Шестнадцатый принцип - сохранение биологического разнообразия.




Комментируемым Законом определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) - это разнообразие всего живого на Земле: от генов до экосистем. В его основе лежит видовое разнообразие. Оно включает миллионы видов животных, растений, микроорганизмов, живущих на нашей планете. Однако биоразнообразие охватывает и всю совокупность природных экосистем, которые составляются этими видами. Таким образом, под биоразнообразием следует понимать разнообразие организмов и их природных сочетаний. На основе биоразнообразия создается структурная и функциональная организация биосферы и составляющих ее экосистем, которая определяет их стабильность и устойчивость к внешним воздействиям.

Сохранение биологического разнообразия является базовым для многих видов хозяйственной и иной деятельности, в частности при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды с соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (см. комментарий к ст. 35, 40).

Целью данного принципа является сохранение биологического разнообразия популяций растений и животных (животного мира) путем поощрения традиционных методов их использования, поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

25. Семнадцатый принцип - обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности.

Интеграцией обеспечивается проникновения правовых норм во все области охраны окружающей среды, в регулирование хозяйственной и иной деятельности субъектов. Например, на саммите "Энергетическая безопасность" его участники в рамках интегрированного подхода ко всему ресурсному циклу подтвердили свою приверженность осуществлению всеобъемлющих мер по оптимизации данного цикла, предусматриваемых "Инициативой 3R" (Reduce - сокращение, Reuse - повторное использование, Recycle - переработка) и взяли на себя обязательства по разъяснению общественности значения энергоэффективности и защиты окружающей среды, предпринимая соответствующие шаги на государственном и международном уровне*(147).

В зависимости от степени опасности хозяйственной и иной деятельности субъектам, осуществляющим такую деятельность или планирующим ее осуществление, устанавливаются индивидуальные требования, позволяющие превентизировать опасное воздействие или элиминировать убытки в результате негативного воздействия на окружающую среду. Как итог, законодатель использует разграничение по классам опасности и по виду вредного вещества, порядкам обращения с ним, природоохранным нормативам и государственной регистрации этих веществ, устанавливает требования по проведению экологического страхования, возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и иные.

Восемнадцатый принцип - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Законодатель рассматривает данный принцип с двух позиций.

Во-первых, изначальная абсолютизация запрета путем императивного установления на определенных территориях режима особой охраны (например, согласно статье 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"*(148), на территориях национальных парков, выделяется заповедная функциональная зона, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории).

Во-вторых, диспозитивное ограничение, касающееся возможности осуществления хозяйственной и иной деятельности, но при условии согласования с исполнительными органами специальной компетенции (например, в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников*(149)).

Способом реализации данного принципа являются определенные статьями 5 и 6 комментируемого Закона полномочия органов государственной власти Российской Федерации по установлению порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также полномочия субъектов Российской Федерации на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Девятнадцатый принцип - соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

Право на получение информации - это конституционное право, закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации и в других законодательных актах. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(150) граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

К источникам экологически значимой информации относят государственные кадастры природных ресурсов и другие источники систематизированных данных (например, государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации*(151)). За нарушение этого права в Российской Федерации установлена уголовная (ст. 237 УК РФ) и административная (ст. 8.5 КоАП РФ) ответственность (см. комментарий к ст. 75).

Участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством, определено правами граждан и общественных объединений, закрепленными в статьях 11 и 12 комментируемого Закона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: