1. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет: пособие для педагогов / Н. С. Варенцова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Детские народные подвижные игры: кн. для воспитателей дет.сада и родителей / сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 224 с.
4. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
5. Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя дет.сада / Л. В. Загик [и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
6. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 3–7 лет / М. Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): пособие для воспитателя дет.сада / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985.
8. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий / Т. С. Комарова. – 2-е изд., испр. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
9. Комплексное перспективное планирование в старшей группе детского сада / под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
10. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Средняя группа: метод.пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова; под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 176 с.
11. Кулик, Г. И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ / Г. И. Кулик, Н. И. Сергиенко. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 112 с.
|
12. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада: конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
13. Лиштван, З. В. Конструирование: пособие для воспитателя дет.сада / З. В. Лиштван. – М.: Просвещение, 1981.
14. Максаков, А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
15. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
16. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми / Л. И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 112 с.
17. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий / Л. И. Пензулаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
18. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет.сада / С. В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986.
19. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий / И. А. Помораева, В. А. Позина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
20. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа / авт.-сот. Т. И. Кандала [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
21. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
|
3.8. Организационно-методическая поддержка
образовательного процесса
Средний дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их желание совместно действовать со взрослыми и сверстниками – все это хорошие предпосылки для успешного развития и обучения детей 5-го года жизни. Педагоги средних групп понимают, как важно именно в этот период дошкольного детства привить детям любовь к знаниям, научить не только воспринимать и запоминать информацию, получаемую от взрослых, но и находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Гармоничное развитие детей среднего возраста может быть обеспечено лишь при единстве воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. В дошкольной организации осуществляется взаимозависимость физического и психического развития дошкольников, поэтому необходимо все гигиенические, оздоровительные и воспитательно-образовательные мероприятия объединить в согласованную систему. В связи с этим дошкольные образовательные организации меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами (ФГОС, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), являющимися основой для разработки образовательной программы дошкольного образования*. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы в соответствии с ФГОС является воспитатель. Именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована.
|
Согласно Программе, планирование образовательного процесса подразделяется:
– на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования из различных материалов) (далее по тексту – «организованная образовательная деятельность»);
– образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
– самостоятельную деятельность детей;
– взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольной организации, от опыта и творческого подхода педагога.
Реализовать программные требования педагогам поможет четкая структура пособия, включающая в себя: паспорт группы; организацию предметно-пространственной развивающей среды; мониторинг; организацию жизни и воспитания детей (примерные режим дня и перечень основных видов организованной образовательной деятельности; планирование культурно-досуговой деятельности); планирование совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей; план взаимодействия с семьями воспитанников; карту профессиональной деятельности воспитателя.
Примерное описание образовательной деятельности построено на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделен на темы, которые охватывают определенный временной промежуток (от одной недели до месяца). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольной организации.
Такая организация образовательного процесса помогает добиться положительной динамики в развитии каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик, возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (прежде всего в игре); владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
– достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств; строит речевые высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
При составлении примерного комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:
– Физическое развитие.
– Социально-коммуникативное развитие.
– Познавательное развитие.
– Речевое развитие.
– Художественно-эстетическое развитие.
Творческий подход, мастерство и желание педагогов осуществить комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать многогранность мира, что позволит с дошкольного детства заложить основы мотивированного обучения.
Дополнительный раздел