2.1. Познавательный интерес. Оценивается познавательный интерес, его положительная или отрицательная модальность, избирательная направленность, широта, глубина и устойчивость.
I уровень, характерно чувственное познание:
1 — ребенок проявляет неосознанный интерес к предметам; доминирует отрицательная, иногда проявляется положительная эмоциональная реакция на действия с предметами, которые носят неустойчивый характер;
2 — у ребенка доминирует положительная эмоциональная реакция; увеличивается количество предметов, с которыми он действует; действия носят неустойчивый характер, отсутствует избирательность по отношению к предметам и явлениям.
II уровень, проявление любознательности:
3 — для ребенка характерна избирательность, связанная с внешними факторами, обусловленная привлечением внимания и положительными эмоциями; внутреннее побуждение к действию отсутствует; ребенок довольствуется занимательностью предмета или ситуации; проявляется эпизодическая устойчивость интереса;
4 — ребенок проявляет эмоции удивления, сталкиваясь с новыми предметами, явлениями, ситуациями; количество предметов и явлений, на которые распространяется интерес, не ограничено (интересно все, к чему привлечено внимание); интерес неустойчив;
5 — ребенок проявляет более избирательный интерес к окружающему, характерна некоторая устойчивость внимания к отдельным объектам, действиям, которая легко нарушается под воздействием внешних факторов, без восстановления утраченного интереса.
III уровень, познавательный интерес:
6 — у ребенка появляется удовлетворение от процесса деятельности; характерен широкий спектр видов деятельности, объектов, привлекающих внимание и вызывающих интерес; значима внешняя сторона деятельности (метод преподнесения материала, личность педагога);
|
7 — у ребенка появляется стремление выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений; значимой становится внутренняя сторона деятельности, явления (содержание), что приводит к повышению устойчивости познавательного интереса;
8 — у ребенка появляется желание найти связи между явлениями, объектами, стремление самостоятельно решать проблемные вопросы; характерна избирательная направленность познавательного интереса (предпочтение 2-3 видам деятельности) с возрастанием познавательной активности (узнать больше о выбранном виде деятельности); ребенок прикладывает усилия для преодоления трудностей.
IV уровень:
9 — отмечается стремление к познанию отдельных узких творческих вопросов и проблем в конкретной области деятельности, выбранной самостоятельно, устойчивый, длительный, личностный интерес;
10 — творческие процессы в развитии познавательного интереса активизируют воображение ребенка, фантазию, побуждают к созданию новых объектов.
2.2. Операции мышления. Оцениваются мыслительные способности ребенка: операции сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей.
I уровень:
1 — самостоятельно процесс мышления ребенок не осуществляет, оно опирается на восприятие и включено в него;
2 — мышление ребенка проявляется как узнавание отдельных предметов и объектов.
II уровень:
3 — конкретное, непоследовательное и стереотипное наглядно- действенное мышление: ребенок решает задачи только в ходе практических действий с предметами; операция сравнения подменяется ря- доположением (перечислением признаков одного, а затем другого явления); образование отвлеченных понятий недоступно;
|
4 — мышление наглядно-действенное, тугоподвижное, сохраняется склонность к стереотипному мышлению; при сравнении ребенок легче устанавливает различия, чем сходство, не умеет обобщать, абстрагироваться от конкретных деталей; для него характерна слабость регулирующей функции мышления (при необходимости не может пользоваться уже усвоенными умственными действиями);
5 — мышление наглядно-действенное и наглядно-образное: ребенок может решать задачи в уме, опираясь на представления о предметах, способен к сравнению и к элементарным обобщениям, которые проводит по внешним, бросающимся в глаза, часто несущественным признакам; мышление некритичное (ребенок не пытается представить в уме ход решения задачи, не обдумывает своих действий, не предвидит результата).
III уровень:
6 — мышление наглядно-образное, репродуктивное: ребенок пользуется готовыми средствами при решении задачи, устанавливает сходство и различия предметов и явлений, способен к обобщению, но легче абстрагирует свойства предметов, чем их связи и отношения, устанавливает причинно-следственные связи;
7 — репродуктивное словесно-логическое мышление: ребенок решает задачи с помощью логических операций, что выражается в виде понятий, проявляет критичность мышления (старается сопоставлять свои мысли и действия с требованиями объективной реальности), объясняет причинно-следственные связи;
|
8 — продуктивное словесно-логическое мышление: ребенок способен к самостоятельному поиску способов решения задач; для него характерно понимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор.
IV уровень:
9 — теоретическое словесно-логическое мышление; ребенок способен к рефлексии и саморефлексии;
10 — ребенок обладает креативным мышлением.
2.3. Работа с информацией. Исследуются особенности получения, обработки и использования информации, анализируются прочность усвоения материала, его системность и доля самостоятельности ребенка в работе с информацией.
I уровень:
1 — ознакомительный уровень: работа с информацией ограничена восприятием без ее обработки (не задействованы операции мышления);
2 — ознакомительный уровень, узнавание: при повторном предъявлении предметов и объектов ребенок узнает их.
II уровень:
3 — различение: ребенок выделяет изучаемый объект из ряда предъявленных;
4 — репродуктивный уровень работы с материалом: ребенок более осмысленно воспринимает конкретную субъективно новую (для ребенка) информацию, воспроизводит усвоенные ранее знания как точную копию, работает только с информацией, предложенной взрослым;
5 — репродуктивный уровень работы с материалом: для ребенка характерна большая прочность усвоения материала, он может применять ранее усвоенные знания в типовых ситуациях.
Ill уровень, продуктивный:
6 — ребенок способен к поиску информации по заданному алгоритму, обобщает и классифицирует информацию, самостоятельно применяет ранее усвоенные знания в типовых ситуациях;
7 — ребенок проявляет элементы самостоятельности при поиске новой информации, умеет ее анализировать, при поддержке со стороны применяет усвоенные знания в нетиповых ситуациях;
8 — ребенок способен к самостоятельному поиску информации, умеет структурировать материал, может самостоятельно применять усвоенную информацию в нетиповых ситуациях.
IV уровень, творческий:
9 — ребенок вносит элементы новизны в обработанную и используемую информацию;
10 — ребенок умеет создать объективно новую информацию.
2.4. Способы овладения новым материалом. Оцениваются способности и способы овладения ребенком новым для него материалом.
I уровень:
1 — ребенок может механически выполнять определенные действия, но только совместно с педагогом;
2 — ребенок способен к выполнению простых заданий, действуя совместно с педагогом; при повторном выполнении задания нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого.
II уровень:
3 — при выполнении новых заданий ребенок нуждается в постоянной помощи и контроле, действует по подражанию;
4 — выполняя новые задания, ребенок действует по образцу, в случае затруднений обращается за помощью к взрослым;
5 — ребенок действует по заданному алгоритму, нуждается в поддержке со стороны окружающих (взрослых или сверстников).
III уровень:
6 — ребенок действует самостоятельно по образцу или алгоритму;
7 — ребенок действует по образцу или алгоритму, может внести в готовое изделие элементы нового (2-3);
8 — ребенок склонен к созданию нового по знакомым, отработанным технологиям, может внести в готовое изделие элементы нового.
IV уровень:
9 —ребенок способен к решению изобретательских задач;
10 — ребенок способен к созданию принципиально нового продукта.
2.5. Представления о себе и семье. Оценивается уровень развития представлений ребенка о составе семьи и родственных отношениях, правах и обязанностях членов семьи, семейных традициях.
I уровень:
1 — ребенок реагирует на свое имя, но не называет его, не узнает себя в зеркале, не имеет представлений о семье, ее составе, родственных отношениях между членами семьи;
2 — у ребенка не сформирован зрительный образ «я»: он с трудом узнает себя на фотографиях; проявляет неустойчивый интерес к взрослому, из всех членов семьи называет в основном маму.
II уровень:
3 — у ребенка сформирован зрительный образ «я»: он узнает себя на разных фотографиях, имеет первичные представления о себе (знает свое имя, имена членов семьи), не всегда говорит о себе в первом лице «я», имеет первоначальные представления о своем месте в семье («моя мама», «мой папа»), проявляет заинтересованность к взрослому, по отношению к близким людям проявляет привязанность;
4 — ребенок называет (показывает) части тела и лица, имеет неполные представления о себе (знает имя, иногда фамилию, пол, возраст, имена членов семьи), но ему требуется помощь для актуализации этих знаний, говорит о себе в первом лице «я», но затрудняется определять свою социальную позицию в семье (дочь, сын, внук), требует помощи со стороны, при рассматривании фотографий может рассказать о членах своей семьи, отвечая на вопросы взрослого, наблюдает за занятиями и трудом членов семьи;
5 — ребенок называет (показывает) части тела и лица и их функции, имеет достаточно полные представления о себе (знает имя, фамилию, возраст, имена членов семьи, свою принадлежность к определенному полу), определяет свою социальную позицию в семье (дочь, сын, брат, сестра, внук, племянник), может рассказать о членах своей семьи при рассматривании семейного альбома и фотографий, проявляет устойчивый интерес к взрослому, может рассказать о тендерных различиях, осуществляет элементарную помощь членам семьи по хозяйству (с помощью взрослого).
III уровень:
6 — ребенок устанавливает простейшие родственные отношения между людьми не только в своей семье, но и в семьях ближайшего окружения («мама Алеши», «папа Оли»), знает свои имя, фамилию, отчество, пол, возраст, имеет представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, о распределении семейных обязанностей, о семейных традициях (семейные праздники, семейный фотоальбом), знает о жизни членов семьи вне дома (имеет представления о работе родителей, досуге членов семьи);
7 — ребенок имеет представления о родственных связях (двоюродные братья и сестры, племянники), знает имя, отчество родителей, свой домашний адрес и телефон, дату своего рождения, может рассказать об интересах родственников, ведет себя в соответствии с половой принадлежностью, проявляет любовь к близким, знает о способах проявления заботы в семье;
8 — ребенок имеет обобщенные представления о себе, рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, о подготовке к школе, о своих увлечениях и достижениях, знает и может рассказать о родственниках, живших ранее.
IV уровень:
9 — ребенок гордится своей семьей, своими близкими, рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах, активно участвует в подготовке семейных праздников, проявляет заботу о близких;
10 — ребенок соблюдает семейные традиции, участвует в организации семейных праздников, свободно ориентируется в родственных отношениях.
2.6. Представления об обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире. Оценивается уровень развития представлений ребенка о родном городе, стране, государственной символике.
I уровень:
1 — ребенок не имеет представлений о городе, обществе, государстве;
2 — ребенок имеет отдельные, фрагментарные представления о городе (улицы, большие дома, транспорт и т. п.).
II уровень:
3 — ребенок знает название родного города (называет с помощью взрослого), но не узнает достопримечательности города;
4 — ребенок знает название родного города, узнает некоторые основные достопримечательности города («Покажи, где...»);
5 — ребенок узнает на картинках и называет основные достопримечательности своего города, отвечая на вопросы взрослого и опираясь на картинку, хотя иногда может допускать ошибки, знает название страны, некоторые государственные праздники, имеет элементарные представления о Российской армии.
III уровень:
— ребенок знает большое количество достопримечательностей города, как правило узнает их, может самостоятельно рассказать о не которых из них, о многих других — с опорой на вопросы, называя их специфические особенности, использует свои знания в играх и рисовании, знает государственные символы;
7 — ребенок знает основные события в истории родного города, любит и ценит свой родной город, знает большое количество достопримечательностей города, всегда их узнает, может рассказать о многих из них, называя их специфические особенности, использует свои знания в играх и рисовании, знает имя президента своей страны, знает о роли Российской армии в защите Родины;
8 — ребенок имеет развернутые представления о родном городе, знает основные достопримечательности своей страны, понимает роль президента страны, проявляет интерес к жизни людей в других странах.
IV уровень:
9 — ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем, гордится своей страной;
10 — ребенок понимает значение государственной символики, знает о знаменитых жителях своего города.
2.7. Представления о природе. Оценивается уровень развития представлений ребенка о природе, его интерес к природным объектам, степень сформированности навыков ухода за животными и растениями.
I уровень:
1 — ребенок не имеет представлений о животных и растениях, равнодушен к природным объектам, не проявляет инициативы и желания общаться с животными, а также интереса и стремления взаимодействовать с ними, не принимает подобные предложения взрослого;
2 — ребенок узнает несколько растений и животных, отзывается на просьбу «Покажи...», проявляет эмоциональную реакцию, которая носит неустойчивый характер: то небрежность, то отдельные позитивные действия.
II уровень:
3 — расширяется круг знакомых ребенку растений и животных, но представления о существенных свойствах живых объектов поверхностные, часто неадекватные, часто считает живыми неживые объекты, не относит растения к живым объектам; проявляя интерес к природным объектам, многократно задает вопросы: Что такое? Кто такой? Что делает? Чем занимается? — наблюдает за деятельностью взрослых по уходу за растениями и животными;
4 — ребенок различает и называет некоторых животных и некоторые растения, определяет строение, признаки живого (передвижение, питание), состояние по сезонам, включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными, понимает, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознает почему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или мотивом долженствования («так надо, по-другому нельзя»), сам не выполняет правила поведения в природе;
5 — ребенок различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, может рассказать о них, характеризуя как живых существ, с учетом особенностей жизнедеятельности в зависимости от времени года и части суток, проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, задает поисковые вопросы: Почему? Зачем? Откуда? — замечает, когда другие нарушают правила поведения в природе, но не пресекает эти нарушения, а присоединяется к нарушителям.
III уровень:
6 — ребенок способен к обобщению по существенным признакам, проявляет потребность во взаимодействии со знакомыми, приятными животными и растениями, с незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому объекту;
7 — ребенок имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за живыми существами в зависимости от времени года и части суток, увлекается процессом ухода, но не нацелен на результат, для него характерна выраженная положительная направленность отношения к широкому кругу объектов; негативных проявлений не наблюдается;
8 — у ребенка сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны; он замечает нарушение правил поведения в природе, мотивирует необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов: практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности.
IV уровень:
9 — ребенок охотно откликается на предложение взрослого помочь живому, сам видит необходимость такой помощи, в уходе за животными и растениями нацелен на результат; мотивом гуманного отношения к животным выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому; ребенок выделяет наиболее интересные объекты, изучать которые его побуждают эмоции;
10 — натуралистическая деятельность становится увлечением; ребенок проявляет активную позицию: требователен к себе и другим, активно защищает живое, исправляет последствия негативного отношения к природе, пытается предупредить негативные поступки других.