423.
Тувалкаин назван "учителем каждого ремесленника", а не "отцом", как было в случае с Иавалом и Иувалом. Причина в том, что природные ощущения уже не были порождены от небесных и духовных ощущений или внутренних ощущений. А имя "отец", отнесенное к Иавалу и Иувалу, означало то, что их внутренние ощущения тогда зачинали всякое природное ощущение, тогда как здесь природные или внешние ощущения зачинаются в себе и без связи или истока от духовных, хотя они и подобны тем природным, что исходят от внутренних или духовных ощущений. Потому Тувалкаин не называется именем "отец", но "учителем каждого ремесленника".
424.
Через "ремесленника" в Слове означен мудрый, рассудительный и хорошо образованный человек, а здесь "каждый ремесленник по меди и железу" означает того, кто чувствителен к природным благам и истинам. Как в Евангелии от Иоанна: с помощью принуждения (насилия) этот возвысившийся город Вавилон будет опущен вниз, и не будет он больше выше всех. И мелодии гусляров и музыкантов на свирелях и трубах не будут более слышны там, и ни один из ремесленников какого-либо дела не будет найден больше в нем (Откр. 18:21-22). "Мелодии гусляров" здесь, как указано выше, означают истины; а "мелодии трубачей" - блага веры; "ремесленником какого-либо ремесла" есть тот, кто знает или владеет накопленными в памяти знаниями истины и блага. В книге пророка Исаии: ремесленник выплавляет истукана (идола), а ювелир покрывает его сверху золотом и отливает серебряные цепи, каждый ищет себе умного учителя, чтобы сделать своего идола непоколебимым (Исайя 40:19-20), где говориться о тех, кто иллюзиями воображения возводят для себя и из себя собственное я - "истукана", и приучают себя к тому, что собственное я кажется единственно истинным. У Иеремии: в то время, когда они влюблены в себя, они возрастают и в безрассудстве, вера суеты и тщеславия, она лишь истукан. Висящее на них серебро извне и привезено из Фарсиса, а золото из Уфаза, сделано ремесленником, и приложены руки ювелира, их одежды – гиацинтовые и пурпурные, они все дела мастеровых (Иер. 10:1, 8-9). Так означены те, кто приучается ко лжи, и из Слова выбирают те ощущения и вещи, которыми подтверждают свои иллюзии лжи и вымыслы, вследствие чего их вера и дела названы "верой суеты и тщеславия" (собственными убеждениями) и "делами мастеровых" (привычками). Такие люди были представлены в древние времена ремесленниками, которые изготовляли идолов. Идолы - есть ложь и бездуховность, которых они прикрывали золотом для схожести с благом и серебром для видимости с истиной, и одевали одеждами или такими природными ощущениями, которые казались соответствующими им.
|
425.
Неизвестно в мире на сегодняшний день, что "медь" означает природное благо, и что у каждого металла, упомянутого в Слове, имеется особое значение во внутреннем смысле. Так "золото" означает небесное благо; "серебро" - духовную истину; "медь" – природное благо; "железо" - природную истину, и так далее относительно других металлов и подобным образом относительно "дерева" и "камней". Такие ощущения, означенные "золотом", "серебром", "медью" и "деревом", отражены в виде вещей в ковчеге, в шатре (скинии) и в храме, о чем по божественной милости Господней ниже. Что таково их значение видно у пророков, начиная с Исаии: "Ты будешь насыщаться молоком язычников, и будешь сосать груди царские. Вместо меди Я принесу золото, и вместо железа Я принесу серебро, а вместо дерева медь, и вместо камня железо; Я наложу на тебя дань мира (покоя, блага) и исполнения праведности (Исайя 60:16-17), показывая так пришествие Господне, Его царства и небесной Церкви. "Вместо меди золото" означает получение из природных благ – благ небесных, "вместо железа серебро" означает получение из природных истин – истин духовных; "вместо дерева медь" означает получение из телесных благ - природных; "вместо камней железо" означает получение из чувственных истин – истин природных. У Иезекииля: Иаван, Фувал, Мешех были купцами твоими в душе человека, и сосуды медные давали они твоим торгующим (Иез. 27:13), говоря о Тире, через который означены те, кто обладает духовными и небесными богатствами; "медные сосуды" означают природные блага. У Моисея: земля, в которой камни из железа, из тех гор, ты можешь добыть медь (Втор. 8:9), где к тому же "камни" обозначают чувственную истину, "железо" означает природную истину, то есть истину рациональную (связывающую с благом) и "медь" природное благо. Иезекииль видел: четырех живых существ или херувимов, ноги которых сверкали по виду, как полированная медь (Иез. 1:7), где снова "медь" означает природные блага, ибо "ноги" человека соответствуют или представляются природным благом. Подобным же образом, это представлено у Даниила, муж в льняной одежде, чресла которого были опоясаны золотом Уфаза, его тело было подобно бериллу, а его руки и ноги по виду, как из полированной меди (Даниил 10:5-6). То, что "медный змий", представленный в (Чис. 21:9), соответствует чувственному и природному благу от Господа, может быть видно из (п.197).
|
|
426.
Что "железо" означает природную истину, еще более очевидно из того, что говорит Иезекииль о Тире (городе Финикии): Фарсис (Персия), торговый партнер твой по причине множества всяческих богатств, много серебра, железа, олова и свинца они дали за твои товары для царей. Дан и Иаван, и Меусал выставляли поделки из железа на твоих ремесленных рядах; кассия (корица) и благовонные палочки были на твоем рынке (Иез. 27:12, 19). Из этих строк, а также того, что говорено до и после них, вполне очевидно, что здесь означено небесное и духовное богатство, и что каждый предмет и упоминаемое название несет особый смысл, ибо Слово Господа - духовно, а не буквально. [2] У Иеремии: может ли железо повредить железу, даже железу с севера, и меди? Твои вещи (способности) и сокровища (возможности) твои отдам на расхищение, без платы, и это за все грехи твои (Иер. 15:12-13), где "железо" и "медь" означают природные истины и блага. Что железо (природная истина) приходящее с "севера" (от неведения и мрака) означает все то, что чувственно и природно; ибо все природное, относительно духовного и небесного, подобно темноте (и холоду, то есть, "северу") по отношению к свету (и теплу) или "югу". Также природная истина уподоблена тени, которая означена здесь "Циллой", "матерью" всех природных ощущений. То, что "вещи" и "сокровища" являются небесными и духовными богатствами, также весьма очевидно. [3] Снова у Иезекииля: возьми себе железный лист, и поставь из листа железную стену между тобою и городом, и установи твои лица к нему, и пусть город будет в осаде, а ты будешь сдерживаться от него (Иез. 4:3), где также очевидно, что "железо" означает истину. Сила принадлежит истине, ибо ей невозможно сопротивляться, и по этой причине говорится о железе, под которым означена истина или истина веры, что истина "разбивает на куски" и "разрушает" неведение и темноту; как у Даниила (2:34, 40) и в Евангелии от Иоанна: тому, кто преодолеет (себя), дам господствующую власть над народами (чувствами), которые он сможет пасти жезлом (силой) железным (истины); как сосуды глиняные, они сокрушатся в обломки (Откр. 2:26-27). И снова: "женщина родила сына, который будет пасти все народы жезлом железным" (Откр. 12:5). [4] Что "жезл железный" есть сила истины, которая есть Слово Господа, объяснено в Евангелии от Иоанна: я смотрел в открытое небо, и увидел белого коня, и тот, кто сидел на нем был назван Верой и Истиной, Он праведно судил и сражался, Он был одет в одежды, залитые в крови, и имя Ему названо Словом Божиим; из уст Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы, и Он будет пасти их жезлом железным (Откр. 19:11, 13, 15).
427.
Стих 23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла, услышьте голос мой вы, жены Ламеха, и своими ушами ощутите мои слова, я умертвил человека своими ранами, и дитя его своими синяками. Через "Ламеха" означено опустошение (исчезновение благ и истин), как и ранее. Что он "сказал своим женам: Ада и Цилла своими ушами ощутите мои слова" означает признание (исповедание), которое может быть только там, где есть церковь, которая, как уже было сказано, означена через его "жен". "Я умертвил человека нанеся себе раны" означает, что он истребил (затмил, загрязнил) веру, ибо, "человек" означает веру; "умертвил дитя от моих синяков" означает, что он загубил (отбросил) милосердие. Через "раны" и "синяки" означено, что нет более крепости веры и силы милосердия; через "раны", что вера изрублена и нет в ней сути (чистоты), через "синяки", что исчезло от боли милосердие.
428.
Из содержания этого и следующего стиха, вполне очевидно, что под "Ламехом" означено опустошение, ибо он говорит, что он "убил человека" и "ребенка его" и что за Каина будет отмщено всемеро, а за Ламеха в "семьдесят семь раз".
429.
Что через "человека" означена вера, видно из первого стиха этой главы, в котором Ева сказала, когда родила Каина "я сотворила человека Иеговы", которым было означено истинное учение веры, названное "человек Иеговы". Это видно и из того, что было показано выше в отношении человека или мужчины, что они означают рассудок, происходящий от веры. И что он также истощил (отбросил) милосердие, здесь названное "дитя его" или "младенец" следом за именованием человека, ибо тот, кто отвергает и убивает веру, в то же время отрицает также и убивает милосердие, которое рождается из веры.
430.
"Самый малый" или "дитя малое" в Слове, означает невинность, а также милосердие, ибо ни истинная невинность не может существовать без милосердия, ни истинное милосердие без невинности. Существуют три степени невинности, выделенные в Слове именами "младенцы", "дети" и "отроки", и так как нет истинной невинности без истинной любви и милосердия, потому также через "младенцев", "детей" и "отроков" означены три степени любви: а именно, нежная любовь, как у младенца к своей матери или кормилице, любовь подобная, как у дитя к своим родителям, и милосердие подобное, как у отрока к своему наставнику. Как сказано у Исаии: волк будет жить с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их (Исайя 11: 6). Здесь "ягненок", "козленок" и "теленок" означают три степени невинности и любви, "волк", "барс" и "молодой лев" – их противоположности, а "дитя малое" - милосердие. У Иеремии: вы совершаете огромное зло против душ ваших, истребляя у себя мужей и жен, детей и младенцев из среды Иудеи, останетесь без остатка (Иер. 44:7). "Муж и жена" означают ощущения рассудка и воли, или истины и блага, а "дети и младенцы" - высшие степени любви. Что "младенец" и "дитя" означают невинность и милосердие, вполне очевидно из слов Господа в Евангелии от Луки: они приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним. И Иисус сказал: позвольте детям приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: всякий, кто не примет Царствия Божия, как дитя малое, не будет способен войти в него (Лк. 18:15, 17). Сам Господь называется "самым малым" или "дитя" (Исайя 9:6), потому что Он есть сама невинность и сама любовь, и в том же отрывке Он назван "Чудным, Советником, Богом, Героем, Отцом вечности, Князем мира".
431.
Что через "раны" и "синяки" означено, что нет более крепости веры и силы милосердия, через "раны" – слабость и запустение веры, через "синяки" - исчезновение и невозможность милосердия, видно из того факта, что "рана" относится к "мужчине", а "синяк" - к "малому его". Пустота веры и исчезновение ее сути или милосердия описаны такими словами у Исаии: от подошв ног до темени головы нет на нем здорового места, лишь раны и синяки и свежие язвы болящие, которые он не может очистить, и некому ни перевязать, ни смазать маслом (Исайя 1:6). В этом отрывке "рана" представляет пустую веру, "синяк" - невозможное милосердие, а "язвы" - их единение.
432.
Стих 24. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят семь раз. Эти слова означают, что над теми, кто растерял (угасил) веру, означенную как "Каин", совершать расправу вместо сострадания есть святотатство (семикратное зло), и в то же время совершать расправу над потерявшими милосердие, которое должно было родиться через веру, еще большее святотатство (в семьдесят семь раз), и что за эти расправы установлено осуждение, то есть, "наказание в семьдесят семь раз" большее.
433.
Что Каин будет "отмщен всемеро" означает то, что осуждать или расправляться с теми, кто потерял веру, которая означена "Каином", есть святотатством уже показано в стихе 15. И что слова "в семьдесят семь раз отмстится" означают гораздо большее святотатство, следствием которого является проклятье, очевидно из значения "семьдесят семь раз". Тот факт, что число "семь" свято, берет свое начало в том, что "седьмой день" означает небесного человека, небесную Церковь, царство небесное, и в самом высшем смысле Самого Господа. Поэтому число "семь" там, где оно имеет место в Слове, означает то, что свято и наиболее священно, и эта святость и неприкосновенность принадлежит или относится и к ощущениям, которые были объяснены. Отсюда ясно значение числа "семьдесят", которое включает (вмещает) в себя семь сроков; ибо срок в Слове, есть десять лет. Когда какое-либо ощущение наибольшей святости или священно, то применяется выражение, как сказано "семьдесят семь раз", подобно как Господь сказал, что человек должен прощать своего брата не до семи раз, но до семидесяти раз по семь (Матфея 18:22). Через что означено, что они должны прощать столько раз, сколько он грешит, так что прощение должно быть без конца или должно быть в вечность, что прощение и есть наивысшая святость. И здесь потому и указано, что расправа над Ламехом будет "отмщена в семьдесят раз всемеро", что означает проклятье из-за нарушения святости и неприкосновенности прощения, которое является самым священным.
434.
Стих 25. И муж познал жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, ибо Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. "Муж" и его "жена" здесь означают новую церковь, описанную выше, как Ада и Цилла, а ее "сын", чье имя было Сиф, означил новую веру, через которую милосердие могло быть приобретено. Через слова "Бог назначил другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин" означено, что милосердие, которое было отделено Каином и потеряно, было снова дано Господом новой церкви.
435.
Что "муж" и его "жена" здесь означают новую церковь означенную выше, как Ада и Цилла, никто не может знать или заключить из буквального смысла, потому что "муж и его жена" раньше означивали наидревнейшую церковь, породившую первое потомство церквей. Но это вполне очевидно из внутреннего смысла, а также из того, что сразу говорится в следующей главе (гл.5, стихи 1-4). Муж и жена его, и рожденный ими Сиф, упоминаются снова, но совсем в другом смысле, и здесь они уже означивают первое колено или родителей древней церкви. Если бы что-то иное было бы означено в данном отрывке, не было бы нужды говорить об этом здесь. Подобно, как и в первой главе о сотворении человека, где описаны и плоды земли, и звери, а затем во второй главе, где они описываются повторно, и как уже было сказано, по той причине, что в первой главе описано такими словами создание духовного человека, тогда как во второй главе теми же словами описано создание небесного человека. Всякий раз, когда существует повторение и упоминание имени одного и того же лица или названия одной и той же вещи, тогда одно и то же слово непременно несет в себе разное значение, но что именно это означает, то никак не может быть известно, кроме как из внутреннего смысла. Здесь, внутренний смысл связи мужа и жены, как родителей, сообщает значение того, что описано, и повторением слов о связи мужа и жены выражена рассматриваемая здесь родительская церковь (Ада и Цилла), от которой была рождена новая.
436.
Что ее (церкви) "сын", которого она назвала Сиф, означает новую веру, через которую милосердие может быть привито, видно из того, что было ранее сказано, а также из его родственного происхождения от Каина, которому "метка установлена, чтобы никто не убил его". И так, порядок происхождения выглядит следующим образом: вера, отбросившая милосердие, означена "Каином", милосердие - "Авелем", что вера отбросила милосердие, выражено убийством Каином Авеля. Сохранение веры, в отношении того, что милосердие еще может быть имплантировано от Господа, было выражено через установление Иеговой метки на Каина, чтобы никто не убил его. Что, затем, Божественная любовь и благо, исходящее оттуда, были даны Господом через веру, выражено через Иавала, которого родила Ада, и что была дана духовная истина через веру, было выражено через его брата Иувала. Что за ними пошли рождаться природное благо и истина означено рождением Циллой Тувалкаина. В этих двух заключительных стихах Главы 4 Бытия мы видим конец всех колен наидревнейшей церкви, и, как следствие, результат и свершение всех предшествующих веков, проявившиеся в этой связи и выраженные через "зачатие от мужа его жены", означая то, что Богом дана новая церковь, которая выше названа Ада и Цилла, а через рождение "Сета" означено появление веры, которая может вместить милосердие, а в следующем стихе через "Еноса" будет означено само милосердие, привитое или встроенное в веру.
437.
Что "Сиф" здесь означает новую веру, через которую милосердие может быть привито, объясняется его именем, которое, как сказано, было дано ему, потому что Бог "назначил другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин". Бог "назначил другое семя" означает, что Господь дал другую веру, ибо "другое семя" есть вера, через которую милосердие может быть привито. Что "семя" означает веру, может быть видно из того, что рассматривалось выше (п. 255).
438.
Стих 26. И у Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Енос: тогда начали они взывать к имени Господа. Под именем "Сиф" означено веру, через которую милосердие может быть привито, как было сказано выше; через "сына", имя которому было "Енос", означено, что церковь пересмотрела милосердие и приняла его во главу, как основной принцип веры, через начавшееся тогда "взывание к имени Иеговы" означено поклонение этой церкви Господу и присоединение к Нему путем милосердия.
439.
Что через "Сифа" означена вера, через которую милосердие может быть привито, было показано в предыдущих стихах. Что через его "сына, имя которому было Енос" означено то, что церковь стала относится к милосердию, как к началу и первооснове веры, видно также из того, что было сказано ранее, а также из того факта, что этот принцип назван "Енос", чье имя также означает "человек", но не небесный, а человек суть духовный и который здесь назван "Енос". То же видно и из слов, которые идут следом: "тогда они начали призывать имя Господа".
440.
Что через слова "тогда они начали призывать имя Господа" означено поклонение этой церкви из милосердия (любви), видно из того факта, что "призывать имя Господне" есть установившееся и всеохватное выражение относительно всякого поклонения Господу. А что это поклонение было от милосердия очевидно из того факта, что в этих словах упоминается имя "Иегова", в то время как в предыдущем стихе Его называли "Богом". Это также видно из того факта, что Господу невозможно иначе поклоняться как не от милосердия (любви), так как истинное поклонение не может произойти от веры, в которой нет милосердия (любви), потому что без любви поклонение производится просто устами, а не сердцем. Что "призывать имя Господне" есть установившееся выражение для всякого поклонения Господу, явствует из Слова, как сказано у Авраама, что "он устроил алтарь (жертвенник) Иегове и призывал имя Иеговы" (Бытие 12:8; 13:4), и, что он" посадил в Вирсавии рощу и призывал там имя Господа, Бога вечности"(Бытие 21:33). Что это всеохватное выражение относительно всякого богослужения, ясно у Исаии: Иегова Святой Единый Израилев сказал, ты не призывал меня, о, Иаков, и ты не трудился для Меня, Израиль. Ты не приносил Мне ни малейшего из скота твоего всесожжения и не прославлял Меня ни одной из твоих жертв. Я же не буду заставлять тебя служить приношением жертв (даров) и не буду принуждать тебя к ладану (благовониям) (Исайя 43:22-23), в этом отрывке кратко представлены все поклонения по уставу еврейской церкви.
441.
Что призывание имени Иеговы не было новым к этому времени, достаточно очевидно из того, что уже было сказано выше в отношении наидревнейшей церкви, люди которой более, чем кто-либо другой, обожали и поклонялись Господу, а также из того факта, что Авель также приносил жертву от первородных стада его. Так что в этом отрывке "призывание имени Иеговы" не означает ничего иного, как восстановление поклонения Господу в новой церкви, появившейся после церкви, в которой поклонение угасло и выраженную именами тех, кто был назван "Каин" и "Ламех".
442.
Из содержания этой главы, как выше установлено, ясно, что в наидревнейшие времена было много истинных учений (веры) церкви и ересей (лжеучений, лжевер), отделившихся от церкви, каждому из которых было дано свое имя. И те, частные учения и ереси (лжеучения), были результатом значительно более глубокого мышления, чем имеющиеся учения на сегодняшний день, потому что те мыслители были зачинателями или прародителями рода человеческого в то время.
443.
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ, ВЗЯТЫЕ ИЗ ОПЫТА ОБЩЕНИЯ С ДУХАМИ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, ЧТО ОНИ ДУМАЛИ ВО ВРЕМЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ В ТЕЛЕ О ДУШЕ ИЛИ ДУХЕ
В другой жизни дается воспринимать ясно, какого мнения духи придерживались, живя в теле людьми, касательно души, духа и жизни после смерти, ибо тогда, находясь в состоянии, подобном телесному, они мыслят тем же способом, а их мысли сообщаются или передаются так же ясно, как если бы они говорили их вслух. В общении с одним духом или человеком, вскоре после его смерти, я нутром ощутил (как бы он сам признался), что он действительно верил в существование духа, но воображал, что дух должен жить после смерти жизнью невидимой (как привидение), потому что, если жизнь тела отнимается, то дух уже ничего собой не представляет, кроме чего-то невидимого и незаметного (скрытого) глазу. Ибо он предполагал жизнь, как сущую только в теле, и потому думал о духе, что тот есть фантом (призрак, иллюзия), и он поддерживал (укреплял, подтверждал) себя в этой идее, видя, что и звери также имеют жизнь в теле, по видимости, как и люди. После смерти же он удивился, что духи и ангелы живут в ярком свете и в чистейшем понимании, мудрости и счастье, которые сопровождаются внутренними ощущениями настолько совершенными, что их едва ли можно описать. И, следовательно, что их жизнь, так далека от жизни призраков, что есть в высшей степени совершеннее земной по ясности и чистоте.
444.
Внутренне общаясь с тем, кто во время жизни в мире предполагал и верил, что дух (не вездесущ) не имеет своего тела и пространства (не живет в духовном мире), и на этом основании не допускал и не признавал ни на йоту того, что он действительно там находится и оттуда происходит, я спросил его, что он теперь думает о себе, видя, что теперь он есть душа или дух и обладает зрением, слухом, обонянием, утонченным осязанием, желаниями, мыслями, до такой степени, что он может считать (предполагать) себя существующим точно так, как если бы он находился в теле. По привычке он удерживался в идее, которую он имел, когда он об этом думал в мире, и он сказал, что дух есть мысль. Мне было разрешено спросить его в ответ, живя в мире, не осознавал ли (не мыслил ли, не знал ли) он, что не может быть никакого телесного зрения без органа зрения или глаза? и как же тогда в теле могло быть бы внутреннее зрение или мышление? Не должно ли внутреннее видение иметь некоторую организованную внутреннюю материю (внутренний орган), из которой происходит такое видение или мышление? Он тогда признал, что, живя в теле, он находился под тяжестью (влиянием) того заблуждения, что дух есть лишь воображаемые мысли или появляющиеся ниоткуда образы, и, что дух лишен тела или системы органов, принимающих всяческие духовные ощущения, в том числе и видения предметов духовного мира. Я добавил, что если бы душа или дух были просто одними мыслями, то человек не нуждался бы в столь большом мозге, принимая во внимание, что весь мозг является единым органом внутренних (духовных) действий и чувств, ибо если бы это было бы не так, то голова бы могла быть пуста, и тогда мысль в ней действовала бы точно, как привидение. От глубины понимания этого, а также от понимания сути влияния души в органах действий тела, что приводит к такому большому разнообразию движений, я сказал, что он может быть уверен в том, что дух является организмом, то есть, упорядоченной системой органов внутренней (духовной) материи, проникающей даже в тело. После чего он признал свою ошибку и удивился, что он был так глуп.
445.
В том мире мне было показано почему о душе, которая в духовном теле будет жить после смерти, бывшие ученые не имеют никакого иного понятия чем то, что это - воображение или мысль. Это ясно видно по их нелюбви и нежеланию допускать и признавать, что дух имеет некую протяженность и находится в некоем пространстве, потому что мысль мыслящего духа, в то время когда он думает, никак не представляется в пространстве, а предметы природные, о которых он думает - находятся в пространстве. И для того, чтобы те объекты, которые не распростерлись в пространстве, люди могли сравнить (и постичь), то они и определяют их через границы и протяженность их, как это есть в мире природном. Это ясно показывает, почему ученые не имеют внутреннего понимания и понятия о душе или духе, и воспринимают их не иначе как воображение или просто мысленный образ, и поэтому не могут не верить, что душа исчезает, когда они умирают.
446.
Я беседовал с духами относительно общепринятого мнения и убеждения, которые царят сегодня среди людей, о недостаточности доказательств в существовании духа, на том основании, что они не видят его глазами и не постигают через ощущения и воспоминания. И поэтому они не только отрицают, что дух вездесущ и имеет проникновение в тело, но также и то, что он сам есть и живет во внутренней (духовной) материи (субстанции) тела, и спорят лишь о том, есть внутренняя материя (субстанция) или ее нет. А как они отрицают, что дух имеет вездеприсутствие (во всех мирах), и также спорят о происхождении духовной материи (субстанции), они также отрицают то, что дух есть и может быть во всяком месте, везде и всюду, и, следовательно, что он есть в человеческом теле. И, тем не менее, самые простые из людей могут знать, что их душа или дух живут в их теле. Когда я рассказал о нынешних верованиях, то духи, которые, живя в мире, тоже были из наиболее простых, удивились тому, что люди ныне в таком неведении и лжи. И когда они услышали слова, которые являются предметом споров о душе, такие, как "части без частей" и тому подобные, они назвали их абсурдными, нелепыми и смехотворными, которыми людям не должно заниматься вовсе, потому что те закрывают рассудку их путь к духовности.
447.
Некий дух из только умерших, выслушав мою речь о духе и полагая себя еще человеком, спросил: "что такое дух?". И когда я сказал ему, что дух есть в каждом человеке, что сама жизнь (поток мыслей и желаний) человека есть его дух, что тело лишь дает место и возможность духу человеческому жить на земле, и что плоть и кости, то есть тело, само не живет (не чувствует и не действует) и не мыслит (и не желает) вообще. Видя, что он был в растерянности, я спросил его, слышал ли он когда-либо о душе и что такое душа? Он ответил: "я не знаю, что есть душа". Мне было тогда разрешено сообщить ему, что он сам теперь душа или дух, и что он может понять это из того факта, что он сейчас находится у меня над головой, а не стоит на земле. Я спросил его, ощущает он это или нет, и от этих слов он стал исчезать, восклицая в испуге: "я дух, я являюсь духом!". Некий иудей, вообразивший себе, что будет жить вечно в теле, уверовал так, что его едва смогли переубедить в обратном. И когда ему указали, что он стал духом, он все еще продолжал упорствовать, что он есть земной человек, потому что он может видеть и слышать. Таковы те, кто, во время их проживания в этом мире, жили телесно даже духом. К этим примерам можно было бы добавить и многое другое, но эти примеры были даны только для того, чтобы подтвердить тот факт, что именно дух живет вечно в человеке и исполнен ощущениями, а не тело.
448.
Я общался в том мире со многими, которые были известны мне в земной жизни, как со старыми друзьями (ибо это я делал в течение долгого времени, с одними и теми же - от нескольких месяцев до нескольких лет), способом подобным внятной речи, хотя и была внутренней она. Состояние человека после смерти было иногда предметом наших внутренних или духовных бесед, и они крайне удивлялись, что, живя телесной жизнью, никто из них не знал и не полагал, что он так будет жить, когда телесная жизнь завершиться. И что, тогда еще есть продолжение жизни, и такое продолжение, что человек переходит из невидимой скрытой жизни в жизнь действительно ясную, и в этой небесно-духовной жизни те, кто жил по вере в Господа. Они желали мне сообщить своим друзьям, что они живы, писать и говорить им каково их состояние теперь, даже чтобы я передал лично многие ощущения и вещи о том мире своим друзьям на земле. Но я ответил, что если бы я сообщил их друзьям такие вещи или написал бы им о них, они бы не поверили, но называли бы это обманом или фантазиями, смеясь над ними. Или требовали бы знамений и чудес, чтобы они могли в это поверить, и я просто выставил бы себя перед ними на посмешище. А что эти ощущения истинны, мало кто захочет поверить. Ибо в сердце люди отвергают существование духов, и даже те, кто не отвергает, не пожелают слушать всякого встречного, говорящего от имени духов. В древние времена не было такого состояния неверия касательно духов, лишь так это сейчас. Ибо современные люди стали рассуждать и пытаться найти снаружи во внешнем мире каковы они, духи, и как живут, руководствуясь логикой безумия, и посредством своих ложных определений и предположений лишили духов любых желаний и смысла общения. И чем больше люди хотят быть знающими о духах, тем в большее безумие они впадают.
449.
ГЛАВА 5