70.
Из позволенного мне раскрыть, что в течение нескольких лет я видел и слышал, здесь должно быть сказано, во-первых, как обстоит дело с каждым человеком, когда он возрождается, и как он входит из жизни тела в жизнь вечности. Чтобы я мог знать, что люди живут после смерти, было дано мне говорить и быть в общении со многими, которые были известны мне в ходе своей жизни в теле. И не только один день или неделю, но много месяцев и более года говорить и общаться с ними так же, как в этом мире. Они чрезвычайно удивляются, что, живя в теле, они были, как и многие другие, в таком неверии, считая, что они не будут жить после смерти, когда на самом деле и день не проходит после смерти тела, как они уже оказываются в другой жизни, ибо смерть является продолжением жизни.
71.
Так как эти знания будут рассеяны и разобщены, если не вставить их по содержанию в тексте Слова, то разрешено по божественной милости Господней, добавить их в определенном порядке, в начале и конце каждой главы, кроме тех, которые вводятся между прочим.
72.
В конце этой главы, соответственно, позволено сказать, как человек воскресает (возрождается) из мертвых и входит в жизнь вечности.
ГЛАВА 2
1. И были завершены небеса и земля, и все войско из них. 2. И на седьмой день Бог закончил дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. 3. И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые в совершенстве создал Бог. 4. Вот происхождение небес и земли, когда Он сотворил их, в тот день, когда Господь Бог создал землю и небеса. 5. И не было полевого кустарника пока на земле, и не было травы полевой пока еще растущей, потому что Господь Бог еще не послал дождь на землю. И не было человека для возделывания земли. 6. И сделал туман поднимающимся от земли, и напоил все лица земли. 7. И создал Господь Бог человека из пыли земли, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. 8. И Господь Бог насадил сад на востоке в Едеме, и поместил там человека, которого создал. 9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 11. Название Фисон, той которая окружила всю землю Хавила, там, где золото. 12. И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 13. А имя второй реки Гихон; той самой, что окружила всю землю Куш. 14. А имя третьей реки Хиддекель, она идет на восток к Ассирии и Четвертая река Евфрат. 15. И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и заботиться о нем. 16. И Господь Бог повелел человеку, говоря: от всякого дерева в саду Ты будешь вкушать. 17. А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, что ты вкусишь его, смертью умрешь.
|
73.
СОДЕРЖАНИЕ. Когда из мертвых человек становится духовным, то из духовных он, затем, становится небесным, как сейчас изложено (стих 1).
74.
Небесный человек есть в седьмой день, в который Господь отдыхает (стихи 2, 3).
75.
Его природные знания и рассудительность описываются кустарником и травой из земли, омываемой туманом (стихи 5, 6).
76.
Его жизнь описывается вдохновением ему дыхания жизни (стих 7).
77.
После, его рассудок описывается садом в Эдеме, на востоке, в котором деревья приятные на вид являются восприятием (ощущением) истины, а деревья хорошие для пищи представляют ощущения блага. Любовь означает дерево жизни, вера представляет древо познания (стихи 8-9).
|
78.
Мудрость означает реку в саду. Оттуда вытекают четыре реки, первая из которых является благо и истина, а вторая является любовью и верой или внутреннее желание всех вещей добра и истины. Они принадлежат внутреннему человеку. Третья река есть природные желания и мысли, как причина, а четвертая – чувства и память (знания природные), как следствие, которые имеет внешний человек. Все они от мудрости, а та из любви и веры в Господа (стихи 10-14).
79.
Небесный человек есть сад подобный Едему. Но, как этот сад Господа, то допустимо, чтобы человек наслаждался и пользовался всеми этими вещами, но не должен обладать ими, как своим собственным (стих 15).
80.
Ему также разрешено приобретать знания о том, что такое благо и истина путем восприятия (ощущения) их от Господа, но он не должен это делать от себя и мира, ни доискиваться тайн веры посредством природных чувств и знаний; что ведет к смерти его небесной природы (стихи 16, 17).
81.
Внутренний смысл. В этой главе рассматривается небесный человек, как в предыдущей - рассмотрен духовный, который был сформирован из мертвого человека. Но так как неизвестно, сегодня, что есть небесный человек, и едва известно, что есть духовный человек, или мертвый, то позволено мне кратко изложить характер каждого, чтобы различие стало известно. Во-первых, мертвый человек – тот, кто не знает ничего, что есть благо и истина, но знает лишь то, что принадлежит телу и миру, и это он обожает (наслаждается по усмотрению Собственного я). Духовный человек знает духовные и небесные истины и блага, но он совершает их из усилия из убеждений веры, которая образует фундамент его действий, но не столько от внутренней любви. Небесный человек верит и воспринимает духовные и небесные истины и блага, не признавая никакой другой веры, чем та, что из любви, и от которой он также и действует. [2] Во-вторых, цели, которые возникают у мертвого человека, относятся только к телесной и мирской жизни и он не знает, что есть вечная жизнь и есть Господь, или, если знает, то не верит. Цели, которые возникают у духовного человека, относятся к вечной жизни, и тем самым к Господу. Цели, которые возникают у человека небесного, относятся к Господу, и тем самым к Его Царству и жизни вечной. [3] В-третьих: мертвый человек едва способен к борьбе со злом, а когда он не противится, зло и ложь начинают господствовать над ним, и он является ведомым ими. Удерживающие его от зла узы (причины) являются внешними, такие, как страх перед законом, потеря жизни, богатства, доходов и репутации, которые он ценит (Собственным я) в собственных целях. Духовный человек есть в борении, но он всегда побеждает; узы, которыми он удержан от зла носят внутренний характер, и называются привязанностями (правилами) совести (желание исполнять верное, совестись с верой). Небесный человек вне сражения, и, когда подвергается нападению со стороны зла и лжи, он презирает (не колеблется ими) их, и поэтому называется победитель. Он реально не удерживаем никакими узами, ибо он свободен. Его привязанности (узы, правила) неявны (невидимы в вещественном мире), так как являются соответствиями (представлениями) блага и истины.
|
82.
Стих 1. И были завершены небеса и земля, и все войско из них. Эти слова означают, что человек ставший духовным, подобен приходу "шестого дня", "небеса" является его внутренним человеком, а "земля" - его внешний; "войско их" - любовь, вера и их дела и знания, которые раньше означались, как великие светила и звезды. Что внутренний человек называется "небеса", а внешний - "земля", очевидно из отрывков из Слова уже цитировавшихся в предыдущей главе, к которым может быть добавлено следующее из Исаии: Я сделаю человека, более превосходным, чем чистое золото, даже, чем драгоценное золото Офира, поэтому Я потрясу небеса, и земля будет сдвинута со своего места (Исайя 13:12-13). Ты забываешь Господа твоего, Творца своего, разостлавшего небеса и распростершего землю, но Я вложу слова Мои в уста твои, и Я буду показывать тебе в тени от руки Моей, что Я могу устроить небеса и заложить основу земли (Исайя 51:13, 16). Из этих слов становится очевидным, что как "небеса", так и «земля» в человеке предустановленны, ибо, хотя они первоначально относятся к Древней Церкви, но внутренний смысл Слова имеет такой характер, что все сказанное о Церкви может также быть отнесено к каждому из его членов. Всякий, кто вне Церкви, не может быть частью Церкви, точно так, как и тот, кто не является храмом Господа, не может быть тем, что обозначается через храм, а именно: церковью и небесами. Именно по этой причине самую Древнюю Церковь называют "человеком" в единственном числе.
83.
"Небеса и земля, и все войско из них" говорится "завершены", когда человек стал "шестым днем", ибо тогда вера и любовь сделались одно. Когда они соединены, то любовь, а не вера, или, другими словами, небесные принципы, а не духовные, начинают быть главными, и это есть тогда небесный человек.
