Проблема анимуса для современных женщин 2 глава




Спустя несколько страниц Юнг продолжает эту дискуссию, говоря о том, что для женщины важно делать различие между собой и потоком мыслей в её голове. Ей не стоит предполагать, что другие люди считают точно также, как она. Женщине нужно критично рассматривать подобные суждения, пытаясь понять, принадлежат ли они действительно ей. В случае, когда негативный анимус предлагает неуместные идеи, нужно задаться вопросом: «Это действительно ваше? Вы действительно сами так считаете? Вы убеждены, что дела обстоят именно так?» И часто оказывается так, что женщина понимает, что на самом деле эти мысли не принадлежат ей. И тут следует задать вопрос, чьё же это мнение? [18] Возможно, женщина вдруг выяснит, что так говорил её отец или другая авторитетная фигура, а может быть она прочитала это в газете.
Когда человек, подобный Юнгу, благожелательно показывает вам то, как это работает, то это может крайне благотворно повлиять на вас. Мужчины получат от этого не огромную пользу, если женщина сможет показать ему, как сентиментальна и нереальна может быть его чувственность. Но важно, чтобы это было сделано человеком и очень по-человечески, в противном случае, это может ещё больше всё запутать или, того хуже, привести к столкновению. Но, к сожалению, обычно анима обращается к аниме и наоборот; и тогда общение становится деструктивным.
Вот ещё одна история из семинаров Юнга, очень наглядно иллюстрирующая причины подобных явлений:

Счастливая пара собирается завтра сходить в театр на интересную постановку. В понедельник они обсуждают свои планы, предвкушая хороший вечер. А потом во вторник жена забыла попросить девушку-прислугу почистить нужную пару обуви мужа. Её муж любит немного щегольнуть, и он считает, что именно в этих ботинках он выглядит особенно эффектно. Они являются важной частью его гардероба, и он одевает их в исключительных случаях. Этот поход в театр как раз и есть такой повод, поэтому именно эта пара обуви должна быть вычищена. Жена уже обещала это сделать, ей обязательно нужно не забыть об этом. А девушка всё время забывает об этих ботинках, потому что у неё присутствует смутное ощущение, что их трогать запрещено. Если она настолько безнравственна, что может позволить себе любовные отношения с хозяином, она будет чистить эти ботинки каждый день и ставить их ему под дверь. Но, если она человек с моралью, она будет постоянно забывать о них, и тогда это обязанность жены напомнить ей об этом. Но из-за этого сложного положения дел, жена тоже склонна забывать о них. В результате своей систематической забывчивости, она навлекает на себя гнев мужа. Он выходит из своей комнаты за ботинками, но видит не ту пару. Он спрашивает: «Разве я тебе не говорил?», а она в ответ: «Я думала, что тебе нужны эти ботинки, обычно ты предпочитаешь надевать именно их, когда идёшь в театр». Это неправда, она никогда сама так не думала, но в этот самый момент она попадает в лапы дьявола, потому что она что-то забыла, а потом подумала, что дело обстоит так (но это было мнение анимуса). И она произносит эти слова с полной убеждённостью, возможно, она может быть даже задета глупой идеей мужа, что ему нужно надеть именно те, особенные ботинки в такой день, а теперь он вдруг заявляет, что хочет только их. И она с апломбом уверяет его, что он часто сам говорил ей, что предпочитает надевать другую обувь, когда идёт на важное мероприятие. Итак, случилась эта неприятность, она забыла, упустила что-то важное, и из-за этой оплошности её ум был захвачен автономной функцией, и тотчас же на сцене появляется анимус и произносит: «Я думала». Всякий раз, когда женщина начинает с этой фразы, вы знаете, что она не думала, точно не думала, именно это так раздражает мужской ум, он чувствует, что она совершенно беспечна по поводу самых важных дел. К сожалению, это наносит ему удар по больному месту, именно так происходит здесь, ведь эти ботинки особенные. У него есть своего рода комплекс, что в такой день он должен выглядеть безукоризненно, он понимает, что это нелепо, но его анима убеждает его, что именно в этой обуви он особенно изящен, она говорит ему: «А помнишь, как увидев их в витрине магазина, ты сказал, что если наденешь эти ботинки, то будешь выглядеть просто великолепно? Поэтому ты их и купил». Это пример того, как действует анима. Она даёт оценку этой конкретной вещи, что огорчает жену и вызывает на сцену её анимуса, вполне вероятно, что, как только речь заходит об этих ботинках, жена сразу же прибегает к диссоциации. Вот так обстоят дела, и эта тайная игра происходит непрерывно.
Очевидно, что это нелепо, и когда пациенты рассказывают вам подобные истории, вы считаете, что они просто дураки, если беспокоятся из-за таких пустяков. Но вещи могут играть свои роли в психологических тайнах. Это может быть определённый стул, стол, бутылка вина, картина, - и всё это выглядит полным абсурдом, но, если вы внимательно будете следить за историей, то поймёте, что вещи становятся символическими объектами тайных культов анимуса и анимы. А так как анимус и анима изначально были божествами, то всё, что принадлежит им становится чрезвычайно важным. В таких случаях всегда стоит погрузиться в эту тайную историю, для того, чтобы выяснить значение, на первый взгляд, совершенно несущественных мелочей, так как они обладают скрытой ценностью и оказывают сильное магическое воздействие. Видите, как незаметно происходит в уме переход к анимусу, а через некоторое время он мгновенно оказывается на своём прежнем месте, и вы снова можете его контролировать, как будто женщина возвращается обратно к реальности и видит, что к чему. Это произошло, как нечто неизбежное, которое она не вполне смогла понять, именно поэтому женщины часто потом отрицают, что высказали или имели ввиду мнение анимуса. «Но за чем ты это сказала?» «А я полагала, что это было так». Когда говорит анимус, то случай безнадёжен, в этот момент невозможно ничего исправить, остаётся только ждать, пока ум не придёт в обычное состояние, а анимус отойдёт на своё собственное место. То же касается и анимы: когда мужчины оказываются во власти неадекватных, глупых чувств, женщине остаётся только ждать, пока анима не вернётся на своё место. [19]

Здесь и сокрыта реальная проблема, о которой мы постоянно забываем. Анима и анимус произошли от божеств, и Юнг отмечает:

Вследствие его божественных характеристик, анимус совершенно очаровывает женщин, и они становятся беспомощными жертвами его силы; и, конечно, чем сильнее они отождествляются с ним, тем больше попадают под его власть. То же справедливо и для анимы. В античном смысле она является богиней. Шпителлер называет аниму богиней, она действительно королева, сила которой очевидна и непреодолима. Когда анимус предстаёт в своей божественной форме, он являет собой это самое качество, он подобен богам. По мере повышения уровня осознанности, люди всё лучше и лучше понимают, какая неординарная сила проявляется посредством анимуса. Женщина только чудом может избежать его влияния. Его сила равна силе невроза, фобии или импульсивного желания. Вы считаете подобный симптом проявлением болезни, которой не должно быть, вы гнушаетесь этого и думаете, что это нелепо, однако, то, что кажется таким смехотворным и неважным, возможно, является самой значительной вещью в вашей жизни. Он мешает вам в каждый момент времени, портит вам жизнь, а вы всё равно продолжаете утверждать, что это всего лишь невроз, совершенно нелепый симптом. Это выглядит так, как если бы вы считали Первую мировую войну, огромной ошибкой для определённых людей... Но это невроз, и вы делаете огромную ошибку, не понимая, что, то, что кажется вам столь незначительным, в действительности является огромной силой. Именно так обстоит дело в случае анимы и анимуса. Они священны, как и божества древности, и обладают качествами, которые их выводят за пределы добра и зла. Их никогда нельзя рассматривать с позиции морали. [20]

Если мы посмотрим на нашу тему под этим углом, то история религии многое нам разъяснит. Изучая сложные взаимосвязи разных богов, можно понять много полезного для повседневной жизни. Существует огромное количество примеров, взгляните хотя бы на ревность, царящую между богами и богинями греческого пантеона. Классическим примером является неистовство какой-нибудь богини, которую забыли помянуть во время жертвоприношения. Обычно древние греческие писатели объясняли возникновение эпидемий и других подобных вещей яростью богини или бога, которым забыли принести жертву. Их первая мысль была такой: «Может мы забыли или обидели какого-то бога или богиню?» Например, Агамемнон обидел Артемиду, и она не дала его кораблям доплыть до Трои, что привело к тому, что ему пришлось принести в жертву его дочь Ифигению. [21] Вот поэтому, как только в комнате повеет дух анимы или анимуса, то в воздухе проявляется нечто, «похожее на табу» или обладающее нуминозностью, вне зависимости, понимаем мы это или нет, даже если вы считаете, что в истории, описанной Юнгом, речь идёт всего лишь о паре обуви.
Хотя истинным источником проблемы с ботинками была анима с её склонностью к изяществу, а анимус ей только умело вторил, часто происходит наоборот. Существует бесчисленное количество тому примеров. Внешняя правда может находиться на стороне женщины, что в результате приводит к тому, что женщине ещё сложнее увидеть, что эта правота принадлежит её анимусу, который ужасно ошибается в данном случае. Подобными искажениями матери могут сильно навредить своим сыновья, а жёны — мужьям.
На семинаре по аналитической психологии, проведённом в 1925 году, Юнг даёт прекрасное описание случая, при котором он сам впервые на опыте осознал существование своей анимы. [22] Когда он первый раз обнаружил, что, так называемое, нормальное бессознательное, впрочем, как и ненормальное, выдаёт огромное количество коллективных фантазий, а в то время он как раз совершал свои первые изумительные и успешные эксперименты с активным воображением, дело угрожало принять жуткий оборот, пока он не понял, как же справиться с этой ситуацией. А именно, он решил последовательно всё записать. Занимаясь этим, он не переставал дивиться происходящему, понимая, что это не наука, и вдруг какой-то голос произнёс: «Это искусство». Он задался вопросом, может ли быть так, что бессознательное сформировало другую личность внутри него, которая настаивала на самовыражении, при этом он, сам не зная почему, был уверен что этот голос был женским. Живая женщина могла бы сказать это точно так же, если бы она хотела избежать дискриминации и притеснения. Очевидно, что это была не наука, значит, это было искусство, будто это была единственная альтернатива в мире. Юнг говорит: «Так работает женский ум» [23] Спор прекратился, Юнг был уверен, что она ошиблась, но она продолжала настаивать, что это искусство.
Это было первое столкновение Юнга с коварными инсинуациями анимы, с помощью которых она может оказывать давление на мужчину, придавая вещам ложный оттенок, тем самым пытаясь увести его от реальности. Если бы он поверил ей, и решил, что он непонятый художник, он был попался на её крючок, и в любой момент, когда ей бы этого захотелось, она могла бы повернуть всё в точности наоборот: «Ты действительно вообразил, что подобная бессмыслица является искусством?» Это пример того, как человек может быть дестабилизирован анимой или анимусом, это явление называется энантиодромия. Так как Юнг не потерял почву под ногами, отклонив её предложение, и в то же время признал реальность её существования и право говорить, защищая свою точку зрения, ему удалось создать кусочек твёрдой земли, где они могли бы встречаться и конструктивно общаться.
Конечно, очень похожую технику можно использовать и для работы с анимусом, но для женщины более опасно подпускать его так близко. В то время, как мужчина работает со своим собственным сознательным принципом, Логосом, который может различать, - как это было в случае, когда он сказал аниме, что это не просто искусство. Но женщинам стоит избегать такой прямой работы в своей психике, в этом случае мы будем работать с принципом, находясь в сфере анимуса, и очевидно, что он сможет победить в этой игре, так как здесь он находится у себя дома, в отличие от нас, женщин.
В своих семинарах о Заратустре, Юнг рассуждает о сосуде, который нужен для того, чтобы придать форму содержанию бессознательного. О проблеме сентиментальности мужчин Юнг говорит:

Чувствительность действует на нервы и это именно так; эта сентиментальность должна шокировать, потому что она совершенно неуместна. Правильно, что женщин шокирует сентиментальность анимы, ибо это неадекватное проявление эмоций. Это действительно досадно, и причина проистекает из отсутствия сознательных форм для бессознательного содержания ума. Оно [содержание] может быть выражено другим языком, а не сентиментальным. Мужчина становится одержимым анимой из-за того, что его сознательный ум не предоставляет другой возможности для бессознательного. У него нет сосуда, нет формы, в которую можно поместить содержание. Анима беременна, и он из-за этого так чувствителен. Он похож на старого Иосифа, который является своего рода печальной фигурой, он смотрит на Марию и говорит: «Да, это просто замечательно, что ты беременна Святым Духом, я стану твоим покровителем, я помогу тебе. Я отправлюсь с тобой в Египет». Но ситуация прискорбная и затруднительная, и он становится невыносимо чувствительным, рассуждая об этом. Это и есть случай мужчины, ум которого не может предложить форму, герметический сосуд, в котором разместилось бы содержание его бессознательного. Понимая это, возможно, вы можете стать более терпимыми и снисходительными к сентиментальности мужчины. Но, тем не менее, он заслуживает взбучки, и женщина с инстинктами никогда не постесняется её устроить и не сможет удержаться от наказания мужчины за подобную ложную чувствительность. А мужчине необходимо серьёзно относиться к своему уму и его потребности в необходимом сосуде, где сможет разместиться его бессознательный материал. [24]

Примерно в 1916 году Юнг осознал, что само бессознательное сформировало личность, отдельную от него, которая вела себя как женщина. Когда он обращался с ней, как с настоящей женщиной, вступая в разговоры, его ум создавал подходящий герметический сосуд для бессознательного материала, что привело к обнаружению не только анимы, но и коллективного бессознательного, и мира архетипов, стоящих за ней.
В Заратустре Юнг продолжает:

Это справедливо и для женщины, хотя, конечно, использование понятия беременности тут неуместно, а больше подойдут мужские образы. Речь идёт о logos spermaticos [сперматический логос], который играет в женщине ту же роль, семенное слово. Её игривый ум не сентиментален, вы же знаете, что представляет из себя анимус, думаю, мне не нужно повторять. Он раздражает мужчин, он действительно таков, и будет справедливо ударить в ответ... Мужскую грубость всегда провоцирует анимус женщины, но ей это необходимо, она хочет этого, так как её бессознательное не может понять себя, если она не подвергнется своего рода грубому обращению, это и является причиной того, почему анимус доводит мужчину практически до безумия. Но в этой ложной форме анимуса заложено зерно истины, есть нечто, ради чего женщине стоит найти правильную форму. Она существует, но находится в сфере её эроса, а не ума, она не может создать её с помощью ума, ей нужно использовать свои чувства. Женский эрос вдохновляет мужчину, если только это не анимус. А если это он, то мужчина ударит в ответ, и он будет абсолютно прав, действуя так. Так же, как и права женщина, отказывая в понимании этой вязкой, липкой чувствительности, предлагаемой мужчиной. Но анима беременна, также, как и анимус полон семени. [25]

И вот тут мы подходим к настоящей трудности, с которой сталкиваются женщины, пытаясь работать со своим анимусом и бессознательным. Мы не можем просто скопировать способ взаимодействия с ним, уместный для Юнга или мужчин вообще. И всё же сосуд, как мы знаем, создан Логосом, и в некоторой степени это неизбежно, что мы его используем. Например, я сомневаюсь, может ли вообще женщина обнаружить внутри себя измерение анимуса так, как это сделал Юнг в случае с анимой. По своему происхождению анимус полностью идентичен с умом женщины, и практически без сомнений он будет препятствовать идее, что внутри неё формируется или даже уже существует какая-то личность, которая теперь разговаривает с ней, как мужчина. В любом случае, исходя из моего опыта, анимус непременно напустит туман, чтобы женщина не смогла проводить подобное различение, не прибегнув к его помощи.
Лично я убеждена в том, что нам никогда не удастся обнаружить самим наш анимус. Любой, у кого есть опыт в этой области, согласится, что примерно так и обстоят дела внутри нас. Однако, всё равно это концепция, заимствованная у Логоса, поэтому очевидно, что она не может полностью отвечать потребностям женщины, и быть правильной формой, как уже было выше упомянуто в семинаре о Заратустре. Женский сосуд не может быть создан умом, его должен создать Эрос, используя связанность.
Очевидно, подобную форму будет очень сложно описать, так как выражение с помощью слова относится к сфере действия Логоса и мысли. Попытка описать Эрос, используя прямо противоположные по смыслу термины, является задачей нереальной. Я могу всего лишь предложить вам пару намёков из личного опыта, моего и других женщин, и предоставить вам самим решать, согласуется ли это с вашим опытом или идёт вразрез.
Хотя я осознала, что концепция анимуса действительно соответствует реальности, я должна признать, что потратила много времени, лет, по правде говоря, пытаясь ухватить это умом. Конечно же, он всегда был слишком умён, и обманывал меня снова и снова. Наконец, до меня дошло, что это была определённая реакция Эроса. Как бы я могла её описать? Возможно, чувство разочарования, нереальности, отсутствия ощущения земли под ногами или потеря связи с моим окружением. Когда бы анимус ни говорил или ни думал, я чувствовала, что этот голос или мысли не принадлежат мне. Я научилась распознавать это состояние и постепенно узнавать его, не взирая ни на какие сомнения, и тогда-то я начала создавать форму, с помощью которой я могла приблизиться к бессознательному.
Иными словами: если бы анимус, как в случае с Юнгом, сказал бы мне, что, то, чем я занимаюсь, называлось «искусством», (хотя гораздо вероятнее, что он назвал бы это «наукой»), я, возможно, стала бы спорить с ним, тем самым оказавшись в сфере Логоса. И очень скоро ему бы удалось внедрить мне определённые неуместные убеждения, за которыми я не увидела бы реальную суть дела. (Это такая же, сбивающая с толку, смесь архетипа и человеческой психики, о которой речь уже шла выше). Но, если бы мне удалось понять, как это влияет на меня в отношениях с ним и моим окружением, я бы без сомнений поняла, что это предложение не сработало. Тогда мне понадобилась бы твёрдая земля под ногами, где бы анимус не смог бы меня запутать, ведь Эрос не является его принципом. Конечно, анимус постоянно поглощает импульсы связанности, делая нас неуверенными в её наличии, но это происходит из-за того, что мы не опираемся на них.
Когда мы понимаем принцип Эроса, исходя из собственного жизненного опыта, о чём я сейчас и рассказываю, то постепенно вмешательства анимуса становятся для нас очевидными. Если работать с ним через принцип Эроса, то есть связанность, то его влияние значительно снизится, но главное, постепенно вы поймёте, что сам он не очень хочет участвовать в том, во что он ввязывается. Он вроде бы не очень заинтересован в том, чтобы посадить нас на короткий поводок, но предпочитает, чтобы мы продолжаем вести себя по-женски, то есть давали возможность встретиться его Логосу и нашему Эросу. Если он действует по-другому, то есть неправильно, то в результате мы приходим к убеждению, подобно Джилу Мартину в книге Хогга «Исповедь оправданного грешника», когда он подстрекает Роберта совершить убийство, говоря: «Я связался с твоей изменчивой фортуной, и я остался ни с чем, также, как и ты». [26]
Я хочу сказать ещё кое-что полезное о принципах Эроса и Логоса. Существует распространённая ошибка отождествлять Логос с мышлением, а Эрос — с чувствованием. Такую оплошность допустить несложно, так как действительно о Логосе легче думать, чем чувствовать его, или это гораздо привычнее. А что касается Эроса, то легче почувствовать, что это, чем думать о нём. В действительности, Логос и Эрос являются принципами, с помощью которых мы можем ориентироваться во внутреннем и внешнем мирах. И чтобы у нас сложилась полная картина о каждом из этих принципов, нам необходимо использовать все четыре функции. Ведь мы можем жить, обращая внимание на то, что происходит в отношениях, а можем использовать наше умение различать.
Пожалуй, самое ясное и занимательное определения Логоса и Эроса Юнг предложил на первых семинарах летом 1930 года. Тогда он сказал, что в действительности Логос и Эрос гермафродиты. Для мужчин Логос выполняет роль проводника, указывая путь во внешнем мире, а Эрос пребывает внутри, в бессознательном. Для женщин функцию направления несёт Эрос, который ведёт её (или должен вести) во внешней жизни, а Логос находится в сфере бессознательного. Юнг пишет:

Будучи принципом различения, Логос не только позволяет человеку, но и вынуждает его, давать адекватное определение любому объекту мышления или наблюдения. Это даёт мужчине возможность с практически религиозным сосредоточением посвятить себя классификации вшей или различных качеств испражнений, сделать это занятие таким же существенным, как и подсчёт звезд. Для того, чтобы нарисовать эту картину, предположим, что есть несколько лабораторий. Лаборатория номер один — это обсерватория мужчины, который посвятил годы астрономическим исследованиям. В следующей лаборатории находится мужчина, занимающийся классификацией вшей: шестьдесят тысяч экземпляров, пожалуй, действительно интересное предприятие! А в третьей - работает мужчина, чрезвычайно заинтересованный изучением различных характеристик испражнений, весьма сомнительное занятие. Несмотря ни на что, каждый из них работает с одинаковым сосредоточением, с одухотворённостью. А теперь подумаем, а где в этой ситуации Эрос, женский принцип? Ну, допустим, что женщине здесь отведена роль подёнщицы, занимающейся уборкой. Она считает астронома ужасно неприятным человеком, жёстким и холодным, он никогда не оставляет ей чаевых, и по сути он самый настоящий бобыль. Мистер профессор Озабоченный-вшами мог бы быть достаточно приятным мужчиной, если бы он не был постоянно поглощён такими отвратительными вещами, иногда он оставляет ей чаевые, он женат и у него прекрасные дети. Это человек, достойный уважения, и где-то у него есть двоюродный дедушка. Она в курсе всех подробностей. Это проявление функции связанности, как мы видим. Это совершенно другой аспект мира. Мужчина, посвятивший себя звёздам, со страстью отдающийся своей работе, ни в малейшей степени не осознаёт того, что он мог бы полюбить женщину. Он считает, что любовь является определённого рода болезнью, которая настигает людей в ранней юности, а победить её можно женитьбой. Как однажды сказал мне один мужчина: «Только для того, чтобы справиться с этим проклятием». Это и есть Логос.
Можно сказать, что оба принципа играют огромную роль в истории мышления и искупления, которые находятся в сфере психологии. Например, в Христианстве роль спасителя принадлежит не только Логосу, но и воплощённый в принципе любви Эрос, также принимает в этом участие. Здесь снова можно увидеть объединение обоих принципов. Могу добавить, что Логос может быть идеальным только в случае, если он содержит в себе Эрос, в противном случае в нём будет полностью отсутствовать динамический аспект. Мужчина, в котором представлен только Логос, может обладать невероятно развитым интеллектом, но это всего лишь сухой рационализм. А Эрос без Логоса, находящегося внутри него, останется ни чем иным, как слепой связанностью. Подобные люди могут иметь отношение Бог знает к чему! Есть женщины подобного рода, которые полностью растворились в своих маленьких семьях, состоящих из двоюродных сестёр, отношений, и внутри этих проклятых вещей нет ничего, всё совершенно пусто. Так же обстоит дело и с людьми, у которых Логос на низшем уровне, с этими ребятами-классификаторами, мало что понимающими на самом деле. [27]

Мы живём во времена, когда Логос в почёте, поэтому женщинам сейчас гораздо сложнее. В первой главе евангелия от Иоанна, Логос идентифицирован с Христом, посредником и искупителем. В те же времена, когда было написано это евангелие, во времена позднего греко-римского синкретизма, к богу Эросу относились как к великому посреднику. Это сходство противоположностей можно особенно ясно увидеть в мифологической основе концепций Логоса и Эроса, но к этому мы вернёмся позже.
Как вам известно, одна из главных проблем нашего времени в отношениях между мужчиной и женщиной состоит в том, что им всё сложнее и сложнее придерживаться своих собственных принципов. (Мы уже сталкивались с этим ранее, когда обсуждали вопрос о том, как анимус может достать аниму, и наоборот). В своих семинарах «Видения» Юнг говорит об этом, как о проблеме современной цивилизации, где слишком большое количество женщин потеряли связь с инстинктами, и живут, руководствуясь тем, что полезно и пригодно, в результате оказываясь неудовлетворёнными жизнью. Многие женщины живут, под влиянием псевдо Логоса, вместо того, чтобы быть ведомыми Эросом, их собственным принципом. Юнг пишет об одной женщине:

Она совершила наиболее тяжкое преступление против хорошего вкуса и морали, находясь под влиянием священного убеждения [анимуса], что это было благоразумно и оправданно. Как матери, которые пытают своих детей, считая, что это именно то, что должно быть сделано. Анимус может вершить ужасные вещи. Если идея, что ходить без одежды является здравым и благопристойным занятием, попадёт в голову одержимой анимусом женщины, она будет разгуливать голой, совершенно ни о чём не беспокоясь, пренебрегая тем, что она совершенно некрасивая, старая ведьма. У женщины было трое сыновей, и она ходила в таком виде в их присутствии дома, а потом она удивилась, что они сбились с пути и стали предаваться сексуальным фантазиям. Это было благонамеренная дама, которая всегда заботилась о гигиене, ела только полезные салаты и прочие подобные вещи. Она была либеральной, её волновали идеи социальной помощи, она участвовала во всех общественно полезных делах. А ходить без одежды — это ведь гораздо дешевле и поддерживает чистоту, а разве тело может быть безобразным?... Она была англичанкой, даже не немкой. Я смог бы простить ей это, если бы она была немкой. Вот что может натворить анимус, полный абсурд! Женщина может стать проституткой, чтобы угодить анимусу, вместо того, чтобы делать правильные, обычные вещи, руководствуясь своими собственными инстинктами. [28]

Из-за неразберихи, которая часто происходит в обычном разговоре между мужчиной и анимой, женщиной и анимусом, иногда кажется, что нет никакой надежды, чтоб женщина руководствовалась Эросом, а мужчина — Логосом, когда они взаимодействуют друг с другом. Например, столкнувшись с иррациональной эмоциональностью мужчины, женщина должна дистанцироваться от замечаний, насмешек и колкостей своего анимуса. А перед лицом женских нереалистичных «фактов» и ударов ниже пояса, мужчине нужно не поддаваться своим эмоциям и настроениям, при этом оставаясь чувствительным. Я ни раз была практически на грани отчаяния в подобных ситуациях.
Однажды Юнг сказал, рассуждая о сложностях взаимоотношений мужчин и женщин:

Проблема понимания не находится там, где её ищут люди, не имеющие опыта. Скорее речь идёт о понимании самого себя. Если мужчина сможет понять разницу между собой и своей анимой, он сможет разобраться в самом себе. И тогда он будет знать, что представляет из себя мужчина, а его инстинкт ему поможет понять женщину. Если он воспринимает себя через свою аниму, он так и не обнаружит себя, а будет находиться во власти иллюзий. Ввиду того, что женщина не знает себя и позволяет своему анимусу за себя думать, она никогда не поймёт мужчину, и так и останется навсегда сбитой с толку. В действительности, она будет проецировать свои предубеждения на него, он должен быть таким-то и таким. Так что проблема не в объекте, который в темноте пытаются найти люди с завязанными глазами. Мужчина считает, что проблема в том, что он не может понять женщину, а не в том, что он не знает самого себя. Всякий раз, когда нужно справиться с подобным состоянием, курс анализа, который определяют сны, всегда направлен на то, чтобы привести пациента к самому себе. И, если людям однажды удастся понять что-то о самих себе, то они поймут и других. Это нельзя понять посредством иного объекта, потому что мы неизменно видим в другом только своё собственное лицо, мы таращимся на облако, и оно становится зеркалом. В итоге мы видим наше собственное лицо. Расхожая истина состоит в том, что мы настолько можем что-то понять, насколько мы понимаем самих себя. [29]

Проблема навсегда остаться слепым в отношении другого пола, может быть решена только в результате самопознания, что совершенно очевидна для меня, по крайней мере, в отношении принципов Эроса и Логоса. Если связанность выдержит испытания своим собственным анимусом, который невероятно искусен в её разрушении, мы можем быть абсолютно уверенны, что он [анимус] сможет прекрасно общаться с мужчинами во внешнем мире. Но если анимусу удастся её разрушить, это будет знаком того, что мы до сих пор очень плохо знаем самих себя, нам стоит увидеть наше собственное лицо в объекте, вместо того, чтобы пенять на объект, который существует сам по себе.
Насколько я могу судить из моего личного опыта, этот поиск изъяна в самих себе во многом содержит поиск нашего собственного принципа, в случае женщин речь идёт об Эросе. Наблюдая за собой и другими женщинами, я заметила, что как только кто-то пытается вести себя женственно во внешнем мире, к примеру, с человеком противоположного пола, то влияние анимуса сразу же усиливается. Он шепчет: «Теперь тебе следует проявить эмоции», «теперь стань абсолютно пассивной», а затем быстро, словно вспышка молнии, он говорит: «Ну, давай же, давай, в тебе нет ни капли женственности». Или: «Как ты вообще можешь такое говорить?» … И вот уже вся ситуация разворачивается на кухне дьявола. И тут уже невозможны ни спонтанность, ни естественность. Но, если вы попробуете быть такой внутри себя, если найдёте место, где сможете опереться на своё ощущение связанности, устояв против своего анимуса, тогда вы поймёте, как спастись от него и найдёте кусочек земли, где он не сможет напасть и разрушить ваши внешние отношения.
Я не имею ввиду, что этот вопрос решается исключительно внутри. В том же самом семинаре, касаясь проблемы Ницше, Юнг говорит:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: