3.1. Владение диалогической речью. Оцениваются проявление инициативы ребенка в диалоге, соблюдение очередности в диалоге, особенности построения реплик, использование невербальных средств общения, развитие темы диалога.
I уровень:
1 — в диалоге ведущая роль принадлежит жестово-мимическому комплексу, а сопроводительная роль — звуковому; ребенок проявляет инициативу в общении, приглашает вступить в контакт (жестами, мимикой, звуками);
2 — ребенок вступает в вербально-предметный и предметно- действенный диалог (вербально-предметные диалоги предполагают вопросно-ответную схему, в которой взрослый спрашивает, а ребенок жестами, поворотами головы, вокализациями, лепетом отвечает; предметно-действенные диалоги, как правило, сопровождают совместные действия взрослого и ребенка, например, ситуация одевания ребенка); включаясь в совместную деятельность, выполняет простейшие словесные просьбы: дай, принеси, положи.
II уровень:
3 — для ребенка характерен собственно вербальный диалог; реплики одно-, двусловные; в диалоге проявляет интерес не к теме разговора, а к предметам и действиям с ними; не соблюдает очередность в диалоге;
4 — ребенок не владеет распространенными речевыми клише, но способен вычленять из речи взрослых необходимые речевые штампы и поддерживать беседу в пределах одного микродиалога, переключаясь затем на другую тему;
5 — ребенок способен переносить речевые штампы в типичные ситуации, задавать серию вопросов, не соблюдая логической последовательности в построении предложений; реплики-реакции становятся расширенными, побуждающими к продолжению беседы; микродиалоги состоят из нескольких диалогических единств, объединенных одной темой; от предметно-практической деятельности ребенок переходит к игровой деятельности, в которой главным партнером становится сверстник, а его заменителем — игрушка (кукла).
|
III уровень:
6 — ребенок проявляет инициативу в диалоге со взрослым и сверстниками, а в процессе игры с куклой сам предлагает рассказать кукле-«собеседнику» что-либо о себе, об увиденном или услышанном, используя речевые клише (приветствия, прощания, поздравления), переносит их в соответствующие ситуации или заменяет аналогичными, задает серию целенаправленных вопросов в четкой логической последовательности; вопросы по своему содержанию могут быть направлены к воображаемому субъекту, к кукле; в игровых ситуациях продумывает ответ и проговаривает его от ее лица, меняя интонацию, модуляцию голоса; учится составлять сложные диалоги из нескольких микротем; реплики-реакции имеют широкий смысловой спектр: согласие/несогласие, совет, просьба и т. д.;
7 — ребенку свойственна морфологически и синтаксически освоенная диалогическая речь; он свободно использует штампы «речевого этикета»; реплики в диалоге носят побуждающий характер; ребенок способен продолжить беседу на заданную тему;
8 — совершенствуется выразительность оформления диалогической речи; полнота передачи и актуализация коммуникативной значимости информации повышаются с помощью использования в диалогической речи всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического и словесного ударения, паузирования, тембра); в диалогической речи ребенок оптимально использует невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами.
|
IV уровень:
9 — ребенок способен к обмену мнениями, стремится мотивировать свою точку зрения и понять точку зрения собеседника;
10 — ребенок умеет договариваться, прийти к соглашению, учитывая мнение и точку зрения всех участников диалога.
3.2. Владение связной (монологической) речью. Оценивается способность ребенка пересказывать, составлять описательный и повествовательный рассказы, рассказ-рассуждение.
I уровень:
1 — ребенок проявляет речевую активность только под влиянием взрослого или детей, отвечает на вопросы, высказывает просьбы, речью свою деятельность не сопровождает;
2 — ребенок проявляет речевую активность в конкретной ситуации (высказывает просьбу, задает вопрос, выстраивает сообщение, отрицает), сопровождает речью любую деятельность, используя раз-
ные виды высказываний, которые отражают, разъясняют или (реже) дополняют выполняемые действия.
II уровень:
3 — ребенок проявляет речевую активность в отношениях со взрослыми и сверстниками как в совместной деятельности, так и вне ее, может пересказать что-либо; способен закончить предложение, начатое взрослым, при этом содержание художественного произведения (сказки) должно быть ему хорошо знакомо (Посадил дед... Что? Репку и т. д.), составляет рассказ о предмете (игрушке), повторяя фразы взрослого или отвечая на его вопросы, нуждается в помощи при построении фразы;
4 — ребенок может самостоятельно пересказать знакомую сказку близко к тексту, составить описательный рассказ по предмету (картинке), опираясь на план, представленный в наглядной форме; самостоятельный рассказ по предмету, картинке непоследовательный; ребенок не знает, как начать и как закончить высказывание, использует простые предложения;
|
5 — ребенок самостоятельно составляет описательный рассказ по предмету (картинке) из нескольких предложений, начинает употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, определяет последовательность картинок в серии, при составлении рассказа нуждается в помощи взрослого (наводящие вопросы).
III уровень:
6 — ребенок самостоятельно рассказывает по серии картинок; при составлении повествовательного рассказа затрудняется в определении его темы, если спросить, на какую тему его рассказ, начинает рассказывать сначала; рассказ непоследовательный, теряются целые смысловые части; преобладают описания событий, реже встречаются описания героев и природы;
7 — ребенок составляет повествовательный рассказ, в целом соответствующий изображенной ситуации; имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность; рассказ-рассуждение составляется с опорой на наглядный материат или носит вынужденный характер, т. е. появляется по инициативе взрослого после вопроса «Почему?». Доказательства краткие (1-2 аргумента, которые могут быть нереальными — сказочными, нелогичными, очень категоричными);
8 — ребенок составляет повествовательный рассказ, в котором есть все основные смысловые звенья, воспроизводимые в правильной последовательности; для рассказа характерна смысловая целостность; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями; доказательства в рассказе-рассуждении развернутые и точные, соблюдается структура рассуждения.
IV уровень:
9 — ребенок составляет творческий рассказ: окончание сказки или рассказа;
10 — ребенок составляет творческий рассказ: придумывание сказки или рассказа.