В соответствии с ФГОС ДО педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Вариативность образования предполагает необходимость учёта всех особенностей развития детей (каждого ребёнка и группы в целом) при планировании содержания и организации образовательной деятельности (форм, методов, технологий и т.д.), что отражается в рабочей программе воспитателя. Основой для разработки рабочей программы (планирования деятельности воспитанников в конкретной группе) является педагогическая
диагностика – оценка индивидуального развития детей.
Педагогическая диагностика в ГОУ Школа № 1248" в дошкольном отделении осуществляется по методике «Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО». Петрова Е.А., Козлова Г.Г. – СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. 2015. Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников разработана с учётом онтогенетических закономерностей развития детей. Каждое качество, отражённое в содержании диагностики и соотносимое с целевыми ориентирами дошкольного образования, рассматривается в развитии, начиная с проявлений, характерных для младенческого возраста и заканчивая характеристиками, которые могут отмечаться у части детей уже в старшем дошкольном возрасте, а у некоторых из них только на этапе школьного обучения. Таким образом, диагностика – это отражение закономерностей психофизического развития ребёнка, путь его развития. Такой подход к разработке педагогической диагностики позволяет воспитателю не только определить возможности воспитанников группы в данный момент - «зону актуального развития», но и определить «зону ближайшего развития», скорректировать содержание образования, создать в
|
группе оптимальные условия для взаимодействия детей, развития их потенциальных возможностей.
Важно понимать, что эти качества не могут проявляться у всех детей группы одинаково. Степень их выраженности зависит от целого ряда факторов: -возрастных и индивидуальных особенностей;
-особенностей семейного воспитания;
- этнокультурных, религиозных факторов;
- наличия особых образовательных потребностей (одарённые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья)
Методика диагностики включает выявление возможностей детей по пяти образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
В основе диагностики социально-личностного развития дошкольников лежит метод наблюдения, который проводится с учётом «Методики ведения педагогических наблюдений» Л.Н. Свирская – СПб, образовательные проекты; ЛИНКА-ПРЕСС, 2010 С его помощью осуществляется целенаправленное выявление особенностей развития ребёнка для получения конкретных фактических данных. По результатам педагогического наблюдения составляется профиль
социально-личностного развития каждого ребёнка на момент обследования. Полный перечень исследуемых качеств (всего 26 параметров) в соответствии с образовательными областями представлен в «Карте социально-личностного развития дошкольников» Диагностика проводится 2 раза в год : в начале и в конце учебного года. В сложных случаях (при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья) возможно дополнительное проведение диагностики с целью корректировки индивидуального образовательного маршрута.
|
2. Содержательный раздел.
Обязательная часть
2.1.Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативном, познавательному, речевому и художественно – эстетическому и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
2.1.1.Образовательная область «Социально– коммуникативное развитие»
Реализуется по блокам: социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности | ||
Ежедневная образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Ежедневный базовый вид деятельности | Совместная деятельность с педагогом | Интеграция с другими образовательными областями |
Игровая, коммуникативная¸ самообслуживание и элементы бытового труда, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность | Ситуативные разговоры, беседы с Детьми о правилах безопасного по- Ведения на улице города, вприроде, дома, при общении с незнакомыми людьми. Чтениеи обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий. Рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций. Просмотри анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, наблюдения, дидактические игры и игровые упражнения. Проблемные ситуации. Игры(сюжетно-ролевые, театрализованные) с созданием проблемных игровых ситуаций. Обыгрывание жизненных проблемных ситуаций. Создание «Копилки золотых правил». Рассматривание и обсуждение иллюстраций, фотографий и др. Проектная деятельность. Встречи с интересными людьми. Народные игры, песни, танцы. Специальные игры на развитие коммуникации. Рассказы, беседы социально-нравственного характера. Свободное общение на темы: «Что такое дружба?»,«Друг познается в беде», прослушивание песен о дружбе с последующей беседой. Досуги и праздники. Совместный труд (хозяйственно-бытовой,ручной, в природе) Наблюдения за трудом взрослых; наблюдения природоведческого Характера (например, за ростом зеленого лука). Экскурсии. Трудовые поручения. Совместная деятельность взрослого и детей тематического и проектного характера. | «Познавательное развитие» (формирование целостной Картины мира и расширение представлений о Возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы; расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире). «Физическое развитие» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека; развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами). «Речевое развитие» использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности безопасности Окружающего мира; для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семьеи окружающем мире). «Художественно – эстетическое развитие» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений о трудовой деятельности взрослых и детей; Использование средств продуктивных видов Деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области) |
Ежедневная самостоятельная деятельность детей | ||
Рассматривание иллюстраций, фотографий и др. Продуктивная деятельность. Использование различных видов театра для разыгрывания проблемных ситуаций.Свободноеобщение,ситуативныеразговоры,педагогическиеситуации,ситуацииморальноговыбора. Совместные со сверстниками игры:сюжетно-ролевые,театрализованные,игры-фантазирования,хороводныеигры,дидактические, развивающиеинтеллектуальные,подвижные,состроительнымматериалом.Рассматриваниеиллюстраций,фотографий,значков,марок. Инсценировка, драматизация рассказов, сказок, стихов. | ||
Поддержка детской инициативы | ||
Рассматриваниеиллюстраций,свободноеобщение,совместныесосверстникамиигры,чтениеиобсуждениепознавательныхихудожественныхкниг,детскихиллюстрированныхэнциклопедий. Совместные со сверстниками игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры- фантазирования, хороводные игры, дидактические, развивающие интеллектуальные, подвижные, со строительным материалом. | ||
Совместная деятельность с семьей | ||
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДО: · Совместные досуги · Маршруты выходного дня. Психолого-педагогическое просвещение черезорганизацию активных форм взаимодействия: · Вечера вопросов и ответов. · Дистанционное общение и обучение. · Тематические выставки совместных творческих работ «Осенняя ярмарка», «Символ года», «Этих дней не смолкнет слава»и др.) |
|
2.1.2.Образовательная область «Познавательное развитие»
(Содержаниеобразовательныхобластей,интеграцияобразовательныхобластей,методы,формыработысдетьми,разнообразныевиды детской деятельности, поддержка детской инициативы. УМК.)
Реализуется поблокам: развитие познавательно-исследовательской деятельности (первичные представления об объектах окружающегомира,сенсорноеразвитие,дидактическиеигры,проектнаядеятельность),приобщениексоциокультурнымценностям,ФЭМП(количество,величина,форма,ориентировкавпространстве,ориентировкавовремени),ознакомлениесмиромприроды, сезонныенаблюдения | |
Организованная образовательная деятельность: Ознакомлениес миромприроды– 1 раз в неделю, ФЭМП -1 раз в неделю | |
Ежедневная образовательная деятельностьв ходережимных моментов (Рассматривание, обследование, наблюдение, решениепроблемныхситуаций, занимательных задач, рассказ, свободноеобщение) | |
Базовый вид деятельности | Совместная деятельность спедагогом |
Самостоятельная деятельностьдетей | |
Рассматривание, обследование, наблюдение, опыты, игры-экспериментирования, исследования. Сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные,дидактические,развивающиеинтеллектуальныеигры.Поискответовнавопросывдетскихиллюстрированныхэнциклопедиях. | |
Совместная деятельность с семьей | |
Вовлечение родителейвобразовательный процессДОУ: · «Гостьгруппы»(встречи синтересными людьми). · Совместныедосуги интеллектуального характера(конкурсы, игры-викторины,например,«Что, где, когда?»,«Умникииумницы») · Совместныепоисково-исследовательскиепроекты. · Маршруты выходногодня. · Дистанционноеобучение, консультации для родителей. | |
Поддержка детской инициативы | |
Совместнаяпознавательно–исследовательскаядеятельностьвзрослогоидетей–опытыиэкспериментирование.Рассматривание,обследование,наблюдение,опыты,игры-экспериментирования,исследования.Внесениеразличныхматериаловподталкивающихдетей к наблюдениям,опытам,центрамактивности.Проектнаядеятельность.Сюжетно-ролевые,режиссерские,строительно-конструктивные, дидактические, развивающиеинтеллектуальныеигры. Поиск ответов навопросы вдетскихиллюстрированныхэнциклопедиях. |
2.1.3.Образовательнаяобласть «Речевое развитие»
(Содержаниеобразовательныхобластей, интеграция образовательных областей, методы, формыработы сдетьми, разнообразныевиды
детскойдеятельности,поддержкадетскойинициативы. УМК.)
Реализуется по блокам: развитиеречи (развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический стройречи, связная речь) приобщениек художественной литературе | ||
Организованная образовательная деятельность 1 раз в неделю | ||
Ежедневная образовательная деятельностьв ходережимных моментов (Чтениехудожественнойлитературы,разучиваниестихов,чистоговорок,скороговорок,потешек,небылиц,ситуативныеразговорыс детьми, дидактическиеигры, театрализованныеигры (игры-имитации, игры-диалогии др.), рассматриваниеи обсуждениеиллюстраций книг) | ||
Ежедневный базовый вид деятельности | Совместная деятельность спедагогом | Интеграция сдругими образовательными областями |
развитие речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковаякультура речи, грамматическийстрой речи, связная речь), приобщение к художественной литературе | Чтениеиобсуждение;инсценировкаидраматизация литературныхпроизведений разныхжанров. Разучиваниестихов.Рассказываниепокартинам,серии сюжетныхкартин.Беседы.Игры(дидактические, театрализованные). Чтениеисочинениезагадок,пословиц,поговорок,дразнилок, считалок и др. Продуктивная деятельность. Оформлениетематическихвыставоккниграссматриваниеи обсуждениеиллюстраций книг. Интегративнаядеятельность(рисование,лепка,аппликацияпомотивамзнакомыхстиховисказок;рисование иллюстрацийкхудожественнымпроизведениям;чтение и слушаниемузыкии др.). | «Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободногообщениясовзрослымиидетьмипоповодупрочитанного;практическоеовладениенормамирусскойречи; формированиепервичныхпредставленийосебе,своих чувствахиэмоциях,окружающеммирелюдей,природе; формированиепервичныхценностныхпредставлений «Познавательноеразвитие» -формированиецелостной картины мира, расширениекругозорадетей. «Художественно-эстетическоеразвитие»- развитиедетскоготворчества; использованиемузыкальныхпроизведенийкаксредстваобогащенияиусиленияэмоционального восприятияхудожественныхпроизведений. |
Самостоятельная деятельностьдетей | ||
Игры(дидактические, театрализованные). Продуктивная деятельность. Рассматриваниеиллюстрацийкниг. | ||
Совместная деятельность с семьей | ||
Вовлечение родителейвобразовательный процессДО: · Тематическиемузыкально-литературныегостиные по сказкам, литературныевикторины. · Семейныепроекты«Читаеми придумываемвместе». · Маршруты выходногодня (детскиетеатры, выставки, библиотеки). · Дистанционноеобучение, рекомендации, консультации. | ||
Поддержка детской инициативы | ||
Созданиеусловийдлясамостоятельнойилисовместнойдеятельностивоспитателясдетьмивцентрахразвития:игры(дидактические, театрализованные),чтениепонравившихсяпроизведений,рассматриваниеиллюстрацийкниг,поисквариантоврешенияпроблемной ситуации, предложенной ребёнкоми т. д. Проектная деятельность. |
2.1.4.Образовательная область «Художественно-эстетическоеразвитие»
(Содержаниеобразовательныхобластей,интеграцияобразовательныхобластей,методы,формыработысдетьми,разнообразныевиды
детскойдеятельности,поддержкадетскойинициативы. УМК.)
Реализуетсяпоблокам:приобщениекискусству,изобразительнаядеятельность(рисование-предметное,сюжетное,декоративное; лепка,аппликация,художественныйтруд-работасбумагойикартоном,работастканью,работасприроднымматериалом),конструктивно-модельнаядеятельнаядеятельность(конструированиеизстроительногоматериала«ТОМИК»,издеталейконструктора«ЛЕГО»)музыкальнаядеятельность(слушание,пение,музыкально-ритмическиедвижения,развитиетанцевально-игровоготворчества, игранамузыкальныхинструментах) | ||
Организованная образовательная деятельность | ||
Изобразительнаядеятельность: рисование –1раза в неделю, Аппликация–1разв2недели,Лепка-1раз в 2недели, музыка–2разавнеделю | ||
Ежедневная образовательная деятельностьв ходережимных моментов Рассматриваниеиобсуждениекартин,иллюстраций,фотографий.Использованиемузыкиприпроведении режимныхмоментов.Музыкальныеподвижныеигры, хороводныенародныеигры.Ритмикаиритмопластика.Утренняягимнастикаподмузыку.Привлечение внимания детейк разнообразнымзвукамв окружающем мире. | ||
Базовый вид деятельности | Совместная деятельность спедагогом | Интеграция сдругими оразовательными областями |
Рассматривание муляжей:овощей,фруктов, деревьев,цветовидр. Рассматриваниепроизведенийкнижнойграфики,иллюстраций,дидактическиеигры. Использованиемузыкивовремя проведениярежимных моментов.Музыкальные подвижныеигры. Утренняягимнастика подмузыку.Привлечениевниманиядетейк разнообразнымзвукамв окружающеммире. Рассматриваниеиллюстраций,фотографийпроизведений искусства. | Рассматривание эстетическипривлекательных предметов (овощей,фруктов,деревьев,цветовидр.),узороввработахнародных мастеровипроизведенияхдекоративно-прикладногоискусства, произведенийкнижнойграфики,иллюстраций,репродукцийс произведенийживописии книжнойграфики,произведений искусства. Дидактические игры Организациявыставокработнародныхмастеровипроизведений декоративно-прикладногоискусства,книгсиллюстрациямихудожников(тематическихиперсональных),репродукций,произведенийживописиикнижнойграфики,тематическихвыставок(по временамгода, настроениюи др.), детского творчества. Рисование,лепка,аппликациянатемынародныхпотешек,помотивамзнакомыхстиховисказок,подмузыку,натемупрочитанного,прослушанногоилипросмотренногопроизведения. Изготовлениеатрибутовдляигры,предметовдляпознавательно- исследовательскойдеятельности,украшенийкпраздникам,творческиеработы. Слушание соответствующейвозрасту народной, классической, детскоймузыки.Экспериментированиесозвуками.Игранадетскихмузыкальныхинструментах.Шумовойоркестр.Музыкальные упражнения. Двигательные,пластические,танцевальныеэтюды,танцы.Попевки,распевки,совместноеииндивидуальноеисполнениепесен. Беседы по содержанию песен. Драматизацияпесен.Беседыэлементарногомузыковедческого содержания.Музыкальныеимузыкально-дидактическиеигры. Музыкально-театрализованныеигрыипредставления.Творческие заданияиимпровизации.Интегративнаядетскаядеятельность. Концерты-импровизации. Музыкальные досуги и праздники. Встречи синтереснымилюдьми. | «Социально-коммуникативное развитие»- развитиесвободногообщения совзрослымиидетьмипоповодупроцессаирезультатовпродуктивнойдеятельности,прослушанныхмузыкальныхпроизведений;формированиеосновбезопасностисобственнойжизнедеятельностивразличныхвидах продуктивнойдеятельности;формированиепервичныхпредставленийосебе, своихчувствахиэмоциях,атакже окружающеммиревчастикультурыи музыкального искусства «Познавательноеразвитие» -формированиецелостнойкартинымира, расширениекругозоравчасти изобразительногоискусства,творчества, расширениепредставленийдетейо музыке как видеискусства «Речевоеразвитие» -использование художественныхпроизведенийкак средстваобогащениявнутреннего мираребенка. «Физическоеразвитие» -развитиефизическихкачестввмузыкально- ритмической деятельности. |
Самостоятельная деятельностьдетей | ||
Продуктивнаядеятельность:рисование,лепка,аппликация. Рассматриваниеиллюстраций, репродукцийкартин,открыток,фотографий,альбомовидр. Слушаниемузыкальныхсказок,детскихпесен.Самостоятельнаямузыкальнаядеятельность(пение,танцы).Игра надетскихмузыкальныхинструментах.Музыкально-дидактические,сюжетно-ролевыеигры.Инсценировка,драматизациярассказов,сказок, стихов. Дидактическиеигры. | ||
Совместная деятельность с семьей | ||
Вовлечение родителейвобразовательный процессДО: · Маршруты выходногодня«Кто работает в нашемгороде?», посещениетеатров ивыставок. · Экскурсии:«Кто работает в нашемдетском саду?» · Семейныепроекты: «Профессии родителей». · Тематическиевыставки совместныхтворческихработ«Осенняя ярмарка»,«Новогоднеечудо»,«Этихднейне смолкнет слава»и др.) · Дистанционноеобучение, общениесродителями. · Мастер-классы. · Совместныемузыкальныедосуги и праздники,музыкально-театрализованныепредставления. · Фестивали(народного музыкального искусства, творчествадетскихкомпозиторови др.) | ||
Поддержка детской инициативы | ||
Рисование,лепка,аппликация,слушаниемузыкальныхсказок,детскихпесен.Самостоятельнаямузыкальнаядеятельность(пение,танцы).Игранадетскихмузыкальныхинструментах.Музыкально-дидактические,сюжетно-ролевыеигры.Инсценировка,драматизация рассказов, сказок, стихов. Дидактическиеигры. |
2.1.5.Образовательная область «Физическоеразвитие»
(Содержаниеобразовательныхобластей, интеграция образовательных областей, методы, формыработы сдетьми, разнообразныевиды детскойдеятельности,поддержкадетскойинициативы. УМК.)
Организованная образовательная деятельность3 разав неделю | ||
Реализуется по блокам:формированиеначальныхпредставлений оздоровомобразежизни,физическая культура | ||
Ежедневный базовый вид деятельности | Совместная деятельность спедагогом | Интеграция сдругими образовательными областями |
физическая культура,развитие игровойдея- тельности | Физическиеупражнения.Подвижныеигры,игрысэлементамиспорта,игры-соревнования. Игры-имитации,хороводныеигры. Специальныеоздоровительные(коррекционно-оздоровительные)игры.Дидактическиеигры. Пальчиковыеигры.Ритмическаягимнастика, игрыиупражненияподмузыку.Игрыиупражненияподтекстыстихотворений,потешек,считалок. Физкультурныезанятия(сюжетные,тематические,комплексные,контрольно- диагностические,учебно-тренирующегохарактера). Физкультурныедосугиипраздники:«Вгостяху Айболита»;«Солнце,воздухивода–нашиверныедрузья» Дни инеделиздоровья. Созданиеколлажей, тематическихальбомов. Изготовлениеэлементарныхфизкультурныхпособий: флажков, мишеней для метания и др. Рассказы,беседы.Чтение,рассматриваниеиоб- суждение познавательныхкниг о здоровье и ЗОЖ человека. Циклигр-занятий"Познайсебя"и«Урокиздоровья для дошкольников». | «Художественно-эстетическое развитие» - развитие музыкально-ритмическихдвиженийнаосновеосновных; изготовлениедетьмиэлементарныхфизкультурныхпособий:флажков, мишеней для метания идр. «Познавательноеразвитие» -расширениекругозоравчасти представлений о физкультуреи спорте. «Социально-коммуникативноеразвитие» -развитиесвободного общениясовзрослымиидетьми натемыофизической культуреиспорте;подвижныеигрысречевымсопровождением;приобщениекценностямфизическойкультуры;формирование первичныхпредставленийосебе,собственныхдвигательныхвозможностяхи особенностях; формированиецелостнойкартинымира,расширениекругозора в частипредставлений о здоровьеи ЗОЖ человека; приобщениекэлементарнымобщепринятымнормамиправиламвзаимоотношениясосверстникамиивзрослымивсовместнойдвигательнойактивности;поощрениепроявленийсмелости, находчивости,взаимовыручки,выдержкиипр.; накопление опытадвигательнойактивности;расстановкаиуборкафизкультурного инвентаря и оборудования; формированиенавыковбезопасногоповедениявподвижныхи спортивныхиграх, прииспользовании спортивного инвентаря. «Речевоеразвитие» -игрыиупражненияподтекстыстихотворений,потешек, считалок; сюжетныефизкультурные занятия. |
Ежедневная самостоятельная деятельностьдетей | ||
Базовый вид деятельности-игра, самостоятельная игровая деятельность в уголках развития | ||
Подвижныеигры, игрысэлементамиспорта.Игры-имитации,хороводныеигры.Физическиеупражнения.Отражениевпечатленийо физкультуреиспортевпродуктивныхвидахдеятельности.Двигательнаяактивностьвовсехвидахсамостоятельнойдеятельности детей. Рассматриваниеиллюстраций.Наблюдение.Ситуативные разговоры;решениепроблемныхситуаций.СвободноеобщениеоЗОЖ.Рассматриваниеиллюстраций.Настольно-печатные игры.Сюжетно-ролевыеигры«Доктор»,«Больница»,«Ветеринарнаялечебница», «Аптека»идр.Комплексызакаливающихпроцедур(воздушныеванны,ходьбабосиком,приемснабезмаекипижам). Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).Использованиеприемов массажа (растираниесухой махровой перчаткой). | ||
Совместная деятельность с семьей | ||
Вовлечение родителейвобразовательный процессДО: · Физкультурныедосугии праздники «Веселые старты» · Семейныепроекты «Папа, мама,я – спортивная семья» · Маршруты выходногодня (туристическиепрогулки, секции, клубы и др.) · Дистанционноеобучение. · Встречи синтереснымилюдьми: врачами, спортсменами и т.д. · Семейныепроекты«Наш выходной», «Как я провел лето»и др. | ||
Поддержка детской инициативы | ||
Подвижныеигры.Двигательнаяактивностьвовсехвидахсамостоятельнойдеятельностидетей.Отражениевпечатленийофизкультуреи спорте впродуктивныхвидахдеятельности. Сюжетно-ролевыеигры. |
2.2. Календарно - тематическое планирование в средней группе
Тема | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
День знаний (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября) | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.). | Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети праздник не готовят, но активно участвуют в конкурсах, викторинах; демонстрируют свои способности. |
Осень (2-я-4-я недели сентября) | Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. |
Я в мире человек (1-я-3-я недели октября) | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. | Открытый день здоровья. |
Мой город, моя страна (4-я неделя октября — 2-я неделя ноября) | Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. | Спортивный праздник. |
Новогодний праздник (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря) | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | Праздник «Новый год». Выставка детского творчества. |
Зима (1-я-4-я недели января) | Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. | Праздник «Зима». Выставка детского творчества. |
День защитника Отечества (1-я-3-я недели февраля) | Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка детского творчества. |
8 Марта (4-я неделя февраля — 1-я неделя марта) | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. | Праздник 8 Марта. Выставка детского творчества. |
Знакомство с народной культурой и традициями (2-я-4-я недели марта) | Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. |
Весна (1-я-3-я недели апреля) | Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | Праздник «Весна». Выставка детского творчества. |
День Победы (4-я неделя апреля — 1-я неделя мая) | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. | Праздник, посвященный Дню Победы. Выставка детского творчества. |
Лето (2-я-4-я недели мая) | Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. | Праздник «Лето». Спортивный праздник. Выставка детского творчества. |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа). |