Реализация содержания данной образовательной области осуществляется:
- в рамках ООД в предметной дисциплине «Развитие речи», интегрируется в дисциплины других образовательных областей - «Формирование целостной культуры мира», «Изобразительная деятельность – рисование, лепка», «Конструирование», чтение художественной литературы может интегрироваться во все перечисленные предметные дисциплины, как часть занятия, связанная по смыслу с основным содержанием);
-в совместной деятельности взрослых и детей (творческие задания в группах, игры, исследовательская деятельность, беседы и т.д.), интегрируются образовательные области «Познавательная развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в режимных моментах (чтение в утренний период, перед сном, чтение по просьбе детей, беседа на прогулке и т.д.);
Задачи:
Понимание речи.
· Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.
· Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много), отношения (к концу года).
· Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.
· Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.), способы питания (клюет, лакает и т. п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т. п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т. п.).
Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.
Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т. п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т. п.).
· Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активная речь.
· Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав - собака и т. п.).
· Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
· Продолжать расширять и обогащать словарный запас:
• существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;
• глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать и т. п.);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;
• наречиями (высоко, низко, тихо).
· Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).
· Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
· Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т. д.).
· Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
· Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря.
· На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
· Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке котика», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащение словаря:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать, брать - класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
· Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
· Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).
· Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
· Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи.
· Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени. Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь.
· Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
· Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
· Во время игр-инсценировок хорошо знакомых сказок учить детей повторять несложные фразы. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
«Приобщение к художественной литературе» - реализуется ежедневно в ходе режимных моментов
Задачи
· Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
· Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
· Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
· Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
· Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
· Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
· Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Календарно-тематическое планирование НОД по развитию речи
Дата | Тема | Основные образовательные задачи | Активизация словаря | Примечание |
Сентябрь | Путешествие по территории участка | -учить детей участвовать в коллективном мероприятии,слушать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговаривать или сделать). | Сокровища, путешествие, обруч, кленовые листочки, | В.В. Гербова «Занятия по развитию речи» МОЗАИКА СИНТЕЗ.,М 2011 Стр.26-27 |
1 неделя | ||||
1 неделя | Игра-ситуация «На нашем дворе» | -вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого. | бычок, курочка, цыплята | Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»,МОЗАИКА-СИНТЕЗ.,М 2015 Стр. 38-39 |
2неделя | Путешествие по комнате | - учить детей участвовать в коллективном мероприятии,слушать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговаривать или сделать). | группа,книжки,игрушки | В.В. Гербова, Стр.28 |
2 неделя | «Мохнатенькая, усатенькая» | Ввести детей в игровую ситуацию;побуждать соотносить слово и выразительные движения. Обогащать словарь детей образными словами. Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей. | солнышко, дождик | Парамонова Стр.17 |
3 неделя | Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» | -вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): Саша-Сашенька-Сашуля), преодолеть застенчивость. | имена детей (Оля, Катя, Маша, Андрей и т. д.) | В.В. Гербова, Стр. 28-29 |
3 неделя | «Ты, собачка, не лай» | Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих части тела. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создавать условия для инициативных высказываний. | Цветок, солнышко,петушок | Парамонова Л.А. Стр.43 |
4 неделя | Игра- инсценировка «Про девочку Машу и Зайку –Длинное Ушко» | -помочь понять детям, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз,которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой). | детский сад, зайка, медвежонок-игрушка | В.В. Гербова, Стр.29-30 |
4 неделя | «Ранним – рано поутру» | -дать детям представление о сборе урожая зерновых, вовлекать в игру, развивать чувство ритма. | Колосок, мука,пирожки | Н. Ф. Губанова Стр.41-42 |
Октябрь 1 неделя | Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца» | -формировать у детей умение слушать стихотворный текст,проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки. | В.В. Гербова, Стр.31 | |
1 неделя | «Летают листья кружатся» | Вызвать у детей положительные эмоции при чтении потешек. Учить соотносить слово и выразительные движения, условные действия. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. | Листопад, шелестят | Парамонова стр. 69 |
2 неделя | Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх-вниз». | -совершенствовать у детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их;помочь детям понять значение слов вверх-вниз,научить отчетливо произносить их. | Вверх-вниз. | В.В. Гербова, Стр.32-33 |
2 неделя | Игра-ситуация «Что растёт на грядке» | -познакомить детей с урожаем овощей; приобщать к двигательной импровизации. | Овощи: лук, капуста, редиска, морковь и др. | Н. Ф. Губанова Стр.43-45 |
3 неделя | Повторение сказки «Репка». Дидактическое упражнение «Кто что ест?», «Скажи «А»». | -напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызёт корочку сыра,собака –косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчётливо произносить звук А,небольшие фразы. | В.В. Гербова, Стр.33-35 | |
3 неделя | Игра-ситуация «Листики в садочке». | -познакомить детей с новой сказкой,побуждать двигаться под музыку в соответствии с ее характером. | листочки | Н. Ф. Губанова Стр.45-46 |
4 неделя | «Чики – чики – чикалочки» | Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Произносить звукоподражания, слова потешки вслед за взрослым. Стимулировать инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. | Лошадка, грива, хвостик. | Парамонова стр.96 |
4 неделя | «Живет в норке, грызёт корки» | Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительное движение; подражать речи взрослых. В звукоподражаниях развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. | Мышка, норка, корка. Серенькая, маленькая. | Парамонова стр. 109 |
5 неделя | Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение песенки «Разговоры» | Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях). | В.В.Гербова стр 37 | |
ноябрь | Дидактическая игра «Кто пришёл? Кто ушёл?» Чтение потешки «Наши уточки с утра….» | -совершенствовать умение днтей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц о которых упоминается в патешке | Солнышко, уточки,гуси, индюк,голуби, пруд. | В.В. Гербова, Стр.41-42 |
1неделя | ||||
1 неделя | Игра-ситуация «Веселый автобус» | -вовлечь детей в игровую ситуацию; дать представление о темпе движения; учить изображать голосом простые интонации. | автобус | Н. Ф. Губанова Стр.47-48 |
2 неделя | Дидактическое упражнение» Ветерок».Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит» | -с помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением –загадкой,совершенствовать речевой слух. | В.В. Гербова, Стр.42-43 | |
2 неделя | Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение детям русской народной потешки «Пошёл котик на торжок…» | -закрепить умение объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошёл котик на торжок…» | В.В. Гербова, Стр.43-44 | |
3 неделя | Чтение сказки «Козлятки и волк» | -познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк» (в обр. К. Ушинского),вызвать желание поиграть в сказку. | молочко | В.В. Гербова, Стр.45 |
3 неделя | Рассматривание сюжетных картинок (по выбору воспитателя) | -помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы. | В.В. Гербова, Стр.46-49 | |
4 неделя | Дидактическое упражнение «Выше-ниже,дальше- ближе». | -упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; развивать память. | В.В. Гербова, Стр.49 | |
4 неделя | «Я козочка Ме-ке-ке» | Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наименованием частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать речевой слух,артикуляционный аппарат. | коза | Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в! мл. группе детского сада»:Воронеж; Учитель,2008 г. Стр 123 |
5 неделя | «Кто душистый любит мёд» | Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наименованиями, обозначающими части тела. Учить соотносить слова и выразительные движения. Развивать речевой слух,артикуляционный аппарат детей в процессе звукоподражаний. | мишка | Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в! мл. группе детского сада»:Воронеж; Учитель,2008 г. Стр 136 |
декабрь | Дидактические игры на произношение звуков м-мь,п- пь, б-бь.Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?» | -формировать умение четко произносить звуки м-мь,п-пь,б-бь в звукосочетаниях,различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание. | В.В. Гербова, Стр.52 | |
1 неделя | ||||
1 неделя | Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» | -познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки. | В.В. Гербова, Стр.53-54 | |
2 неделя | Дидактические упражнения на произношение звука Ф. Дидактическая игра «Далеко-близко» | -укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей,предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука Ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) и использовать в речи соответствующие слова. | Далеко-близко | В.В. Гербова, Стр.54-55 |
2 неделя | Игра-ситуация «Лошадки бегут по снегу» | -побуждать детей к двигательной импровизации;развивать интонационную выразительность голоса. | поводья,голоп | Н. Ф. Губанова Стр.57-58 |
3 неделя | Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке «Кто сказал «мяу»?». Повторение песенки «Пошёл котик на торжок…» | -приучать детей рассматривать рисунки в книжках;рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. Повторить с детьми народную песенку «Пошёл котик на торжок….» | В.В. Гербова, Стр.55-56 | |
3 неделя | Дидактическая игра «Подбери пёрышко» | -учить детей различать и называть красный,жёлтый,зелёный цвета; повторять фразы вслед за воспитателем. | Пёрышко, цвета: красный, жёлтый, зелёный | В.В. Гербова, Стр.55-56 |
4 неделя | Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя) | -учить детей рассматривать картину,радоваться изображённому, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию,делать простейшие выводы. | Шар,грибы,кувшин,початок кукурузы, посох | В.В. Гербова, Стр.57-59 |
Январь 1 неделя | «Спать пора» | Вовлекать детей в общение. Стимулировать непроизвольные коммуникативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие животных и части тела. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей. | Мишка косолапый, мёд, бычок, рога, мычит, слон, хобот, трубит. | Парамонова Стр.59-60 |
1 неделя | Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». | -познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучать их внимательно слушать относительно большие по объёму художественные произведения | В.В. Гербова, Стр.60-61 | |
2 неделя | Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?» | -учить детей различать на слух звукоподражательные слова;узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять,что на них изображено. | зима | В.В. Гербова, Стр.61 |
2 неделя | Рассказывание без наглядного сопровождения | -развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения,умение слушать один и тот же сюжет в сокращённом и полном варианте. | В.В. Гербова, Стр.61-62 | |
3 неделя | Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков Д,ДЬ. | -упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить чётко и правильно произносить коммуникативная, познавательная восприятие художественной литературы звукоподражательные слова. | В.В. Гербова, Стр.62-63 | |
3 неделя | Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик,огуречик…» | -вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку. | В.В. Гербова, Стр.63-64 | |
4 неделя | Упражнение на совершенствование звуковой культуры речи | - упражнять детей в отчётливом произношении Т,Ть,развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов аналогов. | Совочек, платочек, молоточек, носочек | В.В. Гербова, Стр.64-65 |
Февраль 1 неделя | Рассказывание сказки «Теремок». Чтение народной потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду» | -познакомить детей со сказкой «Теремок» (обр. М. Булатова) и песенкой-присказкой. | В.В. Гербова, Стр.66 | |
1 неделя | Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата | -учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчётливом произнесении звука Х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах). | Снег,снеговик, снегирь,ворона,воробьи,кормушка, корм | В.В. Гербова, Стр.66-67 |
2 неделя | Д/Упр-ие: «Чья мама? Чей малыш?» | Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей, угадывать животное по описанию. | Корова- телёнок Собака – щенок Лошадь-жеребёнок | Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в! мл. группе детского сада»:Воронеж; Учитель,2008 г. Стр 65 |
2 неделя | «Холодно» | Вовлекать детей в диалог. Поощрять инициативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие предметы одежды. Побуждать сопровождать речь условными выразительными действиями. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи. Развивать речевое дыхание. | Одежда, сапожки, варежки. Зима, холодно | Парамонова стр.206 |
3 неделя | «Есть в лесу под ёлкой хата» | Воспитывать интерес детей к поэтическому слову. Побуждать к инициативным высказываниям. Вовлекать детей в общий разговор. Учить самостоятельно строить высказывания в повелительном наклонении. Уточнять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей. | Медвежата, берлога, снег скрипит | Парамонова Стр. 218 |
3 неделя | «Курочка Рябушечка» | Побуждать детей совместно разыгрывать игровые сценки. Ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. Сопровождать слово выразительными движениями. Закреплять знание наименований частей тела. Развивать речевой слух. Упражняться в произнесении гласных звуков в звукоподражательных словах. | Хохолок, зернышки | Парамонова стр.161 |
4 неделя | «Шла лисичка по мосту». | В процессе звукоподражаний развивать речевой слух,артикуляционный аппарат детей. Развивать восприятие речи,языковое чутье. Вовлекать детей в диалог. | Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008 г. Стр.262 | |
4 неделя | «Мчится поезд» | Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь точными наименованиями предметов, частей предметов, действий. Активизировать словарь наименованиями животных. В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. | Мишка, заяц, лиса, белка. Поезд, сигналит, кабина, колеса, вагоны, машинист, поезд мчится, пыхтит, тороплюсь. | Л.А.Парамонова стр. 276 |
Март 1 неделя | Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Д/игра «Чья картинка» | Дать детям возможность убедиться в том что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно(можно узнать много нового) Развивать умение внимательно рассматривать картинки,отвечать на вопросы. | медведь | В.В. Гербова Стр 72 |
1 неделя | Рассматривание сюжетных картинок(по выбору воспитателя) | Продолжать учит детей понимать сюжет картины. Закреплять умение отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображённого. | В.В. Гербова Стр 73 | |
2 неделя | Игра- инсценировка «Как машина зверя катала» | Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук «э», звукоподражание «эй» | В.В. Гербова Стр 77 | |
2 неделя | Д/упр «Как можно медвежонка порадовать?» Д/игра «Угостим медвежонка» | Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения. Воспитание бережного отношения с игрушками. | Мишка- медведь | В.В. Гербова Стр 79 |
3 неделя | «Баранки,калачи с пылу с жару из печи» | Развивать восприятие и понимание речи,языковое чутье. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками,в диалог. | Баранки Калачи печенье | Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008 г. Стр.247 |
3 неделя | «Уж ты,котя-коток» | Вовлекать детей в диалог. Побуждать использовать слова,обозначающие части тела. Соотносить выразительные движения со словами,в процессе звукоподражания уточнять произношение гласных и простых согласных звуков. Развивать речевой слух,артикуляционный аппарат детей. Стимулировать инициативные высказывания. | Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008 г. Стр.178 | |
4 неделя | «У лесного родничка пили воду два бычка» | Побуждать детей вступать в паорное взаимодействие со сверстниками. Ориентироваться друг на друга. Развивать понимание речи. Учит соотносить слова и выразительные движения. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух,артикуляционный аппарат | Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008 г. Стр.192 | |
4 неделя | «Здравствуй Весна!» | Развивать умение находить приметы весны на картинках и в природе. Учить детей радоваться изменения в природе,теплу,солнышку,птичкам и т. д. | В.В. Гербова Стр 90 | |
Апрель 1 неделя | «Купание куклы Кати» | Развивать у детей интерес,как можно еще играть с куклой. Помочь детям запоминать и научить употреблять в речи название предметов,действий и качеств:(Ванночка,мыло,мыльница,вытирать, горячая,холодная,теплая вода). Воспитание бережного отношения к игрушкам | Ванночка,мыло,мыльница,вытирать, горячая,холодная,теплая вода | В.В. Гербова Стр 83 |
1 неделя | Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра «Цыплята» | Продолжать учить детей Рассматривать картину. Отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога. | Курица Цыплята Дети Зерно | В.В. Гербова Стр 86 |
2 неделя | «Нос, умойся!» | Побуждать детей к внеситуативному общению со взрослым. Словесно выражать согласие и несогласие. Активизировать глаголы. Соотносить глагол и выразительное движение. Уточнить представления детей об умывальных принадлежностях. Учить использовать в речи придаточные предложения. | Умываться, губка, мыло, намыливать, зубная щетка, почистить, причесать. | Парамонова стр.348. |
2 неделя | «Диди – ладо – ладушки» | Вовлекать детей в диалог. Активизировать словарь наименований предметов одежды и посуды, имен прилагательных. Соотносить слова с условными действиями. В процессе звукоподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. | Кукла Маша | Парамонова Стр. 291 |
3 неделя | «Что за зверушка – зеленая квакушка» | Вовлекать детей в разговор. Побуждать высказываться как о том, что видишь (ситуативная речь), так и не опираясь на ситуацию. Обогащать словарь детей точными наименованиями, определениями, глаголами. Подводить к составлению текстов – описаний. В процессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. | Лягушка, квакает, кочка, комар. | Парамонова стр. 367 |
3 неделя | Д /упр; «Так или не так?» Чтение стихотворения «Кораблик» А. Барто | Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить со стихотворением «Кораблик» | Кораблик | В.В. Гербова Стр 87 |
4 неделя | «Птичий двор» | Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Обогащать словарь глаголов. Учить соотносить слово и выразительные движения. Подводить детей к составлению коротких текстов (вместе со взрослым). В процессе звукоподражаний развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Закреплять произношение гласных и простых согласных. | Утки, петух, курица, крякают, плавают, ныряют, кукарекают, ходят, разгребают, кудахчет | Парамонова стр 385 |
4 неделя | «Наши гуси у пруда» | Развивать внеситуативное общение. Побуждать отвечать на вопросы. Подводить к отгадыванию загадок; к составлению совместно с воспитателем короткого текста. Обогащать словарь детей глаголами, прилагательными. Побуждать соотносить глагол и выразительные движения. В процессе звукоподражаний развивать артикуляционный аппарат детей, уточнять произношение гласных и простых согласных звуков. | Гусь, утка, петух, курица, крякают, гогочут, кудахчут, поет, шлёпают, щипают, выгибают. | Парамонова стр 401 |
5 неделя | «Дождик песенку поёт» | Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие; внеситуативное общение. Обобщать в слове представления детей о весне. Обогащать словарь образными словами В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. | Весна, солнышко светит, прячется за тучку, идет дождь. | Парамонова стр. 415 |
Май 1 неделя | «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок» | Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие; отвечать на вопросы, подговаривать строки стихотворения, инициативно высказываться. Подводить к составлению совместного с воспитателем текста. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Закреплять слова – наименования частей тела. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. | Свинья, поросенок, хвостик, пятачок, нос, ушки, хрюкает. | Парамонова стр 431 |
1 неделя | «Длинное ухо и клубок – колючий бок» | Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. Включаться игровыми действиями в ролевой диалог, который ведётся от имени игрушек. Обогащать словарь точными глаголами, прилагательными. Подводить к освоению простых способов словообразования. Учить самостоятельно строить высказывание из 1 – 2 фраз. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков | Зайчиха, зайчонок, еж, ежонок, длинный, короткий, грызет, колючий. | Парамонова стр 446 |
2 неделя | «От дома начинается у дома и кончается» | Формировать умение вести диалог, включаться в рассказ воспитателя, добавляя отдельные слова. Подводить к внеситуативному общению. Обогащать словарь детей словами, связанными с движением транспорта; словами – обозначениями деталей машины, наименованиями животных. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. | Дорога, пешеходы, машина. Шофер, пассажиры. | Парамонова стр 461 |
2 неделя | «Мой Мишка» | Побуждать детей вступать во внеситуативное общение. Соотносить слово и выразительное движение. Подводить детей к составлению короткого текста – повествования вместе с воспитателем. Учить отвечать на вопросы, распутывать весёлые истории. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание. | Парамонова стр 476 | |
3 неделя | «Лейка, лейка, воды не жалей – ка» | Активизировать диалогическую речь детей. Побуждать самостоятельно строить высказывания из 1- 2 фраз, описывая предметы. Обогащать словарь названиями овощей и их качеств. Подводить к усвоению обобщающего наименования «овощи». Уточнять произношение гласных и простых согласных звуков. | овощи, огород, хрустящая, длинная, сладкая. Гладкий | Парамонова стр 385 |