Объекты природного наследия и объекты всемирного природного наследия. 4 глава




16. Природные ресурсы. В разъяснении данного понятия акцент сделан на потребительскую сущность природных ресурсов. Видимо, законодатель стремился провести различие между окружающей и природной средой как самодовлеющей - в некотором смысле - ценностью и тем, что в них (природных ресурсах) является полезным и используемым человеком. При этом природные ресурсы приравниваются к источникам энергии, продуктов производства и предметов потребления, а их ценность обозначается только как потребительская. Иными словами, в данном определении устранен его экологический аспект. Такой подход коренным образом расходится не только с позициями международного, российского и зарубежного экологического права, но противоречит и логике комментируемого Закона, и ранее сформулированным в нем определениям основных понятий, в частности таких, как "окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды и др.

Под природными ресурсами понимаются земля, недра, растительный и животный мир, воды, атмосферный воздух (см. комментарий к ст. 4). Все они являются компонентами окружающей среды, олицетворяют физическое бытие ее элементов, рамки которого могут ограничиваться территориальными (пространственными), естественно-географическими, правовыми и иными обобщенными признаками, но не индивидуально-определенными признаками. В этом отличие природного ресурса от природного объекта.

17. Использование природных ресурсов. Термин "использование" предполагает активную деятельность, состоящую в получении/извлечении разными средствами и методами выгоды, пользы, благ, доходов, удовлетворения от какого-либо объекта. В различных отраслях права в зависимости от предмета регулирования данный термин может приобретать дополнительные значения и специфику, например в уголовном праве - использование орудий и средств совершения преступления и т.п. В комментируемой статье понятие использования раскрывается через термины и понятийные обороты "эксплуатация", "вовлечение их (т.е. природных ресурсов. - О.Д.) в хозяйственный оборот", "все виды воздействия на них (т.е. на природные ресурсы. - О.Д.) в процессе хозяйственной и иной деятельности". Даже не обращаясь к содержанию указанных выше терминов и понятий, ясно, что они охватывают любое поведение по отношению к природным ресурсам, причем осуществляемое самыми разными субъектами права - от государства до физического лица.

Тем не менее, следует сказать, что эксплуатация означает - в эколого-правовом смысле и в контексте данного Закона - функционирование производственного, сельскохозяйственного, лесохозяйственного или иного объекта, базирующееся на свойствах природного ресурса и возможностях использования его человеком с целью извлечения прибыли, осуществляемое в установленных правовых рамках и с соблюдением условий, определенных в комментируемом Законе (см. комментарий к статьям гл. VII и др.).

Вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот - это разновидность их использования, свидетельствующая о том, что данный природный ресурс (вернее, ограниченная пространственными, временными и иными показателями его часть) могут быть востребованы и потребляются человеком.

Воздействие на природные ресурсы характеризуется чрезвычайно сложной структурой. Оно может выражаться в их невозобновимом потреблении, уничтожении, истощении, снижении качества и возможностей дальнейшего использования и т.п. (негативное воздействие), но равно и в позитивном воздействии в процессе использования - восстановлении, сбережении, сохранении, к чему, собственно говоря, и обязывает комментируемый Закон.

18. Загрязнение окружающей среды. Из-за особенностей русского языка термин "загрязнение окружающей среды" обычно трактуется двояко.

Первое его понимание содержится в комментируемом Законе и опирается на глагол "поступление", т.е. попадание, введение, проникновение, выброс, сброс и т.п. Тем самым загрязнение трактуется как процесс, деятельность, действие.

Второе означает уже результат такого рода процессов (действий), т.е. нахождение загрязняющего вещества в окружающей среде. Это разночтение создает немало трудностей, причем не столько при применении норм комментируемого Закона, сколько при реализации обеспечивающих его предписаний об уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства об охране окружающей среды, например статей 250-252 и других УК РФ (см. комментарий к ст. 75).

19. Загрязняющее вещество. Это понятие определяется во многих актах российского и международного законодательства, например, в федеральных законах о континентальном шельфе, исключительной экономической зоне Российской Федерации, охране атмосферного воздуха, охране водных объектов и др., а также в подзаконных актах и в доктрине экологического права. Не воспроизводя здесь существующие определения загрязняющих веществ, укажем, что любое такое вещество является не свойственным тому или иному компоненту окружающей среды, привнесенным извне в результате деятельности человека (хозяйственной, научной, бытовой, иной).

Для целей комментируемого Закона имеет значение:

во-первых, разделение поступлений в окружающую среду веществ и энергии, т.е. ориентация на физические или химические процессы;

во-вторых, уяснение их свойств (по всей видимости, именно тех, которые вызывают последствия в виде загрязнения);

в-третьих, местоположение (для этого надо учитывать сложные причинно-следственные связи, определяющие источники происхождения загрязняющих окружающую среду веществ, но не только их, а и места (точки, пункты) оказываемого ими воздействия (так, вредное вещество может быть произведено в одном месте, использоваться в другом в процессе производства той или иной продукции, конечно, потребляться в третьем и именно тогда оказывать путем выброса, сброса или размещения отходов содержащей его продукции (продукта) - в четвертом. На самом деле эта цепочка может быть намного более сложной по своей структуре);

в-четвертых, количество поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ (здесь, как правило, установлены достаточно определенные и жесткие требования в зависимости от категории вещества, его способности к оказанию негативного воздействия, причиняющего эффекта и т.п.)*(42).

В тексте комментируемого Закона указываются несколько признаков загрязняющих веществ помимо их "вредности" для окружающей среды, и именно они имеют определяющее значение в юридическом смысле. Речь идет о количестве, свойствах и местоположении, а также причиняющем эффекте. Что касается количества, то в данном случае подзаконные акты их определяют, устанавливая предельно допустимые концентрации и иные показатели, например лимиты и т.п. Если речь идет о свойствах, то надо принимать во внимание градации, установленные международными и российскими актами и касающиеся разделения химических веществ на запрещенные к обороту (например, асбест), опасные и иные.

Местоположение тоже имеет юридическое значение. Как отмечалось выше, оно может быть местом производства, переработки, транспортирования, конечного потребления и т.п. загрязняющего вещества, а также местом его попадания путем сброса или выброса в окружающую среду. В этом случае следует принимать во внимание этап жизненного цикла загрязняющего вещества и учитывать различия в понятии "местоположение", употребляемого в комментируемом Законе тогда, когда, например, следует квалифицировать правонарушающие деяния по статьям 246, 247 и иным УК РФ (см. комментарий к ст. 75). В любом случае загрязняющие вещества по смыслу данной статьи - это те, которые либо несвойственны природе (ее компоненту) по качественным или количественным показателям, либо меняют (могут изменить) ее свойства в нежелательном направлении.

Сложнее дело обстоит с определением того, насколько "загрязняющей" может признаваться энергия. По всей видимости, с учетом новейших данных следует считать, что энергия, приравниваемая в абзаце 17 комментируемой статьи по своему негативному для окружающей среды воздействию к эффекту влияния загрязняющих (химических, в том числе радиоактивных) веществ, охватывает весь цикл добычи энергетических ресурсов, их передачи и использования конечными потребителями, а также сбор, утилизацию и захоронение отходов. Сам по себе термин "энергия" имеет множество значений*(43). В их числе, например, такие, как:

Энергия полезная - соотношение вкладываемой энергии и энергии, получаемой на выходе, например отношение общих энергозатрат к урожаю, выраженное в энергетических единицах; соотношение энергозатрат на постройку силовой установки с энергией, получаемой от нее за всё время эксплуатации (экол., экон.).

Энергия солнечная - лучистая (электромагнитная) и корпускулярная энергия, приходящая от Солнца и падающая на горизонтальную поверхность Земли со средней интенсивностью 1,95 кал/см в мин.

Энергия "чистая" - любой вид энергии, получение и использование которой не приводит к химическому и радиоактивному загрязнению среды жизни. Тепловое загрязнение среды при этом не учитывается. Пример - сжигание водородного топлива.

В настоящее время на уровне мирового сообщества и национальных государств принимаются самые разнообразные меры по уменьшению негативного воздействия того, что в комментируемом Законе названо энергией, а именно по энергосбережению, энергоэффективности, снижению воздействия парниковых и иных газов на климат и т.п.*(44) Всё же, на наш взгляд, следует привести определения энергии, как она воспринимается и трактуется в естественно-научных дисциплинах, экологической и правовой науке.

В самом общем виде энергия - это общая количественная мера движения различных форм движения материи, которая связывает воедино все формы явлений природы (Природы) и деятельности человека во взаимоотношениях и взаимосвязях с ней. Энергия, по Н.Ф. Реймерсу, - это общая количественная характеристика (мера) движения материи. Фундаментальные законы превращения энергии исследует термодинамика, а преобразование энергии в биологических системах (в том числе и экологических) - биоэнергетика. Это преобразование подчиняется определенным законам, в том числе первому и второму законам (началам) термодинамики. Исходя из этих законов, физическое и химическое загрязнения среды неустранимы, но это не значит, что скорость процессов загрязнения не может быть существенно замедлена.

В связи с потребностью снижения темпов теплового загрязнения среды необходимо деление видов энергетики не только и не столько на традиционные и альтернативные, как это принято, но и на виды, добавляющие и не добавляющие энергию (тепло) в биосферу Земли по сравнению с естественным притоком энергии к планете. Добавляющие виды имеют существенные термодинамические ограничения, пренебрежение которыми может привести к неблагоприятным изменениям климата, вредному отеплению вод и т.п. Для недобавляющих видов эти ограничения значительно ослаблены (хотя и не сняты полностью, как это иногда представляется, поскольку не устраняется необходимость местной концентрации энергии, создающей "острова тепла" и т.п. явления)*(45).

20. Нормативы. Определениям различных нормативов, имеющих самое непосредственное значение в целях комментируемого Закона, посвящены многие его нормы. Исходное (общее) понятие "норматив" определяется как то, что устанавливает содержание и границы правила поведения. В экологическом праве понятие нормативов приобретает специфическое содержание и значение. Законодательство и доктрина различают множество видов нормативов. Большинство из них определяются и в тексте комментируемого Закона, в том числе нормативы качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее и другие, перечисленные в абзацах 18-22 и в других его статьях (см. комментарий к гл. V), а также в федеральных законах, например в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"*(46). Отметим, что новая редакция (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ) абзаца 19 ст. 1, во-первых, устраняет тождество понятий "нормативы в области охраны окружающей среды" и "природоохранные нормативы" и, во-вторых, de jure исключает понятие "природоохранные нормативы" из числа правовых категорий, регулируемых законодательством в сфере охраны окружающей среды.

20.1. Виды нормативов. Они различаются по ряду параметров, например, одни нормативы опираются на воздействия, другие на его уровни, третьи - на средства или источники воздействия и т.п. При этом следует учитывать, что большинство названных в статье 1 нормативов тесно связаны между собой. Кроме того, надо обратить внимание на расхождения перечня нормативов по статье 1 и их перечня по гл. V комментируемого Закона. Так, в перечне статьи 1 отсутствуют указания на нормативы образования отходов производства и потребления (см. комментарий к ст. 24), нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (см. комментарий к ст. 26). Кроме того, в статье 28 говорится об иных нормативах в области охраны окружающей среды (см. комментарий к ней). По-видимому, в их число входят технологические нормативы (абз. 54 ст. 1), нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (абз. 24 ст. 1). Поэтому здесь даны разъяснения тех определений нормативов, которые не регулируются отдельными статьями Закона.

20.2. Нормативы в области охраны окружающей среды. Это обобщенное понятие, охватывающее два вида нормативов - качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее. В абзаце 18 указаны две цели их соблюдения - обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранение биологического разнообразия. Но целью нормативов качества является обеспечение благоприятной окружающей среды (абз. 19), а целью нормативов допустимого воздействия на окружающую среду обозначено соблюдение нормативов ее качества. Терминология, которая использована для раскрытия содержания нормативов в области охраны окружающей среды, разъяснена выше. Поэтому здесь приведем лишь определение понятия "биологическое разнообразие". Согласно Конвенции о биоразнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) данный термин означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Смежными с понятием биологического разнообразия являются такие, как "биологические ресурсы", т.е. генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества; и "генетические ресурсы" - генетический материал, т.е. любой материал растительного, животного, микробиологического или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциальную ценность.

20.3. Нормативы качества окружающей среды - см. комментарий к ст. 21 в действующей редакции и статью 20 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г.

20.4. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - см. комментарий к ст. 22 в действующей редакции и статью 21 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г.

20.5. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - см. комментарий к ст. 27.

20.6. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов - см. комментарий к ст. 23 в действующей редакции, статью 22 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г., а также комментарий к ст. 23.1, вступающей в силу с 1 января 2019 г.

С принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ изменился подход к нормированию источников радиоактивного излучения. Если предыдущая редакция предполагала нормирование радиоактивных веществ так же, как и химических веществ (по массе и объему), то сейчас нормированию подлежат показатели активности радиоактивности.

20.7. Технологический норматив. По своей юридической сущности данный вид природоохранных нормативов тесно связан с нормативами допустимых выбросов и сбросов, поскольку учитывается при их разработке. Отличие же состоит в том, что технологический норматив имеет более частный характер и устанавливается для различных источников, производящих выбросы и сбросы, а также оказывающих физическое воздействие на окружающую среду (норматив веществ, микроорганизмов - на основе двух показателей допустимой массы выбросов, сбросов и единицы выпускаемой продукции в результате использования конкретного технологического процесса, оборудования и т.п., радиоактивных веществ - на основе показателей их активности).

20.8. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов. Этот вид природоохранных нормативов также "не удостоен" отдельной статьи в комментируемом Законе, хотя является одним из важнейших. В его определении указано несколько характеристик.

Первая - это предельность допустимого содержания (вредных/загрязняющих) веществ и микроорганизмов в окружающей среде, т.е. их верхняя граница, пересечение которой вызывает негативные последствия.

Вторая - это собственно возможные последствия несоблюдения нормативов. В их числе загрязнение окружающей среды (см. п. 18 комментария к данной статье, комментарий к ст. 75) и деградация естественных экологических систем. Термин "деградация" подразумевает постепенное (длящееся во времени) ухудшение (снижение) и даже полную утрату положительных качеств и свойств какого-либо объекта/субъекта. Применительно к экологии в литературе указывается, что деградация среды (окружающей, природной) - это ухудшение природной среды жизни человека, совместное ухудшение природных условий и социальной среды жизни. Выделяют деградацию ландшафта, вечной мерзлоты, почвы*(47), отмечая такие проявления, как упрощение, снижение хозяйственного потенциала, разрушение структуры и проч.*(48)

20.9. Нормативы допустимых физических воздействий - см. комментарий к ст. 25.

21. Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы). Комментируемый Закон определяет лимиты как ограничения, указывая при этом ограничиваемые действия (выбросы и сбросы), их предмет (загрязняющие вещества и микроорганизмы), объект, в отношении которого производятся действия (окружающая среда), время (период проведения природоохранных мероприятий и внедрения наилучших существующих технологий), цели введения лимитов (достижение нормативов в области охраны окружающей среды). Так, например, законодательство об отходах производства и потребления предусматривает лимиты на размещение отходов, т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории*(49). Также лесным законодательством устанавливается расчетная лесосека, т.е. определяемый расчетным путем плановый норматив главного пользования лесом*(50).

С 1 января 2019 г. понятие лимитов на выбросы и лимитов на сбросы (абз. 27 ст. 1) будет изложено в двух абзацах в новой редакции, устанавливающих отдельно содержание понятий "временно разрешенные выбросы" (абз. 27 в редакции, не вступившей в силу) и "временно разрешенные сбросы" (абз. 28 в редакции, не вступившей в силу) (см. комментарий к ст. 23.1, вступающей в силу 1 января 2019 г.).

22. Оценка воздействия на окружающую среду - см. комментарий к ст. 32.

23. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) - см. комментарий к ст. 63.

24. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль). В новой редакции абзаца 31 (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ) уточнен объект экологического контроля. Ранее объектами такого контроля являлись субъекты хозяйственной и иной деятельности, а в новой редакции - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Таким образом, экологический контроль направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (см. комментарий к ст. 67-68).

25. Требования в области охраны окружающей среды. Они чрезвычайно разнообразны (см. комментарий к ст. 34-53). При усвоении и применении данного понятия следует обратить внимание на его соотношение с понятиями "норма", "правило", "предписание". В принципе можно считать все эти понятия синонимами. При этом слово "требования" носит более выраженный императивный оттенок и, как правило, подразумевает формулирование запретов, ограничений, предписывает четко обозначенные виды и формы действий (см. также комментарий к ст. 56). В абзац 32 внесены редакционные изменения (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ), связанные с исключением из абз. 19 слов "природоохранные нормативы". В результате из абзаца 30 также исключено понятие "природоохранные нормативы" и заменено понятием "нормативы в области окружающей среды". Кроме того, абзац 32 комментируемой статьи, равно как и тексты статей 34-53, вынуждает лицо, которое их применяет/соблюдает, обращаться к многочисленным актам, конкретизирующим содержащиеся в них предписания, цели, нормы.

26. Экологический аудит. Ранее текст комментируемого Закона приравнивал аудит к оценке соблюдения различных норм, правил, требований, включая международные стандарты, и к подготовке рекомендаций по улучшению хозяйственной деятельности неопределенного круга субъектов (видимо, той их деятельности, которая связана с использованием окружающей среды и оказанием на нее воздействия - негативного или позитивного). В абзац 33, содержащий определение экологического аудита, внесены редакционные изменения (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ), связанные с уточнением объекта экологического контроля. Соответственно, объектом экологического контроля теперь являются не субъекты хозяйственной и иной деятельности, а юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В эколого-правовой литературе дается более развернутое определение экологического аудита. Так, М.М. Бринчук пишет: "Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством"*(51).

27. Наилучшая существующая технология. Это понятие в последние годы достаточно широко используется в экологическом праве, хотя и опирается на пока не совсем ясные критерии и показатели. Тем не менее, в тексте абзаца 34 комментируемой статьи дан ряд ориентиров. Среди них:

временной, т.е. в первом значении - относящий технологии к новым разработкам, осуществленным и внедренным/внедряемым недавно, а во втором значении - указывающий на ограниченность (формальную установленность) срока практического применения;

целевой, указывающий на достижение определенного эффекта, а именно снижения негативного воздействия на окружающую среду;

комплексный, поскольку при использовании наилучших существующих технологий должны учитываться не только экологические, но также социальные и экономические факторы.

В российской литературе пока что исследованию проблемы наилучших существующих технологий и определению этого понятия уделяется недостаточное внимание. Т.В. Редникова пишет, рассматривая понятие наилучшей существующей технологии в законодательстве зарубежных стран: "Во Франции наилучшая существующая технология - это технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов"*(52).

С принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ уточнено название понятия, обозначающего технологии, применение которых позволяет наилучшим способом достигать на современном этапе целевые показатели (критерии) результативности охраны окружающей среды (абз. 34 ст. 1). Таким образом, на смену понятию "наилучшие существующие технологии" пришло понятие "наилучшие доступные технологии", дано новое легальное определение указанного понятия, а также определены особенности применения таких технологий (см. комментарий к ст. 28.1).

28. Вред окружающей среде. Данное понятие сформулировано в комментируемом Законе сложно, поскольку содержит указание на двойную причинно-следственную связь. Сам вред для начала обозначается как негативное изменение окружающей среды. Затем указывается первая причина этого - загрязнение, потом последствия загрязнения, т.е. деградация естественных экологических систем (см. п. 20.8 комментария к данной статье), а также истощение природных ресурсов - без указания на масштабы такого истощения, их пространственные границы и т.п. показатели. Надо полагать, что термин "истощение" означает в данном случае уменьшение/снижение количества запасов/объемов того или иного природного ресурса, который может быть использован в целях хозяйственной деятельности или для удовлетворения иных (как материальных, так и духовных) потребностей человека и общества, социальных групп, государства, его структур*(53).

О понятии вреда окружающей среде см. также комментарий к ст. 77-79.

29. Экологический риск. Понятие экологического риска опирается на понятие вероятности его наступления. Законодатель обозначил перечень событий, явлений, процессов и фактов, которые могут быть расценены как экологический риск. Это те события, которые являются причиной возникновения неблагоприятных последствий для природной (но не для окружающей! - О.Д.) среды. В свою очередь такие события могут быть вызваны только двумя обстоятельствами.

Первое - это негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности.

Второе - это чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Закрытый перечень обстоятельств оставляет за пределами правового регулирования экологических рисков - в контексте данного Закона - многие иные факторы, например экологические бедствия, которые ни в коем случае не могут - с юридической точки зрения - приравниваться к чрезвычайным ситуациям (см. комментарий к ст. 57). С содержательной точки зрения экологические риски представляют собой сложное явление, анализ которого направлен:

а) на выявление существующего или потенциального риска;

б) на оценку ситуации риска, вида и интенсивности угрозы состоянию окружающей среды или конкретным объектам;

в) на установление степени неопределенности развития ситуации, т.е. ее предсказуемости или непредсказуемости;

г) на оценку абстрактной и реальной возможности устранения угрозы;

д) на определение степени и стоимости устранения угрозы.

Предполагается, что анализ рисков должен завершаться принятием решений и их реализацией. Так в России происходит, к сожалению, не во всех случаях. Реально осуществляемый анализ рисков предполагает в методическом плане определение:

а) понятия риска в его фактическом и правовом выражении;

б) источников риска;

в) ситуации риска;

г) правовых основ анализа рисков (повода, процедуры);

д) механизма управления рисками.

Понимание риска. В российское экологическое право и экологическую практику понятие риска пришло из математических наук, статистики, таких областей науки, как теория вероятности, теория игр, теория принятия решений, и пр. Существенную роль в восприятии и усвоении, использовании этого понятия сыграли рекомендации различных международных органов, например Международной комиссии радиологической защиты.

В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51897-2011*(54) под риском понимается "следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей". Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу). Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное). Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий (или их сочетания) и часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности.

В настоящее время понятие риска широко используется в различных отраслях права. Правда, оно определяется в них по-разному. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ*(55) "риск - это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда". В гражданском и уголовном праве используется такое понятие, как "обоснованный риск" и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: