Образ Ялалетдина в рассказе М. Карима




«Батя Ялалетдин»

Рассказ Мустая Карима «Батя Ялалетдин» написан в 1994 году. «Писал в охотку, с любовью, даже с вдохновением, - отмечал писатель в своем дневнике. – Перед глазами все время стоял Михаил Алексеевич Зайцев. Я пытался описать его детство. Лет десять назад он рассказывал мне о своем детдомском воспитателе».

Этим воспитателем был Ялалетдин Кулыев – главный персонаж рассказа.

Через него автор раскрывает роль педагога в формировании личности. Конечно, эта тема рассматривается и в учебниках педагогики, предназначенных для высших учебных заведений. Однако ни один из них не может сравниться с рассказом Мустая Карима. Писатель просто, доступно учит читателя как работать с детьми. В лице Ялалетдина он создает образ идеального педагога.

Ялалетдин в детдоме работает всего две недели. Однако за такое короткое время добивается поразительных результатов: формировал у детей безграничную любовь к себе – воспитателю; вооружал их идеалом совершенной личности, который, явился для них ориентиром в течение всей жизни.

Мустай Карим раскрывает секреты успешной педагогической работы Ялалетдина. Ялалетдин понимал особенности и закономерности организации воспитания и умело руководствовался ими. Например, он учитывал индивидуальные особенности каждого ребенка, создавал условия для проявления и развития его природных способностей. Это наглядно видно во время экскурсии воспитанников в лес и в гостях у него дома.

Вторым секретом успешной работы Ялалетдина с детьми является правильный выбор и умелое применение методов воспитания. Он, например, заранее сообщает воспитанникам о предстоящих мероприятиях. Дети знали, что по очереди будут ходить в гости к нему домой, что воспитатель научит играть на курае, делать корзинки и т.д. Данный метод обнадеживания связывал настоящее с будущим, ориентировал воспитанников на конкретные цели, обеспечивал готовность к запланированному мероприятию. Уместно применяет Ялалетдин и метод «взрыва». Когда старший сын Валетдин первым кинулся за еду, отец слегка ударил по его руке. Применение этого метода в данной ситуации оправдано: ведь именно в этот момент раскрывается главная идея произведения: не обижай сирот, прояви о них заботу, они больше других нуждаются в ней. Таким образом, он намного усилил восприятие окружающими этой гуманной мысли. Здесь проявляется педагогическая находчивость Ялалетдина. На лицо и писательское мастерство автора. Широко применяется Ялалетдином метод показа. Он показывает личный пример. Даже внешний вид его воспитывает. Дети, первый раз увидев его, испытывали шок. Высокий богатырский рост, густые черные усы, матросская кепка, медаль на груди, деревянная нога впечатляют и располагают детей. И характер Ялалетдина нравится детям. Он простой, честный, спокойный, сдержанный, добрый, уверенный, решительный, храбрый. Честно защищал родину от врагов. Своим примером он вызывает у детей желание быть воспитанным.

Ялалетдин хорошо понимает психологию детей. Знает, чего им не хватает, что им надо. У многих детдомовцев отцы погибли на фронте. Поэтому им не хватает отцовского внимания, любви, заботы. А это может отрицательно сказываться в их развитии. Поэтому Ялалетдин решает в какой-то степени заполнить этот пробел. Он разрешает им обращаться к нему «Батя Ялалетдин». Это достаточно странное словосочетание помогает понять еще одну немаловажную идею произведения – педагог для детей должен быть вторым отцом (или мамой) и свидетельствует о мастерстве Мустая Карима как писателя. Следует отметить, что эта форма обращения не остается пустой фразой, Ялалетдин действительно становится для детей родным человеком.

Воспитанникам детдома не хватает семейного тепла, домашней обстановки. Чтобы восполнить это, Ялалетдин по очереди приглашает их к себе домой. Здесь они чувствуют себя как в родном доме, в своей семье. Хозяева принимают их как своих детей. Жена Ялалетдина Калбинур, показывая на своих родных сыновей, говорит детям, что здесь есть ваши два брата. Ялалетдин признает, что у него 34 детей.

Воспитанникам детдома не хватает свободы. Ялалетдин, в отличие от других работников детдома, не применяет методов запрета, принуждения, наказания, старается воспитывать их в свободной обстановке.

Воспитанникам не хватает хороших воспитателей. Ялалетдин восполняет и этот пробел в их жизни.

У читателя возникает вопрос: откуда у необразованного человека педагогическое мастерство? Мустай Карим своим рассказом отвечает и на этот вопрос: настоящим педагогом Ялалетдина сделала его воспитанность. Воспитанный человек автоматически усваивает педагогику. У него появляется желание воспитывать других. Воспитанный человек любит детей, ответственен, честен, гуманен, уверен, трудолюбив, т.е. у него имеются все качества, необходимые для педагога. Мустай Карим утверждает, что именно такие педагоги должны работать с детьми.

Однако такого готового педагога руководство детдома не принимает: через две недели увольняет. Почему? Рассказ отвечает и на этот вопрос. А причина в разных отношениях Ялалетдина и директора детского дома к педагогической работе. Однако это противоречие не ограничивается взаимоотношениями между этими двумя людьми. Оно отражает конфликт между различными подходами к организации воспитания детей. Ялалетдин олицетворяет гуманный, естественный, правильный подход к воспитанию, а директор символизирует формализм, очкотворительство в педагогической работе. К сожалению, такое противоречие во многих учебных заведениях сохраняется до сих пор, что свидетельствует об актуальности проблем, поднятых Мустай Каримом в этом рассказе. Писатель своим произведением критикует и подготовку педагогических кадров. Такие люди, как директор детдома, воспитательница Федора Тихоновна, имея соответствующее профессиональное образование, не могут организовать эффективную воспитательную работу. А малограмотный Ялалетдин, наоборот, успешно справляется педагогическими обязанностями. Автор этим самым утверждает, что для работы с детьми, одних знаний, образованности не хватает, в первую очередь нужна воспитанность.

Уход Ялалетдина из детдома не означает его поражение. В действительности он - победитель: сумел вооружать детей правильными ориентирами, истинным идеалом. Поэтому его воспитанники, оставаясь в том же детдоме, где педагоги работали не так, как надо, смогли стать настоящими людьми. Миша Куянов, например, впоследствии становится мэром района. Однако эта победа не успокаивает читателя. Рассказ вызывает у него желание очистить воспитательные учреждения от архаизма, формализма и других минусов, мешающих воспитанию детей. В этом содержится значение данного произведения.

О наличии прототипа образа Ялалетдина неизвестно. Однако, учитывая, что произведение написано на основе рассказа реального человека М. Зайцева, можно предположить, что прототип был. Кто он, об этом не сообщается.

Ялалетдин занимает особое место среди многочисленных образов, созданных Мустаем Каримом во все годы творческой деятельности. Он сумел в небольшом рассказе создать яркий, полноценный образ настоящего педагога-самоучки. Создавал его с большой любовью, так как сам и по образованию, и по природе был учителем, воспитателем, относился к педагогам с большим уважением. «Я противник всяких культов – небесных и поднебесных, - писал он. – Но после культа матери я преклоняюсь только перед культом, имя которого Учитель» [М. Карим. Сочинения (в пяти томах). Воспоминания, статьи, беседы. – Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 1999. – С. 468]. В Ялалетдине воплощены и концентрированы основные положительные черты многих героев произведений Мустая Карима, созданных заранее. Тема воспитания, освещенная в предыдущих работах писателя, в образе Ялалетдина находит целостное отражение.

Ялалетдин преподносится писателем как типичный образ, как полноправный представитель простого, талантливого, мудрого народа. Он сам является воспитанником народа и старается давать молодому поколению народное воспитание. Этим он похож на многочисленные прогрессивные педагоги, которые были, есть и будут на российской земле. В то же время Ялалетдин Мустая Карима отличается от других по своему внешнему виду, характеру, методикой воспитания детей, биографией. Чего стоит, например, его разрешение детям обращаться к себе со словом «Батя». Он не только воспитатель и не только Ялалетдин, он – Батя Ялалетдин!

По рассказу сыном писателя И. Каримовым составлен сценарий и совместно с режиссером И. Муллабаевым на сцене Национального молодежного театра Республики Башкортостан имени Мустая Карима поставлен спектакль. Роль Ялалетдина в разное время выполняли артисты этого театра Ильгиз Тагиров, Магафур Усманов, Ирек Булатов.

 

Литература

1. Мустай Карим. Сочинения в пяти томах. Т. 4. Повести, рассказы, воспоминания. – Уфа: Китап, 1998.

2. Батя Ялалетдин. – Уфа: Китап, 1996. – 62 с.

 

Образ Мухтара

Одним из интереснейших образов рассказа Мустая Карима «Батя Ялалетдин» является Мухтар. Он играет важную роль в раскрытии идейного содержания произведения и характера главного персонажа Ялалетдина. Несмотря на то, что в рассказе непосредственно о нем говорится не так много, писателю удалось создать целостный, полноценный образ.

Мухтар – воспитанник детского дома. Среди своих он явно выделяется. Имеет авторитет. Его слушаются. Является лидером коллектива, «атаманом класса». «Он держит нас в кулаке», - говорит М. Куянов.

Как это ему удается? В рассказе дается ответ на этот вопрос. Мухтар – хороший организатор, «мальчик с головой». Знает, как воздействовать на людей, на что обращать первостепенное внимание, обладает умением прогнозировать результаты. М. Куянов говорит, что он среди воспитанников самый строгий, вредный. Однако в этих его словах не отражается образ крутого вожака, который держит всех в страхе. Слова «строгий», «вредный» Куянов произносит с уважением. «Когда мы начинаем шевелиться, означая, что закончили самостоятельную работу, он сидит как будто не замечает. Специально делает, вредный. Укрепляет наши терпения. Любит так делать. А сам способный мальчик. Уроки быстро делает». В этих словах раскрываются основные достоинства воспитанного, ответственного человека, его лидерский статус и уважение к нему со стороны товарищей. Как видно, его авторитет основан на положительные качества. Он - целеустремленный, волевой, ясно представляющий будущее молодой человек. Имеет благородную цель: стать хорошей, полезной обществу личностью. У него есть идеалы, кумиры. Он хочет стать таким человеком, например, как Гарибальди. Поэтому к своей фамилии добавил его имя. И носил это двухэтажное имя с большой гордостью. Гарибальди ему нравится храбростью, честностью, самоотверженностью, организаторскими способностями. Имя Гарибальди его воспитывало.

Мухтар – дитя войны. В военном человеке он видит идеала совершенного, воспитанного человека. А в военное время военные люди больше и сильнее других отражали в себе воспитанность. Они находились в опасных ситуациях, постоянно проявляли героизм, храбрость, сплоченность, терпение. Они защищали родину, родную землю, родных, близких, всех людей. Погибали, стали калеками. Они ненавидели агрессоров, завоевателей, убийц.

Этим объясняется то, что Мухтар часто оперировал военными словами. Когда возник вопрос о том, кто пойдет в гости к Ялалетдину в первое воскресенье, он говорил: «Пока жеребьевку проводить не будем. Первое посещение – это разведка. Команду назначаю сам». Как видно, слова «разведка» и «команда» - военные понятия.

В Ялалетдине он видит реальное воплощение своего идеала. Богатырский рост, медаль на груди, даже отсутствие одной ноги напоминают ему образ, на которого он хотел бы быть похожим. Поэтому он принимает его сразу, восхищается, уважает, любит. В Ялалетдине он находит черты характера всех своих идеалов. Поэтому появление Ялалетдина в детдоме, в жизни Мухтара – это величайшее событие, значение которого неоценимо для него. Под его влиянием он преобразуется.

Мухтар развивался подобно своим кумирам. И сам стал для товарищей своеобразным идеалом. Не зря Изя «присвоил» ему самое высшее военное звание – генералиссимус.

Мухтар умеет отличать хорошее от плохого. За доброту отвечает добром, плохие поступки вызывают у него осуждение, т.е. адекватно реагирует на события, что свидетельствует о его воспитанности. Ялалетдин ему представляется символом доброты, человечности. Поэтому он по отношению к нему хочет совершать добрые дела. Добрым делом является его правильное поведение, повседневная помощь педагогу в воспитательной работе. Кроме того он предлагает наградить Ялалетдина почетным званием. «Батя Ялалетдин ходит в рядовых матросах. Это не хорошо. Ему надо дать высокое звание», - говорит он. После коллективных дискуссий он предлагает присвоить ему самим придуманное звание «Адмирал Нахимов». Конечно, главной его благодарностью к Ялалетдину была любовь к нему. Она играла большую роль в его формировании как личность. Мухтара отличают сдержанность, тактичность, умение поступать с учетом реальной обстановки. Это проявляется во всем. Когда они пришли в гости к Ялалетдину, он поздоровался с хозяевами, сняв шапку, демонстрируя свое уважение. Не доел картошку. Таким образом, он показал хороший пример. Мустай Карим представляет Мухтара честным, справедливым человеком. При первой же встрече с Ялалетдином он говорит, что нет места обману, кто обманывает, у него уши краснеют. При этом он как будто утверждает, что обман не соответствует природе человека. Его справедливость демонстрируется и в картине выбора кандидатов для поездки в гости к Ялалетдину. Он берет тех людей, кто больше всех заслуживает. При этом учитывает их способности, воспитанность. Тем самым первую поездку использует как поощрение. Он как лидер действует на основе демократических принципов. Учитывает мнение других, сравнивает разные подходы, решения принимает коллегиально. Даже себя ставит на голосование. Во всем этом проявляется справедливость Мухтара. Мухтара возвышают перед товарищами и его смелость, решительность. Он во многих случаях первым совершает решающие поступки. Это он первым обратился к Ялалетдину со словом «Батя».

Все эти черты характера ставят Мухтара в особое положение: он становится негласным, общественным помощником Ялалетдина, его правой рукой в воспитании детдомовцев. Не зря его фамилия Ишбулдин, что означает «иш булды», как будто «нашелся помощник». Писатель, наверное, специально дал ему такую фамилию, чтобы более понятным сделать его предназначение в рассказе.

Он и до Ялалетдина был лидером. Но с появлением Ялалетдина у него лидерские способности начали раскрываться в полную силу. Он у него плодотворно учился управленческой, педагогической деятельности. Ялалетдин специально учил его быть лидером. «Тебе надо быть особенно аккуратным, за тобой другие идут», - говорил он ему.

Мухтар – Ялалетдин в миниатюре. Он во многом похож на Ялалетдина, и читатель немножко успокаивается, поняв, что после вытеснения Ялалетдина из детдома, в нем остается человек, который может продолжить его работу. У Мухтара есть даже внешнее сходство с Ялалетдиным. У обоих, например, имеются некоторые физические недостатки. Ялалетдин хромает, Мухтар – косоглазый. Эти детали писатель, на наш взгляд, специально применяет. Применяет не только для подчеркивания их близости, сходства, но и для того, чтобы дети никогда не стеснялись своих физических дефектов, а были всегда уверенными, настойчивыми, целеустремленными и т.д. Это очень важно в коллективе детдомовских воспитанников, где сироты из-за отсутствия родителей могли чувствовать себя ущемленными.

В образе Мухтара Мустай Карим демонстрирует действенную роль воспитания в жизни человека, о его силе. Дает информацию, о том, что не все педагоги, не все педагогические коллективы плохи, как в данном детдоме. Есть прекрасные воспитатели, как Ялалетдин, и в других учреждениях. Для этого в рассказе бегло упоминается о том, что Мухтар, когда-то попал в детскую колонию и успешно перевоспитывался.

Мухтар, как и Ялалетдин, - выразитель осуждения неправильной работы педагогов детдома. Этим они помогают формировать у читателя правильное представление о настоящих педагогах, о том, как нельзя работать с людьми.

В рассказе в отличие от М. Куянова, не говорится о дальнейшей судьбе Мухтара. В этом нет и необходимости. Писатель вооружает читателя достаточным материалом для догадки, воображения о его дальнейшей жизни. Ведь Мухтар прошел большую жизненную школу, перевоспитывался, имеет правильные идеалы, хороший характер. Поэтому он, безусловно, нашел себе достойное место в жизни. Можно предположить, что он стал большим и уважаемым военным человеком. А может быть, прекрасным педагогом как Ялалетдин.

В спектакле по этому рассказу, подготовленном по сценарию сына Мустая Карима И. Каримовым и представленном в Национальном молодежном театре Республики Башкортостан имени Мустая Карима, роль Мухтара исполняли Зульфар Ахметов, Роберт Камалов.

 

Литература

1. Мустай Карим. Сочинения в пяти томах. Т. 4. Повести, рассказы, воспоминания. – Уфа: Китап, 1998.

2. Батя Ялалетдин. – Уфа: Китап, 1996. – 62 с.

 

Образ М. Куянова

Главным героем рассказа является Ялалетдин. Однако и Мишу Куянова трудно назвать второстепенным персонажем. Не только из-за того, что в рассказе освещается вся его жизнь, что произведение посвящено его прототипу, а из-за его роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Он отражает в себе основные проблемы тогдашнего времени: сиротство, бедность, незащищенность и т.д. Без М. Куянова невозможно понять Ялалетдина, а без Ялалетдина – М. Куянова. Ведь воспитанник - зеркало своего воспитателя. В нем содержатся мастерство, отношение к работе, характер педагога. Поэтому и М. Куянова можно назвать вторым главным персонажем рассказа.

Внутреннее состояние человека, его характер в какой-то степени отражается во внешнем виде. Мустай Карим в своем творчестве умело использует эту связь для раскрытия внутреннего мира образов. М. Куянов представляется самым маленьким среди других не только по возрасту, но и по внешним данным. «Когда увидел тебя первый раз, - рассказывает ему Ялалетдин спустя много лет, - я испугался, подумав, что все твои кости разрушатся». Такое положение автоматически ставит М. Куянова в центр рассказа. Ведь он сильнее других испытывал трудности военных лет, поэтому больше всех нуждался в заботе, внимании, любви. Ялалетдин, как настоящий воспитатель, с первого взгляда понимает это и старается облегчить его положение, сделать его крепким, твердым, самостоятельным. Он его ставить на первое место. Первую конкретную неотложную помощь оказывает ему: шьет рубашку, в гостях разрешает первым тянуться к пище. Этим самым Ялалетдин направляет внимание окружающих и читателя на слабые, беспомощные люди, которые больше всех нуждаются в поддержке и тем самым способствует формированию у них доброты, человечности. Такая педагогическая работа дает плоды: Миша становится самостоятельным, добрым, честным человеком. Писатель в первой же строке рассказа его называет «большим человеком». «У меня есть друг. Уважаемый человек. Большой человек. Зовут Михаил», - пишет он.

Характер М. Куянова начинает раскрываться в первом же абзаце рассказа. «…Две особенности сразу приметны в повадках Куянова – стеснительность и решительность. А приглядеться: решительность у него учтивая, деликатность – неробкая», - говорится в нем. Чуть ниже отмечается, что он не такой уж разговорчивый. М. Куянов – скромный человек. У него нет высокомерия, зазнайства, искусственности. Будучи большим начальником – председателем совета одного из районов города, он ходил по организациям и учреждениям без всякого сопровождения местных руководителей. Он добрый, заботливый. «В чем нуждаешься, батя? – спрашивает он Ялалетдина. – Скажи, по возможности помогу. Хотя не большой, но все же я - представитель власти». Это свидетельствует о его доброжелательности, готовности помочь людям. Ему характерны еще такие черты, как эмоциональность, нежность. В рассказе он три раза плачет. Все эти случаи связаны с потерей. Первый раз плакал тогда, когда во время игры нечаянно порвал рубашку. Рубашка для сироты, тем более в то время, была дорогим удовольствием. Конечно, здесь присутствовал и страх. Педагоги в таких случаях обычно детей ругали. Он обвинял и себя за неосторожность, за небережливость. Все это вызывало слезы. К счастью, этот плач долго не продолжался. Потому что рядом находился человек, понимающий его - Батя Ялалетдин. Это событие имеет педагогическое значение. Оно позволил ребенку почувствовать вкус доброты, вызывал желание быть добрым. Второй плач Миши связан с уходом Ялалетдина из детдома. Плакал он, обняв его деревянную ногу. Этот плач по сравнению с предыдущим намного эмоциональнее. И в этом случае на помощь приходит Ялалетдин. Словами «Миша! Дети! Давайте расстанемся без слез как мужчины, моряки. Моряки не плачут» он успокаивает их, учит достойно встречать жизненные трудности. Третий раз он плачет во время похорон Ялалетдина. «Не только дети, внуки, многие люди плакали. Я долго не смог остановить слезы. Он не велел нам плакать даже тогда, когда ужалит змея. Эта боль разве может сравниться этим?», - говорит М. Куянов. Этот третий плач намного сильнее, чем предыдущие. Потеря Ялалетдина – большое горе для М. Куянова. Однако интересно то, что и в этом случае на помощь приходит Ялалетдин. Не зря в этот момент Куянов вспоминает его слова: «Не плачьте, даже тогда, когда змея ужалит». По- другому эта фраза означает: «не падайте духом». В рассказе его слова: «Миша, не падай духом!» повторяется несколько раз. Писатель, последовательно усиливая переживания М. Куянова таким образом, укрепляет его характер. Последний плач, вызванный со смертью Ялалетдина, происходит тогда, когда его воспитанник М. Куянов уже стал зрелым, самостоятельным. Учитель со своей смертью как будто извещает полную зрелость своего ученика. А писатель с помощью этой картины, наверное, объясняет читателю мысль о том, что хороший учитель однажды передает эстафету своему воспитаннику. Нежность, эмоциональность, проявляющиеся в вышеуказанных ситуациях, подтверждают слова М. Куянова, приведенные в начале рассказа: «Несмотря на то, что понятие «дети детдома» означает агрессивность, решительность изнутри они не решительные, стеснительные».

М. Куянов мудрый. Услышав от Ялалетдина об истинных причинах ухода его из детдома, он сказал: «Сегодня я вышел из детства, стал… мудрым». Он ненавидит глупость и бессердечность. «Рассказ Ялалетдина Кулыева для меня показался как обвинительный приговор. Кому, за что этот приговор? Наверное, глупости и бессердечности», - говорит он. Некоторые черты характера М. Куянова отмечаются самим Ялалетдином. «Слава богу, дети наши воспитаны, искренни», - говорит он. Здесь можно догадаться, что речь идет и о Куянове. Потому что Ялалетдин его называет сыном.

Ялалетдин обеспечил его и других воспитанников идеалом. Таким идеалом в первую очередь был он сам. Куянов в нем увидел по-настоящему воспитанного человека. Его образ служил ориентиром для него всю жизнь. Не зря он говорит, что «стук его деревянных ног я слышал всю жизнь». Во-вторых, М. Куянов перед Ялалетдином всю жизнь ощущал себя маленьким человеком. Старался подниматься на его уровень. Это его развивало. Даже через много лет, встречая Ялалетдина, сравнивает его с медведем – хозяином леса. «Старый богатырь, хромая, вышел из своей будки, словно медведь – из своей берлоги», - говорится в рассказе. Как будто происходит встреча медведя с зайцем. М. Куянову, достигшему больших высот в жизни, в карьере, Ялалетдин все еще кажется великим, идеальным. Иначе и не может быть: ведь Ялалетдин – батя, а батя всегда воспринимается детьми таким. В-третьих, М. Куянов всю жизнь считал себя должником перед Ялалетдином и старался оправдать его педагогические, отцовские усилия, надежды. «Я ведь работу выполнил не для себя, а для Бати Ялалетдина», - говорил он. Следует отметить, что стремление обрадовать другого человека, желание оправдать его доверие – большая воспитательная, развивающая сила. Такой человек вырастает добрым, полезным, не бывает эгоистом.

Роль Ялалетдина в формировании личности М. Куянова проявляется во всем. Он старается делать все, чтобы М. Куянов и другие воспитанники не чувствовали себя сиротами. Старается создавать домашнюю обстановку в детдоме. Разрешает обращаться к себе со словом «Батя». В этих же целях приглашает детей к себе домой в гости. Все это сильно влияет на характер М. Куянова. Он в этой домашней обстановке встречается с гостеприимством, теплотой человеческих отношений, с доброжелательностью. Домашняя обстановка, возникшая благодаря усилиям Ялалетдина, напоминает ему родительский дом, свое детство. В гостях он чувствует материнскую любовь. «Круглолицая, с густыми, черными бровями, стройная Калбинур апай провожала нас, матерински погладив по спине, - думает он. – Материнские руки, наверное, бывают такими».

В формировании личности М. Куянова, несомненно, есть и роль этой женщины. Она, запечатлелась в его памяти навсегда, олицетворяя добрую женщину, материнскую любовь. Не зря М. Куянов, уже достигнув зрелого возраста, говорит: «Я ее звучный голос до сих пор слышу».

В формировании характера М. Куянова есть роль и Мухтара Гарибальди. Он олицетворяет воспитанность, пользуется авторитетом среди своих товарищей и имеет педагогическую власть над ними. М. Куянов к нему относится с уважением, что благоприятно отражается на его характере.

На формирование характера, как правило, влияют и отрицательные поступки, недостатки, ошибки окружающих. В большинстве случаях они негативно сказываются в характере. Мустай Карим в этом рассказе показывает их положительное влияние на М. Куянова. Такое происходит тогда, когда воспитываемый человек, зная их ошибочность, сопротивляется их воздействию. Учится на чужих ошибках, старается не повторять их. В рассказе воспитательница Федора Тихоновна и директор детдома как раз являются носителями некоторых ошибок, недостатков. В лице воспитательницы осуждается слабость, отсутствие настойчивости, целеустремленности. В образе директора критикуется педагогическая безграмотность, не знание психологических особенностей сирот, бесчеловечность и т.д. От этих недостатков страдают Ялалетдин и воспитанники. В то же время эти страдания помогают осознать отрицательное влияние ошибочных действий на психику других и позволяют сделать полезные выводы.

Противоречие между Ялалетдином, воспитанниками, с одной стороны, и директором, с другой, является достаточно серьезным. Ялалетдин старается избавлять детей от ощущения сиротства. Он и с немцами воевал, защищая детей, родителей, семей. После войны заменяет детям отца, создает домашнюю обстановку в детдоме. А директор, уволив его с работы, неосознанно, продлевает у детей сиротство. Тем самым он становится в один ряд с врагами, лишивших этих детей родителей.

М. Куянов и другие воспитанники тяжело воспринимают расставание с Ялалетдином. Однако и эти отрицательные переживания служили правильному воспитанию детей. Дети получили возможность сравнивать разных людей, научились самостоятельно оценить их, на основе чего делать правильные выводы.

Неправильные поступки директора не смогли отрицательно влиять на характер М. Куянова и других воспитанников: они нейтрализовались положительными воздействиями Ялалетдина, Калбинур, Мухтара -Гарибальди.

Детский дом в рассказе воспринимается читателем как самостоятельный литературный образ. Он в трудное время взял под свое крыло сирот, спас их от голода и холода. Детдом встретил их с Ялалетдином, друг с другом. Поэтому детдом своим существованием, предназначением, также повлиял на характер М. Куянова. Не зря он всю жизнь скучает по нему, как скучают по самым близким и дорогим людям. «У этого немногословного человека детдом был самой любимой темой воспоминаний»,- говорится в рассказе.

Образ М. Куянова имеет прототип. Им является известный, солидный человек. Его хорошо знают не только в Башкортостане, но и по всей Российской Федерации. Он воспитывался в детском доме, впоследствии стал «большим человеком», «дорос до должности мэра столицы республики, спикера республиканского парламента, стал российском сенатором». Наличие прототипа, причем в лице известного, уважаемого человека, делает рассказ «Батя Ялалетдин» более реальным, восприимчивым. К тому же жизненные пути, характеры М. Куянова и реального М. Зайцева в основном совпадают. По мнению его друга, коллеги по работе А. Валитова, «именно в детском доме выявился бойцовский характер Михаила и такие человеческие качества, как доброта, сострадание к людям, желание помочь им».

М. Зайцев оправдывает надежды своего педагога Ялалетдина. Он во многом повторяет его в поведении, отношениях, поступках, вообще в образе жизни. Он такой же добрый, отзывчивый, внимательный, трудолюбивый, ласковый, принципиален. Ему не нравится то, что не нравится Ялалетдину. Он, как Ялалетдин, встречался в жизни с серьезными препятствиями. А. Валитов приводит следующий случай из его жизни, который доказывает его принципиальность, смелость, доброту. «Мне кажется, здесь еще надо сказать о принципиальности и справедливости Михаила Алексеевича. Не всем, думаю, известен случай, произошедший в свое время на бюро Кировского райкома партии, где рассматривалось персональное дело бывшего заведующего финхозотделом обкома КПСС Миннуллы Гареева. Сверх было дано указание исключить его из партии якобы за недоплату взносов. У членов бюро уже было мнение последовать такому «совету», но М.А. Зайцев выступил против, настаивая на более мягком наказании. «Наказ» верхов не был выполнен. Правда, заседание бюро собрали вновь, «позабыв» пригласить на него отказника, а Зайцеву припомнили строптивость, вычеркнув из списка представленных к награждению орденом».

Даже смерти литературного героя и Зайцева похожи. Ялалетдин умирает в рабочем кабинете своего воспитанника, М. Зайцев – на летном поле.

Значение образа М. Куянова большое. Писатель через него показывает процесс формирования настоящей личности, процесс превращения детдомовской сироты в большого человека. Раскрывает методику воспитания таких людей. Рассказ учит преодолевать трудности, вызывает у читателя такие черты, как уверенность, оптимизм, целеустремленность, настойчивость, благородство, честность и т.д.

М. Куянов учит нас ценить дружбу между людьми, народами, нациями. Писатель переводит фамилию прототипа на башкирский язык, подчеркивая, что этот герой принадлежит и башкирскому, и русскому народам. Читателю известно, что прототип Куянова М. Зайцев имеет корни в Белоруссии, родился и вырос в башкирском районе, служит многонациональному народу республики, страны. Интернациональное значение образа усиливается и тем, что он – М. Зайцев-Куянов называет Ялалетдина – башкира «батей», т.е. отцом.

Еще одно немаловажное значение образа М. Куянова в том, что он, поднимаясь на высокий уровень совершенства, становится, как Ялалетдин, идеалом для других. Этот аспект личности М. Куянова усиливается прототипом: М. Зайцев становится почетным гражданином Уфы. Им восхищаются все, в том числе великий писатель – Мустай Карим, называя его «большим человеком» и другом.

 

Литература

1. Мустай Карим. Сочинения в пяти томах. Т. 4. Повести, рассказы, воспоминания. – Уфа: Китап, 1998.

2. Батя Ялалетдин. – Уфа: Китап, 1996. – 62 с.

Бәйән дә, документаль повесть та түгел… Әкиәт

«Мөжәүир хәҙрәт» китабын яҙыр алдынан Лира Әхмәт-Яҡшыбаева Сибай ҡалаһында йәшәүсе һикһән йәшен үткән Үлмәҫбикә Ҡәҙерғолова менән кәңәшләшә.

- Китап сығарыуға хәҙрәттең рухы ризамы икән? – тип һорай ул унан.

- Риза булмаған ҡайҙа ул! …Риза ул, риза! Һиңә фатихаһын да биреп яталыр әле! …Китабыңды тиҙерәк сығар! Уны бөтә халыҡ көтә», - тип яуап бирә әбей [2, б. 402].

Мөжәүир хәҙрәттең улы Мөхәммәт авторға: «Атайым төшөмә инде лә…, әллә ниндәй туннелдәр аша осороп, мине һинең яныңа ҡалдырып китте», - ти.

«Мөхәммәттең төшөн әүлиә олатайҙың миңә ошо китабымды яҙырға фатиха биреүелер, тип аңланым», - тип яҙа Лира [2, б. 7]

Китап 2004 йылда донъя күрә. Автор раҫлауынса, ул Мөжәүир хәҙрәттең үҙенә лә оҡшаған. Лираның төшөнә инеп: «Һиңә рәхмәт әйтергә килдем, Табын балаһы! Ырыуҙаштарымдың мине мәңге онотмаҫын белә инем. Әммә һинең, бүтән ырыу затының, мине былай ҙурлауын көтмәгәйнем», - тигән [2, б. 293].

Әлеге көндә был китаптың ете баҫмаһы донъя күрҙе [2, б. 297]. «Иң яҡшы башҡорт китабы» тигән республика конкурсында ул беренсе урынды яуланы» [2, б. 9].

Китапта һүҙ «Манһыр әүлиәһе, халыҡ табибы, күрәҙәсе һәм дин әһеле Сиражетдинов Мөжәүир Уйылдан улы (1876-1967) хаҡында» бара [2, б. 164].

Һүҙлектәр аңлатыуынса, әүлиә (провидец) – человек, который может провидеть, ясновидец [3]. Бындай һәләт бик һирәк кенә кешеләргә бирелә икән. «Әүлиәләр 10-11 мөсәлгә (120-130 йыл) бер генә тыуа», - ти автор [2, б. 172].

Мөжәүир үҙенең әүлиә икәнен ун бер йәшендә белә. «Бала сағында йәйғор нуры аша уға Алла Тәғәләнең суфый шәйехтәренә, әүлиәләргә һәм изгеләргә Юғарынан бирелә торған тәбиғи һәләт – кәрәмәт бирелә» [2, б. 164]. «Миндә ниндәйҙер илаһи ҡөҙрәт бар. Ул миңә йәйғор аша бирелде», - ти Мөжәүир [2, б. 178].

Лира Әхмәт-Яҡшыбаева Мөжәүир хәҙрәтте тәбиғәттән дә көслө зат тип иҫәпләй. Ул тәбиғәт менән идара итә ала. Әҫәрҙә быны раҫлаусы миҫалдар етерлек. Шуларҙың ҡайһы берҙәрен һанап китергә була.

Лира Әхмәт-Яҡшыбаева Манһырға барышлай йыуа, ҡуҙғалаҡтар эҙләп ҡарай. Элек ер ябып ултырған шифалы үләндәрҙең еҫе лә, еле лә күренмәй. Шул саҡ Мөжәүир хәҙрәттең улы Хәмидун осрай. Күтәреп алған тоғон сисә лә Лираға йыуалар, ҡуҙғалаҡтар сығарып бирә. «Ҡайҙан йыйҙығыҙ һеҙ быны. Беҙ күпме эҙләһәк тә тапманыҡ», - тигәс, Хәмидун: «Атайым һеҙҙе шаяртҡан икән. Ыҙалап йыйып йөрөмәһен китап яҙыусы Лира ҡыҙым, әҙеренән алһын», - тигән. – Ул беҙҙе лә шулай мәрәкәләп ала»[2, б. 8-9].

Бынан аңлашыуынса, Мөжәүир хәҙрәт йыуаларҙы, ҡуҙғалаҡтарҙы теләһә үҫтерә, теләмәһә - юҡ икән.

Мөжәүир хәҙрәт ямғыр ҙа яуҙыра ала. «Кәрәк саҡта ямғыр яуҙырғым килә, - ти ул дуҫы Ғибаҙуллаға.

- Теләп кенә ямғырҙы яуҙырып булмайҙыр ул, малай.

- Була.

- Нисек?

- Хәҙер ҡарап тор.

Мөжәүир тыны менән артып алырҙай булып баш осонда өйөрөлгән бер аҡһыл ғына болотҡа текләне. Балаларса һамаҡлап та алды:

Ямғырым, яу, яу,

Иген үҫһен тау-тау!

Ышанһаң – ышан, ышанмаһаң – юҡ, баяғы болот ҡайнап, ҡабарып күк йөҙөн ҡаплап алды, һәм күкрәп ямғыр яуа ла башланы. Мөжәүирҙең кәрәмәт тыуҙыра алыу һәләтлегенә ы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: