То, что видится здесь как мир, есть только ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, КОТОРОЕ проявляется как мир, не претерпевая изменений в СОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ. ОНО кажется тем, чем ты думаешь, ОНО является в определённом месте и времени. Все эти кажущиеся проявления возникают в уме как понятия, ум есть Сознание. Потому проявления являются фальшивыми и нереальными. Концепции, или понятия, скрытые обусловленности и тенденции и живое существование (индивидуальное Сознание) не отличны от БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ, и если даже они ощущаются, они - по-прежнему нереальны, реальна - в них только реальность БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ. Поэтому, когда уходит нереальное понятие, остаётся Освобождение. Однако невозможно сказать, что эти миры носятся в воздухе здесь и там, потому что они - неверные понятия, а БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАИЕ и - их ОСНОВА и ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
- Опиши форму, природу и местонахождение индивидуального Сознания и Его отношение к ВЫСШЕМУ СОЗНАНИЮ, - спросил Рама.
Васиштха ответил:
- БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ известно как индивидуальное, когда ОНО осознаёт СЕБЯ как объект благодаря СОБСТВЕННЫМ понятиям. ОНО также известно как ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ. Это индивидуальное Сознание не является ни субатомной частицей, Оно - ни плотное и физическое, ни пустота и ничто ещё. ВЕЗДЕСУЩЕЕ ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ называется индивидуальным Сознанием, когда ОНО ощущает СОБСТВЕННОЕ существование. Оно - более тонко, чем атом и при этом больше самого большого. Это есть всё и Оно является чистым Сознанием. Это называется мудрыми индивидуальным Сознанием (Душой). Какой бы объект ни ощущался здесь, он - собственное отражение, ощущаемое им таким образом. Что бы Оно не думало время от времени, то Оно и ощущает тогда и там. Такое ощущение - суть индивидуального Сознания, как движение есть суть ветра. Когда такое ощущение прекращается, индивидуальное Сознание становится БРАХМАНОМ.
|
Из-за Своей сознательной природы, индивидуальное Сознание поддерживает понятие об Эго, и создаёт время, пространство, движение и материальность и действует в теле и через тело. Затем Оно осознаёт эти нереальности в Себе, как если бы они были реальными, как человек во сне видит собственную смерть. Забыв Свою природу, Оно затем отождествляется с Собственными неверными понятиями. Оно входит в случайное отношение с пятью чувствами и ощущает их действие, как если бы такое ощущение было Его собственным. Оно сияет, как Сознающее Присутствие и как Космическое Существо с этими пятью чувствами. Оно - по-прежнему тонко, мелко и разумно, и является первой эманацией из Высшего Существа.
Этот Индивидуум возникает Сам, растёт, гниёт, расширяется и сокращается, а потом прекращает существование. Он имеет сущность понятия, или мысли и, будучи тонким, Он известен как Пуриястака (восьмисторонний город). Это тонкое Существо - мало и велико, проявлено и непроявлено, и наполняет всё снаружи и изнутри. У Него восемь конечностей — пять органов чувств и Разум как шестое чувство, Эго и существование-с-несуществованием. Им были напеты все Веды. Он установил правила поведения. Всё это существует и до сих пор.
Его голова - выше всего, Его ступни - тридесятое царство, пространство - Его живот, все миры - Его бока, вода - Его кровь, горы и земля - Его плоть, реки - Его кровеносные сосуды, стороны света - Его руки, звёзды - Его волосы, космические потоки - Его дыхание, Его жизненный свет - лунная сфера и Его Разум - совокупность всех понятий. Его сознание - ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ.
|
Из этого Космического Индивидуума, или индивидуального Сознания, возникают другие индивидуальные Сознания и распространяются по трём мирам. Брахма, Вишну, Рудра и другие - Его умственные создания. Проявления Его мыслеформ - это боги, демоны и небожители. Индивидуальное Сознание возникает из Сознания и это - Его местонахождение. Тысячи таких космических существ возникают, возникали и возникнут в будущем.
Природа этого Космического Индивидуума - понятие (или концепция, мысль и т. д.). Какое бы понятие не возникло в Нём, оно кажется воплощённым в пяти элементах в космическом пространстве. Потому, что бы ни казалось созданным, рассматривается мудрым, как продолжение понятий. Космический Индивидуум является изначальной причиной для этого кажущегося мира, и результат имеет ту же природу, как и Причина.
Но всё это происходит в СОЗНАНИИ, и ОНО - не бессознательно. Все существа (от червя до Рудры) возникают из изначального понятия, как дерево вырастает из семени. Хоть эта Вселенная выросла, таким образом, из субатома, рост или эволюция основан на ИНТЕЛЛЕКТЕ. Как Космическое Существо проявилось в виде этого космоса, также все вещи стали существующими, до атома.
Но на деле нет ничего большого или маленького. Какое бы понятие ни возникло в Сознании, оно ощущается как реальное. Разум возникает в лунном элементе, и луна создаётся Разумом. Таким же образом, одно индивидуальное Сознание является источником других индивидуальных Сознаний. Мудрый считает индивидуальное Сознание сущностью спермы. В ней скрыто блаженство Сознания, которое Оно ощущает как независимое от Себя. Здесь возникает в Нём Его идентификация с пятью элементами, без причины. Но индивидуальное Сознание продолжает быть индивидуальным Сознанием, на деле Оно не ограничено этими элементами, Оно - внутри и снаружи этих элементов и их объединения, называемого телом. За завесой Своей идентификации с этими элементами, Оно не видит Собственную СУЩНОСТЬ, как рождённый слепым не может увидеть свой путь. Освобождение, или Мокша, - это разрушение этого невежества и осознание независимости индивидуального Сознания от этих элементов и Эго.
|
Человек должен стараться быть джняни (человеком мудрости, или восприятия), а не псевдо-джняни. Кто - такой псевдо-джняни? Псевдо-джняни изучает Писание для удовольствия или дохода, как скульптор, изучающий искусство, и он не живёт согласно учению. Его знание Писаний не отражается на его жизни. Он более заинтересован в приложении этого знания для улучшения своего физического благополучия и чувственного счастья. Потому даже глупец - лучше псевдо-джняни.
Мудрость является осознанием Себя, другие формы познания - только отражения. Человек должен работать в этом мире, насколько необходимо, чтобы заработать честное существование. Человек должен есть для поддержания своих жизненных сил. Человек должен поддерживать собственную жизненную силу только для достижения осознания. Он должен вопрошать (исследовать, наблюдать) о СУТИ и познавать то, что освобождает его от страданий.
Тот является человеком мудрости (джняни), кто не обращает внимания или забывает о последствиях действий, потому что он - утверждён в осознании Себя и игнорирует и индивидуализированный ум, и его объекты. Тот является джняни, чья обусловленность была удалена. Его Интеллект - свободен от искажений. Его знание - таково, что не приводит к перерождению. Он занимается простыми действиями еды и одевания и другими подобными спонтанными и соответствующими действиями, которые - свободны от желания и умственной активности.
Разнообразные существа не имеют цели для появления в жизни или продолжения существования. Они не являются реальными сущностями, хоть и кажутся таковыми. Причинные отношения возникают позднее, чтобы рационализировать это нереальное создание. Есть ли цель у появляющегося миража? Пытающиеся найти причину для появления этих оптических иллюзий пытаются прокатиться на плечах внука сына бесплодной женщины. Единственной причиной для этих оптических иллюзий, или иллюзорных проявления, является невосприятие, поскольку они пропадают, если к ним присмотреться. Когда иллюзии исследованы и восприняты, оказывается, что это – ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, но когда они воспринимаются через ум, возникает обусловленное индивидуальное Сознание. Это - Сознание, если его исследовать и наблюдать, является ВЫСШИМ СОЗНАНИЕМ. Когда это ухватывается умом, тогда оно кажется индивидуальным Сознанием, подвергающимся изменениям, рождению и гниению и т. д. Те, кто имеет ощущение Космического Существа, не воспринимают многообразие, даже когда своими глазами видят мир. В их уме, даже когда он работает, нет беспорядочного движения мыслей, и поэтому их ум является не-умом, в котором нет движения мысли. Их поведение случается само, без участия их воли, как сухой лист несётся по ветру.
Глупец, связанный обусловленностями, восхваляет действия, запрещённые Писаниями, потому что он - не пробуждён. Его чувства гоняются за своими объектами. Мудрый, однако, успокаивает чувства и остаётся Собой в Сознании. Нет бесформенного золота и нет БРАХМАНА, лишённого проявлений. Однако Освобождение есть удаление концепции создания, или проявления. В конце этого космического цикла творения, во время периода разрушения, существует только тьма, покрывающая всё творение, и, тем не менее, в глазах мудрых Вселенная окутана реальностью БРАХМАНА. Океан является единой однородной единицей, несмотря на разнообразие и движение внутри него, и так же есть БРАХМАН, КОТОРЫЙ включает в СЕБЯ всё это многообразие и движение. Существует мир внутри Эго и Эго внутри этого создания, они - неразделимы. Индивидуальное Сознание видит это создание внутри Себя, без причины или мотивации. Браслет является золотом, когда браслет не видится как браслет, он прекращается и остаётся одно золото. Так видящие ИСТИНУ не живут, оставаясь живыми, не умирают, умирая, и не существуют, существуя. Их действия совершаются без участия их воли и являются функциями тела.
В каждом теле существует индивидуальное Сознание, Оно кажется тяжёлым и большим в тяжёлых и больших существах, и лёгким и тонким в малых. Создавая треугольник («тело-душа-я»), туда входит «я» в собственном понятии, и потому что оно («я») сознаёт себя, оно верит, что оно является телом, хотя оно - нереально и только кажется реальным. В этом треугольнике, являющимся оболочкой кармы, индивидуальное Сознание существует в теле, как запах существует в цветке. Как солнечные лучи светят по всей земле, это индивидуальное Сознание распространяется и светит во всём теле.
Хоть это индивидуальное Сознание находится повсюду и снаружи, и изнутри, Оно имеет особую идентификацию с жизненной энергией, и семенная жидкость считается Его обителью. Так Оно существует в центре каждого существа, и что Оно задумывает, то Оно и ощущает. Но пока Оно не оставит все движения мысли и не станет не-умом, Оно не достигает мира и спокойствия и не прекращает развлекаться фальшивым понятием «я - то-то и то-то». Потому, хоть ты можешь всё ещё продолжать развлекаться мыслями и чувствами, если «я», или эго, в тебе прекратилось, ты будешь подобен пространству и будешь всегда в спокойствии.
Есть такие мудрецы, которые живут и действуют в этом мире, как если бы они были статуями. Их органы действия действуют, хоть мир не затрагивает их Сознания. Кто живёт здесь, подобный пространству, незатрагиваемый действиями, которые происходят в нём, освобождается от привязанностей и достигает свободы.
Кто не оставляет своих убеждений в существовании многообразия, продолжает страдать. Кто - счастлив от любой одежды, одетой на него, от любой еды, данной ему и любым пристанищем, предложенного ему, сияет подобно императору. Хоть и кажется, что он живёт обусловленной жизнью, но он - необусловлен, потому что внутри он - свободен и пуст. Хоть и кажется, что он - активен, он не стремится ни к чему, а действует, как в глубоком сне. Нет никакой разницы между глупцом и мудрым, знающим ИСТИНУ, кроме того, что последний свободен от ума. То, что кажется миром для ума, видится как БРАХМАН мудрому.
Чтобы ни казалось здесь существующим, существует, распадается и появляется снова, но ты - то, что не имеет ни рождения, ни смерти. Когда осознание Себя возникает в тебе, этот кажущийся мир бессилен произвести на тебя какое-нибудь впечатление, как из прожаренного семени не вырастает растения. Такой человек остаётся в СЕБЕ (ВЫСШЕМ СОЗНАНИИ), будь он активным или не активным. Только тот, в ком стремление к удовольствиям прекратилось, ощущает спокойствие.
Без желания и украшательств, свободный от обусловленностей, встань и иди к Высшему состоянию, как сделал Манки.
Твой предок Аджа пригласил меня как-то на религиозную церемонию. Когда я спустился с высоты, чтобы присутствовать на церемонии, я попал в лес, пыльный и жаркий. Пока я пытался пройти через этот лес, я услышал жалобы путника: «Как это солнце сжигает всё, так плохая компания способствует только страданиям и грехам. Я пойду в деревню и отдохну там».
Когда он был готов войти в следующую деревню, я сказал: «Добро пожаловать, странник, не нашедший верного пути. Ты не можешь найти удовлетворения в этом месте, населённом глупцами, как ты не можешь утолить жажду солёной водой, которая жажду только усилит. Глупые бродят бесцельно и выбирают неверные пути. Они не занимаются исследованием (наблюдением) своей СУЩНОСТИ, и не отказывают себе в нехороших действиях. Они действуют как машины. Лучше быть змеёй в тёмной пещере, или червём в камне, или хромым оленем в пустынном мираже, чем оставаться в компании глупцов. Их компания приводит к кратковременному удовольствию, но разрушает тебя. Она - ядовита».
Он сказал: «Боже, кто - ты? Ты сияешь, как император, хоть и не имеешь ничего. Ты напился Божественного нектара? Ты - лишён всего и в то же время наполнен. Что это - за твоя форма, которая кажется ничем и всем, трансцендентальным, хоть и кажется существующей на Земле? Ты - свободен от желаний и надежд и, тем не менее, кажется, что ты имеешь желания и надежды. В твоём Сознании концепции и понятия возникают в соответствии с твоим желанием, и эта Вселенная существует в тебе, как семя в плоде. Я - странник, моё имя Манки. Я бродил повсюду, и я желаю вернуться в мою Обитель. Но у меня нет энергии для возвращения Домой. Великие располагают к себе с первого взгляда. Я чувствую, что я не могу одолеть иллюзию этого мира. Просвети меня».
Я ответил: «Я - Васиштха. Не бойся. Ты стоишь у дверей к Освобождению. Ты искал компанию человека, обладающего осознанием Себя, и так ты почти достиг другого берега этого кажущегося мира. В твоём уме возникло бесстрастие и спокойствие. Когда убираются покрова, скрывающие ИСТИНУ, ИСТИНА сияет САМА по СЕБЕ. Скажи, что ты желаешь знать. Как ты предполагаешь разрушить этот кажущийся мир?»
Манки сказал: «Я искал по всем сторонам света того, кто мог бы развеять мои сомнения, но до сих пор не нашёл такого человека. Сегодня в твоей компании и получил благословение, которое выпадает только самым удачливым людям.
В этом мире все предметы рождаются и разрушаются, и потому здесь бесконечно повторяется ощущение страдания. Все удовольствия мира заканчиваются страданием. Поэтому я считаю, что страдание - лучше, чем удовольствие, которое к нему приводит. Постоянно подвергаясь повторяющимся ощущениям удовольствия и боли, мой ум заполнился искажёнными понятиями и не отражает свет просветлённого ИНТЕЛЛЕКТА. Связанный скрытыми тенденциями, порождёнными такой невежественной жизнью, мой ум ведёт меня к грешному существованию и действиям. Так я трачу и теряю свои дни. Это стремление к удовольствию не может насытиться, не находит удовлетворения и, хоть все его начинания заканчиваются неудачей, оно (стремление) не заканчивается само по себе. Осенью листья высыхают и опадают, но желание удовольствий нет, и не кончается беспокойство, возникающее в сердце, и из-за которого я претерпеваю беды. Даже имеющий многие благословения и наслаждающийся богатством, приходит к жалкому существованию, такое богатство часто является для беспечного приманкой в яме страдания.
Из-за того, что моё сердце загрязнено грешными тенденциями и беспокойствами, мудрые, видя, что я интересуюсь только удовлетворением чувств, не обращают на меня внимания. Несмотря на всё это, мой ум по-прежнему идёт своим разрушительным путём, потому что ещё не встретил свою смерть. Тьма моего невежества, в котором обитает эго, не была разогнана лунным светом изучения Писаний и компанией просветлённых. Слон невежества во мне не повстречал ещё льва познания. Трава моей кармы ещё не встретила огня разрушения. Солнце осознания Себя не взошло во мне, чтобы разогнать тьму обусловленностей ума.
То, что я понимаю как несуществующее, всё ещё кажется мне сущностью, или субстанцией. Меня пожирают чувства. Даже знание Писаний, как мне кажется, только покрывает ИСТИНУ ещё одним покровом, вместо того, чтобы помочь мне развеять существующие.
Я осаждён собственным невежеством и непониманием».
Васиштха ответил: «Ощущение, размышление (поддержание понятий и т. д.), умственные ограничения и воображение не имеют смысла и приводят только к стрессам. Все страдания и несчастья в жизни основаны (и существуют) на мыслях и на ощущениях чувств. Этот путь жизни, или самсары, - запутанный и трудный для того, кто управляется обусловленностями, или скрытыми тенденциями. Для просветлённого же самсара прекращается с прекращением его умственных ограничений.
Нет ничего, кроме ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ, как нет ничего, кроме чистой пустоты в пространстве. То, что есть что-то ощущающее вне ЭТОГО ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ, - это невежество, чьё продолжение есть самсара (кажущийся мир). То, что возникает в отсутствие наблюдения, пропадает от света наблюдения. Также это фиктивное ощущение себя, которое есть только отражение ИСТИННОГО СОЗНАНИЯ, пропадает, когда исследуется его природа.
Разделение, созданное объективным Сознанием, прекращается, когда возникает осознание неделимости СОЗНАНИЯ. Горшки не существуют независимо от глины, потому что горшки являются видоизменением глины. Объекты - то же СОЗНАНИЕ, они - не отличны от СОЗНАНИЯ как “объекты СОЗНАНИЯ ”. То, что известно посредством знания, не отлично от знания, неизвестное - неизвестно. Сознание является общим знаменателем субъекта, объекта и процесса осознания объекта субъектом, - потому нет ничего иного, кроме Знания, или осознания. Если бы это было по-другому, здесь не было бы осознавания, потому что невозможно взаимодействие между двумя различными субстанциями. Потому даже дерево и камень имеют единую сущность как Сознания, в ином случае их невозможно было бы понять. Всё, что есть в этом мире, является ЧИСТЫМ СОЗНАНИЕМ. Хотя объекты (как дерево и воск) могут показаться различными, они не отличаются с точки зрения наблюдателя, потому что это тот же наблюдатель наблюдает и то, и другое, и этот наблюдатель является СОЗНАНИЕ.
Эго, воспринимающее разнообразие, является создателем разделения. Эго связывает и его прекращение есть Освобождение. Это - просто. Что здесь трудного? Разделение “возникло” так же, как видение двух лун возникает при расстройстве зрения. В этом случае, можно ли сказать, что это “возникло”? Это - неверно. СОЗНАНИЕ и инерция не могут быть связаны между собой. СОЗНАНИЕ не может лишиться Сознания и стать неосознанным. Это СОЗНАНИЕ думает как-то, что ОНО - инертно, и затем ограничение катится вниз в концепции о материальности, как камень с вершины горы.
Когда человек, таким образо, попадает в иллюзию кажущегося мира, на него слетаются бесчисленные другие иллюзии, которые возникают в изначальной иллюзии, как насекомые поднимаются в воздух после дождя. Ум - подобен весеннему лесу. Он настолько зарос понятиями и концепциями, что туда не может проникнуть свет и в нём царит тьма. Из-за самоограничений, или невежества, люди проходят через ощущения удовольствия и боли в этом мире.
Нет разницы между мудрецом и луной, оба светятся удовлетворённостью. Они - спокойны, прохладны и мирны, полны бессмертного нектара и позволяют человеку видеть. Нет разницы между глупцом и ребёнком, оба руководствуются в своей жизни капризами и прихотями, они не понимают, что было или что будет, и они плохо себя ведут.
Никто, от Создателя до насекомого, не может достичь спокойствия, пока не обретёт контроль над умом. Из-за одного только исследования природы несвободы, несвобода перестаёт связывать, и преграды на пути не мешают тому, кто их исследует. Привидения не пугают того, кто - осторожен и не спит. Если ты закроешь глаза, видение внешнего мира пропадает, если ты уберёшь понятие о мире из своего сознания, существует только ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ. ЭТО ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ только и существует даже теперь, мир является нереальной видимостью, созданной небольшим волнением в СОЗНАНИИ. Это - как бы создание Космического Разума. Этот Космический Разум только поддерживает понятие такого создания, потому что у Него нет даже материалов, необходимых для создания. Мир - подобен картине на холсте БРАХМАНА без цветов и инструментов. Можно ли сказать, что мир был создан? Кем, как, когда и где?
Понятие “я - счастлив” ощущает счастье и понятие “я – несчастен” ощущает несчастье. Эти понятия являются только ЧИСТЫМ СОЗНАНИЕМ. Как понятия, они - фальшивы. Так как ВЫСШЕЕ Я, или БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, - неограничено и необусловлено, в НЁМ нет волнения, или движения. Нет желаний, привязанностей или зависимостей и потому нет нетерпеливости или движения. Зависимость - единственная несвобода, независимость является свободой, или Освобождением. Кто находится в состоянии, обозначаемым “всё”, “бесконечное” или “полнота”, ничего не желает. Когда физическое тело - также нереально, как нереально - тело во сне, чего будет мудрый желать для этого тела?
В пробуждённом и просветлённом состоянии мудрец остаётся в ВЫСШЕМ Я, все его желания достигают своих исполнений».
Манки услышал всё это и вошёл в медитацию, оставив свои заблуждения. Он жил, выполняя спонтанные и подходящие моменту действия.
В высшем Я, высшем Сознании, есть и единство, и многообразие, но не единство или многообразие как противоположности друг другу. Как можно говорить о многообразии в Нём? Существует только одно Сознание, тонкое и вездесущее, как пространство. Оно не разделяется жизнью и смертью тел. «Я являюсь телом» - это заблуждение. Ты есть ЧИСТОЕ НЕДЕЛИМОЕ СОЗНАНИЕ. Субъект (наблюдатель), объект (наблюдаемое) и наблюдение - это только модификации ума. ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ - не разделено подобным разделением и потому находится вне рассуждений. Всё это является БРАХМАНОМ, и нет такой вещи как мир. Как может возникнуть и существовать иллюзия? Неверное чувство, что существует мир (как реальность или как иллюзия), было исправлено моими словами, теперь для тебя нет причин для страдания в неволе. В богатстве и бедности, будь свободен и живи без эго и желания.
- Я желаю услышать от тебя ещё раз истину о карме или том, что называется Божественной волей (судьбой), - сказал Рама.
Васиштха ответил:
- Божественная воля (судьба) и карма - это лишь концепции, они - это только движение в СОЗНАНИИ. Когда есть подобное движение, появляется кажущийся мир, когда движение прекращается, кажущийся мир тоже прекращается. Нет разницы между движением и сознанием. Нет разницы между человеком и его кармой (действиями). Создание узнаётся по своим характерным действиям, и подобные действия показывают характер существа, они - неотделимы. Потому слова или концепции «божественное», «действие» (карма) и индивидуум - это выражения, которые обозначают движение в СОЗНАНИИ.
Это движение в СОЗНАНИИ, с самоограничениями в СОЗНАНИИ, служит как семя (зародыш, исток) для всего, но нет причины, или истока, для движения в СОЗНАНИИ. Нет разницы между семенем и ростком, поэтому всё это (тело и т. д.) является движением в СОЗНАНИИ. Это движение - всемогуще и потому способно проявиться как боги или демоны или другие существа, подвижные и неподвижные, сознательные и несознательные. Считающие, что человек и его действия (карма) - различны и отдельны, являются животными, напоминающими человека.
Семя, которое прорастает как мир, есть самоограничение, или обусловленность, в СОЗНАНИИ. Сожги это зерно непривязанностью, или свободой. Непроизвольные действия (недействия в действии) называются непривязанностью, или свободой. Вырывание с корнем обусловленностей называется непривязанностью, или свободой. Обрети эту свободу любыми средствами. Эти средства, которыми ты можешь уничтожить семена скрытых тенденций, и являются лучшими. Помочь могут только усилия, всё остальное - бесполезно.
Рассматривай все действия повсюду как ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ и живи, направив своё видение внутрь. В страданиях и несчастьях, в безвыходных ситуациях и в боли, оставайся свободным от страдания внутри себя, но веди себя, как если бы ты был в страдании, в соответствии с обстоятельствами и местными обычаями, даже проливая слёзы и стеная и внешне переживая удовольствие и боль. Наслаждаясь компанией своей жены и участвуя в фестивалях и т. д., проявляй удовольствие, как если бы ты был подвержен умственным ограничениям и обусловленностям. Занимайся похоронными церемониями или даже войной, как человек с ограниченным пониманием и глупец. Копи богатство и уничтожай врагов, как делают люди с ограниченным пониманием. Сопереживай со страдающими. Поклоняйся святым. Радуйся счастью. Печалься в печали. Будь героем среди героев. С взором, развёрнутым внутрь, плавая в блаженстве СОЗНАНИЯ, со спокойными сердцем и умом, ты не делаешь то, что делаешь.
Когда ты находишься в осознании, даже острейшее орудие не может порезать тебя (осознание Себя). Осознанание Себя не режется орудиями, не горит в огне, не мокнет от дождя и не высушивается ветром. Будь в осознании Себя, зная, что СОЗНАНИЕ не стареет и не умирает. Так, утвердившись в осознании Себя, хоть и активный внешне, ты не совершишь опять ошибки самоограничения. Веди активную жизнь, внутренне оставаясь как в глубоком сне.
Оставь все понятия о разделении. Оставайся в осознании Себя, и сознание пусть только немного остаётся снаружи. Так ты будешь постоянно в спокойствии, как в глубоком сне в себе, будешь ли ты активным или пассивным внешне, придерживаться чего-то или отвергать. Тогда ты будешь свободным от дисгармонии, потому что ты осознаёшь неотличие между бодрствованием и состоянием глубокого сна. Так, практикой осознания Себя, ты постепенно достигнешь Высшего состояния СОЗНАНИЯ, в котором нет двойственности и которое - вне материальности. В нём нет ни единства, ни многообразия, но есть спокойствие.
- Если такова - истина об эго, почему же ты тогда - здесь и тебя зовут Васиштха? - спросил Рама.
Васиштха замолчал. Участники собрания забеспокоились.
- Почему ты молчишь? Нет ничего во всём мире, на что мудрый не мог бы ответить, - спросил Рама.
Васиштха ответил:
- Я замолчал потому, что молчание является единственным ответом на твой вопрос.
Задающие вопросы бывают двух типов - просветлённые и невежественные. Невежественному надо отвечать с точки зрения невежественного, и мудрому с точки зрения мудрого. До сих пор ты был невежественным и потому заслуживал интеллектуальных ответов. Теперь ты знаешь ИСТИНУ и остаёшься в Высшем состоянии, поэтому интеллектуальные и логические ответы тебе не нужны более. Словесные выражения - ограничены логикой, двойственностью и разделённостью.
Такие ответы недостойны тебя и слова не способны составить чистое и точное утверждение. Для таких, как ты, следует передавать только ИСТИНУ, а ИСТИНА выражается в тишине. Тишина, свободная от рациональных запросов и умственной активности, является Высшим состоянием, и потому она была подобающим ответом на вопрос мудрого, подобного тебе. Все выражения являются выражением природы того, кто выражает их. Я утвердился в ЧИСТОМ НЕДВОЙСТВЕННОМ и НЕДЕЛИМОМ СОЗНАНИИ, КОТОРОЕ является Высшим состоянием. Как я могу подвергнуть себя насилию неточного выражения невыразимого? Потому я не попытался ограничить БЕСКОНЕЧНОЕ словами, которые появляются от умственной активности.
Я понимаю, что все выражения затронуты двойственностью и ограничением. Делая необходимые поправки на это, скажи, кто - ты, - спросил Рама.
Васиштха ответил:
- Я есть ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ, подобное пространству, лишённое объективного выражения и вне умственной активности или мысли. Я есть ЧИСТОЕ и БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ. Ты тоже являешься ЭТИМ. Мир является ЭТИМ тоже. Всё есть ЧИСТОЕ, НЕДЕЛИМОЕ СОЗНАНИЕ. Я есть ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ и ничто кроме ЭТОГО. Так как нет ничего вне ЭТОГО, я не знаю, как ЭТО описать. Когда кто-то пытается выразить собственное ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, появляется эго и прочее, даже если он пытается достичь свободы. «ЭТО » называется Высшим состоянием, в котором человек, будучи живым, ведёт себя, будто он уже умер.
С точки зрения эго абсурдно искать Освобождения, потому что оно не может осознать ИСТИНЫ. БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ не имеет нужды осознавать БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ. С любой стороны, это как слепой от рождения пытается увидеть картину. НИРВАНОЙ называют состояние, в котором человек - подобен камню, вне зависимости от того, есть ли движение или возмущение в Сознании, или нет. Он не видит «другого». Он - свободен от желаний и стремлений. В нём нет ни «я», ни «ты», ни «другого». Он есть всё.
Осознание БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ как «себя» есть ум. Это является самсарой и несвободой, которая приводит к психическим расстройствам. Когда БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ остаётся СОБОЙ без осознавания «себя» - это есть Мокша, или Освобождение. Ум, интеллект и т. д. - лишь модификации ЧИСТОГО СОЗННИЯ, потому что это - лишь слова. Существует только ЧИСТОЕ НЕДЕЛИМОЕ СОЗНАНИЕ. Когда существует только ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ, внутри и снаружи, как и где возникает понятие о разделении?