БЫЛО ЛИ НАЧАЛО И БУДЕТ ЛИ КОНЕЦ? 8 глава




Правила о неприкасаемости установлены с таким расчетом, чтобы лишать низших человеческого досто­инства и в то же время не портить жизнь высшим. Так, зерно и прочие продукты, выращиваемые неприкасае­мыми и неоднократно политые их потом, не считаются оскверняющими, и представители высших каст потреб­ляют их со спокойной совестью. Лишь пищу, приготов­ленную неприкасаемым, есть не раз решается.

Или другое. Брахман вступает в интимные отно­шения с «неприкасаемыми» девушками без малейшего ущерба для своей ритуальной чистоты и даже для пре­стижа. Подобные отношения, разумеется, не афишируются, о них не принято говорить, но о них все знают.

Основа неприкасаемости не в том, что две группы населения избегают друг друга и стараются не иметь никаких контактов. Напротив, контактов довольно много, хотя неписаные правила разрешают лишь «не­обходимые», т. е. для высших каст необходимые. Суть заключается в том, что часть людей признается непол­ноценными и сама приучается смотреть на себя как на неполноценных, в том, что одни обязаны служить, а другие — отдавать приказания, что одни составляют деревню, общество, государство, другие — просто су­ществуют где-то там, на задворках.

В большой деревне в округе Танджур я беседовал как-то с местными руководителями — брахманами. Плодородные земли дельты реки Кавери, составляю­щие округ, издавна орошались. Еще в период раннего средневековья почти все деревни этого района были розданы во владение брахманам. Последние никогда не работали сами, на них из поколения в поколение трудились неприкасаемые из каст палли и парайянов. Сначала они были фактически рабами, потом англи­чане «отменили» рабство, но традиционные связи слуг-палли и господ-брахманов остались неизменными, бо­лее того, усиленными узами задолженности.

Реформа не коснулась землевладельцев Танджура, потому что по официальному статусу они были не заминдарами, а «райятами». Земли на каждого из них приходилось немного, и она считалась «обрабатывае­мой хозяином».

И вот идет неспешный разговор о делах деревен­ских. Мне подробно рассказывают, у кого сколько зем­ли, как она была когда-то разделена. Вздыхают по поводу того, что теперь некоторые продали свои уча­стки и в среду собственников деревни попали чужаки.

Я задаю невинный вопрос:

— Кто еще живет в этой деревне?

— Никто.

— А неприкасаемые?

— Неприкасаемые? Да-а, конечно, они здесь тоже живут, но они вон там, за рощей, в своем поселке (черри).

Эта поразительная способность представителей высших каст «в упор не видеть» людей поражала меня не раз и совсем не только в деревнях. Но здесь меньше плотность и «не видеть» легче.

Повторяю, неприкасаемые все больше заявляют о себе и игнорировать их существование становится все труднее. В одной из социологических книг мне встре­тилось описание факта, который автор поднимал до уровня знаменательного события.

Правление кооператива, деревенский панчаят, правление блока развития расположены обычно в ос­новной деревне, конечно, не в квартале неприкасае­мых. Там же остановка автобуса и почта. И вот одна­жды два мальчика из касты неприкасаемых отправи­лись на почту опустить письмо. Они оделись в свои лучшие костюмы и даже обули башмаки — вещь со­вершенно исключительная в Индии, где народ, как правило, круглый год ходит босиком или в легких сан­далиях. Они топали в своих тяжелых ботинках по «кастовой» деревне, двое маленьких неприкасаемых, и... ничего не случилось. Они благополучно опустили письмо — символ прогресса — в почтовый ящик и, вер­нувшись в родной поселок, с облегчением вздохнули и скинули башмаки.

Да, все имеют равное право пользоваться почтой. Возможно, некоторые местные жители глядели на мальчиков, шествовавших по раскаленной улице, где им не полагалось ходить, с умилением: «Все же касто­вой системе приходит конец!» Но, к сожалению, слиш­ком хорошо известно, что реакцией большинства были ужас и отвращение:

— До чего мы докатились! И какова современная молодежь! Для нее нет ничего святого!

Согласно законам, в Индии введено «господство панчаятов» — панчаят радж. В каждом селении есть орган самоуправления, избираемый путем всеобщего прямого голосования. Это демократично по-европейски и очень национально: термин «панчаят» древний, так назывались общинные советы еще в средние века, так же называются и органы самоуправления каст.

Однако определяющую роль в сельских панчаятах играют не деревенские низы, не сельскохозяйственные рабочие, мельчайшие арендаторы и нищие «собствен­ники», составляющие подавляющую часть жителей, а все те же знакомые нам деревенские верхи.

Панчаяты обязаны включать и включают одного-двух неприкасаемых, но от них ждут лишь поддакивания. На выборах они почти всегда голосуют за своих хозяев: надо ведь выбрать самых уважаемых! Подоб­ный орган, не изменяющий структуру местных соци­альных отношений, которая сложилась помимо вся­ких законоположений, под двойным воздействием ста­рых (кастовых) и новых (имущественных) взаимоот­ношений, работает «успешно», т. е. принимает решения, добивается их выполнения, собирает причитающиеся ему 5% дохода с каждого хозяйства и тратит эти деньги на культурные и хозяйственные нужды «дерев­ни», сиречь высших ее прослоек.

Когда же неприкасаемые выходят из повиновения, голосуют за своих кандидатов, добиваются большин­ства в панчаятах, те перестают пользоваться уваже­нием, наталкиваются на огромные трудности и влачат жалкое существование.

Традиционность отношений зависимости в деревне особенно явственно ощущалась при встрече с людьми, которые были прежде заминдарами, а ныне после ре­формы лишились всей земли. Казалось бы, они должны были утратить свое влияние.

В 1963 г. мне довелось быть гостем семьи бывших заминдаров в Аллахабаде. Они давно переехали в го­род и совершенно «урбанизировались». Их земля пере­шла к арендаторам. Вроде бы ничто не заставляло крестьян считать членов этой семьи своими господами. Но, как и встарь, дважды в год на широком дворе аллахабадского дома — скопление быков и повозок: бывшие арендаторы привозят бывшим помещикам первые и лучшие плоды — корзины манго, бананов, овощей, зерна.

Шанкар Брахме, о котором я уже упоминал, как-то повез нас в родную деревню. Осторожно ведя мало­литражку, он весело рассказывал:

— Видите ли, я не только архитектор, но еще и помещик, лендлорд. Не знали? Ха-ха! Да, моей семье принадлежало много земли. Так много, что даже после всех разорений и разделов мне досталось 2 акра и дом. У меня даже был арендатор. Потом началась реформа. Меня, бедного, как это вы называете? — раскулачили. Арендатор получил мою землю, а мне оставили только дом. Но сейчас вы увидите, что для арендатора я все равно господин. Мы соберем «ренту» и съедим ее, когда вы придете ко мне обедать.

Все произошло именно так. Мы знали, что в де­ревню приехал небогатый бизнесмен, которого с ней ничего не связывает, кроме воспоминаний да старого дедовского дома, но наблюдать нам пришлось прибы­тие господина, барина. Арендатор, почтительно кланя­ясь, приветствовал хозяина, отчитался в делах, а потом повел нас на поля — показать, в каком они состоянии. «Помещик», приняв условия игры, важно кивал голо­вой и вставлял замечания по поводу обработки земли, к которой он давно не имел никакого отношения. Уплата «ренты» тоже состоялась: багажник автома­шины был набит связками зеленого лука, помидорами, огурцами, какими-то овощами, похожими на репу, и другими, вообще ни на что не похожими. И вечером мы действительно все это съели в гостеприимном доме Брахме.

Все же никто не скажет, что индийская деревня стоит на месте. Изменения в ней не идут в сравнение с темпом и размахом промышленного строительства, но все же заметны.

Об этом свидетельствует хотя бы возросший спрос на тракторы. Наибольшим успехом пользуются совет­ские. Они продаются в государственных магазинах по 8 тысяч рупий, но на черном рынке их можно достать лишь за 16 тысяч — показатель как достоинств наших машин, так и непорядков в их распределении.

Химические удобрения совсем недавно были прак­тически неизвестны в Индии. Сейчас построено не­сколько химических заводов, однако спрос на удобре­ния все еще очень велик. Многие покупают их значи­тельно больше, чем нужно для полей, и вносят их в количествах, иногда даже вредных для урожая. Такова вера «темных» крестьян во всемогущество химии.

О внедрении новых сортов зерновых, которое вы­звало даже «зеленую революцию», уже говорилось.

Пожалуй, наиболее ярким свидетельством про­гресса служит проникновение в деревню электриче­ства, а в связи с этим распространение электронасосов к колодцам. В результате орошаемые площади расши­рились в несколько раз, заметно поднялась урожайность. Электрический насос приносит не только мате­риальные выгоды, но и повышает престиж своего хо­зяина.

Однако технические нововведения затрагивают лишь 10% хозяйств, которые, впрочем, занимают 58% пло­щади. И из этих, считающихся «зажиточными», хо­зяйств совсем не все располагают возможностями для технического перевооружения. Правительство Индии, вложив в течение трех пятилеток в сельское хозяйство (включая ирригацию) огромные средства и получив очень слабый прирост продукции (1,5 процента в год), потеряло надежду вытащить мельчайшие хозяйства страны из отсталости. В четвертой пятилетке при­нято решение сосредоточить основные ассигнования на развитии наиболее «перспективных» хозяйств, охва­тывающих по площади 32,5 млн. акров из 420 млн.

Остальная же деревня, безземельная или полубез­земельная, кастово приниженная, задавленная нище­той, почти не двинулась вперед, трудно говорить и о каком-то луче света, прорвавшемся в ее безрадост­ную жизнь.

Как уже отмечалось, капиталистическое развитие индийской деревни не может обеспечить подъем эко­номики даже тех районов, где ему не мешают сейчас помещичье землевладение и другие пережитки феода­лизма. Но в ряде штатов фактически сохранилась и помещичья собственность, что отнимает у крестьянина почти всякую заинтересованность в труде.

В дельте Кавери, издавна плодороднейшей обла­сти, практически не страдающей от засух (тут соби­рают по нескольку урожаев отличнейшего риса), все доходы от земледелия попадают в карманы брахманов, которые в жаркий день ни за что не покинут веранды своего дома.

В последнее время здесь стала ощущаться не­хватка воды. Правительство Мадраса пригласило группу специалистов ООН для поисковых работ на грунтовую воду. Группа действует успешно, и есть основания думать, что в ближайшем будущем количе­ство орошаемых земель в этом районе существенно увеличится.

Руководитель группы канадец Бьюкенен подошел к заданию несколько более добросовестно, чем от него ожидали. Его заинтересовал вопрос, как используется вода на полях: дескать, воду-то мы достанем, а что вы с ней будете йотом делать? И пришел к неутешитель­ному выводу — серьезный рост сельскохозяйственного производства возможен лишь при условии, что увели­чение фонда воды будет сопровождаться изменением аграрных отношений. Вывод неутешительный потому, что пока никто не собирается лишать брахманов соб­ственнических прав.

В некоторых районах Индии феодальное землевла­дение по тем или иным причинам не затронуто вовсе. Гоа, например, бывшая колония Португалии, освобож­денная лишь в 1961 г., «избежала» аграрных реформ 50-х годов.

Тут 60% земли находится в руках коммунидадес (общин). Мне давно хотелось узнать, что представ­ляют собой гоанские общины, сохранившиеся по сей день. И вот в одной из них, носящей тропически-латин­ское наименование Карамболим, я беседую с дере­венским скривано (писцом) мистером Десаи. Он удручен.

— Раньше община получала с арендаторов поло­вину урожая, а теперь правительство ограничило ренту одной шестой урожая. Число же членов общины рас­тет. Теперь оно достигло 600.

— И все эти люди работают на общинном поле?

— Нет, нет, что вы! Никто из них на нем не рабо­тает. Ну, человек семь или восемь живут в деревне, а два-три из них — одновременно арендаторы общины. Остальные живут в городах Гоа, в Бомбее, в Гуджа­рате и даже в Африке. Всю землю община сдает арен­даторам и получает с них доход, который делится между членами по долям.

— Кто же управляет общиной?

— Правление, состоящее из председателя, писца и еще нескольких человек. Оно ответственно перед общим собранием.

— Позвольте, какое же собрание, если общинники находятся в городах и даже в Африке?

— О, это очень просто. Оно считается правомоч­ным, когда присутствуют 25 человек. И созываем мы его не в деревне, а в городе Панаджи, где у нас кон­тора.

— Значит, остальные члены общины не принимают никакого участия в ее жизни?

— Как же, конечно, принимают. Ежегодно особым письмом они подтверждают, что сохраняют членство, и сообщают, куда переводить деньги.

— А нельзя ли отменить подобную систему? — задал я мистеру Десаи вопрос, который, кстати, под­нимает индийская пресса.

И он ответил мне так же, как отвечают защитники этой системы в той же прессе:

— Ну, что вы! Арендаторы ужасно ленивы. Если они не будут нам платить, они вообще перестанут ра­ботать. И все сельское хозяйство Гоа придет в упадок. II потом — мы получаем эту ренту с незапамятных времен. Нет, правительство не должно отменить древ­ний национальный институт. Хотя,— добавил он гру­стно,— дело идет к этому. Боюсь, худшее еще впе­реди.

Да, вопрос о реформировании гоанского аграрного строя рано или поздно встанет на повестку дня. Огра­ничение ренты — лишь первый шаг к аграрной рефор­ме. Другой шаг — законодательное отстранение общин­ников от всяких обязательств по ведению сельского хозяйства. Раньше они, по обычаю, должны были сле­дить за орошением. Хотя расходы на орошение зани­мали мизерную часть бюджета общины, они служили неким моральным оправданием ее существования. Сейчас коммунидадес только отчисляют 5% бюджета панчаяту деревни, избираемому местными жителями и состоящему целиком из арендаторов. Осталось лишь отменить выплату ренты: гоанская деревня давно живет самостоятельной жизнью. Но когда правитель­ство решится на это, сказать трудно. Обстановка в Гоа напряженная.

Сельское хозяйство — основа экономики Индии. Оно снабжает промышленность сырьем, дает пропита­ние населению, от него зависит самая жизнь народа и самостоятельность государства. Нелегко было быть независимым, если приходилось каждый год с нетер­пением ждать американских газет—не сократил ли конгресс в Вашингтоне квоту пшеницы, предназначен­ную для вывоза в Индию?

Американская пшеница продается здесь за рупии, и вырученные деньги не уходят из страны — остаются в индийском государственном банке. Но они записы­ваются на особый счет, и американцы имеют право тратить часть на свои нужды в Индии. Эти деньги идут на содержание американского посольства и кон­сульств, на научные исследования, на финансирование гигантской пропагандистской машины ЮСИС (Амери­канского информационного центра) с его отлично обо­рудованными библиотеками, кинопередвижками, вы­ставками, на подачки некоторой части индийской интеллигенции. А счет все продолжает расти.

Сельское хозяйство — основа экономики. И оно же — ахиллесова пята ее, бездонная бочка, требующая бесконечно больших средств и внимания и пока что не вознаграждающая за них.

9. КТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ!

 

Если вы спросите индийцев, кто управляет Индией, вы получите разные ответы. Некоторые скажут:

— У нас демократия, и страной управляет сам народ.

В подтверждение будет приведена преамбула Кон­ституции: «Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную демократическую рес­публику... настоящим принимаем, устанавливаем и даем сами себе настоящую Конституцию». Однако эта широковещательная формула, в 1949 г. перенесенная с соответствующими изменениями из американской конституции, не отражала тогда и не отражает сейчас истинного положения вещей.

Другие ответят:

— Глава индийского государства — президент!

Они будут немного ближе к истине. Президент по конституции обладает очень широкими полномочиями, он не только официальный глава государства, но и главнокомандующий вооруженными силами, он может отменять конституцию, вводить «президентское прав­ление» в отдельных штатах, объявлять «чрезвычайное положение», т. е. распускать парламент, заключать людей в тюрьму без суда на определенный период. Даже правительство существует только до тех пор, пока оно «угодно» Его Превосходительству Прези­денту.

Но в той же конституции есть маленькая фраза, за­имствованная на сей раз из английской конституции,— глава государства выполняет свои функции, руковод­ствуясь «советом премьер-министра». И большинство индийцев ответят: — Вся власть в стране фактически находится в руках премьер-министра.

Это еще ближе к истине. Дело здесь не в статье Основного закона страны, а в сложившейся за послед­ние 20 лет традиции. С момента получения независи­мости до 1964 г. пост премьер-министра занимал Джавахарлал Неру — лидер Национального конгресса и народный вождь, пользовавшийся безграничным авто­ритетом. Именно последнее обстоятельство совершенно изменило фактическое соотношение сил между двумя главными политическими фигурами Индии. Премьер-министр стал реальной властью, а президент — номи­нальным главой. Он принимает парады, верительные грамоты послов, открывает выставки. Бывает, 'что его именем объявляется чрезвычайное положение и уста­навливается «президентское правление» в том или ином штате, но на самом деле все это — мероприятия правительства. Даже выборы очередного президента республики долгое время были формальностью: неиз­менно проходил кандидат, предложенный премьер-министром.

1969 год чуть было не стал годом важного преце­дента. Правящая партия, вернее ее так называемый Рабочий комитет, выдвинула кандидатом в президен­ты Сандживу Редди, против чего возражала Индира Ганди. К сложной истории президентских выборов 1969 г. мы вернемся, а пока достаточно сказать, что прошел кандидат, поддержанный премьер-министром. Традиция главенства исполнительной власти не была нарушена.

Однако пора поговорить и о политической роли правящей партии. Премьер-министр — лидер парла­ментской фракции Национального конгресса. Но, кро­ме того, партия имеет собственную организацию, аппа­рат, руководящие органы (Всеиндийский комитет, Рабочий комитет), председателя, программу. Еще год-два назад в ответ на тот же вопрос: «Кто управляет страной?» — можно было услышать:

— О, все в руках боссов из Рабочего комитета. Они вертят премьер-министром как хотят, назначают своих ставленников на все посты в государственном и партийном аппарате.

В этом утверждении содержалась частица правды, и не было никакой проблемы: Дж. Неру дейст­вительно возглавлял и правительство и партию. Сме­нявшиеся ежегодно председатели Конгресса не могли с ним тягаться. Но после его смерти положение изме­нилось. Премьер-министры Лал Бахадур Шастри, а за­тем И. Ганди уже не пользовались такой популярно­стью в массах и среди рядовых членов партии. В ре­зультате значение Рабочего комитета стало возрас­тать. Особенно большой авторитет завоевал председа­тель Национального конгресса в 1964—1967 гг. Кумарасвами Камарадж.

«Простой» человек, гордящийся своим крестьян­ским происхождением, не знающий никакого другого языка, кроме родного тамильского, этот «народный вождь» импонировал массам. Он поддержал Индиру Ганди при избрании ее премьер-министром, полагая, что женщина не сможет справиться со столь ответ­ственной миссией и всегда будет нуждаться в его цен­ных советах.

Индира Ганди, однако, постепенно укрепляла свои позиции в партии, в парламенте и в стране, и настал день, когда она сумела освободиться от «опекуна». Камарадж не был избран председателем партии на следующий срок. Традиция превалирования конститу­ционной власти над партийной возобладала. Но впе­реди была еще длительная борьба. В Рабочем коми­тете должно быть представлено большинство конгрес-систских организаций отдельных штатов. А руковод­ство в них давно захвачено старыми консервативными деятелями, претендующими на власть не только в своих штатах, но и во всеиндийском масштабе.

Они заседают в Рабочем комитете долгие годы — стали как бы постоянными его членами, заключают между собой союзы, договариваются о совместных действиях, стремясь любыми средствами сохранить влияние на политику партии и страны. Наиболее проч­ной и наиболее зловещей являлась группировка, полу­чившая название «Синдикат». Ее деятельность была окружена тайной. Газеты приписывали Синдикату под­держку одних мероприятий правительства и отверже­ние других, но сам он никогда не выступал с отдель­ной программой. Ясно было лишь, что члены его зани­мали в целом консервативную позицию.

Рабочему комитету принадлежит важная функция: определять кандидатов от Национального конгресса на выборах в парламент страны и Законодательные собрания штатов. Тем самым он может влиять и на состав депутатов в законодательных органах и на по­ведение всех активных деятелей партии. Заинтересо­ванные в том, чтобы в следующий раз получить «би­лет» на баллотировку, многие конгрессисты не риско­вали выступать против членов Рабочего комитета, старались не выказать себя слишком радикальными.

Борьба за власть между партийными боссами и премьер-министром, возможно, так и проходила бы подспудно, если бы не изменилась политическая ситуа­ция в стране.

Конгресс — партия очень пестрая, отражающая интересы «всего народа», т. е. прежде всего его иму­щих слоев. Она завоевала действительно широкую поддержку в колониальный период, когда возглавила борьбу за независимость. Естественно, что она обра­зовала первое правительство Индии и сохраняла не­раздельно политическую власть в течение 20 лет.

Отчасти Конгресс живет старым багажом — попу­лярностью своих членов, мужественно сражавшихся с англичанами, отдавших за это жизнь, сидевших в тюрьмах, и авторитетом Неру и Ганди — его руководи­телей в наиболее ответственный период. Конечно, сей­час к этому прибавились успехи, достигнутые Индией за годы независимости: ликвидация княжеств, полити­ческая консолидация страны, расширение демократии, аграрная реформа, сдвиги в промышленности и все то, что может считаться положительным в развитии сель­ского хозяйства.

Но с Конгрессом и его правительством связываются также все пережитые за это время трудности и услож­нившиеся проблемы: нерешенность продовольствен­ного вопроса, рост безработицы, отсутствие коренного улучшения в положении масс, рост бюрократизма и т. д.

В последние годы отрицательные явления начинали перевешивать. Правящая партия утрачивала популяр­ность и власть в некоторых штатах. Особенно пока­зательными были результаты всеобщих выборов 1967г. и дополнительных выборов 1969 г. После первых в 7 из 14 важнейших штатов были сформированы неконгрессистские правительства. Правда, не все из новых правительств оказались устойчивыми: через два года пришлось провести переголосование в Западной Бенгалии, Бихаре, Уттар Прадеше и Панджабе. Но наде­жды на возвращение к власти не оправдались — На­циональный конгресс потерпел почти везде еще более сокрушительное поражение. В центре он сохранил незначительное большинство в парламенте.

В 1968 г. мне часто приходилось слышать от поли­тических деятелей разных направлений и от интелли­гентов, что песенка Национального конгресса спета, что его ожидает полный крах. Честно говоря, я и сам так думал.

Между тем события показали, что в этой партии есть люди, способные сделать правильные выводы из случившегося, верно оценить обстановку, предложить новые решения и завоевать поддержку народа.

Чтобы последние мероприятия правительства Ин­дии стали понятнее, сделаем еще одно отступление на старую тему «слова и дела».

Программа Национального конгресса довольно прогрессивна. Она предполагает и борьбу с империа­лизмом, и построение социализма (особого, «демокра­тического»), и осуществление аграрной реформы под лозунгом «Земля — тому, кто ее обрабатывает!» Ради­кальны и конкретные меры, намеченные программой: развитие в первую очередь государственного сектора в промышленности, ограничение сверхприбылей моно­полий, контроль над внешней торговлей, искоренение коррупции, повышение жизненного уровня широких масс за счет сокращения доходов богатых слоев на­селения.

Но претворение в жизнь каждого из положений обычно откладывалось до «соответствующего мо­мента».

С 20-х годов в программе Конгресса значилось требование перестройки административных границ по языковому принципу, т. е. создание национальных шта­тов. Даже партийная организация строилась по этим, не существовавшим в натуре «языковым провинциям». Удовлетворено это требование было только в 1956 г., спустя девять лет после прихода Конгресса к власти.

Аграрная реформа, ключевое преобразование в сельском хозяйстве, начавшееся проводиться лишь с 1951 г., предусматривала на первом этапе отмену за-миндарства, на втором — установление максимума зе­мельного владения, но до сих пор большая часть сель­ских тружеников обрабатывает чужую землю.

Социалистические лозунги сокращения разницы в доходах богатых и бедных так и не нашли пока прак­тического воплощения — «удобное время» для этого, видимо, не наступило.

Такая же судьба, по мнению прогрессивной общест­венности, ожидала требование национализации банков. Ежегодно на съездах левая группа в Конгрессе пред­лагала соответствующую резолюцию, и каждый раз вопрос снимался из-за «неотложности» других меро­приятий.

Неспособность Конгресса провести в жизнь собст­венную программу служила наиболее сильным аргу­ментом в избирательной борьбе оппозиционных партий, особенно левых, одной из главных причин разочарова­ния масс в политике правящей партии.

И вот летом 1969 г. резолюцию о немедленной на­ционализации крупнейших частных банков предлагает на съезде Конгресса в Бангалуре сама премьер-ми­нистр. Резолюция принята с энтузиазмом. Правитель­ство быстро вырабатывает законопроект, который про­ходит в парламенте, и закон вступает в силу. Левые партии, в том числе коммунисты, полностью поддержи­вают его, по стране прокатываются митинги солидар­ности с правительством. Индира Ганди становится по­пулярнейшим лидером страны.

Вот тут-то и раскрывается, почему Конгресс до того столь робко шел на социальные реформы. Очень силь­ное в партии консервативное крыло, тесно связанное с крупной буржуазией, недовольно национализацией, а еще больше тем, что ему не удалось, как в прошлом, навязать свою волю партии и правительству. Оно на­чинает контратаку.

Предлог есть — выборы президента республика, Закир Хуссейн, бывший президент, умер в мае. Вице-пре­зидент В. Гири временно исполняет обязанности главы государства. Но консервативная группа членов Рабо­чего комитета, Синдикат и председатель партии С. Ниджалингаппа выдвигают кандидатом Не его, а «своего человека» Сандживу Редди. Индира Ганди, возражаю­щая против этой кандидатуры, остается в меньшинстве на заседании Рабочего комитета.

В. Гири между тем объявляет, что и он собирается баллотироваться на выборах в президенты. И посколь­ку правящая партия уже выдвинула кандидатуру, он решает выйти из Конгресса и выступить в качестве «не­зависимого», т. е. не принадлежащего ни к одной поли­тической партии.

И здесь начинается небывалое. Премьер-министр заявляет, что в сложившейся ситуации парламента­рии — члены Конгресса не обязаны голосовать за его официального кандидата, иными словами, фактически поддерживает Гири.

Предвыборная кампания отличалась большим на­калом политических страстей. За Гири стояли левые и центристские группы Конгресса, идущие с Индирой Ганди, и левые партии, за С. Редди — правые круги его и многие делегаты от правых оппозиционных партий. Победил, правда незначительным большинством голо­сов, Гири. Это событие имело и еще будет иметь огром­ные последствия.

Впервые президентом страны стал человек, не яв­ляющийся выдвиженцем правящей партии. Впервые произошло четкое размежевание политических сил. Впервые прогрессивные партии и группировки проде­монстрировали свое могущество во всеиндийском мас­штабе и показали, что, действуя единым фронтом, они могут диктовать свою волю. Наконец, вся страна полу­чила возможность убедиться, что в Конгрессе есть си­лы, действительно стремящиеся к прогрессивному со­циальному развитию Индии.

Осенью 1969 г. события развивались тоже бурно. С. Ниджалингаппа обвинил И. Ганди в нарушении партийной дисциплины, выразившемся в поддержке «независимого» кандидата. Его сторонники в Рабочем комитете (11 из 21 человека) объявили о снятии ее с поста лидера парламентской фракции (значит — и с поста премьер-министра), а позже вообще «исключи­ли» ее из партии. Сторонники И. Ганди отвергли эти решения как незаконные, провели заседания большин­ства парламентской группы, большинства Всеиндийского комитета Конгресса, сместили Ниджалингаппу с поста председателя партии, избрали новый Рабочий комитет и нового председателя. Правящая партия рас­кололась. «Организация конгресса» — официальное наименование отколовшейся группировки, которую в прессе продолжают называть Синдикатом,— стала еще одной оппозиционной правой партией.

Оценить влияние раскола на политическое будущее Индии в то время было нелегко. С одной стороны, пра­вящий Конгресс сократился численно. Следовательно, его положение осложнилось. Он уже не имел абсолют­ного большинства в парламенте. С другой стороны, по многим вопросам его поддерживали недавние критики слева, и уже стало невозможным объединение самых различных по устремлениям партий под лозунгом «Все против Конгресса!»

Впрочем, радикальные и коммунистические партии поддерживали правительство не во всем. У них были, например, серьезные претензии к группе «прогресси­стов» Конгресса, касавшиеся конкретных способов проведения в жизнь закона о национализации банков (размер компенсации, кому и как она будет выпла­чена, кто будет управлять банками, перешедшими в собственность правительства, а главное — в чьих инте­ресах правительство собирается использовать новые оказавшиеся у него в руках средства).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: