Авторский коллектив выражает искреннюю признательность одному из соавторов, к.ю.н., доценту юридического факультета Белгородского университета кооперации, экономики и права Людмиле Николаевне Чолтян, осуществившей сложную задачу по технической подготовке рукописи к изданию.
Дубовик О.Л.
д.ю.н., профессор, гл. научный сотрудник ИГП РАН
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 409-ФЗ, от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014 ), от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П)
Преамбула
1. Общий обзор положений Преамбулы. Она состоит из трех абзацев, каждый из которых имеет большое значение для понимания сути и целей комментируемого Закона. В первом абзаце повторяются конституционные положения, касающиеся прав и обязанностей граждан Российской Федерации и - как предполагается - иных субъектов права, поскольку они обозначаются в тексте как "каждый". Во втором абзаце формулируются не только правовые основы государственной экологической политики, но и ее цели. Третий абзац содержит указание на предмет (объект) правового регулирования, т.е. отношения в сфере взаимодействия общества и природы, причины, факторы, условия этих взаимоотношений, ограничивая их, тем не менее, осуществлением хозяйственной и иной деятельности. Кроме того - и это, видимо, предопределяет юридическое значение абзаца 3 комментируемой Преамбулы, - в нем подчеркивается значение природной среды как важнейшей составляющей окружающей среды, без которой невозможна жизнь не только человека, но и всех других населяющих Землю существ (организмов). Наконец, в этом же абзаце устанавливаются - предварительно, но юридически более чем определенно - пространственные пределы действия Закона. Для этого использованы три показателя: территория Российской Федерации, ее континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
|
2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний Преамбулы. В ней содержатся непосредственно обозначаемые и "скрытые" цели. К числу первых относятся те, которые вытекают из формулировок абзаца 2, т.е. сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение биологического разнообразия и другие цели, чрезвычайно значимые в экологическом, экономическом, социальном и иных аспектах устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, и не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности*(14).
Второй, не столь очевидный, ряд целей образуют указания, содержащиеся в абзаце 1 Преамбулы. Здесь речь об установлении гарантий прав граждан в сфере экологии, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
|
Наконец, третью группу целей, содержащихся в Преамбуле комментируемого Закона и тоже "не просматривающихся" на первый взгляд, образуют те, которые обозначают обеспечение законности и правопорядка при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Сфера действия предписаний Преамбулы благодаря их общему, абстрактному и всеохватывающему характеру распространяется на любое поведение, возникающее, осуществляемое, реализуемое при взаимодействии человека и общества с окружающей средой.
Поэтому адресатами преамбулы следует считать всех упомянутых в тексте комментируемого Закона субъектов, а их круг весьма представителен и охватывает международные организации, государства, органы государственной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и т.д. и т.п.
3. Основные понятия. Преамбула насыщена как общеправовыми (например, "конституция"), так и специальными эколого-правовыми понятиями. Большинство из них разъясняется законодателем в статье 1 и в последующих нормах Закона. Часть терминов являются настолько общеупотребимыми, что не требует толкования, например "конституция", "закон", "потребность", "государственная политика" и т.п., несмотря на то, что применительно к охране окружающей среды некоторые из них приобретают специфическое значение. Таковое будет оговорено в комментариях к отдельным статьям Закона.
4. Правовые основы государственной экологической политики. Ее образуют не только принятые в последнее время документы, именующиеся стратегиями, доктринами и т.п.*(15), но и весь комплекс законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды, которая в целях комментируемого Закона обозначается как охрана от негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности.
|
Государственная экологическая политика*(16) представляет собой совокупность решений и действий, осуществляемых уполномоченными органами власти и управления в области охраны окружающей среды в масштабах государства по различным направлениям, а также используемых для этого правовых и лежащих вне сферы права способов и средств.
Взаимосвязи экологической и иных политик в области охраны окружающей среды. Чаще всего такого рода связи устанавливаются между экологической и энергетической, транспортной, градостроительной, сельскохозяйственной, промышленной, экономической и иными видами политики. Для целей комментируемого Закона именно эти виды политики являются наиболее важными, поскольку они в соответствии с законодательством Российской Федерации должны осуществляться с соблюдением требований, установленных экологическим законодательством РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами России для достижения целей, определенных упомянутыми выше доктринами, концепциями и стратегиями.
5. Предмет правового регулирования. В абзаце 3 Преамбулы он определен не как охрана окружающей среды, а как отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Тем самым из всего объема отношений "общество-природа" выделяются только те, которые связаны с хозяйственной и иной деятельностью (первое ограничение предмета регулирования), и то поведение, результаты которого влияют, воздействуют, изменяют состояние и качество окружающей среды (второе ограничение предмета регулирования). Такое влияние может быть и позитивным (улучшение, восстановление компонентов природной среды), и негативным (уничтожение, ухудшение, нерациональное использование и т.п.). В любом случае указанные ограничения всё равно оставляют предмет регулирования по данному Закону чрезвычайно широким ввиду многообразия человеческой (хозяйственной и иной) деятельности и возможности наступления самых разных ее последствий для природы и ее элементов.
6. Действие Закона в пространстве. Оно определено в абзаце 3 Преамбулы. Здесь указаны такие признаки, как территория Российской Федерации, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ.
В соответствии с нормами международного права территорией государства является часть земного шара, принадлежащая определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство (суверенитет). Неотъемлемыми частями территории государства являются находящиеся в пределах его границ суша, недра, водные пространства и воздушное пространство.
Под государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории - суши, вод, недр и воздушного пространства (ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1)*(17).
Действие комментируемого Закона распространяется и на континентальный шельф Российской Федерации, т.е. на морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"*(18)).
Нормы и требования комментируемого Закона распространяются и на исключительную экономическую зону, т.е. морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", международными договорами Российской Федерации и нормами международного права (ст. 1 Федерального закона от 18 ноября 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации")*(19).
Глава I. Общие положения
Вводные замечания
1. Вопросы для рассмотрения. Для освоения значения и содержания норм главы I комментируемого Закона особое внимание надо обратить на:
перечень понятий, характеризующих объекты правовой охраны, их свойства, виды и последствия негативного воздействия на них, а также перечень терминов, обозначающих различные правовые инструменты (средства и способы), используемые в целях регулирования охраны среды и ее компонентов;
структуру экологического законодательства Российской Федерации и круг источников права, регулирующих охрану окружающей среды, их иерархию и значение;
перечень, содержание и значение принципов охраны окружающей среды, их взаимосвязи с принципами устойчивого развития и иными принципами международного экологического права, а также с принципами российского экологического права и законодательства, закрепленными в смежных актах;
классификацию объектов охраны и классификацию видов негативного воздействия на них;
различия в правовых статусах объектов правовой охраны.
2. Общий обзор главы. Она состоит из шести статей, разных по объему, и регулирующих, несомненно, весьма значимые вопросы.
Статья 1 содержит перечень из 52 понятий, имеющих преимущественно эколого-правовое, экологическое или юридическое содержание и значение. В статье 2, состоящей из шести пунктов, соответственно обозначены конституционная основа действующего законодательства об охране окружающей среды и круг источников права разной юридической силы, регулирующих эколого-значимую деятельность (п. 1 и 4). Здесь же устанавливаются пространственные пределы действия комментируемого Закона (п. 2 и 3), а также соотношение его предписаний с нормами международного и смежного (природоресурсного) законодательства, с нормами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране здоровья граждан.
Статья 3 содержит перечень, состоящий из 24 принципов (по названию статьи - это принципы охраны окружающей среды, по ее содержанию - это принципы хозяйственной и иной деятельности различных субъектов, оказывающей воздействие на окружающую среду). В статье 4, включающей один пункт, также содержатся перечни, во-первых, видов негативного воздействия (деятельности), одновременно расцениваемых - из-за особенностей русского языка - как последствия такого воздействия; во-вторых, объектов охраны.
Статья 4.1 посвящена загрязняющим веществам и состоит из двух пунктов. В пункте 1 определены факторы, подлежащие учету при принятии решения о необходимости мер государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды (вредоносность, данные государственного экологического мониторинга и наличие методик измерения). Второй пункт определяет орган государственной власти, уполномоченный формировать перечень подлежащих регулированию загрязняющих веществ (Правительство Российской Федерации).
Статья 4.2, состоящая из четырех пунктов, устанавливает: категоризацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 1); критерии, подлежащие учету при отнесении объектов к той или иной категории (п. 2); а также орган, уполномоченный устанавливать такие критерии (п. 3). Пункт 4 содержит отсылку к процессу (государственный учет), в ходе которого происходит отнесение объекта к той или иной категории опасности (I-IV), а также условие изменения класса опасности (актуализация учетных сведений об объекте).
3. Цели, сфера действия и адресаты норм главы I. В отношении общих положений, которые по сложившейся традиции регулируются в самом начале любого российского закона, ясно, что они носят наиболее абстрактный и широкий характер. Это вполне оправданный подход, поскольку нормы, регламентирующие общие положения того или иного законодательного акта, "пронизывают" и сводят к единому знаменателю все остальные предписания.
С учетом сказанного отметим, что главные цели комментируемого Закона состоят в:
обеспечении единства правового регулирования охраны окружающей среды;
разграничении сфер и предметов регулирования между различными отраслями российского права - экологическим, природоресурсным, гражданским, конституционным и др.;
создании и легитимации основополагающих начал деятельности самых разных субъектов права по охране окружающей среды, ее компонентов и объектов;
обеспечении законности и правопорядка при осуществлении этой деятельности на всех уровнях.
Поэтому сфера действия норм главы I чрезвычайно широка. Она охватывает любые решения, действия и деятельность, так или иначе связанные с оказанием воздействий (как негативных, так и позитивных) на окружающую среду и ее элементы, вне зависимости от их правовой принадлежности (чисто эколого-правовые, налоговые и финансовые, контрольные, информационные и т.д.). Такое широкое поле объясняется тем, что в комментируемой главе регулируются понятия, принципы, отношения в области окружающей среды, определяются объекты охраны и источники права, по которым осуществляется эколого-значимая деятельность, и их соотношение со смежным законодательством.
Адресаты норм данной главы, соответственно, представляют собой наиболее широкий круг субъектов права: от государства до граждан, от должностных лиц до индивидуальных предпринимателей, от международных организаций до юридических (российских и иностранных) лиц.
4. Основные понятия. В комментируемой главе таких понятий очень много; их список не ограничивается перечисленными в статье 1. И в статьях 2-4 используются термины, содержание и значение которых надо уяснить при изучении и применении не только норм главы 1, но и всего Закона в целом.
Все понятия, употребляемые в тексте комментируемой главы, можно разделить на несколько групп. В первую из них входят те термины, которые имеют ярко выраженное экологическое или иное естественнонаучное происхождение (и во многом - содержание). Среди них "окружающая среда", "природная среда", "компоненты природной среды", "природный объект", "природно-антропогенный объект", "растительность", "дендрологические парки", "заказник", "животные" и др. Акцент на это происхождение и содержание отнюдь не означает, что указанные понятия не значимы в юридическом смысле. Напротив, таковым смыслом они наполняются в ходе их использования по тексту комментируемого Закона.
Во вторую группу входят те термины, которые преимущественно восходят к общепринятым в российском правовом языке и законодательстве понятиям, но приобретают специфическое значение в соотношении с объектом правового регулирования, т.е. окружающей средой и природными ресурсами. В их числе "использование природных ресурсов", "нормативы" (качества окружающей среды и т.п.), "лимиты" (на выбросы и сбросы загрязняющих веществ) и многие другие.
Третья группа образуется из общеправовых понятий: "законодательство", "закон", "территория Российской Федерации", "международный договор", "платность", "требование" и проч.
Разъяснение перечисленных и иных понятий дается в комментариях к статьям 1-4 данной главы, а также в комментариях к иным статьям Закона.
5. Эволюция подхода к законодательному регулированию окружающей среды и изменения действующего законодательства. История формирования и развития экологического права и законодательства в нашей стране (собственно, как и в других странах) представляет собой чрезвычайно любопытный предмет изучения и исследования, которому пока что, на наш взгляд, отечественные специалисты уделяли недостаточное внимание*(20).
Понятно, что изучение данной проблемы представляет собой специальную задачу и ее освещение в рамках настоящего Комментария выходит за рамки толкования его норм. Тем не менее, напомним, что в РСФСР (как и в других союзных республиках СССР в 60-е годы ХХ в.) 27 октября 1960 г. был принят Закон "Об охране природы в РСФСР", который был первым комплексным актом того, что мы сейчас называем экологическим законодательством. Несмотря на небольшой объем (всего 22 статьи), в нем были сформулированы важные положения о подлежащих охране объектах (к ним относились земля, недра, воды, леса и иная естественная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, животный мир и атмосферный воздух), о планировании, учете количества и качества природных ресурсов, ответственности руководителей ведомств и предприятий и т.п.
Надо сказать, что многие нормы Закона были конкретными, адресными и могли бы с соответствующей корректировкой быть истребованы и сегодня (например, положение об участии общественных организаций в охране природы (ст. 16), об охране животного мира (ст. 11)).
О сменившем его Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" - см. предисловие к данному Комментарию.
Что касается изменений действующего Федерального закона "Об охране окружающей среды", то глава 1 подвергалась им неоднократно. В определенной степени затронута статья 1 - в части определения понятия государственного мониторинга окружающей среды, но не по сути данного понятия, а в связи с перераспределением полномочий и предметов ведения, а также изменениями системы и структуры органов исполнения власти по Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ*(21).
В 2011 году изменилось понятие системы требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности, изменились понятия объектов природного наследия и объектов всемирного природного наследия; в 2013 году был введен ряд новых понятий, касающихся веществ, разрушающих озоновый слой.
В статью 2 Закона было внесено изменение, касающееся отношений в области охраны окружающей среды, возникающих при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, которые в настоящее время регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Весьма немногочисленны, хотя и имеют существенное значение, изменения статьи 3 *(22) в отношении принципа обязательности проведения проверки проектов.
Ранее принцип звучал следующим образом: "обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан".
В ныне действующем законодательстве этот принцип определяется так: "обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды". Далее в упомянутой статье принцип независимости экологического контроля заменен на "независимость государственного экологического надзора".
В статье 4 изменилось понятие Списка всемирного наследия и объектов в него входящих.
Особого внимания заслуживают изменения, внесенные в текст комментируемого Закона Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(23).
К наиболее значимым можно отнести изменения, внесенные в статью 1 "Основные понятия". Новая редакция абз. 19 ст. 1, во-первых, устраняет тождество понятий "нормативы в области охраны окружающей среды" и "природоохранные нормативы" и, во-вторых, de jure исключает понятие "природоохранные нормативы" из числа правовых категорий, регулируемых законодательством в сфере охраны окружающей среды. С 1 января 2019 г. понятие лимитов на выбросы и сбросы (абз. 27 ст. 1) будет изложено в двух абзацах в новой редакции, устанавливающих отдельно содержание понятий "временно разрешенные выбросы" (абз. 27 ст. 1 в новой редакции) и "временно разрешенные сбросы".
В абзаце 31 ст. 1 уточнен объект экологического контроля. Ранее объектами такого контроля являлись субъекты хозяйственной и иной деятельности, а в новой редакции - юридические лица и индивидуальные предприниматели. В абзац 32 ст. 1 внесены редакционные изменения, связанные с исключением из абз. 19 слов "природоохранные нормативы". В результате из абзаца 30 также исключено понятие "природоохранные нормативы" и заменено понятием "нормативы в области окружающей среды".
В абзац 33 ст. 1, содержащий определение экологического аудита, внесены редакционные изменения, связанные с уточнением объекта экологического контроля. Соответственно, объектом экологического контроля теперь являются не субъекты хозяйственной и иной деятельности, а юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Уточнено название понятия, обозначающего технологии, применение которых позволяет наилучшим способом соответствовать на современном этапе критериям результативности охраны окружающей среды (абз. 34 ст. 1). Таким образом, на смену понятию "наилучшие существующие технологии" пришло понятие "наилучшие доступные технологии", дано новое легальное определение данного понятия.
В новую редакцию статьи 1 законодатель также ввел такие понятия, как "объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду" (абз. 52), "комплексное экологическое разрешение"*(24) (абз. 53), "технологические показатели" (абз. 55), "технические нормативы" (абз. 56), "стационарный источник загрязнения окружающей среды" (абз. 57), "передвижной источник загрязнения окружающей среды" (абз. 58), также дана новая редакция легального определения технологических нормативов (абз. 54).
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ в статью 3 внесены редакционные изменения, учитывающие замену в новой редакции ст. 1 термина "наилучшие существующие технологии" термином "наилучшие доступные технологии" (абз. 15 ст. 3). Здесь также уточняется перечень субъектов, деятельность которых подлежит регулированию на основе принципа сочетания общего и индивидуального подходов (ранее - субъекты хозяйственной или иной деятельности, ныне - юридические лица и индивидуальные предприниматели) (абз. 18 ст. 3). Кроме того, в статью 3 введен новый принцип (абз. 26) - принцип обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, а также устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ статья 4 комментируемого Закона изложена в новой редакции, в которой детализированное описание объектов охраны окружающей среды (земля, недра, атмосферный воздух и т.п.) заменено обобщающими терминами "компоненты природной среды", "природные объекты" и "природные комплексы". Также указанным Законом в главу I введены две новые статьи - 4.1 "Загрязняющие вещества" и 4.2 "Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (см. комментарии к ним).
Тем не менее, следует сделать вывод, что нормы главы I являются стабильными, а их реализация относится к числу постоянных и пролонгируемых во времени задач субъектов правоприменения.
6. Связи норм главы I с иными предписаниями комментируемого Закона. Они очевидны и проявляются по многим направлениям.
Во-первых, такие связи устанавливаются по используемой терминологии: она должна быть адекватной и единой по употреблению и пониманию.
Во-вторых, установление в статье 2 круга источников права и отношений в области окружающей среды, ими реализуемых, а также критериев разграничения сфер действия комментируемого Закона с иными актами должно учитываться при установлении правовых основ и механизмов всех иных предписаний Федерального закона "Об охране окружающей среды": от указанных в нем дозволений до установленных им специальных требований в отношении тех или иных конкретных природоохранных мероприятий или видов производственной, научной и иной деятельности, от отсылочных норм к специальному законодательству о чрезвычайных ситуациях либо уголовной ответственности до правил проведения государственного или иного экологического контроля.
7. Проблемные ситуации и трудности применения. Они возникают, главным образом, вследствие недостаточно стандартного для российского законодательства соотношения между абстрактными, общими правовыми нормами, устанавливающими понятия, принципы, легитимные основы и т.п., и нормами конкретными, содержащими правила поведения, формулирующими права и обязанности, запреты и ограничения, между реализуемостью общих предписаний, к примеру, о принципе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и способностью, желанием и возможностями в данных социально-политических и экономических условиях судебной и иной правоприменительной практики усвоить и применять их. Понятно, что указанные проблемные ситуации не могут быть решены в контексте обеспечения реализации комментируемого Закона; они носят более широкий характер, а их разрешение зависит от иных, даже не всегда правовых, обстоятельств. Тем не менее, сказанное отнюдь не означает, что практики могут игнорировать положения, например, статьи 3 о принципах. Напротив, они должны стремиться к их усвоению и реализации.
Ряд трудностей при применении норм комментируемой главы, как, впрочем, и других статей Федерального закона "Об охране окружающей среды", возникает в связи с необходимостью обращения к конкретизирующим нормативно-правовым актам, а также к смежному (природоресурсному, экологическому) и иному (конституционному, гражданскому, административному, уголовному и другому) законодательству.
Разрешение проблемных ситуаций и преодоление трудностей применения норм главы I требуют глубокой и тщательной проработки всех предписаний, ориентации на оправдавшие себя опыт практиков и достижения доктрины экологического права.
8. Спорные вопросы. В теории экологического права ведутся дискуссии и по понятиям, обозначенным в статье 1, и по относимости принципов, указанных в статье 3, к правовым принципам, и по обоснованности включения отдельных принципов (в случае если они таковыми признаются) в общий их перечень. Наименее острыми на этом фоне выглядят вопросы о перечне объектов правовой охраны: в доктрине явственно проглядывается тенденция к максимально возможному расширению данного перечня, что вполне обоснованно с учетом значения окружающей среды и ее компонентов как условия жизнедеятельности людей.
Статья 1. Основные понятия
1. Общий обзор статьи. Она включает краткие разъяснения пятидесяти двух понятий, являющихся необходимыми для применения комментируемого Закона и используемых в его статьях. Эти понятия характеризуют: