Объекты природного наследия и объекты всемирного природного наследия. 1 глава




Предисловие

 

Предлагаемый Комментарий по своей структуре и содержанию отличается от других изданий, вышедших ранее. По замыслу авторов, он должен служить нескольким целям.

Во-первых, предоставить исходную базу для изучения текста Федерального закона "Об охране окружающей среды" и, более того, российского экологического права в целом не только студентам юридических и иных вузов, но и практикам, реализующим его нормы в ходе экологического управления, контроля и надзора за соблюдением законности и правопорядка, обеспечивающим исполнение требований Закона и осуществляющим природоохранные мероприятия.

Во-вторых, объяснить пользователям причины внесения изменений в действующий с 2002 г. Закон, их содержание и цели.

В-третьих, обеспечить системное, комплексное толкование положений Федерального закона "Об охране окружающей среды" с учетом их значения и связанности с нормами административного, гражданского, уголовного, конституционного, налогового и иного смежного законодательства, в первую очередь с предписаниями федеральных актов об охране атмосферного воздуха, животного мира, лесов и иной растительности, водных объектов и др.

Для более быстрой, хотя и предварительной ориентации в структуре, содержании и практическом значении Закона к каждой его главе даны вводные замечания, в которые включены перечни вопросов, нуждающихся в особо внимательном освоении, общий обзор главы и ее статей, перечни основных понятий, значимых для понимания сути предписаний. В необходимых случаях коротко освещается история развития данного правового института или группы норм, выделенные на основании эмпирических исследований наиболее часто возникающие проблемные ситуации, трудности применения норм и способы их преодоления, а также дискуссионные проблемы, обсуждаемые в доктрине экологического права, но пока не решенные учеными.

В комментариях к каждой статье, кроме того, дается ее общая характеристика, выявляются цели, сфера действия и адресаты содержащихся в ней норм, разъясняются используемые понятия и понятийные обороты, поскольку юридическая техника, используемая российским законодателем, нередко осложняет понимание того, кому и для чего предназначены те или иные правила, запреты, ограничения.

Толкование норм Закона основано на учете конкретизирующих их нормативных правовых актов и связанных с ним предписаний смежного законодательства. Оно сопровождается в необходимых случаях практическими примерами, мнениями, зафиксированными в постановлениях и решениях высших судебных органов Российской Федерации, статистическими данными, характеризующими состояние, качество и изменения окружающей среды, а также эффективность реализации норм Закона.

Комментируемый Закон внес значимые изменения в экологическое законодательство России. Действовавший до его вступления в силу Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"*(1) обеспечивал реализацию правовых подходов к охране окружающей среды в стране на протяжении 10 лет. По оценкам специалистов, он являлся комплексным актом прямого действия и устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды, а также обеспечивал правовую основу сохранения, восстановления, улучшения окружающей среды и усиления экологической безопасности населения и территорий, а также экологического правопорядка. По объему и кругу урегулированных вопросов Закон значительно превосходил республиканский Закон от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР"*(2). В нем было выделено 15 разделов, включавших 94 статьи. В них последовательно формулировались задачи и принципы охраны окружающей среды, был дан перечень объектов охраны (естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, особо охраняемые природные территории - практически все они в той или иной мере защищались и средствами уголовного закона), определена компетенция органов законодательной и исполнительной власти РСФСР и ее субъектов, а также специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления (разд. I "Общие положения").

В Законе впервые были установлены экологические права граждан и их гарантии, что оказало существенное воздействие на содержание статьи 42 Конституции РФ 1993 г., а также полномочия граждан и их объединений в области охраны окружающей среды, включая их обязанности (разд. II "Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду"). Эта часть Закона отразила в максимальной степени тенденции, наметившиеся в сфере установления и защиты экологических прав граждан в разных странах.

Авторов проекта неоднократно упрекали в том, что в Законе даны лишь общие правоустанавливающие положения, касающиеся планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, учета и социально-экономической оценки природных ресурсов, разрешительного порядка на комплексное природопользование (договор и лицензия), лимитирования и платности природопользования, создания и функционирования экологических фондов, экологического страхования и способов экономического стимулирования природоохранительной деятельности (разд. III "Экономический механизм охраны окружающей природной среды"). Отмечалось, что в этом акте отсутствуют конкретные правовые предписания. Но нельзя забывать, что в период его принятия многие из перечисленных институтов только начинали формироваться, и важно было обозначить их, показать их место в системе экологических требований.

Удачно были определены нормативы качества окружающей среды, предельно допустимых вредных воздействий, предельно допустимых концентраций вредных веществ, выбросов и сбросов этих веществ, а также нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей, радиационного и иного вредного воздействия, предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, экологические требования к продукции, предельно допустимые нагрузки на окружающую среду, нормативы санитарных и защитных зон (раздел IV "Нормирование качества окружающей природной среды"). Данный раздел, не устанавливая конкретные нормативы, определил их систему, зависимость друг от друга, порядок утверждения, цели разработки и введения, показатели (дозы). Включение его в текст базового экологического акта позволило, во-первых, представить всю систему, во-вторых, продолжать поиск нормативных правовых актов, регулирующих конкретные нормативы.

Общие начала проведения государственной и общественной экспертизы были сформулированы в разделе V Закона. Эти положения сыграли самую существенную роль в становлении экологической экспертизы, определив принципиально содержание соответствующего постановления Правительства РФ 1992 г., и нормы Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"*(3).

В разделе VI определялись экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; они сопровождались указанием Закона на возможность приостановления или прекращения этих видов деятельности и введения ряда запретов.

Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов конкретизировались в статьях, регулирующих правила охраны окружающей среды, предъявляемые в сельском хозяйстве, при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ, при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов, при использовании радиоактивных материалов и химических веществ в народном хозяйстве, к военным, оборонным, энергетическим объектам, при разработке и реализации проектов, существенно влияющих на окружающую среду, а также в статьях, посвященных охране окружающей среды от вредного биологического воздействия, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов (Раздел VII). Нормы этого раздела установили общие границы правового регулирования. Впоследствии более или менее исчерпывающим образом они были конкретизированы рядом специальных экологических законодательных актов, например, федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О мелиорации" и другими.

Важные понятия были введены в разделе VIII "Чрезвычайные экологические ситуации". Понятие природно-заповедного фонда, "порядок образования и режим особо охраняемых природных территорий", их виды были определены в разделе IХ "Особо охраняемые природные территории и объекты", к которым были отнесены и редкие, и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. На основе данного раздела был впоследствии разработан специальный Федеральный закон (1995 г.)*(4).

Задачи, субъекты экологического контроля, перечень их прав и обязанностей, виды контроля регламентировались в разделе X "Экологический контроль". Общие принципы организации экологического воспитания и образования, проведения научных исследований устанавливались в разделе XI. Принципы и ориентиры для разрешения споров между различными субъектами были сформулированы в разделе ХII "Разрешение споров в области охраны окружающей среды".

Ряд понятий, например, экологического правонарушения и экологического преступления, их объектов, а также виды и субъекты юридической ответственности, перечень составов административных экологических проступков и санкции за них были определены в разделе XIII "Ответственность за экологические правонарушения". Объектами Закон называл окружающую природную среду, здоровье людей, экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, за посягательства на которые наступает дисциплинарная, материальная, административная или уголовная ответственность. Необходимо отметить, что помимо законодательных определений понятий, содержавшихся в статье 84 "Административная ответственность", что очень важно в данной сфере, эта статья действительно широко применялась в борьбе с нарушениями экологических требований. Многие из указанных в ней составов вошли в КоАП РФ.

Отдельным разделом XIV "Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением" были установлены обязанность полного возмещения вреда, порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и их имуществу. Эти нормы также сыграли значительную роль, особенно до вступления в силу нового ГК РФ.

Наконец, вопросы международного сотрудничества и его принципы, верховенство норм международно-правовых актов регулировались в разделе XV. Текст Закона был прокомментирован*(5).

Сегодня его нормы воспринимаются как декларативные, некоторые положения выглядят слишком общими. Многие разделы Закона в середине 90-х годов были развернуты в отдельные законодательные акты, например об экологической экспертизе, земельном кадастре. Отдельные нормы устарели, а язык Закона иногда архаичен. Но следует учитывать, что его принятие сыграло колоссальную роль в становлении современного экологического законодательства, фактически предопределив направления его развития. Отдельные предписания повлияли на содержание уголовно-правовых запретов в УК РФ, административно-правовых запретов в КоАП РФ и т.п.

Как видно, ныне действующий акт отличается не только по содержанию, но и по структуре.

Первоначальный текст Федерального закона "Об охране окружающей среды" состоял из 16 глав, объединяющих 84 статьи. Через два с небольшим года после вступления его в силу в Закон начали вносить изменения. Так, в 2004 г. утратила силу ст. 15 о целевых программах*(6), а в 2005 г. - ст. 68.1, регулировавшая осуществление муниципального экологического контроля. В последующие годы в текст Закона был включен ряд новых статей, некоторые из которых еще не вступили в силу.

Коротко рассмотрим вносившиеся в Закон изменения. В частности, в 2004 году в статью 5 было внесено изменение, касающееся осуществления государственного экологического контроля и порядка его регулирования в связи с принятием норм об объектах федерального государственного экологического контроля*(7).

В 2005 году была принята новая редакция статьи 6. Согласно данной статье были расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с охраной окружающей среды. В статье 7 были конкретизированы полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды в городских и сельских поселениях, городских округах. Все эти изменения были вызваны не потребностями совершенствования именно экологического управления, а общими реформами управленческой деятельности в стране. Отметим, что итоги этих реформ постоянно пересматриваются, а их показатели корректируются.

В том же ключе следует расценивать и изменения*(8), внесенные в 2004 году в статью 9. Они никоим образом не вызваны процессами экологического характера и значения, а проистекали из сложившихся в тот период оценок социально-политических отношений, и поэтому собственно к охране окружающей среды и государственному экологическому управлению имеют лишь косвенное (с идейной стороны), но весьма ощутимое (из-за последовавших сбоев в функционировании управленческих структур) отношение.

В 2006 году в статье 3 было установлено требование проверки хозяйственной деятельности на соответствие техническим регламентам, в статье 46 усилены экологические требования по охране окружающей среды в деятельности нефтеперерабатывающих производств.

В 2007 году была изменена статья 48, регулирующая ввоз ядерных материалов на основании договоров хранения.

Изменения, внесенные в 2008 году, касались статьи 64, из которой было исключено понятие муниципального экологического контроля, и статьи 43, которая теперь предусматривает охрану водных объектов при проведении мелиорации.

Незначительным изменениям подвергся Закон в 2009 году: из статей 44 и 52 были исключены отдельные определения, была дана новая редакция ч. 1 статьи 61 о понятии зеленого фонда городских и сельских поселений в связи с изменениями, внесенными в ЛК РФ*(9).

В 2010 году статья 65 Закона была дополнена пунктом об осуществлении государственного контроля и надзора.

В 2011 году в комментируемый Закон был также внесен ряд изменений. Так, статьи 48 и 51 теперь детализируют процедуру ввоза радиоактивных отходов; статьи 5, 6 и 54 подверглись изменениям в связи с осуществлением государственного экологического надзора как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации; из статьи 65 было исключено понятие капитального ремонта; статьи 1, 2, 5, 19 и 29 изменились в связи с изъятием определения государственных стандартов; статьи 1, 5, 6 и гл. X в действующей редакции уточняют проведение государственного экологического мониторинга.

В 2012 году были внесены следующие изменения: статья 3 теперь устанавливает независимость государственного экологического надзора; в статье 5 положение об осуществлении контроля за обеспечением радиационной безопасности было заменено на норму о проведении государственного надзора в указанной сфере; в статью 6 было внесено аналогичное изменение об экологическом надзоре на уровне субъектов Российской Федерации; из статьи 40 исключено понятие экологического контроля; статья 65 теперь регулирует государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, также из указанной статьи были исключены определения показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды.

В 2013 году в Закон также был внесен ряд поправок. В связи с обновлением законодательства об образовании в статью 71 внесены изменения в формулировки отдельных терминов, касающиеся различных ступеней образования, законодательства об охране окружающей среды. Кроме того, Закон был дополнен новыми статьями: 18.1 "Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции" и 69.1 "Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ", также внесены изменения и дополнения в ряд других статей (ст. 1, 5), регулирующих обращение озоноразрушающих веществ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П положения статьи 16 комментируемого Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - они допускают взимание публично-правового платежа за загрязнение окружающей среды со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, а также в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.

Изменения, внесенные в законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах, повлекли и изменения ряда статей в комментируемом Законе. Так, статья 1 дополнена абзацем 37, дающим определение объектам природного наследия: "объекты природного наследия - природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия"; в статье 4 фраза "Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия" заменена словами "Список всемирного наследия".

Были внесены также и изменения в статью 40, в которой расширен ряд понятий, касающихся требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии.

Многочисленные изменения внесены в Закон в 2014 году.

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов"*(10) введена подсистема государственного мониторинга воспроизводства лесов, система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (п. 3 ст. 63.1), установлено тождество понятий "федеральный государственный лесной надзор" и "лесная охрана" (п. 2. ст. 65).

Наибольшие изменения текст комментируемого Закона претерпел в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(11).

Значительно переработаны легальные дефиниции статьи 1, введены такие новые понятия, как "объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду", "комплексное экологическое разрешение", "технологические показатели", "технические нормативы", "стационарный источник загрязнения окружающей среды", "передвижной источник загрязнения окружающей среды" и другие. Дана новая редакция определения "технологические нормативы".

Принципы охраны окружающей среды (ст. 3) дополнены принципом обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Значителен объем нововведений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ в статьи 5 и 6. Новая редакция статьи 5 относит к ведению органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определение порядка организации и осуществления только федерального государственного экологического надзора (ранее - государственного экологического надзора). Указанным Законом также расширен перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных статьей 5. Новая редакция статьи 6 содержит уточнения полномочий субъектов Российской Федерации в части учета негативного воздействия на окружающую среду. Из сферы ведения субъектов Российской Федерации исключен контроль за внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности.

С 1 января 2015 г. утратила силу статья 14, а с 1 января 2016 г. вступает в силу новая редакция статьи 16, а также новые статьи 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 и 16.5. Положения исключенной статьи 14 о поддержке деятельности в сфере охраны окружающей среды получили развитие в новой редакции статьи 17, существенно дополненной и расширенной.

Принятие Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ оказало значительное влияние на содержание Главы V "Нормирование в области охраны окружающей среды". В соответствии с пунктом 11 ст. 1 этого Закона положения ст. 20 "Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды" с незначительными изменениями включены пунктом 3 в статью 19 в редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 г.

Начиная с 1 января 2019 г. вступят в силу новые редакции статей 19-23. Следует при этом учитывать, что сфера регулирования статей в новой редакции не будет совпадать с содержанием соответствующих статей в действующей редакции Закона. Положения статей 19 и 20 в новой редакции будут объединены в ст. 19. Соответственно, вопросы нормативов качества окружающей среды будут регулироваться ст. 20 (в действующей редакции - ст. 21), нормативы допустимого воздействия - ст. 21 (в действующей редакции - ст. 22), нормативы выбросов (сбросов) - ст. 22 (в действующей редакции ст. 23). Статья 23 в новой редакции будет посвящена регулированию новых механизмов, технологических нормативов и технических нормативов. Таким образом, нормы статей 21, 22 и 23 в действующей редакции с 1 января 2019 г. будут соответственно содержаться в статьях 20, 21 и 22 указанного Закона.

В целях совершенствования законодательства о наилучших доступных технологиях и в развитие изменений, внесенных в статьи 1 и 5, в текст комментируемого Закона введена статья 28.1 "Наилучшие доступные технологии". Она устанавливает цели использования таких технологий, а также особенности процедуры признания особого статуса за отдельными видами технологических процессов, оборудования, технических способов и методов в определенных областях хозяйственной или иной деятельности. С этой же целью перечень нормативных документов в области охраны окружающей среды дополнен такой категорией документов как "технологические показатели наилучших доступных технологий" (п. 1 ст. 29).

Существенные изменения внесены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ в положения о государственном экологическом надзоре (ст. 65, 67 и 69). С 1 января 2019 г. в текст Закона вводится статья 67.1, регламентирующая порядок разработки и согласования планов мероприятий по охране окружающей среды и программ повышения экологической эффективности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(12) в комментируемом Законе уточнен состав субъектов, участвующих в охране окружающей среды. В частности, устранена формулировка, допускавшая смешивание общественных и некоммерческих объединений ("общественных и иных некоммерческих объединений"). Действующая редакция Закона разграничивает общественные объединения и некоммерческие организации. Соответствующие изменения внесены в формулировки статей 1, 3, 11, 12 и 13, а также в название главы III комментируемого Закона.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"*(13) внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2016 года. Они затрагивают полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере установления порядка обращения с радиоактивными отходами и полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами на территориях соответствующих городских, сельских поселений.

Указанным Законом с 1 января 2016 г. из пункта 1 ст. 36 исключается упоминание способов размещения отходов производства и потребления. Также с 1 января 2016 г. устраняется запрет на ввод в эксплуатацию объектов (зданий, строений, сооружений), не оснащенных техническими средствами обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления (п. 2 ст. 28). Новая редакция пункта 1 ст. 51 предусматривает, что радиоактивные отходы являются самостоятельным видом отходов, а не разновидностью отходов производства и потребления. Кроме того, вводятся положения, предусматривающие обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов, публиковать отчеты о деятельности в области охраны окружающей среды (п. 4 ст. 51).

Таким образом, текст комментируемого Закона в 2014 г. претерпел изменения, носящие не только текущий, но и прогностический характер, поскольку многие нормы вступают в силу через определенные промежутки времени. Адресатам этих предписаний предоставлена возможность подготовиться к их исполнению и реализации.

В 2015 году, помимо небольшой корректировки статьи 5, в комментируемый Федеральный закон была введена новая статья 5.1, посвященная передаче осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, несмотря на перечисленные изменения, вызванные чаще всего необходимостью согласования формулировок комментируемого Закона со вновь принимаемыми актами (большей частью регулирующими не экологические, а иные правоотношения), Федеральный закон "Об охране окружающей среды" можно оценить как стабильный, комплексный, головной источник российского экологического права.

В то же время усвоение и применение предписаний данного акта довольно сложны из-за обилия специальной терминологии, зачастую противоречивой и неапробированной, из-за декларативности норм, дублирования положений иных федеральных законов, отсутствия конкретно прописанных правил поведения субъектов норм.

По этой и другим причинам авторы настоящего Комментария стремились в максимально возможной мере разъяснить спорные и неясные вопросы, чтобы способствовать грамотной и эффективной реализации положений Федерального закона "Об охране окружающей среды" с учетом меняющихся экологических, политических, социальных и правовых условий в наши дни.

Есть еще одно соображение, касающееся тех, кто должен соблюдать, применять и исполнять нормы данного Закона. Среди них не только юристы - работники правоохранительных и природоохранных органов, прокуратуры, судьи, юристы предприятий, фирм, иных организаций, т.е. лица, имеющие юридическое образование, или студенты, получающие такое образование, но и те, кто получил образование иного характера - химики, биологи, инженеры, хозяйственники, менеджеры и др. Для них, на наш взгляд, необходимо было дать разъяснения юридических терминов и конструкций, например понятий "юридическое лицо", "приостановление", "запрет", различий между ограничениями и запретами, требованиями, правилами, нормативами, стандартами и т.д. В то же время для юристов требуются дополнительные сведения о содержании специфических экологических и иных естественно-научных терминов, таких как "экологическая система", "биологическое разнообразие", "химические вещества", "радиоактивные вещества", "озоноразрушающие вещества" и т.п.

Авторы Комментария надеются, что он окажется полезным для студентов и преподавателей юридических и иных вузов, научных работников, сотрудников природоохранных и правоохранительных органов, прокуратуры, судей, а также для всех граждан, интересующихся охраной окружающей среды в России и средствами ее правового обеспечения. Данное издание Комментария, как надеются авторы, может послужить действенным инструментом для понимания духа и буквы данного Закона в целях более эффективной охраны окружающей среды в России.

Законодательство Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, а также опубликованная судебная практика учтены в тексте Комментария по состоянию на 1 октября 2015 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: