Объекты природного наследия и объекты всемирного природного наследия. 6 глава




Важнейшие специальные положения Конституции РФ, которые должны учитываться при правовом регулировании общественных отношений по поводу окружающей среды и осуществлении правых норм в данной сфере, содержатся в статье 9: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1).

Важное значение имеет положение статьи 36, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2).

При правовом регулировании общественных отношений по поводу охраны окружающей среды и осуществлении правых норм в данной сфере учитывается статья 58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовое регулирование общественных отношений по поводу охраны окружающей среды и осуществление правых норм в данной сфере основано на учете положений статьи 71: В ведении Российской Федерации находятся:

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Важнейшее значение для сферы действия комментируемого Закона имеет статья 72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Применительно к пункту "к" статьи 72 обратим внимание на отсутствие в ней указания на законодательство об охране атмосферного воздуха и законодательство о животном мире. Представляется, что это является не позицией законодателя при принятии данной статьи, а его упущением. Атмосферный воздух и животный мир относятся к столь же важным объектам природы, требующим специального правового регулирования использования и охраны, как и земля, воды, недра, леса. И эти сферы правового регулирования, несомненно, относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что и происходит в действительности.

5.2. Общие конституционные положения и их значение для правового регулирования охраны окружающей среды. Важную роль в формировании законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды играют положения Конституции общего характера, служащие при этом его основой. При формировании этого законодательства в качестве основы должны служить многие положения. К таковым относятся, в частности, положения статьи 1 о том, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; ст. 10, устанавливающей, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Важнейшее значение для научно обоснованного развития законодательства в комментируемой сфере имеет статья 15. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Так как законодательство об охране окружающей среды относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, развитие законодательства в этой сфере должно происходить в соответствии со статьей 76. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В этом контексте важно исходить из нормы статьи 72: в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В Конституции РФ имеются и другие положения, которые должны учитываться при формировании законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

6. Сфера действия Закона. Ее можно рассматривать применительно к объектам охраны в их пространственном понимании.

6.1. Сфера действия - территория Российской Федерации. Положения комментируемого Закона распространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации. В соответствии со статьей 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Данное положение комментируемой нормы имеет большое правовое значение. Оно заключается в том, что требования по охране окружающей среды, предусмотренные Законом, должны быть соблюдены всеми субъектами экологического права повсеместно, в пределах территории государства.

6.2. Сфера действия Закона - континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

С учетом интересов мирового сообщества в оптимальном и согласованном регулировании режима территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, соответствующие принципиальные положения были закреплены в Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г.*(64)

Понятие и правовой режим континентального шельфа определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"*(65). Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Закон содержит специфические требования, касающиеся, в частности, изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов; предоставления пользователям участков континентального шельфа; производства буровых работ на континентальном шельфе; рыболовства на континентальном шельфе; создания искусственных сооружений и прокладки подводных кабелей и трубопроводов; морских научных исследований; защиты морской среды, сохранения минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронения отходов и других материалов и др.

Понятие и правовой режим исключительной экономической зоны Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"*(66). Исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Специфические положения о статусе, природопользовании и защите исключительной экономической зоны предусмотрены названным выше Федеральным законом. Они, в частности, касаются:

осуществления рыболовства;

рационального использования и сохранения трансзональных и трансграничных видов рыб;

рационального использования и сохранения анадромных, катадромных, далеко мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих; изучения и использования неживых ресурсов;

исследования водных биоресурсов и морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Закон устанавливает требования к государственной экологической экспертизе хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне; государственному экологическому контролю; государственному мониторингу состояния исключительной экономической зоны; сбросу вредных веществ; морским авариям; защите и сохранению покрытых льдом районов.

7. Правовая база: международные договоры. В пункте 4 комментируемой статьи конкретизируется массив нормативных правовых актов - международных и национальных, - являющихся источниками права в сфере регулирования отношений, возникающих в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду. Прежде чем назвать такие акты, обратим внимание на неточность формулировки нормы в комментируемом пункте: "регулирования отношений, возникающих в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду". В соответствии с Конституцией РФ (ст. 42) и комментируемым Законом (ст. 11), правом на благоприятную окружающую среду обладает "каждый" (Конституция РФ), "каждый гражданин" (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), а не "народы".

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, регулируются международными договорами Российской Федерации. Это положение комментируемого пункта соответствует части 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Здесь также обратим внимание на некорректность формулировки как Закона, так и Конституции - "международными договорами Российской Федерации". На самом деле речь может идти о "международных договорах, подписанных и ратифицированных в установленном порядке Российской Федерацией".

К комментируемой норме закрепляется примат действия норм международного права, участником которых является Россия на момент вступления Закона в силу, над нормами национального права в области охраны окружающей среды. Россия является активным участником межгосударственных отношений в сфере охраны окружающей среды, регулируемых как многосторонними, так и двусторонними договорами, конвенциями, соглашения, протоколами. Как правопреемница СССР Россия несет международные обязательства по многосторонним и двусторонним международным договорам, конвенциям и соглашениям в области природопользования и охраны окружающей среды, заключенным и СССР. В случае, когда ими предусматриваются меры, связанные с охраной окружающей среды, они должны выполняться.

8. Правовая база: природоохранное законодательство. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, регулируются комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Все требования, предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды", обеспечивают регулирование отношений, возникающих в области охраны окружающей среды.

В настоящее время действует обширный массив "других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".

К таким актам, в частности, относятся:

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"*(67);

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"*(68);

Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"*(69);

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"*(70);

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(71);

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"*(72);

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"*(73);

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(74);

Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"*(75);

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов*(76);

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"*(77);

Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации*(78);

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение*(79);

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации*(80);

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы*(81).

К таким актам на уровне субъектов Российской Федерации, в частности, относятся:

Закон Алтайского края от 1 февраля 2007 г. N 3-ЗС "Об охране окружающей среды в Алтайском крае"*(82);

Закон Республики Бурятия от 25 ноября 2005 г. N 1348-III "Об охране окружающей среды в Республике Бурятия"*(83);

Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 г. N 657-КЗ "Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края"*(84);

Закон Московской области от 22 декабря 2006 г. N 240/2006-ОЗ "Об охране окружающей среды в Московской области"*(85);

Закон Омской области от 6 октября 2005 г. N 673-ОЗ "Об охране окружающей среды в Омской области"*(86);

Закон Воронежской области от 5 июля 2005 г. N 48-ОЗ "Об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности на территории Воронежской области"*(87).

9. Правовая база: природоресурсное законодательство. В пятом пункте комментируемой статьи расширена правовая база регулирования экологических отношений, органичной частью которых являются отношения по охране окружающей среды. Здесь названы источники права в части регулирования отношений, возникающих в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления. Такими источниками являются международные договоры Российской Федерации, а также акты земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, животном мире, иного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Выше уже была дана общая характеристика международных договоров Российской Федерации (см. п. 7 комментария к данной статье, комментарий к ст. 81-82).

Органичной частью отношений по охране окружающей среды являются отношения по охране отдельных природных объектов - земли, вод, недр, растительного и животного мира, а также родственные отношения по природопользованию. Регулируются такие отношения многими природоресурсными актами, включая:

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ*(88);

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"*(89);

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения"*(90);

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве"*(91);

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте сельскохозяйственных земель"*(92);

Федеральный закон от 8 февраля 1995 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О недрах" (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2013 г.)*(93);

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"*(94);

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"*(95);

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"*(96);

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ*(97);

Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ*(98);

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(99);

Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование*(100);

Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты*(101);

Положение о порядке лицензирования пользования недрами*(102);

10. Правовая база: законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательство об охране здоровья. В пункте 6 комментируемой статьи отражен традиционный для Российской Федерации подход к регулированию отношений по охране здоровья человека в экологической сфере. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

К основным законодательным актам, регулирующим упомянутую в пункте 6 сферу, относятся Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"*(103) и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(104).

Согласно преамбуле Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Этот Закон предусматривает весьма обширную систему организационно-правовых и иных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, существенным элементом которого является состояние окружающей среды (ст. 2). К ним относятся:

контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

проведение социально-гигиенического мониторинга и др.

В той мере, в какой перечисленные инструменты направлены на охрану окружающей среды и охрану человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды, они дублируют аналогичные меры, предусмотренные в экологическом законодательстве, в частности, комментируемым Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В какой степени оправдано такое дублирование?

В основе Федерального закона "Об охране окружающей среды" лежит идея обеспечения охраны окружающей среды ради человека, для удовлетворения его экологических потребностей. В соответствии с преамбулой этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. При этом экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (см. комментарий к ст. 1).

Обратим особое внимание на то, что комментируемый Закон предусматривает меры и требования по охране окружающей среды, направленные и на охрану здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Соответственно, санитарно-эпидемиологическое законодательство и законодательство об охране здоровья граждан могут содержать корректно сформулированные экологизированные нормы*(105).

11. Правовая база: законодательство о техническом регулировании. Введение пункта 7 в комментируемую статью, по сути, сужает сферу действия головного акта экологического законодательства, если принять позицию, что законодательство о техническом регулировании является самостоятельной отраслью. Это весьма трудно доказуемо. Большинство специалистов и в России и за рубежом полагает, что законодательство о техническом регулировании является частью экологического. Достаточно одного аргумента - утилизация продукции явно относится к сфере правового регулирования обращения с отходами (см. комментарий к ст. 29 Закона).

 

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

1. Общий обзор статьи. Она является одной из самых больших по объему в комментируемом Законе. В ней сформулировано двадцать три принципа охраны окружающей среды, на базе (основе) которых должна строиться хозяйственная и иная деятельность всех субъектов общественных отношений, оказывающая воздействие на окружающую среду. Предписания данной статьи прямо не учитывают условие действия правовой нормы во времени. Это объясняется тем обстоятельством, что на принципах охраны окружающей среды должна базироваться не только осуществляемая деятельность субъектов общественных отношений, но и та деятельность, которая предполагается к осуществлению и может осуществляться в перспективе, в рамках экологической безопасности и сохранения окружающей среды как основы жизнедеятельности и, более того, существования настоящего и будущих поколений.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Главной целью в данном случае является определение базовых основ, предписаний и руководящих начал охраны окружающей статьи, легитимация развития и реализации экологических принципов в нормативных правовых актах российского и международного права. Кроме того, целью является формирование и применение административной, судебной (общеюрисдикционной и арбитражной) практики на основе принципов охраны окружающей среды. И, конечно, следуя содержанию статьи, принципы охраны окружающей среды мотивируют поведение граждан в решении задач охраны окружающей среды, дают толчок в организации и развитии системы экологического образования, воспитании и формировании экологической культуры.

Сфера действия статьи и ее адресаты обозначены в ее тексте, где сфера действия - это "хозяйственная и иная деятельность", то есть любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, а адресаты - это "органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица". При обширности списка адресатов, на действия или бездействия которых направлены принципы охраны окружающей среды, в каждой из названных групп можно провести уточнения по кругу лиц, к которым относят: граждан, апатридов, бипатридов, законодателей, суды (как российские, так и международные), иные ветви государственной и муниципальной власти, различных хозяйствующих субъектов.

3. Основные понятия. Основным понятием является "правовой принцип, принцип права", на базе которого создаются и реализуются нормы определенной отрасли права. Но помимо этого понятия в комментируемой статье используется множество общеправовых, эколого-правовых и естественно-научных терминов. Часть из них определена в статье 1 (см. комментарий к ней), часть - раскрывается в других статьях Закона (их нет смысла объяснять в комментарии к данной статье). Поэтому здесь дано определение лишь наиболее важного для понимания сути и роли комментируемой статьи понятия принципов охраны окружающей среды.

Принципы охраны окружающей среды - как основополагающие начала правового регулирования, можно структурировать по социальному признаку (соблюдение прав, обеспечение благоприятных условий, участие в охране окружающей среды, организация и развитие экологического образования и т.п.), экономическому признаку (платность природопользования), внешнеполитическому признаку (международное сотрудничество, ответственность государства), и иным.

На основании принципов охраны окружающей среды сформулированы многие принципы российского законодательства, в частности лесного и водного, земельного и градостроительного и иного. Например, принцип комментируемой статьи о платности природопользования транспонируется в принцип платности использования лесов, закрепленный в норме статьи 1 Лесного кодекса РФ*(106), а также в принцип платности использования водных объектов, закрепленный статьей 3 Водного кодекса РФ*(107).

Принцип "участия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды" успешно детализируется в принципе лесного законодательства "участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах", а также в принципе водного законодательства "участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов".

Также ярким примером служит скоординированность принципа законодательства о градостроительной деятельности "обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности", установленный статьей 2 Градостроительного кодекса РФ*(108) с принципом охраны окружающей среды "научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды". Тем самым, можно сделать вывод, что законодатель стремится экологизировать общую систему принципов в базовых отраслевых нормативных правовых актах, основываясь на принципах охраны окружающей среды и учитывая их форму правового предписания, сформировав правовую конструкцию принципа охраны окружающей среды в виде правовой нормы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: