Объекты природного наследия и объекты всемирного природного наследия. 5 глава




В экологическом праве, следует признать, понятие экологического риска чаще заменяется иными оборотами. Законодатель вообще нигде не определяет, что такое риск либо каковы условия признания риска, имеющие то или иное правовое значение. Такие формулировки содержатся в ст. 41 УК РФ*(56) "Обоснованный риск", где говорится, что риск признаётся обоснованным и исключает преступность деяния, если указанная цель не может быть достигнута не связанным с риском действием (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Риск не признаётся обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Понятие риска в гражданском праве значительно разнообразнее. Так, по ч. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы:

а) риск утраты (гибели, недостачи) или повреждения определенного имущества;

б) риск ответственности по обязательствам, возникающий вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности;

в) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменений условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов, - предпринимательский риск.

Существенно положение ч. 1 ст. 1065 ГК РФ*(57) "Предупреждение причинения вреда". Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(58) определяет риск как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (ст. 1).

В. Кёк трактует риск как возможное в будущем, но точно неизвестное наступление событий, оказывающих отрицательное влияние, а также возможные, но неизвестные отрицательные для человека и окружающей среды последствия, которые являются результатом использования природных ресурсов и техники. Ученый выделяет среди экологических рисков: риски воздействия, когда природопользование и применение техники, хотя и связаны с явными воздействиями на окружающую среду и человека, но нет точной уверенности, что дальнейшие отрицательные последствия выйдут за рамки этого воздействия; они, в свою очередь, делятся на риски внесения, например, загрязнений вредными веществами, отходами, излучениями, и риски потребления, когда при заборе воды из водного объекта возможно, но не изучено, воздействие на окружающую среду. Риски возникновения могут появляться при эксплуатации технических установок и при использовании определенных продуктов и продукции (т.е. при авариях)*(59).

В доктрине экологического права могут быть выделены следующие признаки нормального риска: неопределенность ситуации в статике и динамике; опасность потерь; минимизация потерь; отсутствие вреда здоровью человека и необратимых изменений в окружающей среде; реальная возможность восстановления потерь; соразмерность вреда и эффекта.

Источники риска. Под ними понимается деятельность экологического характера, как правило, правомерная, поскольку в случае осуществления неправомерной деятельности она подлежит прекращению без установления риска, в силу его презумпции. В литературе преобладает подход к рассмотрению любого вида экологически значимой деятельности как связанного с риском.

Проблема, которую пытается решить российский законодатель, состоит в определении видов деятельности, в рамках которых понятие риска становится релевантным к праву, или правовым. Это относится к ситуациям, когда риск достигает такой степени, с которой могут быть связаны определенные правовые последствия, относящиеся:

а) к субъективной стороне фактического состава, прежде всего к обязанности предвидеть, предпринимать особую заботливость;

б) к объективной стороне, когда предписаны либо разрешены особые действия, сопряженные с повышенным риском, либо когда эта деятельность разрешена как полезная и не имеющая альтернативы в настоящее время.

Ситуации экологического риска. Под ними понимается совпадение относительно устойчивых или быстро меняющихся природных, демографических, экономических, организационных, механических или иных обстоятельств (фактов, состояний, процессов), внутри и (или) под влиянием которых возникает и развивается риск, т.е. неопределенность, несущая в себе опасность того или иного характера. Указанные и иные обстоятельства выявляются на основе, в том числе, экологического мониторинга и оцениваются в ходе экспертиз.

Объекты природного наследия и объекты всемирного природного наследия.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года. Основная ее цель - привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 году Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 40 лет ее существования к ним присоединились еще 168 государств, и к середине 2012 года общее число государств - сторон Конвенции достигло 189. По числу государств - участников Конвенция об охране всемирного наследия среди прочих международных программ ЮНЕСКО - самая представительная. Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 году были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО спустя два года после образования программы. За прошедшие годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к середине 2012 года он включал 188 природных, 745 культурных и 29 смешанных природно-культурных объектов в 157 странах мира. Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро, озеро Байкал.

Чтобы получить статус всемирного наследия, объект должен представлять собой выдающуюся общечеловеческую ценность, пройти тщательную экспертную оценку и удовлетворять, как минимум, одному из 10 критериев отбора. При этом номинируемый природный объект должен соответствовать хотя бы одному из следующих четырех критериев:

1) включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения;

2) представлять выдающиеся примеры основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, серьезные геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа;

3) представлять выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных;

4) включать природные ареалы большой важности для сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющих выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природы.

