Эммануил Сведенборг – Тайны небесные 10 глава




276.

Что "есть хлеб в поте лица своего" означает отворот от того, что небесно, очевидно из значения "хлеба". Под словом "хлеб" подразумевается все духовное и небесное, которое является пищей ангелов, и когда они лишены этого, они прекращают жить, подобно как люди, лишенные хлеба и питания, не могут действовать. То, что небесно и духовно в небесах соответствует хлебу земному, и представлено через хлеб, как видно во многих местах в Слове. То, что Господь есть "Хлеб", потому что Он источник каждого небесного и духовного ощущения, он сам учит в Евангелии от Иоанна: Этот есть Хлеб, сходящий с небес, каждый, кто ест хлеб сей будет жить в вечности (Иоанн 6:58). Отсюда также, что хлеб и вино являются символами, входящими в Святое Причастие (Вечерю). Отсюда то, что небесное и духовное также представлено манной небесной. То, что небесные и духовные ощущения являются пищей ангелов, это ясно из слов Господа: не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Матфея 4:4), то есть из жизни Господа, от которого происходит все небесное и духовное. [2] Последнее поколение наидревнейшей церкви, которое пришло непосредственно перед потопом, и рассматриваемое здесь, стало настолько извращено и погружено в чувственные и телесные ощущения, что они больше не желали слышать ни того, что есть истина веры, ни того, что Господь придет спасти их. А когда эти ощущения были напомнены им, они отвернулись вовсе. Это сильнейшее неприятие (отвержение) описывается как "есть хлеб в поте лица". Подобное произошло и с евреями. Будучи людьми, не признающими существование внутренних небесных ощущений, и желающие поэтому чисто земного Мессию, они неминуемо признали манну несъедобной, потому что манна представляла питание от Господа, и назвали манну "никчемным хлебом", за что на них были насланы змеи (Чис. 21:5, 6). Более того, небесные ощущения, которые они получали в напасти и страдании, когда они были в плаче и слезах, они называли через то "хлебом напасти", "хлебом страдания" и "хлебом слез". Такие (насаждаемые) духовные ощущения, которые люди приобретают сквозь сильное неприятие и отвращение, называют "хлебом в поте своего лица".

277.

Существует в Слове внутренний смысл. Тот, кто придерживается буквального смысла, тот не понимает ничего другого, что человек должен обеспечить себе хлеб на земле тяжким трудом или в поте лица. "Человеком", однако, здесь обозначен не любой человек, но человек наидревнейшей Церкви, а также ни "земля" не означает планету, ни "хлеб" - еду, ни "сад" – деревья фруктовые, но небесные и духовные ощущения, как уже было много раз объяснено.

278.

Что через "возвращение на землю, откуда человек был изъят" означено, что церковь (земная божественность) стремится вернуться к внешнему человеку такой, какой она должна быть перед возрождением, является очевидным из того факта, что "земля" означает внешнего человека, как указывалось ранее. И что "прах (пыль)" означает осуждаемое и проклятое, видно также из того, что сказано о змее, который, в следствие проклятия, называется "питающимся прахом". Кроме того, о "прахе" можно добавить следующие отрывки из Давида: все те, кто опустится в прах преклонятся перед Господом, чьи души он не соделал к оживлению (Пс. 22: 29). И в другом месте: Ты скрыл Свое лицо, они обеспокоились, Ты отобрал у них выдох, они живут последним вдохом и возвращаются в свой прах (Пс. 104:29), означающее, что когда люди отворачиваются от лица Господа, они выдыхаются или умирают, и таким образом "возвращаются в прах", то есть, осуждены и становятся прокляты.

279.

Все эти стихи, когда они приняты связно, подразумевают то, что чувства тела (отделенности от Бога) отворачивают дух человека от небесного бытия (стих 14); что Господь должен прийти в мир с целью возрождения их (стих 15), что битвы духа возрастают вследствие (путем) поворота внешнего человека к себе (стих 16), что затем приходят страдание (стих 17); осуждение (стих 18) и, наконец, ад (стих 19). Эти состояния последовательно и происходили у наидревнейшей церкви, у Церкви четвертого поколения от начала (железного) века до потопа.

20. И человек (Адам) нарек имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. 21. И Господь Бог сделал для человека и для его жены пелены (покрывала) из кожи, и одел их. 22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло, и теперь как бы он не простер руку свою дальше, и не взял также от дерева жизни, и не ел, и не жил бы таким в вечности. 23. Поэтому Господь Бог и выслал его из сада Эдемского, чтобы тот возделывал землю, из которой он взят. 24. И Он изгнал Адама, и выставил на восточной стороне сада Эдемского херувима, и пламя меча превращения себя, чтобы охранять путь к дереву жизней.

280.

СОДЕРЖАНИЕ. Здесь кратко объяснено об участи наидревнейшей Церкви, и тех, кто отпал от Бога; таким образом, также о последних потомках ее, подвергшихся потопу, когда Церковь погибла.

281.

Наидревнейшая церковь называется "Ева" и "матерью всех живущих", потому что была небесной и живущей по вере в Господа (стих 20).

282.

О первом поколении Церкви, в котором жили духовно-небесные блага, и о ее втором и третьем поколении, у которых блага были уже природного характера, что последние обозначены как "покрывала (одежды) из кожи, которые Господь Бог сделал для человека и его жены" (стих 21).

283.

О четвертом поколении потомков, у которых природные блага начали вовсе рассеиваться, и которые, если бы они не были бы возрождены или наставлены в небесную веру, погибли бы, что подразумевается под "теперь как бы он не простер руку свою дальше, и не взял также от дерева жизни, и не ел, и не жил бы таким в вечности" (стих 22).

284.

О пятом поколении потомков, которое было лишено всякого блага и истины, и вынуждено вначале приходить к состоянию, которое предшествует возрождению, что обозначено "выслан из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (стих 23).

285.

О шестом и седьмом потомствах, и о том, что они растеряли даже в накоплениях памяти знания о том, что такое благо и истина, и погрязли в своих собственных грязных любовях и мудрствованиях (самолюбовании и самомнении); о том, что это было попущено, чтобы они никак не могли осквернять святые ощущения веры, что означено тем, что Бог "изгнал Адама, и выставил на восточной стороне сада Эдемского херувима, и пламя меча превращения себя, чтобы охранять путь к дереву жизни" (стих 24).

286.

Внутренний смысл. В этой и в предыдущих главах, вплоть до рассматриваемых стихов, повествуется о наидревнейших людях и их пути к возрождению. Сперва о тех, кто жил, как дикие животные, но потом стали духовными людьми, затем о тех, кто стал небесным человеком и составил наидревнейшую церковь. Потом о тех, кто отпал (отвалился), и их потомках, в системном порядке от первого до второго и третьего потомства и так до их преемников, упавших и пропавших в потопе. В стихах, которые заключают главу, мы имеем итоговый отчет о том, что произошло за период, когда человек наидревнейшей церкви был сформирован и до его потопа, таким образом, это вывод обо всем, что произошло.

287.

Стих 20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. Под "человеком" [Homo - гумус – почва - Адам] здесь подразумевается человек наидревнейшей церкви, или небесный человек. А под "женой" и "матерью всех живущих" имеется в виду церковь (земная божественность). Она называется "Мать", так как была первой церковью, а также "матерью живых" потому, что содержала в себе веру в Господа (семя Его), Который есть сама жизнь.

288.

Что под "человеком" (Адамом) имеется в виду человек наидревнейшей церкви, или небесный человек, было показано ранее. Было также показано, что один Господь есть Человек, и что от Него каждый человек есть небесный человек, потому что человек есть Его подобие. Поэтому каждый из Церкви без исключения или различия был назван "человеком" и, с тех пор, это название применяется к любому, кто появляется в теле, как человек, чтобы отличать его от зверей.

289.

Кроме того, было показано выше, что "жена" означает церковь, и в универсальном смысле Царство Господа на небесах и на земле, а из этого следует, что это же означает и "мать". В Слове церковь очень часто называют "матерью", как у Исаии: где разводное письмо вашей матери? (Исайя 50:1). У Иеремии: вашей матери очень стыдно: она, родившая вас, опозорена (Иер. 50: 12). У Иезекииля: ты – дочь матери своей, которая ненавидела своего мужа и сыновей, твоя мать Хеттеянка, и отец - Аморреянин (Иез. 16:45), где "муж" означает Господа и все, что есть небесное, "сыновья" - истины веры, "хеттеянка" - желание лжи, а "Аморреянин" - мышление зла. У него же: в твоем отражении видна твоя мать; как виноградная лоза, посаженная возле вод, она была плодоносной и полной листьев (желаний) из-за изобилия вод (любви) (Иез. 19:10). Здесь "мать" означает наидревнейшую Церковь. Слово "мать" применялось к наидревнейшей Церкви в первую очередь, потому что Та была первой из церквей, и была только одна небесной, и поэтому любима Господом больше, чем любые последующие.

290.

То, что она была названа "матерью всех живущих" потому что содержала в себе веру в Господа, Который есть сама жизнь, видно также из того, что было уже показано. Не может быть больше чем одного начала Жизни, от которого существует жизнь у всех, и не может быть никакой жизни, если только она не через веру в Господа, Который есть Жизнь. И не может быть никакой веры, из которой происходит жизнь, кроме той, что от Него, следовательно, не может быть веры без Господа. По этой причине, в Слове, называется один Господь "Живым" (Сущим) и именуется "Господом живых" (Иер. 5:2; 12:16; 16:14, 15; 23:7; Иез. 5:11); "Живущим в вечности" (Даниил 4:34 Откр. 4:10; 5:14; 10:6); "источником жизни" (Пс. 36:9); "источником вод живительных"(Иер. 17:13). Небеса (которые живут через или от Него), называются "Земля Жизни" (Исаия 38:11; 53:8; Иез. 26:20; 32:23-27, 32; Пс. 27:13; 52: 5; 142:5). И те названы "живыми", которые живут в вере в Господа, как у Давида: кто возьмет нашу душу в среду живых (Пс. 66:9). О тех же, кто сохраняет веру, сказано, что они "в книге жизни" (Пс. 69:28), и в "Книге жизни" (Откр. 13:8; 17:8; 20:15). Посему о тех, кто принимает веру в Него, сказано, что будут "оживлены" (Ос. 6:2; Пс. 85:6). С другой стороны, следует, что те, кто не в вере, называются "мертвыми", как у Исаии: мертвые не будут живыми; Рефаим не воскреснет вновь, ибо Ты посетил и разрушил их (Исайя 26:14), что означает тех, кто увяз в любви к себе, а "воскреснуть" означает войти в жизнь вечную. О них также сказано, что были "пронзены" (Иез. 32:23-26, 28-31). Они также названы "мертвыми" в речах Господа (Матфея 4:16, Иоанна 5:25; 8:21, 24, 51, 52). Ад также называется "смерть" (Исаия 25:8; 28:15).

291.

В этом стихе описано первоначальное время, когда Церковь была в цвету молодости, представляя собой небесное супружество, и по этой причине она описывается супругой, и называется "Ева" от слова, означающего "жизнь".

292.

Стих 21. И Господь Бог сделал для мужа [Адама] и для его жены покрывала из кожи и одел их. Эти слова означают, что Господь наставил их о духовных и природных благах; Его наставления им выражены через "сделал" и "одел", духовные и природные блага выражены через "покрытия кожи".

293.

Невозможно увидеть из буквального смысла что эти ощущения здесь означены. И тем не менее из таких слов, очевидно, что здесь скрыт более глубокий смысл, ибо всем должно быть понятно, что Господь Бог не делал одежд из кожи для них.

294.

Никто не может усмотреть, что "одежды из кожи" означают духовное и природное благо, если только не по откровению внутреннего смысла и последующего сравнения отрывков из Слова, где есть подобные выражения. Хотя "кожа" здесь употребляется в общем значении, но подразумевается, что кожа из ягненка, овцы или барана, тех животных, которые в Слове означают желания блага, любви, и всего, что милосердно, как это означают овцы, используемые при жертвоприношении. "Овцами" называют тех, кто наделен благом милосердия, то есть, духовными и природными благами, и потому Господь назван "Пастырь над овцами", а те, кто наделен благостью, названы его "овцами", как это всем известно.

295.

Причиной, почему о них сказано, что Господь "одел в одежды из кожи" является то, что наидревнейшие люди, как сказано, были "нагими" по причине своей невинности. Но, когда они потеряли свою невинность, они осознали, что они были во зле, которое также названо "наготой". Что все вещие ощущения могут быть видимы в исторической связи (в соответствии со способом выражения писаний наидревнейших людей), то сказано, что были "одеты, чтобы не быть нагими" или во зле. Что они жили в духовных и природных благах, видно из того, что было отмечено выше в отношении них, из стиха от 1 до 13 настоящей главы, а также ясно из их бытия, что "Господь Бог сделал им покрытия из кожи, и одел их". Ибо здесь описаны первое и, главным образом, второе и третье потомства церкви, которые были наделены такими благами.

296.

То, что шкуры из молодой овцы, козы, барсука и барана означают духовные и природные блага, видно из внутреннего смысла в разных местах Слова, где говорится об Иакове, а также, где повествуется о ковчеге. Об Иакове сказано, что он был "одет в одежды Исава" и на его руках и на шее, где было открыто тело, была "шкура козленка". И, когда Исаак запах их учуял, он сказал, что "запах от сына моего, как запах от поля" (Бытие 27:15, 16, 27). То, что эти шкуры означают духовные и природные блага, будет по божественной милости Господней показано в этом месте. О ковчеге сказано, что покрытие его было "из бараньих и барсучих шкур" (Исх. 26:14; 36:19). Что, тогда же и впредь, было установлено Аарону и его сыновьям, покрыть ковчег покрывалом "из барсучих шкур", а также стол и его сосуды, подсвечник и его сосуды, золотом же жертвенник, сосуды богослужения и алтаря (Чис. 4:6-14). От Божественного милосердия Господа позволено в этом месте также видеть, что эти шкуры означают духовные и природные блага. Ибо все, что было в ковчеге, скинии или шатре, даже, все, что было на Аароне, когда он одевался в одежды для священнодействия, означало только небесное и духовное, так что не было ни малейшего ощущения и вещи, чтобы она этому собственно не соответствовала.

297.

Небесные блага не могут быть одеждой, потому что они внутренне сокровенны и находятся в невинности (нагими), но духовные блага это - первая одежда, а затем природные блага – вторая. Так как они являются более внешними благами, то сравниваются с одеждами и называются "одеждами", как у Иезекииля, говорящего уже о древней Церкви: Я надел на тебя вышитое платье, и обул тебя обувью из барсучьей кожи, опоясал тебя виссоном (из тонкого льна), и покрыл тебя шелками (Иез. 16:10). В книге пророка Исаии: надень свои красивые одежды, о Иерусалим, город святости (Исайя 52:1). В Откровении: кто не загрязнил одежд своих, будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны (Откр. 3:4-5), и где говорится о двадцати четырех старцах, что они были "одеты в белые одежды" (4:4). Таким образом, более внешние блага, которые есть духовными и природными, являются "одеждами". Посему и те, кто наделен благами милосердия, в небе видятся одетыми в блестящие одежды, но здесь на земле, потому что все еще в теле, как "одежда из кожи".

298.

Стих 22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло, и теперь как бы он не простер руку свою дальше, и не взял также от дерева жизни, и не ел, и не жил бы таким в вечности. Причиной почему "Иегова Бог" сначала упоминается в единственном числе, а потом во множественном числе есть то, что через "Иегова Бог" означен Господь и в то же время все ангельские небеса. "Знание добра и зла" человеком означает, что он стал небесным, и тем самым мудрым и образованным. "Как бы он не простер руку свою и не взял также от дерева жизни" означает, что он не должен быть ознакомлен с тайнами веры, ибо, если он будет наставлен в них, то никогда вовек не сможет быть спасен. Спасение выражено словами - "жить в вечности".

299.

Здесь укрыты две тайны: первая, что "Иегова Бог" означает Господа и в то же время всех ангелов небес, вторая, что если люди будут наставлены в тайны веры, то они погибнут для вечности.

300.

Что касается первой тайны, что, "Иегова Господь" означает Господа и в то же время небеса. Должно отметить, что в Слове, всегда во внутреннем смысле, Господа называют то просто "Иегова", то "Иегова Бог", иногда "Иегова" и затем "Бог", иногда "Господь Иеговы", иногда "Бог Израиля", а иногда исключительно "Бог". Таким образом, в первой главе Бытия, где сказано о Боге во множественном числе - "сотворим человека по образу Нашему" Его называют исключительно "Богом", и он не называется "Иегова Бог" ранее следующей главы, где объясняется о небесном человеке. Его называют "Иегова", потому что он Един Есть и Живет, таким образом, есть Сутью и Сущностью Всего. И "Бог", потому что он может исполнить любое ощущение (желание и мысль), таким образом, есть Всемогуществом и Властью над Всем и Вся; как это очевидно из Слова, в отрывках где это можно четко различить (Исайя 49:4, 5; 55:7; Пс. 18:2, 28, 29, 31; 31:14). По этой причине каждый ангел или дух, который общается с человеком, и который обладает некой передаваемой человеку силой и властью, был назван "богом", как явствует у Давида: Бог стоял в собрании богов, Он будет судить (исполнять Слово) среди богов (Пс. 82:1), а в другом месте: кто в небесах может сравниться с Иеговой? кто из сынов божьих может быть уподоблен Иегове? (Пс. 89:6). И еще раз: покайтесь вы Богу богов, покайтесь вы Господу господ (Пс. 136:2-3). Люди, которые были наделены силой, также назывались "богами" (Я сказал вы – боги, сыны Всевышнего), как в Пс. 82:6; также у Ионы (10:34-35). Моисей также был назван "богом фараона" (Исх. 7:1). По этой причине слово "Бог" на иврите во множественном числе - "Элохим". Но, так как ангелы не обладают силой и властью ни в малейшей мере сами по себе, что они и признают, а исключительно от Господа, и как Есть только Един Бог, потому через "Иегова Бог" в Слове понимается один Господь. Но там, где всякое ощущение осуществляется посредствующим действием (служением) ангелов, как это в первой главе Бытия, о Господе говорится во множественном числе. Здесь (в этом стихе) также, потому что небесный человек, как человек, сравнивается не с Господом, но лишь с ангелами, то и говорится, что человек "стал как один из Нас, зная добро и зло", то есть - мудр и образован (знающ).

301.

Другая тайна заключается в том, что если бы они были просвещены в вопросах тайн (учения) веры, они погибли бы в вечности (после смерти жили бы только в аду), что обозначается словами: "теперь как бы он не простер руку свою и не взял также от дерева жизни, и не ел, и таким не жил бы в вечности". Дело в том, что когда люди (духом или умом) начинают жить в перевернутом порядке жизни (от себя и для себя, а не от Бога), то они уже не хотят жить по любви или становиться мудрыми иначе, кроме как от самих себя (мысля и желая лишь о себе и для себя) и от их собственных (телесно-природных чувств и действий). Они начинают судить обо всех чувствах и действиях, которые касаются веры и Бога, как о тех, которые могут быть или могут не быть, по их мнению и предвидению. И так, как они делают это от себя (предполагают, вещуют и воображают от себя) и от своих собственных ощущений чувств и воспоминаний накопленных знаний памяти, то вынужденно приходят к сопротивлению и отвержению божественного и, следовательно, к извращениям божественного и к фантазиям своего воображения из чувств и памяти. Так что, в конце концов, они, не различая и не колеблясь, подменяют, смешивают и путают чувственные и мирские ощущения со святыми и небесными. Когда человек становится таким, то он тем осуждается и уже в другой жизни для него не остается надежды на спасение, там изменить иллюзии уже нельзя. Ибо ощущения, перепутанные и сплетенные профанацией (произведениями фантазии), остаются таковыми в путанице и хаосе так, что ни одна суть (или желание) любого святого ощущения не представляется раздельно сама (само), но в тесной связи (привязанности) с сутью (желанием, вожделением) ощущения чувственного и мирского, что соединяется (спутано) с ним теперь вовек. Вследствие чего человек, не может быть ни в каком ином обществе, кроме как в одном из проклятых (адских). Все, что находится или присутствует в связи (привязанности) с любой сутью (желанием) духа в последствии будет присоединено к нему, и значительно тоньше и острее ощущается в другой жизни. Так это даже у всех духов в мире духов, и еще более совершенно у ангелов, и настолько совершенно, что лишь по одному из текущих желаний человека они уже знают весь его характер и суть. Разделение желаний воображения (из чувств тела и мира) и чистых божественных желаний, когда они таким образом соединены (сплетены, увязаны, спутаны) не может быть осуществлено иначе, как только с помощью сильнейших адских мук, и если бы человек знал об этом, ибо он этим избегает преисподней и ада, то он с величайшей бы тщательностью и старанием избегал воображений из чувств телесных и мирских.

302.

Существует причина, почему тайны веры не могли быть открыты евреям. Они даже толком (даже когда им говорили) не понимали ни того, что они будут жить после смерти, ни того, что Господь придет в мир, чтобы спасти их. Так велики были нежелание и невежество их, в которых они были, и по-прежнему (снова и снова) удерживали в них себя, что они не могли и не желали знать о существовании внутреннего человека, или внутренних ощущений вообще. А если бы они и знали об этом или желали бы знать, с тем чтобы признать и запомнить это, то они бы профанировали (произвели фантазии) по этому, и таким образом не имели бы никакой надежды на спасение в другой жизни. Это означено тем, что Господь говорит в Евангелии от Иоанна: Он ослепил глаза их и окаменил (закрепостил) их сердца, чтобы они не видели (от себя) своими глазами, и (от себя) не разумели сердцем (не умничали и не своевольничали), и обернулись (преобразовались) ко Мне, и чтобы Я исцелил их (Иоан. 12: 40). Также, Господь говорил им притчами, не объясняя им их смысл, чтобы (как он сам говорит), видя (глазами тела) они не видели (глазами духа), и слыша (ушами телесными) – могли не слышать (не желать от тела и мира), но разуметь (понимать духом от Бога интуитивно), как и сказано у Матфея 13:13. По этой же причине все тайны веры были спрятаны от них, и были сокрыты под представлениями (соответствиями) их церкви, и по той же причине пророческий стиль (вещаний, заповедей, предвидений) принял такую же форму. Так как, одно дело знать (ощущать и мыслить, внешне), а другое дело признавать (мыслить и желать, внутренне). Тот, кто знает (внешне) и не признает (внутренне), таков, что он как бы и не знает вовсе истин веры, лишь может хулить и бесчестить божественное, что и подразумевается под этими словами Господа в Слове.

303.

Человек обретает (получает) жизнь через всякое ощущение, которое по соответствию втекает в его дух, то есть, через те ощущения, какие он принимает (признает) и верит. Те ощущения, которые ему не соответствуют, или в нем не приняты и не веруемы, не влияют (не действуют) на его рассудок. И поэтому никто не может профанировать (производить собственные воображения из) святые ощущения, пока он не стал настолько им соответствовать, что может тогда признавать (мыслить и желать) их, даже до такой степени, что даже отрицать. Тот, кто не признает, может знать (ощущать и мыслить), но такой (в силу непризнания) живет (пребывает), как если бы он не знал, и подобен тем, кто знает о чем-то не существенном. Такими были евреи во времена пришествия Господа, и потому о них говорено в Слове, что они были "опустошены" или "лежали в руинах", то есть, не имели вовсе никакой веры. При этих обстоятельствах не наносился людям вред открытием внутреннего содержания Слова для них, ибо они тогда, как люди, которые очами видя, не видят духом; ушами слыша, не слышат духом; чьи сердца остановились (закаменели), о которых Господь говорит в книге Исаии: "пойди и скажи этому народу: ушами слышите вы, но не придерживаетесь делами и, глазами видите, но не понимаете. Сделай сердце народа сего заплывшим жиром, и уши тугими к слуху, и залепи грязью их глаза, чтобы они не видели от собственных глаз, и не слышали от собственных ушей, и не исполняли установки собственного сердца, а обратились, так чтобы они были исцелены (Исайя 6:9-10). Что тайна веры (сокровенное учение о Боге) не открывается, пока люди находятся в таком состоянии, то есть, в состоянии, когда они настолько опустошены, что не имеют вовсе веры (то есть, как ранее говорено, что они не могут осквернить ее), Господь ясно заявляет в последующих стихах того же пророка: тогда сказал я: Господи, доколе? И Он сказал, пока не опустошаться города, так что не будет ни одного жителя, и дома, так что не будет в них ни одного человека, и земля будет совершенно пустынной, и Иегова удалил человека (Исайя 6:12). Господь называет "человеком" того, кто мудр, кто признает и верит. Евреи же были опустошены, как уже сказано, во время пришествия Господня; и по той же причине они до сих пор сохраняются в таких опустошениях из-за их похотей, и главным образом через их корыстолюбие (алчность для себя). Ибо хотя они и слышали о Господе тысячу раз, и что соответствия (представления, символы, изображения) их церкви указывали о Нем во всех подробностях, однако они Его не признали и не поверили. По непризнанию Господа и недоверию Ему были изгнаны и допотопные люди из Эдемского сада (то есть, из состояния божественности, живя в теле на Земле), и опустошены, до той поры, пока они не станут способны признавать вполне истину.

304.

Из всего этого очевидно, что имеется в виду под словами "чтобы он не простер дальше руку свою и не взял также от дерева жизней, и не ел, и не жил таким в вечности". "Взять от дерева жизней и съесть" значит в переносном смысле - признать все, что есть от любви и веры, ибо "жизни" во множественном числе обозначают любовь и веру, а "съесть" здесь означает, как и прежде, познать (принять в знание, помнить). "Жить в вечности" не значит жить в теле вечно, но жить после смерти в вечном проклятье. Человек, который является "мертвым", называется так не потому, что он умирает после жизни в теле, а потому, что он будет жить жизнью мертвой, и "смерть" выражает - проклятье и ад. Выражение "жить" используется в подобном значении у Иезекииля: вы гонители душ Моего народа, и хранители душ, живущих для себя, вы производящие фантазии свои надо Мной среди народа Моего, чтобы убить души, которые не должны умереть, и сделать душам живым, чтобы не хотели жить (Иез. 13:18-19).

305.

Стих 23. Поэтому Господь Бог выслал его из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. Что быть "изгнанным из Эдемского сада" значит быть лишенным всякого рассудка и мудрости, и "возделывать землю, из которой он взят" значит быть по ощущениям телесным, как если бы он был в преддверии возрождения. Что быть "изгнанным из сада Эдема" значит быть лишенным всякого рассудка и мудрости, это видно из значения слов "сад" и "Эдем". Как показано выше, "сад" означает рассудок или понимание, а "Эдем" означает мудрость или желание блага. Что "возделывать землю, из которой он взят" означает быть телесно-природным, и таким, вплоть до самого возрождения (воскрешения), было показано выше (стих 19), где находятся подобные слова.

306.

Стих 24. И Он изгнал Адама, и выставил на восточной стороне сада Эдемского херувима, и пламя меча превращения себя, чтобы охранять путь к дереву жизни. Что "изгнал человека" означает полностью лишить его всех желаний блага и поддержки (разумения) истины до такой степени, что он совсем отделен от них и не есть уже человек (но зверь). "Выставил на восточной стороне сада Эдемского херувима" значит установить преграду для вхождения в божественные истины в виде тайных (сокровенных) учений познания веры, ибо "восток у сада Эдемского" есть небесные ощущения, из которых должен брать начало человеческий рассудок. А через "херувима" означено Провидение (промысел) Господне в предотвращении от вхождение в небесные ощущения веры такого человека. Через "и пламя меча превращения себя" означено себялюбие со своими безумными желаниями и ими порожденными убеждениями. Оно является таким, что дух хотя и действительно хочет взойти, но уносится и увязает в телесных и земных ощущениях, и это для того, чтобы "охранять путь к дереву жизней", то есть для предотвращения осквернения (порожденного фантазиями собственного я) святых ощущений божественного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: