Ведущая деятельность - игра.




Разрешение противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностями составляет генетическую задачу дошкольного возраста и реализуется в игре, которая является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В сюжетно-ролевой игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает доступную ему систему человеческих отношений и окружающий мир во всем его многообразии. Игра как деятельность характеризуется в первую очередь тем, что дети разворачивают ее сюжет, организуют игровые ситуации, осуществляют ролевое взаимодействие в соответствии с собственнымизамыслами и потребностями. Только такая - самодеятельная — игра (игра по инициативе самих детей) становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Ребенок сам стремится построить свое высказывание так, чтобы быть понятым, сам регулирует свое поведение в соответствии с социальными нормами, сам сдерживает некоторые свои непосредственные импульсы, чтобы объяснить свои игровые замыслы, чтобы быть принятым в игру. Он по собственной инициативе может делать поделки, создавать предметно-игровую среду, активно используя опыт, полученный на занятиях и т.п. Таким образом, игра выступает мотивационным ядром системы детских видов деятельности, в процессе реализации которых (а не только в одной отдельно взятой игре) и развивается ребенок. Новообразования возраста:

-формирование «внутреннего плана деятельности»,связанное с созданием воображаемых ситуаций и умением адекватно действовать в них;

-формирование «знаковой функции», которая связана с тем, что в игре происходит отрыв значения от самого предмета и перенос его на другие объекты («как будто»);

-становление «произвольности деятельности»,поскольку в игре ребенок начинает подчинять свое поведение внешним требованиям;

-формирование «познавательной мотивации», которая является основой для формирования учебного мотива.

Таким образом, развитая игра обеспечивает формирование у ребенка психологических механизмов для его будущего успешного обучения в школе.

Игровые формы и приемы, используемые педагогом, делают для ребенка материал интересным и личностно значимым, а значит - и более осмысленным. Однако ошибочным подходом является полное подчинение игры решению дидактических задач, что приводит к парадоксальной ситуации деривации игры на фоне ее тотальной эксплуатации в условиях педагогического процесса. Специфика сюжетной игры как деятельности не позволяет включать в нее дидактические задачи, поскольку они будут решаться игровыми, условными способами («понарошку», «как будто»).

На протяжении младшего дошкольного возраста происходит становление игры как деятельности: ребенок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, условными, речевыми и пр.), учится самостоятельно придумывать игровые ситуации, а к концу младшего дошкольного возраста - выстраивать их в

последовательный сюжет. На протяжении старшего дошкольного возраста игра как деятельность заканчивает свое формирование. Постепенно она все больше переходит в умственный план: реализуется в форме игры-фантазирования или теряет сюжетную составляющую, выдвигая на первый план правило. Переход сюжетной стороны игры в умственный план позволяет использовать элементы этой деятельности для решения задач других видов деятельности, придавая им привлекательную для ребенка игровую форму.

Педагогу необходимо отслеживать развитие игровой деятельности детей: только развивающаяся деятельность ведет за собой развитие ребенка.

Рассматривая законы и закономерности развития и их взаимосвязь с воспитанием и обучением, можно констатировать, что они выступают звеньями единого процесса становления психики и личности ребенка.

В Программе определены виды деятельности в соответствии с возрастом детей:

-в раннем возрасте (1,5-3 года)- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.), общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопата и т.д.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Целевые ориентиры

· Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

· Использует специфические, культурно финансовые предметные действия знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

· Проявляет отрицательное отношение к грубости и жадности.

· Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «пожалуйста» и пр.); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

· Владеет активной речью, включенной в общение; может общаться с вопросами и просьбами. Понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

· Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

· Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играет рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к современным играм небольшими группами.

· Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

· Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

· С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

· Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

· У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Планируемые результаты овладения программой в соответствии с целевыми ориентирами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: