- Л.А. Парамонова Развивающие занятия с детьми 2-3лет Москва ОЛМА Медиа Групп 2010
- В.В. Гербова Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе Москва Владос, 2002
- А.Г. Арушанова Речь и речевое общение детей Москва Мозаика-Синтез, 2002
- В.В Гербова Учусь говорить Просвещение, 1996
- Г.А. Тумакова Ознакомление дошкольника со звучащим словом Москва Мозаика-Синтез, 2006
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в 1 младшей группе детского сада. Воронеж:Учитель,2008 г.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в 1 младшей группе детского сада. Москва Мозаика-Синтез, 2011 г.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Реализация содержания данной образовательной области осуществляется:
- в рамках НОД (в предметных дисциплинах «Музыка», «Изобразительная деятельность – рисование, лепка,», «Конструирование», «Формирование целостной культуры мира»);
-в совместной деятельности взрослых и детей (музыкальные игры, исследовательская деятельность, беседы, ситуации и т.д.), интегрируются образовательные области «Познавательная развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в режимных моментах (самообслуживание, элементарный хозяйственно-бытовой труд, прогулки и т.д.);
Задачи:
Рисование.
- Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
- Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.
- Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастера, ворсом кисти). Поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.
- Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
- Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
- Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.
- Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.
- Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
|
Лепка.
- Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическимиматериалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.
- Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
- Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.
- Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
|
Конструирование.
- В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
- Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
- Способствовать пониманию пространственных соотношений.
- Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
- По окончании игры приучать убирать все на место.
- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
- В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
Календарно-тематическое планирование НОД по художественно-эстетическому развитию (Рисование):
|
Дата | Тема | Основные учебные задачи | Основные понятия | Основные виды учебной деятельности | Примечания |
Сентябрь 1 неделя | «Знакомство с карандашом и кисточкой». | Познакомить детей с изобразительными материалами: карандашами,кистью,красками. Учить правилам работы с ними. | Кисть, карандаши,краски,лист бумаги. | Рисование рисунка карандашом и кистью,с помощью различных приёмов. | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр. 13 |
2 неделя | «Вам,малыши, цветные карандаши» | Продолжать знакомить детей с карандашами,правилами пользования ими,способами владения карандашом: держать его в правой руке,не нажимать сильно на бумагу. | Лист бумаги,цветные карандаши. | Рисование карандашом,различными приёмами. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г. Стр. 14 |
3 неделя | «Кисточка шагает топ- топ-топ-топ» | Продолжить знакомить детей с красками и кисточкой. Учить правилам пользования красками: аккуратно набирать краску на кисточку, рисовать на листе бумаги; держать кисть в правой руке,ритмично наносить мазки в разные части бумаги. | Кисть,краски,баночка с водой, лист бумаги. | Рисование кисточкой и красками,с помощью различных приёмов. Рассматривание работ. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.41 |
4 неделя | «По ровненькой дорожке» | Учить умению рисовать пальцем,ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги,обучать умению выполнять движения в соответствии с ритмом музыки. | Салфетка, краска, лист бумаги. | Рисование рисунка с помощью пальца. Рассматривание работ. | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр. 18 |
Октябрь 1 неделя | «Осенние листья» | Вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе наблюдения осенней природы | Листик | Наблюдение за листочками, сбор листочков, игры с ними, прослушивание стихов, рассматривание иллюстраций. Выполнение заданий. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.54 |
2 неделя | «Машины едут по дороге» | Развивать у детей сюжетно- игровой замысел на основании впечатлений об окружающем | Машина, дорога, светофор | Рассматривание приемов рисования дороги широкой кистью. Самрстоятельное выполнение. Игра с машинами на нарисованной дороге. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.81 |
3 неделя | «Яблоки для ежика» | Побуждать рисовать круглые формы. | Круг, яблоко, ежик | Ответы на вопросы воспитателя. Слущание истории про ежика. Рисование иголок ежику карандашом. Рассматривание полученных рисунков. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.94 |
4 неделя | «Веселые петрушки» | Учить детей рисовать на бумаге различных оттенков. | Петрушка,мячик. | Игры с петрушкой. Рисование наряда петрушки. Рассматривание полученных работ. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.106 |
Ноябрь 1 неделя | «Коврик для кукол» | Развивать у детей интерес к украшению поверхности листа цветными полосками, умение самостоятельно выбирать цвет краски, промывать кисточку, аккуратно проводить горизонтальные линии, вызывать эмоциональный отклик у детей. | полоски | Ответы на вопросы,наблюдение за действиями воспитателя, самостоятельное выполнение задания. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр. 148 |
2 неделя | «Сшили Тане сарафан» | Закреплять умение рисовать пальцем, ритмично нанося узор, располагать отпечаток в определенном месте (колечке), выбирая цвет краски в соответствии с цветом колечек, закреплять понятия «один» и «много». | Колечки, одежда, сарафан | Ответы на вопросы, наблюдение за действиями воспитателя, самостоятельное выполнение задания | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр.33 |
3 неделя | «Дождик,дождик, пуще» | Упражнять детей в умении наносить пальцем ритмические мазки под словесное сопровождение, умение в подвижной игре реагировать на сигнал, знакомство с синим цветом. | Капли дождя | Ритмичные движения под музыку, наблюдение за действиями воспитателя, ответы на вопросы, самостоятельное выполнение задания. | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр.22 |
Декабрь 1 неделя | «Снег, снег кружится….» | Вызвать у детей интерес к изменениям в природе в зимнее время года, желание рисовать вместе с воспитателем. Учить ориентироваться на листе бумаги, ритмично располагать мазки внизу, в середине, по всему листу. | Снег, снежинки | Прослушивание стихотворения,рассматривание образца, самостоятельное выполнение задания | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.175 |
2 неделя | Матрёшки идут на праздник | Вызвать у детей желание украшать яркими мазками цветной фон, ритмично располагать их по всей поверхности листа. Промывать кисточку и осушать ее о салфетку, аккуратно пользоваться гуашью. | Матрёшка | Игры с матрешками. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова, чтение потешек. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.203 |
3 неделя | «В лесу родилась ёлочка» | Учить умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру “Укрась елочку”; закрепить умение рисовать пальцами, используя разные цвета; обучение умению водить хоровод. | Ёлочка Иголочки | Рассматривание иллюстраций, чтение стихов. | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр.36 |
4 неделя | Маленькая ёлочка в гости к нам пришла | Учить умению располагать фонарики определенного цвета, используя дидактическую игру “Укрась елочку”, в одну линию, умение рисовать пальцами, используя разные цвета; располагать рисунок линейно на заранее обозначенной “ниточке”, называть используемый цвет. | Ёлочка Шарики Игрушки | Рассматривание иллюстраций, чтение стихов. | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр.39 |
Январь 1 неделя | «Вот зима кругом бело» | Учить рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке картины окружающей природы. | Снег Зима | Наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение стихов. | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр.43 |
2 неделя | «Шарики-лошарики» | Учить детей приемам рисования фломастерами. | Кружок Шарик | Игры с игрушками, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пение песенок. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.244 |
3 неделя | «Петушок,золотой гребешок» | Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу | Петушок | Рассказывание потешек, пение песенок о петушке, рассматривание иллюстраций | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.259 |
Февраль 1 неделя | Коврики для кошечки и собачки | Учить выбирать готовые формы, цвета красок. Продолжать развитие сюжетно-игрового замысла. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, заботу о них. | Коврик | рассматривание декоративно украшенных “ковриков” разной формы. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.287 |
2 неделя | Угощенье для зверят | Закреплять технику и правила пользования кистью и красками. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность. | Освоение техники рисования красками. Рисование в книжках раскрасках. | Д. Н. Колдина «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста» М. Мазаика- Синтез, 2008 Стр.53 | |
3 неделя | Праздничный салют | Вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к общественным событиям. Учить самостоятельно дорисовывать композицию, ритмично располагать в определенных местах яркие огни салюта; использовать разные цвета красок. Учить промывать кисть при смене цвета краски. | Салют Разноцветные огни | Чтение стихов, рассказов о празднике. Рассматривание иллюстраций, картинок. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.302 |
Март 1 неделя | Цветы для мамочки | Воспитывать у детей доброжелательное отношение к близким, родным людям. Вызвать эмоциональный отклик, желание сделать подарок любимой маме. Учить, самостоятельно рисовать красками, используя разные цвета, заполняя лист мазками, пятнами, ориентируясь на опорные линии. | Цветы Подарок | Рассматривание поздравительных открыток, чтение стихов рассказов пение песен о маме. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.329 |
2 неделя | Дорисуй картинки для Маши и Маринки | Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Вызвать интерес к процессу завершения композиции рисунка, учить самостоятельно дорисовывать фигурки животных, подбирать цвета; развивать воображение, сюжетно-игровой замысел. | Рассматривание картинок с изображением животных, иллюстраций в книжках, чтение потешек. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.273 | |
3 неделя | «Кошкин дом» | Развивать сюжетно-игровой замысел, дополнять аппликативные формы рисованием элементарные узоров. Вызывать интерес к сюжетной композиции, желание действовать в сотворчестве с воспитателем. | Кошка Дом Котёнок | Чтение стихов, потешек о животных, Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.344 |
4 неделя | Рисунки для друзей | Вызывать доброжелательное отношение к окружающим людям, проявлять о них заботу. Вызвать у детей желание помогать своим друзьям. Развивать замысел, умение самостоятельно изображать в рисунке предметы, использовать разные цвета красок. | Беседа о заботе к больным людям,друзьям. Создание игровой ситуации. Выполнение работы самостоятельно | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.364 | |
5 неделя | «Весна пришла…» | Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание наблюдать за происходящими в природе изменениями. Вызвать у них интерес к сотворчеству с воспитателем при создании коллективной композиции на листе большого формата, располагать детали рисунка вверху, внизу. Аккуратно пользоваться красками и фломастерами. | Весна Капель Солнышко | Беседа о весне,прослушивание стихотворения. Выполнение работы техникой рисования,показанной воспитателем | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.381 |
Апрель 1 неделя | «Светит солнышко в окошко» | Учить рисовать предметы округлой формы, закрашивать предмет, не выходя за контуры, правильно располагать изображение; закреплять навыки работы с кистью; формировать умение в подвижной игре действовать по звуковому сигналу. | Солнышко Лучики | Прослушивание стихотворения,беседа.. Выполнение работы техникой рисования,показанной воспитателем. Д/ упр. «Встало утром солнышко» | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр.64 |
2 неделя | «Звенит капель…» | Вызвать эмоциональный отклик на изменения в природе, желание передать образы весенней капели, сосулек; самостоятельно рисовать ритмом мазков, линий. Развивать воображение, сюжетно-игровой замысел. Учить аккуратно пользоваться краской. | Сосульки Капель Солнышко Весна | Рассматривание образца, беседа,Выполнение самостоятельно работы,по образцу | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр.399 |
3 неделя | «На лугу –лужочке, выросли цветочки» | Учить рисовать цветы способом примыкания, располагая лепестки вокруг готовой середины; закрепит понятия “много”, “один”, ”большой”,” маленький”. | Луг Цветы Травка | Прослушивание стихотворения,рассматривание образца,рисование. | О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста». М.Айрис-прес,2008 Стр68 |
4 неделя | «Травка зеленеет…» | Вызвать эмоциональный отклик в процессе изображения окружающих явлений. Желание передавать образ весенней природы(травку, яркое солнце) доступными детям изобразительными средствами (ритмом мазков, линий). Располагать изображение вверху листа (в небе) и внизу (на земле) | Травка Солнышко | Выполнение по образцу | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр428 |
Май 1 неделя | «Посадим деревца….» | Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Учить изображать деревце(ствол, ветки, первые листочки).Развивать сюжетно-игровой замысел. | Дерево Ветки Листочки | Беседа. Выполнение по образцу воспитателя | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр459 |
2 неделя | «Одуванчики цветы,словно солнышко желты» | Воспитывать у детей интерес к окружающему, бережное отношение к природе. Учить их изображать цветы на большом пространстве листа; навыкам рисования “рядом”. Создать условия для использования полученных ранее умений. | Солнышко Одуванчик Цветок Травка | Прослушивание стихотворения. Выполнение самостоятельно работы. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» Москва ОЛМА МЕДИА групп 2008г Стр474 |
3 неделя | «Ручейки бегут, журчат» | Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий.,размещенных горизонтальных Развития чувства формы и композиции. | Ручей | Выполнение самостоятельно работы | И. А. Лыкова «Изобразительное искусство в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.»/» КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», Творческий центр СФЕРА/Москва, 2009 Стр.13 |
4 неделя | «Вот какие у нас мостики!» | Создание композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование мостика из 4-5 горизоонтальных или дугообразных линий, размещённых близко друг к другу | Мостик | Выполнение работы самостоятельно | И. А. Лыкова «Изобразительное искусство в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.»/» КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», Творческий центр СФЕРА/Москва, 2009 Стр.13 |
Изобразительная деятельность. Лепка.
· Лепка: отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
· Лепка: раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце); соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.
Календарно-тематическое планирование НОД по художественно-эстетическому развитию (Лепка):