Проблема анимуса для современных женщин 3 глава




Вам не удастся оказаться в серьёзном конфликте с самим собой, когда вы, отдыхая в Альпах, находитесь в обществе пожилой хозяйки отеля, и больше никого вокруг нет. Ситуация обострится только в случае, когда ваши противоположности персонифицируются, вот тогда и сможет разразится настоящий конфликт. Другая сторона тоже должна быть воплощена в теле, а так как оно не может быть вашим, то для этого нужно чьё-то ещё присутствие. Если ваша противоположность проявляется просто, как ваш внутренний враг, то это совершенно абстрактно, так как у него нет тела. … А потом вы можете считать это просто своим воображением, или признать своих плохие черты характера, и с чувством исповедаться во всех своих грехах перед Богом. Но, если кто-то другой скажет вам, что у вас есть подобные грехи, вы проклянёте его, призвав дьявола себе на помощь. Вы никогда не согласитесь с этим, в особенности, если этот человек играет роль в вашей системе. Поэтому конфликт становится реальным только в том случае, если другая сторона спроецирована на кого-то. Она воплощается в чьём-то теле, в результате ваша собственная противоположность спроецирована на другого, которому теперь, возможно, придётся с вами конфликтовать. [30]

У человека нет никакой мотивации работать с анимусом до тех пор, пока у него не будет достаточно напряжённых отношений с кем-то противоположного пола, повергающих его в отчаяние. Только безысходность или очень сильная любовь даст необходимой силы импульс, который позволит провести самую неприятную работу, спроецировав анимус во вне. Внешнее и внутреннее зависят друг от друга, побуждая нас переживать внешний опыт и быть в постоянном поиске раздражающих внутренних факторов. Я делаю упор на дестабилизирующих факторах, потому что большинство людей считают необходимым что-то делать с собой только в случае, когда что-то идёт не так. Но, в действительности, когда всё идёт хорошо, нам может угрожать ещё большая опасность. Именно это имеет ввиду Юнг, когда говорит о «страдании от успеха», и указывает на то, что в реальности пережить успех может быть сложнее, чем неудачу. Когда отношения складываются особенно гармонично, к примеру, у анимуса появляется прекрасный шанс прошептать: «...всегда должно быть так, как сейчас», или незаметно внушить, что один счастливый час является обещанием ещё одного такого же. И женщина оказывается полностью во власти concupiscentia (сладострастия, силы желания). Но к этой теме мы вернёмся позднее.
Очевидно, что когда мы работаем над собой, необходимо ясно осознать, что существуют внутренний и внешний миры, и важно их различать, а это, учитывая влияние проекций, задача далеко не такая уж простая. В «Видениях» Юнг пишет:

Исходя из практической пользы, будет лучше, хотя это может и сильно шокировать, предполагать, что всё имеет двойную жизнь: известную, ощутимую наружность и в то же самое время невидимое и неизвестное существование. Вы можете назвать бессознательную и неведомую часть вещи душой, также как бессознательную, неизвестную жизнь внутри нас называют душой или сущностью или любым другим термином, в зависимости от личных предпочтений. Эта устаревшая идея стара как наш мир, а потому она настолько поражает современного человека. Мы — люди, которые считают, что открыли правильное устройство мира после всех этих веков. А выглядит это так, как будто мы подверглись самой ужасающей регрессии, когда извлекли этот старый образ двойного мира из глубин истории. Но уверяю вас, что с практической точки зрения, это очень оправдано, в противном случае, вы никогда не поняли бы значения анимуса и анимы. Лучшее, что мы можем сделать... полагать, что мы находимся между двумя мирами, видимым материальным миром и другим, невидимым, который каким-то образом обладает специфическим качеством реальности, но очень тонким. Это своего рода невидимая материя, существование которой не очевидно, но она пронизывает тела и несомненно присутствует за пределами времени и пространства. Она здесь и везде одновременно, но при этом её нигде нет, потому что у неё нет протяжённости; это полная аннигиляция времени и пространства, и это сильно отличается от нашего представления об очевидном мире. Но сейчас мы оперируем лишь философскими рассуждениями, которые необязательно привносить в практическое понимание. Я повторю ещё раз, что ваш практический подход должен заключаться в понимании, что всё существующее обладает своего рода двойственностью. [31]

Как вы знаете, анимус занимает своё истинное место только в том случае, когда он функционирует в этой неизвестной, невидимой реальности, которой он и принадлежит. В своих книгах и на семинарах Юнг часто говорит, что анимус играет роль обычного моста, который связывает нас с этим невидимым миром, он выполняет своего рода функцию посредника между двумя измерениями. В 1933 году Юнг расширил эту концепцию, пролив свет на некоторые моменты. В «Видениях» он говорит:

Страна анимуса... будет коллективным бессознательным, следовательно он обычно является функцией; его можно назвать полубессознательной границей [женского] ума, через которую она воспринимает коллективное бессознательное...
Да, анимус выполнял трансцендентную функцию, он был своего рода психопомпом, так как анимус и ум женщины являются функциями, в которых может объединиться содержание бессознательного и сознания. Следовательно, аспект Логоса будет нести трансцендентную функцию в женщине, также, как Эрос будет сходным образом работать в мужчине. Его Эрос, его личная связанность, вместе с анимусом создаёт символ, объединяющий содержание бессознательного и сознания, и делает возможным возникновение трансцендентной функции...
…..
Таким образом, работа анимуса схожа с деятельностью анимы... это мост, находящийся на стороне коллективного бессознательного, а не в пространстве обычного, так называемого материального мира. Но всегда есть опасность, что анимус откатится назад, иначе говоря, исчезнет в коллективном бессознательном, и тогда на некоторое время связь с бессознательным будет прервана. Это похоже на разводной мост, одна из сторон которого закреплена в бессознательном: когда его разводят, доступ оказывается перекрыт. У нас складывается правильный образ анимуса, так как, в действительности, он гораздо больше принадлежит миру бессознательного, чем сознания. Вы можете видеть, что анимус не был создан сознательным умом, это творение бессознательного, поэтому он и является его персонификацией. Это врата в коллективное бессознательное, и, используя определённый подход, можно вызвать проявление этой функции. Но, если он вернётся обратно, и мост будет поднят, то ворота окажутся запертыми... Анима и анимус не являются просто функциями, созданными сознанием, с его помощью они были обнаружены. Никакие наши сознательные усилия не помогут нам построить мост, который свяжет нас с бессознательным. Гораздо вероятнее то, что коллективное бессознательное проявится в форме анимы или анимуса и, конечно, когда мы это осознаем, мы дотянемся до этой фигуры, установив таким образом взаимосвязь. [32]

Мне кажется, что по мере возрастания нашей способности устранять влияние анимуса на наш личный мир, увеличивается наша возможность развивать сознание. Иными словами, мы можем отправить его в его собственный дом путём усиления нашей связи с принципом Эроса, сделав его нашим естественным способом функционирования. В моём втором сне проявился также и космический аспект. Вам необязательно глубоко изучать блестящие материалы об анимусе Эммы Юнг, но мне бы хотелось, чтобы вы обратились к этому эссе, дабы познакомиться с женской точкой зрения на этот весьма практичный и жизненно важный вопрос. [33]
Возможно, самое важное из всего, что Юнг рассказал об анимусе в семинарах «Видения», является его комментарий о фигуре женщины, обнаружившей шершавый чёрный камень в рыбе, которая сама выбросилась к её ногам. Она потёрла этот камень о свою грудь, то есть, вложила в него своё либидо, и он превратился в янтарь. Далее она говорит:

Внутри янтаря я увидела страдающее лицо... Затем я ощутила сильный пульс, бьющийся внутри камня, я почувствовала себя уставшей и легла на землю. Пульс бился как огромное сердце, и вскоре земля и деревья вокруг меня тоже забились, я начала ощущать пульсацию повсюду. [34]

Она ощутила необходимость освободить лицо из янтаря. Наконец, она поняла, что сделать это возможно, только дав ему свою кровь. Она поранила себе грудь и сделала это, янтарь исчез, а на его месте стоял мужчина, связанный ремнями и пронзённый стрелами. [35] Как и следовало ожидать, это был анимус, и это объясняло страдания: сначала страдал он, а потом она, когда порезала себя, чтобы дать мужчине свою кровь. Ей пришлось сковать свою маскулинность. Юнг говорит, что реальная форма анимуса представляет собой героя, обладающего духом, но нам всегда приходится иметь дело с подменой, предлагающей нам убеждения. Юнг продолжает:

Поэтому эта женщина была окружена большим количеством дьявольских анимусов, они были повсюду и во всех видениях, в процессе трансформации, а её ум.. стал пленником земли, утонув в подступающем материале Инь, в феминном, в матери, так постепенно её анимус был подавлен. У неё больше не осталось предубеждения о том, каким должно быть положение вещей, она предоставила возможность материалу выражать своё сознание. Итак, она вошла в поток событий, к ней пришли мысли, и она теперь не думала, что должно произойти, не видя того, что происходит в действительности. Этот поддельный, негативный анимус не позволяет воспринимать психологические явления непосредственно, постоянно предлагая разные готовые мнения, вместо достоверного понимания. Как только женщина что-то воспринимает, тут же вмешивается анимус, представляя всё совершенно иначе, что приводит к искажению фактического переживания. Реальный опыт заменяется мнением о том, чем это должно быть, или чем это, возможно, могло бы быть. Теперь она научилась получать объективный опыт, понимать, что происходит в действительности, и это сковало её анимуса. [36]

Вы видите эти качества во внешнем мире и в наших собственных жизнях также хорошо, как и в снах и в образах во время активного воображения. Когда этот нереальный, вселяющий в нас убеждения, заместитель занимает место, «он» (анимус) заполняет нас иллюзиями о внешнем мире, мешая переживать психическую реальность такой, какая она есть. Этот фрагмент, написанный Юнгом, обладает, на мой взгляд, первостепенной важностью, так как в нём автор подчёркивает следующее: важно научиться видеть реальность и напрямую проживать происходящее без искажающей завесы мнений. Ориентируясь во внешней реальности подобным образом, мы держим в заточении наш анимус, не позволяя ему навязывать нам свои мнения. Пожалуй, главной причиной трудностей, с которыми сталкиваются люди во время активного воображения, является стремление анимуса и анимы исказить наше восприятие реальности. Этим людям пока что не удалось запереть своего анимуса, он по-прежнему царит повсюду, искажая любое прямое восприятие переживаний внутреннего мира, и это будет продолжаться до тех пор, пока мы не перестанем считать, что глупо обращать на это наше внимание. Эта проблема описана в мемуарах Мойзиша «Операция Цицерон». [37] Он пришёл к заключению, что нежелание увидеть реальность, понять, чем же в действительности была мировая война, стало, возможно, самой значительной глупостью нацистских лидеров.
Юнг продолжает развивать свою идею и говорит об аниме:

Мотив заточения анимуса имеет свой аналог в мужской психологии в лишении свободы анимы, но, конечно, здесь есть отличия, так как это связано с эмоциями и настроениями. Когда мужчина в состоянии различать объективное положение вещей и своё настроение, когда он больше не позволяет эмоциям ослеплять его ум, и может дифференцировать эти вещи, признавая, что сейчас у него странное настроение, - это является признаком, что ему удалось поместить в заточение аниму. Через некоторое время он сможет сказать своему настроению: «У тебя нет права на существование, я помещу тебя в пробирку, чтобы проанализировать». Конечно, это огромная жертва, которая даётся только кровью, ведь для того, чтобы сдерживать аниму, человеку потребуются сверхчеловеческие усилия. И я охотно признаю, что отстранение анимуса является и для женщины незаурядным достижением, взять и сказать ему: «Сейчас я помещу тебя в пробирку, чтобы проанализировать позже». [38]

Так же, как мужчина может сказать своему настроению, заслоняющему ему реальность, «у тебя нет права на существование», помещая тем самым настроение в пробирку, женщине нужно изгнать убеждения, находящиеся между ней и реальностью, заточив их в женский аналог пробирки. Тот факт, что именно янтарь оказался местом заточения анимуса в этом видении, даёт нам очень ценный намёк на понимание разницы того, как этот процесс происходит у разных полов. Понимание анимы может быть таким: анима была выставлена из её мира после того, как увидела реальность такой, как она есть, она упала в липкую массу, похожую на смолу, которая постепенно твердела и сковала её, и она оказалась пойманной «наступающей материей Инь», как это выразил Юнг на семинаре.
Нечто схожее можно найти в древней гностической легенде о Нус и Физис (Nous and Physis): когда Нус любовался отражением земли в воде, Физис (персонификация природы) заключил его в свои объятия так сильно, что он был втянут прямо в землю, где с тех самых пор и пребывает в заточении. Как вы понимаете, его освобождение является основной задачей алхимиков.
Насколько я в этом разбираюсь, единственным эффективным способом, с помощью которого мы можем поместить анимус в «пробирку», является следование принципу жизни, потоку перемен, при этом важно постоянно сдерживать любые предубеждения по поводу происходящего. Я поняла это на практике, мой анимус всегда пытался выносить решения в таких делах, как важные переговоры, отношения со значимыми людьми и так далее. Я научилась говорить ему: «Замолчи и стой тихо. Только время покажет, было ли это правильно или нет. Я обсужу это с тобой позже, а сейчас уходи. Мы пока не знаем, чем это всё обернётся». В моём случае это работало, анимус останавливался, а потом я могла судить по результатам, исходя из реальности и потока жизни как такового, и поскольку у меня это получалось, анимус фактически завяз в этой смоле жизни. Кажется, что в видении этой женщины смола символизирует женский аналог формы, созданной мужским Логосом. Но ведение переговоров с анимусом в тот момент, когда происходит нечто важное, крайне редко приводит к успеху, если это вообще возможно. Так как, если он свободен, и находится везде, то своими мнениями он может убить жизнь также, как пуля, стрела или копьё может убить любое живое существо.
И нам снова нужно задать вопрос самим себе: «Почему в видении был именно янтарь?» Янтарь — это окаменелая смола, иначе говоря, кристаллизованный сок или животворящая кровь прямо из сердца сосны. Янтарь происходит из старых лесов, которые были затоплены морем. Хотя он полностью затвердел, его можно растворить с помощью горячего масла, и он станет достаточно мягким. Ему присущи свойства магнита. В твёрдом состоянии смола представляет собой вид драгоценного камня, который произошёл не из минералов, а из сущности растительной жизни дерева. [39] Так, быстрые, похожие на жало, нереальные идеи анимуса, которые всегда неуместны, замедляются посредством липкого вещества, принадлежащего дереву. Таким образам этим убеждениям приходится таять и смешиваться со смолой, с сущностью растительной жизни, в результате неадекватные или даже деструктивные жизненные позиции заменяются на жизненный опыт, который, в свою очередь, приводит к некоторому духовному пониманию. Как об этом сказала Мария-Луиза фон Франц, когда мы обсуждали эту тему, смола, аравийская камедь, превращается в гнозис, в духовный жизненный опыт, что ведёт к постепенному объединению духа и инстинкта.
Легендарная женщина-алхимик Мария Профетисса, которая подчёркивает важность камеди в алхимическом процессе, будучи женщиной, указывает в том же направлении. Ей максиму “Marry gum with gum in true marriage” более поздние алхимики цитируют снова и снова. В «Психологии и алхимии» Юнг отмечает, что «изначально это была аравийская камедь, и её использовали в качестве тайного названия трансформирующей субстанции». [40] Особого внимания заслуживает то, что камедь является ингредиентом, который используют для удерживания неуловимого Меркурия. В «Психологии и алхимии» Юнг цитирует поэму на латыни, написанную комментатором работ Марии Профетиссы, которое переводится следующим образом:
Мария дивное кратко изрекает, и громогласно столь важное оглашает,
Она двойными крепкими смолами закрепляет то, что стремится вниз
Дочь Плутона связует то, что сродственно любви
Радуется поджаренному, посеянному и по три соединенному
[41]

Бракосочетание между камедью и камедью, описанное Марией Профетиссой, подразумевает сублимацию неуловимого, летучего Меркурия и ближайшего родственника анимуса Гермеса, которые практически синонимичны по значению. Помните, что стадия Гермеса является самой высокой в четырёхуровневой схеме развития по Юнгу. Хотя он существует с самого начала, на ранней стадии Меркурий представляет собой негативный аспект Гермеса, который, как вы знаете, был искусным мошенником, своровавшим скот, и в целом подозрительной личностью. Ускользающий и неуловимый анимус любит делать огульные утверждения, которые искажают реальность, проносясь мимо с сумасшедшей скоростью. Но здесь Мария приклеивает его к дну реальности, погружает его в смолу, и теперь он больше не сможет проноситься мимо, а вынужден быть неподвижным и трансформироваться, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Эта идея схожа с историей о том, как Нус был пойман Физисом.
А теперь перейдём к практике: В чём разница между сосудом, созданным Логосом и сосудом, сделанным Эросом? Мужчина заточает аниму умением различать. Он видит, что у него определённое настроение, к примеру, и, осознав его, помещает его в пробирку. Но анимус прекрасно знает эти трюки. Вы сами ловите себя на убеждении, к примеру, и это работает, вы изгоняете его и ощущаете спонтанный жизненный поток. Вы думаете: «У меня получилось!», - и применяете этот способ на следующий день. Но на следующий день это уже становится готовой формулой, которую вы накладываете на поток жизни. Таким образом, анимусу удалось освободиться из его пробирки, и теперь он использует вчерашнюю истину как сегодняшнее знание.
Я хочу привести пример, как это работает на практике. Женщина, не использующая в жизни все свои возможности, пришла на приём к мужчине-аналитику. Он очень впечатлил её, ей показалось, что он действительно понял её, и она решила, что это был честный, порядочный человек. Но вдруг молниеносно появился анимус. И она подумала: «Я — замужняя женщина. Я могу влюбиться в него». В результате она решила отказаться от его услуг и застряла в своём привычном состоянии. Если она смогла бы отклонить это предубеждение и подумать сама, она бы увидела, что подозревала аналитика в том, что он хочет её соблазнить, а далее поняла бы абсурдность этих подозрений. В этом случае анимус выдал общую, всеми признанную истину, гласящую, что мужчинам и женщинам не следует вступать в любовную связь, когда у каждого есть свои жизненные обстоятельства. Если бы ей удалось придерживаться своего собственного впечатления об аналитике, как о порядочном человеке и сказать своему анимусу: «Сейчас тебе придётся подождать. Посмотрим, что реально представляет из себя этот мужчина», тогда бы у неё появился шанс поместить анимуса в смолу и держать там до тех пор, пока аналитик не показал бы ей, что за этим стояло. Юнг пишет:

Когда мы помещаем вещество в пробирку или в котёл, мы запускаем тем самым алхимический процесс. Чтобы трансформировать анимуса или аниму, мы лишаем их свободы. Это называется настоящим процессом сублимации. Здесь не происходит сублимации пола, работа идёт с мысленным образом. Трансформируется не пол, а форма и переживания. В результате заточения анимус меняется определённым образом, он вырван из своего мира, как вещество, помещённое в пробирку... внешние влияния исключены, он внутри, и ничто ему не помешает. Во внешнюю среду тоже ничто не вмешивается. Таким способом можно держать в комнате самых вредных микробов, не боясь заразиться, так как ничто не может попасть в пробирку или выйти из неё. Следовательно, когда анимус не может проникнуть во внешнюю атмосферу, он лишён объекта, на который может воздействовать, и у него есть время трансформироваться.
Самым важным в этой трансформации является то, что мы убираем объекты от этих демонических анимы и анимуса. Они получают их только в том случае, когда мы позволяем потакать себе в чём-то. Concupiscentia (вожделение) — так это называется в церкви, этот термин вы найдёте главным образом у Святого Августина, convoitise (похоть) — на французском языке, desirousness (желание) — на английском, begehrlichkeit (жадность) — на немецком. В этом вопросе все великие религии сходятся во мнении. В буддизме это сила привязанности, которую нужно победить, это справедливо и для Брахманизма, для тантрической философии, Манихейства, Христианства, также это является и психологическим термином. [42]

Очевидно, что если желание является точкой пересечения всех великих религий, то мы можем быть уверены, что это близко к самой сути человеческой природы. Возможно, отказаться от этой эмоции нам сложнее всего. Ответ христианской церкви — отречение — считается совершенно необходимой ступенью в развитии человека, но для дальнейшего развития этот подход является слишком однобоким. Подавление одной стороны ломает все границы и ставит перед нами задачу найти другой ответ. Юнг так комментирует этот вопрос:

Когда вы потакаете влечению, вне зависимости направлено ли ваше желание к небесам или ведёт в ад, вы, тем самым, предоставляете аниме или анимусу объект. Таким образом они оказываются во внешнем мире, а не во внутреннем, и вещи, которые должны оставаться под покровом ночи, оказываются на дневном свете, то, что должно быть у вас под ногами теперь над вашей головой. Но, если вы можете сказать: «Да, я хочу этого, но всё же я не привязываюсь к этому, я решаю получить это, и я попытаюсь получить это. Или, если я решу отказаться от этого, я откажусь. Если таково ваш сознательное отношение к этому вопросу, то вы не оставляете возможности проявиться аниме или анимусу. Но, если вы захвачены вашими желаниями, то в действительности вы одержимы. [43]

Хотя вся реальность, где царит concupiscentia (влечение) накалена, стократно увеличивая сложность этой задачи, эффективный подход в том, что касается анимуса или его убеждений, по сути не отличается от только что рассмотренного нами. Единственный известный мне способ контролировать свои желания состоит в том, чтобы столкнуть их с реальностью. Если вы решите получить нечто, что бы это ни было (первая из альтернатив Юнга), вам нужно посмотреть, как всё обстоит в действительности, принять все неприятности и взять на себя полную ответственность за своё желание. Обычно это весьма неприятно, особенно для женщин, отказаться от своей гордости вместе со всеми многочисленными пустыми иллюзиями. (Мужчинам нужно сделать то же самое с их анимой). Или, если вы принимаете решение отказаться от желания, то тут стоит вспомнить, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Вам придётся полностью принять всю боль отречения от этого, и, возможно, принять, что вам не хватило мужества добиться своего, то есть, взять на себя ответственность за то, что вы не попытались это получить.
Насколько мне позволяет судить мой опыт, желание становится в том или ином смысле объектом для анимуса только в том случае, когда мы не берём на себя полную ответственность за ситуацию, и вместо этого потакаем своим фантазиям об этом. Иногда это не так легко понять, что же человек хочет: получить нечто или отказаться от этого, но важно следовать потоку жизни, который может привести сначала к одному варианту, а потом к другому. В этом случае нужно не потакать фантазиям, а обдумать реальное положение дел, решив, какая альтернатива вам подходит здесь и сейчас в этот конкретный момент.
Молодой терапевт, который только начал свою карьеру аналитика, рассказал мне о своих сложностях в работе с пятидесятилетней женщиной, так как он считал, что в этом случае что-то происходит не так. Вскоре из сна стало ясно, что речь идёт об очень сильном сексуальном переносе. Я спросила его, как он себя чувствует в этой ситуации. Он сказал, что прочитал наши семинары об анимусе, и столкнув её лицом к лицу с реальностью, исходя из его собственного понимания, попытался ей помочь выдержать это переживание. Аналитик хотел найти причину того, почему бессознательное выражает совершенно, по-видимому, безнадёжное желание. Или он думал, что может помочь ей отказаться от своего желания, понимая, что её боль также даст ей возможность пострадать. Но какой бы оборот не принимали фантазии, он снова и снова сталкивался с отказом этой женщины увидеть реальность. Её едва заметная улыбка говорила о том, что она ни верит ни одному слову о том фактическом положении дел, которое он ей описывал. Другими словами, эта женщина потакала своему желанию и различным фантазиям и вариантам развития сюжета, игнорируя все его усилия вернуть её к реальным фактам. Анимус становился всё толще и толще, и с каждым днём её одержимость им только усиливалась, так что анализ оказался на грани срыва.
Лично я не думаю, что этот аналитик смог бы что-то сделать. Если женщина не видит реальность, никто ей не поможет. Юнг пишет:

Женщина может стать одержимой реальным мужчиной только в том случае, если это проекция её анимуса, также, как и мужчина может быть одержим реальной женщиной только в случае проекции его анимы. Итак, это сводиться к субъективным предпосылкам отдельного человека, причиной являются ваши потакания своим желаниям. Если вы заключите свою аниму или анимуса в сосуд, вы освободитесь от одержимости, хотя, конечно, внутри будут происходить малоприятные вещи, и вы это почувствуете, потому что, когда для ваших демонов наступают плохие времена, вы незамедлительно это почувствуете. Вам нужно понимать, является ли этот дух добрым или злым, тогда, если для негативного анимуса настанует тяжёлый периоод, вы сможете наслаждаться жизнью. Конечно, он будет громыхать внутри вас, но через некоторое время, вы поймёте, что поступили правильно. Постепенно вы успокоитесь, и ваша психика постепенно трансформируется, а потом вы обнаружите, что в этом сосуде растёт камень, янтарь или лазурит. Другими словами, отвердевание или кристаллизация означает, что ситуация стала привычной. Прочность этого камня зависит от того, насколько в вас укоренилась привычка к самоконтролю, или же вы перестали потакать себе. Чем привычнее стало подобное поведение, тем прочнее и твёрже будет этот камень, и когда это станет свершившимся фактом (fait accompli), он превратится в алмаз. И теперь вас больше не беспокоит ваше влечение. [44]

Я привожу здесь мысль Юнга, так как она с совершенно неожиданной стороны освещает алмаз, который является одним из символов Самости, в особенности, это имеет смысл на востоке, где так важно создать, так называемое, «алмазное тело». Однако, мы отойдём слишком далеко от темы, если начнём глубже рассматривать эти аспекты прямо здесь.
В видении женщины мы говорили о мужчине, который появился из янтаря:

Это другой тип анимуса, ложный анимус, замещающий настоящего. Нам не следует закупоривать настоящего анимуса. Удерживание анимуса внутри сосуда является временной мерой. Это может продолжаться пока вы в полной безопасности, потому что, если ещё остался пережиток старого желания, и сосуд будет открыт, злой дух вырвется на свободу, и человек снова станет одержимым. Но, если ситуация явно безопасна, камень уже создан, тогда сосуд можно открыть, и оттуда появится новый анимус. И тогда вы увидите, как он себя ведёт и что делает. [45]

Из истории видения этой женщины мы узнали, что мужчина сможет выйти из янтаря только в том случае, если женщина прольёт на камень свою кровь. Хочу вам напомнить, что, когда он появился, то был связан ремнями и пронзён стрелами. Насколько можно мягко, она вытащила из него стрелы и освободила его из его пут. Юнг писал, что женщине пришлось сковать старого анимуса, изобилующего мнениями, для того, чтобы остановить поток его убеждений, чтобы он не мешал ей воспринимать вещи такими, какими они были на самом деле. [46] В этом образе стрелы можно рассматривать как озарения, которые пронзили завесу мнений анимуса.
Когда вы просите анимуса подождать, вы сковываете его или приклеиваете к дну. Если вы решаете повернуть против него его копья и стрелы, тогда они его пронзают, как и было в том видении. К примеру, женщина в ходе прохождения своего анализа впала в заблуждение. Она не только не смогла попросить анимуса подождать, тем самым связав его или приклеив, но она направила его измышления на него же самого, сказав: «Твой ум похож на канализацию, он переполнен грязными идеями. Ты подозреваешь доктора Х в том, что он является бессердечным Доном Жуаном, несмотря на всё, что о нём говорят люди. А затем ты абсолютно безосновательно внушаешь мне, что я изменю моему мужу. Да вы всего лишь злобный, лживый сплетник!» Его копья повернуты обратно против него и он получает их, вместо этой женщины. Далее Юнг отмечает:

Не забывайте о том, что быть одержимым анимой или анимусом, было обычным состоянием человека. Мы все были одержимы, мы были рабами, и до сих пор мы так и не освободились полностью из этого положения, а главной причина состоит в том, что мы постоянно прикладываем усилия, чтобы вернуться в это рабство. Мы даже не понимаем, до какой степени мы одержимы, возможно, что наша свобода весьма относительна. Подавление анимы или анимуса является мерой крайне жестокой и безжалостной, и, чтобы добиться этого даже в незначительной степени, нужно быть твёрдым и жестоким человеком. В действительности, пройдя через такой процесс, анимус становится совершенно больным, и после этого его нужно создавать заново. В результате усилий, направленных на то, чтобы его в связанном состоянии удерживать внизу, ему наносят специфические раны, которые нужно исцелить. Потом нужно будет донести до сознания анимуса, что теперь он другой, он исцелён после весьма жёсткого лечения, через которое прошёл. [47]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: