Девятый принцип - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.




Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Согласно пункту 1 ст. 32 комментируемого Закона оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Существует Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации*(129), разработанное во исполнение Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", которым регламентируется процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности). Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы) (см. комментарий к ст. 32).

Нормами Положения об ОВОС обеспечивается участие общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Десятый принцип - обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Комментируемый принцип по объекту "проекты и иная документация" преимущественно совпадает с нормами Федерального закона "Об экологической экспертизе" и носит превентивный характер, что соответствует понятию экологической экспертизы, как установлению соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду*(130).

Проверка проектов и иной документации может осуществляться в рамках государственной и общественной экологической экспертиз. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно нормам статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней являются:

проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

проекты соглашений о разделе продукции;

материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

и иные.

Еще один термин, требующий уяснения в рамках рассматриваемого принципа, - это технический регламент, документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)*(131).

Согласно статье 6 Федерального закона "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Соответственно, государство закладывает в содержание рассматриваемого принципа двухуровневую защиту, определяющую, во-первых, разработку проектов и иной документации в соответствии с техническими регламентами, а во-вторых - проверку разработанных проектов и иной документации посредством механизмов государственной и общественной экологической экспертиз.

19. Одиннадцатый принцип - учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Вопросы территориального планирования регулируются градостроительным законодательством. В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под территориальным планированием понимается "планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий". Согласно пункту 2 ст. 9 документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (п. 3 ст. 9). Документами территориального планирования являют схемы территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (п. 1 ст. 18)*(132).

Например, пункт 3 ст. 16 Закона Удмуртской Республики от 13 ноября 2007 г. N 61-РЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" определял, что при подготовке республиканских нормативов градостроительного проектирования их содержание и состав могут быть уточнены проектной и другой организацией, разрабатывающей нормативы, по согласованию с уполномоченным органом с учетом особенностей сложившейся застройки, социально-экономических, санитарно-гигиенических условий, состояния окружающей природной среды, а также других особенностей, регулируемых данным нормативом*(133).

Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности осуществляется в рамках разграничения прав на землю самостоятельно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: