Программа (подпрограмма) организационно-финансового обеспечения содержит направления: «Разработка и принятие местных нормативных (законодательных) актов правового обеспечения Программы СБС», «Формирование фондов финансирования ПрограммыСБС» и «Информационно-рекламное освещение Программы СБС в СМИ, формирование положительного общественного мнения».
Предполагается три основных возможных варианта реализации Программы СБС. Вариант первый предусматривает реализацию ее как региональной (местной) или даже как части федеральной программы. Вариант второй возможен как составляющая социального раздела политической программы партии, движения или кандидата в Депутаты или на Пост. Третий (наиболее желательный) вариант предполагает реализацию программы СБС совместными усилиями власти и бизнеса.
В любом из вариантов необходимо обязательное решение проблем правового, финансового и информационного обеспечения. В случае первого и третьего вариантов обязательна разработка и принятие «пакета» местных нормативных (законодательных) актов правового обеспечения Программы СБС, в случае реализации второго варианта можно ограничиться только разработкой «Договоров сотрудничества» и местных актов «О льготном налогообложении предприятий, финансирующих Программу СБС» (см. ниже).
«Пакет» местных актов правового обеспечения Программы должен определять, прежде всего, источники (фонды, бюджетные и внебюджетные средства) и объемы финансирования мероприятий и механизм их разработки и внедрения. Особенным разделом здесь выступает правовое обеспечение непосредственно процессов стимулирования роста рождаемости и усыновлений в благополучных и СБ-семьях, осуществляемых на основе «Договоров сотрудничества», отражающих права и обязанности, с одной стороны, семьи, участвующей в Программе СБС, с другой стороны – ответственного исполнителя Программы. Нормативные акты «О льготном налогообложении…» предусматривают налоговые льготы предпринимателю или компании, финансирующим данную Программу.
|
Информационно-рекламное освещение Программы СБС в СМИ и формирование положительного общественного мнения составляют сегодня неотъемлемую часть мероприятий, претендующих на высокую экономическую или социальную эффективность. Важнейшими сторонами этой кампании должны быть, вероятно, аргументированные презентации целей и задач Прораммы СБС, результатов социологических исследований по данной Программе, формирование престижа социально-благополучной семьи и престижности такой семьи во всех социальных слоях, в т.ч. предпринимателей, политиков, культурной богемы…. т.е., современных референтных группах.
Вероятно, обязательным является создание общественного координационного Совета (комиссии) по реализации Программы СБС и планирование его работы.
Программа (подпрограмма) организационно-методического обеспечения содержит направления: «Расчет материально-ресурсного обеспечения отдельных договоров стимулирования рождаемости и усыновления», «Подготовка кадров и формирование структур реализации Программы» и «Рефлексивно-методическое обеспечение Программы»).
Принятые для участия в Программе СБС благополучные и СБ-семьи, безусловно, будут иметь разные уровни материально-имущественного обеспечения, различные внутрисемейные ситуации (возраст, разница в возрасте, состояние здоровья, уровень претензий, количество детей и т.д.). Соответственно, для них должны в каждом отдельном случае разрабатываться отдельные варианты сотрудничества, материально-ресурсного обеспечения и методов стимулирования рождаемости и усыновления.
|
Механизм отбора семей для участия в Программе СБС основывается не только на личном желании респондентов, выявленных по результатам опроса. По опыту кредитной и рекрутинговой практики целесобразным является проведение контрольно-исследовательских мероприятий по оценке соответствия принятых «в разработку» семей статусу СБС (социально-благополучной семьи) и последующий отбор семей для непосредственного участия в Программе СБС. В числе таких мероприятий могут быть анонимное изучение и составление социально-психологических портретов родителей по месту их работы и детей по месту их пребывания в ДОУ или МОУ(детских садах и школах) или во дворе.
Не менее важным является разработка сценария и проведение собеседований с супругами, являющимися желательными участниками Программы. Эти моменты предъявляют весьма высокие требования к компетентности, порядочности и коммуникабельности сотрудников, на которых возлагаются эти участки работы. Поэтому необходимы тщательный отбор и подготовка персонала, занятого в осуществлении указанных мероприятий. Соответственно, для разных разделов Программы СБС должны существовать и различные подразделения, структуру и функции которых, вероятно, наиболее целесообразно определять по результатам квалифицированного обсуждения.
|
В ходе осуществления такого сложнейшего комплекса мероприятий, как Программа СБС, безусловно, будут возникать проблемы, идеи, успешные и неудачно проведенные переговоры, эффективные и неэффективные договоры…. Возникнут различные позиции в общественном мнении, политических силах, среди профессионалов, теоретиков и практиков социальной работы и адмистративного управления, дискуссии и обсуждения … Обнаружатся компетентные и не очень сотрудники, должностные и финансовые злоупотребления на разных уровнях исполнения … Для успешного управления этими процессами необходимо рефлексивно-методическое обеспечение Программы СБС, состоящее из, прежде всего, контрольно-аналитической работы по результатам внедрения мероприятий и мониторинговые социологические исследования.
Очень предварительные сроки и стоимость Программы СБС в свете всего вышеизложенного выглядят следующим образом.
ПЛАН-СМЕТА (проект)
Внедрения основных мероприятий стимулирования рождаемости и усыновления в благополучных и СБ-семьях (на результат 50 семей).
№/№ п/п | мероприятия | Срок исполнения,дней | Количество | Цена за единицу рублей | Итого рублей |
Юридическая, экономическая, методическая и организационная проработка мероприятий. | 150-200 | 200 000 | 200 000 | ||
Социологичекое исследование | 120-240 | 511 500 | 511 500 | ||
Проведение контрольно-исследовательских мероприятий по оценке соответствия принятых «в разработку» семей статусу СБС(социально-благополучной семьи), отбор семей для непосредственного участия в Программе СБС. | 30-60 | 50 000 | |||
Внедрение мероприятий непосредственного стимулирования рождаемости и усыновления в СБС | 30-60 | 50 000 | 2 500 000 | ||
Итого внедрение мероприятий (без стоимости социологического исследования) | 350(один год) | 50 500 | 2 750 000 | ||
Итого стоимость программы | 65 230 | 3 261 500 |
Примечание 1: мероприятия пп.1,2 Плана-сметы целесообразно вести одновременно.
Примечание 2: к п.4: после проведения контрольно-исследовательских мероприятий для реализации мероприятий стимулирования может остаться (очень предварительно) только 50 из «принятых в разработку» первоначальных 100 семей.
Итак, по самым предварительным и приблизительным подсчетам стимулирование рождения или усыновления одного ребенка в благополучной или СБ-семье в 2002 году для Челябинской области может стоить около 65 тысяч рублей. Более точную цифру даст проведенное социологическое исследование, а еще более точную – практика внедрения мероприятий.
Но есть одно «но». Средства массовой информации сегодня активно и со всех сторон обсуждают проблемы доступности высшего образования и соблюдения социальной справедливости при призыве на военную службу, проблемы альтернативной службы…. Однако на сегодня в литературе полностью отсутствует информация, на основе которой можно было бы прогнозировать, как могли бы отреагировать повышением рождаемости благополучные и СБ-семьи на такие меры, как (сугубо гипотетически): а) гарантию зачисления их детей в ВУЗ на бюджетной основе или компенсации оплаты обучения при успешном окончании школы; б) гарантию замены для сыновей воинской обязанности на альтернативную службу или службы недалеко от дома; в) гарантию компенсации затрат на организацию свадебных торжеств для детей; г) да мало ли может быть обнаружено еще серьезных стимулирующих факторов при основательном подходе? При наличии таких гарантий повышение рождаемости в СБ-семьях могло бы, возможно, стоить намного дешевле. И если по армии, например, необходимо дополнение в федеральный закон, то остальные вопросы могут быть решены на региональном уровне.
Основные ожидаемые результаты реализации Программы СБС (разработки и внедрения социальной технологии стимулирования рождаемости и усыновления в благополучных и СБ-семьях) представляются следующими:
1)гарантированное рождение (усыновление) запланированного числа детей в условиях семейного благополучия с заранее определенными затратами;
2)повышение в обществе авторитета семьи и «семейного лада»;
3)рост рейтинга власти, политических сил и препринимательских структур, осуществляющих и поддерживающих Программу СБС;
4)общирное отражение различных параметров уровня развития и состояния семьи в социологических социальных показателях, статистических данных результатов опроса, графиках и рисунках и возможности корректировки на их основе целого ряда направлений социальной политики;
5)получение ценнейшей информации о «потребительских качествах» и «потребительском потенциале» различных категорий семей для коммерческого стратегического бизнес-планирования.
Кроме того, значительное количество другой оригинальной информации дает возможность самого широкого изучения и обсуждения семейных проблем.
Отсюда просматриваются целесообразными и логичными следующие возможные «подпрограммы» развития семейного благополучия (безусловно, при осуществлении традиционных мероприятий социальной защиты и социальной поддержки малообеспеченных и неблагополучных семей):
1.«Возрождение» (стимулирование рождаемости в полных семьях, сформировавших внутри себя модель благополучного семейного поведения).
2.«Любовь и защита» (организация и поддержка опекунства или усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в благополучных семьях, не могущих (больше) иметь своих детей по медицинским показаниям или иным уважительным причинам).
3.«Опора нации» (разносторонняя поддержка семей, несущих полную демографичесую нагрузку и при этом растящих детей в условиях «семейного лада»).
4.«Антология семейного благополучия» (глубокий научный анализ оснований «семейного лада» в СБ-семьях и пропаганда и распространение «передового опыта»).
5.«Порядочность и ответственность» (развитие, поддержка и пропаганда практики приема на престижную работу супругов-творцов социально-благополучных семей).
6.«Золотой семейный фонд» (формирование базы данных о физически и духовно здоровых родителях и детях с последующим их социальным сопровождением).
7.«Семья – это все» (отработка механизмов формирования положительного общественного мнения вокруг программ и мероприятий социального семейного благополучия, формирование престижа социально-благополучной семьи и престижности такой семьи).
Возможны и другие подпрограммы. Основными же «опорными» мероприятиями по данным подпрограммам просматриваются следующие.
Возрождение»
1.1.Отбор СБС для участия в программе.
1.2.Совершенствование нормативно-правовой базы.
1.3.Мониторинг по подпрограмме.
Любовь и защита»
2.1.Отбор БС(благополучных семей) для участия в программе.
2.2. Совершенствование нормативно-правовой базы.
2.3.Мониторинг по подпрограмме.
Опора нации»
3.1.Социальное сопровождение СБС через социальное патронирование (анализ потребностей данных семей и возможностей их удовлетворения).
3.2.Совершенствование нормативно-правовой базы.
3.3 Мониторинг по подпрограмме.