Статус объекта всемирного природного наследия дает дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальным природным комплексам, повышает престиж территорий, способствует популяризации объектов и развитию альтернативных видов природопользования, обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств.

Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 1990-х годов. В 1994 году состоялось всероссийское совещание "Современные проблемы создания системы объектов всемирного и российского природного наследия", на котором был представлен перечень перспективных территорий. Тогда же в 1994 году экспертами Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список ЮНЕСКО природного комплекса, получившего название "Девственные леса Коми". В декабре 1995 года он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия. В конце 1996 года в Список были включены "Озеро Байкал" и "Вулканы Камчатки".

В 1998 году в Список вошел еще один российский природный комплекс - "Золотые горы Алтая", в 1999 году было принято решение о включении пятого российского природного объекта - "Западный Кавказ". В конце 2000 года "Куршская коса" стала первым международным объектом в России (совместно с Литвой), получившим статус объекта всемирного наследия по критерию "культурный ландшафт". Позднее в Список ЮНЕСКО вошли "...Центральный Сихотэ-Алинь" (2001 год), "Бассейн Убсунура" (2003 год, совместно с Монголией), "Природный комплекс заповедника "Остров Врангеля" (2004 год), "Плато Путорана" (2010 год) и "Природный парк "Ленские столбы" (2012 год).

Номинации для рассмотрения Комитетом всемирного наследия должны быть сначала включены в национальный Предварительный список. В настоящее время в нем находятся такие природные комплексы, как "Командорские острова", "Магаданский заповедник", "Степи Даурии", "Красноярские столбы", "Большое Васюганское болото", "Ильменские горы", "Башкирский Урал". Ведутся работы по расширению территорий объектов "Центральный Сихотэ-Алинь" (за счет включения бассейна верхнего и среднего течения р. Бикин) и "Золотые горы Алтая" (за счет включения сопредельных территорий Китая, Монголии и Казахстана). Идут переговоры с Финляндией и Норвегией о совместной номинации "Зеленый пояс Фенноскандии".

Россия, безусловно, богата уникальными, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Среди перспективных территорий можно отметить следующие природные комплексы: "Курильские острова", "Дельта Лены", "Дельта Волги"*(60).

31. Экологическая безопасность. Это понятие носит ярко выраженный "природно-антропогенный" характер, поскольку оно определяется в тексте комментируемого Закона через состояние защищенности как природной (но не окружающей! - О.Д.) среды и жизненно важных интересов человека. Можно спорить о том, что относится к жизненно важным интересам человека вообще. Видимо, кроме обеспечения возможности дыхания, питания, продолжения рода, крыши над головой (и то не для всех это важно) интересы людей существенно разнятся в зависимости от исторических, культурных, религиозных и иных традиций и условий. Но даже если принять во внимание только первичные потребности человека, то необходима их защита от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, поскольку таковая создает угрозу условиям существования и источникам удовлетворения этих потребностей. Наиболее остро угрозы проявляются при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, неконтролируемости или медленном снижении их последствий.

Проблематика безопасности (экологической, экономической, национальной, глобальной и т.п.) стала в последние годы наиболее актуальной наряду с проблемами охраны климата и борьбой с терроризмом.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"*(61). Понятие "национальная безопасность" (которое включает в себя все перечисленные выше виды безопасности) содержится в "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", утвержденной указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537*(62). Оно звучит следующим образом - "национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства".

Экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий.

Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения, воздействия на жизнь и здоровье населения. С точки зрения обеспечения безопасности под риском понимается сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба*(63).

32. Вещества, разрушающие озоновый слой. К озоноразрушающим веществам (ОРВ) относятся органические химические соединения, содержащие хлор или бром (хлорфторуглероды - ХФУ; бромфторуглероды - галоны; четыреххлористый углерод - ЧХУ; метилхлороформ - МХФ; бромистый метил). Их способность разрушать озоновый слой характеризует величина, называемая "озоноразрушающим потенциалом" (далее - ОРП). За единицу ОРП была принята озоноразрушающая способность ХФУ-11. Чем опаснее вещество для озонового слоя, тем выше его ОРП.

33. Обращение озоноразрушающих веществ, рекуперация озоноразрушающих веществ, восстановление озоноразрушающих веществ, рециркуляция (рециклирование) озоноразрушающих веществ, уничтожение озоноразрушающих веществ, потребление озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, которые:

вывезены из Российской Федерации;

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации);

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентирует, что в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности Правительством РФ установлен перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых в Российской Федерации подлежит государственному регулированию, а также допустимый объем производства и потребления таких веществ. Введены запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации.

Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ осуществляется на основе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в части, касающейся ввезенного и вывезенного из Российской Федерации количества озоноразрушающих веществ, и отчетности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации.

Запрещено захоронение продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, в объектах размещения отходов производства и потребления без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

Указанные требования Федерального закона вступили в силу с 1 января 2014 года.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с 2014 года предусмотрена административная ответственность.

Указанные положения законодательства позволят создать правовые основы для обеспечения выполнения Российской Федерацией обязательств по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, Венской конвенции об охране озонового слоя. Комплекс мер, определенный законодательством, будет способствовать достижению целевых показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. - см. комментарий к ст. 5, 54, 69.1.

34. В новую редакцию статьи 1 (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ) законодатель вводит новые легальные дефиниции таких понятий, как "объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду" (абз. 52), "комплексное экологическое разрешение" (абз. 53), "технологические показатели" (абз. 55), "технические нормативы" (абз. 56), "стационарный источник загрязнения окружающей среды" (абз. 57), а также "передвижной источник загрязнения окружающей среды" (абз. 58).

34.1. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства (или любой другой) объект, или совокупность объектов, которые объединены одним назначением, неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Следует полагать, что такие объекты должны по общему правилу обладать признаками недвижимого имущества. Хотя не исключено, что данному определению могут удовлетворять и установки, не связанные неразрывно с земельным участком, но размещение которых для лица, их эксплуатирующего, связано с обязательностью оформления того или иного права на соответствующий земельный участок. Все такие объекты подлежат государственному учету в соответствии с правилами статей 69 и 69.2 (см. комментарий к ним).

В соответствии с пунктом 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в течение двух лет со дня вступления в силу указанного Закона.

В соответствии с пунктом 1 ст. 23.1, вступающей в силу с 1 января 2019 г., при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (сбросов) и технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью таких источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы (сбросы). Разрешение на такие выбросы (сбросы) в соответствии с пунктом 6 ст. 23.1 выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. комментарий к указанной статье), либо в рамках комплексного экологического разрешения, предусмотренного ст. 31.1 (см. комментарий к ней).

34.2. Комплексное экологическое разрешение - документ, который выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Он содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды, выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 1 ст. 31.1 (вступает в силу 1 января 2019 г.) обязанность получения комплексного разрешения возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории) (см. комментарий к ст. 4.1 и 31.1).

В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные до 1 января 2019 г., действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

34.3. Технологические показатели. Они служат для определения целевых параметров технологических нормативов и подразделяются на две основные группы.

К первой группе относятся показатели концентрации (объема или массы) загрязняющих веществ, выбросов (сбросов), образования отходов производства и потребления, то есть показатели вещества (микроорганизмов), образующегося в результате хозяйственной деятельности.

Ко второй группе можно отнести показатели потребления воды и использования энергетических ресурсов, то есть ресурсы, потребляемые в процессе хозяйственной деятельности. Технологические показатели устанавливаются в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги (см. комментарий к ст. 23 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г.).

В силу пункта 2 ст. 21 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г., соблюдение технологических нормативов не преследует цель обеспечения соблюдения нормативов качества окружающей среды (см. комментарий к ней). С учетом положений статьи 16.3 следует, видимо, полагать, что технологические показатели будут использоваться для оценки степени соблюдения технологических нормативов при расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду (см. комментарий к ст. 16.3, вступающей в силу с 1 января 2016 г.).

34.4. Технические нормативы. Сфера их действия ограничена нормированием воздействия двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды. В силу пункта 2 ст. 21 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г., соблюдение технических нормативов не связано с обеспечением соблюдения нормативов качества окружающей среды (см. комментарий к ней).

В соответствии с пунктом 6 ст. 23 в редакции, вступающей в силу 1 января 2019 г., технические нормативы в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды будут установлены техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (см. комментарий к ст. 23).

34.4. Стационарный источник загрязнения окружающей среды (стационарный источник). Формулировка определения данного понятия указывает на условную неподвижность стационарного источника. Установленные законодателем условия, которым должен удовлетворять стационарный источник, разнородны. Так, с одной стороны, обязательным признаком "стационарности" является наличие сведений о местоположении источника в государственной системе координат. С другой стороны, наличие возможности перемещения источника загрязнения при помощи транспортного средства не исключает признания его стационарным.

Начиная с 1 января 2019 г. вступят в силу новые редакции пункта 1 статьи 21 и статьи 22. Статьей 21 будет предусмотрен учет стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферу в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со статьей 22 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны будут провести инвентаризацию стационарных источников выбросов, а также систематически накапливать и хранить информацию по таким источникам, полученную в ходе производственного контроля (см. комментарий к редакциям указанных статей, вступающих в силу с 1 января 2019 г.).

34.5. Передвижной источник загрязнения окружающей среды - транспортное средство. Условием его отнесения к категории передвижных источников загрязнения окружающей среды является наличие двигателя, который, собственно, и является источником загрязнения. Следует, тем не менее, учитывать, что двигатели внутреннего сгорания не обязательно используются для приведения в движение транспортных средств.

Так, например, двигатели внутреннего сгорания широко используются в качестве привода рабочих частей инструментов (например, бензопилы), генераторов электрического тока и т.п. Причем агрегаты, устройство которых предполагает использование двигателя внутреннего сгорания, во-первых, могут быть как передвижными (в том числе, переносными), так и стационарными, и, во-вторых, используются как для личных нужд, так и в предпринимательской деятельности. Представляется в этой связи, что сфера действия положений о нормировании воздействия передвижных источников загрязнения окружающей среды в данном случае неоправданно сужена.

 

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

1. Общий обзор статьи. Она определяет систему источников экологического права, т.е. систему законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения по поводу окружающей среды с учетом конституционных положений и федеральных законов об охране окружающей среды как основы.

Статья состоит из семи пунктов. В первом указаны источники права, образующие в своей совокупности законодательство об охране окружающей среды. Во втором и третьем пунктах определяется сфера действия комментируемого Закона. В четвертом пункте указываются источники права, регламентирующие отношения в области охраны окружающей среды, и цели правового регулирования. Пятый пункт содержит предписания по охране и использованию отдельных природных ресурсов, а шестая содержит отсылочную норму к законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В седьмом пункте, аналогично шестому, содержится отсылочная норма к законодательству о техническом регулировании.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основные цели состоят в упорядочении системы законодательства об охране окружающей среды и четком разграничении объектов правового регулирования, т.е. отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды.

Сфера действия норм статьи затрагивает и поведение, непосредственно связанное с созданием законодательных и иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды, их применением, и отношения, существующие в связи с реализацией норм конституционного, природоресурсного и иного законодательства.

Адресатами статьи являются преимущественно субъекты публичной власти, уполномоченные осуществлять нормотворческие функции. Но в число адресатов входят также физические и юридические лица в той мере, в какой она должны участвовать в создании, соблюдении и исполнении законодательства об охране окружающей среды.

3. Основные понятия. В их числе общеправовые термины (отношения, законодательство, правовое регулирование, международные договоры, нормативные правовые акты и др.) и специально-экологические (окружающая среда, природные ресурсы, сохранение морской среды, континентальный шельф, исключительная экономическая зона и др.) - см. комментарий к ст. 1.

4. Объекты правового регулирования. Здесь важно обратить внимание на название статьи 2: "Законодательство в области охраны окружающей среды". С методологической точки зрения крайне важно и научно обоснованно осуществлять правовое регулирование охраны окружающей среды как главного объекта по комментируемому Закону, имея в виду, что она является средой обитания человека, растительного и животного мира. Именно состояние среды, в которой приходится обитать названным объектам, определяет их физическое состояние и сказывается на границах (пределах) и направлениях правового регулирования.

5. Правовая база: конституционные основы. Статья 2 определяет, во-первых, роль и значение Конституции РФ, комментируемого Закона и других федеральных законов в области охраны окружающей среды для законодательства РФ об охране окружающей среды и, во-вторых, - структуру законодательства РФ об охране окружающей среды.

5.1. Специальные конституционные положения. Конституция РФ создает основу для законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Комментируемый Закон говорит о Конституции РФ как основе данного законодательства. Такую основу создают как экологические положения Конституции, так и положения общего характера, определяющие закономерности развития законодательства об охране окружающей среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: