Но есть люди, картина мира которых гораздо более устойчива. Не то чтобы они знали смысл жизни, но некоторые моменты их собственного существования позволили им сформировать мир более упорядоченным образом. И это сразу же отражается на их альфа-ритме, который становится более стабильным, приближаясь к главному ритму. И он оказывает воздействие на альфа ритм окружающих людей, делая его более устойчивым и стабильным. Проще говоря, в присутствии этих людей мы всегда ощущаем спокойствие и уверенность, а это обретение настолько ценно для нас, что мы легко и охотно признаем их превосходство и подчиняемся им.
Проблема в том, что для человека с активированным главным альфа-ритмом власть — всегда обуза. Ему уже не надо ничего доказывать, но, общаясь с другими, он вынужден тратить свои силы, свою энергию на то, чтобы поддерживать их спокойствие и уверенность. А сам он ничего не получает взамен, вернее, то, что он может получить, ему не нужно.
Поэтому обычно в эти игры вовлекаются люди, которые находятся в одинаково беспомощном положении. Соберите десять человек в одну группу, и вы увидите, что борьбу за власть затеют самые слабые и беспомощные из них. В результате взаимодействие на этом уровне становится мнимым, подчинение не сопровождается признанием превосходства, а все это приводит к дальнейшему искажению картины мира и дестабилизации альфа-ритмов. Каждый раз, когда вы говорите, что ваш «начальник» — идиот и при этом продолжаете выполнять его распоряжения, вы разрушаете целостность своей собственной картины мира, структуры своих альфа-ритмов. А как раз такой вариант является основным для современного человека.
Картина мира — это главное, что есть в человеке. Собственно говоря, это и есть сам человек, вернее, та его часть, которая в какой-то мере осознается им самим. На уровне альфа-ритмов мы создаем некий слепок реальности, череду образов, в которой мы и существуем. Это то, что позволяет нам взаимодействовать с реальностью и одновременно полностью отгораживает нас от нее. Поэтому есть смысл поговорить об этом более подробно.
|
КАРТИНА МИРА
Главная проблема связана с тем, что картина мира для нас — это только способ существования нашего собственного «я». Мы не обладаем целостностью ни на уровне дельта-ритма, ни на уровне тэта-ритма, а значит, внутри нас нет ничего, что могло бы существовать само по себе. Поэтому человек находит единственно возможный способ: разбивает мир на множество кусочков, из которых потом создает свой собственный образ. И это можно было бы рассматривать просто как забавную игру, если бы число «кусочков» не было бы меньше претендентов на эти кусочки.
Проблема в том, что, создавая свою картину мира, мы помещаем в нее и других людей. Для их описания, для создания их образов мы вынуждены использовать те же элементы, что и для описания собственного «я». И чем больше мы отдаем другим, тем меньше остается для нас самих.
Простейший пример — история про Белоснежку. Злой мачехе недостаточно было просто удалить «конкурентку» из своего окружения, ей НЕОБХОДИМО было физически уничтожить царевну. Проблема мачехи заключалась в том, что даже если бы никто из окружающих не знал о существовании более совершенной красоты, сама-то она об этом знала. А это значит, что в ее картине мира ей была отведена только роль второго плана, то есть ее изгоняли из ее собственной территории. Самое забавное, что парадоксальность ситуации нами совершенно не осознается. Если все окружающие убеждены в совершенстве вашей красоты, то зачем бороться с призраком? Но уровень альфа-ритмов глубже, чем уровень здравого смысла, и где-то в глубине каждый понимает, что никакое внешнее признание не заменит, не компенсирует нашего проигрыша на своей собственной территории — в нашей собственной картине мира. Поэтому кровожадность мачехи близка и понятна даже ребенку. И в определенной степени ее взгляд на мир гораздо более правилен, чем картина мира современного человека. Если бы мы могли попасть в эту сказку и поговорить с «мачехой», то она произвела бы на нас очень сильное впечатление.
|
Человек, претендующий на центральное место в своей собственной картине мира и предпринимающий реальные действия для того, чтобы сохранить свое верховенство, — это человек, чей альфа-ритм очень близок к правильному ритму. Иначе говоря, мы физически ощущаем исходящую от него "волю к власти".
Исходная картина мира, которая на уровне альфа-ритмов является единственно правильной, состоит всего из двух «окружностей» — «я» и «иное». Здесь нет никаких незыблемых границ, здесь главное — постоянное расширение своего «я», завоевание «иной» территории. И пока наше развитие происходит в этом направлении, альфа-ритм приближается к правильному ритму.
Именно так мы воспринимали мир в детстве, когда все окружающее принадлежало нам уже по праву рождения. Мы учились управлять своим телом, управлять своими родителями, друзьями, мы пытались присвоить любую понравившуюся нам вещь. И все это было совершенно нормальным. Разумеется, мы встречали сопротивление, но это были лишь правила игры, которые отдаляли решение задачи, но не делали ее невозможной. Если родители не давали нам требуемую вещь сразу, то нужно было просто поплакать минут пять, если другой ребенок не отдавал нам игрушку добровольно, то надо было отнять или украсть ее. И так далее, и тому подобное. Мир становился сложнее, но оставался доступным.
|
Но по мере взросления все становилось сложнее. Нам не просто оказывали сопротивление, нас НАКАЗЫВАЛИ, то есть отнимали у нас ту территорию, которую мы уже считали завоеванной. А это ставило под угрозу всю нашу картину мира. Если у нас можно отнять что-то, например право на прогулку или любимую игрушку, значит, можно отнять и все остальное. И тот мир, который мы воспринимали как свою собственность, оказывался грозным чудовищем, готовым пожрать нас самих, "нашу территорию" в любой момент времени.
Срабатывал инстинкт самосохранения, и мы охотно и с готовностью принимали другие правила. Согласно этим правилам, каждый из нас имел право на неприкосновенность собственной территории, но в обмен он должен был признать неприкосновенность территории другого. То есть место «иного» в нашей картине мира заняло «чужое» — то, на что мы не должны были посягать ни в коем случае.
В принципе, в такой ситуации можно существовать достаточно благополучно. То есть благополучно можно существовать на своей территории. Каждый может создать для себя крохотный мирок, в котором он находится в самом центре. И пока он пребывает в границах этого маленького мира, он ощущает себя почти всемогущим, а его альфа-ритм приближается к правильному ритму. Разумеется, масштабы этой территории могут меняться: кто-то может командовать половиной мира, кто-то — членами семьи, а некоторые — только кошкой. Но всегда можно найти место, где «я» человека существует в условиях относительного комфорта. Вернее существовало бы, если бы было, чему существовать. А здесь возникают проблемы. Пока мы были в центре мира, наше «я» было единственным во вселенной и вопрос о том, что оно такое, вообще не вставал. Другие люди воспринимались нами лишь как инструмент для достижения цели или как некое препятствие. Но признавая существование «чужой» территории, мы признавали и существование «я» других людей. И нам пришлось искать что-то, отличающее нас от них.
Каждый живой человек убежден в собственной уникальности и неповторимости, он просто не может существовать иначе, поэтому в глубине человека есть несколько кусочков, за исключительное право на которые он будет биться до последнего. Он никогда не может обозначить их словами, но они живут внутри его «я» как бесформенные, неосознаваемые образы собственной исключительности. Но попросите его определить, в чем именно заключается его уникальность, пусть просто напишет на бумаге эти качества. Единственный способ сделать это — сравнить себя с другими людьми. И как раз здесь почти каждый попадает в ловушку.
Чтобы занимать центральное место в своей картине мира, необходимо быть лучше всех. Стоит вам признать, что один из ваших знакомых сильнее вас, другой умнее, а третий красивее, как вы окажетесь вытеснены на периферию вашего собственного мира. А это почти полное поражение. Ваш собственный мир вам уже не принадлежит, структура альфа-ритмов теряет устойчивость и самодостаточность, и единственное, что вам остается, — это подчиняться.
И это было бы еще полбеды. Настоящая проблема в том, что подчиняться вам некому. То есть желающих командовать вами огромное множество, но почти никто из них не может дать вам взамен ту устойчивость, которую вы пытаетесь обрести. Они просто не подходят на роль центра вашей вселенной. Бывают исключения, но они крайне редки, хотя бы потому, что человеку с устойчивым альфа-ритмом не нужны подчиненные.
Поэтому большинство людей заключают некое соглашение, которое помогает каждому вновь занять центральное место в своей картине мира. Суть этого соглашения в том, что большинство положительных человеческих качеств как бы становится общим достоянием. То есть каждый имеет право считать себя не глупее, не слабее, не уродливее окружающих, и право никем не оспаривается. И здесь происходит главная подмена. Наше «я», сама суть которого в отличии нас от внешнего мира, превращается в мерило нашей похожести на других людей. И чем в большей степени мы похожи на других, тем комфортней мы себя чувствуем. Наша индивидуальность заменяется "чувством собственной значимости". Соблюдая правила, взамен мы требуем, чтобы к нам относились так, как будто мы действительно уникальны, как будто наша жизнь и наша смерть действительно имеют значение. И самое забавное в том, что это требование, абсурдность которого мы и сами понимаем, безоговорочно выполняется почти всеми окружающими нас людьми. Причина в том, что все мы находимся в "одной лодке" и поэтому нам приходится поддерживать друг друга. Но только пока все мы в равном положении. Поэтому любое проявление незаурядности искореняется на корню. «Выскочек» ненавидят все, даже другие «выскочки». И весь процесс воспитания как раз и сводится к тому, чтобы приучить нас подавлять любую нестандартную мысль, любое нестандартное желание еще до его осознания. В этом плане наше воспитание настолько эффективно, что способность к творчеству, которая как раз и является основной человеческой способностью, сегодня считается не правилом, а исключением из правил.
Разумеется, различия сохраняются, но они уже не имеют никакого отношения к нашему «я». Мы оцениваем друг друга по занимаемому положению, богатству, личным вещам и т. п. Хотя в действительности все это нам не принадлежит и не может принадлежать. И стоит нам хотя бы соприкоснуться с угрозой смерти, как этот факт становится для нас очевидным. Завтра на ваше место придет другой, и уже он будет пользоваться всеми благами вашего вчерашнего положения. То, что вы считали своим «я», — это только свойства определенной точки в социальной иерархии. Она была до вас и будет после вас. Она управляется не вами, а внешними правилами, внешней силой и к вам лично не имеет никакого отношения. А именно эту точку мы помещаем в самом центре нашей картины мира.
Если учесть, что все эти точки, определяющие наш социальный статус, связаны между собой в рамках громадного и противостоящего нам организма, то нашу картину мира можно изобразить следующим образом:
То есть в самом центре нашей внутренней картины мира появляется громадная область, заполненная «общими» элементами, навязанными нам извне. Самое главное, что эти элементы не имеют ничего общего с реальностью и по сути противостоят ей. То есть те правила, которые позволяют существовать МИРУ СЛАБЫХ и которые мы принимаем за свое собственное «я», противоречат правилам реальности. Нас обманывают, а это делает наш внутренний мир настолько неустойчивым, что мы просто не в состоянии поддерживать его в равновесии хоть сколько-нибудь длительное время. Люди боятся одиночества не потому, что им скучно, а потому, что им страшно.
История про "голого короля" — это история про каждого из нас. Есть хитрые портняжки, которые когда-то одели нас в ненастоящие одежды, отобрав взамен все, что у нас было. С тех пор мы вынуждены искать кого-то, кто бы поддерживал нашу уверенность в том, что мы «одеты». И пока мы среди людей, это нам без труда удается. Но стоит нам остаться в одиночестве, как мы почти сразу же начинаем ощущать, что все наши наряды, все, что мы принимаем за свое «я» и в чем находим "смысл жизни", — все становится зыбким и ненастоящим, и мы остаемся голыми и беспомощными в громадном и равнодушном мире.
Почему это произошло и как это происходит — об этом мы поговорим чуть позже. Пока же главное понять, что эта навязанная нам картина мира полностью изменяет структура альфа-ритма каждого человека, приводя ее в соответствии с тем же искусственным ритмом, о котором мы уже говорили в предыдущем разделе. Только здесь его рисунок уже осознается нами и принимается нами за саму реальность. То состояние, в котором мы пребываем, очень похоже на гипнотический сон. И это не метафора, из нашей области восприятия исключен громадный кусок реальности, как раз и определяющий правила игры на уровне альфа-ритма. В результате мы искусственно лишены возможности видеть тех или то, что стоит за воспринимаемой нами реальностью.
Выше я уже упоминал о "слепом пятне". Любой физиолог скажет, что эта особенность зрительного восприятия человека вообще лишена всякого логического основания и противоречит правилам естественного отбора. Природа могла с тем же успехом расположить центр зрительного нерва (из-за которого центральная область глаза нечувствительна к свету), на периферии нашего зрения или разбросать его элементы по всему глазному дну.
В действительности "слепое пятно" и есть главный инструмент восприятия мира. Именно в этом месте мы видим мир таким, какой он есть на самом деле. Только клетки зрительного нерва способны воспринимать некое излучение, которое испускают все существа, пересекающие уровень альфа-ритмов или пребывающие на этом уровне. Именно они могут непосредственно «видеть» ЛИНИИ МИРА, связывающие все многообразие индивидуальных объектов в единую картину. Главное же в том, что "слепое пятно" есть орган восприятия «других», которые живут рядом с нами. А те, кто управляют нами, не заинтересованы в том, что бы их видели. Все это звучит как бред или паранойя, но с этим ничего не поделаешь. В существование «других» невозможно поверить, пока не увидишь их непосредственно. А до тех пор, можно считать «других» (или ПАРАЗИТА) такой же силой, как сила тяготения, магнетизма и множество других сил, в существовании которых мы не сомневаемся, но наблюдать которые непосредственно мы не можем. Эта особенность восприятия человека ("слепота" слепого пятна") и есть главный результат его подчиненности искусственному альфа ритму. То есть пока центр нашей внутренней картины мира занят некой нечеловеческой сущностью, сам реальный мир (его 95 %) находится за пределами нашего восприятия. В этом и есть главная проблема.
Теоретически восстановить правильную картину мира, правильный альфа ритм не так сложно. Вернее, несложно понять, каким образом это можно сделать. Я даже могу перечислить несколько правил.
Во-первых, признать, что «я» не существует. На этом уровне «я» — это и есть весь мир, который нам удалось поместить в наше сознание. То есть каждый из нас — не ходячий набор качеств и правил, а кусочек вселенной, получивший право на отдельное существование.
Во-вторых, осознать ответственность. Наша главная задача на уровне альфа ритмов — привести наш мир в идеальный порядок, то есть связать между собой все его элементы в единое целое. Речь идет не об установлении правил, здесь главное — подчинение мира. Можно научится разжигать костер спичкой, а можно — ударом молнии. Но и в том, и в другом случае мир окажется управляемым.
В-третьих, понять цель. Власть над внутреннем миром нужна лишь как средство расширение его границ. Как только вы привели в порядок "свою территорию", вы захватываете иную территорию и так до бесконечности, пока вся вселенная не окажется пойманной вами в вашу картину мира. Разумеется, эта цель недостижима, но именно к ней нужно стремится.
В-четвертых, соблюдать баланс. Правильность альфа ритма определяется упорядоченностью "своей территории", а его мощь, его сила — границами внутреннего мира. Чем богаче, шире ваша картина мира, тем труднее ее упорядочить, поэтому если вы будете двигаться слишком быстро, вы рискуете потерять контроль и над тем, что у вас было. С другой стороны, если не расширять границы территории, то альфа ритм останется слишком слабым даже для того, чтобы защитить границы от вторжения извне. Поэтому должно быть движение, и должен быть баланс сил.
Собственно говоря, этих правил было бы достаточно. Их несложно превратить в практические упражнения, которые, при должном старании, дали бы результат. Но вся проблема в том, что мы живем в ненастоящем мире. А нельзя упорядочить то, что не существует. Мы в гораздо худшем положении, чем "голый король", у него не было только платья, у нас же нет вообще ничего, кроме раскрашенных игрушек, не имеющих почти никакого отношения к реальному миру. И как бы мы не старались привести их в порядок или собрать их как можно больше — все это только ослабляет нас, погружая все больше и больше в призрачный мир грез и иллюзий. А в конце всегда приходит кто-то, отнимающий у нас все игрушки до единой и оставляя нас совершенно беспомощными в громадном и незнакомом мире.
Тем не менее, мы можем кое-что сделать даже тогда, когда иллюзорный мир является для нас единственно доступным миром. Секрет в том, что он не существует сам по себе. Любой мираж — отражение чего-то реального, и наш мир не исключение. Он образует завесу, но те тени, которые движутся за ней, заставляя ее менять цвета и форму, существуют по-настоящему. Поэтому единственное, что нам нужно сделать, — это изменить отношение к миру.
Представьте себя участником такой игры. Есть два человека, один из которых заперт в комнате. Он знает, что нужно сделать для того, чтобы получить еду и пищу, но это все. По условиям игры он и не подозревает о том, что за пределами комнаты есть что-то другое. А второй человек знает, где выход, но он не может ничего сообщить первому напрямую. Зато он может переставлять предметы в комнате, изменять правила, устраивать ловушки и делать подарки. И вот, используя эту способность, он должен буквально довести второго до выхода и заставить его открыть дверь.
Ситуация, в которой находимся все мы, очень похожа. С той лишь разницей, что за пределами комнаты не один, а несколько других, некоторые из которых стремятся помешать нам найти выход, а некоторые просто забавляются нашей беспомощностью и бессилием, извлекая из нас всю доступную нам энергию. Это усложняет игру, но не меняет правила. Мы становимся партнером только тогда, когда за бессмысленным перемещением предметов нам удастся разглядеть стоящие за ними фигуры других игроков. И один этот факт сразу же ставит нас вровень с ними.
Сделать это очень трудно. Почти все силы, действующие в нашем мире, заинтересованы в том, чтобы мы оставались в пределах "своей комнаты", своего крохотного мирка. Другое дело, что в одних случаях наше существование в ней может быть радостным, а в другом — ужасающим. Здесь у каждого из нас есть возможность выбора. Но найти выход из комнаты — это значит решить самую главную задачу. Понятно, что решение не может быть простым. Тем не менее, некоторые моменты можно определить.
Прежде всего, надо понять направление движения. Как раз это сделать достаточно просто. Если рассматривать весь диапазон альфа-ритмов человека, то его можно разделить на несколько областей, каждая из которых соответствует особой картине мира:
Область фантазий — это та часть нашей картины мира, которая находится под нашим контролем. В своих мечтах мы не ограничены почти ничем: каждый может вообразить себя САМЫМ ГЛАВНЫМ и вершить судьбы планеты или даже всей вселенной. По крайней мере — каждый ребенок, взрослые почти всегда утрачивают это умение. То есть в этой ЗОНЕ мы практически всемогущи. Проблема в том, что эта часть нашей картины мира не доступна никому, кроме нас. То есть мы можем рассказать о своих фантазиях, но никто другой не может воспринимать их непосредственно. По крайней мере, мы привыкли так считать. И это лишает область фантазий силы.
Область иллюзий — это та навязанная нам картина мира, которую мы принимаем за реальный мир. Это своего рода сон, но сон общий, в котором мы пребываем вместе с другими людьми и источник которого находится вовне. Забавно то, что она гораздо более неустойчива, чем область фантазий, и единственное, что дает ей силу, — это наша убежденность в ее реальности. Фактически мы крадем силу у принадлежащей нам области фантазий и передаем ее в принадлежащую «другому» область иллюзий. И таким образом обеспечиваем существование и стабильность нашего мира.
Наконец, есть почти недоступная для нас область реальности. Здесь есть своя градация, свои ступени, каждая из которых становится все менее иллюзорной и все более реальной. В полной мере качеством реальности обладает только АБСОЛЮТ, но все объекты этой зоны несут в себе частичку абсолюта.
Понять разницу между зоной фантазий и зоной иллюзий можно на примере некоторых специальных экспериментов в области гипноза. Всем известно, что человек, погруженный в гипнотический сон, почти полностью находится под контролем гипнотизера. То есть последний может произвольно менять его картину мира, включая в нее любые элементы. Можно перенести загипнотизированного во дворец или на берег моря, и эти картины будут для пего столь же реальны, как и сама реальность, но в любой момент гипнолог может изменить ситуацию. То есть для гипнотизера и для окружающих восприятия человека, находящегося в состоянии гипноза, принадлежат к зоне фантазий.
Не предаются широкой огласке результаты некоторых экспериментов: если загипнотизировать не одного, а нескольких человек и переместить их в одно и то же место, разрешив взаимодействовать между собой, то ситуация выходит из-под контроля. Почти любой другой человек, приблизившийся к этой группе, самопроизвольно впадает в состояние гипнотического сна и перемещается в область "групповой иллюзии". Более того, через определенное время сам гипнотизер полностью утрачивает контроль над ситуацией, оказываясь в том же месте, что и все остальные. Естественно, что результаты таких экспериментов как правило приводят к необратимым изменениям и в психике испытуемых, и в психике экспериментатора… Поэтому информация о них не афишируется и не обсуждается, хотя иногда они приводят к очень необычным результатом.
Но главное здесь следующее: иллюзии всегда начинают жить собственной жизнью. Даже если кто-то когда-то создал иллюзорный мир во благо человеку, то очень скоро этот мир стал самодостаточным, развивающимся по собственным законам и стремящимся к тому же, к чему и любой другой объект — к расширению и стабилизации. А единственное средство достигнуть этого — погрузить человека в еще более глубокий сон, лишив его всякой возможности пробуждения.
Мир иллюзий может существовать только благодаря нашей силе — силе фантазий, позволяющих нам создавать и удерживать почти любые образы. Именно эта сила, делающая человека уникальным существом, и была обращена против нас. Понять, каким образом это было сделано, — значит почти освободиться от иллюзий. Поэтому последующее изложение достаточно сложно для восприятия.
Секрет в расположении внутренней картины мира человека. В большинстве случаев мы легко отличаем собственные фантазии от реальности. Так, мы можем воображать себя богатым, прекрасно зная, что на самом деле это совсем не так. С другой стороны, некоторые представления, которые нам кажутся абсолютно истинными, с точки зрения других людей не более, чем фантазии. Особенно те достоинства, которые мы приписываем себе и которые считаем объективно существующими. Наконец, есть иллюзии, о существовании которых мы и не подозреваем — мир человечества всегда гораздо богаче, чем мир конкретного человека. То есть расположение нашей картины мира в потенциально доступной нам области восприятия можно изобразить следующим образом.
Это и есть первый секрет. Все, что мы воспринимаем как внешний мир, мир стабильный и существующий независимо от нас, — все относится к ЗОНЕ ИЛЛЮЗИЙ. Пока мы «грезим», пока мы находимся в мире иллюзий — мы потенциально всемогущи. Разумеется, за нашими фантазиями есть что-то другое, но этот факт не имеет никакого значения. Это как пальцы рук и тени, отбрасываемые ими на стену. Используя две руки и десять пальцев, можно создать на степе теневой образ чего угодно: любого животного, человека, практически любого объекта, и этот образ будет легко узнаваем для всех людей. А сами пальцы и руки при этом не меняются, они во всех случаях остаются одним и тем же и не имеют никакого отношения к возникающим на стене образам.
Проблема лишь в том, что мы отказались от своего могущества. Вместо того чтобы двигать пальцы самим, мы завороженно наблюдаем за тем, как это делает кто-то другой. А достаточно лишь вернуть себе это умение, научиться произвольно менять образы мира внутри себя, чтобы обрести почти полную власть над тем миром, который мы считаем реальным. В этом суть МАГИИ на уровне альфа-ритмов. Здесь живут маги и волшебники, которые могут творить любые чудеса. Но лишь до тех пор, пока они остаются в мире иллюзий.
И потенциально каждый живой человек может стать одним из них — в этом и есть суть первого секрета.
Второй секрет связан с отношением к миру. В том мире, который мы воспринимаем, нет ничего противостоящего нам. Все, даже самые заклятые враги — это только отражение нашего собственного «я». То есть сами они существуют вполне реально, но те качества, которые они проявляют по отношению к нам, — это лишь преломление наших собственных фантазий, это "зеркальные восприятия". Нападают на тех, кто чувствует страх, командуют теми, кто готов подчиняться, обманывают того, кто боится правды. Есть множество жен и мужей, которые неоднократно разводятся и снова женятся и каждый раз находят именно того человека, от которого они пытались убежать. А с другой стороны, их бывшие партнеры, попав в иное окружение, то есть в «фантазии» другого человека, оказываются очень симпатичными и приличными людьми.
Разумеется, наша власть — "власть образа" — не безгранична. Даже когда мы полностью погружены в мир иллюзий, мы сталкиваемся с реальными вещами, неподвластными магии альфа-ритмов. А другие люди, живые, «светящиеся» люди, всегда несут в себе частичку реальности. Но наше реальное общение с ними всегда кратковременно, обычно даже в их присутствии мы общаемся только с их образами, включенными в нашу картину мира. А вот образ человека, с которым мы имеем дело, — полностью плод нашего собственного творчества, нашего сознания.
То есть каждый раз, когда мы «сражаемся» с другими людьми, стремимся кого-то обойти, или от кого-то не отстать, мы всегда сражаемся сами с собой. Мы завидуем удачливому соседу, который на самом деле чувствует себя полнейшим ничтожеством по сравнению с другим соседом, поднявшимся на ступеньку выше.
Те другие, с которыми мы сравниваем себя, существуют только в нашем сознании. И наша погоня за успехом (или бегство от неудач) — это всегда бег на месте. Все останется таким, как было, изменится только наш круг общения, но сами роли останутся без изменений. Бывает так, что нищий, отчаянно мечтавший о богатстве, становится миллионером, но он остается «нищим» миллионером, потому что сравнивает свой достаток с теми, кто гораздо богаче его. И это ощущение нищеты останется с ним на всю жизнь.
В очень упрощенной форме сказанное можно представить следующим образом. Есть тот кусочек мира, который мы смогли познать, понять и превратить в свою собственность — в свою внутреннюю картину мира. Это и есть наше большое «я», вернее, те границы, до которых наше «я» могло бы расшириться. Но процесс нашего познания неполон и противоречив, поэтому внутри нашей картины мира множество элементов противоречат друг другу, и мы просто не можем объединить их в одно целое. Поэтому мы поступаем следующим образом: разбиваем наш мир на множество независимых частей, одну из которых мы занимаем сами, а остальные отождествляем с другими людьми.
Так, например, мы считаем себя самого сильным, умным и привлекательным. В то же время бывают ситуации, когда мы оказываемся слабым, глупым и уродливым. Совместить то и другое в одном образе для нас почти невозможно, и мы отделяем от себя множество своих же собственных отражений, создавая в своем сознании галерею противостоящих нам образов. И для каждого образа мы находим подходящего человека из своего окружения. При этом "исполнители образа" — конкретные люди могут меняться, но сам набор этих образов остается неизменным, пока не меняемся мы сами.
Например, в окружении почти каждого из нас есть «неудачник». Скорее всего, он действительно «неудачник», то есть человек, личной силы которого недостаточно для обустройства его собственной картины мира. Но те качества, которые видим в нем мы, относятся к нам и только к нам. Это — наше собственное отражение, то, каким мы можем стать при определенных условиях. И отделяя себя от «неудачника», мы отделяем себя от частички собственного «я», изолируя ее и превращая ее в противостоящую нам силу. То есть мы «увековечиваем» какую-то свою слабую сторону, вместо того чтобы изменить ее.
Проблема большинства "неудачников"- в том, что они ставят перед собой слишком глобальные задачи. Они проиграли соревнование на общем поле — в мире обыденных дел, и почти полностью уходят в область фантазий. Обычно их цель — реализовать некий глобальный проект, который в один миг делает их богатыми и знаменитыми. Разумеется, им это не удается. И сам факт их существования убеждает нас в том, что наши собственные возможности ограничены, что надо выбирать ношу по плечу, а по большому счету — в том, что законы нашего мира неизменны и любая попытка нарушить их неизбежно ведет к поражению.