1.1. Соблюдение общепринятых моральных норм и правил поведения. Оцениваются уровень сформированности навыков культуры поведения (за столом, в общественных местах), навыки культуры общения, знание и соблюдение традиций культуры поведения в современном обществе, этикет.
I уровень:
1 — ребенок не имеет представлений о навыках культуры поведения и общения, не умеет регулировать свое поведение, не следит за своими позами, жестами, мимикой, полностью зависит от взрослого;
2 — ребенок имеет элементарные представления о правилах вежливого обращения и о том, что нужно следить за своим поведением, но без побуждения взрослого не реализует их на практике (например, говорит слово «спасибо» только после подсказки взрослого); ребенок освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
II уровень:
3 — ребенок имеет элементарные представления о правилах поведения и общения в знакомой обстановке (например, знает элементарные правила поведения за столом), понимает последствия своих неосторожных действий для других детей (толкнул, напугал и др.), соблюдает элементарные правила культуры поведения и общения (например, здоровается при встрече, прощается, говорит «спасибо»), выполняет данные действия всегда под контролем взрослого, иногда требуется побуждение, т. е. характерна односторонняя регуляция поведения (ребенок выступает объектом регуляции со стороны взрослого);
4 — ребенок выполняет ранее заученные правила поведения и общения без побуждения взрослого, но под постоянным контролем (например, вежливо обращается с просьбой к взрослому и сверстнику, пытается согласовывать свои поступки с требованиями взрослого, но очень непродолжительное время);
|
5 — ребенок соблюдает основные правила культурного поведения и общения со взрослыми и сверстниками (например, обращается к взрослому по имени и отчеству, тактично и вежливо ведет себя во время разговора, правильно ведет себя за столом во время приема пищи), старается адекватно реагировать на замечания взрослого и менять в соответствии с ними свое поведение, сам своих ошибок не замечает, нуждается в неоднократном напоминании со стороны взрослого, имеет элементарные представления о том, как нужно вести себя в общественных местах, но правила эти не соблюдает, замечает нарушение моральных норм сверстниками, но к себе эти нормы не относит.
III уровень:
6 — ребенок соблюдает правила поведения в культурно - массовых учреждениях, общественном транспорте, на улице, но под постоянным контролем взрослого, при необходимости обращается к взрослому за помощью, может контролировать свое поведение, но иногда требуется напоминание и подсказка со стороны взрослого, т. е. наблюдается переход к саморегуляции поведения;
7 — ребенок осознает важность соблюдения правил культурного поведения и общения, имеет навыки культурного поведения и общения с малознакомыми людьми, но ему требуется стимулирующая помощь;
8 — ребенок самостоятельно выполняет правила культурного поведения в обществе, может оценить свое поведение, т. е. владеет саморегуляцией, способен сдержать свое желание под влиянием общественных мотивов, удержаться от поступка, если его результат или процесс достижения противоречат общепринятым нормам.
|
IV уровень:
9 — ребенок во всем следует традициям, принятым в современном обществе, социально активен, дает адекватную моральную оценку своим и чужим поступкам и объясняет ее;
10 — ребенок владеет нормами этикета; помогает другим соблюдать правила культурного поведения и общения, имеет четко сформированные морально-нравственные установки.
1.2. Готовность к общению. Оцениваются общительность ребенка по критерию «замкнутость — общительность», особенности общения ребенка, способы установления контакта.
I уровень:
1 — проявляется явная интровертированность, аутичность; ребенок избегает контактов даже с близкими людьми;
2 — иногда ребенок реагирует на близких, но продолжительность и продуктивность этих контактов крайне низкая.
II уровень:
3 — ребенок устанавливает контакт с очень ограниченным кругом людей (родитель или педагог) по их инициативе, но чувствует себя при этом напряженно, крайне скованно, стремится как можно быстрее прекратить взаимодействие; попытки установления контакта со стороны других лиц приводят к отрицательному результату;
4 — ребенок обычно чувствует себя комфортно только с теми, к кому привык (с родителями, педагогами), расставание с ними и общение с новыми людьми переносит тяжело: это может привести к срывам, агрессии или к замыканию в себе;
5 — сохраняется крайняя избирательность в контактах; ребенок проявляет настороженность при общении с новыми людьми; инициаторами контактов по-прежнему выступают окружающие.
|
V уровень:
6 — ребенок достаточно избирателен в контактах; сохраняется настороженность по отношению к незнакомым и малознакомым людям; проявляет активность в установлении контактов с близкими людьми;
7 — расширяется круг людей, с которыми ребенок вступает в контакт; сохраняется инициатива в общении с близкими, с остальными — по инициативе окружающих;
8 — вступает в контакт с окружающими, может выступать инициатором общения, хотя большой активности и заинтересованности при этом не проявляет.
VI уровень:
9 — ребенок тянется к общению, не испытывая затруднений;
10 — ребенок любит общаться как со знакомыми, так и с незнакомыми, сам легко вступает в контакт, знакомится с людьми, находит с ними общий язык; ребенок — экстраверт.
1.3. Умение общаться со взрослыми. Оценивается уровень общения с взрослым по следующим параметрам: инициативность, чувствительность к инициативным воздействиям взрослого, эмоциональное отношение к общению, умение развивать коммуникативную ситуацию, чувствительность к оценке взрослого.
I уровень, ситуативно-личностное общение:
1 — инициатива ребенка в общении со взрослым слабая: робкие взгляды, слабое прикосновение, осторожность в действиях при привлечении к себе внимания; ребенок отказывается от инициативы со стороны взрослого либо «терпит» ее, проявляет негативное или равнодушное отношение к взрослому, использует элементарные невербальные средства общения;
2 — ребенок проявляет инициативу в общении со взрослым, стремится к физическому контакту, ищет взгляд взрослого, привлекает к себе внимание, принимает ласку со стороны взрослого, откликается на нее, проявляет положительное отношение к взрослому, в общении подстраивается под действия взрослого для поддержания ситуации эмоционального общения, имитируя действия взрослого.
II уровень, ситуативно-деловое общение:
3 — ребенок редко проявляет инициативу, предпочитает действовать самостоятельно, изредка реагирует на инициативу взрослого (кратковременный интерес), нерегулярно имитирует его действия или подхватывает их, но быстро теряет интерес, изредка реагирует на поощрение или порицание, делает слабые попытки исправить ошибку; эмоциональные реакции выражены слабо;
4 — ребенок проявляет инициативу в общении, сочетая ее с ожиданием инициативы со стороны взрослого; спектр инициативных действий невелик; реагирует на инициативу взрослого, подхватывает ее, но иногда переходит к индивидуальной деятельности; преобладают не ярко выраженные эмоции в общении со взрослым; ребенок радуется поощрениям и огорчается при порицании, но не всегда учитывает ошибки в последующих действиях;
5 — ребенок активно привлекает взрослого к своим действиям, демонстрирует разнообразные способы контакта, с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает и имитирует его действия, развивает их, стремится продлить и развить контакт, проявляет положительные эмоции в общении со взрослым, реагирует на оценку взрослого, старается исправить ошибку, следуя объяснениям взрослого, при повторном предъявлении образца.
III уровень, внеситуативно-познавательное общение:
6 — ребенок задает однотипные вопросы, но не дожидается ответа, односложно отвечает на вопросы взрослого, проявляет нестабильный интерес к обсуждаемому вопросу, ему важнее быть вместе со взрослым, что-то делать месте с ним, а не узнавать нечто новое за пределами наличной ситуации;
7 — ребенок задает вопросы в рамках предложенной темы обсуждения, отвечает на вопросы, но быстро теряет интерес к обсуждению, не под держивает развернутое диалогическое общение;
— ребенок активно задает вопросы на разнообразные темы, выходящие за пределы наличной ситуации, принимает инициативу взрослого: с удовольствием слушает его, отвечает на вопросы, инициирует новые темы для обсуждения, способен к развернутому диалогическому общению.
IVуровень, внеситуативно-личностное общение:
9 — ребенок сознательно стремится к сотрудничеству, различает социальные роли взрослого и выстраивает взаимоотношения в соответствии с ними, проявляет интерес к человеческим отношениям, осваивает нормы поведения, фиксирует качества отдельных людей, стремится понять требования взрослого, утвердиться в своей правоте в различных ситуациях;
10 — ребенок стремится к установлению партнерских отношений со взрослым, основанных на диалоге, взаимопонимании, принятии разных точек зрения, вступает в обратную связь, готов к конструктивной оценке своих действий, поступков.
1.4. Умение общаться со сверстниками. Оценивается уровень общения ребенка со сверстниками, с детским коллективом.
I уровень:
1 — ребенок негативно или равнодушно относится к инициативе со стороны сверстников;
2 — ребенок проявляет индифферентно-доброжелательное отношение к сверстникам, стремится к эмоционально-практическому взаимодействию, подражает действиям сверстников.
II уровень, ситуативное общение:
3 — ребенок действует рядом, но не вместе, для него важно внимание и соучастие сверстника;
4 — ребенок взаимодействует с детьми в рамках игровой деятельности, проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник; отмечается конкурентное, соревновательное начало; успехи и промахи других приобретают особое значение (успех сверстников вызывает огорчение, а неудачи — нескрываемую радость); характерна зависть, ревность, обида на сверстников;
5 — ребенок согласует свои действия и учитывает активность партнера для достижения результата, интересуется у взрослых об успехах товарищей, демонстрирует свои преимущества, пытается скрыть от сверстников свои промахи и неудачи.
III уровень, внеситуативное общение:
6 — появляются внеситуативные контакты; ребенок рассказывает другим о том, где он был, что видел, делится своими планами и предпочтениями; возрастает доброжелательное отношение к сверстникам;
7 — ребенок «видит» не только ситуативные проявления партнера, но и некоторые психологические аспекты его поведения (желания, предпочтения, настроение); отмечается стремление помочь сверстникам в ситуации неуспеха;
8 — ребенок дает оценку качествам и поступкам других людей; образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия; возникают избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы; проявляются дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников (сопереживание); сверстник становится самоценной личностью, важной и интересной независимо от своих достижений и промахов.
IV уровень:
9 — проявляется навык социального взаимодействия с группой сверстников, адекватность осознания своего положения в группе; эмоциональные связи подкрепляются нравственной оценкой; становится важной способность сделать что-то лучше других, тем самым добиться признания и уважения группы;
10 — существенную роль играет принадлежность к группе; отмечается стремление завоевать признание и уважение группы за счет внутренних личностных качеств; проявляется способность к конструктивному взаимодействию с учетом разных точек зрения.