84.
Стих 2, 3. И на седьмой день Бог свершил Свою работу, которую Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые в совершенстве создал Бог. Небесный человек есть "седьмой день", который, так как Господь работал в течение шести дней, называется "Его дело", и как все битвы прекратились, Господь сказал "отдохнуть от всех дел Своих". Потому и был освящен седьмой день, и назван суббота (шаббат), от ивритского слова, означающего "отдых" (остаток). И таким образом был человек создан, сформирован и сделан. Это очевидно из этих слов.
85.
Что небесный человек есть "седьмой день", а потому седьмой день освящен (свято) и назван субботой, относится к тайнам, которые до настоящего времени не были обнаружены. Ибо никто не знал природу человека небесного, и мало кто знал природу духовного человека, которую вследствие невежества путали с природой небесного человека, несмотря на большую разницу, существующую между ними, как может быть видно в п. 81. Как свят седьмой день и свят небесный человек означенный "седьмым днем" или "субботой" видно из того факта, что сам Всевышний есть суббота (Шаббат), и поэтому он говорит: "Сын Человеческий есть господин и Субботы (Мк 2:27), эти слова подразумевают, что Господь есть Самим Человеком и самой субботой. Его царство в небесах и на земле называется от Него, Суббота или вечный мир и покой. [2] Наидревнейшая Церковь, которая рассматривается здесь, была суббота Господа, наилучшей из всех суббот последующих. Каждая последующая внутренняя Церковь Господа есть также суббота, и так бывает со всяким возрожденным человеком, когда он становится небесным, потому что он по подобию Господа. Шесть дней битв или дел предшествуют этому. Эти вещи были представлены в еврейской церкви днями труда, а на седьмой день была суббота, потому что в этой церкви ничего не было установлено иного, что не является соответствиями (представлениями) Господа и Его Царства. Подобие также было представлено с ковчегом (кораблем), когда он шел вперед (путь, работа, дело, деяние), и когда он отдыхал (оставался в покое), ибо через его странствия (путе-шествие) в пустыне были представлены битвы и искушения, а через его отдых (покой, стояние) - состояние безмятежности и мира, и поэтому, когда он выходил в путь, Моисей говорил: восстань, Иегова, и пусть рассеются враги Твои, и пусть ненависть их испарится перед Твоим лицем. А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Иегова, к десяти тысячам тысяч Израиля (Чис. 10:35-36). Там же говорится о ковчеге, что он вышел с горы Иеговы "чтобы найти покой для них" (Чис. 10:33). [3] Остаток (покой, мир) небесного человека описывается субботой у Исаии: если ты удержишь ногу твою для субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова (Исайя 58:13-14). Таково качество небесного человека, что он действует не по собственному желанию, а по благоволению (милосердию) Господа, который является его "желанием". Таким образом, он наслаждается внутренним миром и счастьем, выраженными здесь через "возведение над высотами земли" и в то же время внешним спокойствием и радостью, которые обозначены "вкушением наследия Иакова".
86.
Когда духовный человек, который стал "шестым днем", начинает быть небесным, состояние которого здесь впервые упоминается, то "канун субботы" представляется в еврейской Церкви уже с вечера пятницы, выражая удержание святости наступающей субботы, несмотря на ночь. Небесный человек есть "утро", что будет сказано вскоре.
87.
Другой причиной, почему небесный человек является "субботой" или "покоем", является то, что прекращаются битвы со злом, когда он стал небесным. Злые духи удаляются, а приходят духи блага, подобные небесным ангелам, и, когда они присутствуют, злые духи не могут остаться и уходят. И поскольку дух уже не сам человек, который вел борьбу, но Господь один в человеке, сказано, что Господь "почил".
88.
Когда духовный человек становится небесным, называется он "делом (деянием) Бога", потому что один Господь сражается в нем, и создает, формирует и делает его, и поэтому именно сказано: "Бог закончил Свою работу на седьмой день", и дважды, что"почил от всех дел Своих". Человек у пророков неоднократно называем "работа рук и пальцев Иеговы", как у Исаии, говорившем о человеке возрожденном: так сотворивший меня сказал Иегова, Святый Израилев, и Создатель, ищите знаки Божественности, знаки, касающиеся Божественности человека, и касающиеся работы моих рук, управляющих Вами. Я создал землю и сотворил на ней человека, Я, даже мои руки простер с небес, и все войско (силы) их отдал вам. Ибо так говорит Иегова, создавший небеса, Сам Бог, сформировавший землю и сотворивший ее; Он поддерживающий (воссоздающий) ее, Он создал ее не для пустоты, Он образовал ее для жизни; Я Господь, и нет иного Бога кроме Меня (Ис. 45:11-12, 18, 21). Отсюда становится очевидным, что новое создание (воссоздание вновь) либо возрождение, это работа одного Господа. Выражения "создать", "сформировать" и "сделать" разделены достаточно четко, как в приведенном выше месте - "создал небеса, сформировал землю и сотворил ее", и в других местах, у того же пророка, как: все, что называется именем Моим, Я создал для моей славы (сияния), Я создал его и Я сделал его (Исайя 43:7), а также и в настоящей главе Бытия; как в отрывке выше: "Он почил от всех дел Своих, которые Бог деянием создал". Откуда бы ни брались эти слова, во внутреннем смысле всегда передаются раздельные идеи, подобно, как Господь называется "Создатель (разработчик)", "Формирователь (конструктор)" и "Исполнитель (производитель)".
89.
Стих 4. Вот возрождение небес и земли, когда Он сотворил их, в тот день, когда Господь Бог создал землю и небеса. "Возрождение небес и земли" есть образование небесного человека. Что образование его рассматривается здесь - очевидно из всех сведений, которые следуют. То, что трава еще не растет, что не было человека для возделывания земли, а также, что Иегова Бог создал человека, а потом, что Он создал каждую тварь и птицу небесную. Так как одно формирование их уже описано в предыдущей главе, то становится очевидным, что это другое формирование человека рассматривается здесь. Это еще более очевидно из того факта, что здесь сначала Господь называется "Господь Бог", тогда как в предыдущем отрывке о духовном человеке, он называется просто "Бог", и, далее, что земля упоминается здесь, как "грунт" и "поле", в то время как в предыдущих мест только, как "земля (суша)" упоминается. В этом отрывке слово "небеса" сначала идет перед словом "земля", а потом, при повторении, "земля" перед словом "небеса". Причина в том, что "земля" означает внешнего человека, а "небеса" – внутреннего. По сему: у духовного человека возрождение начинается от "земли", то есть от внешнего человека, а у небесного человека, который рассматривается здесь, оно начинается от внутреннего человека или от "небес".
90.
Стих 5, 6. И не было полевого кустарника еще на земле, и не было ростков травы полевой, потому что Иегова Бог еще не послал (не причинил) дождь на землю, и не было человека для возделывания грунта (поля). И Он причинил (создал) туман (пар, испарения) поднимающийся от земли, и напоил (наполнил) все лица (чувства) поля (телесного духа). Под "кустом полевым" и "травою полевою" у человека имеется в виду, в общем, все, что его внешний человек божественного через себя проводит. Внешний человек называется "земля", пока он остается духовным, но "грунт" и "поле", когда он становится небесным. "Дождь", который вскоре назван "туманом" (паром), есть спокойствие (парение) мира (порядка), когда битва прекращается.
91.
Эти вещи связано не могут быть восприняты, если не знать, что описываются здесь состояния возрастания (перехода) человека духовного к человеку небесному, ибо они глубоко скрыты. Хотя человек уже духовный, но внешнее человека пока не готово повиноваться и служить внутреннему, и поэтому есть битва, но когда человек становится небесным, то внешний человек начинает подчиняться и служить внутреннему и, следовательно, борьба прекращается и наступает покой (см. п. 87). Это спокойствие обозначается "дождь" и "туман", ибо оно похоже на пар (аэрозоль), посредством которого внешний человек поливается и орошается от внутреннего, и именно это спокойствие порождает мир, который производит (чувства и мысли) то, что названо "куст полевой" и "трава полевая", которые, в частности, означивают плоды (произведения) рассудка и памяти духовного человека, зачатые от небесно-духовных начал.
92.
Источник (причина) мира (покоя) внешнего человека в прекращении битвы или хаоса (беспорядка), вызванных вожделениями (злами) и ложью, могут быть известны только тем, кто прошел через состояние мира (покоя). Это состояние так восхитительно, что оно превосходит каждую идею (духовную мысль о) наслаждения: это не только прекращение битвы, но жизнь, исходящая из внутреннего мира, и влияющая (возбуждающая желанием) на внешнего человека таким образом, что это не может быть описано. Истины веры и блага любви, которые черпают свою жизнь из этого наслаждения мира, рождаются тогда.
93.
Состояние небесного человека, таким образом, одаренного спокойствием мира (недеяния) и обновленное дождем, освобожденного от рабства зла и лжи, так описывает Господь у Иезекииля: и заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения.
И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я, Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их, и вы - овцы Мои, овцы паствы Моей, вы есть человеки, а Я Бог ваш (Иез. 34:25-27, 31). И что это осуществляется на "третий день", который в Слове обозначает то же самое, что и день "седьмой", таким образом, объявленный у Осии: через два дня он оживит нас, в третий день Он поднимет (воскресит) нас, и мы будем жить пред Ним, и мы будем знать, вослед знать за Иеговой: Его божественное действие неминуемо как восход, и Он придет к нам, как дождь, как запоздалый дождь, поливающий землю (Ос. 6:2-3). А что это состояние сравнивается с "ростками полевыми" говорится у Иезекииля, упоминая о Древней Церкви: Я дал (причинил) тебе умножаться, как росткам полевым, и ты вырос и ты поднялся, и ты достиг превосходной красоты (Иез. 16:7). И также: ростки насаждений Господа, и работа рук Иеговы Бога (Исайя 60:21).
94.
Стих 7. И создал Иегова (Господь) Бог человека из пыли земли и вдунул в лице (внутреннее ощущение, сушумна) его дыхание жизней (жизнь мысли и жизнь желаний), и стал человек душею живою (ощущением мысли единой с желанием, мыслью через ощущение привязанную к желанию – мужчина, желанием через ощущение привязанным к мысли - женщина). Что "форма человека, пыль земли" означает внешнего человека, который до этого не был человеком, ибо Он говорит (стих 5), что "нет человека для возделывания земли". Что "вдохнуть в его ноздри дыхание жизни" есть дать ему жизнь веры (левая ноздря, ида) и любви (правая ноздря, пингала), а через "стал человек душею живою" означает, что его внешний человек также был создан живым.
95.
Жизнь внешнего человека из жизни своей веры и разума представлена в двух предыдущих стихах, а из жизни своей воли и любви представлена в этом стихе. Вначале, внешний человек не желает уступать и служить внутреннему, постоянно противясь ему, и, поэтому, внешний человек вначале - неистинный "человек". Сделавшись небесным и придя к единой жизни веры и любви, внешний человек начинает подчиняться и служить внутреннему, и так становится "человеком". Жизнь в вере готовит его к этому, но лишь жизнь любви побуждает его быть "человеком".
96.
Что касается слов "Господь (Иегова) Бог вдунул в лице (ноздри) его": в древние времена и оттуда в Слове через "ноздри" (лице) понималось все, что дарило благо (и было приятно) по его запаху, который отражал (означал) благо приятия, приятность духовного ощущения. Потому неоднократно написано о Иегове, что Он "ощущает запах мира" от жертвоприношений, и от тех предметов (вещей), которые соответствовали (в теле и мире были подобны) Ему и Его Царству, а так как предметы и вещи, связанные с любовью и верой, есть наиболее благо дарящие (и подобны) Ему, то сказано, что "Он вдохнул через ноздри дыхание жизней". Таким образом, помазанный (помеченный) Господом (Иеговой), называется "дыханием ноздрей" (Плач. 4:20). И Сам Господь означен через подобное, как "вдохнувшим в Его учеников", как написано в Евангелии от Иоанна: Он дунул на них и сказал: примите Духа Святого (Иоан. 20:22).
97.
Причиной, почему жизнь описывается через "выдох" и "вдох", есть то, что человек в наидревнейшей Церкви воспринимал (принимал, ощущал) состояния (колебания, вибрации, волны) любви и веры через (посредством соответствий) состояния (проникновения, вибрации) дыхания (переходов вдоха и выдоха), которые были впоследствии утеряны у их потомков. О практике этого дыхания ничего не может быть сказано, потому что сегодня такие вещи (ощущения) вообще неизвестны (А йога?). Наиболее древние люди были хорошо знакомы с ним, потому и те, кто живет в другой жизни, но никто здесь, на этой земле, и это было причиной, почему они сравнивают (уподобляют) дыхание духа или жизнь с "ветром". Господь также делает это, когда говорит о возрождении человека в Евангелии от Иоанна: Дух дышит (ветер дует), где хочет, и ты слышишь его голос (звук ветра), а не знаешь, откуда приходит и куда он пойдет и так с каждым, кто рожден от Духа (Ин. 3:8). Так и у Давида: по слову Господа сотворены небеса, и все войско через их вдох, из уст Его (Пс. 33:6). И здесь: "Ты отнимаешь свое дыхание (вдох-новение), они иссякают (умирают) и возвращаются в свою пыль (к внешнему человеку), Ты посылаешь вновь Свой дух и они создаются заново, и Ты обновляешь лица земли (Пс. 104:29-30). Что "вдох" производит жизнь веры и любви ясно из Иова: Он есть дух в человеке и дыхание (вдох) Shaddai (от Всемогущего) дает ему разум (Иов 32:8). И там же: Дух Божий создал меня и дыхание (вдох) Всемогущего (Всесильного) дал мне жизнь (желания) (Иов 33:4).
98.
Стих 8. И Господь (Иегова) Бог посадил сад, обращенный на Восток, и поместил там человека, которого создал (сформировал, возродил). Через "сад" означена рассудительность (духовные мысли); через "Эдем" – любовь (духовные желания), через "Восток" - Господь, следовательно, через "Сад Эдемский, обращенный на восток" означено мышление небесного человека, которое втекает от Господа через любовь (рождаемое любовью).
99.
Жизнь, или порядок жизни, у духовного человека таков, что, хотя Господь втекает через веру в ощущения его рассудка (духовные мысли), рассуждения и природные знания (воспоминания), однако его внешний человек (Собственное я) борется против его внутреннего человека (Божественного Я). Это видно в том, что кажется, будто рассуждение втекает не от Господа, а от самого человека через вещи воспоминаний и рассуждения из них. Но жизнь или порядок жизни небесного человека таков, что Господь входит через любовь и веру любви в предметы (духовные мысли) его рассудка, рассуждения и воспоминаний (памяти) и, так как нет борьбы между внутренним и внешним человеком, он ощущает внутренне, что это действительно так. Таким образом, порядок, который до этого был перевернут у духовного человека, теперь восстановлен у небесного человека и этот порядок или человек называется "сад в Эдеме, обращенный на восток". В высшем смысле этот "сад" является Самим Господом. Во внутреннем смысле, который также является духовным смыслом, сад это царство Господне и небеса, в котором человек находится, когда он становится небесным. Его состояние такое, что он есть с ангелами на небесах и как бы один из них, ибо человек был сотворен так, что, живя в этом мире, он может в то же время быть на небесах. В этом состоянии все его мысли и сути мыслей (желания) и даже его слова и действия, открыты вплоть до Господа, и содержат внутри их ощущения небесные и духовные, ибо в каждом человеке жизнь есть от Господа, которая вызывает у него восприятие (внутреннее ощущение).
100.
Что "сад" означает рассудок (мудрость), а " Эдем" - любовь ясно у Исаии: Иегова утешит Сион (Церковь), Он утешит все пустынные места, Он преобразует ее дикость (вожделения) в Эдем (рай, любовь), и ее остатки в сад (мудрость) Иеговы; радость и услада будут там, стихи (признание) и песни (исполнение) (Исайя 51:3). В этом отрывке "дикость", "радость" и "стихи" являются выражениями (соответствиями из) небесных ощущений веры и принадлежащих к любви, но "остатки", "услада" и "песни" к духовным вещам веры или принадлежащим к рассудку. Первые имеют отношение к "Эдему", а вторые - к "саду". Ибо у этого пророка постоянно встречаются два эти выражения, одно из которых означает небесные, а другое - духовные вещи. Что в дальнейшем означает "сад Эдема" можно увидеть в следующем стихе, 10.
101.
То, что Господь есть "Восток" видно из Слова, как у Иезекииля: Он привел меня к воротам, к тем воротам, которые показывают путь на восток, и вот, слава Бога Израилева исходила от пути на восток; и голос Его был, как грохот от множества вод, и земля светилась (сияла) от Его славы (Иез. 43:1-2, 4). Именно по причине того, что Господь является "Востоком", в Еврейской церкви господствовал обычай перед зданием храма поворачиваться лицом к востоку, когда они молились (просили Господа).
102.
Стих 9. И сделал Господь Бог, чтобы от этой земли росло всякое дерево приятное глазу (мысли) и хорошее для пищи (благое желание), и также дерево жизней в середине сада и дерево знания добра и зла. "Дерево" означает восприятие (ощущение); "дерево приятное глазу" – восприятие (ощущение) истины, "дерево хорошее для пищи" - восприятие блага; "дерево жизней" - любовь и веру, из любви вытекающую; "дерево знаний добра и зла" - вера, вытекающая от того, что чувствует тело, то есть просто из знаний (воспоминаний).
103.
Причиной, почему "деревья" здесь означают восприятие (ощущение), является то, что так выражался небесный человек, но иначе это понимает духовный человек, потому что следствие зависит от причины.
104.
Сегодня неизвестно, что такое восприятие (внутреннее ощущение). Это есть, несомненно, внутреннее ощущение, исходящее только от одного Господа, ощущение того, является ли вещь истиной (правильной) и благом (хорошей), и оно было очень хорошо известно в наидревнейшей Церкви. Это восприятие (внутреннее ощущение) настолько развито у ангелов, что от него они любят знать и знают, что есть истинно (истина) и хорошо (благо), которые от Господа и которые от них самих, а также качества (суть) тех, кто приходит к ним, единственно от его появления (лица, вида) или от одной его идеи (внутренней или духовной мысли). Духовный человек не имеет внутреннего ощущения, но лишь совесть (сознание). Мертвый человек (чисто плотский и природный) не имеет даже совести, и очень многие даже не знают, что такое совесть, а тем более, что такое внутреннее ощущение.
105.
"Дерево жизней" есть внутреннее ощущение блага любви и истины веры, полученной оттуда, а "середина сада" есть центр воли внутреннего человека. Воля, которая в Слове называется "сердцем", является основным владением Господа у человека и ангела. Но так как никто не может делать благо от себя, то воля или сердце не принадлежит человеку, несмотря на то, что она причина и начало человека, а вот вожделение (природная жажда себя и мира себе), которую он называет волей, и есть собственность или воля природного человека. Так как воля это "средина сада" (центр или суть мудрости), где находится дерево (ощущение внутреннее) жизней, а человек не имеет истинной воли, но чисто вожделение, то "дерево жизней" является милостью Господа, от которой приходит вся любовь и вся вера, а, следовательно, и вся жизнь.