Отслеживается становление эмпатии у дошкольников по отношению к взрослым и сверстникам. В основу положена динамика эмпатийного процесса, представленная в работах Л. П. Стрелковой: сопереживание, сочувствие, импульс к содействию (внутреннее содействие) и реальное содействие.
I уровень:
1 — интерес к происходящему вокруг не фиксируется; ребенок не замечает того, что происходит вокруг;
2 —- ребенок не испытывает сострадания к другим людям, иногда обращая при этом внимание на возникающие ситуации (плач детей, ссора и т. д.).
II уровень:
3 — ребенок часто обращает внимание на проблемные ситуации, сострадание проявляет очень редко, лишь при наличии прямых указаний взрослого и совместно с ним («Пожалей Машу», «Обними...»);
4 :— ребенок выражает сострадание только под влиянием взрослого, чувство жалости к другим испытывает редко;
5 — ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, проявляет чувства сопереживания (переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой).
III уровень:
6 — ребенок откликается на эмоциональное состояние близких людей и друзей без внешней стимуляции взрослого (жалеет, обнимает, заступается);
7 — ребенок откликается на эмоциональное состояние взрослых и сверстников независимо от степени близости, проявляет сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других людей;
8 — ребенок правильно понимает эмоциональное состояние других людей, проявляет сочувствие; отмечается импульс к действию; ребенок активно выражает готовность по,мочь, высказывая предположения о причинах эмоционального состояния окружающих.
IV уровень:
9 — характерно реальное содействие, которое проявляется в комплексе действий, основанных на сострадании, сопереживании, сочувствии;
10 — ребенок способен предугадать эмоциональное состояние окружающих, возникающее в той или иной ситуации, и на основе этого выбрать модель собственного поведения.
1.6. Тенденция к самостоятельности. Выявляется желание ребенка совершать самостоятельные действия.
I уровень:
1 — отмечается полная зависимость от окружающих, дезадапти- рованность, страх сделать самостоятельно хотя бы шаг;
2 — характерны беспомощность и несамостоятельность, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения заданий.
II уровень:
3 — ребенок частично выполняет задания вместе с педагогом; выполнение остальных заданий требует постоянной поддержки, подбадривания, подсказки;
4 — отмечаются попытки самостоятельного выполнения заданий, однако при этом требуется поддержка и поощрение взрослого; ребенок испытывает страх перед самостоятельным исследованием нового; на улице стремится быть поближе к взрослому или к тому, кто может защитить;
5 — некоторые задания выполняет с большей долей самостоятельности, однако, для того чтобы ребенок приступил к работе, нужна поддержка окружающих («ты можешь», «у тебя получится»).
III уровень:
6 — в отдельных случаях отмечается желание действовать самостоятельно;
7 — у ребенка доминируют самостоятельные, независимые действия;
8 — ребенок проявляет желание «взять шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией.
IV уровень:
9 — ребенок может предложить свои творческие решения и частично их реализовать; отмечается гиперсамостоятельность на грани нигилизма (отрицание способов действий и мнений других, неприятие советов и помощи);
10 — ребенок способен предложить и полностью реализовать творческие решения.
1.7. Тенденция к ответственности. Исследуется степень сформированное™ у ребенка ответственности за себя (свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия, за порученное дело.
I уровень:
1 — ответственность за действия и поступки не сформирована, ребенок безразличен к окружающим, значимые другие отсутствуют;
2 — низкий уровень ответственности: ребенок не способен выполнить поручение; он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно; ему «ни до чего нет дела».
II уровень:
3 — ребенок проявляет равнодушное отношение к окружающим, выполняет определенные поручения, действуя неосознанно, стереотипно;
4 — ребенок проявляет более осознанное, но избирательное отношение к окружающей действительности, поручениям, отмечается проявление старания при выполнении отдельных действий;
5 — ребенок стремится избегать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено; появляется круг значимых других.
III уровень:
6 — ребенок проявляет ответственность за себя, за самочувствие значимых других;
7 — у ребенка сформирована ответственность за общее дело;
8 — у ребенка сформировано понятие о чести и порядочности; взаимоотношения с окружающим миром выстраиваются в соответствии с моральными принципами.
IV уровень:
9 — ребенок осознает, что судьба зависит от его собственных действий и поступков;
10 — проявляется гиперответственность, отмечается возникновение острого чувства вины, если что-то не получается, завышение требований к себе.
1.8. Импульсивность — рефлексивность. Оценивается особенность поведения ребенка в устойчивых формах (как черт характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств, эмоций (импульсивность) или обдуманно (рефлексивность).
I уровень:
1 — ребенок не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам, проявляет негативные эмоциональные реакции; отмечается крайняя неуправляемость, асоциальность;
2 — ребенок чрезмерно эмоционален, неусидчив; у него плохая саморегуляция поведения.
II уровень:
3 — внимание ребенка можно привлечь лишь на короткое время, характерно частое проявление бурных эмоциональных реакций, порождаемых как характером самого задания, так и внешними факторами; отсутствие саморегуляции поведения; готовность и способность взаимодействовать с детьми;
4 — ребенок может какое-то время принимать участие в совместных играх с детьми, коллективных видах деятельности, склонен к проявлению неадекватных эмоциональных реакций, справиться с которыми самостоятельно не может (необходимо переключение на другой вид деятельности, смена обстановки и т. д.);
5 — ребенок достаточно продолжительное время удерживает внимание на задании, коллективной игре, однако склонен к эпизодическому проявлению неадекватных эмоциональных реакций, выход из которых требует незначительной поддержки со стороны взрослых (объяснение, тактильный контакт и т. д.).
III уровень:
6 — ребенок усидчив, принимает активное участие в деятельности, препятствия на пути к достижению цели вызывают неадекватную эмоциональную реакцию, справиться с которой самостоятельно не может;
7 — ребенок работает вдумчиво, сосредоточенно, если возникают трудности, нестандартные ситуации, проявляет неадекватные эмоциональные реакции, с которыми может справиться самостоятельно;
8 — у ребенка достаточно выражена рефлексивность: направленность внимания вовнутрь, взвешенность поступков, хорошая саморегуляция.
IV уровень:
9 — ребенок обладает достаточно высокой степенью рассудительности, способностью взвесить все «за» и «против», аргументированно принять решение;
10 — ребенок способен предвидеть отдаленные последствия своих поступков.
1.9. Характер игровой деятельности. Выявляется интерес ребенка к игровой деятельности, уровень ее сформированности: выполнение игровых действий, участие в играх, совместная игровая деятельность с другими детьми, умение самостоятельно организовывать игру и т. д.
I уровень:
1 — ребенок не проявляет интереса к действию с игрушками, разбрасывает их, не включается в игру и в деятельность группы;
2 — ребенок проявляет интерес к игрушкам, но использует их не по назначению: берет в рот, стучит, бросает и т. д., отбирает игрушки у других детей, не проявляет интереса к коллективным играм.
II уровень:
3 — ребенок проявляет некоторый интерес к игре детей, но в игру не вступает, вместе с педагогом (по подражанию, по образцу) выполняет разные предметно-игровые действия с игрушками (нанизывает кольца на стержень, собирает почтовый ящик, строит башни из конструктора «Лего»), не делится игрушками с другими детьми;
4 — ребенок проявляет интерес к игрушкам, самостоятельно выполняет ранее отработанные предметно-игровые действия со знакомыми, любимыми игрушками, убирает игрушки на место, в групповую игровую деятельность включается неохотно;
5 — ребенок самостоятельно использует игрушки в соответствии с их функциональным назначением (машинку катает, куклу качает), строит из конструктора «Лего» несложные сооружения, играет в присутствии других детей, но это еще не совместная игра, избирателен в выборе партнера, может самостоятельно выбрать игру из числа знакомых, включается в подвижные игры, организованные взрослым.
III уровень:
6 — ребенок выполняет отдельные ролевые действия, которые носят условный характер, участвует в разыгрывании сюжета-цепочки из 2-3 действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);
7 — ребенок выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль, самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3-4 действий;
8 — ребенок выполняет ролевые действия, отражающие социальные функции людей, участвует в распределении ролей до начала игры.
IV уровень:
9 — ребенок отражает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество), участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала;
10 — ребенок сам придумывает и организует разные игры.
1.10. Мотивация к различным видам деятельности (игра, рисование, аппликация, конструирование). Оценивается заинтересованность ребенка в образовательном процессе: нравится ли ребенку ходить в детский сад, участвовать в различных видах деятельности.
I уровень:
1 — отмечается полное нежелание ребенка ходить в детский сад, агрессивное отношение к детскому саду, воспитателям и сотрудникам, полное отрицание всего, что с ними связано;
2 — наблюдается негативное отношение к детскому саду, участию в различных видах детской деятельности, воспитателям и детям.
II уровень:
3 — прохладно-равнодушное отношение к детскому саду сочетается с периодическим проявлением нежелания его посещать;
4 — как правило, ребенок равнодушен к разным видам деятельности, но отдельные занятия и общение с некоторыми педагогами вызывают у него негативные проявления;
5 — ребенок воспринимает различные виды деятельности как необходимость, которую нельзя избежать; доминирование внешней мотивации.
III уровень:
6 — отмечается неустойчивость в отношении к различным видам деятельности: отрицательное и равнодушное сменяется увлеченностью и заинтересованностью, связанной чаще всего с эмпатией по отношению к конкретному педагогу; наряду с внешней иногда появляется и внутренняя мотивация («мне нравится эта поделка, я хочу сделать такую же»);
7 — ребенок проявляет избирательно-позитивное отношение к детскому саду: нравятся отдельные виды деятельности, педагоги;
8 — ребенок проявляет позитивное отношение к детскому саду в целом, положительный эмоциональный и волевой настрой на различные виды деятельности, на общение с педагогами и детьми.
IV уровень:
9 — отмечается сильная привязанность к детскому саду, доминирование внутренней мотивации, потребность к постоянной деятельности;
10 — ребенок относится к детскому саду как к ценности, тяжело переживает даже недолгие перерывы в общении с педагогами и детьми.
1.11. Мотивация трудовая (заполняется с 5 лет). Выявляется отношение ребенка к бытовому труду как в детском саду, так и дома.
I уровень:
1 — ребенок совсем не желает трудиться и в детском саду, и дома; отмечается отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на предложение выполнить ка- кую-либо работу;
2 — ребенок показывает неприязненное отношение к трудовым поручениям, отказывается от работы.
II уровень:
3 — ребенок старается при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, если избежать работы не удается, выполняет ее по принципу «лишь бы отделаться»;
4 — ребенок проявляет равнодушное отношение к процессу и результату трудовой деятельности, что отражается на качестве работы;
5 — для ребенка характерно достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности; может качественно выполнять работу, но не получать при этом удовольствия от процесса труда; отмечается доминирование внешней мотивации.
III уровень:
6 — ребенок получает удовольствие не столько от процесса труда, сколько от результата своей деятельности; характерно проявление внешней мотивации;
7 — ребенок испытывает удовольствие от участия в отдельных видах трудовой деятельности;
8 — у ребенка проявляется положительная внутренняя мотивация к трудовой деятельности, любовь к различным видам трудовой деятельности, осознание социальной значимости труда, желание помогать другим.
IV уровень:
9 — ребенок постоянно чем-то занят, выполняет работу «через не
10 — ребенок стремится взять на себя как можно больше работы, не доверяет ее другим из-за опасения, что они сделают работу хуже.