342.
Что последующее (после веры) в возрождении Церкви есть милосердие, становится очевидно из того факта, что Церковь начинают и порождают не что иное, как вера и любовь. То же самое означено через первенцев Лии от Иакова: "Рувим" означает веру, "Симеон" – действие веры или намерение, и "Левий" - милосердие (Бытие. 29:32, 33, 34). По этой же причине колена Левия получили право исполнять священнослужения, представляя собой образ "пастырей овцам". Так как милосердие было последующим порождением Церкви, то и названо оно - "брат", а именуется "Авель".
343.
Что "пастырь овцам" есть тот, кто творит благо милосердия, должно быть очевидно для всех, ибо это знаковая фигура в Слове и Ветхого и Нового Заветов. Тот, кто ведет и наставляет называется "пастух", а те, кого ведут и научают, называются "стадо". Тот, кто ведет не к благам милосердия и научает не ему, есть не истинный пастырь. А тот, кто не ведется к благам и не познает, что есть благо – не есть овцами. Вряд ли нужно подтверждать значения слов "пастух" и "стадо" цитатами из Слова, но следующие отрывки можно отметить. Из книги пророка Исаии: и Господь даст дождь семени твоему, которым ты сеешь землю, и хлеб возрастет от земли: в тот день Он будет кормить скот твой на широком лугу (Исайя 30:23), где "хлеб возрастающий от земли" означает милосердие. Снова у него: Бог Господа будет пасти стадо Его, Он будет брать ягнят в Свои руки и носить на груди Своей, и будет мягко вести тех, которые с приплодом (Исайя 40:11). У Давида: услышь, Пастырь Израиля, Ты, водивший Иосифа подобно овце, Ты, который сидишь в херувиме, просияй из него (Пс. 80:1). У Иеремии: я уподоблю дочь Сиона, красивой и утонченной женщине, пастухи и их стада придут к ней, они будут ставить палатки рядом с ней и вокруг, и будут кормиться каждый на своем месте (Иер. 6:2, 3). У Иезекииля: так говорит Господь Иегова, Я умножу их, как стадо человеческое, как священное стадо, как стадо в Иерусалиме во время жертвы, так опустошенные города наполнятся стадами человеков (Иез. 36:37-38). В книге пророка Исаии: все стада Аравии должны быть собраны к тебе, овны Неваиофа должны служить тебе (Исайя 60:7). Те, кто ведет паству к благу милосердия, есть те, которые "собирают стадо", но те, кто не приводят их к благу милосердия, те есть "разорители стада". Ибо все собирающие и объединяющие есть от милосердия, а все разбрасывающие и разделяющие есть от недостатка милосердия.
|
344.
Есть ли польза от веры, то есть, знаний и ощущений заповедей, если человек не может стать таким, как вера учит? И первейшая вещь, которой вера обучает, есть милосердие (Марк. 12:28-35; Матф. 22:34-39). Милосердие есть конечная цель всему, чему учит вера, и если эта цель не будет достигнута, то, чем тогда есть знания или учения, не пустые ли символы и слова, и больше ничего?
345.
Что "возделыватель земли" есть тот, кто лишен милосердия, и действует больше по вере немилосердной, которая и не вера вовсе, это очевидно из следующего: что Иегова даже не посмотрел на приношения Каина, и что Каин убил брата своего, то есть уничтожил милосердие, обозначенное "Авелем". Теми, о которых сказано, что они "возделывают землю", означены люди, которые принимают лишь телесные и земные ощущения и вещи, как это очевидно из сказанного в Бытии 3:19, 23, где мы читаем, что такой человек был "изгнан из Эдемского сада для возделывания земли".
|
346.
Стих 3. И в конце дней случилось так, что Каин принес плод от земли в дар Господу. "Конец дней" означает ход времени; "плоды земли" - произведения веры без милосердия, а "дар Иегове" - поклонение, вытекающее оттуда.
347.
Что в "конце дней" означает истечение времени, является очевидным для всех. Вначале, пока человек был прост, учение, называемое здесь "Каин", не представлялось настолько неприемлемым, как стало потом. И это видно из того, что они называли своих детей "Человек Иеговы". Таким образом, по началу вера не была так отделена от любви, как в "конце дней" или в истечение времени, как это обыкновенно случается с каждым учением истинной веры.
348.
Что через "плоды земли" означены исполнения веры без милосердия, также видно из того, что следует потом, ибо дела веры немилосердной есть произведения неверные (лживые), и сами по себе мертвы, потому что они исполнены от внешнего человека. О таких написано у Иеремии: почему становится путь нечестивых успешным? Ты посеял их, они принялись корнем, они должны расти, они также приносят плод, Ты творишь близ уст их, но далек от их почек, как долго будет сетовать земля, и трава на всех полях сохнуть? (Иер. 12:1, 2, 4). "Почти во рту, но далеко от почек" означает тех, у кого вера отделена от милосердия, о которых сказано, что "земля скорбит". У того же пророка такие произведения называются "плодами трудов": лукавое сердце обманет раньше всякого ощущения, и что ужасно, кто может узнать его? Я Иегова исследую сердце, Я проверяю почки, воздаю каждому по пути его и по плодам его трудов (Иер. 17:9, 10). У Михея: земля будет опустошена, из-за тех, что живут собой, за плоды их трудов (Михея 7:13). Что такой "плод" не является плодом, или что такой "труд" мертв, и что и плоды и корень погибнут, сказано у Амоса: Я уничтожил Аморрея перед ними, высота которого была подобна, высоте кедра, и Он был крепок как дуб; однако Я истребил плод его вверху и корни его внизу (Амос 2:9). И у Давида: их плод Ты истребишь с земли, и семя их из сынов человеческих (Пс. 21:10). Но дела милосердия живые, и о них сказано "укореняться внизу и принесут плод вверху", как у Исаии: уцелевший от дома Иудиного остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверх (Исайя 37:31). "Принести плоды вверх" есть исполнять милосердие. Такой плод назван "плодом превосходным" у того же пророка: в тот день ветвь Иеговы будет красивой и славной, и плод земли превосходный и пригожий, от уцелевших (сынов) Израиля (Исайя 4:2). Этот же плод - "плод спасения" и так назван у того же пророка: окропите небеса, свыше, и воздух да прольется милосердием; да раскроется земля, и пусть люди приносят плоды спасения, и пусть справедливость произрастает тут же, Я Иегова создал это (Исайя 45:8).
|
349.
Что через "пожертвование" понимается исполнение плодов Божественного, это видно из соответствий в еврейской церкви, среди которых приношения любого рода, начиная от первых плодов земли и всяких высокочтимых произведений от нее до приношения первенцев, назывались "дарами", и из которых состояло их поклонение Богу. И так как все эти дары представляли как бы небесные ощущения и вещи, и все они приносились Господу, то каждому должно быть очевидно, что истинно внутреннее поклонение Богу естественно выражалось через эти дары. Ибо, что есть жертва без внутреннего ощущения его выражающего? Или что, есть внешнее поклонение Богу без внутренней любви, как не своего рода идолопоклонничество и знание о смерти? Внешняя (телесная) жизнь имеет бытие от ощущений и вещей внутренних, то есть через желания и мысли от Господа. Из этих соображений, очевидно, что все жертвенные дары еврейской Церкви означают поклонение и служение Господу. И о них по Божественной милости Господней мы потолкуем, в частности, на следующих страницах. Что под словом "предложения" в первородном значении понимается поклонение и служение, очевидно, у пророков повсюду, как и у Малахии: кто выдержит и дождется дня пришествия Его? Он придет, как переплавляющий и очищающий серебро, и Он очистит сынов Левия, и очистит их, как золото и серебро, и они принесут Господу приношения добродетели. Тогда будет жертвенный дар Иуды и Иерусалима приятен Господу, как и в дни вечности, как и в древние времена (Малахия 3:2-4). "Жертвенное приношение добродетели " является внутренним предложением, которое "сыны Левия", то есть служащие свято, будут приносить Богу. "Дни вечности" означают времена наидревнейшей церкви, а "древние времена" - времена древней церкви. У Иезекииля: на горе святости Моей, на горе высоты Израилевой, должен стоять весь дом Израилев, и все земли его, поклоняясь Мне, там Я буду принимать их, и там Я буду принимать дары ваши, и первые плоды ваших предложений, во всем вашем благочестии (Иез. 20:40). "Дары" и "первые плоды предложений в благочестии" есть соответствия делам святости из милосердия от Господа. У Софония: из-за дальних рек Эфиопии просители Мои принесут Мне дары (Соф. 3:10). "Эфиопия" означает тех, кто обладает небесными ощущениями, которые есть любовь, милосердие и плоды их.
350.
Стих 4. А Авель принес от перворожденных стада его и от тука их. И Господь призрел на Авеля и на дар его. "Авель" здесь как и прежде означает милосердие, а "перворожденные стада", означают внутренние ощущения святости, которые приходят от Господа одного; "тук (жир)" означает небесные блаженства, которые также являются от Господа. А "Господь призрел на Авеля и на дар его" означает, что внутреннее ощущение милосердия и всякое поклонение и служение, основанные на нем, есть благоугодно Господу.
351.
Что "Авель" означает милосердие, было показано ранее. Милосердие значит любовь к ближнему, и сострадание, ибо тот, кто любит ближнего своего, как самого себя, также сострадателен к нему в его страданиях, как к самому себе.
352.
Что "перворожденные от стада" означают то, что от Господа одного, это видно из первозачатых или перворожденных в еврейской церкви, все из которых были святы, потому что они имели отношение к Господу, который один является "первородителем". Любовь и вера оттуда исходящие являются "первородными и перворождающими". Вся любовь исходит от Господа, а ни одной йоты не происходит от человека, поэтому Господь один является и "первенцем (родившимся первым)". В древней церкви это было соответственно представлено приношением первенецев от людей и от скота Иегове (Исход. 13:2, 12, 15); и представлено рождением, а далее родом Левия, который во внутреннем смысле означает любовь. Хотя родился Левий и после Рувима и Симеона, которые во внутреннем смысле означают веру и надежду (внутреннее согласие), тем не менее, он принимается как союз всех по отношению к нему первенцев, и так составляющих священство (число три и святую троицу) (Чис. 3:40-45; 8:14-20). О Господе, как первородителе и первоначалу всего, в связи с Его человеческой сущностью (первоначалом и для человека), у Давида написано так: он будет звать Меня, Отец Мой, Боже Мой, и Вершина моего спасения. Я также создам ему Моего первенца, превыше всех царей земли (Пс. 89:26-27). А в Евангелии от Иоанна: Иисус Христос, первенец, возрожденный из мертвых, и владыка всех царей земных (Откр. 1: 5). Отметим, что перворожденный от Господа означает поклоняющегося и служащего Богу, а первенец от церкви означает верующего Ему.
353.
Под "туком (жиром)" означаются небесные ощущения блаженства и наслаждения, которые также от Господа. Небесными блаженствами и наслаждениями есть все то, что живет из и для любви. Вера, когда она от любви, также есть небесное наслаждение. Милосердие является небесным блаженством. Все блага (польза и красота) из милосердия - небесны. Все они были представлены или соответствуют различным видам жиров на жертвах, и хорошо различимы в местах, где охватывают печень или сальник; в жире на почках; там, где внутренний жир покрывает внутренности и окружает кишечник; которые считались чистыми и святыми или внутренними и жиры их отдавались в качестве всесожжения на жертвеннике (29:13 Исход., 22; Лев. 3:3, 4, 14; 4:8-9, 19, 26, 31, 35; 8:16, 25). Поэтому они назывались "хлеб, жертвуемый через огонь, для подношения Господу" (Лев. 3:14, 16). По той же причине позже евреям было запрещено для употребления в пищу любых жиров от зверей, запрещение выражено словами "вечное постановление во все роды ваши" (Лев. 3:17; 7:23, 25). Запрет носил внутренний смысл, потому что еврейская церковь была такова, что евреи не признавали даже духовных ощущений, которые гораздо ниже небесных. [2] Что "жир" означает небесные ощущения, и блага милосердия, очевидно, у пророков. У Исаии: почему вы так цените серебро, ведь это не хлеб? а труды свои, ведь они не насыщают? Внимайте усердно ко Мне, и едой вам будет то, что есть благо, и душа ваша да насладится упитанностью (Исайя 55:2). И у Иеремии: Я наполню души священников туком, и мой народ будет сыт Моим благом (Иер. 31:14), здесь ясно видно, что не жир и упитанность имеются в виду, но небесные и духовные блага. И так у Давида: они наполнились туками от дома Твоего, и Ты позволил им пить из реки блаженств Твоих. Ибо при тебе фонтан жизней, в Твоем свете мы видим свет (Пс. 36:8-9). Здесь "тук" и "фонтан жизней" означают небесные ощущения, которые вытекают из любви, а "река блаженств" и "свет" духовный есть из веры, которая от любви. Опять у Давида: моя душа стала крепче и тучнее, а рот мой желающим восхвалять Тебя песнями уст (Пс. 63:5), где в подобный способ "утучнение" обозначает небесные ощущения, а "песни уст" - одухотворенность. То, что сказано это о небесных ощущениях очевидно, поскольку они будут насыщать душу. По этой же причине первые плоды, которые были взяты от земли, были названы "тучными" (Чис. 18:12). [3] Так как небесные ощущения бесчисленны в родах своих, и еще бесчисленнее по видам своим, они описаны в общем, в песне, которую Моисей продекларировал перед народом: маслом коровьим и молоком овец, жиром ягнят и баранов, рода Васанского, и от коз, жиром почек пшеницы, и ты будешь, запивая кровью из виноградных ягод, очищен (Втор. 32:14). Это невозможно понять тем, кто не знает значения этих выражений чисто из внутреннего смысла. Без внутреннего смысла, такие выражения, как "масло коровье", " молоко овец", "тук ягнят", "жир баранов и коз", "род Васанский", "жир почек пшеницы" и "кровь винограда" будут лишь словами и ничего более, ибо они все и каждое означают роды и виды небесных ощущений.
354.
Что "Иегова посмотрел на Авеля и на дар его" означает, что ощущения из милосердия и поклонения и служения оттуда, угодны Господу, было объяснено ранее. Также и в отношении как "Авеля", так и его "дара".
355.
Стих 5. А на Каина и его приношение Он не посмотрел, у Каина сильно воспылал гнев, и его лица (ощущения) пали. "Каин", как уже было сказано, означает веру, отделенную от любви, или такое учение, которое допускает возможность такого разделения. "И на его приношение Он не посмотрел" означает, как и прежде, что поклонение и дела Каина были неприемлемы. Слова "у Каина сильно воспылал гнев, и его лица (ощущения) пали" означают, что в богопротивные превратились его внутренние ощущения. "Гнев" означает, что милосердие перевернулось в благопротивность, а "лица", означающие внутренние ощущения, как сказано, "пали", когда они склонились к злу.
356.
Что "Каин" означает веру, отделенную от любви, или учение, которое допускает такое разделение, и, что "на его предложение Господь не посмотрел" означает, что его поклонение не было приемлемым, было показано ранее.
357.
То, что "гнев Каина воспылал" означает исчезновение милосердия, видно из того, что потом сказано, что он убил своего брата Авеля, через кого означено милосердие. Гнев есть первородное желание получить превосходство над каждым, кто оказал противодействие его самолюбию и его вожделениям. Это ясно ощущается в мире злых духов, ибо там коренится начало, рождающее гнев против Господа, как истечения от злых духов, находящихся не в милосердии, но в ненависти и вражде, и все, кто не склоняется к их самолюбию и их любви к миру, вызывают вражду, которая проявляется гневом. В Слове "гнев", "вражда" и даже "месть" часто приписываются Иегове, но они рождаются только от человека, и относятся к Иегове потому, что так проявляются по причине, упомянутой выше (падения внутренних ощущений). Так и написано у Давида: Он послал против них гнев Его ноздрей и вражду, и месть, и беды, и наслал на них злых ангелов, ибо Он дал путь Своему гневу, Он не удержал уже их души от смерти (Пс. 78:49-50). Не так, что Иегова посылает гнев сверху на каждого, но так ощущается и кажется, когда люди отклоняют милосердие и возбуждают в себе гнев, равно и то, что Он не направляет злых ангелов внутрь них, но люди сами притягивают их к себе. И потому добавлено, что "Он дал путь Своему гневу", ибо "Он не удержал уже их души от смерти". И потому, сказано у Исаии: "к Господу он придет, а все, враждовавшие против Него, устыдятся" (Исаия 45:24), откуда видно, что "гнев" означает зло, или, что есть то же самое, отступление от милосердия.
358.
Что "его лица (ощущения) пали" означает падение внутренних ощущений или нравов (можно сказать личности), видно из значения "лица" и его "опускания вниз". Лица у древних означали внутреннее ощущение, потому что внутренние ощущения просяивали (излучались) через лицо. А в самые древние времена люди были такие, что лицо совершенно и вполне выражало все внутренние ощущения, как на ладони, так что по лицу человека каждый мог усмотреть каков его характер (нрав) или его ум (воля и рассудок). Они считали чудовищным, чтобы показывать одно ощущение на лице, а думать и желать о другом. Лукавство и обман считались тогда жутко отвратительными, и поэтому ощущения внутренние означивались на лице. Когда милосердие сияло (излучалось) от лица, о лице говорили, что "поднято вверх" (воодушевлено), а когда происходило наоборот, о лице говорили, что "опущено (пало)". Потому также сказано о Господе, что Он "поднимает вверх Его лица в человеке", как в благословении (Чис. 6:26, а в Пс. 4:7), через что обозначено, что Господь дает милосердие человеку. Что подразумевается под "лицом павшим" видно у Иеремии: Я не допущу упасть Моему лицу в тебе, ибо Я милостив, говорит Господь (Иер. 3:12). "Лицо Иеговы" есть милость (сострадание) и когда Он "подымает Свое лицо" в ком-нибудь, это означает, что из милости (сострадания) Он дает ему милосердие. И обратно, когда "делает лицо падшим", то есть, когда человек лицом падает сам.
359.
Стих 6 И сказал Господь Каину: почему ты разгневан? И почему, Твои лица (ощущения) упали? "Господь сказал Каину" означает, что совесть (сознание, внутреннее ощущение) заговорило, а "ты гневен и Твои лица (ощущения) упали" означает, как и прежде, что милосердие отступило, а внутренний центр ощущений изменился, опустившись вниз.
360.
Что через "сказал Господь Каину" означено повеление от Господа через совесть, не нуждается в подтверждении, поскольку было объяснено выше.
361.
Стих 7. Если ты делаешь благо, то не возвышаешь ли лице твое? а если не делаешь блага, то грех залегает у дверей, и к тебе приходит желание греха, и ты ведешься им. "Если ты делаешь благо, то возвышаешься" означает, что если ты творишь благо, оно располагает тебя к милосердию, "если не делаешь блага, то грех залегает у дверей" означает, что если ты не творишь благо, то милосердие отступает, а на его место приступает самолюбие. "К тебе приходит желание греха, и ты ведешься им" означает, что милосердие желает быть с тобой, но не может, потому что ты хочешь, чтобы по самолюбию властвовать от греха (отступив от Бога, быть ведомым собой).
362.
Здесь описано учение веры, называемое "Каин", и так как оно причиняет разделение веры и любви, оно также отделяет веру от милосердия, порождаемого любовью. Везде, где есть какая-либо церковь, вырастают ереси в ней, потому что когда люди обращают все внимание на какой-нибудь один важный пункт веры, они привязываются к нему, как к архиважному. Ибо такова природа мысли человека, что когда он фокусирует свое внимание в целом на одном ощущении (вопросе, предмете, моменте), он принимает его выше и важнее всякого другого. Особенно это так, когда воображение заявляет о своей иллюзии (вибрирует самолюбованием), повторяя, что она есть порождение Собственного я, и, тогда, самолюбие и любовь к миру возвышают Собственное я. В этом случае каждая иллюзия (фантазия) чувствуется удовольствием Собственному я до такой степени, что Собственное я готово клясться, что она истинна, даже если та является ложью. Таким способом те, кого называют "Каин", делают свою веру иллюзии важнее и существеннее, чем Божественная любовь. И, следовательно, через дела по иллюзии, принятой в веру, они живут жизнью лишенной истинной любви, так как самолюбие и иллюзии, истекающие оттуда, укрепляются внутри духа в виде привычек.
363.
Природа учения веры, что названа здесь "Каином", видна из описания его в этом стихе, из чего следует, что милосердие соединяется с верой, если далее не вера будет господствовать, но милосердие. По этой причине сказано, во-первых: "если ты делаешь благо, то не возвышаешься ли?", означая, что желание делать блага есть позволение милосердию проявиться. Ибо "делать блага", во внутреннем смысле, означает быть проводником блага, поскольку делание блага происходит от воли и желания блага. В древние времена действие и желание воли были как одно, в действии виделась воля, лицемерие было тогда неизвестным. Что "возвышенность" означает присутствие милосердия, очевидно из того, что было уже сказано о лице. Также как "поднять вверх лицо" есть излучать милосердие, а "лицо опустить" есть наоборот.
364.
Во-вторых, сказано "если не делаешь блага, то грех лежит у дверей". Это означает, что если не желаешь блага, то вовсе нет и милосердия, но одно зло. Каждый может увидеть, что "грех, лежащий у двери" означает зло, что всегда готово и стремится войти. Ибо, когда нет милосердия (свято место пустым не бывает) есть немилосердие и ненависть, следовательно, всякое зло. Грех в целом называют "дьяволом", который своими адскими отростками, всегда готов проникнуть, когда человек лишен милосердия. И единственным средством отвести прочь дьявола и его поросль от входа в дух, есть любовь к Господу и к ближнему.
365.
В-третьих, сказано "к тебе приходит желание греха, и ты ведешься им". Это означает, что милосердие желает следовать вере, но не может этого сделать потому, что вера желает господствовать над ней, что противоречит порядку. До тех пор, пока вера ищет господства, веры нет, но вера становится только тогда верой, когда господствует милосердие. Ибо милосердие есть нутро веры, и является первоначалом и порождающей причиной веры, как было показано выше. Милосердие может быть сравнено с пламенем, которое есть сутью и истоком тепла и света, ибо тепло и свет живут от него. А вера в состоянии разделения, может быть сравнена со светом, который существует без тепла пламени, как он есть зимой, когда все цепенеет и умирает.
366.
Стих 8. И Каин размолвился с Авелем, братом своим, и случилось, когда они были в поле, что воспылал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. "Размолвка Каина с Авелем" означает отступление во времени (отдаление веры от милосердия во внутренних ощущениях). "Каин", старший брат, по ощущению первый, как уже сказано, означает веру, отделившуюся от любви, а "Авель" означает милосердие, которое должно вырасти следом за верой, как младший брат, и последний здесь дважды назван "братом". "Поле" означает духовные принципы веры или вероучение. "Каин воспылал на Авеля, брата своего, и убил его" означает, что, отделившись от милосердия, вера истребляет его.
367.
Нет необходимости подтверждать сказанное подобными отрывками из Слова, за исключением того, что следует показать, почему милосердие есть "брат" веры и почему "поле" означает духовность веры. Что милосердие - "брат" веры, очевидно каждому из первоначал или сути веры. Так братство в Слове было представлено через Исава и Иакова, и землю их, как предмет спора по поводу первородства, и, как следствие, господства над ней. Также представлено через Фареса и Зару, сыновей Тамары (Фамари) от Иуды (Бытие 38:28, 29, 30); и Ефрема (Ефраима) и Манассии (Бытие 48:13, 14). И как в этих отрывках, так и в других аналогичных местах Слова, всюду имеется спор о первородстве и последующем господстве. Ибо и вера и милосердие есть сыны, плоды или порождения церкви (природной божественности). Потому вера первой названа "человеком", как сказано о Каине - «приобрела я человека», а милосердие названо вторым человеком и "братом его", как у Ис. 19:2, Иер. 13:14 и других местах. Союз веры и милосердия назван "заветом братства" (Амос 1:9). Подобно, как и у Каина и Авеля, так было и у Иакова и Исава. Подобие в том, что Иаков также желал изжить своего брата Исава, как очевидно у Осии: посетит Господь Иакова на путях его, в соответствии с его делами Он возместит ему, ибо тот теснил своего брата еще в утробе матери (Ос 12:2-3). Но, что лишь Исав, или милосердие, представленное Исавом, должно иметь далее господствующую власть, видно из пророческого предсказания их отца Исаака: ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему, и придешь к тому, что будешь иметь власть и сбросишь ярмо с шеи своей (Бытие 27:40). Другими словами можно сказать, что церковь из язычников, или новая церковь (христианская), представлена Исавом, а еврейская церковь представлена Иаковом. И потому, так часто говорится в Слове, что евреи должны признать язычников братьями, а из милосердия все в церкви нееврейской или церкви язычников (христиан) зовутся братьями. Таких, которые так слышат Слово и делают, называют братьями по Господу (Лк. 8:21). Те, кто так слышат – таковы, ибо имеют веру, а те, кто так делают - таковы, ибо имеют милосердие. Но те, кто слышат и лишь говорят, что они имеют веру, но делают не так или не имеют милосердия, не являются братьями, и Господь уподобляет их безрассудным (Матф. 7:24, 26).
368.
Что "поле" означает духовность, и, следовательно, все, что вытекает и принадлежит к вере и милосердию, очевидно из Слова, как у Иеремии: о, Моя гора в поле, я отдам все владения, и все сокровища твои в добычу (людям) (Иер. 17:3). В этом отрывке "поле" означает духовность, "владения" и "сокровища" обозначают духовное богатство веры или все то, что принадлежит к учению веры. У того же: может ли снег Ливанский растаять с вершины моего поля? (Иер. 18:14). О дочери Сиона сказано, что при уменьшении и потере веры, она должна быть " вспахана как поле" (Иер.: 26:18, Михей 3:12). У Иезекииля: Он взял семя земли, и бросил его в поле для посева (Иез. 17:5), что сказано о церкви и о ее вере, ибо их духовность называется "полем" по семени в нем посеянном. У него же: и пусть все деревья в поле знают, что Я, Иегова, понижу возвысившееся дерево (Иез. 17:24). У Иоиля: опустошено поле, скорбит земля, ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, закончилось масло, земледельцы посрамлены, урожай на поле погиб, все деревья в поле усохли (Иоиль 1:10-12). Здесь "поле" означает духовность веры, "деревья" – ощущения из знаний, а "земледельцы" – поклоняющихся в вере. У Давида: поле и все, что от него должно торжествовать, тогда все деревья в лесу станут петь (Пс. 96:12). Совершенно очевидно, что поле не может торжествовать, ни деревья в лесу петь, но ощущения, которые живут в человеке и которые есть желания и мысли веры. У Иеремии: долго ли будет сетовать земля, а трава на всех полях изнемогать? (Иер. 12:4), из чего также очевидно, что ни земля, ни трава не могут скорбеть и изнемогать, но что это выражение относится к неким ощущениям внутри человека, когда он в состоянии опустошения. Подобный пассаж есть и у Исаии: горы и холмы будут петь пред вами песни, а все дерева в поле рукоплескать (Исайя 55:12). Господь также в Его предсказании о свершении всех времен называет духовность веры "полем": тогда будут двое на поле: один будет взят, а другой оставлен (Матф. 24:40, Лука 17:36). Здесь через двоих на "поле" обозначены пребывающие в вере, как истинной, так и ложной. Подобно, как "поле" означает духовность веры, так и всякий, кто получает семена веры, будь-то человек, церковь или мир, также называется "полем".
369.
Из этого следует то, что слова "Каин восстал против своего брата Авеля и убил его, когда они были в поле вместе" означают, что хотя вера и милосердие порождены учениями веры, но вера, отделенная от милосердия, не способна ни на что, кроме пренебрежения, и тем угашает милосердие. То же на сегодняшний день и с теми, кто утверждает, что только одна вера спасает без дел милосердия. Ибо именно таким предположением они отказываются от милосердия, хотя они и знают и признают на словах, что вера не спасает, когда нет любви.
370.
Стих 9. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? И он сказал: я не знаю, разве я сторож брату моему? "Господь сказал Каину" означает подобие внутреннего ощущения изнутри, как бы внутреннее повеление (совести) о милосердии или "брате Авеле". Ответ Каина: "я не знаю, разве я сторож брату моему?" означает, что вера Каина рассматривает милосердие как ничто и не хочет быть подчиненной ему. Это означает, что такая вера вовсе отбрасывает всякое ощущение милосердия. Таковым же (немилосердным) становится и их дух.