Содержание работы с семьей осуществляется по направлениям:
«Физическое развитие»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение);
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Социально-коммуникативное»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, на участке) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми;
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий;
- проводить совместные с родителями выставки-конкурсы рисунков, поделок, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, помощь в групповых делах, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познавательное развитие»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи взаимодействия с семьёй:
· постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей;
· повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми третьего года жизни в формах, адекватных их возрасту; не травмирующим приёмам управления поведением детей;
· убеждать родителей в необходимости соблюдения, единого с детским садом, режима дня;
· учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями;
Основные направления взаимодействия с семьей:
· обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада;
· установление контакта с родителями и согласование с ними целей и ценностей образовательной деятельности;
· формирование здоровья детей, привычки к ЗОЖ;
· обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду (в группе детского сада);
· предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте;
Формы сотрудничества с семьей:
· общая лекция об особенностях ребёнка соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды;
· подбор и размещение соответствующего справочного материала на стенде для родителей;
· индивидуальные консультации с учётом особенностей каждого ребёнка (подвижность, темперамент, интересы и т. п.);
· анкетирование
Содержание работы по данным направлениям с учётом предлагаемых форм взаимодействия можно представить следующим образом:
- в части обеспечения комфортной адаптации ребёнка и семьи к детскому саду: формировать доверие родителей и детей к воспитателям группы; помогать ребёнку и родителям осваивать новое пространство; помогать родителям осваивать осуществление всех основных режимных моментов — приёма пищи, сна, посещения туалета, прогулки (одевание и раздевание), игры в дошкольной организации с целью синхронизации организации жизни ребёнка в семье и в детском саду; обеспечивать установление контактов со сверстниками; обеспечивать снижение общей тревожности родителей; обеспечивать поддержку инициатив ребёнка и оказывать ему необходимую помощь в режимных моментах по его инициативе; предоставлять детям возможность привыкать к детскому саду, постепенно увеличивая продолжительность пребывания; составлять план приёма детей в группу; помогать родителям выбрать правильную линию поведения с ребёнком на период адаптации;
- в части формирования здоровья детей, построения индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка: проводить регулярные профилактические медицинские осмотры детей для сохранения и укрепления здоровья детей; организовывать индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, медицинского работника и педагогов дошкольной организации; синхронизировать режим дня в дошкольной организации и в семье ребёнка, согласовывать режим питания, с тем, чтобы сохранить здоровье ребёнка;
- в части установления контакта с родителями и согласования целей и ценностей образовательной деятельности: рассказывать об образовательной организации и программе её деятельности (руководитель дошкольной образовательной организации); использовать наглядную информацию на стенах организации; создавать печатную информацию об образовательной организации; проводить анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции;
- в части обеспечения постоянной содержательной информации о жизни детей в группе: создавать информационные стенды (информационные папки), обеспечивая сменяемость материалов на них. При отборе содержания стендов учитывать родительские интересы; рассказывать родителям о жизни детей в группе и отвечать на вопросы в рамках временного регламента;
- в части предоставления родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте: проводить родительские собрания. Примерные темы лекций, которые проводятся, как правило, в сентябре — октябре: «Адаптация ребёнка и семьи к детскому саду», организовывать консультации, ориентированные не только на сообщение родителям определённой информации, но и на формирование у них определённых навыков (общения с детьми, организации совместной с ребёнком продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т. д.), на обмен опытом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ |
· Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. Т.П. Елисеева. Издательство «Лексис», 2004. · Ясли – это серьезно. В.Г. Алямовская. Издательство «Линка-пресс», 1999. · Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции, дискуссии. Н.М. Сертакова. Издательство «Учитель», 2014. · Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. Н.Ю. Крылова, Н.М. Сертакова. Издательство «Учитель», 2014. · Взаимодействие с родителями в детском саду. Г.А. Прохорова. Издательство «Айрис-пресс», 2009. · Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Н.В. Микляева. Издательство «Айрис-пресс», 2006. · Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. С.В. Глебова. Издательство «ИП Лакоценина», 2007. · Взаимодействие ДОУ и семьи. О. Бочкарева. Издательство «Корифей», 2007. · Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. С.В. Чиркова. Издательство «ВАКО», 2014. |
Перспективный план взаимодействия с родителями детей группы младшего возраста
Цель: привлечь родителей (законных представителей) к решению задач воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Задачи:
- вовлечь родителей (законных представителей) и жизнедеятельность детского коллектива дошкольной организации.
- обеспечить педагогическое образование и просвещение родителей (законных представителей