змей будет ходить на чреве своем" означено, что их чувственность уже не может смотреть вверх к ощущению небесному, но только вниз, к чувственным ощущениям тела и природного мира. Через "питаться прахом во все дни своей жизни" означает, что их чувственность стала такой, что человеческий дух не может жить уже ни от какого другого ощущения, но только от того, что дает тело и природа, то есть, она стала адской (небожественной).

243.

У наидревнейшего небесного человека чувственные ощущения (вещей из) тела были такого характера, что были вспомагательными и послужными ощущениями для их внутреннего человеческого духа, и по-другому человеком не воспринимались. Но после того, как люди начали любить сверх меры только себя, ощущения чувств тела стали определять смысл вещей перед внутренним человеком, и поэтому эти ощущения были отделены или переданы телу, и таким образом были осуждены (изъятием из вечности, но временным присутствием, пока есть тело у человека).

244.

Так как выше объяснено, что слова "Господь Бог сказал змею" означают, что ощущения чувственности стали причиной их падения, нет необходимости более комментировать эти слова.

245.

Что " змей образован проклятым больше всех животных, и более любого из диких зверей полевых " означает, что чувственность отвратилась от того, что есть небесное, повернув себя к тому, что телесно, и тем самым прокляла сама себя, может быть ясно показано из внутреннего смысла Слова. Иегова Бог или Господь никогда никого не проклинает. Он никогда ни на кого не сердит, никогда не ведет никого к соблазнам, никогда никого не наказывает, и еще менее, чтобы кого-то проклял. Все это делается силою обществ ада, ибо такие ощущения никогда не могут исходить из первоначала (первоисточника) милости, мира и блаженства. Причиной того, что сказано здесь и в других частях Слова, что Господь Бог не только отворачивает Свое лицо, гневается, наказывает и вводит в соблазн, а также убивает и даже проклинает, является то, что люди, примеряясь к себе, могут поверить, что Господь направляет и располагает всяким и каждым ощущением во вселенной, даже если это само зло, наказания и искушения. И когда они принимают и ощущают это, как наивысшую первородную свою идею (убеждение, веру), тогда они следом смогут понять, что Господь управляет и распоряжается всеми ощущениями Вселенной путем превращения (преобразования) зла, наказания и искушения во благо. Через наставления и поучения Слова, самые главенствующие истины должны стать первыми или в центре внимания человека, и поэтому буквальный смысл полон таких вещих ощущений.

246.

То, что "чудовища и дикие звери полевые" означают желания, видно из того, что ранее говорили о них (п. 45 и 46), к чему позволено добавить следующий отрывок из Давида: "Ты, о Боже, посылаешь дождь Своего очищения, Ты сообщаешь Свое действительное наследие; Твои звери дикие будут жить внутренне (Пс. 68:9-10), где также "дикие звери" означают одичавшие желания, которые повернут к благу, потому что сказано, что они будут "обитать в наследии от Бога". Причиной того, что здесь и в главе 2:19-20 упоминаются "животные и дикие звери полевые", а в главе 1:24-25 - "животные и дикие звери лица земли" является то, что рассматриваемый отрывок относится к возрождению церкви или человека, тогда как первая глава - к церкви и человеку, еще не возрожденным, ибо слово "полевые" относится к духовности Церкви или возрожденного.

247.

То, что "змей будет ходить на чреве своем" означает, что чувственность уже не могла смотреть вверх, к ощущению небесному, но только вниз, к ощущениям тела и природы, очевидно из того факта, что в древние времена "брюхом" (животом) означивали такие ощущения (духа), которые существовали наиближайше к телу (земле). Через "грудь" означивали ощущения, которые не касались тела (земли), а через "голову" - те, которые внетелесные и наивысшие. То есть здесь сказано, что чувственность, которая сама по себе является самой низшей частью природы человека "опустилась на брюхо", потому что она повернулась к тому, что телесно. Опущенный живот до земли и посыпание пепла на голову, имели аналогичное значение в еврейской церкви. Так, читаем у Давида: почему Ты скрываешь Свои лица, и забываешь наши страдания и угнетение наше? Ибо наш дух приклонился вниз к пеплу, а наш живот прилипает к земле. Встань, помочь нам, и спаси нас Своим милосердием (Пс. 44:24-26), где также очевидно, что когда человек отводит себя от лица Господа, он "прилепляет себя (привязывает дух) посредством своего живота (природных желаний) к пыли (мирскому) и к земле (телесному)". У Ионы по подобию, через "чрево" большой рыбы, в которое он был брошен, означена наинижняя чувственная часть человеческого духа, как это видно из его пророчества: из чрева адского я возопил, и Ты услышал голос мой (Иона 2:2), где "ад" обозначает нижнюю землю (преисподнюю человеческого духа).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: