Отзывчивость на эмоциональное состояние окружающих.




Отслеживается становление эмпатии у дошкольников по отношению к взрослым и сверстникам. В основу положена динамика эмпатийного процесса, представленная в работах Л. П. Стрелковой: сопережива­ние, сочувствие, импульс к содействию (внутреннее содействие) и ре­альное содействие.

I уровень:

1 — интерес к происходящему вокруг не фиксируется; ребенок не замечает того, что происходит вокруг;

2 —- ребенок не испытывает сострадания к другим людям, иногда обращая при этом внимание на возникающие ситуации (плач детей, ссора и т. д.).

II уровень:

3 — ребенок часто обращает внимание на проблемные ситуации, сострадание проявляет очень редко, лишь при наличии прямых указа­ний взрослого и совместно с ним («Пожалей Машу», «Обними...»);

4 :— ребенок выражает сострадание только под влиянием взрос­лого, чувство жалости к другим испытывает редко;

5 — ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, проявляет чувства сопереживания (переживание тех же эмоциональных состояний, ко­торые испытывает другой).

III уровень:

6 — ребенок откликается на эмоциональное состояние близких людей и друзей без внешней стимуляции взрослого (жалеет, обнима­ет, заступается);

7 — ребенок откликается на эмоциональное состояние взрослых и сверстников независимо от степени близости, проявляет сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других людей;

8 — ребенок правильно понимает эмоциональное состояние дру­гих людей, проявляет сочувствие; отмечается импульс к действию; ребенок активно выражает готовность по,мочь, высказывая предполо­жения о причинах эмоционального состояния окружающих.

IV уровень:

9 — характерно реальное содействие, которое проявляется в ком­плексе действий, основанных на сострадании, сопереживании, сочув­ствии;

10 — ребенок способен предугадать эмоциональное состояние окружающих, возникающее в той или иной ситуации, и на основе это­го выбрать модель собственного поведения.

1.6. Тенденция к самостоятельности. Выявляется желание ре­бенка совершать самостоятельные действия.

I уровень:

1 — отмечается полная зависимость от окружающих, дезадапти- рованность, страх сделать самостоятельно хотя бы шаг;

2 — характерны беспомощность и несамостоятельность, посто­янное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного вы­полнения заданий.

II уровень:

3 — ребенок частично выполняет задания вместе с педагогом; выполнение остальных заданий требует постоянной поддержки, под­бадривания, подсказки;

4 — отмечаются попытки самостоятельного выполнения заданий, однако при этом требуется поддержка и поощрение взрослого; ребе­нок испытывает страх перед самостоятельным исследованием нового; на улице стремится быть поближе к взрослому или к тому, кто может защитить;

5 — некоторые задания выполняет с большей долей самостоя­тельности, однако, для того чтобы ребенок приступил к работе, нужна поддержка окружающих («ты можешь», «у тебя получится»).

III уровень:

6 — в отдельных случаях отмечается желание действовать само­стоятельно;

7 — у ребенка доминируют самостоятельные, независимые дей­ствия;

8 — ребенок проявляет желание «взять шефство» над более сла­быми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией.

IV уровень:

9 — ребенок может предложить свои творческие решения и ча­стично их реализовать; отмечается гиперсамостоятельность на грани нигилизма (отрицание способов действий и мнений других, неприя­тие советов и помощи);

10 — ребенок способен предложить и полностью реализовать творческие решения.

1.7. Тенденция к ответственности. Исследуется степень сфор­мированное™ у ребенка ответственности за себя (свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия, за порученное дело.

I уровень:

1 — ответственность за действия и поступки не сформирована, ребенок безразличен к окружающим, значимые другие отсутствуют;

2 — низкий уровень ответственности: ребенок не способен вы­полнить поручение; он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно; ему «ни до чего нет дела».

II уровень:

3 — ребенок проявляет равнодушное отношение к окружающим, выполняет определенные поручения, действуя неосознанно, стерео­типно;

4 — ребенок проявляет более осознанное, но избирательное от­ношение к окружающей действительности, поручениям, отмечается проявление старания при выполнении отдельных действий;

5 — ребенок стремится избегать деструктивных поступков, пом­нит о том, что ему поручено; появляется круг значимых других.

III уровень:

6 — ребенок проявляет ответственность за себя, за самочувствие значимых других;

7 — у ребенка сформирована ответственность за общее дело;

8 — у ребенка сформировано понятие о чести и порядочности; взаимоотношения с окружающим миром выстраиваются в соответ­ствии с моральными принципами.

IV уровень:

9 — ребенок осознает, что судьба зависит от его собственных действий и поступков;

10 — проявляется гиперответственность, отмечается возникнове­ние острого чувства вины, если что-то не получается, завышение тре­бований к себе.

1.8. Импульсивность — рефлексивность. Оценивается особен­ность поведения ребенка в устойчивых формах (как черт характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств, эмоций (импульсивность) или обдуманно (рефлексивность).

I уровень:

1 — ребенок не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам, проявляет негативные эмоциональные реак­ции; отмечается крайняя неуправляемость, асоциальность;

2 — ребенок чрезмерно эмоционален, неусидчив; у него плохая саморегуляция поведения.

II уровень:

3 — внимание ребенка можно привлечь лишь на короткое время, характерно частое проявление бурных эмоциональных реакций, по­рождаемых как характером самого задания, так и внешними фактора­ми; отсутствие саморегуляции поведения; готовность и способность взаимодействовать с детьми;

4 — ребенок может какое-то время принимать участие в совмест­ных играх с детьми, коллективных видах деятельности, склонен к проявлению неадекватных эмоциональных реакций, справиться с ко­торыми самостоятельно не может (необходимо переключение на дру­гой вид деятельности, смена обстановки и т. д.);

5 — ребенок достаточно продолжительное время удерживает внимание на задании, коллективной игре, однако склонен к эпизоди­ческому проявлению неадекватных эмоциональных реакций, выход из которых требует незначительной поддержки со стороны взрослых (объяснение, тактильный контакт и т. д.).

III уровень:

6 — ребенок усидчив, принимает активное участие в деятельно­сти, препятствия на пути к достижению цели вызывают неадекватную эмоциональную реакцию, справиться с которой самостоятельно не может;

7 — ребенок работает вдумчиво, сосредоточенно, если возникают трудности, нестандартные ситуации, проявляет неадекватные эмоци­ональные реакции, с которыми может справиться самостоятельно;

8 — у ребенка достаточно выражена рефлексивность: направлен­ность внимания вовнутрь, взвешенность поступков, хорошая саморе­гуляция.

IV уровень:

9 — ребенок обладает достаточно высокой степенью рассуди­тельности, способностью взвесить все «за» и «против», аргументиро­ванно принять решение;

10 — ребенок способен предвидеть отдаленные последствия сво­их поступков.

1.9. Характер игровой деятельности. Выявляется интерес ре­бенка к игровой деятельности, уровень ее сформированности: выпол­нение игровых действий, участие в играх, совместная игровая дея­тельность с другими детьми, умение самостоятельно организовывать игру и т. д.

I уровень:

1 — ребенок не проявляет интереса к действию с игрушками, разбрасывает их, не включается в игру и в деятельность группы;

2 — ребенок проявляет интерес к игрушкам, но использует их не по назначению: берет в рот, стучит, бросает и т. д., отбирает игрушки у других детей, не проявляет интереса к коллективным играм.

II уровень:

3 — ребенок проявляет некоторый интерес к игре детей, но в иг­ру не вступает, вместе с педагогом (по подражанию, по образцу) вы­полняет разные предметно-игровые действия с игрушками (нанизыва­ет кольца на стержень, собирает почтовый ящик, строит башни из конструктора «Лего»), не делится игрушками с другими детьми;

4 — ребенок проявляет интерес к игрушкам, самостоятельно вы­полняет ранее отработанные предметно-игровые действия со знако­мыми, любимыми игрушками, убирает игрушки на место, в группо­вую игровую деятельность включается неохотно;

5 — ребенок самостоятельно использует игрушки в соответствии с их функциональным назначением (машинку катает, куклу качает), строит из конструктора «Лего» несложные сооружения, играет в при­сутствии других детей, но это еще не совместная игра, избирателен в выборе партнера, может самостоятельно выбрать игру из числа зна­комых, включается в подвижные игры, организованные взрослым.

III уровень:

6 — ребенок выполняет отдельные ролевые действия, которые носят условный характер, участвует в разыгрывании сюжета-цепочки из 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

7 — ребенок выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль, самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3-4 действий;

8 — ребенок выполняет ролевые действия, отражающие социаль­ные функции людей, участвует в распределении ролей до начала игры.

IV уровень:

9 — ребенок отражает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество), участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала;

10 — ребенок сам придумывает и организует разные игры.

1.10. Мотивация к различным видам деятельности (игра, ри­сование, аппликация, конструирование). Оценивается заинтересо­ванность ребенка в образовательном процессе: нравится ли ребенку ходить в детский сад, участвовать в различных видах деятельности.

I уровень:

1 — отмечается полное нежелание ребенка ходить в детский сад, агрессивное отношение к детскому саду, воспитателям и сотрудни­кам, полное отрицание всего, что с ними связано;

2 — наблюдается негативное отношение к детскому саду, уча­стию в различных видах детской деятельности, воспитателям и детям.

II уровень:

3 — прохладно-равнодушное отношение к детскому саду сочета­ется с периодическим проявлением нежелания его посещать;

4 — как правило, ребенок равнодушен к разным видам деятель­ности, но отдельные занятия и общение с некоторыми педагогами вы­зывают у него негативные проявления;

5 — ребенок воспринимает различные виды деятельности как необходимость, которую нельзя избежать; доминирование внешней мотивации.

III уровень:

6 — отмечается неустойчивость в отношении к различным видам деятельности: отрицательное и равнодушное сменяется увлеченно­стью и заинтересованностью, связанной чаще всего с эмпатией по от­ношению к конкретному педагогу; наряду с внешней иногда появля­ется и внутренняя мотивация («мне нравится эта поделка, я хочу сде­лать такую же»);

7 — ребенок проявляет избирательно-позитивное отношение к детскому саду: нравятся отдельные виды деятельности, педагоги;

8 — ребенок проявляет позитивное отношение к детскому саду в целом, положительный эмоциональный и волевой настрой на различ­ные виды деятельности, на общение с педагогами и детьми.

IV уровень:

9 — отмечается сильная привязанность к детскому саду, домини­рование внутренней мотивации, потребность к постоянной деятель­ности;

10 — ребенок относится к детскому саду как к ценности, тяжело переживает даже недолгие перерывы в общении с педагогами и детьми.

1.11. Мотивация трудовая (заполняется с 5 лет). Выявляется отношение ребенка к бытовому труду как в детском саду, так и дома.

I уровень:

1 — ребенок совсем не желает трудиться и в детском саду, и до­ма; отмечается отвращение к домашним обязанностям, крайняя ле­ность, деструктивное реагирование на предложение выполнить ка- кую-либо работу;

2 — ребенок показывает неприязненное отношение к трудовым поручениям, отказывается от работы.

II уровень:

3 — ребенок старается при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, если избежать работы не удается, выполняет ее по принципу «лишь бы отделаться»;

4 — ребенок проявляет равнодушное отношение к процессу и ре­зультату трудовой деятельности, что отражается на качестве работы;

5 — для ребенка характерно достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности; может качественно выполнять работу, но не получать при этом удовольствия от процесса труда; отмечается доми­нирование внешней мотивации.

III уровень:

6 — ребенок получает удовольствие не столько от процесса тру­да, сколько от результата своей деятельности; характерно проявление внешней мотивации;

7 — ребенок испытывает удовольствие от участия в отдельных видах трудовой деятельности;

8 — у ребенка проявляется положительная внутренняя мотивация к трудовой деятельности, любовь к различным видам трудовой дея­тельности, осознание социальной значимости труда, желание помо­гать другим.

IV уровень:

9 — ребенок постоянно чем-то занят, выполняет работу «через не

10 — ребенок стремится взять на себя как можно больше работы, не доверяет ее другим из-за опасения, что они сделают работу хуже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: