БЫЛО ЛИ НАЧАЛО И БУДЕТ ЛИ КОНЕЦ? 9 глава




Все понимали, что закон о национализации — еще не социализм. Сама И. Ганди не уставала повторять на митингах, что закон нужно рассматривать лишь как первый шаг. Но каковы следующие шаги, было не ясно.

Действительное ограничение местного монополи­стического капитала, рациональное использование бан­ков для развития экономики страны, продолжение аг­рарной реформы — эти проблемы еще предстояло ре­шить.

Синдикатовский Конгресс малочисленнее. Но он мог рассчитывать на моральную и материальную под­держку крупного капитала—а это серьезный фактор в избирательной борьбе.

Другие крупные правые партии — «Джан сангх» и «Сватантра» не слишком отличаются друг от друга в практической политике. Они часто блокировались против Конгресса, образуя своеобразный единый фронт, но их исходные позиции разнятся значительно.

«Джан сангх» («Союз народа») выступает защит­ником всего «индийского» против «чужеземного». Фак­тически это означает пропаганду всего индусского, т. е. связанного с индуизмом, и яростную вражду к исламу, мусульманам и к прогрессивным элементам европей­ской культуры. «Джан сангх», конечно, против сепара­тизма отдельных штатов, но за шовинизм в общеин­дийском масштабе. Одна религия — индуизм, один язык, — хинди, одна страна — «Великая Индия» (вклю­чающая и Пакистан) — вот ее идеалы. Демократия — это выдумка европейцев; государственный сектор и правительственное регулирование — тоже новомодные «европейские» выверты и потому не годятся для Индии. В древности ничего подобного не было, а народ, «как известно», был счастлив.

Партия «Сватантра» («Независимая»), напротив, считает себя самой прогрессивной на основании того, что она наиболее «европейская». Она ратует за демо­кратию, видит образец для подражания в Соединен­ных Штатах и предлагает сделать упор на развитие частной инициативы.

События 1969 г., казалось, не ослабили позиций этих двух партий, получивших союзника в лице Синдиката. Национализация банков расширила сферу государст­венного сектора и, следовательно, возможности для критики неэффективности государственного аппарата, для игры на трудностях и неполадках в экономике, ко­торые еще удобнее относить на счет правительства.

Лишь теперь, в 1971 г., после внеочередных выбо­ров, стали ясны последствия раскола Конгресса, про­возглашения правительством новой политики, сложив­шегося сотрудничества левых и демократических сил. Национальный конгресс, возглавляемый И. Ганди, по­лучил подавляющее, по свидетельству индийской прессы, «ошеломляющее, фантастическое», большин­ство мест в парламенте. Правые партии понесли со­крушительное поражение. «Самым главным» оказался все же народ, высказавшийся за радикальные соци­альные преобразования, обещанные правящей пар­тией.

Города, деревни, партии и правительства — это есть повсюду. Но касты и кастовая система существуют да­леко не в каждой стране и ни в одной из них не играют такой роли, как в Индии.

Меня могут поправить, и индийские друзья делали это не раз:

— Позвольте, но каст в Индии сейчас нет! Касто­вая дискриминация запрещена Конституцией. Все у нас имеют равные права. И даже при переписях, про­водимых каждые десять лет, отсутствует графа «ка­стовая принадлежность».

Некоторые поборники демократии в конце концов признавали:

— Да, конечно, в деревне каста еще сильна, т. е. сильны пережитки кастовых чувств. Но в городе — о, нет, в городе большинство людей даже не знает касты друг друга.

Это, кстати сказать, не совсем так, потому что ка­сту человека легко определить хотя бы по его фамилии, в качестве которой употребляются бывшие кастовые самоназвания.

Впрочем, и официальная отмена каст в Конститу­ции проведена непоследовательно. К ней приложен список «отсталых» каст, требующих особого покрови­тельства закона. Среди каст, официально именуемых «списочными» (шедулд), большинство — неприкасае­мые, действительно самые забитые и угнетенные. Соз­дана отдельная администрация, призванная всячески заботиться об их социальном развитии — о медицин­ской помощи, допуске в храмы и к колодцам, профес­сиональном обучении и общем образовании.

В колледжах, особенно сельскохозяйственных, уста­новлены довольно высокие квоты для молодежи из «списочных» каст и отсталых, тоже «списочных», пле­мен. Есть такие квоты и при приеме людей на госу­дарственную службу.

Однако чтобы обеспечить прием в институты и на службу неприкасаемых, надо было одновременно вве­сти ограничения для членов высших каст, ограничения, уже не предусмотренные Конституцией. Так, в Май­суре не более 20% всех государственных служащих и не свыше 30% студентов медицинских и инженерных колледжей могут быть брахманами. В Андхре условия еще жестче: брахманам отведена лишь седьмая часть мест в. государственных учреждениях и пятая — в кол­леджах.

Эти лимиты не так уж малы, если исходить из удельного веса брахманов в этих штатах, но воспри­нимаются как серьезное притеснение теми, кто привык иметь преимущественный допуск к службе и образова­нию. На «брахманские» места обычно гораздо больший конкурс, чем на другие, а на места, зарезервирован­ные для молодых людей из «списочных» каст, конкур­са нет. С молодежью, вышедшей из самых низов де­ревни, труднее и преподавателям: она обычно недо­статочно подготовлена.

Тем не менее жалобы, которые я слышал во мно­жестве от брахманов («Все теперь для списочных!») и от преподавателей («Большая их часть ленива и нелю­бопытна!»), пожалуй, неискренни. Какое бы покрови­тельство ни оказывалось «списочным» кастам, они ос­таются в самом низу социальной лестницы, их продви­жение по службе, даже если их принимают, зависит от благоволения начальства, почти исключительно при­надлежащего к высшим кастам. Брахманы, раджпуты, кайястхи по-прежнему доминируют в госаппарате и всей сфере интеллектуального труда.

Итак, существование каст отчасти признано даже законом. Что же такое каста? Вот уже 200 лет евро­пейские и индийские ученые пытаются дать ее опре­деление.

Казалось бы, все очень просто: каста — португаль­ский перевод индийского слова «джати» («происхож­дение»)— означает группу людей, считающих, что у них общее происхождение, что они отличны от других людей, образующих такие же группы. Членов касты объединяют общие название, обычаи, органы управле­ния, боги и т. д.

Действительно ли разные касты имеют различное происхождение? Да, потому что многие из них перво­начально — племена или части племен. Нет, потому что многие касты образовались сравнительно недавно из групп, вышедших из разных племен и каст.

Ответ «и да и нет» можно получить почти на любой вопрос, касающийся каст.

Является ли каста результатом профессионального разделения труда? Конечно, да, отвечают исследова­тели и приводят огромное количество примеров начи­ная с ссылок на древние индуистские сочинения, в ко­торых каждой касте предписывается выполнять опре­деленную работу. Конечно, нет, отвечают другие и ука­зывают на существование разных каст одинаковой профессии или каст, вообще не имеющих строго уста­новленного рода занятий.

Является ли кастовая система порождением рели­гии индуизма? И на этот вопрос часть историков и со­циологов отвечают утвердительно, привлекая для ар­гументации обширный материал — от древнего мифа, по которому четыре первые группы-касты (они назы­вались варнами) образовались из частей тела праро­дителя человечества Пуруши, до современных данных, что касты нередко отличаются только тем, что члены их поклоняются разным богам или по-разному отправ­ляют культ. Другие же отвечают отрицательно:

— Религия индуизма освятила кастовый строй и включила его в свою концепцию мира, но сама каста обязана своим возникновением не религиозным, а эко­номическим и социальным факторам.

Последнее расхождение имеет не только академи­ческий интерес. Сейчас, когда Индия стоит на распутье (что из старого культурного наследия полезно и здо­рово, а что вредно и мешает социальному прогрессу общества, в каких областях культуры заимствование западных идей плодотворно, а в каких — нет), когда существует довольно сильное движение, возглавляемое партией «Джан сангх» и ратующее за возврат к «чи­стоте» индуистского учения, дискуссия о взаимоотно­шении касты и индуизма приобретает политическую окраску.

Некоторые поборники религиозной чистоты счи­тают, что каста вошла в индуистскую концепцию «по недоразумению», что «чистым» является учение вед, где ничего не сказано о делении людей на касты, и со­чинения средневековых проповедников (бхактов), про­пагандировавших идеи равенства всех людей перед богом. Они считают, что упразднение каст благотворно повлияет на социально-экономическое развитие страны и приведет к дальнейшему торжеству индуизма. «Культурная ценность» его мало кем в Индии подвер­гается сомнениям.

Примерно на такой же позиции стоял М. К. Ганди. Глубоко религиозный человек, он в то же время высту­пал против кастовой дискриминации и проповедовал равноправие неприкасаемых и высших каст.

Националисты из «Джан сангх», и не только из этой партии, напротив, видят в касте столь же неотъемле­мую часть индуизма, как и учение о переселении душ. Для них проповедь социального равноправия равно­значна атеизму или ненавистному коммунизму. И они опираются в этом не только на свою злобу по отноше­нию ко всему новому или «чужому», но и на не такие уж редкие в народе представления о нужности касто­вой системы.

Может быть, каста была порождена социально-эко­номическим, классовым делением общества? Да, влия­ние этого фактора несомненно. Как ни многообразна кастовая структура, никто не станет отрицать, что выс­шие касты всегда принадлежали к высшим, экономи­чески или идеологически господствовавшим классам, что чем ниже кастовое положение человека, тем обыч­но он беднее.

Но и это не все объясняет. Не говоря уже о том, что в любой касте есть свои бедняки и свои богачи, бы­вает и так, что каста традиционно бедная пользуется большим уважением — это относится к некоторым брахманским кастам. А вот бизнесмену из торговой касты, будь он хоть миллионером, никогда не сде­латься равным брахману.

Честно говоря, мне почти не пришлось беседовать с людьми из низших социальных слоев. И ни разу — о касте. Неудобно обсуждать эту тему с не очень зна­комым человеком, если знаешь, что она способна его задеть. Но среди интеллигентов я часто встречал лю­дей, не скрывавших своего положительного отношения к касте. Логика их суждений была примерно такова:

— А что конкретно плохого можно сказать о ка­сте? Она дает человеку уверенное и твердое положе­ние в жизни, обеспечивает его специальностью, а следовательно, и куском хлеба, приучает его довольст­воваться малым и делает поэтому счастливым, обеспе­чивает стабильность общества и сохранение его куль­турных ценностей. Конечно, мы против «кастеизма», т. е. неуважительного, презрительного или дискримина­ционного отношения к лицам другой касты. И, конечно же, совершенно возмутительны, с нашей точки зрения, кастовые конфликты, особенно применение насилия.

Эти люди готовы осудить брахмана, ударившего чамара за непочтительность. Но особенно гневно обру­шиваются они обычно на представителей низших каст, все решительнее требующих равноправия для себя.

Возразить сторонникам данной точки зрения легко с позиций гуманизма: почему, собственно, люди дол­жны довольствоваться малым? И так ли уж нужна ста­бильность общества в стране, подобной Индии, кото­рая была настолько стабильной на протяжении веков, что подчинялась всем завоевателям?

Но убедить их не удается, и вовсе не потому, что они не хотят слушать возражений. Большей частью это не закоснелые догматики, а люди широко образован­ные, «с открытым умом», готовые вежливо спорить и приводить контраргументы.

— Человек не должен довольствоваться малым? Но ведь мы живем в Индии, где очень, очень многие, и отнюдь не только неприкасаемые, вынуждены до­вольствоваться малым. Возможности для приобрете­ния богатства, для продвижения по службе или для социальной деятельности так ограничены! Даже полу­чивший прекрасное образование соглашается, как пра­вило, на скромную должность, а иногда и совсем не имеет работы.

— Застойность индийского общества не привела ни к чему хорошему? Может быть, да, а может, и нет. Посмотрите — все завоеватели либо уходили восвояси, либо подчинялись нашим обычаям. Индийское общество оказалось таким крепким, что его не могли рас­шатать ни ислам, ни христианство, ни фабрики, ни же­лезные дороги. А чего добились западные страны со всем их прогрессом? Упадок духовной культуры, по­гоня за барышом, безнравственность. Одни хиппи чего стоят!

— А что понимать под социальным прогрессом, как не обеспечение всеобщего счастья? Можно ли добиться его, гоняясь лишь за материальными ценностями?

Подобного рода дискуссии порой длятся часами, обнаруживая лишь огромное несходство в отношении к основным проблемам жизни — к личности, «ценно­стям», счастью, цели, справедливости и т. п.

Кастовая система противостоит не только социа­лизму, но и самому умеренному демократизму, пре­жде всего иерархичностью, тем, что она располагает людей на разных ступенях лестницы, делает одних выше рангом, других — ниже, предоставляет одним привилегии, в которых отказывает другим.

Как и в вопросе о происхождении каст, в вопросе об иерархии их тоже нет ясности. Любой индиец объ­яснит вам, что самыми высшими, самыми уважаемыми кастами являются брахманские. Брахманы когда-то составляли, наверно, прослойку жрецов, но судя по священным книгам, уже в древности они были и чи­новниками, и помещиками, и купцами, и даже земле­дельцами и кузнецами. Они составляли феодальную интеллигенцию в средние века и из них же в основном создался слой современной интеллигенции — они были наиболее подготовлены к восприятию европейского образования. Юристы, писатели, художники, научные работники, политические деятели, в последние годы инженеры чаще всего принадлежат к брахманам.

Следом за ними по традиционной иерархии шли кшатрии (воины). Они тоже давно не только аристо­краты и военачальники, но и помещики и мелкие зем­левладельцы, а также представители образованных слоев общества.

Еще ниже находились вайшьи. Сначала этот тер­мин обозначал «простой народ», но уже в далеком прошлом под ним понимали торговцев, ростовщиков и богатых ремесленников.

Наконец, в древности возникла четвертая группа — шудры. В нее попали все самые низшие слои общест­ва — слуги, рабы, бедняки. Простые ремесленники и крестьяне тоже стали рассматриваться как шудры

Это четырехчленное деление на крупные социаль­ные группы (варны) когда-то, возможно, действи­тельно существовало. Но ряд современных исследова­телей высказывает мнение, что варны — плод чистой теории, попытка древних индийцев разобраться в соб­ственном социальном строе, своеобразная инвентари­зация более мелких групп, собственно каст — джати. Никто не знает точно, сколько сейчас в Индии каст Что-то свыше тысячи. И каждая из них предлагает свои вариант иерархии. Есть касты, называющие себя брахманскими, но остальные брахманы не считают их равными себе. Есть шудры, претендующие на принад­лежность к кшатриям, и т. д. Правда, есть еще непри­касаемые. С ними гораздо проще. Они ниже всех, ниже шудр. Однако и неприкасаемых каст более десятка. И они тоже спорят, кто из них менее неприкасаемый

Трудно определить, кто выше, кто ниже, но каждый готов обсуждать это. Обсуждать, конечно, среди своих, при иностранцах поднимать вопросы кастового поло­жения и происхождения неприлично. Все же мои зна­комые стали свидетелями такого спора, начавшегося в шуточной форме и перешедшего в яростную пере­палку. Участниками были два адвоката — европейски образованные и прогрессивно настроенные люди. В разговоре случайно всплыло, что один из них брах­ман, а другой — кшатрий. И тут они начали выяснять, чье социальное положение выше.

Юрист-брахман ссылался, конечно, на священные книги, где брахманы объявлены совершенством, ча­стью бога на земле.

Юрист-кшатрий оказался свободомыслящим. Впро­чем, ему ничего другого не оставалось:

— Да все священные книги написаны самими брах­манами. Вот и превозносят они там себя. На самом же деле выше всех всегда были кшатрии — цари, предво­дители войск, воины. Посудите, кто выше: тот, кто бе­рет, или тот, кто дает. А вы, брахманы, всегда шли к нам, кшатриям, с протянутой рукой.

Этот спор в современной гостиной за стаканом ви­ски, разумеется, дикость, но он очень показателен. Он — отражение постоянной, то молчаливой, то в пол­ный голос дискуссии, которая ведется в Индии вот уже много столетий. Кто же выше?

Споры эти не беспредметны и не безрезультатны. История страны даже самых последних десятилетий знает немало примеров, когда установленная иерархия нарушалась и изменялась.

Так, с конца XIX в. начал повышаться социальный статус каст садоводов и огородников. Расширился рынок для их продукции, они стали богатеть и посте­пенно перешли из «нечистых» в «чистые» шудры.

Джаты, наиболее многочисленные среди земле­владельцев Северо-Западной Индии, считаются в принадлежащих им деревнях ничуть не ниже брах­манов.

Весьма часты случаи, когда имущественное рас­слоение внутри низкой касты приводит к ее разделе­нию — более богатые рвут связи с бедняками, присваи­вают себе другое кастовое название, создают новую легенду о своем происхождении, связывая себя с брах­манами, кшатриями или вайшьями. Новая каста поднимается на несколько ступеней кастовой лестницы, а старая остается на прежнем месте.

Но каста — удивительное явление, подчиняющееся своим, не совсем понятным для наблюдателя законам. Касты различаются по «чистоте», а она включает много элементов. Например, еда. Чем длиннее список продуктов, запрещенных членам касты, тем последняя выше. Самые «чистые» те, кто не употребляет никаких продуктов животного происхождения, вегетарианцы, питающиеся только рисом и овощами. Если человек ест яйца, он уже не такой «чистый», если мясо или рыбу, то в некоторых районах ему уже не быть брах­маном. Впрочем, это не абсолютное правило, как и про­чие правила касты. Бенгальские брахманы, скажем, едят рыбу с большим удовольствием, не отказываются и от мяса. Их за это не осуждают — обычай! Но не один раз я слышал шутку, которая звучала едко для индийского уха:

— Бенгальские брахманы? А, это те, для которых лучший овощ — рыба?

Конечно, тот, кто употребляет спиртные напитки, бесконечно ниже того, кто их в рот не берет.

Другой важный элемент — вода, В Индии стакан воды для путника, измученного зноем, нередко озна­чает жизнь. Так вот, истинный брахман не примет воды от шудры (о неприкасаемом уже нет и речи). Слож­нейшие правила указывают, кто от кого может при­нимать воду и, наоборот, кто кому может ее предло­жить.

Учитываются также брачные и семейные обычаи. Женщина высшей касты может выйти замуж лишь од­нажды. Вдова — самое низшее, бесправное существо, для которого жизнь кончена. В низших кастах заму­жество вдов разрешается.

Вопросы брака тоже регламентируются правилами, разными для каждой касты, но одно из них общее. Же­ниться допустимо только на женщине своей касты. Межкастовые браки — до сих пор явление очень ред­кое. Брахманы должны брать жен только из другой готры — «семьи», «рода». У раджпутов тоже есть «ро­ды», внутри которых нельзя заключать браки. Для низших каст подобных ограничений нет, и «именно по­этому» они часто считаются низшими.

Занятие человека, пожалуй, важнейший показа­тель при определении его места в социальной системе. Разумеется, самые чистые занятия те, которые не свя­заны с физическим загрязнением рук — чиновничья ра­бота, торговля, наука, литература. Искусство уже стоит значительно ниже, потому что требует физиче­ских усилий, а иногда неотделимо от грязи — глина, краски, кисть и резец, рабочая одежда. Кроме того, художник часто работает по заказу, а работа на себя более уважаема, чем работа на другого.

Земледелие в целом более высокое занятие по сравнению с ремеслом, но вспашка почвы — самая «нечистая» из земледельческих операций, поскольку она означает нанесение ран матери-земле и связа­на с повреждением живых существ, обитающих в почве.

Ремесла тоже неравноценны. Мастер резьбы по ко­сти ниже, чем кузнец или медник. Гончар ниже рез­чика. Специальность шорника или сапожника отно­сится к числу самых презираемых. Всех правил, под­крепляемых учением индуизма и не имеющих никаких подкреплений, не счесть.

Некоторые касты, даже если они откажутся от мяса, от спиртных напитков, от замужества вдов, пе­ременят презираемое занятие, все равно останутся низкими, другие же после подобных «очистительных» мероприятий приобретают более высокий статус.

В Махараштре то ли сейчас существует, то ли раньше существовала каста махаров — уборщиков и слуг. (Как видите, и на вопрос о том, существует ли та или иная каста, можно ответить и «да» и «нет».) Известный руководитель движения неприкасаемых Б. Р. Амбедкар, происходивший из махаров, но сумев­ший «выбиться в люди» и стать богатым адвокатом, призвал членов этой касты перейти в буддизм. В 40— 50-х годах массы махаров начали «обращаться» в эту новую для них веру. Часто они не совсем ясно пред­ставляли себе ее догматы, но надеялись, что отрече­ние от индуизма, уготовившего им участь неприкасае­мых, должно улучшить их социальное положение.

Так что сейчас махары есть — каждый маратх в этом убежден, и в то же время их нет, так как махары называют себя буддистами.

Что изменилось? А ничего. Презрение, которое вызывало раньше в Махараштре слово «махар», вы­зывает теперь слово «буддист».

С именем Амбедкара связано начало организован­ной борьбы неприкасаемых за свои права. Создана федерация неприкасаемых каст, планирующая разно­образные меры для подъема их экономического по­ложения и обеспечения им равных социальных прав. Однако следует сказать, что борьба низших каст слишком часто базируется на той же кастовой идео­логии. Они отвергают авторитет высших каст, осво­бождаются от многовекового идеологического рабства не во имя вообще уничтожения подобной системы, а в целях повышения статуса своей касты за счет дру­гих каст. Такого рода движения в действительности лишь усиливают «кастеизм», т. е. дают новую пищу кастовым чувствам, усиливают разобщенность об­щества.

Когда-то, в XIX в., в период усиленного проник­новения в Индию европейских идей и ломки тради­ционного образа жизни, казалось, что каста дожи­вает последние дни. Разве можно сохранить кастовую чистоту, когда путешествуешь в переполненном вагоне поезда, пьешь чай в станционном буфете, где и чашки-то не мылись как надо, работаешь под общей фаб­ричной крышей? Открывались школы, а потом и уни­верситеты, куда принимали людей вне зависимости от касты. Равные возможности, предполагалось, быстро похоронят кастовые предрассудки.

Однако действительность оказалась иной. «Рав­ными возможностями» почему-то воспользовались главным образом брахманы и представители ограни­ченного числа прочих высоких каст. Что касается же­лезных дорог, то они были просто исключены из сфе­ры действия кастовых запретов. Переполненные ва­гоны третьего класса вроде как бы перестали суще­ствовать. Сначала брахманы, вернувшись домой из поездки, выполняли несложный очистительный ритуал, затем и он был оставлен. Осквернение, полученное по вине этих «ангрезов» в придуманных ими вагонах, просто «не считалось».

Позже такие же исключения распространились на автобусы, самолеты, кинотеатры и даже кафе и рестораны. Они пришли из другой жизни и остались в этой другой жизни.

Если не считать садху, не покидающих своих оби­телей, и совсем забитых батраков, тоже не видевших ничего, кроме родной деревни, все остальные живут как бы сразу в двух мирах — внешнем, гражданском, политическом и внутреннем, семейно-кастовом.

Во внешнем мире действуют личности, там суще­ствуют дружба, вражда, симпатии, антипатии, свобода выбора: можно пойти в кино или кафе, поступить ра­ботать в ту или иную контору, на тот или иной завод, голосовать за ту или другую партию.

Во внутреннем мире все предопределено. Поступки диктуются непреложным обычаем, время еды и меню, отношения с окружающими, женитьба и одежда установлены или будут установлены теми, кому ведать на­длежит: родителями, старейшинами касты. Здесь гос­подствуют отношения групповые, клановые.

Эти два мира, конечно, сольются. Цельность жиз­ни восстановится. Но когда? И — не менее важно — как? Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что слияние произойдет в результате вытеснения ка­стовых предрассудков. Семья — бастион кастовой си­стемы — пока не поколеблена серьезно. Многие демо­кратически мыслящие и политически активные люди, придя к себе домой, не только меняют брюки на дхоти, но и превращаются в богобоязненных индусов, чистых вегетарианцев, богом поставленных глав семьи. Есть, разумеется, и такие, кто полностью отвергает тради­ционный мир, однако их число относительно ничтожно.

Гражданский мир испытывает сильное и непре­станное воздействие мира семьи и касты, влияющего и на «свободу выбора», о которой шла речь,— выбора друзей, работы, политических симпатий.

Роль касты в политической борьбе не исследована: индийцы не чувствуют склонности к ее изучению, а иностранным социологам провести подобное исследо­вание крайне трудно. Как уже говорилось, сведения о кастовом составе населения теперь не собирают и не публикуют. Не сообщается, конечно, и каста канди­датов в депутаты.

Нет сомнения, соперничество каст не исчерпывает содержания политической борьбы. Число сознательных избирателей, все более ясно разбирающихся в том, кто на самом деле защищает их интересы, растет. Свидетельство тому — большие успехи левых партий на выборах последних лет.

Но отдельные научные работы и намеки в прессе все же позволяют сделать вывод, что кастовая при­надлежность кандидата — один из главных показате­лей, принимаемых во внимание руководителями поли­тических партий при его выдвижении. Нередки слу­чаи, когда благодаря кастовой солидарности канди­дат проходит в парламент вне зависимости от того, каковы его политические убеждения — правый он или левый, стоит он за ограничение монополий или за ин­тересы помещиков.

Кандидат же, избранный голосами членов своей касты, естественно, будет благоволить к ним.

Консервативная роль кастеизма в современной жизни определяется не тем, что в деревнях до сих пор не здороваются с неприкасаемыми или не пускают их в храмы. Внешние признаки в конце концов исчез­нут, хотя это тоже потребует долгой борьбы.

Опасность заключается в том, что для многих индийцев, и для «урбанизированных» и образованных тоже, существуют «свои» и «чужие». Они охотнее бу­дут встречаться и работать с людьми одной с ними касты, охотнее окажут им покровительство или при­бегнут к их помощи. Кастеизм часто служит основой фаворитизма на производстве и в учреждениях.

Каста обладает некоторыми чертами национально­сти. У нее, правда, нет, как правило, своей территории и отдельного языка, но есть свои обычаи, символы, ми­фология, что-то вроде общей культуры, и главное — сознание тесной связанности.

Поэтому и в психологии членов касты, и в их дея­тельности наблюдаются черты, характерные для на­циональных меньшинств: уязвимость, легкая рани­мость, гипертрофированное чувство собственного до­стоинства, боязнь быть обойденным и затертым, стрем­ление двигаться по лестнице жизненных успехов груп­пой, подталкивая друг друга.

Если каста к тому же имеет территорию, которую она может считать «своей», она начинает еще больше напоминать нацию.

В 1956 г. было решено создать «лингвистические штаты», т. е. провести границы между районами в со­ответствии с расселением основных народов. В частно­сти, предлагалось к территории бывшего княжества Майсур присоединить другие области, где жил народ каннада, прежде всего так называемый Бомбейский Карнатак. И вдруг майсурская организация Нацио­нального конгресса выступила против проекта: она не хотела воссоединения народа каннада в пределах единой административной единицы.

В чем дело? Оказывается, в политической жизни княжества доминирующее положение занимала самая многочисленная каста оккалига. Члены той же касты составляли главную часть местной организации На­ционального конгресса, и, следовательно, из них в ос­новном было сформировано майсурское правитель­ство. Но второй по численности и по значению была каста лингаятов. Соперничество этих двух каст в Кон­грессе, в чиновничьем аппарате, при распределении мест в колледжах и университетах стало постоянной чертой социальной, экономической и культурной жизни Майсура.

В Карнатаке же лингаяты составляли 35—40% на­селения. После включения его в Майсур они заняли бы по численности первое место в штате (более 20%), оккалига были бы оттеснены на второе (13—14%).

«Большой Майсур» все же был создан, потому что главный министр «Малого Майсура» Ханумантхайя в последний момент дал согласие на реорганизацию. Но вскоре ему пришлось выйти в отставку: оккалига не простили «измены». А соперничество двух каст, как и ожидалось, вспыхнуло с новой силой и по всем ли­ниям — на партийных и общих выборах, при занятии постов и т. п.

Влияние касты в деловом мире никем не оспари­вается. В индийском частном бизнесе действует не­сколько каст и групп, тоже ставших по существу ка­стами. Из них самые богатые — марвари и парсы. Среди бизнесменов, конечно, есть более или менее со­стоятельные, но это не влияет на их сотрудничество, на крепость их своеобразных «трестов».

Обычный трест или синдикат может распасться, отдельные его части могут договориться с конкурен­тами и т. п. Трест может лопнуть, не найдя вовремя поддержки в деловом мире. С кастой ничего подоб­ного не случается. Каковы бы ни были личные дело­вые интересы марвари-миллионера, он никогда не от­кажет в помощи, моральной и материальной, своему менее удачливому собрату. Система внутрикастового кредитования — под честное слово, без процентов или за очень умеренный процент — распространена до сих пор и способствует тому, что благоприятная конъюнк­тура для одного капиталиста приводит к подъему всей его касты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: