Проблема анимуса для современных женщин 4 глава




Жизненно важный момент, по поводу которого мы часто очень сентиментальны, заключается в том, что жестокость совершенно необходима, чтобы приклеить анимуса. Мы были зависимы от него, мы его портили и баловали, не понимая этого, и теперь нам необходим незаурядный героизм, чтобы действовать против него. Я повторю историю, которую уже рассказывала раньше, она является очень ярким примером того, о чём мы сейчас говорим. Много лет назад, когда я была на каникулах в Англии, мне написала мисс Вульф, прося меня привести небольшую машину от моего отца. [48] Сначала я пришла в ярость, я сочла это абсолютно невозможным, зная, как мой отец относится к своим машинам. Мне всегда было сложно получить его разрешение, чтобы воспользоваться хотя бы одной из них, когда я к нему приезжала. Вихрь хорошо узнаваемых обличений пронёсся в адрес мисс Вульф в моей голове, и он впоследствии ещё долго не мог утихнуть. Однако, мне удалось усмирить мои возражения, и, испытывая страх и мужество, я решила уладить вопрос. Я привела себя в спокойное состояние, насколько это было возможно, и подошла к отцу. И к моему огромному изумлению он дал мне машину без каких-либо проблем. До сих пор я испытываю благодарность к Тони Вульф, в результате я поняла, как это невероятно сложно пойти против анимуса, его жёсткости и неопровержимых убеждений. Но сделать это совершенно необходимо, или же он так и останется этим демоном, пичкающим вас своими мнениями.
Однако, как мы видели на примере с бессознательным, ничто не вечно, вчерашняя истина превращается в готовую формулу на сегодня. Когда анимус уже достаточно долго пребывает в заточении, в результате которого ону мог трансформироваться, а ситуация стала уже в достаточной степени безопасной, то приходит время для другой процедуры: женщине нужно теперь исцелить его от ран и, дав ему свою кровь, освободить его. Когда он окажется на свободе, он мгновенно убежит, крича, подобно Икару: «Я буду летать!» А она ответит: «И ты будешь убит, как Икар». [49] Тогда он с грустью вернётся и встанет перед ней на колени.
Позже станет ясно, к чему привело это подчинение анимуса. Теперь женщина должна взять полную ответственность за себя. Юнг отмечал, что принуждение принимать на себя ответственность за кого-то является самой нелепой и жалкой ситуацией. Кто-то боится ответственности и не желает видеть вещи такими, какие они есть. По большей части, мы предпочитаем не знать того, что происходит в соседней комнате, иначе, нам придётся занять позицию относительно этого. Теперь никому не удастся обмануть себя, жалуясь, что не понимает, что происходит. В действительности, всё это бессмысленное занятие, но это настолько свойственно человеческой природе, что освободиться от этой привычки совсем непросто. Всё повторяется снова и снова: если я этого не знаю, то как же могу нести за это ответственность? Но мы можем быть в курсе, конечно, если сами хотим. В тот момент, когда анимус стал послушным, мы должны принять ответственность на себя. И теперь нам нужно жить, видеть и действовать, - и эти три вещи чрезвычайно сложны. Всё гораздо проще, когда мы ничего не видим, тогда всё более или менее идёт гладко, и мы всегда заявляем, что такие-то вещи произошли по чистой случайности. Но, если человек тщательно изучает сам себя, то ему становится ясно, как нечто в нём заранее планирует большую часть этого спектакля. [50]
Итак, нам неизвестно, какие трудности мы повстречаем на нашем пути. Но мы точно знаем, что если мы контролируем нашу аниму или анимуса, то окажемся в чрезвычайно сложной ситуации. Реальность всегда будет предлагать нам разные трудности. Когда мужчина контролирует свою аниму, а женщина — своего анимуса, они двигаются в потоке жизни. Человечество было одержимо с самого творения мира, и, если вы рискнёте освободить себя, то столкнётесь с другим порядком вещей, который будет прямым вызовом для старого. Стоит вам выйти из под власти одного демона, как против вас, объединившись вместе, встанут все остальные демоны. Если мужчина честно пытается держать под контролем свою аниму, его незамедлительно начнут терзать и проверять на прочность все дьяволы этого мира, пытаясь сделать всё, чтобы вернуть во власть слепого повиновения матери природы. Даже, если он хотя бы сделает попытку вырваться, он уже выйдет из под влияния обычной толпы. Всё это справедливо и для женщины. Любой из демонов, блуждающий на расстоянии ста миль или около того, сделает всё возможное, чтобы заполучить свою козу. Управление анимусом или анимой подобно созданию вакуума, в результате пространство определённого объёма остаётся пустым. И в эту брешь бросается всё, что только может её заполнить. Люди, которые пытаются взять под контроль эти фигуры, сталкиваются с совершенно другими обстоятельствами, которые почти всегда вынуждают их вернуться к их прежнему состоянию. В действительности, это срабатывает практически автоматически. [51]
Как сказал об этом Юнг, рассказывая о другом случае, если одна овца покидает стадо и больше не щиплет траву вместе с другими овцами, другие, встретив её одну, уже не узнают. Они подумают, что это какое-то животное, которое привыкло разгуливать в одиночестве, подобно волку или медведю, и будут к ней относиться, как к обычному врагу.
Мы видим, как наше продвижение в анализе очень часто похоже на хождение по кругу. Мы опять возвращаемся на то же самое, изрядно надоевшее нам старое место, снова и снова. Но, руководствуясь опытом женщин, которые усердно работали над собой, хочу сказать, что в действительности, это не круг, а спираль. Мы лишаем свободы нашего анимуса, а потом боимся ответственности за это и неожиданных последствий. Мы освобождаем его, и он регрессирует до состояния демона, навязывающего нам свои мнения. Но временами нам удаётся укоротить поводья этого ложного заместителя. И, если мы усердны и берём на себя хотя бы небольшую ответственность за себя, нам удаётся ещё чуть дольше выдержать это напряжение. Возможно, будет слишком оптимистично полагать, что кому-то удаётся выдерживать его постоянно. Для того, чтобы произошли изменения в природе человека, должны смениться поколения, а может и пройти целые века, нужно время, чтобы мы повзрослели. Но в итоге каждый из нас делает свой вклад в то, что, по-видимому, является одной из самых существенных задач нашего века. И, как отмечает Юнг, работа со своим анимусом или анимой, является наибольшей заслугой для каждой женщины и каждого мужчины.

 

Глава 6,1
Образы анимуса в литературе и современной жизни

 

Примечание редактора: эта глава состоит из компиляций письменных заметок, которые были сделаны непосредственно Улмой Г. Томас (Ulma G. Thomas) во время цикла из двенадцати лекций, прочитанного в институте К.Г. Юнга в Цюрихе в период между 26 октября 1953 года и 22 февраля 1954 года. Мисс Томас пишет, что её заметки ни в коем случае не следует считать полными, и они не были проверены Барбарой Ханной. Тем не менее, записи достаточно информативны. Она также надеется, что её ошибки случайно не попадут в текст. Так как Мисс Томас изначально не предполагала делиться своими записями с другими людьми, её комментарии на первой лекции являются краткими и неполными, занимая чуть больше одной страницы. Но этого материала оказалось достаточно, чтобы, используя другие записи, восстановить эту лекцию Барбары Ханны. Были использованы записи нескольких других участников, из которых был идентифицирован Dr. Fellowes. В первой лекции содержится некоторый материал из предыдущего эссе.


Лекция 1
Как нам известно, анимус олицетворяет женский дух, в то время как анима представляет собой душу мужчины. В целом, можно сказать, что на более примитивных уровнях анимус порождает внутри женщины «убеждения», а анима создаёт настроения мужчины. Но в действительности, та часть анимуса, с которой мы можем взаимодействовать, является всего лишь частицей духовного бытия женщины. И в своей повседневной жизни женщина обычно имеет дело не со своим анимусом во всей его полноте, а лишь с некоторой частью, подменяющей своими мнениями глубину духа. Этого заместителя можно назвать «духом рационализации», который не устаёт продуцировать свои убеждения, кажущиеся логичными, по крайней мере, если смотреть на них с точки зрения женщины или общества в целом.
Так как изначально большая часть анимуса пребывает в бессознательном, то он естественным образом смешивается с тенью, которая, однако, не является идентичной анимусу. Тень по большей части состоит из личного подавленного материала и того, что мы уже забыли. Она в определённой степени соответствует фрейдистскому понятию подсознания в целом. Юнг отмечал, что бессознательное также является бездонным источником творческих идей, выражение которых мелькает в произведениях по литературе, живописи, музыке, в танцевальных композициях, в сказках, в мифах, в примитивных, древних и современных религиях и так далее. Тень, в большей или меньшей степени, представляет собой первый уровень бессознательного, на который мы наталкиваемся сразу же, как только обращаем внимание на нашу внутреннюю бессознательную жизнь.
Первые столкновения с бессознательным сопряжены с трудностями в тех случаях, когда тень смешана с коллективными фигурами (герои, демоны и им подобные) и с архетипическими образами анима и анимуса. Умение отличить анимус от остальной тени (то есть, от всего бессознательного) является задачей длинною в жизнь. Порядка двух тысяч лет назад гностические учения, (в особенности школа Валентина), сформулировали четыре стадии индивидуации анимуса и анимы или отношения человека с духом или душой. Вот эти четыре уровня у гностиков:

АНИМА АНИМУС
4 София Гермес/Психопомп
3 Мария Любовник
2 Елена Муж
1 Хава/Ева Фаллос

Первой стадией анимы является Хава, изначальная змея, недифириннцированный, всеобъемлющий потенциал женственности, это Ева или земля, борозда, йони и сексуальность. Этот уровень соотносится с начальной стадией развития анимуса, которая называется фаллос. Второй уровень Елена коррелирует с мужем. Третий — Мария, для анимуса это будет любовник. Самой высокой стадией индивидуации анимы является София, В случае анимуса - психопомп, к примеру, Гермес — проводник душ. [1]
В литературных работах женщин анимус часто служит формой для проявления духа, spiritus rector (духовный наставник), другими словами, дух, направляющий работу. Литературный «дух» женских романов обладает своими индивидуальными, узнаваемыми чертами. Более того, главным героям присущи схожие черты характера, которые переходят у автора из одного произведения в другое. В действительности, подобные истории возможно рассматривать, как формы активного воображения писателя. Незримое присутствие духовного наставника можно очень ясно увидеть в произведениях таких писательниц, как Агата Кристи, Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс), Джордж Санд, Элизабет Гоудж, Джейн Остин, Мэри Уэбб и Ребекка Уэст. Некоторые особенности могут быть автобиографичными, и тогда будет интересно изучить подробности жизни автора. Но остальные характеристики стоит воспринимать как «зеркальные образы» анимуса писательницы.
Едва ли мы сможем обнаружить документы, свидетельствующие о существование анимуса, в период до наступления средневековья. Женскому анимусу предоставлялся мизерный шанс для дифференциации и развития в те времена, ввиду того, что он очень сильно был слит с проекциями, которые были наведены на мужчин: мужей, военных, священников, государственных деятелей и тому подобных представителей этого пола. В лучшем случае, мы можем найти прототипы анимуса в религиозных, мифологических и сказочных образах. К примеру, в различных чертах личностей богов и героев явно проявлены мужские черты анимуса (или духа). Более прямые соответствия можно увидеть в личности и делах Юдифь в Книге Юдифи или в Саре и Асмадеусе в Книге Товита. Демонические формы анимуса были известны из случаев одержимости женщин (мы это видели на примере монахини Жанны Фери в шестнадцатом веке) и в образе Великого Мастера среди ведьм. Но в целом, количество информации об анимусе просто ничтожно. Случаи одержимости анимой можно обнаружить и до наступления средних веков. [2] Но, до исследований Юнга, свидетельств существования анимуса, этого аналога анимы в бессознательном женщин, можно найти лишь с огромным трудом.
Я сама потратила годы своей жизни на то, чтобы обнаружить на уровне интеллекта действия анимуса внутри меня самой. Это было похоже на собаку, которая лает на собственный хвост. Вы не сможете поймать анимуса, который проявляется в литературном творчестве, речи или мышлении, для этого нужно работать с духом. Мой первый проблеск ощущения какой-то неопределённости присутствия анимуса случился благодаря Эросу, через мои мысли, чувство разочарования и ощущение, что я отгорожена от моего окружения. Я медленно училась распознавать это состояние, дабы сомнения не мешали мне, так это стало скромным началом формирования образа, с помощью которого я смогла приблизиться к бессознательному. Анимус делает всё возможное, дабы проглотить вас, и когда ему это удастся, он станет вас презирать.
С помощью принципов Логоса и Эроса мы можем ориентироваться в мире, но для полной картины с точки зрения каждого из них, нам необходимы все четыре функции: мышление, чувствование, интуиция и ощущение. Мы можем жить, ориентируясь на разнообразные оттенки чувств, возникающие в отношениях, или пользоваться рациональным мышлением для различения чего-то.
На семинаре по анализу сновидений летом 1930 года Юнг сказал:

Логос является принципом различения, в противовес Эросу, который несёт на себе функцию связанности. Эрос собирает вещи вместе, устанавливает динамичные связи между ними. В то время, как Логос порождает возможные аналогии или логические заключения, но для него типично отсутствие в отношениях эмоциональной динамики. [3]

Без Логоса Эрос не в состоянии понимать и осмыслять. Это будет слепая связанность, примером тому служат женщины, растворённые в своих маленьких счастливых семейках. Эрос и Логос по сути обладают природой гермафродита, это объединение двух разных, но всё же комплементарных принципов. Проводником женщины во внешнем мире является Эрос, а Логос должен быть её водителем в духовном измерении бессознательного. Если анимус может раскритиковать и разрушить объект, это знак того, что в действительности мы видим только наше собственное лицо в этом объекте, и мы не в состоянии воспринять этот объект как таковой. Когда женщина ставит себе цель построить отношения и быть женственной с человеком противоположного пола, ей не удастся избежать определённого рода одержимости взглядами своего анимуса. Анимус шепчет ей: «А теперь тебе стоит показать это чувство или другое...» И вот уже вся ситуация разыгрывается на кухне у дьявола. Спонтанность исключена полностью. Но, если женщина пытается обнаружить её внутри себя, чтобы найти связанность со своим собственным анимусом, то, возможно, отношения удастся сохранить. Это справедливо и для Логоса: подлинный Логос должен обладать внутренним Эросом.

Лекция 2
Я бы хотела дополнить тремя замечаниями материалы, представленные мной на первой лекции на прошлой неделе. Первое, что мне бы хотелось подчеркнуть: признание тени и столкновение с ней является занятием достаточно малоприятным, это не менее сложно, чем установление отношений с анимусом. Для этого мы проходим через очень реальные и, зачастую, болезненные столкновения, когда женщине приходится бороться, анализировать, действовать, реагировать и в конечном счёте договариваться с формами, существующими во внутреннем духовном пространстве. Второе, я упоминала духовного наставника женщин-авторов, в связи с чем хочу обратить ваше внимание, что в целом достаточно легко обнаружить анимуса героини произведения. Однако, когда мы всматриваемся глубже, пытаясь увидеть то, что стоит за этой фигурой, то мы также можем распознать мировоззрение (Weltanschauun), то есть взгляды на мир анимуса писательницы. И в конечном счёте анимус управляет функцией распознавания женщины. Таким образом, и в активном воображении и в повседневной жизни у анимуса есть инструменты воздействия, с помощью которых он может обмануть женщину в любой момент. И только внутреннее чувство, то есть реакция эроса, в состоянии не поддаться на логические уговоры и рациональные убеждения, навязываемые анимусом.
Возвращаясь к тому, на чём мы закончили лекцию на прошлой неделе, я хочу отметить, что каждый в отдельности из принципов Логоса и Эроса являются сухими и бесплодными, до тех пор один из них не будет включать в себя другой. Эта задача стоит как перед мужчинами, так и перед женщинами: выйти за пределы потенциальной бесплодности форм каждого из свойственных им принципов, и, интегрировав противоположность, превратить их в целостные живые формы. Когда между мужчинами и женщинами возникают сложности в отношениях, то каждая из сторон ищет проблему в партнёре. Но причина состоит в том, что нам очень сложно понять самих себя и увидеть своё собственное отражение или разобраться в нашей внутренней жизни. Поиск источника проблемы в самих себе состоит в обнаружении присущего нам принципа. Только полное отчаяние или настоящая любовь станут для женщины источником необходимой силы, чтобы разобраться со своим анимусом.
Но когда наша жизнь течёт гладко, то мы обычно ещё больше подвержены опасности идентификации с анимусом. Это послужило причиной для Юнга говорить о «страдании от успеха», который в определённом случае бывает сложнее принять, чем поражение. Когда у нас складываются хорошие отношения, то анимус начинает нам нашёптывать, что так должно продолжаться всегда, счастливые часы должны тянуться вечно.
Во время работы над собой женщине важно ясно понимать, что существует внутренний и внешний миры. Правильное место для анимуса — функционировать в неизвестном и невидимом внутреннем пространстве, которому он принадлежит. Женщина и её анимус связаны как сиамские близнецы, но ни один из них не видит реальности другого. Анимус является мостом, естественным образом соединяющим нас с нашим внутренним миром. Юнг отмечает:

Предназначение анимуса - быть всеобъемлющим, это функция, которая должна расширять наши духовные и интеллектуальные возможности в пространстве бесконечности, открывая нам безграничность коллективного разума. Когда анимус расширяется в великом бессознательном космоса, он действительно находится на своём собственном месте, он принадлежит этому пространству, это его дом. [4]

Чем лучше у нас получается вытеснить анимус из нашего личного мира, путём усиления нашей связи с принципом Эроса, тем больше увеличивается наш шанс развивать собственный ум. [5] Настоящая форма анимуса представляет собой своего рода героя, в котором есть нечто божественное, но в нашей повседневной жизни мы взаимодействуем не с ним, а с его заместителем, порождающим убеждения.
Анализируя сны и видения одной женщины в «Видениях», Юнг пишнт:

Эту женщину осаждало большое количество демонических анимусов, они были повсюду. Далее в результате работы с видениями, и процесса трансформации, её ум оказался пленником земли, утонув в подступающей материи Инь, в женском, в матери, и постепенно её анимуса удалось придавить. Больше у неё не осталось предубеждений о самых разных вещах, как это было раньше, и её психическому материалу предоставилась возможность выказать свои собственные мысли. Итак, вещи начали сами происходить с ней, к ней стали приходить идеи, она освободилась от убеждений, которым подобало быть, не взирая на реально происходившие события. Этот нереальный, негативный анимус не позволял ей напрямую воспринимать психологические факты, всё время подставляя своё мнение на место подлинного восприятия. Как только женщина что-то осознавала, тут же появлялся анимус и говорил ей, что это нечто совершенно другое, таким образом исподволь искажая фактический опыт. Реальное переживание подменялось совершенно пустыми идеями о том, чем это является или может являться. Но сейчас она научилась проживать опыт объективно, видя, что в действительности происходит, в результате чего анимус оказался в заточении.
Это невероятное достижение для женщины — удерживать свой анимус в стороне, сказав ему: «Я посажу тебя в пробирку, чтобы потом проанализировать». Помещение вещества в пробирку или котёл является началом алхимического процесса. Мы заточаем анимуса или аниму с целью их трансформации. Это настоящий процесс очищения, это не является очищением пола, это воображение. Трансформируется не пол, а формы, переживания. В результате пребывания в заключении анимус сильно меняется, он вырван из своего собственного мира, когда он оказался в пробирке... пробирка закрыта, так что внешние влияния исключены, ничто не может вторгнуться внутрь. Ничто не может побеспокоить внешнее пространство, таким способом можно хранить самых вредных микробов, не боясь заразиться. Ничто не может попасть в пробирку или выйти из неё во вне. Итак, анимус не может выйти во внешнее пространство, ему не доступны никакие объекты, так что теперь он может быть трансформирован.
Главное, что здесь происходит — мы преграждаем доступ к любым объектам этим демоническим анимам и анимусам. Обычно их интерес к чему-то вызван тем, что мы позволяем себе потакать своим желаниям. Concupiscentia (вожделение) — так это называется в церкви, этот термин вы найдёте главным образом у Святого Августина, convoitise (похоть) — на французском языке, desirousness (желание) — на английском, begehrlichkeit (жадность) — на немецком. В этом вопросе все великие религии сходятся во мнении. Огонь желания — это то, что нужно победить в буддизме, это справедливо и для Брахманизма, для тантрической философии, Манихейства, Христианства, также подобное понятие есть и в психологии. Когда вы потакаете влечению, вне зависимости направлено ли ваше желание к небесам или ведёт в ад, вы, тем самым, предоставляете аниме или анимусу объект. Таким образом, они оказываются во внешнем мире, а не во внутреннем, и вещи, которые должны оставаться под покровом ночи, оказываются на дневном свете, то, что должно быть у вас под ногами теперь над вашей головой... Но, если вы захвачены вашими желаниями, то в действительности вы одержимы. Женщина может стать одержимой реальным мужчиной только в том случае, если это проекция её анимуса, также, как и мужчина может быть одержим реальной женщиной только в случае проекции его анимы. Итак, это зависит от субъективных предпосылок отдельного человека, а причиной являются ваши потакания своим желаниям. Если вы заключите свою аниму или анимуса в сосуд, вы освободитесь от одержимости, хотя внутри вас будут происходить малоприятные вещи, потому что, когда для ваших демонов наступают плохие времена, вы незамедлительно это почувствуете. Вам нужно понять: этот ваш дух - добрый или злой. Если вашему негативному анимусу будет нелегко, то вы сами сможете наслаждаться жизнью. Конечно, он будет громыхать внутри вас, но через некоторое время, вы поймёте, что поступили правильно. Постепенно вы успокоитесь, и ваша психика трансформируется, а потом вы обнаружите, что в этом сосуде растёт камень - янтарь или лазурит. Другими словами, отвердевание или кристаллизация означает, что ситуация стала привычной. Прочность этого камня зависит от того, насколько в вас укоренилась привычка к самоконтролю, то есть вы перестали потакать себе. Чем привычнее стало подобное поведение, тем прочнее и твёрже будет камень, и когда это станет свершившимся фактом (fait accompli), он превратится в алмаз. И теперь вас больше не беспокоит ваше влечение...
Мужчина, появившийся из камня, является анимусом совершенно другого рода. До этого негативный анимус подменял собой реального. Настоящего анимуса не нужно закупоривать. Удерживание анимуса в пробирке является временной мерой. Его держат в заточении, пока он не станет безопасным, потому что, если открыть сосуд, в котором ещё что-то осталось от прежнего вожделения, из него появится злой дух, и человек снова впадёт в одержимость. Но если ситуация совершенно безопасная, камень уже образовался, тогда сосуд может быть открыт, и из него явится новый анимус. Вы сможете понаблюдать, как он теперь ведёт себя и что делает... Обычно женщины совершенно не понимают анимуса, такое впечатление, что они абсолютно слепые. Действительность состоит в том, что в женщине существует ментальная функция, которая не позволяет ей видеть, как всё происходит на самом деле... Наша пациентка подошла к анимусу, поймала и обездвижела его, она держала его в таком состоянии, пока не научилась непосредственному восприятию опыта. Анимус можно рассматривать как своего рода плёнку, расположенную между реальностью и умом женщины, он всегда говорит о том, как всё должно быть, а когда он утверждает, что нечто должно быть именно таким, то вероятнее всего, оно будет совершенно другим... Анимус — это туман перед её глазами, и чтобы преодолеть эту иллюзию, требуется тщательное систематическое самообразование. [6]

Как только мы собираемся заняться активным воображением, мы наталкиваемся на убеждения, которые блокируют поток образов. Если мы будем видеть происходящее, непосредственно воспринимая опыт и не поддаваясь влиянию разрушительных мнений, загораживающих от нас реальность, то мы сможем посадить нашего анимуса в заточение. Из-за искажений, наводимых анимусом, у людей возникают сложности во время активного воображения. Ему удаётся изменять восприятие до тех пор, пока это уже не превращается в очевидную глупость. Заточение анимы или анимуса является колоссальной жертвой. Для женщины будет невероятной заслугой сказать своему анимусу: «Я помещу тебя в пробирку для дальнейшего исследования».
Женщина должна изгнать убеждения, вторгающиеся между ней и реальностью. В видении, которое описывалось выше, заключённый анимус содержится именно в янтаре. Мы получаем бесценный совет относительно исполнения этой сложной процедуры. С помощью своих мыслей мужчина создаёт сосуд для бессознательного, женщина использует для этого Эрос, то есть чувства и отношения. Янтарь зарождается в старых лесах, которые были затоплены морем. Несмотря на то, что он полностью затвердел, его можно расплавить горячим маслом, в результате чего он станет достаточно клейким. То есть, станет обладать свойством магнита. Итак, на ситуацию можно посмотреть так: пациентка стала воспринимать реальность как таковую, в результате чего анимус был вытолкнут из её мира, и он упал в липкую массу, подобную смоле, которая постепенно его обездвижела. Самая известная женщина-алхимик Мария Профетисса говорила о соединении камеди с камедью в «священном браке», здесь речь об аравийской по происхождению камеди, «которую используют, как тайное имя трансформирующего вещества за её вяжущие свойства». [7] Вероятно, здесь используется именно камедь, так как она может обездвижить летучего Меркурия.
Таким образом, перед нами два сосуда, один создан Логосом, другой — Эросом. Мужчина обездвиживает или «заточает» аниму с помощью функции различения. Но у анимуса в рукаве припрятаны пара тузов. Вы поймали себя и подумали: «Наконец-то я поняла это!», - но это уже есть готовая формула, которую вы накладываете на жизненный поток. Анимус выскочил из пробирки и в качестве решения на сегодня выдаёт вам вчерашнюю истину. Единственное, что поможет вам удерживать его в пробирке — это следование потоку жизни и его переменам, при этом важно всегда помнить о реальности и не позволять себе пользоваться предубеждениями. [8] Кстати, сама я этому училась, общаясь с людьми, которые действительно много для меня значат. В результате я научилась говорить моему анимусу: «Сейчас заткнись и жди молча. Время покажет. Пока мы не знаем, чем это обернётся, так что забирай свои идеи и уходи». И это работало. Теперь я могла судить о происходящем, исходя не из мыслей и предубеждений, а по реальным результатам, воспринимая поток жизни как таковой. Если анимус свободен, то своими мнениями он может убить жизнь также, как стрела или копьё убивает живое существо.
Когда что-то вам кажется не совсем реальным, то зачастую это знак того, что какая-то мысль проскользнула в вашу голову и теперь не даёт вам эмоционально воспринимать происходящее. Анимус всегда отрезает вас от реальности. Смола — это сок, кровь, сущность деревьев и растительной жизни. Так что, липкое вещество является сущностью природы, и движется оно медленно. Оно замедляет, подобные стрелам, мысли анимуса. В результате реальный жизненный опыт встаёт на место прежних неадекватных и деструктивных взглядов на отношения и на повседневные дела. «Камедь» или «смола» трансформирует мнения анимуса в духовный опыт, в результате дух и инстинкты постепенно объединяются. Это то, о чём говорит Мария Профетисса — конъюнкция «камеди и камеди» или «священный брак».
Женщины, которые в старые времена повиновались мужчинам, теперь могут обнаружить себя подчинёнными своим анимусам. Рассказывая о манипуляциях анимуса, Юнг упоминает пример девочки, которая, заметив на себе взгляд мужчины, мгновенно переводила этот взгляд в целую историю своей жизни, которая заканчивалась тем, как она становилась бабушкой. Возможно, здесь присутствуют некоторые природные и инстинктивные проявления, так как желания являются основой природы. Получить желаемое можно, столкнувшись с реальностью. Но анимус подменяет её образами, что приводит к тому, что девочка мгновенно теряет связанность и удаляется от происходящего, закрываясь от мужчины. Я вспоминаю здесь одну женщину, которая разочаровавшись во фрейдистском анализе, пошла к юнгианскому аналитику-мужчине. После встречи с ним у неё возникло ощущение, что теперь-то она много чего поняла. Эта дама решила, что этот психоаналитик сможет ей помочь. Но потом она подумала: «Я — замужняя женщина, а ведь я могу влюбиться....», и далее эта перспектива показалась ей настолько ужасной, что она сильно расстроилась и решила оставить всё как есть, отказавшись от анализа. Так она лишила себя того, что могло стать для неё важным опытом.
Мы можем управлять своими влечениями, когда они сталкиваются с реальностью. Вам нужно увидеть ситуацию такой, как она есть, принять все неприятные последствия, взять ответственность и отстаивать свои желания и потребности. Но, если мы решаем отказаться от чего-то, тогда мы также должны неуклонно придерживаться этого. Не должно быть притворного пренебрежительного отношения к чему-то недоступному. Вместо этого стоит признать, что, возможно, вам не достаёт мужества, чтобы достичь чего-то. Если мы не возьмём на себя полную ответственность, анимус сможет ухватиться за это, вне зависимости от того, хотим мы что-то получить или отвергнуть. Иногда нужно просто идти за потоком жизни, который сначала может привести нас к одному варианту, а потом к другому. И тогда нужно посмотреть на происходящее, чтобы понять, какая из альтернатив подходит нам наилучшим образом в данный конкретный момент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: