Эммануил Сведенборг – Тайны небесные 3 глава




46.

Что "звери (скоты)" означают человеческие желания, желания зла, и желания блага - очевидно из многочисленных мест в Слове, как у Иезекииля: ибо вот, Я к вам обращусь, и вы будете возделываемы и засеваемы. И поселю на вас множество людей (чувств), весь дом Израилев, весь, и заселены будут города и застроены развалины. И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как было в прежние времена ваши (Иез. 36:9, 11). У Иоиля: "не бойся зверей моего поля, ибо пустыня для жительства устелется травой" (Иоиль 2:22). У Давида также: так глуп был я, я был как зверь пред Тобою (Пс. 73:22). У Иеремии, о возрождении: вот наступают дни, говорит Господь, и Я буду сеять дом Израилев (в людях новой церкви) и дом Иудин (в людях старой церкви) семенем человека (небесных желаний) и семенем скота (духовных желаний), и буду наблюдать за ними, как строиться и как растет (Иер. 31:27-28). [2] "Дикие животные", имеют подобное значение и у Осии: в тот день Я соделаю для них союз с дикими животными полевыми и с птицами небес, и с гадами земли (Ос. 2:18). У Иова: ты не будешь бояться диких животных (зла) земли, так как твой завет с камнями (мудростью) в поле (духовного мира), и дикие животные полевые будут в мире с тобою (зло не проникнет в дух) (Иов 5:22-23). У Иезекииля: Я заключу с вами союз мира, и изгоню злых диких животных с земли, чтобы они могли обитать исключительно в пустой безлюдной глуши (Иез. 34:25). В книге пророка Исаии: дикие животные полевые почитаемы мною, потому что дали мне воды в пустыне (злые желания значимы, потому что дали прийти к желаниям блага) (Исайя 43:20). У Иезекииля: все птицы небесные свивают свои гнезда в его ветвях, и под ветвями его все дикие звери полевые рождают своих детенышей, а под тенью его проживают всякие многочисленные народы (Иез. 31:6). Сказано об Ассирии, кем означен духовный человек, и который сравнивается с Эдемским садом. У Давида: славьте Его вы, все Ангелы Его, прославляйте Господа и от земли, вы, киты, фруктовые деревья, дикие животные, и все звери, гады и летающие птицы (Пс. 148:2, 7, 9-10). Здесь упоминаются те же "киты (рыбы)", "плодовые деревья", "дикие животные", "звери", "гады" и "птицы", которые, если бы они не означали первоначал жизни человека, никогда бы не были названы для прославления Иеговы. [3] Пророки проводят четкое различие между "скотом (зверями)" и "дикими животными земли" (желания зла природные) и "зверями (скотом)" и "дикими животными полевыми" (желания зла духовные). Тем не менее, блага человека также названы "зверями", подобно тем благам, что находились около Господа на небесах и поименованные "животными", как у Иезекииля и у Иоанна: и все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои и поклонились Агнецу (Откр. 7:11; 19:4). Те, кому должно было проповедоваться евангелие, называются "тварными", потому что они должны были быть сотворены заново (возрождены): идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари (Мк. 16:15).

47.

То, что эти слова содержат тайны, связанные с возрождением, очевидно также из сказанного в предыдущем стихе о том, что земля должна приносить "живые души, зверей и диких животных земли", тогда как в следующем стихе порядок изменился, и сказано, что Бог сделал "дикого животного на земле", а потом "зверя (скота)", ибо начинается возрождение от конца и от худшего в человеке, и так далее, пока он не становится небесным. Человек порождает подобное себе, и, следовательно, возрождение начинается с внешнего человека, и приступает к внутреннему, поэтому здесь существует другой порядок, и потому, внешние ощущения упоминаются здесь в первую очередь.

48.

Отсюда очевидно, что в пятое состояние возрождения человек приходит, когда он начинает говорить из первоначал веры, которая принадлежит рассудку, и тем самым утверждает себя в истине и благе. То, что потом производит его рассудок, является одушевленным предметом, и названо "рыбами морскими" и "птицами небесными". Также очевидно, что шестое состояние появляется тогда, когда он не только произносит истины, но и совершает благие поступки по вере, которая господствует в рассудке, и так с любовью, которая господствует в воле. То, что он порождает тогда (дела его), названы "душою живою" и "зверем". А когда он начинает действовать с любовью и с верой (мгновенно и без сомнений), тогда он становится духовным человеком, которого называют "образ Божий" и который сейчас будет рассматриваться.

49.

Стих 26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему и пусть они будут господствовать над рыбами морскими и над птицами в небесах, и над животным, и над всею землею, и над всеми гадами, ползающими по земле. В наидревнейшей Церкви, с членами которой Господь сообщался напрямую (лицом к лицу), Господь являлся как Человек, о чем многое будет сказано, но на своем месте. Потому они называли Его не просто "Человеком", но Самим Господом, а все ощущения, которые существовали, называли Его, но никто из них не называл "человеком" себя, но только те ощущения в себе, что были всякого рода благами любви и истинами веры, и которые они ощущали, как исходящими от Господа. Они говорили, что именно, эти ощущения есть "человеком", потому что они от Господа. [2] Таким образом, в пророках через "Человека" и "Сына Человеческого" в высшем смысле, означен Господь, а во внутреннем смысле - мудрость и рассудок, и потому каждый, кто возрождается. Как у Иеремии: смотрю на землю, и вот, она безвидна и пуста, на небеса, и нет на них света. Я взглянул, и вот, там нет ни одного человека, и все птицы небесные разлетелись (Иер. 4:23, 25). В книге пророка Исаии, где, по внутреннему смыслу, под "человеком", имеется в виду человек возрожденный, а также в высшем смысле, Сам Господь, как Вселенский Человек: так говорит Господь, Святый Израилев, и его Создатель, Я создал землю и сотворил на ней человека, Я своими руками распростер небеса, и всему составу небес Я командир (Исайя 45:11-12). [3] И поэтому Господь представляется у пророков, как человек, как у Иезекииля: выше пространства, видом как из камня сапфира, подобие престола, а над подобием престола было как бы подобие человека сверху на нем (Иез. 1:26). И когда его видел Даниил, Он назван - "Сын человеческий", то есть человек, который той же сути: я видел, и вот, как бы Сын Человеческий пришел с облаками на небе, и пришел к Древнему днями, и привели Его пред Ним, и там Ему дана власть, слава и царство, чтобы все люди и народы, и языки служили Ему. Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не уничтожаемо (Даниил 7:13-14). [4] Господь также часто называет себя "Сыном человеческим", то есть человеком, как у Даниила, где предвещается Его пришествие во славе: тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (от Матфея 24:30). "Облаками небес" есть буквальный смысл Слова, "силою и славою великою" являются внутренний смысл слов, который во всех ощущениях, как в общем, так и в частности, имеет отношение исключительно к Господу и Его Царству, и по этой причине внутренний смысл черпает свою силу и славу.

50.

Наидревнейшая церковь понимала через "образ Господний" значительно больше, чем может быть выражено сегодня. Человек, сегодня, совершенно не ведает о том, что он наставляется Господом через ангелов и духов, и что у каждого человека есть по крайней мере два духа и два ангела. Человек через духов имеет связь с миром духов, а через ангелов с небесами. Без связи с помощью духов с миром духов, а с помощью ангелов с небесами, и таким образом через небеса с Богом, человек не может жить вовсе. Его жизнь полностью зависит от этой связи, так что если духи и ангелы будут отведены, он погибнет мгновенно. [2] Когда человек невозрожден - он регулируется совсем иначе, чем при возрождении. У такого есть злые духи с ним, которые так властвуют над ним, что ангелы, хотя и присутствуют, вряд ли в состоянии сделать нечто большее, чем просто направлять его, чтобы он не смог погрузиться в еще большее зло и склонить его несколько к благу. Фактически склонить его к благу посредством его же собственных вожделений и к истине путем воображения и обманчивости чувств. Он тогда имеет связь с миром духов с помощью духов, которые с ним. Но не такова связь с небесами, потому что, когда злые духи господствуют, то ангелы только предотвращают их правления. [3] Но когда человек возрождается, ангелы правят и вдохновляют его всевозможными благами и истинами, а также сдерживают страхами и ужасами перед злом и ложью. Ангелы ведут человека, но только как посредники, поскольку один Господь есть тот, кто правит человеком через ангелов и духов. И так, как это делается через служения ангелов, именно здесь сначала сказано, во множественном числе: "давайте сотворим человека по образу Нашему", а так как, один Господь наставляет и располагает, то говорится в следующем стихе в единственном числе, "Бог создал его по Своему образу". Это Господь также прямо заявляет у Исаии: так говорит Иегова, твой Спаситель, создавший тебя от утробы, Я, Иегова, сделал все, простер небеса, распространил пределы земли Собой (Исайя 44:24). Ангелы и сами признают, что в них нет никакой силы, но что они действуют от одного Господа.

51.

Что касается "образа" (отражения), то образ не есть подобие, но слепок (форма) по подобию, поэтому сказано: "сотворим нами человека по образу Нашему, слепком подобию нашему". Духовный человек является "образ", а небесный человек - "подобие". В этой главе рассматривается духовный человек, а в следующей - небесный. Духовный человек или "образ" называется Господом "сыном света", как в Евангелии от Иоанна: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с Вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12:35-36). Он называется также "другом": вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:14-15). Но небесный Человек, который является "подобием" называется "Сын Божий" в Евангелии от Иоанна: в полноте принявшим Его, в полноте Он даст силу, чтобы стать сынами Божиими, даже верующим во имя Его: тем, кто не от крови (мирского желания) рожден, ни от хотения плоти, ни от хотения духа, но от Бога (Ин. 1:12-13).

52.

Пока человек духовный, господство в нем все еще исходит от внешнего человека к внутреннему, как сказано в этом месте: "пусть они будут господствовать над рыбами морскими и над птицами в небесах, и над животными, и даже над всею землею и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". Но когда он становится небесным и совершает блага по любви, то господство в нем уже исходит от внутреннего человека к внешнему. Так Господь, словами Давида, говорит о себе, а тем самым и о небесном человеке, который является его подобием: Ты ему позволил господствовать над делами рук Твоих; Ты все положил под ноги его и все стадо (зверей) крупного рогатого скота, а также зверей полевых, птиц небесных и рыб морских, и любые переходы (проникновения) сквозь пути(ну) морей (Пс. 8:6-8). Здесь "звери" упоминаются первыми, а затем "птицы" и далее "рыбы морские" потому, что небесный человек совершает всякое деяние по любви, которая принадлежит воле, отличаясь от духовного человека, в описании которого первыми называются "рыбы" и "птицы", ибо принадлежат рассудку и так вере, а лишь после упоминаются "звери".

53.

Стих 27. И сотворил Бог человека по образу Его, по образу Божию сотворил его. Причина, почему "образ" здесь дважды упоминается, в том, что вера, которая принадлежит рассудку, называется "Его образ", тогда как любовь, которая относится к воле и которая у духовного человека появляется после, небесному человеку посылается сразу, и называется "образ Божий".

54.

Мужчину и женщину сотворил Он их. Что подразумевается под "мужское и женское" в смысле внутреннем, было хорошо известно в наидревнейшей церкви, но когда внутренний смысл Слова был потерян среди их потомков, эта тайна также погибла. Супружество было главным источником их блаженств и наслаждений, и все, что можно было уподобить супружеству, они уподобляли для того, чтобы таким образом они могли бы ощущать блаженство, как от своего супружества. Будучи также внутренними людьми, они принимали наслаждение только от внутренних ощущений и вещей. Что касается ощущения внешних предметов, то они просто смотрели на них глазами, и не более того, ну, а мыслили то, что этими предметами было представлено духовно. Так что внешние ощущения вещей ничего не значили для них, удерживая их в меру того, как они могли отражать причиняющие их духовные ощущения и вещи, давая им возможность направлять свои мысли на ощущения и вещи духовные, а от них к небесным, и так, к Господу, который был для них всем, и, следовательно, к небесному супружеству, от которого они внутренне принимали возрастающее счастье своего собственного супружества. Рассудок в духовном человеке, поэтому, они называли мужским началом (мужчиной), а женским началом (женщиной) - волю, и когда эти внутренние части действовали, как одно - они называли это супружеством. Из той церкви пришли такие обороты речи, которые стали повседневными. Сама церковь, из-за ее желаний блага, названа "дочерью" и "девой непорочной", так же - "девой Сиона", "девой Иерусалимской", и также "женой". Но об этом в следующей главе, в стихе 23, и главе 3, стихе 15.

55.

Стих 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небес, и над всяким животным, и пресмыкающимся по земле. Так как наидревнейшие люди называли союз рассудка и воли, или веры и любви, супружеством, то каждое произведение блага из этого супружества, они называли "плодотворением", а каждое произведение истины - "размножением". Поэтому они так названы у пророков, как, например, у Иезекииля: умножу на вас людей и скот, и они будут умножены и плодотворны, и Я причиню вас жить как в древние времена, и будете делать все лучше, чем делали Вы в своем начале, и вы узнаете, что Я Господь, и да пошлю человека на вас, народ Мой, Израиля (Иез. 36:11-12). Через "человека" здесь подразумевается дух человеческий, который называется Израилем, через "древние времена" - наидревнейшая церковь, а через "начала" - древняя Церковь после потопа. Причиной, почему "умножение", которое происходит из истины, упоминается первым, а "плодоношение", которое существует из блага, вторым, является то, что в этом отрывке говорится о тех, кто должен возродиться, а не о тех, кто уже возрожден. [2] Когда рассудок соединяется с волей или вера с любовью, человек тогда назван Господом "земля обрученная", как у Исаии: твоя земля больше не будет называться пустынной, а ты будешь назван [мое наслаждение в ней], и земля твоя - обрученной, ибо Господь станет наслаждается в тебе, и земля твоя будет вступать в супружество (Исайя 62:4). Плоды оттуда рожденные, которые являются из истины, называют "сыновьями", а те, которые существуют из блага, называют "дочерями", и это везде в Слове. [3] Земля "исполнена" или наполнена, когда есть много истин и благ, ибо, когда Господь благословляет и разговаривает с человеком, то есть действует в нем, то порождаются огромные увеличения блага и истин, как Господь в Евангелии от Матфея говорит: "Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и строят свои гнезда на его ветвях (Матфея 13:31-32). "Горчичным зерном" названо благо, имеющееся в человеке, прежде чем он становится духовным, которое "меньше всех семян", потому что он думает, что он делает благо от себя, а что делается от себя есть ничто иное, как зло. Но так, как он находится в состоянии возрождения, есть некоторое благо в нем, но это благо – семя всех будущих благ. [4] Вскорости, как только вера соединяется с любовью, семя вырастает больше и больше, и становится "травой", а потом, когда союз (супружество) свершаются, семя блага становится "деревом", и затем "птицы небесные" (в этом отрывке обозначающие истины, или предметы духовные) "строят свои гнезда в его ветвях", которые означают природные знания. Когда человек духовен, а также во время его становления духовным, он находится в состоянии борьбы, и поэтому сказано: "покоряйте землю и обладайте ею".

56.

Стих 29. И сказал Бог: вот, Я даю вам всякую траву несущую (содержащую внутри) семя, которая существует посредством лиц (чувств) всей земли (телесного духа), и всякое дерево, у которого есть плод; дерево, сеющее семя, для вас должно быть в пищу. Небесный человек существует наслаждением от небесных предметов только, которые, если в согласии с его жизнью, называются небесной пищей. Духовный человек существует блаженством от духовных вещей, и, если они находятся в согласии с его жизнью, они называются - духовной пищей. Природный человек (дух), по подобию, существует через блаженство природных предметов, которые, будучи его жизнью, называются пищей, и состоят в основном из памяти (природных знаний). Так как здесь рассматривается духовный человек, его духовная пища описывается образно, через "траву несущую (зачавшую) семя" и через "дерево, которое плодоносно", которые называются, вначале "дерево, сеющее семя". Его же природная пища описана в следующем стихе.

57.

"Трава, приносящая зерна" есть всякая истина, которая относится к пользе (выражает полезное); "дерево, приносящее плоды" есть благо веры, "плод" есть то, что Господь дает человеку небесному (блаженство), но "семя, производящее плод" есть то, что Он дает духовному человеку (наслаждение), и поэтому сказано: "дерево, сеющее семя, вам сие будет в пищу". Что небесная пища называется плод с дерева, очевидно из следующей главы, где небесный человек рассматривается. В подтверждение этого мы здесь приведем лишь слова Господа из Иезекииля: вдоль реки, на берегах ее с той и с другой стороны, там всходит каждое дерево пищи, чья листва никогда не опадет, и никогда плоды их не переведутся, река в земле рождает вновь в свое время, потому что воды реки текут из святилища, и плоды те будут в пищу, а листья на врачевание (исцеление) (Иез. 47:12). "Воды, текущие из святилища", означают, жизнь и милость Господа, который есть "святилище". "Плод" есть мудрость, которая должна быть для них пищей; "лист" есть рассудок (мысли, сплетения мыслей), который должен быть для их пользы, а эта польза названа "лекарством" (исцелением). Но что духовная пища, названа "травой" видно у Давида: Пастырь мой, я не буду нуждаться, Ты направляешь меня на пастбища из трав (Пс. 23-1:1-2).

58.

Стих 30. И всякому зверю из земли, и всем птицам небесным, и всему, что ползает по земле, в котором внутри живет душа живая, я даю каждую зеленую траву для пищи, и было так. Природная пища природного человека здесь описана. Его природные начала обозначены "дикими животными земли" (органы действий) и "птицами небесными" (органы чувств), которым даны для роста продукты питания растительные и зеленая нежная трава. Его и природная и духовная пища в подобной же манере описаны у Давида: Иегова порождающий (причиняющий) рост злаков для скота (зверей, чудовищ), и траву (растения) для службы (пользы) человеку, чтобы он мог приносить хлеб из (от) земли (Пс. 104:14), где "зверь, скот" выражает и диких зверей земли и птиц небесных, которые упомянуты в стихах 11 и 12 того же Псалма.

59.

Причина, почему "зерновые и зеленые травяные растения" только здесь описаны в качестве пищи для природного человека, заключается в следующем. Пока человек возрождается и делается духовным, он постоянно находится в борьбе и сражениях (воин, кшатрий), которые есть причиной того, почему Церковь христианскую Господа называют "воинствующей". Ибо до начала возрождения человека желания зла имеют господство и власть над ним, потому что весь человек целиком состоит из желаний зла (вожделений) и лжи (похоти), рожденной злом. При возрождении эти зла и лжи не могут быть мгновенно устранены, ибо это было бы то же, что уничтожить всего человека, ибо он не приобрел никакой другой жизни, кроме жизни зла из и от себя самого. По причине продолжающегося в них зла злые духи приходят к человеку возбуждать его желания зла, и таким образом выпуская и развязывая его вожделения и похоти бесконечным числом способов, так что только Господь может перевернуть желания зла во благо, и, таким образом, преобразовать человека. Во время битв присутствуют злые духи, которые абсолютно ненавидят все, что есть благом и истиной, то есть все, что от любви и веры в Господа. Эти злые духи покидают человека не от какой иной еды (пищи), как от той, что сравнивается с зерновыми и травяными растениями. Но Господь дает человеку и высшую пищу, которая сравнивается с травой дающей семя и деревом, которое плодоносно. Это состояния (периоды, участки ощущений) спокойствия и мира (тишины), проявляющиеся (внутренне) через множественные виды физического наслаждения, блаженства и счастья, и эта пища Господом дается человеку постоянно. [2] Если бы Господь не защищал человека каждую минуту и даже каждое мгновение, он бы погиб мгновенно, ибо существуют такие смертельные ненависти, которые царят в мире духов в отношении ощущений и вещей, связанных с любовью и верой к Господу, которые неописуемы. Я могу точно говорить, что это так, потому что в течение нескольких лет (несмотря на то, что я был в теле), я был в то же время в будущей жизни в обществе духов. Я бывал окружен злыми духами, даже худшими из них, иногда тысячами, которым было разрешено учинять и изливать их яд (злобу) на меня всеми возможными способами, но они не могли повредить и тончайшего волоска на голове моей, так как я был под защитой Господа. От такого многолетнего опыта я стал вполне осведомлен о мире духов и его природе (качествах), а также о той борьбе, которую возрождающиеся люди должны переносить, если они стали на путь достижения счастья вечной жизни. Но так как никто не может без надлежащего описания (внутренних) первопричин иметь ясные знания, подобно вере свободной от сомнений, то подробные сведения о такой вере по Божественной милости Господней будут освещены подробно на следующих страницах.

60.

Стих 31. И увидел Бог все, что Он создал, и увидел, что это высшее благо. И был вечер, и было утро: день шестой. Это состояние называется "высшее благо", прежние - были названы просто "благо", потому что теперь ощущения, существующие из веры стали одним с теми, которые из любви, и, таким образом осуществилось супружество между духовными и небесными предметами.

61.

Все ощущения и вещи, касающиеся знаний истин веры, называются духовными, а все, касающиеся деяний истинной любви к Господу и к ближнему, называются небесными; природные начала веры принадлежат рассудку человека, а природное начало любви к Господу принадлежит воле его.

62.

Времена (шаги) или состояния возрождения человека в целом (причинах) и, в частности (следствиях), представлены шестью ступенями, и называются днями его создания, ибо, постепенно, не будучи человеком вовсе, он становится на первую ступень, затем вторую, и так, мало-помалу, приходит к шестому дню, в котором он становится образом Божиим.

63.

Между тем, Господь постоянно борется за человека против зла и лжи, и посредством борьбы утверждает его в истине и благе. Время борьбы - время деяний Господа и, следовательно, у пророков возрождение человека называется деянием рук Бога. Он не успокаивается, пока любовь в человеке не становится господствующей, а затем борьба прекращается. Когда деяниями Господа достигается, что вера сочетается с любовью, то состояние такое называется "высшим благом", потому что Господь тогда видит в нем Свое подобие. В конце шестого дня злые духи уходят, а духи блага занимают их место, и человек вводится в небеса или в небесный рай, о котором в следующей главе.

64.

Таков внутренний смысл Слова, его истинная жизнь, которая вовсе не проявляется из смысла буквального. Но в буквальном смысле Слове так много тайн, что емкость (объем) их не позволяет вполне развернуть их. Лишь очень немногие здесь изложены, и только те, которые позволяют сообщить то, что собой процесс возрождения представляет, и что этот процесс исходит от внешнего человека к внутреннему. Именно таким образом, которым ангелы воспринимают (ощущают) Слово, по соответствию. Они совершенно ничего не знают ни одной буквы, ни даже приблизительного значения хоть одного слова, еще меньше они знают названия стран, городов, рек и лиц, которые встречаются часто в исторических и пророческих частях Слова. Они имеют лишь небесно-духовные соответствия тех вещей и предметов, которые обозначены словами и именами. Таким образом, через Адама в раю они воспринимают Наидревнейшую церковь, но не столько саму церковь, но веру в Господа этой церкви. Через Ноя они воспринимают церковь, которая осталась от потомков наидревнейшей церкви, и которая продолжалась до времен Авраама. Через Авраама (Абрахама) они отнюдь не воспринимают личность из еврейской истории, но спасительную веру, которую он представляет, и так далее. Таким образом, они воспринимают духовные и небесные вещи и предметы совершенно отдельно от слов и имен.

65.

Некоторые из новоприбывших ко входу в небеса, когда я читал Слово, оттуда могли беседовать со мной. Они сказали, что они не могут понять ни слова, ни буквы из слов, но только то, что виделось ближайшим соответствием в духовном смысле, которое они назвали таким прекрасным, и следующим в таком правильном порядке, и так, желанным ими, что они назвали Его Славой (Сиянием).

66.

Вообще Слово написано четырьмя разными стилями. Первый - стиль наидревнейшей церкви. Их манера выражения была такова, что они упоминали земные и мирские вещи, когда они думали о духовных и небесных вещах, а первые были выражениями последних. Поэтому они не только высказывались представлениями (образами), но и формировали их в некую историческую последовательность, с тем, чтобы придать им больше жизни, и это было для них наслаждением в самой высшей степени. Это стиль, каким пророчествовал Анна, говоря: говорите то, что высоко и небесно! Пусть то, что говорили древние, выходит из ваших уст (1 Цар. 2:3). Такие представления называются у Давида "гадания и притчи древних" (Пс. 78:2-4). Это выражения, касающиеся создания, Эдемского сада и т.д., вплоть до времен Авраама и Моисея, которые были из потомков наидревнейшей церкви. [2] Второй стиль носит исторический характер, который можно найти в книгах Моисея от Авраама и позже, в книгах Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царей. В этих книгах отражены исторические факты, такие же, как они были в буквальном смысле, а между тем все они содержат, как в общем, так и в частностях, совершенно другие вещи во внутреннем смысле, который, по Божественной милости Господней, изложен в порядке их на следующих страницах. Третий стиль является чисто пророческим, который был рожден из того, что было столь высоко почитаемо в наидревнейшей церкви. Этот стиль, однако, не упакован в исторические формы, как первый стиль, но отрывочен, и едва когда-либо понятен во внутреннем смысле, в котором скрыты глубокие тайны, следующие в красивом порядке. Тайны относятся к внешнему и внутреннему человека, многим состояниям Церкви; к самим небесам, а в сокровенных чувствах - к самому Господу. Четвертый стиль - стиль псалмов Давида, который является промежуточным между пророческим стилем и обычной речью. Господь же понимается во внутреннем смысле у Давида как царь.

67.

ГЛАВА 2

По Божественной милости Господней было дано мне знать внутренний смысл Слова, в котором содержатся глубокие тайны, которые еще не пришли никому в познания и не могут прийти, если не известна природа следующей жизни (ибо многие вещи из внутреннего смысла Слова касаются описания и содержания той жизни). Мне разрешается раскрыть то, что я видел и слышал в течение нескольких лет, когда мне было предоставлено быть в обществе духов и ангелов.

68.

Мне хорошо известно, что многие скажут, никто не может говорить с духами и ангелами, пока он живет в теле, и многие скажут, что это все фантазии, другие, что я рассказываю такие вещи, чтобы завоевать авторитет, а другие будут делать другие возражения. Но все это не удерживает меня, потому что я видел, я слышал, я чувствовал.

69.

Человек был сотворен от Господа так, чтобы он мог, живя в теле, говорить с духами и ангелами, как на самом деле это было в наидревнейшие времена, ибо, будучи духом одетым в тело, он является одним из них. Но поскольку с течением времени человек настолько погрузил себя в телесные и мирские вещи, не заботясь ни о чем другом в такой степени, то путь (способ) общения стал закрыт. Но, как только материальные вещи, в которые человек погружен, отступают путь снова открывается, и он является среди духов и пребывает в совместной жизни с ними.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: