Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». 1.1. Соблюдение общепринятых моральных норм и правил поведения




 

1.1. Соблюдение общепринятых моральных норм и правил поведения. Оцениваются уровень сформированности навыков куль­туры поведения (за столом, в общественных местах), навыки культу­ры общения, знание и соблюдение традиций культуры поведения в современном обществе, этикет.

I уровень:

1 — ребенок не имеет представлений о навыках культуры пове­дения и общения, не умеет регулировать свое поведение, не следит за своими позами, жестами, мимикой, полностью зависит от взрослого;

2 — ребенок имеет элементарные представления о правилах веж­ливого обращения и о том, что нужно следить за своим поведением, но без побуждения взрослого не реализует их на практике (например, говорит слово «спасибо» только после подсказки взрослого); ребенок освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с опреде­ленными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

II уровень:

3 — ребенок имеет элементарные представления о правилах пове­дения и общения в знакомой обстановке (например, знает элементарные правила поведения за столом), понимает последствия своих неосторож­ных действий для других детей (толкнул, напугал и др.), соблюдает элементарные правила культуры поведения и общения (например, здо­ровается при встрече, прощается, говорит «спасибо»), выполняет дан­ные действия всегда под контролем взрослого, иногда требуется побуж­дение, т. е. характерна односторонняя регуляция поведения (ребенок выступает объектом регуляции со стороны взрослого);

4 — ребенок выполняет ранее заученные правила поведения и общения без побуждения взрослого, но под постоянным контролем (например, вежливо обращается с просьбой к взрослому и сверстнику, пытается согласовывать свои поступки с требованиями взрослого, но очень непродолжительное время);

5 — ребенок соблюдает основные правила культурного поведе­ния и общения со взрослыми и сверстниками (например, обращается к взрослому по имени и отчеству, тактично и вежливо ведет себя во время разговора, правильно ведет себя за столом во время приема пищи), старается адекватно реагировать на замечания взрослого и ме­нять в соответствии с ними свое поведение, сам своих ошибок не за­мечает, нуждается в неоднократном напоминании со стороны взрос­лого, имеет элементарные представления о том, как нужно вести себя в общественных местах, но правила эти не соблюдает, замечает нарушение моральных норм сверстниками, но к себе эти нормы не относит.

III уровень:

6 — ребенок соблюдает правила поведения в культурно - массовых учреждениях, общественном транспорте, на улице, но под постоянным контролем взрослого, при необходимости обращается к взрослому за помощью, может контролировать свое поведение, но иногда требуется напоминание и подсказка со стороны взрослого, т. е. наблюдается переход к саморегуляции поведения;

7 — ребенок осознает важность соблюдения правил культурного поведения и общения, имеет навыки культурного поведения и обще­ния с малознакомыми людьми, но ему требуется стимулирующая по­мощь;

8 — ребенок самостоятельно выполняет правила культурного по­ведения в обществе, может оценить свое поведение, т. е. владеет са­морегуляцией, способен сдержать свое желание под влиянием обще­ственных мотивов, удержаться от поступка, если его результат или процесс достижения противоречат общепринятым нормам.

IV уровень:

9 — ребенок во всем следует традициям, принятым в современ­ном обществе, социально активен, дает адекватную моральную оцен­ку своим и чужим поступкам и объясняет ее;

10 — ребенок владеет нормами этикета; помогает другим соблю­дать правила культурного поведения и общения, имеет четко сформи­рованные морально-нравственные установки.

1.2. Готовность к общению. Оцениваются общительность ре­бенка по критерию «замкнутость — общительность», особенности общения ребенка, способы установления контакта.

I уровень:

1 — проявляется явная интровертированность, аутичность; ребе­нок избегает контактов даже с близкими людьми;

2 — иногда ребенок реагирует на близких, но продолжительность и продуктивность этих контактов крайне низкая.

II уровень:

3 — ребенок устанавливает контакт с очень ограниченным кру­гом людей (родитель или педагог) по их инициативе, но чувствует се­бя при этом напряженно, крайне скованно, стремится как можно быстрее прекратить взаимодействие; попытки установления контакта со стороны других лиц приводят к отрицательному результату;

4 — ребенок обычно чувствует себя комфортно только с теми, к кому привык (с родителями, педагогами), расставание с ними и обще­ние с новыми людьми переносит тяжело: это может привести к сры­вам, агрессии или к замыканию в себе;

5 — сохраняется крайняя избирательность в контактах; ребенок проявляет настороженность при общении с новыми людьми; ини­циаторами контактов по-прежнему выступают окружающие.

V уровень:

6 — ребенок достаточно избирателен в контактах; сохраняется настороженность по отношению к незнакомым и малознакомым лю­дям; проявляет активность в установлении контактов с близкими людьми;

7 — расширяется круг людей, с которыми ребенок вступает в контакт; сохраняется инициатива в общении с близкими, с остальны­ми — по инициативе окружающих;

8 — вступает в контакт с окружающими, может выступать ини­циатором общения, хотя большой активности и заинтересованности при этом не проявляет.

VI уровень:

9 — ребенок тянется к общению, не испытывая затруднений;

10 — ребенок любит общаться как со знакомыми, так и с незна­комыми, сам легко вступает в контакт, знакомится с людьми, нахо­дит с ними общий язык; ребенок — экстраверт.

1.3. Умение общаться со взрослыми. Оценивается уровень общения с взрослым по следующим параметрам: инициативность, чувствительность к инициативным воздействиям взрослого, эмо­циональное отношение к общению, умение развивать коммуника­тивную ситуацию, чувствительность к оценке взрослого.

I уровень, ситуативно-личностное общение:

1 — инициатива ребенка в общении со взрослым слабая: робкие взгляды, слабое прикосновение, осторожность в действиях при при­влечении к себе внимания; ребенок отказывается от инициативы со стороны взрослого либо «терпит» ее, проявляет негативное или рав­нодушное отношение к взрослому, использует элементарные невер­бальные средства общения;

2 — ребенок проявляет инициативу в общении со взрослым, стремится к физическому контакту, ищет взгляд взрослого, привлека­ет к себе внимание, принимает ласку со стороны взрослого, отклика­ется на нее, проявляет положительное отношение к взрослому, в об­щении подстраивается под действия взрослого для поддержания си­туации эмоционального общения, имитируя действия взрослого.

II уровень, ситуативно-деловое общение:

3 — ребенок редко проявляет инициативу, предпочитает дей­ствовать самостоятельно, изредка реагирует на инициативу взрослого (кратковременный интерес), нерегулярно имитирует его действия или подхватывает их, но быстро теряет интерес, изредка реагирует на по­ощрение или порицание, делает слабые попытки исправить ошибку; эмоциональные реакции выражены слабо;

4 — ребенок проявляет инициативу в общении, сочетая ее с ожи­данием инициативы со стороны взрослого; спектр инициативных дей­ствий невелик; реагирует на инициативу взрослого, подхватывает ее, но иногда переходит к индивидуальной деятельности; преобладают не ярко выраженные эмоции в общении со взрослым; ребенок радуется поощрениям и огорчается при порицании, но не всегда учитывает ошибки в последующих действиях;

5 — ребенок активно привлекает взрослого к своим действиям, демонстрирует разнообразные способы контакта, с удовольствием от­кликается на инициативу взрослого, активно подхватывает и имити­рует его действия, развивает их, стремится продлить и развить кон­такт, проявляет положительные эмоции в общении со взрослым, реа­гирует на оценку взрослого, старается исправить ошибку, следуя объ­яснениям взрослого, при повторном предъявлении образца.

III уровень, внеситуативно-познавательное общение:

6 — ребенок задает однотипные вопросы, но не дожидается отве­та, односложно отвечает на вопросы взрослого, проявляет нестабиль­ный интерес к обсуждаемому вопросу, ему важнее быть вместе со взрослым, что-то делать месте с ним, а не узнавать нечто новое за пределами наличной ситуации;

7 — ребенок задает вопросы в рамках предложенной темы об­суждения, отвечает на вопросы, но быстро теряет интерес к обсужде­нию, не под держивает развернутое диалогическое общение;

— ребенок активно задает вопросы на разнообразные темы, вы­ходящие за пределы наличной ситуации, принимает инициативу взрослого: с удовольствием слушает его, отвечает на вопросы, иници­ирует новые темы для обсуждения, способен к развернутому диало­гическому общению.

IVуровень, внеситуативно-личностное общение:

9 — ребенок сознательно стремится к сотрудничеству, различает социальные роли взрослого и выстраивает взаимоотношения в соот­ветствии с ними, проявляет интерес к человеческим отношениям, осваивает нормы поведения, фиксирует качества отдельных людей, стремится понять требования взрослого, утвердиться в своей правоте в различных ситуациях;

10 — ребенок стремится к установлению партнерских отношений со взрослым, основанных на диалоге, взаимопонимании, принятии разных точек зрения, вступает в обратную связь, готов к конструк­тивной оценке своих действий, поступков.

1.4. Умение общаться со сверстниками. Оценивается уровень общения ребенка со сверстниками, с детским коллективом.

I уровень:

1 — ребенок негативно или равнодушно относится к инициативе со стороны сверстников;

2 — ребенок проявляет индифферентно-доброжелательное отно­шение к сверстникам, стремится к эмоционально-практическому вза­имодействию, подражает действиям сверстников.

II уровень, ситуативное общение:

3 — ребенок действует рядом, но не вместе, для него важно вни­мание и соучастие сверстника;

4 — ребенок взаимодействует с детьми в рамках игровой дея­тельности, проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник; отмечается конкурентное, соревновательное начало; успе­хи и промахи других приобретают особое значение (успех сверстни­ков вызывает огорчение, а неудачи — нескрываемую радость); харак­терна зависть, ревность, обида на сверстников;

5 — ребенок согласует свои действия и учитывает активность партнера для достижения результата, интересуется у взрослых об успехах товарищей, демонстрирует свои преимущества, пытается скрыть от сверстников свои промахи и неудачи.

III уровень, внеситуативное общение:

6 — появляются внеситуативные контакты; ребенок рассказывает другим о том, где он был, что видел, делится своими планами и предпо­чтениями; возрастает доброжелательное отношение к сверстникам;

7 — ребенок «видит» не только ситуативные проявления партне­ра, но и некоторые психологические аспекты его поведения (желания, предпочтения, настроение); отмечается стремление помочь сверстни­кам в ситуации неуспеха;

8 — ребенок дает оценку качествам и поступкам других людей; образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от кон­кретных обстоятельств взаимодействия; возникают избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы; проявляются дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников (сопереживание); сверст­ник становится самоценной личностью, важной и интересной незави­симо от своих достижений и промахов.

IV уровень:

9 — проявляется навык социального взаимодействия с группой сверстников, адекватность осознания своего положения в группе; эмоциональные связи подкрепляются нравственной оценкой; стано­вится важной способность сделать что-то лучше других, тем самым добиться признания и уважения группы;

10 — существенную роль играет принадлежность к группе; отме­чается стремление завоевать признание и уважение группы за счет внутренних личностных качеств; проявляется способность к кон­структивному взаимодействию с учетом разных точек зрения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: