Объекты природного наследия и объекты всемирного природного наследия. 3 глава




объекты правового регулирования (окружающая среда, природная среда, ее компоненты и т.п.);

правовые меры и ограничения деятельности (нормативы, требования, лимиты);

отдельные правовые инструменты охраны окружающей среды (аудит, мониторинг, контроль);

понятие и обращение озоноразрушающих веществ;

иные показатели и последствия деятельности, связанной с использованием окружающей среды и оказанием на нее воздействий (экологический риск, экологическая безопасность, вред окружающей среде).

Перечень основных понятий является закрытым.

При освоении текста комментируемой статьи следует также иметь в виду, что содержащиеся в ней разъяснения понятий включают, в свою очередь, целый ряд экологических и правовых терминов, которые также нуждаются в толковании (эффект "матрешки").

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основной целью в данном случае является выработка единого подхода (общего правового языка) к содержанию опорных элементов текста Закона, обеспечение целостности правовой охраны окружающей среды и устойчивых связей норм комментируемого акта с иными законодательными и нормативными правовыми источниками экологического права. Сфера действия положений статьи 1 охватывает любые виды поведения, регулируемые экологическим законодательством, поскольку данный Закон является его головным актом, а содержащиеся в нем термины и их разъяснения должны определять в качестве ведущих все иные понятия. Следовательно, адресатами статьи 1 являются все те субъекты права, которые должны соблюдать, исполнять и применять нормы комментируемого Закона.

3. Окружающая среда. В тексте комментируемого Закона это понятие формулируется более чем лаконично и фактически обозначает совокупность составляющих ее компонентов и объектов, т.е. в таком виде указывает лишь на целостность правового понимания окружающей среды, не раскрывая ее свойств, характеристик и связей между составляющими ее элементами. Поэтому для освоения содержания данного термина приходится обращаться к естественно-научным толкованиям и к доктрине экологического права.

В литературе различают общее понятие среды как вещества и (или) пространства, окружающего рассматриваемый объект (физ.); природные тела или явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, связях (экол.); совокупность физических (природных), природно-антропогенных (культурных ландшафтов, населенных мест и т.п.) и социальных факторов жизни человека (соц.-экол.)*(25). При этом различают разновидности среды: абиотическую, агрессивную, антропогенную, техногенную, биогенную, внешнюю, внутреннюю, культурную и др. Определяя эти виды, Н.Ф. Реймерс указывал, что понятие "окружающая среда" означает то же самое, что и внешняя среда, т.е. силы и явления природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящаяся вне рассматриваемого объекта или субъекта, но необязательно непосредственно контактирующая с ним, а находящаяся в непосредственном контакте с объектом или субъектом. При этом, по его мнению, данный термин требует определенного дополнения: среда, окружающая кого или что? Более того, он писал: "В последнее время широко распространяется бессмысленное с точки зрения семантики русского языка словосочетание "среда окружающая" (кого? Совершенно неясно, очевидно, подразумевается - человека), возникшее от английского "environment" - среда; среда, окружающая что-то, а с определенным артиклем "the environment" - непосредственное окружение чего-то (кого-то) или Природа (универсум, мир Земли, Вселенная). Правильно говорить "окружающая человека среда", но конструкция "окружающая среда"... прочно вошла в язык"*(26).

Отметим, что в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" данное понятие не раскрывалось, хотя в статье 4 в перечне объектов охраны окружающей природной среды перечислялись три группы ее компонентов:

1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

2) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

3) государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

При этом в Преамбуле Закона говорилось о природе и ее богатствах.

Различные авторы подчеркивали разные стороны понятия "окружающая среда", выделяя наиболее важные моменты, в частности: окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, т.е. созданных природой, но в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; это весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда существует как целое, взятое в разных масштабах и в разных сочетаниях, а не только как совокупность отдельных элементов, природных ресурсов и природных объектов. Подчеркивается, что окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и иных.

В законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии среда обитания понимается как "совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека", а в перечень этих факторов включены биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные, оказывающие или могущие оказать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

4. Природная среда (далее также - природа). По тексту комментируемого Закона данное понятие фактически совпадает с понятием "окружающая среда", хотя из него исключен по понятным причинам такой компонент как антропогенные объекты. Тем не менее, в естественно-научной, философской и экологической литературе понятие природы отличается от понятия окружающей среды по большему количеству признаков. Так, в широком смысле Природа - это всё сущее, весь мир и многообразие его форм; данное понятие употребляется в одном ряду с такими, как энергия, универсум, Вселенная (ныне - возможно, и с понятием "информация". - О.Д.); природа - объект естествознания; совокупность естественных условий существования человеческого общества*(27), на которую прямо или косвенно воздействует человечество, с которой оно связано хозяйственной деятельностью*(28).

Выделяют природу первую, т.е. естественные экосистемы Земли; вторую, т.е. преобразованные человеком экосистемы, не способные к самостоятельному поддержанию и воспроизведению в течение длительного времени; третью, т.е. искусственно созданные человеком системы окружающей его среды, а также дикую природу, т.е. участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, на которые он влияет лишь как биологическое существо или только опосредованно через глобальные изменения мира*(29).

В целях комментируемого Закона приходится принимать во внимание все аспекты понимания природы - и с заглавной, и с прописной буквы, и все ее разновидности, поскольку антропогенные объекты оказывают (могут оказать) влияние на любой компонент природы.

5. Компоненты природной среды. Перечень их является открытым, поскольку в абзаце 3 комментируемого Закона говорится об иных организмах. Важно, что в своей совокупности они обеспечивают благоприятные условия жизни на Земле. Понятия отдельных компонентов - см. в комментарии к ст. 4.

6. Природный объект. Определяющим в характеристике данного понятия является такое их свойство, как естественность, "природность" состояния, т.е. неизмененность деятельностью человека, хотя в отношении ландшафтов (даже с оговоркой - природные) данное свойство далеко не всегда им присуще. В случае определения комментируемым Законом рассматриваемого понятия, как и проанализированных выше, использована юридическая техника перечисления его компонентов. Их список также является открытым, поскольку законодатель не указывает перечня элементов, составляющих естественные экологические системы и природные ландшафты, а оба они имеют более чем сложную структуру.

6.1. Естественные экологические системы. В литературе они понимаются как "любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами"*(30). Выделяют микроэкосистемы (ствол гниющего дерева и т.п.), макроэкосистемы (океан, континент и т.п.), мезоэкосистемы (лес, пруд и т.п.), глобальную экосистему, т.е. биосферу как нижнюю часть атмосферы, гидросферу, и верхнюю часть атмосферы Земли, населенные живыми организмами (по выражению В.И. Вернадского - область существования живого вещества), оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба, область системного взаимодействия живого и косного вещества на нашей планете*(31).

6.2. Природный ландшафт. Это однородная по условиям своего развития природная система, основная категория территориального деления географической (и экологической) оболочки, природный территориальный комплекс любого вида (например, горный ландшафт и т.п.), объединяющий местность, произрастающие на ней растения, обитающих животных, выходы горных пород и др. компоненты, находящиеся в тесной связи и функциональной зависимости. Н.Ф. Реймерс разъяснял это понятие с нескольких позиций*(32). Так, он выделял в данном природном географическом комплексе следующие значения:

Ландшафт - природный географический комплекс, определяемый как:

1) сравнительно небольшой специфичный и однородный участок земной поверхности ("географический индивид"), ограниченный естественными рубежами, в пределах которых природные компоненты находятся в сложном взаимодействии и приспособлены друг к другу;

2) совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов и явлений природы, исторически складывающих развивающийся во времени физико-географический комплекс или ряд комплексов;

3) "...область, в которой характер рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения и, наконец, культура человека сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной (ландшафтной) зоны Земли"*(33).

4) обобщающее понятие для объединения типологических комплексов более низкого иерархического ранга, которые могут быть территориально разобщенными, но сходными по основным природным чертам (например, водораздельные ландшафты с определенной растительностью и почвами, составляющие общий степной ландшафт);

5) природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир, - находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя однородную по условиям развития единую неразрывную систему;

6) крупное подразделение земной поверхности или толщи океана, в пределах которого пространственное положение, геоморфологические особенности, субстраты (почвы и подпочвы, донные осадки, соленые, пресные воды и т.п.), приход энергии или атмосферно-климатические процессы, фазовое состояние среды в совокупности с антропогенными воздействиями или без них создают условия для специфического сочетания и сукцессионного развития комплекса продуцентов, консументов и редуцентов, в свою очередь влияющих на абиотические условия среды. В целом эти живые организмы формируют экосистему данного подразделения суши или акватории с более или менее ясно различимыми рубежами;

7) общее понятие для любых типологических и региональных географических единиц, аналогичное понятиям "рельеф" или "климат";

8) общий вид местности, пейзаж.

Ландшафты бывают нескольких видов: агрокультурный (сельскохозяйственный), антропогенный, геохимический, городской, индустриальный, культурный, нарушенный, оптимальный, охраняемый, техногенный, природный, т.е. не преобразованный деятельностью человека, а поэтому характеризующийся саморазвитием*(34).

6.3. Элементы экосистем и природных ландшафтов. В их числе почва, леса и иная растительность, в том числе мхи, лишайники, грибы, а также животные, микроорганизмы, водные объекты и их части, фрагменты недр, служащие местообитанием объектов животного и растительного мира, местом образования и расположения подземных водных объектов и т.п. и т.д. И отдельные элементы экосистем, и составляющие природных ландшафтов охраняются экологическим, административным, уголовным и иными отраслями права (см. комментарий к ст. 4, 75).

7. Природно-антропогенный объект. При определении данного понятия следует исходить из того, что его первичная суть сходна с объектами природными, но в юридическом смысле преобразуется в результате введения дополнительных признаков. Такими признаками являются:

а) измененность в результате хозяйственной или иной деятельности (например, осуществленной в целях военных, т.е. испытания ядерного оружия, применения биологического или токсинного оружия и проч., научных - при проведении экспериментов по выпуску генно-модифицированных организмов в окружающую среду и т.п.). Перечень видов изменяющих природные объекты видов деятельности - открытый;

б) не естественное, а искусственное происхождение, созданность его человеком (в наши дни в этом плане можно уже говорить не только о посаженных лесах, осушении болот, обводнении пустынь и тому подобных образованных человеком объектах, но и о гибридах и химерах как искусственно созданных живых организмах, хотя в данном случае возникают проблемы установления природности присущих им свойств;

в) специальное значение. В комментируемом Законе указаны только два из них - рекреационное (тогда природно-антропогенные объекты служат удовлетворению потребностей людей в отдыхе, туризме, лечении и оздоровлении) и защитное (тогда природно-антропогенные объекты предназначены для сохранения и/или восстановления окружающей среды, ее элементов, предупреждения негативных изменений и проч.). Хотя оба признака являются достаточно объемными, следует признать, что при определении понятия природно-антропогенных объектов законодатель не учел, может быть, и не мог учесть развития биотехнологий и генной инженерии;

г) обладание свойствами природного объекта, что означает превалирование функций естественно-природного характера над происхождением данного объекта, приобретение (или сохранение в большей части) свойств, характеристик, сходных со свойствами объектов природного (натурального) происхождения.

8. Антропогенный объект. Здесь - в отличие от предыдущего понятия - определяющими являются два показателя (качества):

а) отсутствие природных свойств;

б) целевое предназначение - удовлетворение социальных потребностей, видимо, относящихся не к рекреационным, а к иным (производственным, транспортным и т.п.), хотя, конечно, и в данном случае подразумеваются связи и воздействия антропогенных объектов на природу (окружающую среду), их включенность в нее.

Третье свойство является общим и для природно-антропогенных и для антропогенных объектов - их созданность человеком.

9. Естественная экологическая система - см. п. 6.1 и 6.3 комментария к данной статье.

10. Природный комплекс. Данное понятие подчеркивает связи природных объектов, позволяющие рассматривать их некоторую совокупность в качестве особого, специально охраняемого объекта. Перечень признаков, позволяющих характеризовать такую совокупность именно как комплекс, является открытым. Законодатель выделил среди них лишь функциональность, которую в данном случае можно трактовать как общность проявлений, возможностей использования человеком; естественность, т.е. природное происхождение, географическое расположение, т.е. ограниченность некоторыми пространственными пределами; иные соответствующие признаки, к которым, видимо, следует отнести присущую данной местности растительность, обитание на ней определенных видов животных и т.п.

Кроме того, следует учесть, что в российском законодательстве и доктрине экологического и уголовного права укоренилось понимание природных комплексов как взятого под охрану государства объекта (например, в ст. 243 УК РФ) или как природного комплекса с указанием конкретного географического объекта, урбанизированной территории (например, природный комплекс города Москвы). В основном здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемой природной территории, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.).

Особое место среди охраняемых законом природных комплексов занимают музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.

На конец 1996 г. таковыми были признаны 87 музеев-заповедников, на 1 января 2000 г. - 88, в том числе Ясная Поляна, Михайловское, Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" и др.). По характеристикам близки к ним музеи-усадьбы, которые образуют неразрывное органичное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами (например, музей-усадьба "Архангельское", Государственный мемориальный музей-усадьба А.В. Суворова в Новгородской области и многие другие), охраняемые объекты ландшафтной архитектуры (исторические парки-памятники, мемориальные ландшафты, например, парковый комплекс XVII-XVIII веков и историческая зона Лефортово в Москве).

Ряд природных комплексов включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия, ежегодно обновляемый во исполнение Конвенции ЮНЕСКО 1972 г. Эти объекты выявлены на территории 124 государств мира. Общее число объектов всемирного наследия по состоянию на 2013 г. составило 981, из которых 759 - объекты культурного наследия, 193 - природного и 29 - природно-культурного.

Из числа этих природных комплексов в Российской Федерации зарегистрировано 15 объектов культурного наследия и 10 объектов, относящихся к природному наследию, в частности "Озеро Байкал", представляющий собой огромный ареал - Байкальский регион площадью несколько миллионов гектаров, "Вулканы Камчатки", включающий всемирно известный Кроноцкий заповедник, три природных парка, "Западный Кавказ", в составе которого - природный парк "Большой Тхач" (Адыгея), Золотые горы Алтая, Центральный Сихотэ-Алинь, Куршская коса (в пределах России), девственные леса Коми.

В государственном своде особо ценных объектов культурного наследия на начало 1997 г. было 44 объекта, а на 1 января 2000 г. - уже 62 объекта*(35), например Архангельский государственный музей деревянного зодчества "Малые Карелы", Государственный музей-заповедник "Петергоф", включающие не только выдающиеся историко-культурные памятники, но и ценные в научном, познавательном и эстетическом отношении природные комплексы, в том числе сельскохозяйственные ландшафты, лесные массивы, водные объекты и т.п.

Памятники общероссийского значения - это, как правило, особо ценные объекты, значимые для социальной и исторической памяти народов России, общепризнанные благодаря своей роли и получившие соответствующий статус*(36).

Далее, надо учитывать положения Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"*(37). В нем использовано понятие "природная территория", по сути являющееся смежным с понятием "природный комплекс", но расширяющее его по пространственному признаку и придающее ему особый статус. Согласно ст. 2 это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км, на запад и северо-запад от него. При этом она разделена на зоны:

центральная экологическая зона,

буферная экологическая зона,

экологическая зона атмосферного влияния, для каждой из которых вводятся специфические правовые режимы, в том числе ограничения и запреты.

Более того, при применении норм комментируемого Закона и использовании его в иных целях, если при этом упоминаются природные комплексы, надо проводить различение данного понятия с понятиями, используемыми в Федеральном законе от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"*(38).

По своему содержанию и многим юридическим последствиям понятие "территорий традиционного природопользования" сходно с понятием "природный комплекс" в смысле, придаваемом ему комментируемым Законом. Территории традиционного природопользования включает особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;

объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронения предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;

иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты) могут использоваться только в соответствии с их назначением.

11. Природный ландшафт - см. п. 6.2 и 6.3 комментария к данной статье.

12. Охрана окружающей среды. Это одно из самых сложных и продолжающихся оставаться дискуссионным понятий. Многочисленные определения его предложены экологами, юристами, социологами и представителями других наук. Не вдаваясь в детали, отметим, что, по крайней мере, в рамках российского экологического права в настоящее время выработан относительно общий подход к данному понятию, который и отражен в тексте комментируемого Закона. В нем, в частности, перечислены субъекты осуществления природоохранной деятельности (см. комментарий к ст. 5-12) и ее цели (см. комментарий к Преамбуле, гл. VII). В то же время здесь не раскрываются ни содержание деятельности, ни составляющие ее меры, ни правовые инструменты, применяемые для охраны окружающей среды (например, мониторинг, контроль, юридическая ответственность и т.п.). Большинство из них определено в отдельных статьях комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 16, 18, 30-33, 63-69, 75 и др.).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(39) в комментируемом Законе уточнен состав субъектов, участвующих в охране окружающей среды. Если предшествующая редакция устанавливала тождество общественных и некоммерческих объединений ("общественных и иных некоммерческих объединений"), то действующая редакция Закона разграничивает общественные объединения и некоммерческие организации. Это оправдано с точки зрения юридической техники, поскольку содержание указанных понятий не совпадает по объему*(40). Соответствующие изменения внесены в формулировки статей 1 и 3, а также в название главы III комментируемого Закона и положения статей этой главы (11, 12 и 13).

13. Качество окружающей среды. Данное понятие определяется в комментируемом Законе путем перечисления показателей, характеризующих состояние окружающей среды. Этот список - открытый, что означает: при дальнейшем развитии науки и получении новых данных показатели качества окружающей среды могут быть восполнены. Но имеющиеся указания содержат только такие показатели, как:

а) физические (а значит - электромагнитные, шумовые, световые и т.п.);

б) химические, т.е. означающие состав компонентов окружающей среды и (или) воздействующих на нее веществ;

в) биологические, т.е. составляющие биологического разнообразия (животный и растительный мир, генетические ресурсы, популяции, иные биотические компоненты экосистем), а также биологические (бактериологические) вещества (организмы).

Здесь не выделены, например, радиоактивные вещества, которые, конечно, являются разновидностью химических веществ, но с юридической точки зрения образуют особый объект правового регулирования. Кроме того, качество окружающей среды определяется не только взятыми в отдельности показателями, но и их совокупностью. Это означает, что законодатель учел возможные эффекты их совместного действия (проявления). Например, синергетический, когда действие одного фактора усиливается и подкрепляется действием другого и в итоге образующийся эффект (положительный или отрицательный) приобретает новые значения, либо - наоборот - воздействие какого-либо фактора, выраженного соответствующим физическим или химическим показателем, нивелируется или снижается в результате подключения другого.

Качество окружающей среды в правовом смысле значимо не только для применения экологического законодательства в целом, но учитывается в нормах конституционного, санитарно-эпидемиологического, административного, уголовного и иного законодательства при регулировании прав граждан на благоприятную окружающую среду, возмещении экологического вреда, при привлечении виновных к административной и уголовной ответственности и др.

14. Благоприятная окружающая среда. Это понятие тесно связано с терминами, означающими компоненты окружающей и природной среды (см. п. 3-7 комментария к данной статье), и фактически раскрывается законодателем с помощью их перечисления. Но основным моментом в данном случае является указание на благоприятность как качество, обеспечивающее устойчивое, т.е. неизменное, перспективное, полезное, улучшающееся, функционирование указанных компонентов*(41). Но в данном комментируемым Законом определении не сказано прямо о том, для кого (чего) окружающая среда является или должна быть благоприятной. По первому впечатлению - для человека. Но анализ текста показывает, что не только, а может быть, и не столько для него. Ведь в абзаце 12 речь идет о качестве окружающей среды, которое обеспечивается устойчивым функционированием естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Это предполагает выход за пределы антропроцентристского подхода и акцент на охрану окружающей среды и ее компонентов как самостоятельной ценности, а ее отдельных элементов (объектов), например объектов животного мира, - как обладающих правами, не сводящимися к возможной пользе от их использования человеком. По всей видимости, законодатель не предполагал, формулируя определение благоприятной окружающей среды, таких трактовок и юридических последствий. Но тенденции последнего времени, в частности, меры по защите прав животных, позволяют сделать вывод, что данная норма-определение имеет будущее и должна учитываться в этом контексте.

15. Негативное воздействие на окружающую среду. Данное определение нельзя признать ясным и относящимся к непосредственно употребляемым на практике хотя бы из-за того, что в нем сказано: негативное воздействие... приводит к негативным изменениям. Но всё же оно имеет определенный юридический смысл само по себе, поскольку здесь говорится о хозяйственной и иной деятельности (то есть перечень способных оказать и оказывающих обозначенное воздействие видов деятельности является открытым, а следовательно - восполнимым). Кроме того, в определении содержится указание на последствия такой деятельности, квалифицируемые именно как негативные изменения качества окружающей среды. Это означает ухудшение тех качеств окружающей среды, которые перечислены в абзаце 11 комментируемой статьи (см. п. 13 комментария к ней).

Негативные изменения могут выражаться в усилении шума, уничтожении (прекращении) существования отдельных объектов, невозможности их использования человеком, потерях экономической рентабельности использования природных ресурсов, утрате лечебных или иных свойств и т.п. Фактически из-за деятельности человека все компоненты окружающей среды и любые ее качества находятся под угрозой, которая, в свою очередь, порождает опасность ухудшения условий жизнедеятельности, а при особенно неблагоприятном стечении обстоятельств - угрозу существованию человека и иных форм жизни на Земле. В данном контексте достаточно напомнить об изменениях климата (глобальная угроза) или катастрофе в Мексиканском заливе в связи с аварией буровой скважины (региональная угроза), а также о многих других, приведших к реальным изменениям качества окружающей среды (авария на ЧАЭС и проч.), потребовавших колоссальных затрат на ликвидацию последствий, сделавших необходимым переселение людей и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: