Проблема анимуса для современных женщин 5 глава




Лекция 3
На прошлой неделе мы остановились на янтаре. Мы обсуждали случай из книги Юнга «Видения», там описывался способ, который может помочь нам заточить анимуса. Также мы говорили о работе Марии Профетиссы, где речь шла о камеди, которая соединяется с камедью. Это и есть «естественный сок дерева», с помощью него мы можем остановить поток наших предубеждений обо всём в жизни. В этом же семинаре Юнг продолжает описание образов:

Итак, перед нами мужчина, связанный ремнями и пронзённый стрелами. Стрела — это то, что проходит быстро и проникает внутрь, как и мысли: это лучи света, или их можно назвать озарениями, которые пронзают завесу, созданную анимусом. Женщина должна пронзить и проникнуть, потому что она всегда во власти этого миража, который находится между ней и реальностью. Эта женщина пронзила туман, за которым был настоящий анимус. Она говорит: «Я вытащила эти стрелы настолько нежно, насколько смогла, и освободила его от пут» [9]

В «Тибетской книге мёртвых» говорится о сосульке и психической стреле, посланных с намерением убить. Существует также много примитивных историй о знахарях, которые посылают сосульку или стрелу, чтобы навредить врагу, после этого им нужно быть осторожными, так как стрела всегда возвращается обратно. Юнг упоминает шамана-знахаря, который повесил своё пальто на чучело в поле для того, чтобы вернувшаяся злая стрела попала в его одежду, а не в него самого. После того, как она вернулась, он трепал её, пока она не истрепалась окончательно. В результате подобной работы со «стрелой», «бумерангом» или «сосулькой», злой дух уходит, и шаману уже не может быть причинён вред. Только после этого он кладёт её себе в карман для будущих нужд. [10] Если анимус пытается прервать приятные отношения или разговор, вы можете попросить его подождать, чтобы обсудить всё потом. Но, когда вы берёте за правило обращать его негатив обратно на него же, вы наносите ему рану, стрелы направляются в него, вы будто говорите ему: «Твой ум похож на сточную канаву, ты полон ужасных подозрений». Тем самым копьё летит обратно в него, нанося ему рану. Когда ваш анимус в таком состоянии, вы тоже можете себя плохо чувствовать, но всё равно это гораздо лучше, чем идентифицироваться с ним.
Если анимус ранен, женщине следует приложить усилия, чтобы он восстановил свою целостность. В «Видениях» Юнг отмечает, что в процессе вытаскивания стрел содержится возможность исцеления. Он пишет:

То, что нам необходимо сделать с анимусом, является жестокостью. Не забывайте о том, что раньше одержимость анимой или анимусом было обычным состоянием человека. Мы все были одержимы, мы были рабами, и до сих пор мы так и не освободились полностью из этого положения, а главная причина состоит в том, что мы постоянно прикладываем усилия, чтобы вернуться в это рабство. Мы даже не понимаем, до какой степени мы одержимы, вероятно наша свобода весьма относительна. Подавление анимы или анимуса — мера крайне жестокая и безжалостная, и, чтобы добиться этого даже в незначительной степени, нужно быть твёрдым и жёстким человеком. В действительности, пройдя через такой процесс, анимус становится совершенно больным, и после этого его нужно создавать заново. Мы удерживаем анимуса в связанном состоянии, в результате он получает специфические раны, которые требуют исцеления. Теперь нам нужно донести до сознания анимуса, что, пройдя через весьма жёсткое лечение, он стал другим, более целостным. Это невероятно важный момент, и мы склонны быть очень сентиментальными по этому поводу. Мы переживаем это как предательство. [11]

Много лет назад, когда я ездила в отпуск в Англию, я получила письмо от Тони Вульф, которая просила меня привезти с собой в Швейцарию самую маленькую машину моего отца. Сначала я пришла в ярость. Эта просьба была совершенно бессмысленна. Она просто не понимала, насколько он был помешан на всех своих машинах. Ей и в голову не могло прийти, что будет со мной, когда я подойду к моему отцу с подобным вопросом. Мне было невероятно сложно добиться от него разрешения сесть за руль, даже когда он был рядом со мной. Я очень ярко могла себе представить тот поток эмоций и упрёков, который обрушится на меня, если я попрошу о таком одолжении. Я провела целые дни, расхаживая туда и обратно, не решаясь просить его об этом. В конце концов я решила рискнуть нарваться на взрыв его эмоций. И к моему безграничному удивлению, он легко и просто дал мне машину. Это был важный шаг в направлении снятия проекций моего анимуса с отца.
Вернёмся к «Видениям». Юнг продолжает:

После того, как я освободила его от пут, он побежал прочь с невероятной быстротой и остановился только на краю обрыва. А потом, подобно Икару, он закричал: «Я полечу!» Я ответила: «И как Икар ты убьёшься». Чувствуя глубокую печаль, он медленно пошёл в мою сторону и упал предо мной на колени.
Итак, анимус пытается сбежать прочь, дабы занять своё прежнее место в мире форм, он хочет снова прыгнуть в пространство и опять заполнить его своими иллюзиями. И ещё, он хочет достичь невозможного — солнца. Но она говорит ему: «Теперь ты больше не будешь летать вокруг, создавая иллюзии, оставайся на этом месте и не навязывай мне свои взгляды», - и он послушно ложится рядом с ней. [12]

Далее по ходу этого семинара становится очевидным, к чему привело повиновение анимуса. Теперь женщина должна полностью взять на себя ответственность за саму себя.
Пожалуй, это самая нелепая и неприятная ситуация, когда кого-то вынуждают взять на себя ответственность за другого человека. Но некоторые люди боятся ответственности, именно поэтому они не желают видеть вещи такими, какие они есть. Гораздо проще не знать, что происходит в соседней комнате, тогда вам ни за что не нужно будет отвечать. По крайней мере, можно обманывать себя, не понимая, что происходит. Конечно, всё это выглядит нелепо, но это так глубоко заложено в природе человека, что не так-то просто от этого избавиться. Всё повторяется снова и снова. Люди говорят: «Но я понятия не имел, что он собирался сделать, как я могу за это отвечать?» Но правда в том, что, если бы вы захотели, то вы бы точно об этом знали. Итак, в тот момент, когда анимус стал послушным, эта женщина должна взять на себя ответственность за свою жизнь. Теперь ей придётся жить с открытыми глазами, что чрезвычайно сложно в действительности. Очевидно, что жизнь настолько проще, если вы много не замечаете. Всё, более или менее, идёт гладко, и у человека всегда есть возможность сказать, что произошедшее было чистой случайностью. Но, когда глаза раскрыты, то всем совершенно очевидно, кто же автор происходящего.
Итак, нам неизвестно, какие трудности мы повстречаем на нашем пути. Но мы точно знаем, что если мы контролируем нашу аниму или анимуса, то окажемся в чрезвычайно сложных ситуациях. Реальность всегда их нам предложит. Когда мужчина контролирует свою аниму, а женщина — своего анимуса, они двигаются в потоке жизни. Человечество было одержимо с самого творения мира, и, если вы рискнёте освободить себя, то столкнётесь с другим порядком вещей, который будет прямым вызовом для старого уклада. Стоит вам выйти из под власти одного демона, как против вас, объединившись вместе, встанут все остальные демоны. Если мужчина честно пытается держать под контролем свою аниму, его незамедлительно начнут терзать и проверять на прочность все дьяволы этого мира, пытаясь сделать всё, чтобы вернуть во власть слепого повиновения матери природы. Даже, если он хотя бы сделает попытку вырваться, он уже выйдет из под влияния обычной толпы. Всё это справедливо и для женщины. Любой из демонов, блуждающий на расстоянии ста миль, сделает всё возможное, чтобы заполучить свою козу. Управление анимусом или анимой подобно созданию вакуума, в результате пространство определённого объёма остаётся пустым. И в эту брешь бросается всё, что только может её заполнить. Люди, которые пытаются взять под контроль эти фигуры, сталкиваются с совершенно другими обстоятельствами, которые почти всегда вынуждают их вернуться к их прежнему состоянию. В действительности, это срабатывает практически автоматически. [13]
Как сказал об этом Юнг, рассказывая о другом случае, если одна овца покидает стадо и больше не щиплет траву вместе с другими овцами, другие, встретив её одну, уже не узнают. Они подумают, что это какое-то животное, которое привыкло разгуливать в одиночестве, подобно волку или медведю, и будут к ней относиться, как к обычному врагу. Гретхен из «Фауста» смеётся над девушкой, которая хочет иметь ребёнка, а после этого видит, как она ведёт себя, как и всё стадо. Как ей легко было осудить другого, хотя сама она сидит в той же самой лодке. Как отметил Юнг: «Это срабатывает автоматически». Мы пытаемся контролировать наши проявления, и всё равно возвращаемся в рабство, с усталостью обнаруживая себя на том же самом месте снова и снова. Но, в действительности, мы движемся не по кругу, а по спирали. Сначала мы лишаем свободы нашего анимуса, а затем пугаемся и отпускаем его, и он снова регрессирует. Но, если мы настроены на работу серьёзно, этот период становится короче. Подобные изменения в природе происходят в течение тысяч лет, но в итоге мы вкладываем что-то в решение проблемы, которая кажется на данный момент самой существенной для современных людей. Юнг как-то сказал о ком-то: «По крайней мере, она пытается работать со своим анимусом, а это лучшее, что может сделать человек».

Ребекка Уэст
Сейчас я хочу обратиться к роли анимуса, которую он играет в произведениях, написанных женщинами. Ребекка Уэст — первый автор, с которого мы начнём, её настоящее имя — Сесиль Изабель Фейрфилд. Она родилась в шотландско-ирландской семье в Лондоне 25 декабря 1892 года. Её отец, Чарльз Фэйрфилд, был журналистом, он умер, когда ей было четырнадцать лет. [14] Уэст училась в школе для девочек Джорджа Уотсона в Эдинбурге, свою писательскую карьеру она начала, присоединившись к феминистской газете «Free woman» в 1911 году. Вскоре после этого она стала одним из главных политических обозревателей журнала “Clarion”, также она писала для “The Star”, “Daily News” и «New Statesman”. [15]
Уэст интересовали социальные вопросы. В 1913 году она написала о суфражистке Эмили Дэвидсон, которая бросилась под королевскую лошадь в Дерби. В эссе “The Sterner Sex” (1913) мы читаем её заметки на свадьбе своей двоюродной сестры, её симпатии в адрес женщин, работающих на «Army Clothing Employees’ Union» (Союз работников по изготовлению военной одежды). Также она выражает свой гнев: «Я увидела мир женщин, которые стараются изо всех сил, как и нынешние американские мужчины в капиталистическом мире, чтобы поддерживать представителей паразитирующего пола, которые одновременно и тиранят их, и получают от них удовольствие». Свою первую книгу о писателе Генри Джеймсе Уэст написала в 1916 году, когда ей было двадцать четыре года.
В 1913 году, когда Уэст был двадцать один год, у неё начался бурный роман с Г.Д. Уэллсом, несмотря на то, что ранее она называла его «старой девой, затесавшейся среди романистов». В круг её друзей входили такие известные личности как феминистка и автор страшных историй Виолетта Хант, писатель и художник Уиндом Льюис, Джордж Бернард Шоу и некоторые другие интеллектуалы того времени. Т.С. Элиота она называла подделкой. Среди её многочисленных любовных связей были Чарли Чаплин и газетный магнат Макс Бивербрук. В 1923 году Уэст ушла от Уэллса. А в 1927 году она стала проходить фрейдистский психоанализ, о котором позже она писала, что это было ужасно запутанное и сложное дело, связанное с её отцом. В 1930 году в возрасте тридцати восьми лет она вышла замуж за банкира Генри Максвелла Эндрюса, с которым и жила в счастливом браке. Уэст работала порядка пятидесяти лет, она писала книги, политические и литературные обзоры, которые имели влияние на международную политику, она официально общалась с британскими политиками, представителями королевской семьи, также и с американскими политическими деятелями, включая Джона Эдгара Гувера, который стал директором ФБР. Она твёрдо и решительно выступала против диктаторов и коммунистических большевиков, чей тоталитарный режим она предвидела за десятилетия до его наступления. Её литературное творчество отличалось великолепным интеллектом и безупречным стилем, который временами поднимался до поэтических высот, как это было, к примеру, в её документальных заметках о балтийских государствах. [16]
В книге «The Harsh Voice», которую мы будем рассматривать, содержатся четыре коротких рассказа. [17] В трёх из них анимус разрушает мужчину. А вот четвёртая история покажется нам несколько более сложной, так как здесь та же самая тема представлена в перевёрнутом виде, так что это больше похоже на рассказ анимы. Но в первых трёх историях мы видим одинаковую картину: сильный анимус является, чтобы возвеличить женщину и разрушить мужчину. В первом рассказе мужчине удаётся выжить, но отношения уничтожены. Во второй истории причиной финансового краха мужчины становится его тень, а не главная героиня произведения. В третьем рассказе женщина считает себя совершенством и уничтожает своего мужа, склонив его к убийству. Четвёртая история рассказывает о том, как мужчина зарабатывает большие деньги на руднике на Западе. Он женится на женщине из своего окружения, которая его любит и делает всё возможное, чтобы он добился успеха в обществе. В итоге, она совершенно изнуряет себя, положив все свои силы на то, чтобы он занял высокое положение в социуме. И тут он решает, что ему пристало подобрать себе более молодую женщину, в результате чего он влюбляется в хористку, которая выжимает из него по капле всю кровь, однако, окончательно его не уничтожая. Удача отворачивается от него, и он летит в пропасть, и теперь ему остаётся только признаться ей в этом и уйти. Но оказывается, что она действительно его любит и согласна продать свои драгоценности, которые он ей подарил. На эти деньги они снимают небольшую квартиру. Но, когда с его женой случается удар, и она становится безнадёжно больной, девушка оставляет его без гроша. Убеждённые в том, что они достигли полного краха, муж и жена решают совершить самоубийство вдвоём, но внезапная череда обстоятельств удерживает их от этого поступка. На заседании совета он произносит великолепную речь, в результате чего ему предлагают прекрасное место с высокой зарплатой. Испытывая огромное облегчение, он возвращается в квартиру к жене, его переполняет благодарность и желание изменить их жизни, но потом он замечает её ужасные морщины. И снова, покидая свой дом, он думает, что ему явно нужна женщина помоложе.
Итак, все отношения оказываются разрушенными. [18] В каждой истории автор подчёркивает, что взаимоотношения человеческих существ всегда обречены на безнадёжность и раскол, люди просто не в состоянии понять друг друга.
Тут мне хотелось бы поразмыслить над мировоззрением (Weltanschauung) автора. Во-первых, поражает то, какую огромную роль во всех четырёх историях играют деньги. Отношения не работают, а герои не развиваются. Все остаются такими же, как в начале повествований, или даже деградируют. Более того, обращаешь внимание на отсутствие внутренней тайны в этих рассказах, которую в лучшем случае заменяют сомнительные выходки разных героев. В одном случае мужчина убивает жену, совершенно не думая о последствиях. В другом — пара выбирает самоубийство, полагая, что это будет подходящим выходом из ситуации. (Несмотря на мрачные и болезненные идеи, лежащие в основе этих рассказов, писательница написала книгу о Святом Августине, когда ей было уже близко к сорока годам, который попал в ловушку рационализма, но потом вышел из неё путём искупления и трансформации эмоциональных переживаний).
Нам нужно попытаться понять, не является ли анимус автором этих историй, предложив читателю свои убеждения о жизни. Будучи неустанным производителем ложных мнений, анимус совершенно не заинтересован в тайне. Так что же побудило писательницу написать эти рассказы? Можем ли мы хоть где-то разглядеть процесс индивидуации? Он очень ясно описан в «Wuthering Heightsor», к примеру. Или возьмём Шекспира «Всё хорошо, что хорошо кончается», здесь также представлены определённые стадии процесса развития. Возможно, именно в этой пьесе, индивидуация играет самую значительную роль, если сравнивать с другими его работами. Пожалуй, это как раз может иметь прямое отношение к тому, что принято называть гением писателя. Но в этих историях Ребекки Уэст нет никаких признаков индивидуации. Развитие отсутствует полностью, также, как и какой-либо намёк на четверицу. Если нет развития, то можно полагать, что анимус так и не был обездвижен смолой, он остался нетрансформированным, так что никаких изменений с ним не произошло. Если бы это случилось, он бы привнёс творческий, динамичный материал, который можно увидеть в «Wuthering Heights». Если не появляется символ творческого архетипа, например, двойная свадьба или убедительное описание перемен, произошедших с человеческим существом, то мы смело можем предположить, что анимус так и играет старую роль того, кто порождает одни и те же идеи и предлагает вчерашние рецепты, ведущие человека в тюрьму, вместо того, чтобы раскрыть перед ним новые формы жизни.
В конце сегодняшней лекции я хочу добавить, что анимус в этих рассказах очень сильно подвергся влиянию материализма девятнадцатого века и духу того времени, который породил психологию таких мужчин, как Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер. В этих историях отсутствует «срединный путь», который присущ Юнгу и свободно движущемуся духу творчества. (Так же интересно отметить, что в более поздние годы Ребекка Уэст обратилась к документальным репортажам).

Лекция 4
Был задан вопрос о том, какое влияние на анимуса дочери окажет мягкий и потакающий во всём отец. Ответ таков: это может послужить образованию анимуса по типу Деда Мороза, и дочь, вероятно, останется инфантильной. Такие девочки никогда не верят слову «нет». Даже если мужчина скажет ей «Нет!», она всё равно в конечно счёте останется с убеждением, что ей сказали «Да». Если у вас негативный анимус, то вам сложно верить в положительные вещи, а с позитивным — также проблематично принимать негативные. Однажды Юнг использовал достаточно дерзкую метафору, сравнивая женщину с анимусом-Дедом Морозом с клещом, который ждёт на кусте, пока внизу не пройдёт теплокровное животное, чтобы упасть на него. Так он может прождать годы, и ему даже не придёт в голову мысль, что он может перестать делать это. Но, как и в случае с сильно негативным анимусом, так и с очень положительным, женщина теряет контакт с реальностью.
Анимус обладает бесчисленным числом граней, он может быть спроецирован на мужчин, которые ему подходят. Но в то же время, он может спроецировать себя и на свою противоположность, это зависит от его мировоззрения. В некоторых случаях женский проекция осуществляется с целью установления отношений, но это может происходить, минуя чувствующую функцию. Анимус появляется так и там, где ему самому вздумается.
Итак, существуют две точки зрения: первая из них считает, что анимус всегда заметает свои следы в женских произведениях, но при этом незримо руководит всем происходящим. Другое мнение состоит в том, что анимуса очень сложно, если вообще возможно, обнаружить в литературных работах женщин до девятнадцатого века, в качестве примера приводятся Фанни Берни или Мария Эджуорт. [19]
Если в книге отсутствует развитие характеров, то можно вполне быть уверенными в том, что мы имеем дело с анимусом, который подменяет живой поток жизни своими мнениями. Он не находится в смоле, так сказать. Творческая жизнь в таких книгах отсутствует, а во рту остаётся неприятное послевкусие после их прочтения. В них не найдёшь реальной жизни, и мы оказываемся в расстроенных чувствах. Прочитав книгу, необходимо затем спросить: «Какое настроение я испытываю после её прочтения?» Или: «Испытываю ли я реальные чувства?» Это касается тех случаев, когда анимус остаётся на свободе во внешнем мире.
Невозможно, чтобы в произведении полностью отсутствовали бы архетипические фигуры, например, в историях Ребекки Уэст женский и мужской архетипы, возможно, представлены Марсом и Венерой, с перевесом в сторону Марса. Английский алхимик и теолог семнадцатого века Джон Пордейж писал алхимику Джейн Лид (своей «мистической сестре») о конъюнкции и об опусе. Он описывал черты Марса и тип конъюнкции, который нужен Марсу. Марс, писал он, является холериком, он слишком острый и огненный. Он быстро гневается, часто бывает яростным и ревнивым. Его огонь может иссушить и сжечь. В сравнении с ним пламя любви Венеры обладает качествами справедливого и истинного огня. Пордейж пишет:

Следовательно, если ты хочешь стать мастером своего дела, честно посмотри на союз твоих собственных Марса и Венеры, чтобы брачный бант был завязан правильно, и их свадьба свершилась бы подобающим образом. Вы должны смотреть, чтобы они лежали вместе в брачной постели, где происходит их единение и пребывали бы в гармонии. Потом девственная Венера породит свою жемчужину, свой дух воды в тебе, дабы смягчить пламя Марса, и яростный огонь Марса спадёт, превратившись в мягкость и любовь, в пламя любви Венеры. Таким образом оба качества, огонь и вода смешаются вместе, придут в согласие и станут одним потоком. И из этого согласия и единения произойдёт первое зарождение магической жизни, которое мы называем тинктура, тинктура любви-огня. Теперь, хотя тинктура зародилась в матке твоей человечности и пробуждена к жизни, всё же ещё остаётся огромная опасность, и стоит остерегаться, потому что она всё ещё в теле или матке, и может быть испорчена пренебрежением. [20]

Пордейж продолжает писать о том, что этот союз Венеры и Марса, эта «тинктура любовь-огонь» проходит через ужасающий опыт тьмы и испытывается Люцифером и миллионом демонов, которые пребывают в ярости Марса. И только в таком столкновении, проходя через ужасы тьмы, женщина может начать процесс трансформации. (Этот текст, конечно же, написан мужчиной, и в действительности описывает психологию анимы). [21]
В «The Harsh Voice» голос Марса настолько громкий, что Венеру можно едва ли услышать. Если заниматься поиском духовного наставника в женских книгах, то характеры мужчин, конечно же, не будут приниматься в расчёт. В целом, в этих историях мужчины являются более приятными людьми, чем женщины. Здесь может играть важную роль личный опыт общения с мужчинами. Мы можем предположить, что на момент публикации этих историй Ребекка Уэст ещё не встретила подходящего мужчину, который смог бы сковать её анимуса и посадить его «в смолу». Если это так, то есть и другая причина того, что её анимус порождает эти подменяющие жизнь взгляды. Все истории заканчиваются плохо. Я считаю, что это показатель того, что она в меньшей степени, чем другие романисты, которые доходят до свадьбы, является жертвой обмана анимуса. Здесь мы видим одну важную вещь: её анимус не обманывает её. Итак, я скажу, что она в значительной степени, пожалуй, одержима анимусом, и позволяет ему режиссировать истории за сценой, но всё же она не идентифицируется с ним полностью. Кто-то может сказать: «Она — хороший писатель, и жизнь в действительности является такой, как она её описывает. Всё работает именно так». Но в реальности это анимус вводит нас в заблуждение. Он всегда говорит лишь половину правды. В первой истории нам предлагают сюжет, в котором причиной краха отношений стало то, что мужчина испугался и сбежал со свадьбы, решив всё прекратить. Но это и правда и не правда. Если женщина должным образом относится к своим отношениям, она примет его извинения за брачную ночь, и мы больше об этом не услышим. То есть, её любовь окажется сильнее, чем сила импульса. Мнения анимуса не оказывают воздействия на глубокие слои психики Думаю, что это та ответственность, к которой авторы, в особенности женщины, ещё в реальности не пробудились, ввиду того, что подобные истории сильно влияют на юных девушек. По сути, Ребекка Уэст не описывает отношения, как она их в действительности переживает, так как между ними и ей стоит мировоззрение её анимуса.
Юнг как-то сказал, что Эрос женщин похож на природный, извилистый, но при этом грязный маленький ручеёк, наводнённый обычными насекомыми, а вдоль его берегов растут прекрасные цветы. К этому извилистому ручейку нужно относиться с огромным уважением. Мужчин одолевает желание прочертить черту через него и сказать: «Моя дорогая, тебе стоит пойти в университет» или почитать такие-то книги. У женщин есть тенденция смотреть на Эрос мужчин так, как будто он их собственный, а мужчины аналогично относятся к Логосу женщин, как будто это их принцип, призванный определять и направлять. Эта тенденция очень ярко проявлена в книгах Ребекки Уэст. Она пытается прояснить отношения, используя жёсткий подход, а это всегда является признаком анимуса. Человек рассуждает о вещах вместо того, чтобы скромно признать, что просто чего-то не знает, и позволить фактам свершится, чтобы увидеть, что же будет. Так ситуация попадает под влияние анимуса, и он не оставляет места для живой тайны. Ярким примером этого была дочь профессора философии, которая всегда изрекала мнения своего отца в самый неподходящий момент, прерывая тем самым разговор. Ещё я знала одного мужчину, у которого был самый ужасный материнский комплекс из всех, что я встречала, и для него всё представляло собой материнскую матку. Он настолько отчётливо это всё переживал, что однажды, держа свою руку, он громко сказал, что это была «материнская утроба», люди вокруг разразились смехом. Это, конечно же, примеры крайностей.
Так как мать является первым носителем проекций для сына, то отец — для дочери. У женщины складывается мнение о ситуации, и она считает, что ею управляют, в то время, как она сама является властной. Кажется, что анимус никогда не упускает возможности, когда кто-то предлагает крючок. Анимус является тем посредником, который и формирует проекции. Подобное происходит и с мужчиной, но в случае с анимой речь идёт о настроениях и обидах. Если содержание осознаётся, то его нельзя спроецировать. Практический опыт состоит из огромного количества разнообразных отношений. Психику женщины уравновешивает мужская часть, её бессознательное обладает мужскими характеристиками. Анимус означает «ум» или «дух» и соответствует отцовскому Логосу. Анима мужчины несёт на себе ту же функцию. Я далека от того, чтобы давать этим достаточно интуитивным понятиям слишком конкретные определения. Я использую термины Эрос и Логос чтобы показать, что для сознания женщины более характерно качество связанности Эроса, чем различительные и когнитивные свойства Логоса. Эрос является выражением истинной природы женщины, в то время, как её Логос может быть не развит до такой степени, что будет представлять собой всего лишь прискорбное препятствие. Эти взгляды базируются на предварительных предположениях, которые претендуют на звание абсолютной истины. Мужчина может спорить на очень высоком эмоциональном градусе, но это происходит в том случае, если он одержим анимой, которая берёт под контроль его естественную функцию логического мышления, и его принцип Логоса проявляется совершенно иррационально. Для таких людей принципиально встаёт вопрос тщеславия и чрезмерной чувствительности. Но у женщины главенствует Эрос, то есть, её тщеславие обслуживают модельеры и парикмахеры. Отец оказывает огромное влияние на взгляды женщины. Если она ведома анимусом, то никакая земная логика не способна её переубедить, и тут не важно, насколько дружелюбен и склонен к сотрудничеству её Эрос. Во многих случаях у мужчины складывается ощущение, что только физическая сила может оказать какое-то воздействие на его жену, при этом он не осознаёт, что эта драматическая ситуация вскоре развалится на кусочки, если он предоставит поле сражения своей жене, а сам отступит. Но подобная целительная идея редко доходит до сознания мужчины, потому что они не в состоянии вести переговоры с анимусом (даже непродолжительное время) без того, чтобы мгновенно не ощутить себя жертвой своей анимы. Если он будет слушать беспристрастно, то осознает, насколько банальна эта дискуссия. Запись разговора может произвести воистину просветляющий эффект. По-видимому, такая ситуация становится чрезвычайной из-за того, что, когда встречаются анимус и анима, анимус выхватывает свой меч силы, а анима распространяет свой яд. Оба пребывают в плену иллюзии, считая, что эти старые банальности, которые они произносят, являются совершенно уникальными. Вне зависимости от того, негативные или позитивные отношения между анимой и анимусом, они всегда эмоциональные, и корни их в бессознательном, что обуславливает их общими инстинктами. Мужчины становятся чувствительными или обидчивыми, а женщины переполнены взглядами и вымыслами. Женщина (как и мужчина) находится в семейном коконе, потому что она дочь, которая является «единственной, кто понимает отца». В результате, направляемая своим анимусом, она оказывается в стране овец. Положительный анимус может действовать как посредник во взаимодействии с бессознательным.
В принципе, влияние анимы и анимуса на эго идентично. Его невероятно сложно устранить из-за их авторитета, а частично из-за того, что они спроецированы на кого-то. Я склонна считать, что за это реально присутствующее влияние ответственен архетип. Именно этот факт объясняет абсолютно иррациональные настроения и взгляды, появление которых ничто до этого не предвещало в дискуссии. Заведомо невозможное влияние этих настроений и взглядов обусловлено очарованием архетипом, который гипнотизирует сознание и берёт его в плен. Иногда эго воспринимает это как моральное поражение, и ощущение неполноценности возрастает так, что возникновение отношений становится невозможным. Благодаря образованию мы понимаем, что не состоим на сто процентов из чистого золота. Это кажется естественным, что у женщин есть взгляды, а мужчины подвержены настроениям. В основе этой ситуации лежат инстинкты. Природа консервативна, и вмешаться в её устройство не так-то просто, анимус и анима защищают свои права, отстаивая этот последний рубеж. Понимая, что вряд ли будет мудро идти против природы, у нас, возможно, возникает чувство, что может быть нам не стоит выносить некоторые вещи в сознание. У большинства людей есть сложности в понимании анимуса и анимы, потому что они находятся за сферой обыденного. Это ведёт к возникновению предрассудков и табу.
Когда мы решаем, что нам нужно изъять наши проекции, мы вступаем на неисследованную территорию. Это имеет далеко идущие последствия. Без сомнения мы проецируем всё, что касается анимы или анимуса, многое можно осознать через сны, активное воображение и другие подобные методы. Это показывает, что у нас есть мысли, чувства и аффекты, о которых мы не знали. Тот, кто никогда не получал подобный опыт, считает такую возможность совершенно нереальной, потому что нормальный человек «знает, о чём он думает». Если он добьётся успеха в понимании этих вещей, то результат окажет на него глубокое впечатление. В наши дни развитие подобного понимания является большой редкостью. Человеку обычно приходится платить за это неврозами, а то и более серьёзными расстройствами. [22]
В фигурах анимуса и анимы получает своё выражение автономный характер коллективного бессознательного. Их содержание персонифицируется и, когда оно больше не спроецировано, то может быть интегрировано в сознание. В этом смысле анимус и анима действуют также, как преобразователи содержания коллективного бессознательного. Если между сознанием и бессознательным возникает блокировка, то они не смогут выполнять эту функцию. Если возникает напряжение, то эта прежде безвредная функция противостоит сознанию, приняв персонифицированную форму, и действует в большей или меньшей степени как расщепление в эго, то есть становится отдельным фрагментом души. В действительности, такое сравнение неадекватно, потому что ничто, принадлежащее эго, не может быть от него отрезано. Скорее, две фигуры (анимус или анима) формируют новый психологический комплекс, который может нанести вред. Содержание анимуса или анимы может быть интегрировано, так как оба являются архетипами, и, таким образом, лежат в основе психической целостности, но сами по себе они не могут быть ассимилированы. Они расширяют сознание, и никогда не могут стать осознанными полностью. Следовательно, они автономны, и нам нужно всегда помнить об этом их качестве автономности. С терапевтической точки зрения это просто невероятно важно, так как постоянное наблюдение приносит свой вклад в понимание бессознательного, что является взаимным сотрудничеством. Симптомы и содержания бессознательного должны быть тщательно изучены, потому что для сознания всегда существует опасность стать однобоким, то есть использовать избитые пути, которые в конечном итоге приводят в тупик. Только под влиянием идеальных обстоятельств, (когда жизнь проста и достаточно бессознательна для того, чтобы инстинкты могли свободно проявляться), может успешно произойти естественная бессознательная компенсация. Чем цивилизованнее и запутаннее жизнь человека, тем сложнее ему услышать голос природы. [23]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: