Образовательная область «Познавательное развитие». 2.1. Познавательный интерес




2.1. Познавательный интерес. Оценивается познавательный ин­терес, его положительная или отрицательная модальность, избира­тельная направленность, широта, глубина и устойчивость.

I уровень, характерно чувственное познание:

1 — ребенок проявляет неосознанный интерес к предметам; до­минирует отрицательная, иногда проявляется положительная эмоцио­нальная реакция на действия с предметами, которые носят неустойчи­вый характер;

2 — у ребенка доминирует положительная эмоциональная реак­ция; увеличивается количество предметов, с которыми он действует; действия носят неустойчивый характер, отсутствует избирательность по отношению к предметам и явлениям.

II уровень, проявление любознательности:

3 — для ребенка характерна избирательность, связанная с внеш­ними факторами, обусловленная привлечением внимания и положи­тельными эмоциями; внутреннее побуждение к действию отсутству­ет; ребенок довольствуется занимательностью предмета или ситуа­ции; проявляется эпизодическая устойчивость интереса;

4 — ребенок проявляет эмоции удивления, сталкиваясь с новыми предметами, явлениями, ситуациями; количество предметов и явле­ний, на которые распространяется интерес, не ограничено (интересно все, к чему привлечено внимание); интерес неустойчив;

5 — ребенок проявляет более избирательный интерес к окружа­ющему, характерна некоторая устойчивость внимания к отдельным объектам, действиям, которая легко нарушается под воздействием внешних факторов, без восстановления утраченного интереса.

III уровень, познавательный интерес:

6 — у ребенка появляется удовлетворение от процесса деятель­ности; характерен широкий спектр видов деятельности, объектов, привлекающих внимание и вызывающих интерес; значима внешняя сторона деятельности (метод преподнесения материала, личность пе­дагога);

7 — у ребенка появляется стремление выяснить непонятное о ка­чествах, свойствах предметов, явлений; значимой становится внут­ренняя сторона деятельности, явления (содержание), что приводит к повышению устойчивости познавательного интереса;

8 — у ребенка появляется желание найти связи между явлениями, объектами, стремление самостоятельно решать проблемные вопросы; характерна избирательная направленность познавательного интереса (предпочтение 2-3 видам деятельности) с возрастанием познаватель­ной активности (узнать больше о выбранном виде деятельности); ре­бенок прикладывает усилия для преодоления трудностей.

IV уровень:

9 — отмечается стремление к познанию отдельных узких творче­ских вопросов и проблем в конкретной области деятельности, выбран­ной самостоятельно, устойчивый, длительный, личностный интерес;

10 — творческие процессы в развитии познавательного интереса активизируют воображение ребенка, фантазию, побуждают к созда­нию новых объектов.

2.2. Операции мышления. Оцениваются мыслительные способ­ности ребенка: операции сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей.

I уровень:

1 — самостоятельно процесс мышления ребенок не осуществля­ет, оно опирается на восприятие и включено в него;

2 — мышление ребенка проявляется как узнавание отдельных предметов и объектов.

II уровень:

3 — конкретное, непоследовательное и стереотипное наглядно- действенное мышление: ребенок решает задачи только в ходе практи­ческих действий с предметами; операция сравнения подменяется ря- доположением (перечислением признаков одного, а затем другого яв­ления); образование отвлеченных понятий недоступно;

4 — мышление наглядно-действенное, тугоподвижное, сохраня­ется склонность к стереотипному мышлению; при сравнении ребенок легче устанавливает различия, чем сходство, не умеет обобщать, аб­страгироваться от конкретных деталей; для него характерна слабость регулирующей функции мышления (при необходимости не может пользоваться уже усвоенными умственными действиями);

5 — мышление наглядно-действенное и наглядно-образное: ребе­нок может решать задачи в уме, опираясь на представления о предме­тах, способен к сравнению и к элементарным обобщениям, которые проводит по внешним, бросающимся в глаза, часто несущественным признакам; мышление некритичное (ребенок не пытается представить в уме ход решения задачи, не обдумывает своих действий, не предви­дит результата).

III уровень:

6 — мышление наглядно-образное, репродуктивное: ребенок пользуется готовыми средствами при решении задачи, устанавливает сходство и различия предметов и явлений, способен к обобщению, но легче абстрагирует свойства предметов, чем их связи и отношения, устанавливает причинно-следственные связи;

7 — репродуктивное словесно-логическое мышление: ребенок решает задачи с помощью логических операций, что выражается в виде понятий, проявляет критичность мышления (старается сопостав­лять свои мысли и действия с требованиями объективной реально­сти), объясняет причинно-следственные связи;

8 — продуктивное словесно-логическое мышление: ребенок спо­собен к самостоятельному поиску способов решения задач; для него характерно понимание условности и обобщенности образа при толко­вании пословиц и метафор.

IV уровень:

9 — теоретическое словесно-логическое мышление; ребенок спо­собен к рефлексии и саморефлексии;

10 — ребенок обладает креативным мышлением.

2.3. Работа с информацией. Исследуются особенности получе­ния, обработки и использования информации, анализируются проч­ность усвоения материала, его системность и доля самостоятельности ребенка в работе с информацией.

I уровень:

1 — ознакомительный уровень: работа с информацией ограниче­на восприятием без ее обработки (не задействованы операции мыш­ления);

2 — ознакомительный уровень, узнавание: при повторном предъ­явлении предметов и объектов ребенок узнает их.

II уровень:

3 — различение: ребенок выделяет изучаемый объект из ряда предъявленных;

4 — репродуктивный уровень работы с материалом: ребенок более осмысленно воспринимает конкретную субъективно новую (для ребенка) информацию, воспроизводит усвоенные ранее знания как точную копию, работает только с информацией, предложенной взрос­лым;

5 — репродуктивный уровень работы с материалом: для ребен­ка характерна большая прочность усвоения материала, он может при­менять ранее усвоенные знания в типовых ситуациях.

Ill уровень, продуктивный:

6 — ребенок способен к поиску информации по заданному алго­ритму, обобщает и классифицирует информацию, самостоятельно применяет ранее усвоенные знания в типовых ситуациях;

7 — ребенок проявляет элементы самостоятельности при поиске новой информации, умеет ее анализировать, при поддержке со сторо­ны применяет усвоенные знания в нетиповых ситуациях;

8 — ребенок способен к самостоятельному поиску информации, умеет структурировать материал, может самостоятельно применять усвоенную информацию в нетиповых ситуациях.

IV уровень, творческий:

9 — ребенок вносит элементы новизны в обработанную и ис­пользуемую информацию;

10 — ребенок умеет создать объективно новую информацию.

2.4. Способы овладения новым материалом. Оцениваются спо­собности и способы овладения ребенком новым для него материалом.

I уровень:

1 — ребенок может механически выполнять определенные дей­ствия, но только совместно с педагогом;

2 — ребенок способен к выполнению простых заданий, действуя совместно с педагогом; при повторном выполнении задания нуждает­ся в помощи и контроле со стороны взрослого.

II уровень:

3 — при выполнении новых заданий ребенок нуждается в посто­янной помощи и контроле, действует по подражанию;

4 — выполняя новые задания, ребенок действует по образцу, в случае затруднений обращается за помощью к взрослым;

5 — ребенок действует по заданному алгоритму, нуждается в поддержке со стороны окружающих (взрослых или сверстников).

III уровень:

6 — ребенок действует самостоятельно по образцу или алгоритму;

7 — ребенок действует по образцу или алгоритму, может внести в готовое изделие элементы нового (2-3);

8 — ребенок склонен к созданию нового по знакомым, отработан­ным технологиям, может внести в готовое изделие элементы нового.

IV уровень:

9 —ребенок способен к решению изобретательских задач;

10 — ребенок способен к созданию принципиально нового про­дукта.

2.5. Представления о себе и семье. Оценивается уровень разви­тия представлений ребенка о составе семьи и родственных отноше­ниях, правах и обязанностях членов семьи, семейных традициях.

I уровень:

1 — ребенок реагирует на свое имя, но не называет его, не узнает себя в зеркале, не имеет представлений о семье, ее составе, родствен­ных отношениях между членами семьи;

2 — у ребенка не сформирован зрительный образ «я»: он с тру­дом узнает себя на фотографиях; проявляет неустойчивый интерес к взрослому, из всех членов семьи называет в основном маму.

II уровень:

3 — у ребенка сформирован зрительный образ «я»: он узнает себя на разных фотографиях, имеет первичные представления о себе (знает свое имя, имена членов семьи), не всегда говорит о себе в первом ли­це «я», имеет первоначальные представления о своем месте в семье («моя мама», «мой папа»), проявляет заинтересованность к взросло­му, по отношению к близким людям проявляет привязанность;

4 — ребенок называет (показывает) части тела и лица, имеет не­полные представления о себе (знает имя, иногда фамилию, пол, воз­раст, имена членов семьи), но ему требуется помощь для актуализа­ции этих знаний, говорит о себе в первом лице «я», но затрудняется определять свою социальную позицию в семье (дочь, сын, внук), тре­бует помощи со стороны, при рассматривании фотографий может рассказать о членах своей семьи, отвечая на вопросы взрослого, наблюдает за занятиями и трудом членов семьи;

5 — ребенок называет (показывает) части тела и лица и их функ­ции, имеет достаточно полные представления о себе (знает имя, фа­милию, возраст, имена членов семьи, свою принадлежность к опреде­ленному полу), определяет свою социальную позицию в семье (дочь, сын, брат, сестра, внук, племянник), может рассказать о членах своей семьи при рассматривании семейного альбома и фотографий, прояв­ляет устойчивый интерес к взрослому, может рассказать о тендерных различиях, осуществляет элементарную помощь членам семьи по хо­зяйству (с помощью взрослого).

III уровень:

6 — ребенок устанавливает простейшие родственные отношения между людьми не только в своей семье, но и в семьях ближайшего окружения («мама Алеши», «папа Оли»), знает свои имя, фамилию, отчество, пол, возраст, имеет представления о составе семьи, род­ственных отношениях и взаимосвязях, о распределении семейных обязанностей, о семейных традициях (семейные праздники, семейный фотоальбом), знает о жизни членов семьи вне дома (имеет представ­ления о работе родителей, досуге членов семьи);

7 — ребенок имеет представления о родственных связях (двою­родные братья и сестры, племянники), знает имя, отчество родителей, свой домашний адрес и телефон, дату своего рождения, может рас­сказать об интересах родственников, ведет себя в соответствии с по­ловой принадлежностью, проявляет любовь к близким, знает о спосо­бах проявления заботы в семье;

8 — ребенок имеет обобщенные представления о себе, рассказы­вает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, о подготовке к школе, о своих увлечениях и достижениях, знает и может рассказать о родственниках, живших ранее.

IV уровень:

9 — ребенок гордится своей семьей, своими близкими, рассказы­вает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родите­лей, их школьных годах, активно участвует в подготовке семейных праздников, проявляет заботу о близких;

10 — ребенок соблюдает семейные традиции, участвует в орга­низации семейных праздников, свободно ориентируется в родствен­ных отношениях.

2.6. Представления об обществе (ближайшем социуме), госу­дарстве (стране), мире. Оценивается уровень развития представле­ний ребенка о родном городе, стране, государственной символике.

I уровень:

1 — ребенок не имеет представлений о городе, обществе, госу­дарстве;

2 — ребенок имеет отдельные, фрагментарные представления о городе (улицы, большие дома, транспорт и т. п.).

II уровень:

3 — ребенок знает название родного города (называет с помощью взрослого), но не узнает достопримечательности города;

4 — ребенок знает название родного города, узнает некоторые основные достопримечательности города («Покажи, где...»);

5 — ребенок узнает на картинках и называет основные достопри­мечательности своего города, отвечая на вопросы взрослого и опира­ясь на картинку, хотя иногда может допускать ошибки, знает назва­ние страны, некоторые государственные праздники, имеет элементар­ные представления о Российской армии.

III уровень:

— ребенок знает большое количество достопримечательностей города, как правило узнает их, может самостоятельно рассказать о не которых из них, о многих других — с опорой на вопросы, называя их специфические особенности, использует свои знания в играх и рисо­вании, знает государственные символы;

7 — ребенок знает основные события в истории родного города, любит и ценит свой родной город, знает большое количество досто­примечательностей города, всегда их узнает, может рассказать о мно­гих из них, называя их специфические особенности, использует свои знания в играх и рисовании, знает имя президента своей страны, знает о роли Российской армии в защите Родины;

8 — ребенок имеет развернутые представления о родном городе, знает основные достопримечательности своей страны, понимает роль президента страны, проявляет интерес к жизни людей в других странах.

IV уровень:

9 — ребенок имеет представления о культурных ценностях обще­ства и о своем месте в нем, гордится своей страной;

10 — ребенок понимает значение государственной символики, знает о знаменитых жителях своего города.

2.7. Представления о природе. Оценивается уровень развития представлений ребенка о природе, его интерес к природным объек­там, степень сформированности навыков ухода за животными и рас­тениями.

I уровень:

1 — ребенок не имеет представлений о животных и растениях, равнодушен к природным объектам, не проявляет инициативы и же­лания общаться с животными, а также интереса и стремления взаимо­действовать с ними, не принимает подобные предложения взрослого;

2 — ребенок узнает несколько растений и животных, отзывается на просьбу «Покажи...», проявляет эмоциональную реакцию, которая носит неустойчивый характер: то небрежность, то отдельные пози­тивные действия.

II уровень:

3 — расширяется круг знакомых ребенку растений и животных, но представления о существенных свойствах живых объектов поверх­ностные, часто неадекватные, часто считает живыми неживые объек­ты, не относит растения к живым объектам; проявляя интерес к при­родным объектам, многократно задает вопросы: Что такое? Кто та­кой? Что делает? Чем занимается? — наблюдает за деятельностью взрослых по уходу за растениями и животными;

4 — ребенок различает и называет некоторых животных и неко­торые растения, определяет строение, признаки живого (передвиже­ние, питание), состояние по сезонам, включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными, понимает, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознает почему, мотиви­руя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или мотивом долженствования («так надо, по-другому нельзя»), сам не выполняет правила поведения в природе;

5 — ребенок различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, может рассказать о них, характеризуя как живых существ, с учетом особенностей жизнедеятельности в зави­симости от времени года и части суток, проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, задает поисковые вопросы: Почему? Зачем? Откуда? — замечает, когда другие нарушают правила поведения в природе, но не пресекает эти нарушения, а присоединяется к наруши­телям.

III уровень:

6 — ребенок способен к обобщению по существенным призна­кам, проявляет потребность во взаимодействии со знакомыми, прият­ными животными и растениями, с незначительной помощью взросло­го осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому объекту;

7 — ребенок имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представ­лениями об уходе за живыми существами в зависимости от времени года и части суток, увлекается процессом ухода, но не нацелен на ре­зультат, для него характерна выраженная положительная направлен­ность отношения к широкому кругу объектов; негативных проявле­ний не наблюдается;

8 — у ребенка сформирован широкий круг представлений о при­родных объектах, представления о живом достаточно существенны; он замечает нарушение правил поведения в природе, мотивирует необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов: практической пользой, красотой, обеспечением собствен­ной безопасности.

IV уровень:

9 — ребенок охотно откликается на предложение взрослого по­мочь живому, сам видит необходимость такой помощи, в уходе за животными и растениями нацелен на результат; мотивом гуманного отношения к животным выступает понимание ценности жизни, при­знание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому; ребенок выделяет наиболее интересные объекты, изучать которые его побуждают эмоции;

10 — натуралистическая деятельность становится увлечением; ре­бенок проявляет активную позицию: требователен к себе и другим, ак­тивно защищает живое, исправляет последствия негативного отношения к природе, пытается предупредить негативные поступки других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: