Он тем брал людей, что был сам трепещущим человеком. 38 глава




Таким образом, во всей истории о возможной причастности жандармского ге­нерала Курлова к смерти Столыпина остается, по сути, лишь один впечатляющий до-зод, только одна серьезная улика: как уже говорилось, секретный агент Богров получил билет в театр не благодаря, а вопреки инструкциям для охранных отделений страны. Впрочем, получил не от генерала Курлова, а от начальника киевской охранки Кулябко, который, как уже говорилось, изменил свои первоначальные показания и принял всю вину на себя.

В нашу задачу не входит капитальное расследование причастия группы Кур­лова — Веригина — Спиридовича — Кулябко к убийству Столыпина. Однако стоит ска­зать, что помимо официального следствия эта чрезвычайно сложная тема стала пред­метом пристального внимания самых разных историков и публицистов в дореволюци­онный, советский и постсоветский период. И здесь, прежде всего, заслуживают вни­мания версии о спланированном покушении на премьера — сговоре, в центре которого


стоял погрязший в финансовых авантюрах Курлов, давно искавший подходящего случая. Гипотеза о том, что Богров стал лишь исполнителем замышленного убийства, высказывалась не раз*.

В некоторых версиях удачно сведены воедино всевозможные разрозненные ра­нее факты, улики, размышления, догадки и слухи, представляющие довольно достовер­ную картину этого чудовищного убийства. Например, в мемуарной литературе давно блуждала информация о предполагаемых соучастниках Д. Богрова, которые после его выстрелов должны были погасить свет в театре. Этим, кстати, объяснялась решимость двойного агента, которому в суматохе оставался шанс на спасение. В ткань предлагаемых версий удачно вплетены другие факты и аргументы: от растрат генерала Курлова до по­дозрительных связей Кулябко, а также Богрова.

В разных источниках блуждает также версия о таинственном ночном посеще­нии раненого Столыпина неким доктором Г., который, «отослав под каким-то предлогом находившегося в комнате врача, остался с больным в течение трех-четырех минут наеди­не» [11, с. 334].

Примечательно, что эти версии не исключали другого: возможно, наряду с «квартетом» Курлова к убийству премьера Богрова склоняли другие люди и обстоятельст­ва. Поспешная казнь исполнителя, несмотря на все последующие открытия и новые фак­ты, вероятно, навсегда исключила возможность окончательно прояснить этот вопрос.

Ясно одно: к смерти Столыпина стремились самые разные силы, и в этом зага­дочном деле сплелись интересы его явных и тайных врагов изо всех лагерей. Крайности в отношении премьера сходились, и в такой атмосфере смерть бродила за ним по пятам, выжидая удобного момента...

Незадачливый лидер кадетов Милюков, отрешившийся в эмиграции почти от всех своих политических взглядов, вводит в круг подозреваемых лиц даже Императора Николая II вместе с его окружением. Переходя в своих мемуарах в столь щепетильном вопросе на эзопов язык, он употребляет вескую фразу: «Призванный спасти Россию от революции, он (Столыпин.— Г. С.) кончил ролью русского Фомы Бекета» [35, с. 80—81]. Тем самым он намекает, что верный Самодержцу премьер, подобно английскому канцле­ру, пал от рук преданных Николаю II людей после неосторожных фраз, сказанных Ца­рем, заслоненным славой Столыпина. Может, с мнением просвещенного Милюкова трудно согласиться по сути, но еще труднее его начисто опровергнуть. Вне сомнения. Николая II раздражала популярность Столыпина, о чем впоследствии писали самые раз­ные люди. Чаще всего ссылаются на воспоминания Коковцова, которому царь в спешном порядке передает пост главы правительства российской державы: «„Ваше Император­ское Величество, покойный Петр Аркадьевич не заслонял вас, он умер за вас". Царь го­ворит с упрямством: „Он заслонял меня. Мне надоело читать каждый день в газетах „Председатель Совета Министров, Председатель Совета Министров!"» [11, с. 445].

Это чувство ущемленного самолюбия постоянно будировало корыстное окру­жение Самодержца, пустившее в ход интригу об ущемлении «верховных прерогатив». Чу­довищно предположить, что Царь мог личным наказом вдохновить кого-то на убийство премьера, однако ревнивое отношение Николая II к Столыпину не могло пройти незаме­ченным для приближенных особ. Это вполне могло стать основой всяких инсинуаций против него, которые привели, в конце концов, к изоляции и прилюдному унижению, ос­тавлению на киевских торжествах без охраны и трагической развязке в театре.

 

*Наиболее обстоятельно этот вопрос исследован в книге В. Джанибекяна «Тайна гибели Столы-пина», в которой наряду с известными ранее фактами приведены недоступные широкому кру­еведения из таинственного досье.


Нельзя умолчать еще об одной версии, которая в разных вариациях давно бу­доражит умы. Речь о причастности масонов к смерти премьера — теме, которую до сих пор обходят молчаньем большинство ученых умов. Не ставя особой целью исследова­ние этого взгляда, не располагая на сей счет никакими серьезными фактами, ограни­чимся лишь публикацией зарубежного соотечественника, историка, заключившего этот вопрос в разумные рамки личной догадки. Приведенная далее (приложение № 8) без купюр статья, опубликованная в зарубежной газете «Русская жизнь», привлекает внимание еще потому, что, как уже указывалось выше, деятельностью масонов интере­совался и царь, и Столыпин. По некоторым сведениям полиция проводила наблюдение за масонскими ложами, интересуясь связью «братьев» России и Франции. С этой целью в 1910 году Департамент полиции командировал в Париж коллежского асессора Алек­сеева. Примечательно, что приведенное ниже донесение Алексеева было предоставле­но Курловым императору, чтобы направить внимание влиятельных кругов и Царя на масонский след:

«От лиц, стоящих близко к здешним масонским кружкам, удалось услышать, что покушение на г-на председателя Совета Министров находится в некоторой связи с плана­ми масонских руководителей... Уже с некоторых пор к г-ну председателю Совета Мини­стров делались осторожные, замаскированные подходы, имеющие склонить его высоко­превосходительство на сторону могучего сообщества. Само собой разумеется, попытки эти проводились с присущей масонству таинственностью и не могли возбудить со сторо­ны г-на председателя никаких подозрений... Масоны повели атаку и на другой фронт, ста­раясь заручиться поддержкой какого-либо крупного сановного лица. Таким лицом, гово-эят, оказался П. Н. Дурново, который сделался будто бы их покровителем в России, быть может, имея на это свои цели. Когда масоны убедились, что у них есть такая заручка, они уже начали смотреть на председателя Совета Министров как на лицо, могущее им слу­жить скорее препятствием... Масоны были обеспокоены тем обстоятельством, что у вла­сти стоял г-н председатель Совета Министров. В печати проскользнула однажды статья, заявляющая, что его высокопревосходительство находится „под влиянием масонов, дей­ствующих на него через его брата А. Столыпина" (Гроза. № 153; Русская Правда. № 13)... За границей же на премьер-министра смотрят как на лицо, которое не пожелает прине-:ти масонству ни пользу, ни вред. Это последнее убеждение побудило руководителей ма­сонства прийти к заключению, что г-н председатель Совета Министров является для со­юза лицом „бесполезным" и, следовательно, в настоящее время, когда масонство собира­ется нажать в России все свои пружины,— даже вредным для целей масонства... Масоны ожидали в июле месяце каких-то событий. Тайные парижские руководители не сообща­ли о том, в каком именно виде события эти выльются, и только теперь, по совершении факта, здешние масоны припоминают о кое-каких слабых намеках на г-на председателя Совета Министров, политикой которого верховный масонский совет был недоволен. Го­ворят, что руководители масонства... подтолкнули исполнение того плана, который был только в зародыше. Чисто „техническая" сторона преступления и кое-какие детали обста­новки, при которой возможно было совершить покушение, была подготовлена через ма-:онов. При теперешней постановке этого дела (охраны) покушение возможно лишь при посредстве масонских сил, без помощи которых ни один революционный комитет не сможет ничего привести в исполнение» [39, т. II, с. 185—186].

Вместе с тем многие исследователи сходятся на мысли о том, что Богров пошел на убийство для самореабилитации. Страх перед позорным разоблачением, глубокий ду­шевный разлад, крушение прежних иллюзий, унизительная роль полуразоблаченного агента подтолкнули эгоцентричного человека с болезненным самолюбием и повышен­ной самооценкой к трагическому финалу. Богров сознавал, что прежние связи, долги и


грехи уже никогда не позволят ему сохранить независимость, вести достойную жизнь. За­писка, оставленная дома перед драмой в театре, подтверждает такой душевный настрой:

«Я иначе не могу, и вы сами знаете, что вот два года, как я пробую отказаться от старого. Но новая спокойная жизнь не для меня, и если бы я даже сделал хорошую карь­еру, я все равно кончил бы тем, чем теперь кончаю» [57, с. 197].

Эффектной концовкой Богров рассчитывал перечеркнуть позорные страницы своей биографии и вписать свое имя в историю. Можно сказать, что последнее в некото­рой степени ему удалось.

Итак, по меньшей мере, восемь версий убийства Столыпина. Трудно рассчиты­вать на то, что со временем какая-то из них станет официальной, хотя вполне можно предположить, что на свет преднамеренно или случайно выплывут новые факты, прояс­няющие или, наоборот, искажающие истинное положение дел. И, может быть, самое ра­зумное в нашем нынешнем положении — отступиться от самой притягательной версии, чтобы не плодить новых ошибок, чтобы принять условно модель, включающую все пред­положения и догадки. Как нелепо винить в Октябрьской революции (или перевороте) только большевиков: «Виноваты все!»...— так же опрометчиво считать виновником смер­ти только Ленина или масонов, казнокрадов или Царя. Обстоятельства последних лет жизни премьер-министра П. А. Столыпина позволяют сделать вывод о том, что в борьбе против него сходились самые крайние силы, явно и тайно, прямыми действиями или без­действием приближая его трагическую кончину.

На переломе веков и тысячелетий, в новую российскую смуту всем, кому небез­различно будущее России, кто искренне тревожится за нее, следует вынести из истории восхождения и гибели русского реформатора должный урок. Словно к соотечественни­кам нашего времени обращены слова этого замечательного человека:

«...Я отдаю себе отчет, насколько трудную минуту мы переживаем. Но если в настоящее время не сделать над собой усилия, не забыть о личном благосостоянии и встать малодушно на путь государственных утрат, то, конечно, мы лишим себя пра­ва называть русский народ великим и сильным...» [57, с. 167]

Послесловие

Отклики на смерть премьер-министра - А. Столыпина, А. Гучкова, В. Розанова, Л. Тихомирова, П. Струве, А. Аксакова. Оценки реформ А. Еропкиным, А. Чаяновым, К. Кривошеиным и другими. Ленин о реформах Столыпина. Позиция русских марксистов и советских ученых периода НЭПа. Современные издания: В. Казарезова, А. Кофода и другие. Иностранные специалисты: Зеринг, Аугаген, Прейер, Тэри и другие. Про­гноз Менделеева и трагичный финал. Отзывы знатных особ о роли П. А. Столыпина.

 

СМЕРТЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА вызвала огромный общественный резо­нанс, всколыхнула людское море России. Сотни, тысячи писем и телеграмм от разных организаций, сословий, людей. В них сочувствие родным поверженного премьера, боль, тревога и возмущение злодеянием. Отзывались люди, как знавшие Столыпина лично, так и не видевшие его никогда, но сознающие его значение и потерю. Чуткие отклики посту­пали даже из государств, настроенных к России враждебно: политические деятели отда­вали дань мудрости, мужеству и достоинству, с которыми вел российский корабль рус­ский премьер. Самые искренние и проникновенные из посланий были опубликованы за­тем отдельными изданиями, передавались народной молвой.

После трагической кончины брата и похорон, вылившихся в демонстрацию са­мых глубоких и искренних чувств россиян к поверженному борцу за благо России, заме­чательный очерк «Памяти брата» опубликовал Александр Столыпин:

«Кровь героев нужна, чтобы их голос звучал в пространстве столетий (Г. С).

После ряда бесславных лет Провидение ярким светом мученичества озарило дорогой русскому чувству облик простого, правдивого, верного до последнего вздоха, ум­ного и любящего сына России. Для России был нужен этот жестокий дар Провидения, потому что вступают в жизнь новые поколения и растут дети, для которых нет ни ясных путей, ни воодушевляющей цели, а сердца их чисты и души не тронуты. На первых шагах их стерегут соблазны государственного разврата, зараза безнадежности и проповедь пре­дательства великому преемству отцов, духовному наследию истории. Им нужен пример, но древние примеры так далеки, так чужды текущей жизни, так; не укладываются в совре­менные условия. •

Слова не убедят и не могут убедить, что суровый долг еще может светиться близ­ким и досягаемым идеалом в наше разнузданное время; слова не убедят, что в нашей ма­ловерной жизни можно покорствовать заветам Христа; слова не подвигнут на жертву и не окрылят верою в победу добра. Прекрасными в своей дерзости словами зовут и к пре­ступлению, умными до соблазнительности словами влекут к измене долгу. Слова эти раз­даются так громко, так настойчиво и так повсеместно, что нужно было поставить стра­дальческую тень в бессмертное их опровержение.

В ужасные дни предсмертного томления брата, и в бесконечном шествии за его прахом, и в дни молитв и похорон я видел плачущие и благословляющие толпы, которые были больше, чем толпы, когда-то выходившие вооруженными на мятеж. И я знал, что эти слезы и молитвы неизгладимее, чем были когда-то волны бунтующей злобы. В груст­ном просветлении я думал о брате, что он заслужил свой отдых, потому что весь народ мысленно за ним крестит любовным, благословляющим крестом своего Царя и будет крестить, исполняя его завещание. Я видел, что народ его одобрил, моего бедного брата,


и так сердечно и стихийно одобрил, как только умеет это делать русский народ. Народ в нем признал подвиг скромного и самоотверженного служения выше всех других подви­гов, как наиболее сродный душе народа. Довольно им играли, довольно звали на пути са­мовластия и дури, довольно в нем будили злобу и корысть. А кто ему служил, кто нелице­мерно помогал великому Царскому служению родной земле? Неожиданным признанием, никем не вызванным и не подстрекаемым, народ показал свою истинную волю и раскрыл свои заветные мысли.

Пусть те, которые так самозванно именовали себя борцами за народные права и истолкователями его надежд и гнева, пусть они вдумаются в этот пожар сердец, в это любовное единодушие к человеку, на которого они так упорно и зло указывали народу как на притеснителя, карателя, гасителя свободы и попирателя прав.

Теперь его нет, и он тем силен, что защищаться не может, а защищает его непо­бедимая правда. Теперь дело не в лице, а в символе и памяти, теперь бороться не с кем, кроме идеи, нечего оспаривать, кроме завещания мученика, заслужившего утверждение потрясающего народного горя.

Пяти лет его неутомимой работы и пяти дней его безропотных страданий было достаточно, чтобы обновленный строй, дарованный Царем России, был усвоен и принят примиренным народом. На крепкой основе земельного богатства воздвигалось здание права и законности, дальнейшее строительство которого русскими руками и по русскому замыслу теперь обеспечено. Произнося в одной из своих думских речей памятные слова: „Вам нужны великие потрясения,— нам нужна великая Россия",— он провел резкую грань между чужеродными государственными хищниками и строителем-народом, которому он был и слугою, и сыном. Храня Россию от великих потрясений, он спешил укрепить хо­зяйство и собственность трудящихся на земле. Этой цели он достиг.

Но у него были и другие цели, были и другие задачи, успех которых обрисовы­вался в неясном тумане. Его мечтою было привлечение к государственной работе всего честного, всего умного и талантливого в России, он верил в общественные силы и хотел их направить в русло совместной и стройной работы на пользу родины. Он верил в то, что уродливый тормоз недобросовестной и пристрастной оппозиции оботрется о рабо­чую силу умеренной и честной России и ослабит свое вредное сопротивление. Эта по­следняя цель им еще не была достигнута, но в память его это должно быть сделано. Если бы этого не было, то ни к чему были бы все труды, все потрясения, все народные бедст­вия прежних лет и страшные уроки истории» [53, с. 9—10].

Из множества речей, произнесенных по поводу смерти Столыпина, следует особо отметить краткое выступление лидера октябристов Александра Гучкова. 3 октября в Петербургском клубе Общественных деятелей он держит речь, которая многое прояс­няет и расставляет на подобающие места:

«Мы потеряли Столыпина, но оценить все последствия этой потери сейчас слишком трудно, однако же, для понимания момента необходимо вспомнить, кто такой был Столыпин и чем он был ценен.

Прежде всего, Столыпин был искренним, убежденным и горячим сторонником народного представительства; в своей деятельности он одинаково горячо и энергично от­стаивал народное представительство от тех опасностей, которые грозили ему с двух сто­рон. Они грозили ему слева, со стороны революционного натиска, и в этом смысле акт 3 июля, передавший работу народного представительства в руки спокойных, умеренных элементов, привыкших к созидательной работе в учреждениях земского и городского са­моуправления, был актом спасительным для самой идеи народного представительства.

Но когда революционная волна улеглась, Правительство оправилось и почувст­вовало, что материальная сила у него снова в руках, то народному представительству стала


грозить опасность гораздо более страшная — со стороны реакционных кругов. Замеча­тельна пометка, сделанная Столыпиным на письме известного раскаявшегося революци­онера Льва Тихомирова, писавшего ему о том, что можно было бы, воспользовавшись моментом успокоения, законодательные учреждения превратить в законосовещатель­ные. Столыпин на этом письме сделал пометку, что это была бы „злая провокация".

Искренний сторонник народного представительства, Столыпин в то же время был истинным демократом, так как полагал, что твердою основою государственных на­чал в народных массах должно быть обеспеченное, благоустроенное крестьянство. В этом направлении Столыпиным был частью проведен, частью предпринят ряд серьез­нейших мер. Достаточно указать на широкое развитие ссудно-сберегательных товари­ществ и касс, а вместе с тем на такие законопроекты, как законопроекты о поселковом и волостном самоуправлении.

Было время, когда либерально-просвещенные круги русского общества, увле­ченные организацией и устройством мелкой земской единицы, страстно этого добива­лись, а дореформенные административные власти всеми силами этому противодейство­вали. Столыпин же сам внес эти законопроекты в законодательные учреждения.

Столыпин был другом религиозной свободы: им внесены были в Государствен­ную думу законопроекты, обеспечивающие свободное исповедание веры, свободный пе­реход из одного вероисповедания в другое, старообрядческий законопроект.

Если Столыпину не удалось провести эти законопроекты в жизнь, то, во всяком случае, в административной области дух и смысл этих законопроектов был широко ис­пользован.

Огромной важности дело было совершено Столыпиным в области государст­венной обороны. Если взять состояние государственной обороны пять лет назад и поло­жение этого дела в настоящую минуту, то между этими двумя моментами нет ничего об­щего,— так много работы здесь произведено. Но это могло быть сделано при том обяза­тельном условии, что народные представители и глава Правительства идут совершенно дружно, не щадя усилий и труда.

Столыпин любил Россию. Лица, близко его знавшие, обращали внимание на то, что когда он произносил слово „Россия", то произносил его таким тоном, каким говорят о глубоко и нежно любимом существе. Всех поражала его изумительная всегдашняя го­товность не только безгранично работать, но и жертвовать собой для блага Родины.

Не всегда мы были с ним единомысленны, да и широкая своеобразная натура П. А. Столыпина не укладывалась в рамки существующих партийных взглядов. Поэтому, работая согласно с ним или расходясь с ним во взглядах, мы всегда уважали и ценили его глубокую искренность и благородство убеждений.

В последнее время обнаружился совершенно ясный план охоты против Думы и Столыпина.

Столыпина нет, текущая действительность заволакивается какой-то серой пеле­ной, а на горизонте вспыхивают зарницы, и что даст нам ближайшее будущее, предуга­дать трудно, но теперь больше, чем когда-нибудь, нужно беречь народное представитель­ство и в ряды народных представителей не вводить тех людей, которые своей политиче­ской деятельностью вели эту идею к гибели» [10].

Смятение, охватившее Россию после смерти Столыпина, передают статьи, очерки, письма самых разных людей. Написано было много, сумбурно, под впечатлени­ем очевидной потери, некоторыми от стремления поскорее откликнуться, чтобы загла­дить перед покойным вину. Но были отклики особого рода: они не просто поминали сра­женного на государственном посту человека, но открывали его для остальных, показыва­ли настоящую величину этой фигуры, масштаб идей и деяний Столыпина. И в этом ряду


особое место занимает замечательный русский философ, писатель, критик и публицист Василий Розанов. Через месяц после похорон реформатора он публикует в «Новом вре­мени» проникновенную и ценную по своим наблюдениям статью «Историческая роль Столыпина», которая и сейчас звучит удивительно злободневно:

«Что ценили в Столыпине? Я думаю, не программу, а человека; вот этого „вои­на", вставшего на защиту, в сущности, Руси. После долгого времени, долгих десятилетий, когда русские „для успехов по службе просили переменить свою фамилию на иностран­ную", явился на вершине власти человек, который гордился тем именно, что он русский и хотел поработать с русскими. Это не политическая роль, а скорее культурная. Все боль­шие дела решаются обстановкою; всякая вещь познается из ее мелочей. Хотя, конечно, никто из русских „в правах" не обделен, но фактически так выходит, что на Руси русско­му теснее, чем каждому инородцу или иностранцу <...>. Дело не в голом праве, а в исполь­зовании права. Робкая история Руси приучила „своего человека" сторониться, уступать, стушевываться; свободная история, притом исполненная борьбы, чужих стран, других народностей, приучила тоже „своих людей" не только к крепкому отстаиванию каждой буквы своего „законного права", но и к переступанию и захвату чужого права. Из обычая и истории это перешло наконец в кровь; как из духа нашей истории это тоже перешло в кровь. Вот это-то выше и главнее законов. Везде на Руси производитель — русский, но скупщик — нерусский, и скупщик оставляет русскому производителю 20 проц. стоимости сработанной им работы или выработанного им продукта. Судятся русские, но в 80 проц. его судят и особенно защищают перед судом лица не с русскими именами. Везде русское население представляет собою темную глыбу, барахтающуюся и бессильную в чужих те­нетах. Знаем, что все это вышло „само собою", даже без ясных злоупотреблений: ска­жем — вышло беспричинно. Но в это «само собою» давно надо было начать вглядывать­ся; и с этою „беспричинностью" как-нибудь разобраться. Ничего нет обыкновеннее, как встретить в России скромного, тихого человека, весь порок которого заключается в от­сутствии нахальства и который не находит никакого приложения своим силам, способ­ностям, нередко даже таланту, не говоря о готовности и прилежании. „Все места заня­ты",— „все работы исполняются" людьми, которые умеют хорошо толкаться локтями. Это самое обычное зрелище; это зрелище везде на Руси. Везде русский отталкивается от дела, труда, должности, от заработка, капитала, первенствующего положения и даже от вторых ролей в профессии, производстве, торговле и оставляется на десятых ролях и в одиннадцатом положении. Везде он мало-помалу нисходит к роли „прислуги" и „раба"... незаметно, медленно, „само собою" и, в сущности, беспричинно, но непрерывно и нео­долимо. Будущая роль „приказчика" и „на посылках мальчика", в своем же государстве, в своей родной земле, невольно вырисовывается для русских. Когда, в то же время, никто русским не отказывает ни в уме, ни в таланте. Но „все само собою так выходит"... И вот против этого векового уже направления всех дел встал большой своей и массивной фигу­рой Столыпин, за спиной которого засветились тысячи надежд, пробудилась тысяча ма­леньких пока усилий... Поэтому, когда его поразил удар, все почувствовали, что этот удар поразил всю Русь; это вошло не основною частью, но это вошло очень большою частью во впечатление от его гибели. Вся Русь почувствовала, что это ее ударили. Хотя главным образом вспыхнуло чувство не к программе, а к человеку.

На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека. Тихая и застенчивая Русь любила самую фигуру его, самый его образ, духовный и даже, я думаю, физический, как трудолюбивого и чистого


провинциального человека, который немного неуклюже и неловко вышел на обще­русскую арену и начал „по-провинциальному", по-саратовскому, делать петербургскую ра­боту, всегда запутанную, хитрую и немного нечистоплотную. Так ей „на роду написано", так ее „мамка ушибла". Все было в высшей степени открыто и понятно в его работе; не было „хитрых петель лисицы", которые, может быть, и изумительны по уму, но которых никто не понимает, и в конце концов все в них путаются, кроме самой лисицы. Можно было кой-что укоротить в его делах, кое-что удлинить, одно замедлить, другому, и много­му, дать большую быстроту; но Россия сливалась сочувствием с общим направлением его дел — с большим, главным ходом корабля, вне лавирования отдельных дней, в смысле и мотивах которого кто же разберется, кроме лоцмана. Все чувствовали, что это — русский корабль и что идет он прямым русским ходом. Дела его правления никогда не были партийными, групповыми, не были классовыми или сословными; разумеется, если не принимать за „сословие" — русских и за „партию" — самое Россию; вот этот „сред­ний ход" поднял против него грызню партий, их жестокость; но она, вне единично­го физического покушения, была бессильна, ибо все-то чувствовали, что злоба ки­пит единственно оттого, что он не жертвует Россиею — партиям (Г. С). Inde irae (от­сюда гнев — лат.), единственно... Он мог бы составить быстрый успех себе, быструю га­зетную популярность, если бы начал проводить „газетные реформы" и „газетные зако­ны", которые известны наперечет. Но от этого главного „искушения" для всякого мини­стра он удержался, предпочитая быть не „министром от общества", а министром „от на­рода", не реформатором „по газетному полю", а устроителем по „государственному по­лю". Крупно, тяжело ступая, не торопясь, без нервничанья, он шел и шел вперед, как са­ратовский земледелец,— и с несомненными чертами старопамятного служилого москов­ского человека, с этого же упорною и не рассеянною преданностью России, одной Рос­сии, до ран и изуродования и самой смерти. Вот эту крепость его пафоса в нем все оце­нили и ей понесли венки: понесли их благородному, безупречному человеку, которого могли ненавидеть, но и ненавидящие бессильны были оклеветать, загрязнить, даже за­подозрить. Ведь ничего подобного никогда не раздалось о нем ни при жизни, ни после смерти; смогли убить, но никто не смог сказать: он был лживый, кривой или своекоры­стный человек. Не только не говорили, но не шептали этого. Вообще, что поразительно для политического человека, о которых всегда бывают „сплетни",— о Столыпине не бы­ло никаких сплетен, никакого темного шепота. Всё дурное... виноват, всё злобное гово­рилось вслух, а вот „дурного" в смысле пачкающего никто не мог указать.

***

Революция при нем стала одолеваться морально, и одолеваться в мнении и со­знании всего общества, массы его, вне „партий". И достигнуто было это не искусством его, а тем, что он был вполне порядочный человек. Притом — всем видно и для всяко­го бесспорно. Этим одним. Вся революция, без „привходящих ингредиентов", стояла и стоит на одном главном корне, который, может, и мифичен, но в этот миф все веровали: что в России нет и не может быть честного правительства; что правительство есть клика подобравшихся друг к другу господ, которая обирает и разоряет общество в личных ин­тересах. Повторяю, может быть, это и миф; наверно — миф; но вот каждая сплетня, каж­дый дурной слух, всякий шепот подбавлял „веры в этот миф". Можно даже сказать, что это в общем есть миф, но в отдельных случаях это нередко бывает правдой. Единичные люди — плакали о России, десятки — смеялись над Россией. Это произвело общий взрыв чувств, собственно русских чувств, к которому присосалась социал-демократия, попыта­лась их обратить в свою пользу и частью действительно обратила. „Использовала момент


и массу в партийных целях". Но не в социал-демократии дело; она „пахала", сидя „на ро­гах" совсем другого животного. Как только появился человек без „сплетни" и „шепота" около него, не заподозренный и не грязный, человек явно не личного, а государствен­ного и народного интереса, так „нервный клубок", который подпирал к горлу, душил и заставлял хрипеть массив русских людей, материк русских людей,— опал, ослаб. А без не­го социал-демократия, в единственном числе, всегда была и останется для России шут­кой. „Покушения" могут делать; „движения" никогда не сделают. Могут еще многих убить, но это — то же, что бешеная собака грызет угол каменного дома. „Черт с ней" — вот все о ней рассуждение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: