Образ безымянного лейтенанта




В повести М. Карима «Помилование» образов, носящих военное звание лейтенанта, несколько. Только один из них не имеет ни имени, ни фамилии. Автор представляет его читателю «безымянным лейтенантом». Все его называют «длинным», «худым», «долговязым». Так его отличают от других лейтенантов.

Он не имеет не только имени, но и собственного «лица». Отсутствие индивидуального лица проявляется в его деятельности. Он «фиксирует», «записывает», «подчеркивает», «отмечает», «подписи собирает», «печать ставит», «подтверждает»… То есть выполняет чисто секретарские дела. С ними вполне мог бы справляться сам майор, …своей правой рукой. Поэтому безымянный лейтенант в повести воспринимается как «правая рука» своего начальника и в прямом, и в переносном значении этого слова.

Лейтенант – часть тела и дела майора. Он самостоятельно ничего не делает. Инициативу не проявляет, не возражает (у него нет и языка: от начала до конца произведения не произносит ни одного слова), своего мнения не имеет. Если у него внутри иногда появляется что-то свое, их не выпускает. Он, например, восхищается смелостью Зуха, знает, что его не стоит обвинять, однако при этом не выражает своего отношения, не принимает никаких мер в его защиту.

Безымянный лейтенант ответственно выполняет свои обязанности. Выполняет без всякой критической оценки. Как фотоаппарат. Только один раз допустил оплошность: забыл получать подписи от обвиняемого Зуха и свидетелей. У него дрожали ноги, когда за это майор зло посмотрел на него. Грозный, строгий майор, привыкший поднимать голос на других, его не ругает. Это говорит о том, что он в целом доволен его работой, знает, что тот исправит ошибки и без каких-либо серьезных наказаний, знает, что он верен ему и занимаемой должности.

Безымянный лейтенант в повести играет важную роль. Несмотря на то, что он вслепую выполняет «черную», техническую работу, без него вопросы не решаются. Если он не фиксировал, не собирал подписи, не подтверждал печатью, то обвинение человека не состоится. Гипотетически можно допускать мысль о том, что если бы он вовремя не оформил документы, то, может быть, Зух дождался бы своего запоздалого помилования и героически сражался бы с фашистами, внеся свой вклад в освобождении своей родины. Таким образом, роль лейтенанта в защите законов, канонов действительно высока. А вот в защите человечности, любви его роли нет. Он даже возникшие свои нежные чувства к Марии Терезе убил на начальной же стадии, демонстрируя несовместимость любви с его должностью

Важность роли безымянного лейтенанта в повести отражается и в том, что вся документация по обвинению Зуха, начиная с составления первых протоколов до оформления факта о его казни проходят через его руки. Даже последний документ о помиловании, поступивший сверху, вручает комиссару он.

В раскрытии деятельности правоохранительных органов, стоящих на страже законов государства, роль безымянного лейтенанта велика. Несмотря на то, что он внешне противопоставляется своему руководителю - «толстому», «круглому» майору, в их деятельности, во взаимоотношениях никаких разногласий нет. Они функционируют слаженно, дополняя друг друга. Вдвоем воспринимаются как один человек. В этом содержится скрытая критика правоохранительных органов того времени. Неполноценность каждого работника в отдельности, без друг друга – это намек на неполноценность этих органов. В то же время, восприятие двух работников как одного символизирует мощность этой карательной машины и недопустимость нарушений законов, правил, на страже которых они стоят.

Образ безымянного лейтенанта помогает понять главную идею повести. По мнению аналитиков, такой идеей данного произведения является осуждение войны. Однако война в повести «Помилование» не является главным событием. В ней нет военных картин, сражений. Главную идею надо искать в психике персонажей произведения. Она - в абсолютизации установленных самими же людьми канонов, законов, слепое, рабское соблюдение их без учета конкретных ситуаций, страх под свою ответственность менять их, даже тогда, когда изменение способствуют улучшению дела. То есть возвышение законов в ранг закономерностей. Однако невозможно все жизненные ситуации умещать в законы. Ведь жизнь намного шире, чем законы.

Противоречие между жизнью и установленными правилами отражается в действиях персонажей, которые причастны к обвинению, наказанию Любомира Зуха. Они все стопроцентно внутренне не согласны со своими же обвинениями, хотят защитить, оправдать Зуха, но обвиняют, наказывают. В этом заключается конфликт всего произведения, трагизм многих его персонажей.

В действительности они имели возможность по отношению к Зуху применять более мягкие меры наказания, что подтверждается последующим помилованием его высшим начальством. Однако они решают убивать. Убивают, явно понимая, что жертва заслуживает снисхождения. Кто принуждает их это делать? Ведь высшее начальство не настаивает на такой приговор. Ответ: рабское, нетворческое следование законам, трусость, нерешительность. Они могли настойчиво обращаться к начальству с просьбой оставить Зуха живым. Но боялись, боялись обращаться. Робкое обращение полковника комиссара А.Д. Зубкова, человека имеющего достаточно высокую власть, к высшему командованию не вызывало у них надежды в положительном исходе. Поэтому не дождались ответа. Боялись ждать. Если бы не боялись, Зух остался бы жив. Вот в чем заключается их вина.

Откуда такой страх у тех людей, которым предстояло воевать с фашистами? Почему они беспомощны, не самостоятельны, не решительны? Откуда у них такое слепое преклонение перед самими же изданными законами, канонами?

Находить ответы на эти вопросы помогает нам образ безымянного лейтенанта. Читатель угадывает, что безымянный лейтенант когда-то был добрым, эмоциональным человеком. Об этом, например, говорят вдруг возникшие и, к сожалению, сразу исчезнувшие его чувства восхищения с Марией Терезой и Зухом, их взаимоотношением. Узнаем, что у него когда-то была любимая книга про любовь.

Он вполне мог бы быть таким, как Зух, олицетворением любви, человечности. Однако военная профессия, слепое выполнение законов, правил постепенно превратили его в неодушевленный предмет - в робота. В этом большая заслуга и его начальника - майора. Лейтенант – его ученик. Служба и общение с майором сделали его бесчувственным, беспринципным, беспомощным. Пока еще он имеет хотя бы слабое сочувствие Зуху, но, как говорится в повести, если останется на этой должности, на Зуха будет смотреть свысока. Это свидетельствует о том, что лейтенант воспитывается, растет. Он - продукт тоталитарной системы, где военные законы и правила выше человека, его убеждений. У него все впереди. Со временем лейтенант заменит майора и продолжит его работу. В повести он не умирает. М. Карим таким образом прогнозирует долголетие тоталитарного общества.

Все те люди, которые причастны к смерти Зуха: майор, капитан Казарян, полковник комиссар А.Д. Зубков когда-то были лейтенантами. Они, как безымянный лейтенант, прошли школу воспитания, где учили их пожертвовать всеми ради этих правил. Они такими воспитаны всем обществом, где недооценивались индивидуальные взгляды, убеждения человека; обществом, где за них мыслили вождь и партия, а народ только реализовал их идеи.

Таким образом, Мустай Карим хотел этого или нет, в произведении содержится осуждение тоталитарного общества, раскрывается его отрицательная роль на характер и на поведение людей.

Безымянный лейтенант не имеет прототипа. Он вымышленный, но реальный образ. Перо мастера сделало его ярким, запоминающим образом – ключом понимания других образов и идей произведения.

Литература

1. Мустай Карим. Помилование. Повести. – Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1994. – 496 с.

2. Мустай Карим. Помилование. Повесть (на башк. яз.). – Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1986. – 496 с.

 

Образ Феди (Тимоши)

Если один из героев повести М. Карима «Помилование» - безымянный лейтенант не имеет имени, то другой персонаж носит сразу два имени. В подлиннике он представляется как Федя, а в русском переводе – Тимоша. Это, наверное, не случайность. Федя-Тимоша является ярким представителем простого народа. Таких, как он, большинство. Поэтому они могут быть и Федей, и Тимошей, и еще кем-то другим.

При первой встрече с ним в повести описывается его внешний вид. Он в кирзовых с широкими голенищами сапогах. Два уха тряпичной шапчонки в обе стороны торчат, грудь нараспашку. На спине горб. Запах самосада усиливает его безобразный вид.

И он, судя по внешнему портрету, предстает обиженным природой, жизнью человеком.

На первый взгляд он напоминает Плюшкина из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Ведь и его Чичиков сразу не смог определить, кто стоит перед ним – мужчина или женщина. А здесь не определяется возраст Феди. Ему можно давать и 30, и 50 лет.

Однако Федя – не Плюшкин. Он, несмотря на то, что обижен природой, не замкнут и не скряга. У него сильно стремление к полноценной жизни. Это его стремление в повести противопоставляется смерти. Не зря автор его встречает с военными – людьми, которые собираются на войну, которые могут погибнуть там.

Его жизнелюбие проявляется и в поиске работы - источника жизни. Ему в этом деле война – не помеха. Прибыл из оккупационной фашистами зоны – Смоленска. Ищет свою любимую работу, в чем проявляются преданность своей профессии, стабильность, стойкость характера. Этими действиями, поведением он как будто воюет с войной и побеждает: война не могла разлучить его с любимой работой.

После принятия на работу, внешний вид Феди меняется. Даже горб как будто скрывается. Значит, первоначальный плохой внешний вид был вызван отсутствием работы. Так демонстрируется в произведении сила его души, которая способна менять даже его внешний вид.

Федя – открытый, веселый человек. С его лица улыбка не уходит. В улыбке – весь его характер. Свои внутренние личные проблемы, переживания скрывает улыбкой. Еле заметная грусть на лице появляется только тогда, когда окружающие жалеют его.

У людей обычно бытует мнение, что торговые работники воруют, обманывают покупателей. А он не такой. Он честный. В повести перечисляется все его богатство: кисет самосада, горб сзади и чистая улыбка, что любое сердце растопит.

А еще торговых работников обычно считают хитрыми. Федя не такой. Он искренний, у него что на душе, все – в его действиях, рассуждениях.

Федя всегда готов прийти на помощь другим. Когда устроился работу, приносил лейтенантам еду, одежду. Когда они ушли на фронт, писал письма, поднимал их боевой дух.

Он самостоятелен. Творчески относится к выполнению правил, инструкций, если надо в общих интересах, обходит их, принимая на себя ответственность (только что устроился на работу, а нашел выход делать подарки лейтенантам). Этим он отличается от военных, которые убили Зуха.

Должность его не испортила (в отличие от безымянного лейтенанта).

Роль Феди-Тимошы помогает глубже раскрыть основные идеи произведения, понять других персонажей.

Главная идея повести – осуждение рабского, нетворческого выполнения правил, инструкций, противоречащих убеждениям, здравому смыслу. Такое осуждение в повести осуществляется в процессе критической оценки бездействий Янтимира, Казаряна, Ласточкина, Зубкова, и, наоборот, чрезмерной активности майора, безымянного лейтенанта. Для того чтобы полнее раскрыть эту идею, автором применяется метод контраста. Федя противопоставляется этим людям. Этот простой представитель народа, инвалид, готовый активно действовать по убеждениям, творчески подходящий к выполнению законов, правил, отличается от образованных, здоровых офицеров, рабски выполняющих правил. В этом проявляется разрыв между реальной жизнью и системой подготовки военных кадров.

Наблюдается слегка унизительное отношение офицеров к Феде. Тогда, когда решался вопрос, кого «командировать» к Анне Сергеевне, горбатый Федя ими вообще в счет не берется. Его как будто этот вопрос не касается. А в действительности Федя имеет превосходство над ними. Они проявили слабость, не смогли защитить Зуха. А Федя всем своим поведением демонстрирует первичность человеческой жизни. «Свет дневной да жар земной мы, калеки, пуще вашего осязаем, а потому уж если вцепимся в жизнь, не отдерешь», - говорит он лейтенантам. Он, несмотря на инвалидность, во всем проявляет оптимизм. На практике доказывает слова Ласточкина: «Плоды-ягоды, брат, они все больше на кривых деревцах». Федя дорожит своей жизнью. «Я стою дорого», - говорит он. Меня невозможно подкупить - вот что означают эти его слова. В них, как будто, содержится намек на беспринципность офицеров, проявленная по отношению к Зуху. Если бы он был в гуще событий вокруг Зуха, то не оставался бы немым свидетелем, а активно боролся бы за его жизнь. В голову приходит такая мысль, когда читаешь повесть.

Превосходство Феди подчеркивается и в картине игры в карты. Он, выиграв, прилепил Лене Ласточкину на плечи оставшиеся две шестерки, сказав: «Ты теперь не лейтенантик-касатик, а ваше высокоблагородие полковник!» В этой ситуации он выглядит как высокопоставленный руководитель, присваивающий чины.

Душа Янтимера горбуна Феди-Тимошу слегка не принимает, от него он ревнуют литературного героя Эсмеральдо из «Собора Парижской богоматери». И в этом отражается превосходство рассматриваемого образа.

Федя немножко похож на Ласточкина. Внешним видом Ласточкин, как и он, обижен от бога. Активен, деятелен как он. Однако Ласточкин из-за своего внешнего вида имеет комплекс неполноценности. Он об этом открыто говорит. Отличается от Феди и тем, что участвует в наказании Зуха. Несмотря на внутреннее желание сохранить жизнь Зуха, ничего посильного против этого не делает. А Федя применял бы какие-то действия по защите Зуха. Ведь у него сильно развито уважение к человеческой жизни. Этим самым он в повести противопоставляется войне, смерти.

Жизнелюбие оберегает Федю. Он не умирает. Утверждает силу жизни, бережного отношения к жизни и тем самым опровергает слова часового: «У кого оружие, у него и сила».

Образ Феди не имеет прототипа. Он собирательный, вымышленный образ. Однако он, благодаря мастерству М. Карима, воспринимается как реальный человек. Без него повесть «Помилование» была бы неполноценной.

 

Литература

1. Мустай Карим. Помилование. Повести. – Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1994. – 496 с.

2. Мустай Карим. Помилование. Повесть (на башк. яз.). – Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1986. – 496 с.

 

Образ Франко

В повести М. Карима «Помилование» о нем непосредственного говорится мало. Однако образ Франко в ней есть. Его личность раскрывается в судьбах других героев и с помощью тех событий, которые описываются в произведении.

Он представляется жестоким, злым человеком. Из-за него Мария Тереза осталась сиротой. Ее отец погибает на войне против диктатора Франко. В поисках своего мужа исчезает мать.

Из-за Франко Мария Тереза теряет и родину: уезжает в Россию. Здесь приобретает вторую семью, родителей, родину. Однако зло находит ее и здесь. Другой диктатор Гитлер начинает войну против ее второй родины. Из-за него она второй раз остается сиротой. Этот факт свидетельствует о том, что Гитлер и Франко друг от друга сильно не отличаются. Оба – враги народов, человечества.

После убийства Зуха Мария Тереза третий раз становится сиротой. В этом есть не прямая, но косвенная вина Франко. Если бы Тереза не эмигрировала в Россию из-за Франко, судьба ее, может быть, была иной.

Франко воспринимается читателем как властный человек. Ради сохранения власти от готов на все, даже на уничтожение своих подданных. У него отсутствуют человечность, гуманность и другие положительные качества.

Образ Франко играет определенную роль в раскрытии отдельных персонажей и главной идеи повести.

В первой половине XIX в. в Испании, Германии и в России у власти находились диктаторы, из-за чего в этих странах господствовала тоталитарная система. Такая система не естественна. Она губит личность, ухудшает взаимоотношения людей. В таком обществе возникает противоречие между внутренними убеждениями, здравым смыслом человека и его поведением, что демонстрируется в повести М. Карима. Автор с помощью образа Франко показывает наличие такого противоречия в международном масштабе и указывает необходимость борьбы с ним всем миром. Янтимир, Ласточкин, Мария Тереза, Казарян, Зубков, Хомичук – люди разных национальностей и вероисповедений воюют. И Зух горел желанием бороться с этим злом… Многие из них погибают, но побеждают. Побеждают любовь, человечность, гуманность. Сегодня нет Франко, Гитлера, Сталина. Нет и тоталитарной системы в этих странах.

Образ Франко позволяет осуждать войну, тоталитарную систему в международном масштабе.

Прототипом данного персонажа является Франко Франсиско (1892- 1975). Он историческая личность. В 1936 году возглавил военно-фашистский мятеж против Испанской революции, опираясь на помощь, а затем и открытую интервенцию Фашистской Германии и Италии. В 1939 г. после падения республики был провозглашен военной хунтой пожизненным главой испанского государства.

 

Литература

1. Мустай Карим. Помилование. Повести. – Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1994. – 496 с.

2. Мустай Карим. Помилование. Повесть (на башк. яз.). – Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1986. – 496 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: